Все о полезных ископаемых полярного урала

Все о полезных ископаемых полярного урала thumbnail

“Терра инкогнито” полезных ископаемых или Урал полярный глазами геолога

 2 ноября в Уральском государственном горно-геологическом университете прошла международная научно-практическая конференция, посвященная современным технологиям поиска и разведки полезных ископаемых. Главный вопрос, вынесенный на повестку, – пути реализации масштабного проекта “Урал промышленный – Урал полярный”. В эти же дни 85-летний юбилей отмечает старейшая кафедра УГГГУ – геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Именно она внесла (и сейчас активно работает над этим) огромный вклад в освоение Полярного Урала.

Что будут добывать на Полярном Урале, какие цели должны ставить перед собой разработчики “Урала промышленного – Урала полярного”, как, когда и кто осваивал этот регион, где пройдет железная дорога в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал заведующий кафедрой геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых УГГГУ, научный руководитель Северной экспедиции на Полярном Урале Владимир Душин.

Вопрос: Можно ли сейчас сказать, за какими полезными ископаемыми будущее Полярного Урала?

Владимир Душин: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть несколько факторов. Во-первых, геология – специфическая наука. Для геолога сказать, что территория не перспективна – это большая ответственность, для этого необходимо обладать гораздо большей информацией, чем, например, для того, чтобы заявить, что на территории (любой) что-то есть. Потому что отрицание – это всегда закрытие территории на очень большой срок. Вторая сторона вопроса – изученность территории. Нельзя забывать, что территория Среднего Урала и Северного Урала, допустим, Свердловская и Челябинская области, изучены в десятки раз интенсивней территории Полярного и Приполярного Урала. По разным оценкам на Полярном Урале один – два погонных метра бурения на км2, тогда как на Среднем Урале – это десятки и сотни метров. Активные исследования на Среднем Урале ведутся с петровских времен.

Полярный и Приполярный Урал – это “терра инкогнито” с точки зрения полезных ископаемых.

Для справки: Душин Владимир Александрович. Родился 7 августа 1947 г в Норильске. Специалист в области геологии, магматизма и металлогении подвижных поясов; доктор геолого-минералогических наук, профессор. Окончил Свердловский горный по специальности “Геология и разведка месторождений редких и радиоактивных металлов”, горный инженер-геолог. После окончания института работал в геологоразведочной партии № 53 Березовской экспедиции первого главного геологоразведочного управления министерства геологии СССР (1970-1973). Автор и соавтор металлогенических, прогнозно-металлогенетических карт и карт магматических формаций. Разрабатывает концепцию геодинамического развития и металлогении Арктического сегмента Евразии, изучает глубинное строение Западно-Сибирской плиты и Большеземельской тундры, проводит специализированные исследования по проблемам развития минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Член УМО по высшему геологическому образованию, Уральского регионального экспертного совета, редколлегии ПГО “Полярноуралгеология” по составлению сводных геологических и металлогенических карт Награжден знаком “Отличник разведки недр”, “Почетный разведчик недр”, заслуженный работник высшей школы РФ. С 1986 г по настоящее время – научный руководитель Северной экспедиции. Заведующий кафедрой геологии, поисков и разведки месторождений полезных ископаемых УГГГУ.

Вопрос: Какие цели и задачи, на Ваш взгляд, сейчас стоят перед разработчиками проекта?

Владимир Душин: Сейчас в этом регионе необходима разведка, которая, естественно, требует больших капиталовложений. И “Урал промышленный – Урал полярный” – это транспортная структура, которая преследует несколько целей, одна из которых – создание сырьевого задела для отраслей, в том числе металлургических и энергетических, Среднего и Южного Урала – нашего промышленного “сердца”. И железнодорожная ветка, параллельно которой пойдет и автомобильная дорога, преследует и эту цель. Другая цель – это безопасность страны, в том числе и энергетическая. К тому же это выход к океану, выход к газовой, газоконденсатной и нефтяной энергетике, месторождениям, расположенным на шельфе арктических морей. Плюс вовлечение уже сейчас имеющихся печерских углей, отрабатываемых еще с военных времен.
Что касается месторождений железных, хромовых и марганцевых руд, то, например, марганцевые месторождения уже начали разрабатываться, добычу там, если я не ошибаюсь, довели до 400-600 тыс. т. И сейчас потоки идут по ветке Лабытнанги – Котлас – Киров – Екатеринбург. Как говорят, семь верст киселя хлебать. Пока объемы не очень велики, но дальше они будут возрастать, и, естественно, строительство дороги будет оправдано.
Не надо также забывать, что к югу от месторождения Центрального есть масса рудопроявлений и проявлений минерализации тех же хромитовых руд, которые весьма выгодно отличаются от всех других проявлений в том плане, что его перспективы очень высоки и интересны. И они находятся в зоне влияния проектируемой ветки. На самом севере есть месторождения железных руд.

В 50-е годы эти запасы разведывались, и сейчас, благодаря новым технологиям, новым аэрогеофизическим и наземным геофизическим данным, можно получить новую информацию о полезных ископаемых и их объемах.

Вопрос: Можно ли говорить о каких-то конкретных сроках начала добычи на Полярном Урале? Сколько времени проходит от начала разведки до начала промышленной добычи?

Владимир Душин: Технологии и механизмы выигрывания конкурса на ведение работ, получение лицензии, защита и прохождение экспертизы проекта “убивают” много времени. Поэтому быстрого, моментального результата здесь не получится. Это не мелкие золотые “рассыпушки”, где можно за сезон работы получить прибыль. Здесь нужны серьезные региональные работы: обобщение, оценка и разведка.
Вообще, по срокам есть статистика. Например, такое ликвидное полезное ископаемое как алмазы. С момента находок до разработки проходит не менее десяти лет. В отношении железных руд это время увеличивается. Вот, к примеру, Качканар. Геологи знали о нем еще в 30-е годы, а разработку начали в конце 50-х.
Конечно, сейчас ситуация изменилась: мы обладаем другими технологиями, ресурсами. Но все равно это многие годы.

Вопрос: Уже более 30 лет Северная экспедиция работает на Полярном Урале. А когда вообще началось освоение этого региона.

Владимир Душин: Первые сведения появились еще в допетровские времена. Затем были экспедиции географического общества в начале и середине XIX века, волна исследований в 1905-1909 годах: экспедиции братьев Кузнецовых, Паласовские экспедиции. Это были первые географические и геологические экспедиции.

Вопрос: Строительство железной и автомобильной дорог – проект, требующий серьезного изучения почв. С какими сложностями предстоит столкнуться строителям при прокладке железнодорожного и асфальтового полотна?

Владимир Душин: По моей информации, есть пять или шесть вариантов прокладки железной дороги. Вообще история этой ветки не вчера началась. Еще в 60-е годы тоже была программа, которой активно занимался институт экономики, и наша академия подключалась, и академия наук в целом. Тоже были разговоры и споры: прокладывать дорогу по западному склону Урала или по восточному. Тогда “повезло” западному склону, а работы на востоке отложили.
Как я уже сказал, сейчас существует несколько вариантов прокладки дороги, и каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Первый вариант: прокладка ближе к горам, по предгорному плато. Там очень хорошее основание, но масса истоков рек, которые требуют наведения мостов. Но, опять же, на твердом основании мосты строить легко. Если проводить дорогу по средней части, то там грунт будет уже несколько иной. Но зато он будет ближе к рудным объектам. Есть еще вариант прокладки железной дороги вообще вдоль Оби, по низине западносибирской плиты. Но это, во-первых, очень далеко от объектов интереса, то есть месторождений. А во-вторых, сам грунт не очень хороший и долина реки Оби – весьма серьезный природный объект, который требует внимательного отношения.

Мне кажется, что самый оптимальный вариант – ближе к горам. Мы с институтом экономики, НПЦ “Мониторинг” (ХМАО) и департаментом природных ресурсов ХМАО работали над этим вопросом, и пришли именно к такому выводу.

Вопрос: С какими проблемами приходится сталкиваться специалистам при освоении и разведке на Полярном Урале?

Фото: foto.chukotken.ruФото: foto.chukotken.ru

Владимир Душин:

Для справки: Старт осуществлению грандиозного проекта по созданию новой минерально-сырьевой базы уральской промышленности на Полярном и Приполярном Урале был дан на совещании по социально-экономическому развитию УрФО в мае 2005 г в Челябинске. На этом совещании Президент РФ Владимир Путин подчеркнул, что задача развития транспортной инфраструктуры страны является национальным приоритетом, ее эффективность напрямую влияет на темпы экономического роста. Поэтому развитие транспортной системы в Уральском округе должно отвечать долгосрочным интересам всей российской экономики.
Прогнозный потенциал по хромовым рудам оценивается здесь в 850 млн т. Подготовленная сырьевая база позволяет добывать порядка 1,5 млн т хромовых руд в год, что в перспективе позволит полностью обеспечить отечественным сырьем всю ферросплавную промышленность страны.
Исследования последних лет вывели Полярный Урал на ведущее место в стране и по прогнозному ресурсному потенциалу марганцевых руд. По некоторым оценкам, он превышает 1 млрд т. А годовая потребность промышленности России оценивается всего в 5 млн т.
Проведенные в ограниченном объеме поисковые, геологоразведочные работы на медь уже позволяют оценить прогнозный ресурсный потенциал Полярного и Приполярного Урала в 17 млн т меди при годовой потребности всей промышленности России в 1,4 млн т.
На Полярном Урале уже разведано Софроновское месторождение фосфоритов, руды которого являются богатейшими среди российских аналогов. Геологические предпосылки дают основание уверенно прогнозировать здесь еще 10, подобных Софроновскому, месторождений. Общие ресурсы региона превышают 500 млн т. И это в перспективе позволит в значительной степени ликвидировать дефицит данного вида сырья в России, потребности которой оцениваются сегодня примерно в 8,4 млн т.
Прогнозный железорудный потенциал Полярного и Приполярного Урала оценивается в 5,6 млрд т. На Полярном и Приполярном Урале подтверждены запасы хромитов, свинца, золота, редких металлов, пьезооптического кварцевого сырья в разы превышающие запасы разрабатываемых сегодня на Урале месторождений. Так, в пределах Полярного Урала прогнозные ресурсы бокситов оцениваются в 1,2 млрд т. Возможные поставки бокситов с Полярного Урала могут достичь 0,5 млн т.
На Приполярном и Полярном Урале возможна рентабельная разработка энергетических углей, их прогнозные ресурсы – 25,5 млрд т. Они являются более качественными, чем импортные – экибастузские.
С высокой степенью вероятности учеными даны прогнозные оценки масштабных ресурсов угля, бокситов, цинка, вольфрам-молибденовых руд, горно-технического сырья (бариты), минеральных удобрений (фосфориты), керамического и огнеупорного сырья, камнесамоцветов, строительных материалов, бентонитовых глин.
По данным Уральского отделения РАН, общая стоимость твердых полезных ископаемых, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в результате освоения Полярного и Приполярного Урала, составляет порядка $290 млрд. При реализации хотя бы части прогнозных ресурсов открываются возможности создания новой горнорудной базы России, способной обеспечить потребности российской промышленности на период до 2050 г и далее.

Во-первых, это удаленность территории. Здесь чисто экономические проблемы. Удаленность от инфраструктуры. Во-вторых, это климатические условия. И нельзя забывать о том, что на Полярном и Приполярном Урале масса родовых угодий. Важным является и то обстоятельство, что в этом регионе много нерестовых рек. То есть у разработчиков должны быть природоохранные технологии. Кроме того, бурение возможно только в зимний период.

Источник

Урал – это богатая земля, окутанная тайнами и легендами, а полезные ископаемые, что залегают в недрах этой местности, не пересчитать. Из-за сложного геологического строения, высокой тектонической активности, в этом месте можно найти огромное количество редких металлов и минералов. Разработка полезных ископаемых Уральских гор началась еще несколько столетий назад.

Даже во времена Петра I, она ценилась большими запасами драгоценных камней, а также, завораживающими горными вершинами и мистическими пещерами. Сейчас, почти каждый уголок гор воспет в легендах и сказаниях, где люди объясняют большое количество ресурсов, которые, как по волшебству, скопились в одном месте. Карта полезных ископаемых Урала пестрит разноцветными зонами, которые показывают огромные залежи драгоценных, черных и цветных металлов.

Полезные ископаемые Урала

Особенности Уральских гор

Сегодня на рудниках, шахтах и карьерах Урала, добывается до 55 полезных ископаемых, которые важны для производства. Богатство местности объясняется тем, что горы образовались при стыковке двух тектонических плит – Русской и Западносибирской. В результате этого, там и сейчас происходят небольшие колебания земной коры. При исследовании местности, ученые пришли к одному мнению: большинство минералов Урала, которые находятся на поверхности и в недрах гор – результат извержения древнего вулкана. Базальты, диабазы, порфириты, долериты – все это вырвалось наружу тысячи лет назад, когда еще здесь бушевала магма.

Каменные ископаемые Урала ценны не только для добычи, но и для археологического исследования истории древнего мира, который существовал за миллионы лет до появления человека. По историческим сведеньям, в эпоху палеозоя здесь было Пермское море, которое исчезло во время резкого похолодания. Тысячи доисторических существ оставили свои отпечатки на каменных глыбах, в янтарной смоле. Благодаря этим находкам, можно предположить, какие животные жили на этой территории.

На уральских горах были найдены богатые залежи металлических и неметаллических руд, драгоценных камней и редких химических минералов. Большинство из них образовались в следствие метаморфического и магматического процесса:

  • Железные;
  • Хромовые;
  • Медные;
  • Никелевые;
  • Алюминиевые;
  • Асбестовые;
  • Драгоценные металлы;
  • Поделочные камни.

Полезные ископаемые Урала

Горы подвергались и осадочному воздействию. Камни размывались и выветривались, обнажая полезные ископаемые, делая их добычу намного легче.

Железные руды Урала

Одно из самых распространенных ценных ископаемых в этой области – магнитный железняк. Именно на Урале сконцентрированы большие скопления этого редкого материала. Магнетит представляет собой минерал черно-металлического цвета, он хорошо притягивается к магниту, благодаря чему и получил свое название. Это сырье очень важно для производства чугуна, стали и металлических сплавов. Российские залежи магнитного железняка известны по всему миру, имеют огромную ценность.

Но, больше всего в окрестностях Урала добывается бурого железняка, ископаемого с большим количеством металла в составе. Большая часть чугуна производится именно из этого сырья. Также встречается и красный железняк, гематит, железная следа. В промышленности они имеют второстепенное значение, их используют для добавления в сплавы, чтобы придать им более пластичных или твердых свойств.

Разрабатывать полезные ископаемые Урала начали еще во времена Петра I, но до сих пор многие рудники не истощились. Они образовались благодаря осаждению горных пород, а в состав входят хром, никель и кобальт.

Также, здесь добывают сидериты, которые содержат 30% железа. Одно из самых крупных месторождений – Бакальское. В этой местности ведется добыча большого количества железных руд. Здесь одно из крупнейших месторождений бурого и магнитного железняка, где содержание железа более 40%.

Карьер почти разработан, и, если его тщательно рассмотреть, можно заметить разнослойность пород, которыми богата эта местность. Бурые и зеленые пласты – это железняк, он выходит на поверхность, они переслаиваются со сланцами.

Полезные ископаемые Урала

Месторождения Северо-Ивдельского железорудного района богаты магнетитами, мартитами и бурыми железняками. Этот источник более молодой, а содержание металла в породе более 40%. Недалеко от этих залежей расположился Серовский завод, где перерабатывается большая часть всех минералов, которые добываются в этой местности.

Недалеко от этой местности находится Богословский рудник, который богат залежами руды с содержанием хрома и красным железняком. Их добывают шахтным способом, породы залегают на глубине более 500 метров. Ценная никелевая руда добывается в этом же регионе, на Свердловском месторождении. Также, здесь нашли и большие залежи глинозема, который является источником алюминия, и кремнезема.

Самым разнообразным по праву можно считать Волковское месторождение. Здесь, в горных породах нашли огромное количество меди, никеля, алюминия, фосфора, и ванадиевых руд. Для разработки этой местности был построен Красноуральский медеплавильный комбинат, где выделяют медный и апатитовый концентрат.

Месторождения железной руды уже давно разведаны и разрабатываются. Запасы постепенно истощаются. Сейчас практически нет богатых месторождений на Урале, большинство из тех, что известны человеку, бедные, или средние.

Цветные металлы Урала

На Урале сконцентрировано не только большое количество черного металла, но и цветных руд. Они залегают в горных пластах, а для их разработки используются карьеры и шахты.

Медь

Уральские горы очень богаты медными рудниками. Предприятия, которые расположены в этой местности занимают ведущее место не только в России, но и во всем мире. Было построено несколько комбинатов, для непосредственной обработки сырья в месте добычи Уральских ископаемых:

Полезные ископаемые Урала

  • Медногорский,
  • Красноуральский,
  • Среднеуральский,
  • Кировоградский

На медных предприятиях, в процессе переработки ресурсов Урала, образуются и другие ценные металлы: золото, кадмий, селен, кадмий, платина, цинк, свинец, серебро. Здесь из меди отливаются заготовки, которые в дальнейшем отправляются на заводы, для дальнейшей обработки.

Алюминий

Также здесь добывают большое количество алюминиевой руды, местность богата на бокситы – минералы, с повышенным содержанием этого метала (до 30%). Первое месторождение на Урале, называлось красная шапочка, из-за специфического окраса верхушки горы. Здесь и образовался первый металлургический комбинат, по производству алюминиевых чушек – заготовок. Сейчас этот участок разрабатывается Богословским заводом, а рудник переименовали в Североуральский.

На Среднем Урале ситуация немного хуже. Предприятия, которые расположены в этой части гор, страдают от недостатка сырья, так как рудники, где они строились, уже истощились. Остались только мелкие залежи, они медленно разрабатываются и менее выгодны для производства алюминия.

Полезные ископаемые Урала

Никель

Обширны на Урале и залежи никеля. Сейчас найдено только одно крупное месторождение, которое называется Липовское или Ржевское. В отличие от железных руд, они образовались из-за высокой вулканической активности, причиной появления здесь больших залежей этого редкого метала стали ветер и вода. Путем осаждения горная порода разрушается, а ее твердая основа выходит на поверхность.

Драгоценные камни Урала

Если о черных и цветных металлах известность практически не распространяется, то о том, что на Урале огромные залежи драгоценных камней знают все. Именно самоцветы этих гор стали причиной бесчисленных легенд и старосказаний. Большинство драгоценных камней формируются не в земной коре, а в мантии, где высокая температура и условия повышенного давления. Драгоценные ископаемые Урала образовались благодаря высокой вулканической активности в этой местности.

Но существует и осадочный путь формирования камней – малахита, яшмы, циркона, опала. Они образуются под воздействием постоянного выветривания и омывания поверхностей. Твердые породы, которые не подвержены этому влиянию, наслаиваются друг на друга. Образуется интересный послойный рисунок, который можно проследить на ювелирных изделиях из этих материалов.

Полезные ископаемые Урала

Об Уральской местности ходит слух, что драгоценные камни можно найти даже в огороде, если глубоко и внимательно копать. На самом деле, жители этой местности несколько столетий назад, находили огромное количество самоцветов в реках, при обработке земли и в колодцах.

Аметист – это полудрагоценный камень, часто используется в украшениях, из-за яркого насыщенного цвета. Образуется он в горных породах, где залегают марганец и железо. Под воздействием высоких температур и давления. Здесь есть действующие рудники, по добычи этого минерала. Они относятся к полезным ископаемым Южного Урала.

Также разрабатываются месторождения изумрудов, топазов и алмазов. Учитывая особенность тектонической структуры, можно найти камни высокого качества, что редко встречается в природе. Славится Уральский край и тем, что здесь месторождения прозрачных камней розового кварца – это очень редкий камень, который ценится ювелирами.

Раньше на Урале было большое месторождение александритов – большие яркие драгоценные камни, с высокой степенью прозрачности. Сейчас этот родник полностью выработан и закрыт. Это пятый по цене камень, встречается в природе очень редко, а купить его практически невозможно.

Источник