Все писание богодухновенно и полезно для

Все писание богодухновенно и полезно для thumbnail

Свт. Иоанн Златоуст

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если нужно обличить ложь, если нужно исправиться или вразумиться, и это можем почерпнуть отсюда: оно
[Писание] способствует и к увещеванию, и к утешению.

Гомилии на 2-е послание к Тимофею.

Свт. Григорий Нисский

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Богодухновенное Писание, как называет его божественный апостол, есть Писание Святого Духа. Цель его – польза людей, ибо говорит он: Все Писание богодухновенно и полезно, – и эта польза многоразлична и многообразна, как говорит апостол: для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности. Но эту пользу нельзя получить читающим с первого раза: Божественное, как бы некою завесою,
скрывается «телом» Писания, так как законодательство и история как бы покрывают созерцаемое умом.

Против Евномия.

Свт. Феофан Затворник

Ст. 16-17 Всяко Писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован

Всяко Писание – πασα γραφη. Иные переводят это так, как и у нас по-славянски: всякое Писание, а другие: все Писание. Спорить не из чего. Ибо и: всяко Писание – ту же мысль содержит, что и «все Писание». Всяко Писание – не иначе должно понимать, как: всякая из Книг Писания, – всякая историческая Книга, всякая учительная и всякая пророческая. Сведи все в едино, и выйдет все Писание. А что так надо понимать всяко Писание, – видно из того, что здесь всяко Писание – то же означает, что пред сим: Священная Писания, ιερα γραμματα; а так именуются Книги Божественного Писания. Блаженный Феофилакт пишет: «некоторые задают вопрос: как Апостол сказал здесь: всяко Писание богодухновенно? Ужели и еллинские писания богодухновенны? И, затрудняясь решением его, переводят не: богодухновенно, – а: богодухновенное, чтоб была мысль: всякое Писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что Апостол говорит здесь: πασα γραφη – всяко Писание, сказавши пред сим: ιερα γραμματα, – Священная Писания умееши. И очевидно само собою, что под: πασα γραφη – всяко Писание – разумеет он здесь то же, что прежде обозначил словами: ιερα γραμματα – Священная Писания,– под чем разумеются обыкновенно Книги Священного Писания, или Библия» (см. то же у святого Златоуста).

«Итак, всякое Священное Писание богодухновенно; посему, говорит, не сомневайся в нем» (святой Златоуст). Богодухновенно; ибо, как свидетельствует святой Петр, всяко пророчество книжное по своему сказанию не бывает (не от себя сказывается). Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2 Пет. 1, 20-21). «Апостол отличил Священное Писание от писаний человеческих, назвав оное богодухновенным; потому что чрез Пророков и Апостолов изрекала (Божию истину) Божия благодать, или Святый Дух» (блаженный Феодорит).

Писание богодухновенно и полезно, – яко отдыхание уст всеблагого Бога, которое живительно для всякой, паче же разумной твари (см.: Пс. 103, 30; 118, 50). Святой пророк Давид душеспасительность слова Божия изображает так: закон Господень непорочен, обращаяй души; свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце; заповедь Господня светла, просвещающая очи (ср.: Пс. 18, 8-9). Сообразна с этим и указываемая Апостолом полезность Божественного Писания.

Полезно, говорит, Писание ко учению, προς διδασκαλιαν: ибо оно просвещает ум сообщением ему ведения всякой истины, потребной в нашем положении. «Оно научает нас благопотребным догматам и указывает добрые правила жизни» (Экумений). «Научает тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Божественного Писания» (блаженный Феофилакт). «Ибо, чего не знаем, тому научаемся из Писания» (блаженный Феодорит). «Если нужно знать что-нибудь, если случится недоумевать в чем-нибудь, о том можем узнать отсюда» (святой Златоуст).

Научив истине, Писание ведет и: ко обличению: обличает же как ложь, так и неисправную жизнь. «Если нужно обличить ложь, – и это можем почерпнуть отсюда» (святой Златоуст). «Писание обличает и нашу беззаконную жизнь» (блаженный Феодорит).

Обличив, располагает и руководит ко исправлению – как ложных воззрений, так и недобрых навыков жизни. «Оно и совратившихся (вообще и в нравственном, и в умственном отношении) призывает на правый путь» (блаженный Феодорит). То есть к тому, чтоб неправые мудрования заменить правыми и, бросив худые привычки, обратиться к добродетели. «Если нужно исправиться или вразумиться, – если недостает чего-нибудь и нужно дополнить то, – и это почерпается из Писания» (святой Златоуст).

Кто исправил пути свои, тому предлежит потребность знать, как шествовать правым путем – не совращаясь, а все более и более преуспевая и утверждаясь в правоте. И этому обучает его Писание, – полезное к наказанию, еже в правде. «Оно обучает нас всяким видам добродетели» (блаженный Феодорит). «Умудряет в стяжании праведности и в делании праведных дел» (блаженный Феофилакт), – «вводит в правду или возводит к совершенству в ней» (Экумений).

«Все сие ведет к совершенству, и делает нас своими Богу всяческих» (блаженный Феодорит). Почему Апостол прилагает: да совершен будет Божий человек. Божий человек есть Богу себя посвятивший и об этом богоугождении заботящийся. Такой и сам Богом бывает покровительствуем, и состоит под Его осязательным благоволением. Совершен такой человек бывает, когда может во всяком случае и определенно узнать волю Божию и с твердостию исполнить ее вполне, во всей широте, в какой она узнана, до положения живота. Кто достигнет такого совершенства, того дела всегда бывают у места, – и к лицу, и к времени, и к обстоятельствам идут. Почему Апостол совершен – выразил словом: αρτιος, – которое, слово в слово, лучше нельзя перевесть как: складен. Обыкновенно нескладным называем мы того, у которого все невпопад, а складным, у которого все впопад. Вот таковое именно совершенство и обещает святой Павел тому, кто в образовании своей умственной, нравственной и религиозной стороны берет в руководство Божественное Писание и неуклонно следует ему. «Для того, говорит, дано наставление Писаний, чтобы совершен был человек Божий; следовательно, без них невозможно быть совершенным» (святой Златоуст). «Исправление и упорядочение нрава бывает чрез Писание, чтобы у человека, по Богу живущего, ни в чем добром не бывало недостатка. Так что, если и ты желаешь сделаться таким же складным, αρτιος, – то есть совершенным, здравым и всегда во всем ровным, возымей советниками к тому Божественные Писания» (блаженный Феофилакт).

Изъясненный смысл совершенства указан определенно в последних словах: на всякое дело благое уготован. – Уготован, εξηρτισμενος, – пригоден, прилажен, то есть такой, который и знает, и умеет делать всякое добро, и делать наилучшим образом. Вот каким делает Писание человека Божия! Не просто принимающим участие в добрых делах, как бы не чуждающимся лишь их, но на них только и налаженным, так что он только и делает, что добрые дела. Не на такое, говорит, и такое дело уготован, но на всякое» (блаженный Феофилакт).

Все это, сказанное о Писании, имеет приложение и в практике пастырской, и в деле жизни каждого. И всякого оно учит, обличает, исправляет, обучает всякому добру и чрез то ведет его к совершенству полному; и пастырю, на коем лежит проводить пасомых всем означенным путем, оно дает полное до подробностей руководство. Почему как пастырям, так и всякому следует заниматься изучением Божественных Писаний, не кое-как, по верхам, но по существу его. Святой Златоуст представляет святого Павла внушающим святому Тимофею: «вместо меня, говорит, ты имеешь Писания; когда пожелаешь узнать что-нибудь, то можешь узнать отсюда». И вслед за сим прибавляет: «если же так сказано Тимофею, который был исполнен Духа Святаго, то не тем ли более нам (пригодно сказать так)?»

Толкование на второе послание к Тимофею.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 16-17 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен

Кроме того богодухновенно оно (Писание), – то есть с писаниями людей, кои приняли Духа, не для пророчества, но для обличения, для исправления и для наставления о том, каков должен быть путь истинной жизни, – да будет, при содействии его, совершен человек Божий новый, утвердившийся во всех добрых делах.

Второе послание к Тимофею.

Прп. Иоанн Дамаскин

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Исследовать божественные Писания – дело прекраснейшее и душеполезнейшее. Ибо подобно тому, как древо, посаженное при потоках вод (Пс 1:3), так и душа, орошаемая божественным Писанием, утучняется и приносит плод свой во время свое (Пс 1:3) – православную веру, и украшается вечноцветущими листьями, то есть богоугодными деяниями.

Изложение веры.

Блж. Августин

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Писания святы, правдивы, беспорочны… Нам, следовательно, не в чем обвинять Писание, если мы случайно, его не поняв, в чем-нибудь отклоняемся от пути истинного. Когда мы его понимаем, мы правы. Когда же по причине его непонимания мы неправы, мы тем самым отказываемся от него, сохраняющего свою правоту. Ибо, ступив на путь порока, мы его не извращаем, но оно остается правым, так что мы можем обратиться к нему с целью исправления.

Проповеди.

Блж. Феофилакт Болгарский

Все Писание богодухновенно и полезно

Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее – в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: «богодухновенно», а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.

для научения

Полезно, говорит, тем, что научает нас тому, что надлежит нам знать. И нет ничего, что не было бы разрешено посредством Священного Писания.

для обличения

Если нужно изобличить ложь, и это можно почерпнуть отсюда.

для исправления, для наставления в праведности

Если нужно, говорит, исправиться и получить наставление, то есть вразумиться к справедливости, то есть чтобы поступать справедливо, то и это доставляет тебе Священное Писание.

Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

Иаков Афраат

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

Если бы дни человека стали столь же многочисленны, как и дни мира от Адама и до конца времен, и он сидел
бы и размышлял о священном Писании, то и тогда глубокого смысла его слов он не объял бы. И премудрости Божьей никто не может постичь.

Доказательства.

Лопухин А.П.

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности

См. Толкование на 2 Тим. 3:15

Источник

Во Втором послании Павла к Тимофею 3:16 сказано: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Давайте рассмотрим эти слова апостола Павла.

Писание богодухновенно

То, что Писание богодухновенно, означает, что Библия — это дыхание Бога, это то, что было выдохнуто Самим Богом, который есть Дух. Бог выдохнул Себя, и то, что Он выдохнул, и есть Библия. Вот что имеется в виду во 2 Тим. 3:16, когда говорится, что Писание богодухновенно.

Внешне Библия выглядит так же, как и любая другая книга; она состоит из слов. Однако, если все обычные книги имеют одну и ту же природу, Библия отличается от всех остальных книг. Библия уникальна. Однако многие люди не понимают этого. Они читают Библию так же, как они читают обычные книги. Это совершенно неправильно.

Библия, и в особенности Новый Завет, учит нас читать Писания не как простую, обычную книгу. В Эф. 6:17 и 18 говорится, что мы должны принять слово Божье посредством всякой молитвы и прошения. Почему Божье слово нужно принимать посредством молитвы? Потому что, согласно 2 Тим. 3:16, Писания богодухновенны. Бог выдохнул Себя в Писаниях, поэтому, читая Писания, мы должны принимать в себя Божье дыхание. Когда Бог выдыхает Себя, Он делает выдох. Когда мы читаем Писание, то есть, когда мы принимаем Писание, мы вдыхаем Бога. Поэтому чтение Библии подразумевает, что Бог выдыхает, а мы вдыхаем. Это совсем не похоже на то, как мы читаем обычную книгу.

Писание полезно

Во 2 Тим. 3:16 говорится не только о том, что Писание богодухновенно, но и о том, что Писание «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Со стороны Бога Библия — это Божье дыхание. С нашей стороны Библия предназначена для того, чтобы мы получили пользу в отношении четырёх вещей — научения, обличения, исправления и наставления. Эти слова намеренно расположены именно в таком порядке.

1. Научение — снятие покрывала

Что такое научение? Как вы понимаете слово «научение»? Нам нужно понимать это слово в том смысле, в каком его употреблял Павел. Если мы в достаточной мере обладаем надлежащим духовным опытом, то мы поймём, что научение в стихе 16 — это то же самое, что откровение. Научение — это не что иное, как божественное откровение.

Теперь мы понимаем, в каком смысле Библия полезна для научения. Она полезна для того, чтобы снять покрывало. Покрывало нельзя просто взять и снять; его нельзя полностью снять за один раз. Напротив, покрывало снимается постепенно.

2. Обличение является результатом полученного нами откровения

Примечательно, что за научением в стихе 16 следует обличение. Причина этого в том, что, увидев что-то от Бога, вы неизбежно будете обличены увиденным.

Всякий раз, когда мы видим что-то от Бога, мы осознаём свои ошибки, просчёты, недостатки и грехи. В результате мы испытываем обличение. Это обличение является результатом полученного нами откровения. Однако часто, читая Писания, мы не получаем никакого откровения, а потому нет и никакого обличения. Но если мы, читая Писания, будем получать откровение, то это откровение будет обличать нас.

3. Исправление

За обличением следует исправление. Научение, или откровение, приносит обличение, а обличение производит исправление. Исправить — значит сделать правильным то, что было неправильно, вернуть человека на правильный путь, возвратить что-либо в надлежащее состояние.

4. Наставление в праведности

После того как мы были исправлены, мы получим надлежащее наставление — наставление в праведности. Говоря о научении, обличении и исправлении, Павел не добавляет к этим словам никаких определений, но, говоря о наставлении, он уточняет и говорит, что это наставление в праведности. Праведность — это вопрос правоты. Поэтому наставление, о котором здесь говорится, направлено на то, чтобы сделать нас правыми.

Почему нам нужно обличение? Потому что мы неправы во многих вопросах. Мы можем быть неправы перед Богом, перед Христом и перед Духом. Мы можем быть неправы перед церковью, перед братьями и сёстрами, перед мужем или женой, перед своими родителями, перед своими детьми, перед своими соседями и даже перед самими собой. Мы можем быть неправы в том, как мы тратим свои деньги, в том, как мы проводим своё время, в том, как мы одеваемся, или в том, как мы причёсываемся. Мы можем быть неправы в очень многих вопросах, поэтому полученное нами при чтении Писаний откровение обличает нас.

Можно заучивать стихи из Библии и пересказывать их наизусть и не переживать при этом никакого обличения. Но когда мы получаем из Слова откровение, это откровение обличает нашу греховность и упрекает нас. Нас обличает не человек и не Сам Бог — нас обличает научение Слова. Когда мы получаем подобное обличение, происходит естественное исправление, а когда происходит исправление, то происходит и наставление в праведности. В результате мы оказываемся в надлежащем состоянии.

В этой статье использовались отрывки из первой главы книги Уитнесса Ли «Обучение для учителей» (стр. 10-18). Полностью прочитать эту главу можно по этой ссылке.

Какова сущность Библии?
С чего начать чтение?

Источник

«Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16)

Неудивительно, что верующие и неверующие люди по-разному смотрят на Писание. Так, христиане утверждают, что Библия является Словом Божиим, в то время как неверующие люди с этим согласиться не могут.

Эта разность взглядов всегда будет бросаться в глаза до тех пор, пока Святой Дух не просветит разум неверующего человека. Как сказано в 1 Послании к Коринфянам 2:14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».

В основе христианского взгляда на Священное Писание лежит учение о его полной вербальной богодухновенности. В этих трёх словах заложено много смыслов, поэтому я, с вашего позволения, объясню, что означает и что не означает данное учение.

Согласно учению о полной вербальной богодухновенности, Бог Дух Святой был Вдохновителем не только отдельных мыслей или идей Священного Писания, но также и самого текста Библии со всеми описанными в нём подробностями.

Сам Иисус говорит об этом так: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Матфея 5:18). Вот, что об этом отрывке сказано в последнем издании английской Библии с комментариями («The ESV Study Bible»):

«Иисус подтверждает абсолютный авторитет Ветхого Завета, определяя его как Писание на все времена… И эти слова Христа относятся ко всему тексту, вплоть до его мельчайших компонентов. Так иота является самой маленькой буквой греческого алфавита… А под чертой, вероятно, подразумевается крошечный штрих или часть буквы, используемая для различения букв на иврите».

Бог является Автором всего Священного Писания, до последнего слова. Но это не означает, что Сам Бог, образно говоря, садился за стол, вынимал ручку и писал Библию. Вместо этого, Он в продолжение столетий вдохновлял различных людей, чтобы они записывали тексты, которые и составили Священное Писание. Каждый из этих людей сохранил свои особые стиль, голос, взгляды и культурные особенности. И, тем не менее, Бог чудесным образом вдохновил их записать то, что Ему было угодно, и сделать это с величайшей точностью. В этом – отличие Библии от, например, Корана или Книги Мормона, которые, по словам их последователей, были написаны под диктовку.

В 2 Петра 1:20-21 сказано: «зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

Верите ли вы, что Библия – это буквальное Слово Бога? Почему?

Марк Дрисколл charismamag.com, перевод Ольга Крикун ieshua.org

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Источник