Все писание богодухновенно и полезно для научения библия

Все писание богодухновенно и полезно для научения библия thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если нужно обличить ложь, если нужно исправиться или вразумиться, и это можем почерпнуть отсюда: оно
[Писание] способствует и к увещеванию, и к утешению.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Григорий Нисский

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Богодухновенное Писание, как называет его божественный апостол, есть Писание Святого Духа. Цель его – польза людей, ибо говорит он: Все Писание богодухновенно и полезно, – и эта польза многоразлична и многообразна, как говорит апостол: для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Но эту пользу нельзя получить читающим с первого раза: Божественное, как бы некою завесою,
скрывается «телом» Писания, так как законодательство и история как бы покрывают созерцаемое умом.

Против Евномия.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 16-17 Всяко Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован

Всяко Писание – πασα γραφη. Иные переводят это так, как и у нас по-славянски: всякое Писание, а другие: все Писание. Спорить не из чего. Ибо и: всяко Писание – ту же мысль содержит, что и «все Писание». Всяко Писание – не иначе должно понимать, как: всякая из Книг Писания, – всякая историческая Книга, всякая учительная и всякая пророческая. Сведи все в едино, и выйдет все Писание. А что так надо понимать всяко Писание, – видно из того, что здесь всяко Писание – то же означает, что пред сим: Священная Писания, ιερα γραμματα; а так именуются Книги Божественного Писания. Блаженный Феофилакт пишет: «некоторые задают вопрос: как Апостол сказал здесь: всяко Писание богодухновенно? Ужели и еллинские писания богодухновенны? И, затрудняясь решением его, переводят не: богодухновенно, – а: богодухновенное, чтоб была мысль: всякое Писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что Апостол говорит здесь: πασα γραφη – всяко Писание, сказавши пред сим: ιερα γραμματα, – Священная Писания умееши. И очевидно само собою, что под: πασα γραφη – всяко Писание – разумеет он здесь то же, что прежде обозначил словами: ιερα γραμματα – Священная Писания,– под чем разумеются обыкновенно Книги Священного Писания, или Библия» (см. то же у святого Златоуста).

«Итак, всякое Священное Писание богодухновенно; посему, говорит, не сомневайся в нем» (святой Златоуст). Богодухновенно; ибо, как свидетельствует святой Петр, всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает (не от себя сказывается). Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1, 20-21). «Апостол отличил Священное Писание от писаний человеческих, назвав оное богодухновенным; потому что чрез Пророков и Апостолов изрекала (Божию истину) Божия благодать, или Святый Дух» (блаженный Феодорит).

Писание богодухновенно и полезно, – яко отдыхание уст всеблагого Бога, которое живительно для всякой, паче же разумной твари (см.: Пс. 103, 30; 118, 50). Святой пророк Давид душеспасительность слова Божия изображает так: закон Господень непорочен, обращаяй души; свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце; заповедь Господня светла, просвещающая очи (ср.: Пс. 18, 8-9). Сообразна с этим и указываемая Апостолом полезность Божественного Писания.

Полезно, говорит, Писание ко учению, προς διδασκαλιαν: ибо оно просвещает ум сообщением ему ведения всякой истины, потребной в нашем положении. «Оно научает нас благопотребным догматам и указывает добрые правила жизни» (Экумений). «Научает тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Божественного Писания» (блаженный Феофилакт). «Ибо, чего не знаем, тому научаемся из Писания» (блаженный Феодорит). «Если нужно знать что-нибудь, если случится недоумевать в чем-нибудь, о том можем узнать отсюда» (святой Златоуст).

Научив истине, Писание ведет и: ко обличению: обличает же как ложь, так и неисправную жизнь. «Если нужно обличить ложь, – и это можем почерпнуть отсюда» (святой Златоуст). «Писание обличает и нашу беззаконную жизнь» (блаженный Феодорит).

Обличив, располагает и руководит ко исправлению – как ложных воззрений, так и недобрых навыков жизни. «Оно и совратившихся (вообще и в нравственном, и в умственном отношении) призывает на правый путь» (блаженный Феодорит). То есть к тому, чтоб неправые мудрования заменить правыми и, бросив худые привычки, обратиться к добродетели. «Если нужно исправиться или вразумиться, – если недостает чего-нибудь и нужно дополнить то, – и это почерпается из Писания» (святой Златоуст).

Кто исправил пути свои, тому предлежит потребность знать, как шествовать правым путем – не совращаясь, а все более и более преуспевая и утверждаясь в правоте. И этому обучает его Писание, – полезное к наказанию, еже в правде. «Оно обучает нас всяким видам добродетели» (блаженный Феодорит). «Умудряет в стяжании праведности и в делании праведных дел» (блаженный Феофилакт), – «вводит в правду или возводит к совершенству в ней» (Экумений).

«Все сие ведет к совершенству, и делает нас своими Богу всяческих» (блаженный Феодорит). Почему Апостол прилагает: да совершен будет Божий человек. Божий человек есть Богу себя посвятивший и об этом богоугождении заботящийся. Такой и сам Богом бывает покровительствуем, и состоит под Его осязательным благоволением. Совершен такой человек бывает, когда может во всяком случае и определенно узнать волю Божию и с твердостию исполнить ее вполне, во всей широте, в какой она узнана, до положения живота. Кто достигнет такого совершенства, того дела всегда бывают у места, – и к лицу, и к времени, и к обстоятельствам идут. Почему Апостол совершен – выразил словом: αρτιος, – которое, слово в слово, лучше нельзя перевесть как: складен. Обыкновенно нескладным называем мы того, у которого все невпопад, а складным, у которого все впопад. Вот таковое именно совершенство и обещает святой Павел тому, кто в образовании своей умственной, нравственной и религиозной стороны берет в руководство Божественное Писание и неуклонно следует ему. «Для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным» (святой Златоуст). «Исправление и упорядочение нрава бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не бывало недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, αρτιος, – то есть совершенным, здравым и всегда во всем ровным, возымей советниками к тому Божественные Писания» (блаженный Феофилакт).

Изъясненный смысл совершенства указан определенно в последних словах: на всякое дело благое уготован. – Уготован, εξηρτισμενος, – пригоден, прилажен, то есть такой, который и знает, и умеет делать всякое добро, и делать наилучшим образом. Вот каким делает Писание человека Божия! Не просто принимающим участие в добрых делах, как бы не чуждающимся лишь их, но на них только и налаженным, так что он только и делает, что добрые дела. Не на такое, говорит, и такое дело уготован, но на всякое» (блаженный Феофилакт).

Все это, сказанное о Писании, имеет приложение и в практике пастырской, и в деле жизни каждого. И всякого оно учит, обличает, исправляет, обучает всякому добру и чрез то ведет его к совершенству полному; и пастырю, на коем лежит проводить пасомых всем означенным путем, оно дает полное до подробностей руководство. Почему как пастырям, так и всякому следует заниматься изучением Божественных Писаний, не кое-как, по верхам, но по существу его. Святой Златоуст представляет святого Павла внушающим святому Тимофею: «вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда». И вслед за сим прибавляет: «если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа Святаго, то не тем ли более нам (пригодно сказать так)?»

Читайте также:  Полезное ископаемое западной сибири запасы которого составляют более 60

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 16-17 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен

Кроме того богодухновенно оно (Писание), – то есть с писаниями людей, кои приняли Духа, не для пророчества, но для обличения, для исправления и для наставления о том, каков должен быть путь истинной жизни, – да будет, при содействии его, совершен человек Божий новый, утвердившийся во всех добрых делах.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Иоанн Дамаскин

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Исследовать божественные Писания – дело прекраснейшее и душеполезнейшее. Ибо подобно тому, как древо, посаженное при потоках вод (Пс 1:3), так и душа, орошаемая божественным Писанием, утучняется и приносит плод свой во время свое (Пс 1:3) – православную веру, и украшается вечноцветущими листьями, то есть богоугодными деяниями.

Изложение веры.

Блж. Августин

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Писания святы, правдивы, беспорочны… Нам, следовательно, не в чем обвинять Писание, если мы случайно, его не поняв, в чем-нибудь отклоняемся от пути истинного. Когда мы его понимаем, мы правы. Когда же по причине его непонимания мы неправы, мы тем самым отказываемся от него, сохраняющего свою правоту. Ибо, ступив на путь порока, мы его не извращаем, но оно остается правым, так что мы можем обратиться к нему с целью исправления.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Все Писание богодухновенно и полезно

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.

для научения

Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания.

для обличения

Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

для исправления, для наставления в праведности

Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Иаков Афраат

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если бы дни человека стали столь же многочисленны, как и дни мира от Адама и до конца времен, и он сидел
бы и размышлял о священном Писании, то и тогда глубокого смысла его слов он не объял бы. И премудрости Божьей никто не может постичь.

Доказательства.

Лопухин А.П.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

См. Толкование на 2 Тим. 3:15

Источник

Практически все занимающиеся изучением Библии рано или поздно задумываются над важным вопросом: является ли Библия точным и безошибочным Словом Божьим? Другие вероятные вопросы можно обобщить следующим образом: можем ли мы доверять Библии как источнику конкретной и точной информации в отношении Иисуса и церкви, единственному руководству в учении Христа и эталону в области этики и морали?

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ “БОГОДУХНОВЕННОСТИ”

Библия была написана по Божьему вдохновению, через Святого Духа, который действовал в избранных мужах, открывая им мысли Бога, подсказывая надлежащие слова, чтобы они донесли до нас божественную непогрешимую истину. Слово “вдохновение” образовано от глагола “вдохнуть (в кого-то или во что-то)”, или “вдунуть”. В Библии встречается также слово “богодухновенный”, являющееся буквальным переводом греческого феопнеустос – то есть “от Божьего Духа”. Бог вложил Святого Духа в авторов Библии и посредством Его вел их в написании Библии. Таким образом, “вдохновение”, или “богодухновение” (“богодухновенность”), можно определить как процесс, с помощью которого Бог вдунул Святого Духа в людей, наделяя их способностью получать и передавать божественную истину безошибочно. Библия – это то, что сказал Бог!

Авторы Библии писали как о фактах, им известных, так и о фактах, которых без вдохновения они знать не могли. Известные факты, о которых писали эти люди, брались либо из их личных наблюдений, либо из существующих документов, либо из устных преданий. Но многое из того, что было написано этими людьми, они узнали впервые через откровение, данное им от Бога. Записывали они известные факты или откровение, богодухновение вело их, так что они сообщали только истину, без погрешностей передавая ее во время написания Библии.

ПРИТЯЗАНИЯ БИБЛИИ НА БОГОДУХНОВЕННОСТЬ

Сама Библия заявляет о своей богодухновенности. Нет смысла говорить: “Я верю Библии, потому что она богодухновенна, и я верю, что она богодухновенна, потому что она так говорит”. Такого замкнутого на себе самом рассуждения недостаточно, чтобы засвидетельствовать богодухновенность Библии. Однако библейские заявления об этом составляют важную часть данных, подтверждающих божественное происхождение Библии.

Заявления Ветхого Завета

В Ветхом Завете содержится более 3800 заявлений о том, что это слова самого Бога. В стандартном издании Ветхого Завета мы встречаем от двух с половиной до трех подобных утверждений на страницу. В Пятикнижии утверждения типа “Господь сказал Моисею” или указывающие на то, что Моисей передавал слова Бога (Исх. 17:14; 19:6, 7; 20:1; 24:4, 7; 35:27) встречаются 420 раз. В псалме 118 псалмопевец называет Писание “слово (слова) Твое” сорок раз и 175 раз использует различные выражения в подтверждение данного заявления. Пророки утверждали, что они говорили или записывали слова, которые сказал им Господь. Подобные заявления были сделаны Исаией 120 раз, Иеремией 430 раз, Иезекиилем 329 раз, Амосом 53 раза, Аггеем 27 и Захарией 53 раза.

Иисус провозгласил, что Ветхий Завет произнесен Богом. Он говорил фарисеям: “Ибо Бог заповедал: «почитай отца и мать» и «злословящий отца и мать смертью да умрет»” (Мф. 15:4). Этой объединенной цитатой (см. Исх. 20:12; 21:17; Втор. 5:16; Лев. 20:9) Иисус заявил о том, что данные писания являются Словом Божьим. Он привел цитату из Быт. 2:24, сказав: “Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью” (Мф. 19:4, 5).

Первые ученики выразили уверенность в том, что псалом 2:1 был написан Давидом, через которого Духом Святым говорил Бог. Они молились: “Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: «что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?»” (Деян. 4:24, 25). В Деянии 13:33-35 Павел слова Исаии из Ис. 55:3 и слова Пс. 15:10 также приписывает Богу.

Ветхий Завет Павел называет “Писанием” и говорит, что оно было дано по вдохновению Божьему (2 Тим. 3:16, 17). Петр заявляет:

“Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым” (2 Пет. 1:20, 21).

Заявления Нового Завета

Читайте также:  Чем полезно для человека оливковое масло

Поучения Христа и Его апостолов названы “Словом Божиим”, или руководством, данным с небес. Библия пишет, что, когда Иисус проповедовал, “…народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие” (Лк. 5:1). Иисус объявил себя вечной истиной (Ин. 14:6). Он сказал: “как научил Меня Отец Мой, так и говорю” (Ин. 8:28). В Своей прощальной молитве Иисус говорил: “Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли… Я передал им слово Твое…” (Ин. 17:8-14).

Когда Иисус пообещал создать Свою церковь, Он завещал апостолам “ключи от Царства Небесного”. Он объяснил им, что ключи – это власть связывать и разрешать по отношению к принципам управления церковью (Мф. 16:18, 19). Он обещал послать Духа Святого, который должен был напомнить им эту небесную весть (Ин. 14:26). К этому обещанию Он добавил, что это будет “Дух истины”, сказав:

“Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мной” (Ин. 15:26, 27). Позже Он говорил: “Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам” (Ин. 16:13, 14).

Данные обетования содержали пять пунктов: (1) научить их всему, (2) напомнить им все то, о чем учил Иисус, (3) свидетельствовать об Иисусе, (4) наставить их на всякую истину, и (5) возвестить им то, что ждет их в будущем. Рене Паше отметил, что это обеспечило богодухновенность всех частей Нового Завета: Евангелий – “Дух Святой… напомнит вам все, что Я говорил вам” ; Деяний – “Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать” ; Посланий – “Дух истины… наставит вас на всякую истину… Он прославит Меня…” ; Откровения – “и будущее возвестит вам” .

Вскоре после того, как Иисус дал это обещание, Лука свидетельствовал о его исполнении. Он писал об апостолах: “При наступлении дня Пятидесятницы… исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать” (Деян. 2:1-4). Так исполнилось обещанное Богом. В результате появилась весть, которая вначале передавалась из уст в уста, а затем была записана. Эта весть известна как Слово Божие. Книга Деяний подтверждает этот факт в 8:14; 11:1; 12:24; 13:7, 44; 15:35.

Павел недвусмысленно заявлял о своей богодухновенности. Утверждая, что никто не может познать истину Божию ни научным, ни философским путем, он писал:

“Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным” (1 Кор. 2:9-13).

Далее Павел говорит: “Ибо я от самого Господа принял, что и вам передал…” (1 Кор. 11:23). Позже Павел писал фессалоникийцам: “Мы дерзнули в Боге нашем проповедовать вам благовестие Божие с великим подвигом” (1 Фес. 2:2). И дальше: “Принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть поистине, – которое и действует в вас верующих” (1 Фес. 2:13); “Ибо сие говорим вам словом Господним” (1 Фес. 4:15).

В Послании к евреям весь Новый Завет провозглашается Словом Божьим: “Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…” (Евр. 1:1, 2).

ПОДРОБНЕЕ О “БОГОДУХНОВЕННОСТИ”

Существует несколько теорий вдохновения, не согласующихся с идеей богодухновенности, о которой ясно и недвусмысленно заявляет Библия. Библия – книга, одновременно и божественная, и человеческая. К сожалению, за ней одни видят только книжника, пишущего за столом; они рассматривают Библию как человеческую книгу. Другие представляют себе, что только Дух слово за словом диктует ее книжникам. Для них Библия – исключительно божественная книга. Правильно же видеть и книжника, пишущего за столом, и Духа Святого, открывающего истину и руководящего написанием. Своими собственными словами и каждый в своем стиле, вдохновенные мужи записывали как открываемые им истины, так и уже известные факты. Они записывали только те мысли и только теми словами, как давал им Дух. При этом они, конечно, писали послание, которое должно было удовлетворить нужды, обусловленные современными обстоятельствами.

Библия заявляет о собственной богодухновенности во всех своих частях. Павел писал: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен” (2 Тим. 3:16, 17). В 1 Тим. 5:8 Павел цитирует Втор. 25:4 и Лк. 10:7, оба отрывка называя “Писанием”. Утверждая, что вдохновение распространяется как на Ветхий, так и на Новый Заветы, он свидетельствует о совершенной, или полной, их богодухновенности.

Библия также утверждает, что Бог контролировал выбор слов, которыми выражалась Его истина. Это говорит не о том, что Библия была продиктована, а о божественном руководстве. Пророк Иеремия писал: “И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои” (Иер. 1:9). Это же утверждение богодухновенности мы находим в следующих стихах: Исх. 4:10, 14, 15; Втор. 18:18-20; 2 Цар. 23:1, 2; Ис. 1:10; Иез. 2:7; 3:4, 10; Дан. 10:9-11; Ос. 1:1; Иоил. 1:1. Иисус напутствовал Своих учеников такими словами: “И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф. 10:18-20).

Павел прямо указывал, что Библия вдохновлена дословно:

“Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным” (1 Кор. 2:12, 13).

Библия свидетельствует, что выбор слов, число (единственное или множественное) существительных и времена глаголов важны настолько, что находятся под контролем Святого Духа. Некоторые авторы Нового Завета порой все свои доводы строили на значении, числе или времени одного-единственного слова. Свое разъяснение относительно воскресения Иисус вывел из настоящего времени глагола “быть”. Он процитировал Своего Отца: “Я [есть] Бог Авраама, Бог Исаака, и Бог Иакова” , – указав затем на то, что эти люди живы (Мф. 22:32). Чтобы показать, что Бог в Быт. 12:7 говорит об Иисусе, Павел указывает на тот факт, что Бог использует единственное число слова “семя”, а не множественное (Гал. 3:16).

СВИДЕТЕЛЬСТВА БОГОДУХНОВЕННОСТИ

Притязания Библии на богодухновенность опираются на свидетельства. Собранные воедино, они демонстрируют, что единственным удовлетворительным объяснением существования Библии является ее божественное происхождение.

Возраст, перевод и распространение Библии

Одним из свидетельств богодухновенности Библии является замечательный феномен ее долгожительства, перевода и распространения. Библия оказалась неподвластна разрушительному воздействию времени. Воистину поразительно, как эта книга пережила силу тления и забвения со времени Моисея и до наших дней (почти 3500 лет). Изготовление и распространение книг, написанных в древности, сильно сдерживалось тем, что все книги издавались исключительно вручную и, следовательно, их количество было ограниченно. Эти книги подвергались воздействию пожаров, гроз, насекомых, тления, забвения, плесени и даже врагов. То, что Библия выжила, да еще сохранилась в столь многих рукописях, версиях и цитатах, просто поразительно.

Читайте также:  Полезно ли пить компот после обеда

Библия перенесла времена жестокого гонения и критики. От дней римских императоров и до недавнего времени господства коммунизма в разных частях мира предпринимались неоднократные попытки искоренить Библию. Ее преследовали, запрещали, сжигали. Ее можно назвать мученицей среди других книг, но она победила, а ее влияние и распространенность даже еще выросли. После разрушительной критики древних философов Цельса и Порфирия Библия мирно просуществовала в течение тысячи лет. Человек стал ценить ее выше всякой книги. Однако после этого периода Библия подверглась критическим нападкам со стороны Томаса Гоббса (1588-1679) и Баруха Спинозы (1632-1677). Позже критика Жана Астрюка (1684-1766) привела к серии интенсивных нападок, привлекавших внимание ко всякой микроскопической подробности. Бернард Рамм писал: “Никакая другая книга так не рассекалась, не препарировалась, не просеивалась, не просматривалась и не прочесывалась”. Несмотря на то, что многие были лишены доступа к Библии вследствие преследований и многие потеряли веру в результате жестокой критики, Библия до сих пор остается самой печатаемой из всех когда-либо написанных книг.

Библию можно назвать самой переводимой из всех книг. Она также первая книга, переведенная на другой язык (Септуагинта, греческий перевод еврейского Ветхого Завета, была переведена около 250 г. до н.э.). Ее переводят на разные языки и пересказывают более, нежели какую-либо другую существующую сегодня книгу. Данные факты подтверждают, что Библию правомочно считать богодухновенной.

Единство и целостность библейского повествования

Единственный способ узнать, находится ли в бутылочке то самое лекарство, которое указано на ее этикетке, – проверить содержимое этой бутылочки. Является ли Библия воистину Словом Божьим можно узнать, только исследовав ее содержание.

Библия – великое чудо. На то, что библейские писания были созданы под руководством сверхъестественного разума, указывает их единство и целостность. Представьте себе, что сорок человек находятся в разных местах, выполняют разную работу, имеют различное образование, живут в разное время, причем общий отрезок времени охватывает 1500 лет, и каждый из них написал несколько строк какого-то рассказа. Далее вообразите, что после того, как эти строчки собрали вместе, получился прекрасный и возвышенный рассказ, связный, последовательный и законченный. Если бы такое вообще было достижимо, то это говорило бы о том, что авторов направлял один разум.

Люди и время, в течение которого писалась Библия. Около 40 человек из всех слоев общества (Моисей – политический деятель, получивший образование в Египте, Иисус Навин – военачальник, Соломон – царь, Амос – пастух, Даниил – премьер-министр, Неемия – виночерпий, Лука – врач, Матфей – сборщик налогов, Петр – рыбак, Павел – раввин, и другие) в течение примерно 1500 лет, за которые сменилось 60 поколений, написали 66 книг, включая письма. Все они писали в разных местах: Моисей – в пустыне, Иеремия – в темнице, Даниил – на горном склоне и во дворце, Павел – за стенами тюрьмы, Лука – во время своих сухопутных и морских путешествий, Иоанн – в ссылке на острове Патмос. Они писали во времена великой радости и во времена глубокого отчаянья. Они писали на еврейском, греческом и арамейском языках. Часто они писали о весьма спорных событиях. И эти люди написали одну непрерывно разворачивающуюся историю человека – его происхождение, падение, искупление и судьбу в вечности. Целостность и единство этого рассказа прослеживается от Бытия до Откровения.

Развитие одной центральной истины, или сюжета. О том, что Библия – это Слово Божье, свидетельствует последовательность и непрерывность разработки ее главной темы и центральной истины. Обычно философские и религиозные системы представляют собой плод деятельности разума одного человека за время его жизни. В этом случае легко понять, каким образом сохраняется единство и гармоничная связь всех идей. Разработка Библии проходила иначе. О Библии нельзя сказать, что она является продуктом деятельности одного человека или что она была написана в период жизни одного человека. Библия – это результат усилий многих людей в течение сотен лет. Ее сюжет разворачивается от одного этапа развития к другому, начиная с падения Адама и Евы и заканчивая распространением церкви и возрождением Древа жизни, утраченного в Эдеме. Развитие сюжета проходит через периоды египетского рабства, объединенного и разделенного царства и вавилонского пленения. Оно продолжается рождением Христа, Его жизнью, смертью, воскресением, посланием Духа, основанием и укреплением церкви. Рай, потерянный в Бытии, вновь обретается в Откровении. Библия – не сборник независимых произведений; это одна книга, состоящая из взаимозависимых писаний, повествующих одну историю. Великолепное единство связывает ее в одно целое.

Новый Завет как продолжение Ветхого Завета . Связь Ветхого и Нового Заветов становится очевидной, если заметить, что Ветхий Завет завершается обетованием Мессии, а Новый начинается Его пришествием. Пророк Малахия оставляет своих читателей с чувством ожидания прихода Христа и Его предтечи. Он пишет: “Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (Мал. 3:1). Господь Саваоф также говорит: “Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием” (Мал. 4:5, 6). Четыре Евангелия продолжают повествование с того места, где остановился Малахия, представляя нам Предтечу и Мессию. Марк изображает приход Иоанна Крестителя, как “начало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия” (Mк. 1:1). Лука пишет, что Иоанн пришел в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1:17).

Исполнение Ветхого Завета в Новом Завете. На связь между Ветхим и Новым Заветом указывают часто повторяемые выражения типа: “А все сие произошло, да сбудется речённое Господом чрез пророка” (Мф. 1:22; см. 2:5, 15, 17, 23; 3:3; 4:14). Предыдущие части Библии написаны в ожидании Христа и Его Царства . Последние ее части – с убежденностью в том, что все ожидаемое начало сбываться. Петр писал:

“К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу; Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть ангелы” (1 Пет. 1:10-12).

Единство, развитие и последовательность Библии настолько велики, что являются непреложным подтверждением того факта, что Библия – это продукт одного сверхъестественного руководящего разума . Эти качества также предполагают полную неразделимость Ветхого и Нового Заветов.

Если мы возьмем десять выдающихся мирских произведений в области литературы, истории и философии, посвященных одному спорному вопросу, мы не найдем в них согласованности. И мы ни в коем случае не найдем в них последовательности перехода от одного произведения к другому, даже если бы мы сами подбирали любые десять книг на свой вкус.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библия – это богодухновенная книга, содержащая достоверные свидетельства этого для всех тех, кто готов серьезно изучать ее. Она пережила время, чтобы рассказывать всё новым поколениям весть о Христе и спасении.

Источник