Всегда ли модернизация увеличивает срок полезного использования
Восстановление объекта основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации или реконструкции.
Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств увеличивают первоначальную стоимость объекта. Если в результате модернизации и реконструкции улучшаются показатели функционирования объекта (срок полезного использования, мощность, качество применения и тому подобное), то организация должна увеличить первоначальную стоимость объекта и, следовательно, списание затрат на модернизацию и реконструкцию будет производиться посредством начисления амортизации.
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.
Как свидетельствует наша консультационная практика, у бухгалтера часто возникает масса вопросов, связанных с отражением операций по реконструкции и модернизации основных средств. Ведь согласно нормам бухгалтерского законодательства в результате реконструкции и модернизации изменяется первоначальная стоимость объекта основных средств, в которой он принят к бухгалтерскому учету, кроме того, может пересматриваться и срок его полезного использования. Естественно, что эти последствия вызывают сложности и с начислением амортизации.
Изменение первоначальной стоимости основного средства в результате проведенной модернизации
В соответствии с пунктом 14 ПБУ 6/01 изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.
Согласно новой редакции пункта 27 ПБУ 6/01 затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и тому подобное) объекта основных средств.
В бухгалтерском учете согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н расходы на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств учитываются на балансовом счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 9 «Затраты на модернизацию основных средств».
Пример 1.
Для освоения нового вида продукции организация приняла решение о модернизации станка, в результате которой повысится точность обработки деталей.
Организация заключила договор на проведение работ с подрядной организацией. Согласно договору стоимость работ по модернизации станка составила 23 600 рублей, (в том числе НДС – 3 600 рублей). Предположим, что первоначальная стоимость станка составляла 300 000 рублей, сумма начисленной амортизации до модернизации основного средства – 50 000 рублей.
Данные операции в бухгалтерском учете организации отражены следующим образом:
Корреспонденция счетов | Сумма, рублей | Содержание операции | |
Дебет | Кредит | ||
08-9 | 60 | 20 000 | Отражена стоимость затрат на модернизацию станка |
19 | 60 | 3 600 | Учтен НДС по затратам на модернизацию |
68 | 19 | 1 800 | Принят к вычету НДС |
01 | 08-9 | 20 000 | Увеличена первоначальная стоимость станка на сумму расходов по модернизации |
60 | 51 | 23 600 | Оплачены работы по модернизации станка |
Таким образом, в результате проведенных мероприятий по модернизации станка его первоначальная стоимость составила 320 000 рублей, остаточная стоимость – 270 000 рублей.
Обратите внимание: в соответствии с нормами главы 21 НК РФ организация – плательщик НДС вправе получить вычет суммы налога, предъявленной к оплате организацией, производившей модернизацию основного средства (подпункт 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ).
Указанный вычет организация – собственник модернизированного основанного средства получит на основании счета-фактуры после принятия на учет выполненных работ по модернизации. Это следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ.
Окончание примера.
Изменение срока полезного использования основного средства после модернизации
Как следует из норм ПБУ 6/01, срок полезного использования основного средства определяется организацией самостоятельно при принятии объекта к учету. При этом организация исходит из:
«ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды)».
Последним абзацем пункта 20 ПБУ 6/01 установлено:
«В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту».
Буквальное прочтение данной нормы позволяет сделать вывод, о том, что возможность пересмотра срока полезного использования модернизированного основного средства представляет собой право организации, а не ее обязанность. Отметим, что аналогичная тока зрения высказана и в Письме Минфина Российской Федерации от 4 августа 2003 года №04-02-05/3/65 «Об учете реконструкции основных средств, остаточная стоимость которых равна нулю».
Аналогичная норма о возможности пересмотра срока полезного использования предусмотрена и пунктом 60 Методических указаний №91н:
«В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту».
Таким образом, при модернизации объекта основных средств организация самостоятельно принимает решение о том, пересматривается срок полезного использования основного средства или нет.
Начисление амортизации после модернизации основного средства
Изменение первоначальной стоимости основного средства даже в условиях установленного ранее срока полезного использования, естественно, ведет к изменению нормы амортизационных отчислений по данному объекту основных средств. Отметим, что ПБУ 6/01 не содержит специальных положений о том, как следует начислять амортизацию после осуществленной реконструкции или модернизации. Но в пункте 60 Методических указаний №91н содержится пример расчета амортизационных отчислений, который позволяет сделать вывод о том, что начисление амортизации после реконструкции или модернизации следует производить исходя из остаточной стоимости объекта и оставшегося срока полезного использования (с учетом его увеличения):
«Объект основных средств стоимостью 120 тыс. руб. и сроком полезного использования 5 лет после 3 лет эксплуатации подвергся дооборудованию стоимостью 40 тыс. руб. Пересматривается срок полезного использования в сторону увеличения на 2 года. Годовая сумма амортизационных отчислений в размере 22 тыс. руб. определяется из расчета остаточной стоимости в размере 88 тыс. руб. = 120000 – (120 000 × 3 / 5) + 40 000 и нового срока полезного использования 4 года».
Теперь рассмотрим случай, когда организация принимает решение оставить прежний срок полезного использования. В этом случае годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из увеличенной стоимости основного средства и оставшегося срока полезного использования. Если исходить из условий примера, приведенного в Методических указаниях №91н, то сумма амортизационных отчислений (линейный метод) будет рассчитываться следующим образом.
Пример 2.
Объект основного средства стоимостью 120 000 рублей и сроком полезного использования пять лет после трех лет эксплуатации подвергся дооборудованию стоимостью 40 000 рублей. Срок полезного использования не пересмотрен. Годовая сумма амортизационных отчислений в размере 44 000 рублей определяется из расчета остаточной стоимости в размере 88 000 рублей (120 000 рублей – (120 000 рублей / 5 лет х 3 года) + 40 000 рублей) и оставшегося срока полезного использования – 2 года.
Окончание примера.
Организация может модернизировать и полностью самортизированное основное средство, остаточная стоимость которого равна нулю. Так как нормы бухгалтерского законодательства не содержат специальных правил начисления амортизации в отношении такого имущества, бухгалтер должен применить общие правила: сумма амортизации рассчитывается из остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования. В условиях полностью самортизированного основного средства остаточная стоимость равна нулю и фактически срок полезного использования уже истек. Но, так как в результате модернизации первоначальная стоимость подлежит увеличению, следовательно, увеличится и остаточная стоимость объекта. Согласно пункту 20 ПБУ 6/01 организация вправе увеличить срок полезного использования, поэтому в этом случае она обязательно должна пересмотреть срок полезного использования основного средства. В результате такого подхода имеются все исходные данные для начисления амортизации, остаточная стоимость и срок полезного использования. Фактически в данном случае в течение нового установленного срока полезного использования объекта организация будет погашать расходы на модернизацию.
Пример 3.
Объект основного средства стоимостью 120 000 рублей и сроком полезного использования пять лет после пяти лет эксплуатации подвергся дооборудованию стоимостью 40 000 рублей. Новый срок полезного использования – два года. Годовая сумма амортизационных отчислений в размере 20 000 рублей определяется из расчета стоимости дооборудования в размере 40 000 рублей (120 000 рублей – (120 000 рублей / 5 лет х 5 лет) + 40 000 рублей) и срока полезного использования – 2 года.
Окончание примера.
Пример 4. Из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».
Вопрос:
Организация провела модернизацию основного средства. Срок полезного использования не увеличен.
Вправе ли организация списывать сумму модернизации основного средства в течение оставшегося срока полезного использования основного средства или необходимо исчислять амортизацию исходя из нормы, установленной при вводе в эксплуатацию основного средства (то есть увеличенная стоимость основного средства будет списываться дольше срока его полезного использования)?
Амортизация начисляется линейным способом и в налоговом, и в бухгалтерском учете.
Ответ:
Рассмотрим правила начисления амортизации по модернизированным объектам основных средств в бухгалтерском учете. Необходимо определить влияние затрат на модернизацию на начисление амортизации после завершения работ без изменения срока полезного использования.
Согласно пункту 27 ПБУ 6/01, затраты на модернизацию объекта основных средств после окончания работ увеличивают его первоначальную стоимость.
Расходы на модернизацию отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Для учета таких затрат организация может в рабочем плане счетов, утвержденном приказом об учетной политике, предусмотреть к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» отдельный субсчет «Модернизация объектов основных средств».
По окончании модернизации затраты списываются в дебет счета 01 «Основные средства», увеличивая в аналитическом учете стоимость основного средства (пункт 42 Методических указаний по учету основных средств; Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета).
В соответствии с пунктом 60 Методических указаний по учету основных средств при улучшении показателей функционирования объекта основного средства в результате проведенной модернизации организации рекомендуется устанавливать новый срок полезного использования. Этот же порядок определен пунктом 20 ПБУ 6/01.
В Письме Минфина Российской Федерации от 23 июня 2004 года №07-02-14/144 «О бухгалтерском учете основных средств» разъяснено, что при увеличении первоначальной стоимости объекта основных средств в результате модернизации годовая сумма амортизационных отчислений пересчитывается исходя из остаточной стоимости объекта, увеличенной на затраты на модернизацию, и оставшегося срока полезного использования.
Обращаем внимание, что указанный порядок применяется только при линейном способе списания амортизационных начислений.
В рассматриваемой ситуации срок полезного использования не увеличивается.
В целях бухгалтерского учета после проведения модернизации и увеличения стоимости основного средства норма ежемесячных амортизационных отчислений увеличивается. Стоимость объекта основных средств полностью списывается в течение первоначально установленного срока полезного использования.
Окончание примера.
Пример 5.
Организация провела модернизацию основного средства. Первоначальная стоимость объекта – 400 000 рублей. Срок полезного использования – 72 месяца (основное средство относится к четвертой амортизационной группе – от 5 до 7 лет). Амортизация начисляется линейным способом.
На момент модернизации основное средство амортизировалось в течение 20 месяцев. Сумма начисленной амортизации равна 111 111 рублей. Затраты на модернизацию составили 50 000 рублей.
После модернизации стоимость равна 450 000 рублей. Оставшийся срок эксплуатации – 52 месяца.
Таким образом, ежемесячная сумма амортизации, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем окончания модернизации, составит 6517,10 рубля ((450 000 рублей – 111 111 рублей) / 52 месяца).
При этом применять новую сумму амортизации следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения работ по модернизации.
Начисление амортизации продолжается до полного погашения стоимости основного средства либо списания его с баланса (пункт 21 ПБУ 6/01).
Окончание примера.
Пример 6. Из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».
Вопрос:
В каком порядке следует вести бухгалтерский учет и списывать материалы при модернизации основных средств? Издается ли приказ на проведение модернизации?
Ответ:
Под содержанием объекта можно понимать поддержание его эксплуатационных свойств посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии.
В нормативных документах не закреплен порядок принятия и оформления решения о проведении работ по модернизации. По общему правилу такое решение оформляется приказом руководителя по организации. Кроме того, в пункте 3 статьи 256 НК РФ предусмотрено переведение основных средств на модернизацию на длительный срок (более 12 месяцев) именно по решению руководителя. Данный документ необходимо оформить и в целях налогового учета, чтобы обосновать экономическую целесообразность данных расходов согласно статье 252 НК РФ.
Учет затрат, связанных с модернизацией объекта основных средств (включая затраты по модернизации, осуществляемой во время ремонта, выполняемого с периодичностью более 12 месяцев), ведется в порядке, установленном для учета капитальных вложений.
Затраты на модернизацию объекта основных средств учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы.
По завершении работ по модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, увеличивают его первоначальную стоимость и списываются в дебет счета учета основных средств и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат.
В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту (пункт 60 Методических указаний по учету основных средств).
Материалы, полученные при проведении работ по модернизации основного средства (снятые с объекта основного средства), подлежат принятию к учету в составе прочих доходов. В соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99, активы, полученные безвозмездно, являются прочими доходами. Пунктом 10.3 ПБУ 9/99 установлено, что рыночная стоимость таких активов определяется организацией на основе цен, действующих на данный или аналогичный вид активов на момент принятия их к учету. Это положение ПБУ 9/99 корреспондируется также с пунктом 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н:
«фактическая себестоимость материалов, полученных организацией по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия основных средств и другого имущества, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету».
При этом остаточная стоимость основного средства не уменьшается на стоимость демонтированных частей.
Сдача подразделениями на склад материалов, полученных от разборки основных средств, оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов (пункт 57 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н).
Приемка законченных работ по модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом. Унифицированная форма акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (№ОС-3) утверждена Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 21 января 2003 года №7).
Увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств требует корректировки данных в инвентарной карточке этого объекта. Если отражение корректировок в указанной инвентарной карточке затруднено, открывается новая инвентарная карточка (с сохранением ранее присвоенного инвентарного номера), в которой отражаются новые показатели, характеризующие модернизированный объект (пункт 40 Методических указаний по учету основных средств).
Окончание примера.
Более подробно с вопросами, касающимися особенностей учета расходов на ремонт основных средств при применении специальных режимов налогообложения (УСНО, ЕНВД), особенностей учета расходов на ремонт безвозмездно полученных основных средств, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Ремонт и модернизация основных средств».
Проведение достройки, реконструкции или модернизации основных средств неизменно вызывает большое количество вопросов у налогоплательщиков, особенно в части, связанной с расчетом налога на прибыль. Как раз этому и посвящено комментируемое письмо Минфина России. Во-первых, в нем рассмотрена возможность перевода основных средств после их модернизации в другую амортизационную группу. Во-вторых, разъясняется порядок амортизации основных средств после реконструкции, модернизации или технического перевооружения. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 03.10.13 № 03-03-06/1/40974)
Скачать ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 03.10.13 № 03-03-06/1/40974
Амортизационную группу менять нельзя
Именно к такому выводу пришли финансисты в своем письме. Как же они рассуждали?
Начали они с общих положений.
Согласно нормам пункта 1 статьи 258 НК РФ, амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.
Срок полезного использования – это период, в течение которого объект основных средств (или нематериальных активов) применяется для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода имущества в эксплуатацию в соответствии с положениями статьи 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1.
Понятия реконструкции, модернизации, технического перевооружения, достройки, дооборудования определены в пункте 2 статьи 257 НК РФ.
В частности, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками или другими новыми качествами.
При этом Налоговый кодекс предусматривает, что налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта после даты ввода его в эксплуатацию.
Такое возможно, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта увеличился срок его полезного использования.
Однако пункт 1 статьи 258 НК РФ содержит важное ограничение: увеличение срока полезного использования основного средства может быть осуществлено только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено это основное средство.
Таким образом, финансисты приходят к заключению, что в случае увеличения срока полезного использования основных средств по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 258 НК РФ (то есть при реконструкции, модернизации или техническом перевооружении), перевод основных средств из амортизационной группы, в которую они были включены первоначально (на дату ввода в эксплуатацию), невозможен. Даже при условии, что изменилось технологическое или служебное назначение объекта.
Вывод финансистов вполне логичен и опирается на нормы Налогового кодекса, так что вряд ли с ним стоит спорить. Но как же тогда амортизировать основные средства, подвергнувшиеся реконструкции, модернизации или техническому перевооружению? Ответ на этот вопрос также содержится в комментируемом письме.
Нормы амортизации остаются неизменными
По мнению финансистов, остаточную стоимость указанных основных средств, включая стоимость произведенной реконструкции, модернизации или технического перевооружения, следует продолжать амортизировать по нормам, которые определены при вводе имущества в эксплуатацию.
Ответ весьма лаконичен, поэтому рассмотрим его более подробно, тем более что именно с этим выводом можно и поспорить.
Вначале отметим, что такая лаконичность объясняется, видимо, и тем обстоятельством, что высказанная в письме точка зрения далеко не нова (письма Минфина России от 27.12.10 № 03-03-06/1/813, от 12.02.09 № 03-03-06/1/57, от 06.02.07 № 03-03-06/4/10, от 13.03.06 № 03-03-04/1/216).
Придерживается ее и налоговая служба (письма ФНС России от 14.03.05 № 02-1-07/23, УФНС России по г. Москве от 16.08.06 № 20-12/72962).
Чиновники предлагают исходить исключительно из формальных норм Налогового кодекса, согласно которым расчет суммы амортизации по объекту основных средств производится по норме амортизации, которая определяется единожды при первоначальном вводе объекта в эксплуатацию.
Такие рассуждения при их практическом применении приводят к тому, что если стоимость основного средства увеличилась в результате проведения реконструкции или модернизации, а срок полезного использования по решению налогоплательщика остался прежним, то срок фактического использования все же изменяется.
Покажем это на примере.
ПРИМЕР
Первоначальная стоимость объекта основных средств – 200 000 руб. Установленный срок его полезного использования – 48 месяцев.
Допустим, что до начала модернизации срок фактического использования данного основного средства составлял 12 месяцев.
Тогда при линейном методе начисления амортизации норма амортизации по данному основному средству в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемого имущества будет равна 2,0833% (1/48 мес. 100%).
Ежемесячная амортизация по объекту составит 4166,6 руб. (200000 руб. 2,0833% : 100%), а величина амортизации за время фактической эксплуатации до модернизации – 50 000 руб. (4166,67 руб. 12 мес.).
Модернизация продолжалась 16 месяцев, и в течение этого срока амортизация по объекту не начислялась.
В результате проведенных работ первоначальная стоимость объекта увеличилась на 100 000 руб.
По варианту финансистов и налоговиков после модернизации ежемесячная сумма амортизации, исчисленная по прежней норме, должна составить 6249,90 руб. в месяц (300 000 руб. 2,0833% : 100%).
Учитывая, что остаточная стоимость объекта после модернизации составила 250 000 руб. (200 000 руб. – 50 000 руб. + + 100 000 руб.), для полного списания в расходы его стоимости амортизацию по нему надо начислять еще 40 месяцев (250 000 руб. : 6249,9 руб.).
При этом если исходить из нормы Налогового кодекса о неизменности первоначально установленного срока использования данного основного средства, то после модернизации до его окончания должно пройти только 36 месяцев (48 мес. – – 12 мес.).
Получается, что при варианте, за который ратуют финансисты и налоговики, происходит начисление амортизации по объекту уже за пределами срока его полезного использования*.
* Отметим, что аналогичный алгоритм расчетов амортизации при модернизации предлагается финансистами не только для рассмотренного нами линейного метода начисления амортизации, но и для нелинейного. Так, в письме от 13.02.06 № 03-03-04/1/108 указывается, что в случае проведения модернизации после того, как остаточная стоимость основного средства составила 20 процентов и была зафиксирована как базовая стоимость для дальнейших расчетов, недоамортизированная стоимость должна амортизироваться в размере ранее установленной доли. Таким образом, при нелинейной амортизации происходит увеличение срока фактической амортизации модернизируемого основного средства, и он превысит первоначально установленный для него срок полезного использования.
Альтернативный вариант расчета амортизации имущества
Однако не все налогоплательщики соглашаются с таким экономически не выгодным для себя подходом и выбирают другой способ расчета.
При его применении они исходят из того, что приоритетным при расчете срока амортизации после модернизации (реконструкции) объекта основных средств должен быть исключительно срок полезного использования, который должен оставаться для такого основного средства неизменным.
Абзац 3 пункта 1 статьи 258 НК РФ прямо устанавливает, что, если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств не произошло увеличения срока его полезного использования, налогоплательщик при исчислении амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования. Поэтому, по нашему мнению, у налогоплательщиков есть все основания применять в данном случае именно эту норму.
При альтернативном варианте за основу расчета величины месячной амортизации берется срок полезного использования объекта, а расчет месячной суммы амортизации будет производиться следующим образом.
Остаточная стоимость объекта основных средств на дату завершения его модернизации с учетом суммы самой проведенной модернизации делится на количество оставшихся месяцев полезного использования.
Что выбрать налогоплательщику?
Этот вопрос каждый решает для себя самостоятельно.
Отметим, что в ряде случаев арбитры поддерживают налогоплательщиков в их стремлении сэкономить. В частности, судьи приходят к выводу, что из формулировки абзаца 3 пункта 1 статьи 258 НК РФ следует, что после проведения модернизации (реконструкции или технического перевооружения) основного средства налогоплательщик имеет право начислять амортизацию по нему исходя из оставшегося срока полезного использования.
То есть с применением новой нормы амортизации и исходя из остаточной стоимости, увеличенной на сумму модернизации (реконструкции)**.
** Постановления ФАС Московского от 07.08.07 № КА-А40/5187-07, Поволжского от 17.07.07 № А49-998/07 округов.
В заключение для тех налогоплательщиков, которые отважатся на спор с проверяющими, приведем еще несколько дополнительных аргументов, которые можно использовать для обоснования своей правоты.
Во-первых, предлагаемый чиновниками метод расчета амортизации, опирающийся исключительно на общую норму пункта 2 статьи 259.1 НК РФ, применим только при первоначальном расчете суммы месячной амортизации при первичной постановке на учет объекта основных средств. Использование же данного порядка для иных случаев, в частности в рассматриваемой ситуации, противоречит экономической логике.
Поэтому нельзя считать полученную таким путем налоговую базу (разность доходов и расходов, включающих в себя в том числе и амортизацию) экономически обоснованной.
Вместе с тем пункт 3 статьи 3 НК РФ гласит, что налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
Во-вторых, как мы уже убедились, законодатель не учел особенностей расчета амортизации для рассматриваемых особых случаев и не дал четкого алгоритма их расчета в такой ситуации.
Результатом этого стало то, что одни положения Налогового кодекса вступают в противоречие с другими. А при таких обстоятельствах можно смело применять нормы пункта 7 статьи 3 НК РФ. Речь в данном случае идет о хорошо известном налогоплательщикам правиле, согласно которому «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».
Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 21, ноябрь 2013 г.