Все писание богодухновенно и полезно для научения для обличения для исправления

Все писание богодухновенно и полезно для научения для обличения для исправления thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если нужно обличить ложь, если нужно исправиться или вразумиться, и это можем почерпнуть отсюда: оно
[Писание] способствует и к увещеванию, и к утешению.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Григорий Нисский

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Богодухновенное Писание, как называет его божественный апостол, есть Писание Святого Духа. Цель его – польза людей, ибо говорит он: Все Писание богодухновенно и полезно, – и эта польза многоразлична и многообразна, как говорит апостол: для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Но эту пользу нельзя получить читающим с первого раза: Божественное, как бы некою завесою,
скрывается «телом» Писания, так как законодательство и история как бы покрывают созерцаемое умом.

Против Евномия.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 16-17 Всяко Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован

Всяко Писание – πασα γραφη. Иные переводят это так, как и у нас по-славянски: всякое Писание, а другие: все Писание. Спорить не из чего. Ибо и: всяко Писание – ту же мысль содержит, что и «все Писание». Всяко Писание – не иначе должно понимать, как: всякая из Книг Писания, – всякая историческая Книга, всякая учительная и всякая пророческая. Сведи все в едино, и выйдет все Писание. А что так надо понимать всяко Писание, – видно из того, что здесь всяко Писание – то же означает, что пред сим: Священная Писания, ιερα γραμματα; а так именуются Книги Божественного Писания. Блаженный Феофилакт пишет: «некоторые задают вопрос: как Апостол сказал здесь: всяко Писание богодухновенно? Ужели и еллинские писания богодухновенны? И, затрудняясь решением его, переводят не: богодухновенно, – а: богодухновенное, чтоб была мысль: всякое Писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что Апостол говорит здесь: πασα γραφη – всяко Писание, сказавши пред сим: ιερα γραμματα, – Священная Писания умееши. И очевидно само собою, что под: πασα γραφη – всяко Писание – разумеет он здесь то же, что прежде обозначил словами: ιερα γραμματα – Священная Писания,– под чем разумеются обыкновенно Книги Священного Писания, или Библия» (см. то же у святого Златоуста).

«Итак, всякое Священное Писание богодухновенно; посему, говорит, не сомневайся в нем» (святой Златоуст). Богодухновенно; ибо, как свидетельствует святой Петр, всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает (не от себя сказывается). Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1, 20-21). «Апостол отличил Священное Писание от писаний человеческих, назвав оное богодухновенным; потому что чрез Пророков и Апостолов изрекала (Божию истину) Божия благодать, или Святый Дух» (блаженный Феодорит).

Писание богодухновенно и полезно, – яко отдыхание уст всеблагого Бога, которое живительно для всякой, паче же разумной твари (см.: Пс. 103, 30; 118, 50). Святой пророк Давид душеспасительность слова Божия изображает так: закон Господень непорочен, обращаяй души; свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце; заповедь Господня светла, просвещающая очи (ср.: Пс. 18, 8-9). Сообразна с этим и указываемая Апостолом полезность Божественного Писания.

Полезно, говорит, Писание ко учению, προς διδασκαλιαν: ибо оно просвещает ум сообщением ему ведения всякой истины, потребной в нашем положении. «Оно научает нас благопотребным догматам и указывает добрые правила жизни» (Экумений). «Научает тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Божественного Писания» (блаженный Феофилакт). «Ибо, чего не знаем, тому научаемся из Писания» (блаженный Феодорит). «Если нужно знать что-нибудь, если случится недоумевать в чем-нибудь, о том можем узнать отсюда» (святой Златоуст).

Научив истине, Писание ведет и: ко обличению: обличает же как ложь, так и неисправную жизнь. «Если нужно обличить ложь, – и это можем почерпнуть отсюда» (святой Златоуст). «Писание обличает и нашу беззаконную жизнь» (блаженный Феодорит).

Обличив, располагает и руководит ко исправлению – как ложных воззрений, так и недобрых навыков жизни. «Оно и совратившихся (вообще и в нравственном, и в умственном отношении) призывает на правый путь» (блаженный Феодорит). То есть к тому, чтоб неправые мудрования заменить правыми и, бросив худые привычки, обратиться к добродетели. «Если нужно исправиться или вразумиться, – если недостает чего-нибудь и нужно дополнить то, – и это почерпается из Писания» (святой Златоуст).

Кто исправил пути свои, тому предлежит потребность знать, как шествовать правым путем – не совращаясь, а все более и более преуспевая и утверждаясь в правоте. И этому обучает его Писание, – полезное к наказанию, еже в правде. «Оно обучает нас всяким видам добродетели» (блаженный Феодорит). «Умудряет в стяжании праведности и в делании праведных дел» (блаженный Феофилакт), – «вводит в правду или возводит к совершенству в ней» (Экумений).

«Все сие ведет к совершенству, и делает нас своими Богу всяческих» (блаженный Феодорит). Почему Апостол прилагает: да совершен будет Божий человек. Божий человек есть Богу себя посвятивший и об этом богоугождении заботящийся. Такой и сам Богом бывает покровительствуем, и состоит под Его осязательным благоволением. Совершен такой человек бывает, когда может во всяком случае и определенно узнать волю Божию и с твердостию исполнить ее вполне, во всей широте, в какой она узнана, до положения живота. Кто достигнет такого совершенства, того дела всегда бывают у места, – и к лицу, и к времени, и к обстоятельствам идут. Почему Апостол совершен – выразил словом: αρτιος, – которое, слово в слово, лучше нельзя перевесть как: складен. Обыкновенно нескладным называем мы того, у которого все невпопад, а складным, у которого все впопад. Вот таковое именно совершенство и обещает святой Павел тому, кто в образовании своей умственной, нравственной и религиозной стороны берет в руководство Божественное Писание и неуклонно следует ему. «Для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным» (святой Златоуст). «Исправление и упорядочение нрава бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не бывало недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, αρτιος, – то есть совершенным, здравым и всегда во всем ровным, возымей советниками к тому Божественные Писания» (блаженный Феофилакт).

Изъясненный смысл совершенства указан определенно в последних словах: на всякое дело благое уготован. – Уготован, εξηρτισμενος, – пригоден, прилажен, то есть такой, который и знает, и умеет делать всякое добро, и делать наилучшим образом. Вот каким делает Писание человека Божия! Не просто принимающим участие в добрых делах, как бы не чуждающимся лишь их, но на них только и налаженным, так что он только и делает, что добрые дела. Не на такое, говорит, и такое дело уготован, но на всякое» (блаженный Феофилакт).

Все это, сказанное о Писании, имеет приложение и в практике пастырской, и в деле жизни каждого. И всякого оно учит, обличает, исправляет, обучает всякому добру и чрез то ведет его к совершенству полному; и пастырю, на коем лежит проводить пасомых всем означенным путем, оно дает полное до подробностей руководство. Почему как пастырям, так и всякому следует заниматься изучением Божественных Писаний, не кое-как, по верхам, но по существу его. Святой Златоуст представляет святого Павла внушающим святому Тимофею: «вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда». И вслед за сим прибавляет: «если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа Святаго, то не тем ли более нам (пригодно сказать так)?»

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 16-17 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен

Кроме того богодухновенно оно (Писание), – то есть с писаниями людей, кои приняли Духа, не для пророчества, но для обличения, для исправления и для наставления о том, каков должен быть путь истинной жизни, – да будет, при содействии его, совершен человек Божий новый, утвердившийся во всех добрых делах.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Иоанн Дамаскин

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Исследовать божественные Писания – дело прекраснейшее и душеполезнейшее. Ибо подобно тому, как древо, посаженное при потоках вод (Пс 1:3), так и душа, орошаемая божественным Писанием, утучняется и приносит плод свой во время свое (Пс 1:3) – православную веру, и украшается вечноцветущими листьями, то есть богоугодными деяниями.

Изложение веры.

Блж. Августин

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Писания святы, правдивы, беспорочны… Нам, следовательно, не в чем обвинять Писание, если мы случайно, его не поняв, в чем-нибудь отклоняемся от пути истинного. Когда мы его понимаем, мы правы. Когда же по причине его непонимания мы неправы, мы тем самым отказываемся от него, сохраняющего свою правоту. Ибо, ступив на путь порока, мы его не извращаем, но оно остается правым, так что мы можем обратиться к нему с целью исправления.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Все Писание богодухновенно и полезно

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.

для научения

Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания.

для обличения

Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

для исправления, для наставления в праведности

Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Иаков Афраат

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если бы дни человека стали столь же многочисленны, как и дни мира от Адама и до конца времен, и он сидел
бы и размышлял о священном Писании, то и тогда глубокого смысла его слов он не объял бы. И премудрости Божьей никто не может постичь.

Доказательства.

Лопухин А.П.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

См. Толкование на 2 Тим. 3:15

Источник

Во Втором послании Павла к Тимофею 3:16 сказано: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Давайте рассмотрим эти слова апостола Павла.

Писание богодухновенно

То, что Писание богодухновенно, означает, что Библия — это дыхание Бога, это то, что было выдохнуто Самим Богом, который есть Дух. Бог выдохнул Себя, и то, что Он выдохнул, и есть Библия. Вот что имеется в виду во 2 Тим. 3:16, когда говорится, что Писание богодухновенно.

Внешне Библия выглядит так же, как и любая другая книга; она состоит из слов. Однако, если все обычные книги имеют одну и ту же природу, Библия отличается от всех остальных книг. Библия уникальна. Однако многие люди не понимают этого. Они читают Библию так же, как они читают обычные книги. Это совершенно неправильно.

Библия, и в особенности Новый Завет, учит нас читать Писания не как простую, обычную книгу. В Эф. 6:17 и 18 говорится, что мы должны принять слово Божье посредством всякой молитвы и прошения. Почему Божье слово нужно принимать посредством молитвы? Потому что, согласно 2 Тим. 3:16, Писания богодухновенны. Бог выдохнул Себя в Писаниях, поэтому, читая Писания, мы должны принимать в себя Божье дыхание. Когда Бог выдыхает Себя, Он делает выдох. Когда мы читаем Писание, то есть, когда мы принимаем Писание, мы вдыхаем Бога. Поэтому чтение Библии подразумевает, что Бог выдыхает, а мы вдыхаем. Это совсем не похоже на то, как мы читаем обычную книгу.

Писание полезно

Во 2 Тим. 3:16 говорится не только о том, что Писание богодухновенно, но и о том, что Писание «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Со стороны Бога Библия — это Божье дыхание. С нашей стороны Библия предназначена для того, чтобы мы получили пользу в отношении четырёх вещей — научения, обличения, исправления и наставления. Эти слова намеренно расположены именно в таком порядке.

1. Научение — снятие покрывала

Что такое научение? Как вы понимаете слово «научение»? Нам нужно понимать это слово в том смысле, в каком его употреблял Павел. Если мы в достаточной мере обладаем надлежащим духовным опытом, то мы поймём, что научение в стихе 16 — это то же самое, что откровение. Научение — это не что иное, как божественное откровение.

Теперь мы понимаем, в каком смысле Библия полезна для научения. Она полезна для того, чтобы снять покрывало. Покрывало нельзя просто взять и снять; его нельзя полностью снять за один раз. Напротив, покрывало снимается постепенно.

2. Обличение является результатом полученного нами откровения

Примечательно, что за научением в стихе 16 следует обличение. Причина этого в том, что, увидев что-то от Бога, вы неизбежно будете обличены увиденным.

Всякий раз, когда мы видим что-то от Бога, мы осознаём свои ошибки, просчёты, недостатки и грехи. В результате мы испытываем обличение. Это обличение является результатом полученного нами откровения. Однако часто, читая Писания, мы не получаем никакого откровения, а потому нет и никакого обличения. Но если мы, читая Писания, будем получать откровение, то это откровение будет обличать нас.

3. Исправление

За обличением следует исправление. Научение, или откровение, приносит обличение, а обличение производит исправление. Исправить — значит сделать правильным то, что было неправильно, вернуть человека на правильный путь, возвратить что-либо в надлежащее состояние.

4. Наставление в праведности

После того как мы были исправлены, мы получим надлежащее наставление — наставление в праведности. Говоря о научении, обличении и исправлении, Павел не добавляет к этим словам никаких определений, но, говоря о наставлении, он уточняет и говорит, что это наставление в праведности. Праведность — это вопрос правоты. Поэтому наставление, о котором здесь говорится, направлено на то, чтобы сделать нас правыми.

Почему нам нужно обличение? Потому что мы неправы во многих вопросах. Мы можем быть неправы перед Богом, перед Христом и перед Духом. Мы можем быть неправы перед церковью, перед братьями и сёстрами, перед мужем или женой, перед своими родителями, перед своими детьми, перед своими соседями и даже перед самими собой. Мы можем быть неправы в том, как мы тратим свои деньги, в том, как мы проводим своё время, в том, как мы одеваемся, или в том, как мы причёсываемся. Мы можем быть неправы в очень многих вопросах, поэтому полученное нами при чтении Писаний откровение обличает нас.

Можно заучивать стихи из Библии и пересказывать их наизусть и не переживать при этом никакого обличения. Но когда мы получаем из Слова откровение, это откровение обличает нашу греховность и упрекает нас. Нас обличает не человек и не Сам Бог — нас обличает научение Слова. Когда мы получаем подобное обличение, происходит естественное исправление, а когда происходит исправление, то происходит и наставление в праведности. В результате мы оказываемся в надлежащем состоянии.

В этой статье использовались отрывки из первой главы книги Уитнесса Ли «Обучение для учителей» (стр. 10-18). Полностью прочитать эту главу можно по этой ссылке.

Какова сущность Библии?
С чего начать чтение?

Источник

профессор Александр Павлович Лопухин

Наступление тяжких времен (1–9). Пример апостола Павла (10–12). Увещание Тимофею (13–17).

2Тим.3:1. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

«Последние дни». Христиане апостольского времени полагали, что они уже вступили в «последние дни» (Евр 1:2; ср. Деян 2:17). И здесь апостол понимает несомненно не какие-либо очень отдаленные времена, а вообще «последующие» дни. Это доказывается тем, что апостол советует Тимофею “удаляться» от людей, какие будут жить в эти последние дни: ясно, что Тимофей увидит их (2Тим.3:5). О том же говорит и употребление настоящего времени в речи о будущих лжеучителях (2Тим.3и 2Тим.3:8).

2Тим.3:2. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

2Тим.3:3. непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,

2Тим.3:4. предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

“Люди” – человечество в своей массе. «Самолюбивы». Самолюбие есть главная движущая причина человеческого развращения.

2Тим.3:5. имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

«Таковых удаляйся», т. е. от всех вышеназванных людей. Очевидно, апостол видел, что подобные люди полнились уже в среде, в которой вращается Тимофей, именно в христианском обществе (ср. 2Сол.2:7). Со временем это нечестие (2Тим.2:16) только дойдет до высшей степени напряжения. Но в последние дни нечестивцы не будут все же так открыто действовать, как они поступали во время апостола Павла, прямо напр., заявляя, что воскресение уже было.

2Тим.3:6. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,

2Тим.3:7. всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Апостол с презрением говорит о женщинах, которые будут следовать за ложными учителями (женщин – τα γυναικάρια – уменьшительно – презрительное выражение вместо αί γυναϊκες). Женщины будут искать у этих лжеучителей научения, как достичь святости и отделаться от тяжести греховной наиболее легким способом, и те будут с важностью отвечать на их вопросы, стараясь согласить требования христианства с довольно низкими страстями, от которых не хотелось отрешиться женщинам.

2Тим.3:8. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

Имена волхвов, противившихся Моисею, апостол конечно узнает из иудейского предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в Ефесской христианской общине действовавшими там лжеучителями.

2Тим.3:9. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

2Тим.3:10. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

2Тим.3:11. в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

2Тим.3:12. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

Тимофей всегда следовал примеру апостола Павла в отношении терпения страданий и в других добродетелях. Об этом апостол напоминает теперь, чтобы побудить его и впредь держаться подальше от лжеучителей. «Постигших меня…» Возможный перевод: «А какие страдания постигли меня!.. Что за преследования я перенес. И от всех них избавил меня Господь». «В Антиохии» – см. Деян 13:14. “В Иконии” – Деян 14и cл. “В Листре” – Деян 14и cл. «Да и все желающие жить благочестиво» – Ср. Мф 5и сл.

2Тим.3:13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

2Тим.3:14. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

В то время как лжеучители будут иметь успех, вводя людей в заблуждения, коим подвержены и сами, Тимофей должен стоять твердо в том учении, какое он принял от апостола Павла («зная, кем ты научен»).

2Тим.3:15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

2Тим.3:16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

2Тим.3:17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Тимофею поможет в этом случае и его знакомство со Священным Писанием, которое он изучил еще в детстве, очевидно, под руководством своей матери и бабки (ср. 2Тим.1:5). Писание свидетельствует о Христе (Ин 5:39, 45 и сл.). «Умудрить во спасение» – т. е. в отношении к сущности спасения; они дадут ему правильно разуметь, в чем именно состоит спасение. И спасение это достигается верою в Иисуса Христа (ср. Рим 3:25 “очищение верою»).

«Все писание» возможно перевести «всякое писание, вдохновенное от Бога, полезно также для того, чтобы научить обличать…». Таким образом, частица και – и должна быть опущена, как она выпускается в Пешито, в некоторых рукописях Вульгаты и у многих древних толкователей. Выражение же πασά (без артикля) не может означать всю совокупность ветхозаветных книг (они называются в Новом Завете, напр. в Евангелии Мф 21:42, писаниями αί γραφαί), а означает какое угодно богодухновенное писание, в том числе и новозаветные книги, некоторые из коих в то время уже существовали. Апостол мог назвать и свое писание богодухновенным, раз он об устной проповеди своей и других апостолов говорил, что она имеет своим источником Святого Духа (2Кор 3:3). «Да будет совершен Божий человек…», т. е. нужно читать богодухновенное писание для того, чтобы сделаться добрым служителем и проповедником Христа.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва : Дар, 2009. / Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. – 1296 с. / Второе Послание святого апостола Павла к Тимофею. 1065-1079 с. ISBN 978-5-485-00276-3

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник