Вскрытия месторождений полезных ископаемых открытым способом

Вскрытия месторождений полезных ископаемых открытым способом thumbnail

ВСКРЫ́ТИЕ МЕСТОРОЖДЕ́НИЯ по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го, про­ве­де­ние гор­ных вы­ра­бо­ток для обес­пе­че­ния дос­ту­па с по­верх­но­сти к за­ле­жам по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го (ПИ) в не­драх. Гл. це­ли В. м. – под­го­тов­ка к вы­ем­ке ПИ, соз­да­ние транс­порт­ных свя­зей ме­ж­ду очи­ст­ны­ми за­боя­ми (ме­стом до­бы­чи ПИ) и пунк­та­ми приё­ма его на по­верх­но­сти, обес­пе­че­ние ус­ло­вий для безо­пас­но­го пе­ре­ме­ще­ния лю­дей, вен­ти­ля­ция шахт и руд­ни­ков. Осн. ви­да­ми вскры­ваю­щих вы­ра­бо­ток яв­ля­ют­ся ка­пи­таль­ные тран­шеи, вер­ти­каль­ные и на­клон­ные ство­лы, на­клон­ные транс­порт­ные съез­ды и штоль­ни. Раз­но­об­ра­зие спо­со­бов и схем В. м. оп­ре­де­ля­ет­ся мно­го­об­ра­зи­ем форм и ус­ло­вий за­ле­га­ния ПИ.

Вскрытие месторождения при разработке ПИ открытым способом (карьерное)

Вскрытия месторождений полезных ископаемых открытым способом

Рис. 1. Вскрытие карьерного поляс использованием рудоскатов: 1 – рудоскаты; 2 – перегрузочные площадки.

Вскры­тие ме­сто­ро­ж­де­ния при раз­ра­бот­ке ПИ от­кры­тым спо­со­бом (карь­ер­ное) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся обыч­но с по­мо­щью ка­пи­таль­ных тран­шей и по­лу­тран­шей (гор­но-ка­пи­таль­ные вскрышные ра­бо­ты­), ре­же по­сред­ст­вом шахт­ных ство­лов, што­лен, ка­пи­таль­ных ру­дос­пус­ков и др. под­зем­ных вы­ра­бо­ток, обес­пе­чи­ваю­щих транс­порт­ную связь ме­ж­ду пунк­та­ми по­груз­ки гор­ной мас­сы в карь­е­ре и пунк­та­ми её раз­груз­ки на по­верх­но­сти (рис. 1). Тран­шеи ис­поль­зу­ют для В. м. в рав­нин­ной ме­ст­но­сти, по­лу­тран­шеи – в хол­ми­стой. В отд. слу­ча­ях про­из­во­дят бес­тран­шей­ное В. м. (с по­мо­щью ба­шен­ных экс­ка­ва­то­ров и ка­бель­ных кра­нов, а так­же зем­ле­со­сных сна­ря­дов). В за­виси­мо­сти от кон­фи­гу­ра­ции карь­ер­но­го по­ля в пла­не, его глу­би­ны, про­из­водств. мощ­но­сти и ви­да ис­поль­зуе­мо­го транс­пор­та трас­са вскры­ваю­щих карь­ер­ное по­ле гор­ных вы­ра­бо­ток мо­жет быть про­стой (на бор­ту карь­е­ра не ме­ня­ет сво­его на­прав­ле­ния) или слож­ной (ту­пи­ко­вой, пет­ле­вой, спи­раль­ной и др.).

При В. м. с при­ме­не­ни­ем средств гид­ро­ме­ха­ни­за­ции гор­ные вы­ра­бот­ки не толь­ко от­кры­ва­ют дос­туп к за­ле­жам ПИ, но и соз­да­ют ак­ва­то­рию для ра­бо­ты пла­ву­чих зем­сна­ря­дов или зем­ле­сосно­го обо­ру­до­ва­ния. В за­ви­си­мо­сти от ви­да вскры­ваю­щих вы­ра­бо­ток раз­ли­ча­ют В. м. пио­нер­ным кот­ло­ва­ном (вы­ра­бот­ка про­во­дит­ся в ви­де сек­то­ра в пре­де­лах карь­ер­но­го по­ля с по­сле­дую­щим за­пол­не­ни­ем грун­то­вы­ми во­да­ми), тран­ше­ей-ка­на­лом (вы­ра­бот­ка про­во­дит­ся в кон­тур ме­сто­ро­ж­де­ния, во­дой за­пол­ня­ет­ся из рас­по­ло­жен­но­го вбли­зи во­до­источ­ни­ка) и за­вод­не­ни­ем по­верх­но­сти ме­сто­ро­ж­де­ния (осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при рас­по­ло­же­нии карь­е­ра вы­ше уров­ня вод в во­до­ис­точ­ни­ке, подъ­ём во­ды про­из­во­дят пло­ти­на­ми, на­со­са­ми и др.). В по­след­нем слу­чае пред­ва­ри­тель­но об­ва­ло­вы­ва­ют за­пол­няе­мое во­дой про­стран­ст­во спец. дам­ба­ми.

Вскрытие месторождения при разработке ПИ подземным способом

Вскры­тие ме­сто­ро­ж­де­ния при раз­ра­бот­ке ПИ под­зем­ным спо­со­бом за­ви­сит от фор­мы и ус­ло­вий за­ле­га­ния руд­ных тел, жил и пла­стов; мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся про­сты­ми или ком­би­нир. спо­со­ба­ми. К про­стым от­но­сят­ся спо­со­бы вскры­тия шахт­но­го по­ля осн. вер­ти­каль­ны­ми и на­клон­ны­ми вы­ра­бот­ка­ми и штоль­ня­ми (со вспо­мо­га­тель­ны­ми и вен­ти­ля­ци­он­ны­ми вер­ти­каль­ны­ми и на­клон­ны­ми ство­ла­ми, на­клон­ны­ми транс­порт­ны­ми съез­да­ми, штоль­ня­ми), про­хо­ди­мы­ми с по­верх­но­сти сра­зу на всю глу­би­ну рас­про­стра­не­ния ме­сто­ро­ж­де­ния (рис. 2 а, б). Ком­би­нир. спо­со­бы пред­став­ля­ют со­бой раз­ные со­че­та­ния про­стых спо­со­бов, обу­слов­лен­ные спе­ци­фи­кой гор­но-гео­ло­гич. ус­ло­вий за­ле­га­ния и боль­шой глу­би­ной раз­ра­бот­ки (рис. 2 в, г). Спо­соб В. м. оп­ре­де­ляет этап­ность вскры­тия (од­но­этап­ное или мно­го­этап­ное вскры­тие), ве­ли­чи­ны пер­во­го и по­сле­дую­щих эта­пов, рас­по­ло­же­ние осн. (кон­цен­тра­ци­он­ных и экс­плуа­та­ци­он­ных) го­ри­зон­тов; фор­ми­ру­ет ру­до- и гру­зо­по­то­ки, рас­по­ло­же­ние пром. пло­ща­док, транс­порт­ных, энер­ге­тич., те­п­ло­вых и др. ком­му­ни­ка­ций, по­ря­док во­до­по­ни­же­ния и осу­ше­ния ме­сто­ро­ж­де­ния.

Вскрытия месторождений полезных ископаемых открытым способом

Рис. 2. Этапность вскрытия подземных месторождений: а – простой способ одноэтапного вскрытия горизонтально- или пологопадающего месторождения; б – простой способ одноэтапного вскрытия крут…

В от­ли­чие от вскры­тия уголь­ных и др. пла­сто­вых ме­сто­ро­ж­де­ний вскры­тие руд­ных ме­сто­ро­ж­де­ний ха­рак­те­ри­зу­ет­ся мно­го­об­ра­зи­ем про­стран­ст­вен­но­го рас­по­ло­же­ния вы­ра­бо­ток в по­род­ном мас­си­ве. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что все уголь­ные пла­сто­вые ме­сто­ро­ж­де­ния име­ют, как пра­ви­ло, от­но­си­тель­но по­сто­ян­ный ве­ще­ст­вен­ный со­став ПИ, вы­дер­жан­ные и пра­виль­ные ли­ней­ные па­ра­мет­ры и раз­ме­ры за­ле­га­ния, ко­то­рые лег­ко под­да­ют­ся гео­мет­рич. и ана­ли­тич. опи­са­нию. Ка­ж­дое же руд­ное ме­сто­ро­ж­де­ние име­ет свои осо­бен­но­сти, гор­но-гео­ло­гич. ха­рак­те­ри­сти­ки и слож­ную мор­фо­ло­гию, что тре­бу­ет ин­ди­ви­ду­аль­но­го ре­ше­ния во­про­сов вскры­тия и под­го­тов­ки, по­ряд­ка и по­сле­до­ва­тель­но­сти вы­ем­ки ПИ.

При под­зем­ной раз­ра­бот­ке мед­но-кол­че­дан­ных, суль­фид­ных и ура­но­вых ме­сто­ро­ж­де­ний, от­би­тые ру­ды ко­то­рых склон­ны к са­мо­воз­го­ра­нию, а пыль взры­во­опас­на, це­ле­со­об­раз­но обо­соб­лен­ное про­вет­ри­ва­ние вы­емоч­ных и под­го­то­ви­тель­ных уча­ст­ков. Для та­ких ус­ло­вий раз­ра­бо­тан ком­би­ни­ро­ван­ный спо­соб сек­ци­он­но-бло­ко­во­го В. м. в шахт­ном по­ле с флан­го­вым или цен­траль­ным про­вет­ри­ва­ни­ем ка­ж­дой сек­ции. С этой це­лью про­хо­дят и обо­ру­ду­ют спец. ство­лы, ко­то­рые, по­ми­мо по­да­чи све­же­го воз­ду­ха в сек­цию-блок, мо­гут вы­пол­нять ряд вспо­мо­га­тель­ных функ­ций. Вы­да­ча ру­ды на по­верх­ность из всех сек­ций осу­ще­ст­в­ля­ет­ся цен­тра­ли­зо­ван­но по осн. ски­по­вым ство­лам. Сек­ци­он­но-бло­ко­вый спо­соб В. м. при­ме­ня­ют так­же для со­ля­ных и об­вод­нён­ных ме­сто­ро­ж­де­ний, при боль­ших раз­ме­рах шахт­но­го по­ля, при зна­чит. глу­би­не раз­ра­бот­ки, ко­гда вен­ти­ля­то­ры ока­зы­ва­ют­ся ма­ло­эф­фек­тив­ны­ми. Кро­ме то­го, при про­ры­ве во­ды, са­мо­воз­го­ра­нии от­би­той ру­ды, об­ру­ше­нии вме­щаю­щих по­род и взры­ве суль­фид­ной пы­ли или га­за мож­но бы­ст­ро изо­ли­ро­вать уча­сток (сек­цию) или кры­ло шахт­но­го по­ля по­сред­ст­вом сек­ци­он­но-бло­ко­вых во­до­га­зо­за­щит­ных или про­ти­во­по­жар­ных пе­ре­мы­чек и обо­соб­лен­но экс­плуа­ти­ро­вать и про­вет­ри­вать ос­таль­ную часть шахт­но­го по­ля.

Вскрытие россыпных месторождений

Вскры­тие рос­сып­ных ме­сто­ро­ж­де­ний (ал­ма­зов, зо­ло­та, оло­ва, ред­ко­зе­мель­ных эле­мен­тов и др.). Про­сто­та за­ле­га­ния рос­сып­ных ме­сто­ро­ж­де­ний пре­до­пре­де­ля­ет не­боль­шое чис­ло спо­со­бов и схем вскры­тия: вер­ти­каль­ны­ми и на­клон­ны­ми ство­ла­ми и ав­то­транс­порт­ны­ми съез­да­ми (по­гре­бён­ных рос­сы­пей), штоль­ня­ми и от­кры­ты­ми тран­шея­ми-ка­на­ва­ми (тер­ра­со­вых рос­сы­пей).

В ус­ло­ви­ях гор­ной ме­ст­но­сти для от­ра­бот­ки тер­ра­со­вых рос­сы­пей и об­вод­нён­ных ко­рен­ных руд­ных ме­сто­ро­ж­де­ний при­ме­ня­ют про­стой спо­соб вскры­тия штоль­ня­ми. Штоль­ни ис­поль­зу­ют так­же для пред­ва­рит. осу­ше­ния ме­сто­ро­ж­де­ний и по­сто­ян­но­го во­до­от­ли­ва. При глу­би­не за­ле­га­ния рос­сы­пей до 10 м и зна­чит. во­до­при­то­ке (за­труд­няю­щем про­ход­ку вер­ти­каль­ных и на­клон­ных вы­ра­бо­ток и удо­ро­жаю­щем во­до­от­лив) вскры­тие ме­сто­ро­ж­де­ний осу­ще­ст­в­ля­ет­ся от­кры­ты­ми тран­шея­ми.

Комбинированное комплексное поэтапное вскрытие месторождений

Вскрытия месторождений полезных ископаемых открытым способом

Рис. 3. Схема комплексного поэтапного вскрытия рудоносных участков месторождения: 1 – вентиляционно-вспомогательный ствол; 2 – грузовой ствол; 3 – клетевой ствол; 4 – скиповой …

Ком­би­ни­ро­ван­ное ком­плекс­ное по­этап­ное вскры­тие ме­сто­ро­ж­де­ний за­клю­ча­ет­ся в по­сту­па­тель­но-по­сле­до­ва­тель­ном ос­вое­нии и объ­е­ди­не­нии близ­ко рас­по­ло­жен­ных групп ме­сто­ро­ж­де­ний руд­но­го по­ля и уда­лён­ных ру­до­нос­ных уча­ст­ков ме­сто­ро­ж­де­ния (рис. 3). При этом уп­ро­ща­ют­ся тех­но­ло­гические схе­мы под­зем­ных и по­верх­но­ст­ных ру­до- и гру­зо­по­то­ков, умень­ша­ет­ся чис­ло про­мышленных объ­ек­тов и ком­му­ни­ка­ций, со­кра­ща­ют­ся пло­ща­ди зе­мель­ных от­во­дов и, со­от­вет­ст­вен­но, сни­жа­ет­ся не­га­тив­ное тех­но­ген­ное воз­дей­ст­вие на ок­ру­жаю­щую сре­ду.

Источник

Вскрытием карьерного поля называются горные работы по созданию ком­плекса капитальных и временных траншей и съездов, обеспечивающих грузо- транспортную связь между рабочими горизонтами в карьере и приемными пун­ктами на поверхности.

Рабочими горизонтами в карьере являются рабочие площадки уступов. Приемные устройства на поверхно-сти — обогатительные фабрики, перегрузоч­ные бункеры, склады, отвалы или электростанции. Траншеи и съезды оборудуют­ся транспортными путями и средствами транспорта.

Совокупность всех вскрывающих выработок называется схемой вскрытия. Вскрытие рабочих горизонтов карьеров осуществляется при помощи горных вы­работок — капитальных наклонных или крутых траншей и горизонтальных — разрезных, которые являются продолжением капитальных траншей и служат для подготовки месторождения к выемке, создавая начальный фронт работ на вскры­том уступе.

Капитальные траншеи могут быть внешними и внутренними. Внутренние траншеи располагают внутри контура карьера, внешние — за пределами его кон­тура. Вскрывающие траншеи имеют, как правило, трапециевидное поперечное се­чение. При разработке неглубоких горизонтальных или пологих месторождений при числе уступов не более трех применяют внешние траншеи.

Этапы вскрытия при разработке горизонтальных и пологих месторождений включают обычно проведение одной или двух внешних капитальных траншей, разрезных траншей по вскрышным породам и по полезному ископаемому. После проходки разрезной траншеи по вскрышным породам отрабатывают 2 — 3 заход­ки и создают тем самым необходимое опережение вскрышных работ для проход­ки разрезной траншеи по полезному ископаемому.

Вскрытие наклонных и крутых залежей обычно осуществляется внутренни­ми траншеями со сложной формой трассы, расположенной на нерабочих бортах траншеи.

Работы по вскрытию ведутся в течение всего времени разработки: на каждом горизонте проводят подготовительные выработки (разрезные траншеи), удлиня­ют и совершенствуют систему капитальных и временных съездов.

Если при разработке горизонтальных месторождений вскрывают сразу все горизонты и работы по вскрытию заканчиваются в период строительства карье­ра, то при разработке наклонных и крутопадающих месторожденияй они продол­жаются до конца его разработки. При крутом залегании пласта необходим разнос не одного, а обоих бортов разрезной траншеи.

Способы проходки траншей. Вскрытие месторождений производится въезд­ными траншеями, а подготовка — разрезными. Основные параметры траншеи (длина, ширина по низу, уклон, угол откоса бортов) зависят от назначения тран­шеи, проходческого оборудования, глубины вскрываемого горизонта и физико- механических свойств пород.

Длина траншеи L, максимальная глубина Н и уклон i = tga связаны отноше­нием

Н 1 = —. i

Угол а показывает наклон дна траншеи к горизонтальной плоскости. Уклон определяется видом транспорта, и средние значения его находятся в следующих пределах: для железнодорожного транспорта 0,025 — 0,040, для автотранспорта

О 360 — 0,200, для конвейерного транспорта 0,250 — 0,330, для скиповых подъемни­ков 0,500- 1,000.

Минимальная ширина траншеи понизу также зависит от вида транспорта и числа путей и составляет для железнодорожного транспорта 8—16 м, для авто­транспорта 6 — 14 м. Ширина траншеи должна быть увязана с параметрами про­ходческого оборудования. Разрезная траншея проходится горизонтально или с уклоном 0,003 — 0,005 для стока воды. Ширина разрезной траншеи принимается из условия размещения в ней взорванной массы при последующей отработке одно­го из ее бортов и затем приводится в соответствие с рабочими размерами экска­ватора. Обычно ширина разрезных траншей составляет 20 — 25 м. Траншеи, рас­полагаемые на косогоре, часто не имеют второго борта, поэтому их называют по­лутраншеями.

Траншеи могут располагаться в пустых породах и в рудном теле. В первом слу­чае породу располагают на бортах траншеи или вывозят в отвалы. По этому при­знаку выделяют две группы способов проходки траншеи — бестранспортные и транспортные.

Бестранспортные способы проходки траншей применяют, если борта тран­шеи при дальнейшей разработке месторождения не будут отрабатываться и, сле­довательно, не потребуется повторного удаления породы с бортов.

Проходка траншеи драглайном по бестранспортной схеме показана на рис. 5.5. Максимально возможные размеры траншеи b и h определяются рабочими параме­трами экскаватора и физико-механическими свойствами пород. Между отвалом и верхней бровкой борта траншеи должна оставляться площадка (берма) безопасно­сти с, размеры которой зависят от устойчивости пород и глубины траншеи. Иногда породы располагаются на одном борту траншеи: в этом случае при проходке экс­каватор смещается к этому борту. Широкие траншеи экскаватор проходит за два хода, размещая породу вначале с одной стороны траншеи, а затем с другой сторо­ны. В необходимых случаях на проходке применяют два драглайна. Прямую меха­ническую лопату при бестранспортных способах проходки траншей применяют редко, т. к. использование в этом случае даже вскрышных экскаваторов не позво­ляет пройти траншею необходимых размеров.

Бестранспортные способы проходки траншей наиболее производительны и экономичны. Коэффициент использования экскаватора при этом достигает 0,8 — 0,85.

Транспортные способы проходки траншей могут применяться в самых разно­образных условиях. Проходка траншеи сплошным забоем с нижней погрузкой наиболее распространенный способ этой группы, который применяют в мягких и скальных породах с погрузкой породы в автомобильный или железнодорожный транспорт.

На рис. 5.6 показана проходка траншеи сплошным забоем с нижней погрузкой породы в железнодорожные вагоны.

Рис. 5.6. Проходка траншеи сплошным

забоем с нижней рогрузкой в ж/д вагоны

После обуривания станками 1 нескольких рядов (2—10) скважин б и их взрывания горная масса экскава­тором 2 грузится в вагон 3. Так как забой тупиковый, то экскаватором можно загрузить только один вагон, после чего состав отходит от забоя за стрелку 4 (рис. 5.6, а) и электровоз подает вагоны в тупик 5, где груженый вагон отцепляют и состав вновь подают к экскаватору.

После загрузки очередного вагона процесс по­вторяется. Полностью загруженный состав уходит из траншеи, и к экскаватору подходит порожний состав. Одновременно происходит обуривание следующего участка траншеи. Выносной тупик 5 по мере проходки траншеи переносят ближе к забою.

В последнее время взрывание пород осуществля­ют на участках траншей значительной длины (сотни ме­тров). Уменьшение числа взрывов при этом способству­ет увеличению производительности экскаваторов и бу­ровых станков.

Достоинства данного способа: использование при проходке траншеи экскава­торов с нормальным рабочим оборудованием и широкая область их применения. Однако низкий коэффициент использования экскаватора (0,3 — 0,4), вызываемый сложными маневрами транспорта, не позволяет обеспечить высокую скорость проходки траншей. Применение автотранспорта при этом способе на 20 — 30 % снижает простои экскаватора и позволяет довести скорости проходки до 150 — 180 м/месяц. Разворот автосамосвала при достаточной ширине траншеи происходит вблизи забоя; в бортах узких траншей для разворота через каждые 50 – 60 м устра­ивают ниши.

Рис. 5.7. Проходка траншеи сплошным забоем с верхней погрузкой породы

Коэффициент использования экскаватора и скорость проходки можно повы­сить, если ввести проходку траншей сплошным забоем с верхней погрузкой поро­ды вскрышным экскаватором (рис. 5.7, а). Рельсовый путь укладывают на одном из бортов траншеи, и при загрузке состава вагоны не расцепляют. Этот способ дает хорошие показатели в породах не выше средней крепости (скорость проход­ки до 150 — 250 м/месяц). В скальных породах высокой крепости производитель­ность вскрышных экскаваторов снижается.

Послойный способ проходки (рис. 5.7, б) сочетает достоинства обоих транс­портных способов — верхнюю погрузку с использованием прямых механических лопат с нормальным рабочим оборудованием. При этом способе сечение траншеи делят на ряд заходок (I —IV), которые проходят последовательно. На рис. 5.7 в по­казан момент проходки второй заходки. Экскаватор расположен на почве второй заходки, транспортные средства — на почве первой заходки.

В процессе проходки каждого последующего слоя траншеи транспортный путь располагают на почве предыдущей заходки. Высота слоя зависит от макси­мальной высоты разгрузки экскаватора Нр и высоты транспортных средств h. Для экскаватора ЭКГ-4,6 при использовании стандартных думпкаров максимальная высота слоя составляет 3 — 3,3 м.

Послойный способ обеспечивает высокую скорость проходки траншей, осо­бенно в мягких породах (до 150 — 200 м/месяц). Большой объем путевых работ и сложность проведения буровзрывных работ ограничивают область применения этого способа. Проходка разрезной траншеи послойным способом по условиям транспорта возможна только одновременно с проходкой въездной траншеи.

Траншеи можно проходить многоковшовыми экскаваторами, колесными скреперами, гидромеханизацией и методом взрыва на выброс, однако в связи с ограниченной областью применения этих способов они в данном курсе не рас­сматриваются.

Способы вскрытия. По расположению траншей различают следующие спо­собы вскрытия: внешними (когда траншеи располагают за предельным контуром карьера) и внутренними траншеями (когда траншеи размещены внутри контуров карьера).

Вскрытие внешними траншеями применяют для отработки пологих, залегаю­щих неглубоко месторождений, иногда для верхних горизонтов крутопадающих месторождений.

При вскрытии отдельными внешними траншеями каждый горизонт место­рождения вскрывается обособленной траншеей. Способ обеспечивает незави­симость транспортирования породы с каждого горизонта, но отличается высо­ким объемом проходческих работ, т. к. с увеличением глубины вскрываемого го­ризонта объем траншей резко возрастает. По этой причине отдельными траншеями вскрывают не бо­лее двух-трех уступов. В некоторых условиях (на­пример, на косогоре) число вскрываемых горизон­тов может быть увеличено, т. к. в этом случае объем выработок (полутраншей) уменьшается.

Для уменьшения объема работ по вскрытию при­меняют вскрытие общими (или групповыми) внеш­ними траншеями (рис. 5.8). Каждая траншея, вскры­вающая нижележащий горизонт, проходится внутри траншеи верхнего горизонта. Число уступов, вскры­ваемых общими траншеями, достигает 5 — 6. При групповом вскрытии одна группа траншей вскрыва­ет породные горизонты, другая — добычные.

Рис. 5.8. Вскрытие общими внешними траншеями

Вскрытие внутренними траншеями позволяет значительно сократить объем породных работ вслед­ствие расположения траншей внутри контуров ка­рьера. Внутренние траншеи аналогично внешнему вскрытию могут быть отдель­ными, групповыми и общими. Общие траншеи имеют широкое распространение при разработке глубоких карьеров (глубиной до 400 — 500 м), при любой форме и любом угле падения месторождений.

Из общих траншей наибольшее распространение получило вскрытие тупико­выми и спиральными съездами.

При тупиковых съездах (рис. 5.9) вскрывающие траншеи располагают на не­рабочем борту карьера во взаимно обратных направлениях. Каждый съезд 1 на рабочем горизонте заканчивается тупиковой площадкой 2, на которой состав при спуске или подъеме меняет направление своего движения. На схеме карьера по­казано пять горизонтов: два верхних отработаны, третий (породный) и четвертый (рудный) находятся в стадии отработки, на пятый горизонт проходится въезд-ная траншея. При последующей разработке пятого горизонта правый борт траншей отработают, и съезд на этот горизонт будет иметь такой же вид, как съезды на предыдущие горизонты. На каждом съезде укладывают один или два рельсовых пути.

Рис. 5.9. Вскрытие тупиковыми съездами

Пропускная способность двухпутевых съездов в 2 — 2,5 раза выше, чем одно- путевых.

Достоинства вскрытия тупиковыми съездами: возможность размещения съез­дов на одном борту; широкая область применения. Недостаток — низкая средняя скорость движения поездов вследствие больших затрат времени на маневры под­вижного состава на тупиковых площадках.

При вскрытии спиральными съездами последние располагают в виде спирали по рабочему и нерабочему бортам карьера (рис. 5.10).

В конце каждого съезда (1, 2, 3 и 4) имеется горизонтальная площадка П, на ко­торой устраивают разминовки. На этих же площадках находятся пункты примы­кания /7р железнодорожных путей четырех рабочих горизонтов к постоянным пу­тям. Вскрытие спиральными съездами позволяет упростить маневры транспорта и тем самым увеличить его производительность. Однако потребность больших ра­диусов закруглений железнодорожных путей (150 — 200 м) ограничивает область применения этого способа вскрытия.

При использовании автомобильного транспорта, допускающего крутые укло­ны и малые радиусы закруглений (25 — 30 м), возможно вскрытие месторождений незначительной мощности спиральными съездами.Вследствие более жестких условий применения и более сложной организа­ции добычных работ вскрытие спиральными съездами применяют реже, чем ту­пиковыми.

 
 

С увеличением глубины карьеров возрастает длина транспортирования горной массы с нижних горизонтов, достигая в глубоких карьерах 8—10 км. Суммарную длину транспортирования можно сократить применением вскрытия крутыми траншеями.

Рис. 5.10. Вскрытие спиральными съездами

Источник