Все писание богодухновенно и полезно для научения

Все писание богодухновенно и полезно для научения thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если нужно обличить ложь, если нужно исправиться или вразумиться, и это можем почерпнуть отсюда: оно
[Писание] способствует и к увещеванию, и к утешению.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Григорий Нисский

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Богодухновенное Писание, как называет его божественный апостол, есть Писание Святого Духа. Цель его – польза людей, ибо говорит он: Все Писание богодухновенно и полезно, – и эта польза многоразлична и многообразна, как говорит апостол: для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Но эту пользу нельзя получить читающим с первого раза: Божественное, как бы некою завесою,
скрывается «телом» Писания, так как законодательство и история как бы покрывают созерцаемое умом.

Против Евномия.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 16-17 Всяко Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован

Всяко Писание – πασα γραφη. Иные переводят это так, как и у нас по-славянски: всякое Писание, а другие: все Писание. Спорить не из чего. Ибо и: всяко Писание – ту же мысль содержит, что и «все Писание». Всяко Писание – не иначе должно понимать, как: всякая из Книг Писания, – всякая историческая Книга, всякая учительная и всякая пророческая. Сведи все в едино, и выйдет все Писание. А что так надо понимать всяко Писание, – видно из того, что здесь всяко Писание – то же означает, что пред сим: Священная Писания, ιερα γραμματα; а так именуются Книги Божественного Писания. Блаженный Феофилакт пишет: «некоторые задают вопрос: как Апостол сказал здесь: всяко Писание богодухновенно? Ужели и еллинские писания богодухновенны? И, затрудняясь решением его, переводят не: богодухновенно, – а: богодухновенное, чтоб была мысль: всякое Писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что Апостол говорит здесь: πασα γραφη – всяко Писание, сказавши пред сим: ιερα γραμματα, – Священная Писания умееши. И очевидно само собою, что под: πασα γραφη – всяко Писание – разумеет он здесь то же, что прежде обозначил словами: ιερα γραμματα – Священная Писания,– под чем разумеются обыкновенно Книги Священного Писания, или Библия» (см. то же у святого Златоуста).

«Итак, всякое Священное Писание богодухновенно; посему, говорит, не сомневайся в нем» (святой Златоуст). Богодухновенно; ибо, как свидетельствует святой Петр, всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает (не от себя сказывается). Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1, 20-21). «Апостол отличил Священное Писание от писаний человеческих, назвав оное богодухновенным; потому что чрез Пророков и Апостолов изрекала (Божию истину) Божия благодать, или Святый Дух» (блаженный Феодорит).

Писание богодухновенно и полезно, – яко отдыхание уст всеблагого Бога, которое живительно для всякой, паче же разумной твари (см.: Пс. 103, 30; 118, 50). Святой пророк Давид душеспасительность слова Божия изображает так: закон Господень непорочен, обращаяй души; свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце; заповедь Господня светла, просвещающая очи (ср.: Пс. 18, 8-9). Сообразна с этим и указываемая Апостолом полезность Божественного Писания.

Полезно, говорит, Писание ко учению, προς διδασκαλιαν: ибо оно просвещает ум сообщением ему ведения всякой истины, потребной в нашем положении. «Оно научает нас благопотребным догматам и указывает добрые правила жизни» (Экумений). «Научает тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Божественного Писания» (блаженный Феофилакт). «Ибо, чего не знаем, тому научаемся из Писания» (блаженный Феодорит). «Если нужно знать что-нибудь, если случится недоумевать в чем-нибудь, о том можем узнать отсюда» (святой Златоуст).

Научив истине, Писание ведет и: ко обличению: обличает же как ложь, так и неисправную жизнь. «Если нужно обличить ложь, – и это можем почерпнуть отсюда» (святой Златоуст). «Писание обличает и нашу беззаконную жизнь» (блаженный Феодорит).

Обличив, располагает и руководит ко исправлению – как ложных воззрений, так и недобрых навыков жизни. «Оно и совратившихся (вообще и в нравственном, и в умственном отношении) призывает на правый путь» (блаженный Феодорит). То есть к тому, чтоб неправые мудрования заменить правыми и, бросив худые привычки, обратиться к добродетели. «Если нужно исправиться или вразумиться, – если недостает чего-нибудь и нужно дополнить то, – и это почерпается из Писания» (святой Златоуст).

Кто исправил пути свои, тому предлежит потребность знать, как шествовать правым путем – не совращаясь, а все более и более преуспевая и утверждаясь в правоте. И этому обучает его Писание, – полезное к наказанию, еже в правде. «Оно обучает нас всяким видам добродетели» (блаженный Феодорит). «Умудряет в стяжании праведности и в делании праведных дел» (блаженный Феофилакт), – «вводит в правду или возводит к совершенству в ней» (Экумений).

«Все сие ведет к совершенству, и делает нас своими Богу всяческих» (блаженный Феодорит). Почему Апостол прилагает: да совершен будет Божий человек. Божий человек есть Богу себя посвятивший и об этом богоугождении заботящийся. Такой и сам Богом бывает покровительствуем, и состоит под Его осязательным благоволением. Совершен такой человек бывает, когда может во всяком случае и определенно узнать волю Божию и с твердостию исполнить ее вполне, во всей широте, в какой она узнана, до положения живота. Кто достигнет такого совершенства, того дела всегда бывают у места, – и к лицу, и к времени, и к обстоятельствам идут. Почему Апостол совершен – выразил словом: αρτιος, – которое, слово в слово, лучше нельзя перевесть как: складен. Обыкновенно нескладным называем мы того, у которого все невпопад, а складным, у которого все впопад. Вот таковое именно совершенство и обещает святой Павел тому, кто в образовании своей умственной, нравственной и религиозной стороны берет в руководство Божественное Писание и неуклонно следует ему. «Для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным» (святой Златоуст). «Исправление и упорядочение нрава бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не бывало недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, αρτιος, – то есть совершенным, здравым и всегда во всем ровным, возымей советниками к тому Божественные Писания» (блаженный Феофилакт).

Изъясненный смысл совершенства указан определенно в последних словах: на всякое дело благое уготован. – Уготован, εξηρτισμενος, – пригоден, прилажен, то есть такой, который и знает, и умеет делать всякое добро, и делать наилучшим образом. Вот каким делает Писание человека Божия! Не просто принимающим участие в добрых делах, как бы не чуждающимся лишь их, но на них только и налаженным, так что он только и делает, что добрые дела. Не на такое, говорит, и такое дело уготован, но на всякое» (блаженный Феофилакт).

Все это, сказанное о Писании, имеет приложение и в практике пастырской, и в деле жизни каждого. И всякого оно учит, обличает, исправляет, обучает всякому добру и чрез то ведет его к совершенству полному; и пастырю, на коем лежит проводить пасомых всем означенным путем, оно дает полное до подробностей руководство. Почему как пастырям, так и всякому следует заниматься изучением Божественных Писаний, не кое-как, по верхам, но по существу его. Святой Златоуст представляет святого Павла внушающим святому Тимофею: «вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда». И вслед за сим прибавляет: «если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа Святаго, то не тем ли более нам (пригодно сказать так)?»

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 16-17 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен

Кроме того богодухновенно оно (Писание), – то есть с писаниями людей, кои приняли Духа, не для пророчества, но для обличения, для исправления и для наставления о том, каков должен быть путь истинной жизни, – да будет, при содействии его, совершен человек Божий новый, утвердившийся во всех добрых делах.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Иоанн Дамаскин

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Исследовать божественные Писания – дело прекраснейшее и душеполезнейшее. Ибо подобно тому, как древо, посаженное при потоках вод (Пс 1:3), так и душа, орошаемая божественным Писанием, утучняется и приносит плод свой во время свое (Пс 1:3) – православную веру, и украшается вечноцветущими листьями, то есть богоугодными деяниями.

Изложение веры.

Блж. Августин

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Писания святы, правдивы, беспорочны… Нам, следовательно, не в чем обвинять Писание, если мы случайно, его не поняв, в чем-нибудь отклоняемся от пути истинного. Когда мы его понимаем, мы правы. Когда же по причине его непонимания мы неправы, мы тем самым отказываемся от него, сохраняющего свою правоту. Ибо, ступив на путь порока, мы его не извращаем, но оно остается правым, так что мы можем обратиться к нему с целью исправления.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Все Писание богодухновенно и полезно

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.

для научения

Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания.

для обличения

Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

для исправления, для наставления в праведности

Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Иаков Афраат

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если бы дни человека стали столь же многочисленны, как и дни мира от Адама и до конца времен, и он сидел
бы и размышлял о священном Писании, то и тогда глубокого смысла его слов он не объял бы. И премудрости Божьей никто не может постичь.

Доказательства.

Лопухин А.П.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

См. Толкование на 2 Тим. 3:15

Источник

Святой Церковью читается Второе послание к Тимофею. Глава 3, ст. 16–17; глава 4, ст.1- 4. 

3:16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

3:17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

4:1. Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:

4:2. проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

4:3. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

4:4. и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

(2 Тим. 3, 16 – 17, 4, 1 – 4)

Апостол Павел продолжает свои увещевания апостола Тимофея, епископа Церкви Ефесской.

Начинается сегодняшний отрывок с очень важного тезиса: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. Это место, возможно, единственное, где напрямую говорится, что все Писание богодухновенно. Надо заметить, что здесь во многом имелось в виду еще ветхозаветное Писание, поскольку новозаветного канона, собрания новозаветных книг еще не было. Хотя если мы возьмем послания апостола Павла, многие из которых к этому моменту уже были написаны, то, конечно, можно и их причислять к Священному Писанию и считать их богодухновенными книгами. Однако свои послания Павел, наверное, еще не считал таким богодухновенным текстом, в большей степени он все-таки имеет в виду Ветхий Завет. Теперь для нас с вами Новый Завет, несомненно, является таким же богодухновенным текстом и даже имеющим большее, решающее значение, чем текст ветхозаветный.

Так что же значат слова о том, что все Писание богодухновенно? Мы немного об этом говорили. Тема чрезвычайно интересная, глубокая и важная. Понятие богодухновенности по-разному интерпретируется разными христианскими конфессиями и иногда даже отдельными христианами внутри одной Церкви. В протестантских Церквях, которых существует много, в том числе у современных протестантов, с которыми мы сталкиваемся в России, существует вербальная, то есть словесная теория богодухновенности. Русский синодальный перевод Нового Завета, на который они опираются, в их понимании был практически продиктован его авторам, поэтому нужно понимать всё слово в слово, как написано: без комментариев, без контекста, без исследования. Представители протестантских деноминаций прекрасно знают этот текст, почитают и изучают его, подчас они ходячие «цитатники».

Православному человеку с ними бывает очень непросто, потому что протестанты забрасывают цитатами человека, недостаточно изучающего свою традицию. Таковых у нас, к сожалению, не так уж мало: они заходят иногда в церковь, но ни одной цитаты из Нового Завета привести не могут. Мы пытаемся с этим что-то сделать, но пока реалии таковы, что в чисто формальном знании Нового Завета протестанты нас обходят. Повторю, их знание подобно компьютеру, который выбрасывает цитаты, потому что они полагают, что если закреплять какое-то мнение голыми цитатами, вырванными из разного контекста, из разных частей Нового Завета, то этого будет достаточно.

Приблизительно такое же понимание, даже более радикальное, мы находим в исламе. Коран для мусульманина – это не текст, написанный Мухаммедом. С точки зрения мусульман, Коран существовал всегда, это слово Аллаха, которое всегда существовало где-то на небе у самого Аллаха, а Мухаммед – человек, который был «приёмником», записавшим все это на бумагу, поэтому все, что написано, – слово в слово изречения самого Аллаха.

В православной традиции и вообще в христианстве с самых ранних его времен отношение к понятию богодухновенности было достаточно трезвым. Оно таково, что все книги Священного Писания вдохновлены Духом Святым, в этом и смысл понятия богодухновенности. Однако не было такого, чтобы автор лишался своих индивидуальных особенностей и характеристик. Каждый автор, например в Евангелии, пишет об одних и тех же событиях немного по-разному. У каждого евангелиста свой темперамент, свой уровень образования, свой лексикон. Скажем, Евангелие от Марка написано простым языком, это не самый лучший греческий язык. В Евангелии от Луки, как и в книге Деяний, написанной им же, наоборот, прекрасный древнегреческий язык, самый лучший в Новом Завете, с точки зрения исследователей. Изучая послания апостола Павла, мы видим, что послания более раннего времени объединяются неким стилем и лексикой, а более поздние, например, «пастырские» послания, отражают уже другое время и имеют свою стилистику, свой лексический состав текста.

Это трезвое отношение было изначально, когда составлялся канон и Церковь размышляла над тем, какие книги брать в канон, а какие не брать. Мы помним самые ранние исследования учителей Церкви, которые пытались сравнивать существовавшие уже тогда рукописи, потом переводы Нового Завета. Традиции самой ранней библеистики, которая потом перешла в современную библеистику, говорят о том, что идею, внутреннее содержание, суть текста каждому конкретному автору дал Дух Святой, но сам текст по форме, лексическому подбору определенных выражений и слов, по стилю соответствует пониманию конкретного автора. Хочу подчеркнуть, что наше понимание богодухновения именно таково, потому что иногда мы похожи на протестантов и пытаемся отстоять вербальное видение богодухновенности, забывая подчас о контексте, о том, что каждый автор имел свою задачу, свой стиль, свой уровень образования. Они говорили об одной и той же христианской истине, но по-разному, и это нормально, естественно, это подчеркивает то, что Священное Писание может быть единым при таком разнообразии.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Источник

профессор Александр Павлович Лопухин

Наступление тяжких времен (1–9). Пример апостола Павла (10–12). Увещание Тимофею (13–17).

2Тим.3:1. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

«Последние дни». Христиане апостольского времени полагали, что они уже вступили в «последние дни» (Евр 1:2; ср. Деян 2:17). И здесь апостол понимает несомненно не какие-либо очень отдаленные времена, а вообще «последующие» дни. Это доказывается тем, что апостол советует Тимофею “удаляться» от людей, какие будут жить в эти последние дни: ясно, что Тимофей увидит их (2Тим.3:5). О том же говорит и употребление настоящего времени в речи о будущих лжеучителях (2Тим.3и 2Тим.3:8).

2Тим.3:2. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

2Тим.3:3. непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,

2Тим.3:4. предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

“Люди” – человечество в своей массе. «Самолюбивы». Самолюбие есть главная движущая причина человеческого развращения.

2Тим.3:5. имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

«Таковых удаляйся», т. е. от всех вышеназванных людей. Очевидно, апостол видел, что подобные люди полнились уже в среде, в которой вращается Тимофей, именно в христианском обществе (ср. 2Сол.2:7). Со временем это нечестие (2Тим.2:16) только дойдет до высшей степени напряжения. Но в последние дни нечестивцы не будут все же так открыто действовать, как они поступали во время апостола Павла, прямо напр., заявляя, что воскресение уже было.

2Тим.3:6. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,

2Тим.3:7. всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Апостол с презрением говорит о женщинах, которые будут следовать за ложными учителями (женщин – τα γυναικάρια – уменьшительно – презрительное выражение вместо αί γυναϊκες). Женщины будут искать у этих лжеучителей научения, как достичь святости и отделаться от тяжести греховной наиболее легким способом, и те будут с важностью отвечать на их вопросы, стараясь согласить требования христианства с довольно низкими страстями, от которых не хотелось отрешиться женщинам.

2Тим.3:8. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере.

Имена волхвов, противившихся Моисею, апостол конечно узнает из иудейского предания. Без сомнения, эти имена часто упоминались и в Ефесской христианской общине действовавшими там лжеучителями.

2Тим.3:9. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

2Тим.3:10. А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

2Тим.3:11. в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

2Тим.3:12. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

Тимофей всегда следовал примеру апостола Павла в отношении терпения страданий и в других добродетелях. Об этом апостол напоминает теперь, чтобы побудить его и впредь держаться подальше от лжеучителей. «Постигших меня…» Возможный перевод: «А какие страдания постигли меня!.. Что за преследования я перенес. И от всех них избавил меня Господь». «В Антиохии» – см. Деян 13:14. “В Иконии” – Деян 14и cл. “В Листре” – Деян 14и cл. «Да и все желающие жить благочестиво» – Ср. Мф 5и сл.

2Тим.3:13. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

2Тим.3:14. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

В то время как лжеучители будут иметь успех, вводя людей в заблуждения, коим подвержены и сами, Тимофей должен стоять твердо в том учении, какое он принял от апостола Павла («зная, кем ты научен»).

2Тим.3:15. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

2Тим.3:16. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,

2Тим.3:17. да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Тимофею поможет в этом случае и его знакомство со Священным Писанием, которое он изучил еще в детстве, очевидно, под руководством своей матери и бабки (ср. 2Тим.1:5). Писание свидетельствует о Христе (Ин 5:39, 45 и сл.). «Умудрить во спасение» – т. е. в отношении к сущности спасения; они дадут ему правильно разуметь, в чем именно состоит спасение. И спасение это достигается верою в Иисуса Христа (ср. Рим 3:25 “очищение верою»).

«Все писание» возможно перевести «всякое писание, вдохновенное от Бога, полезно также для того, чтобы научить обличать…». Таким образом, частица και – и должна быть опущена, как она выпускается в Пешито, в некоторых рукописях Вульгаты и у многих древних толкователей. Выражение же πασά (без артикля) не может означать всю совокупность ветхозаветных книг (они называются в Новом Завете, напр. в Евангелии Мф 21:42, писаниями αί γραφαί), а означает какое угодно богодухновенное писание, в том числе и новозаветные книги, некоторые из коих в то время уже существовали. Апостол мог назвать и свое писание богодухновенным, раз он об устной проповеди своей и других апостолов говорил, что она имеет своим источником Святого Духа (2Кор 3:3). «Да будет совершен Божий человек…», т. е. нужно читать богодухновенное писание для того, чтобы сделаться добрым служителем и проповедником Христа.

Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. – Изд. 4-е. – Москва : Дар, 2009. / Т. 7. : Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. – 1296 с. / Второе Послание святого апостола Павла к Тимофею. 1065-1079 с. ISBN 978-5-485-00276-3

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник