Все мне позволительно но не все полезно но не все назидает
Свт. Иоанн Златоуст
Ст. 23-24 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:23–24). Видишь ли великую его мудрость? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое без вреда для себя, то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою; но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: «не все полезно», «не все назидает», разумея первое о нем самом, а второе о брате; выражение: «не полезно» указывает на погибель его самого, а «не назидает» – на соблазн брата. Потому и присовокупляет: «никто не ищи своего». Это раскрывает он во всем послании, равно как и в послании к Римлянам, когда говорит: «ибо и Христос не Себе угождал» (Рим.15:3); и еще: «так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы» (1Кор.10:33). Также и здесь он не распространяется об этом. Выше он пространно доказывал и доказал, что он никогда не искал своей пользы, был для иудеев, как иудей, для неимеющих закона, как без закона, самой свободой и властью своей не просто пользовался, а (искал) пользы всех, служа всем; потому здесь он довольствуется немногими словами и прекращает речь, напоминая им этими немногими словами все, что сказано было прежде.
Гомилия 24 на 1-е послание к Коринфянам.
Свт. Афанасий Великий
Тело имеет у себя глаза, чтобы взирать на тварь и из примечаемаго в ней всестройнаго порядка познавать Создателя. У него есть слух для слышания Божиих словес и Божиих законов. У него есть руки для произведения ими необходимаго и для молитвеннаго воздеяния их к Богу. Но душа, уклонившись от созерцания того, что добро, и от обращения на то своей деятельности, в заблуждении своем обращает уже ее на противоположное. Потом, как сказано выше, усматривая свои способности и злоупотребляя ими, воображает, что может обратить и телесные члены на противоположное. Посему, вместо того, чтобы рассматривать тварь, обращает она глаз на вожделения, доказывая сим, что и это ей возможно; и думает, что, однажды устремив свою деятельность, сохраняет она свое достоинство и не погрешает, делая, что можно; не знает же, что сотворена не просто устремлять свою деятельность, но устремлять, на что должно. Посему-то и Апостольское слово заповедует: «вся ми леть суть, но не вся на пользу».
Слово против язычников.
Свт. Климент Александрийский
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает
Делая все дозволенное, люди часто доходят до того, что начинают делать и недозволенное.
Педагог.
Свт. Феофан Затворник
Вся ми леть суть, но не вся на пользу; вся ми леть суть, но не вся назидают
После страшной угрозы речь потекла спокойно. Начинает ее Апостол тем, что подало повод и ко всему рассуждению об идоложертвенном,– со свободы относительно употребления всякого рода безвредной пищи. На это начало опираясь, умники садились за трапезы в капищах идольских. Апостол не отвергает ее, а утверждает: вся ми леть суть, вся ми леть суть. Совершенная, говорит, правда. Но пользование сим правом свободы не может быть без ограничений. Я полагаю для этого два ограничения: пользу себе и назидание ближним. Коль скоро вкушение чего-либо не полезно себе и не назидает ближнего, то от него надо воздержаться. Полагает Апостол в начале сии мысли, потому что ими потом руководствуется в изложении нижеследующих правил. Святой Златоуст говорит: «Видишь ли великую мудрость Апостола? Так как иной из них мог сказать: я совершен, я властен над собою, я вкушаю предлагаемое с полным знанием дела,– то он говорит: положим, что ты совершен и властен над собою, но смотри не на это, а на то, не причиняет ли твое поведение какого-нибудь вреда, или какого-нибудь расстройства. То и другое он выразил словами: не вся на пользу, не вся назидают, разумея первое о нем самом, а другое о брате, ибо слово: не на пользу, указывает на погибель его самого, а слово: не назидают – на соблазн брата».
Вред себе называет святой Златоуст погибелью себя самого, вероятно потому, что чрез вкушение идоложертвенного становятся общниками бесов, а в этом явная пагуба. Экумений и Феофилакт видят вред сей в том, что, привыкши вкушать идоложертвенное, и к идолам опять привыкнет и может отпасть от Церкви, тоже на пагубу себе.
Но можно и пользу, и назидание разуметь только в отношении к братьям, как подает повод думать следующий текст, где о себе ничего не говорится, а все внимание заповедуется обращать на пользу ближнего. Так рассуждает блаженный Феодорит: «Позволительно тебе по тому ведению, какое приписываешь себе, делать все; но не полезно тебе делать вред другим. Делаемое тобою не назидает их. Положим, что ты совершен, но надобно позаботиться и о немощных. Ибо сие присовокупил Апостол».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает
И хотя все можно ради свободы, но не все, что можно, бывает полезно ближним нашим.
Толкование на послания божественного Павла.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Все мне позволительно, но не все полезно
Дабы кто не возразил: «я ем с чистой совестью и потому имею право так делать», говорит; нет, все тебе позволительно, поскольку Бог сотворил тебя свободным; но чтобы есть идоложертвенное, это не совсем для тебя полезно. Ибо, постоянно участвуя в трапезах идольских, ты шаг за шагом получишь расположение к самим идолам.
Все мне позволительно, но не все назидает
Поведение твое, как и прежде я говорил, не полезно ни для тебя, ни для брата твоего. Ибо оно не назидает его, а скорее расстраивает, и извращает веру его. Если же нет пользы ни тебе, ни брату твоему, то для чего тебе делать это?
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Тертуллиан
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает
Насколько легче человеку бояться запрещенного, если он с почтением относится к тому, что ему дозволено?
Об одежде женщин.
Лопухин А.П.
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает
Ап. повторяет правило, высказанное им в VI:12-м ст., но прилагает его к другому случаю. – Полезно. Это выражение указывает на духовную пользу вообще, включая и собственную пользу человека. – Назидает, – т. е. специально полезно для душевного спасения нашего ближнего.
Ст. 23-33 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее. Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись
Теперь Ап. обращается к сильным в вере (ср. ст. 23, 24, 32, 33), учит их вкушать без стеснения всякое продающееся на торгу мясо и без смущения же обедать у язычников. Но – прибавляет он – вы должны воздержаться от вкушения мяса на этом обеде, если кто-нибудь из немощных в вере скажет вам, что это мясо – идоложертвенное. Словом, все нужно делать во славу Божию и никого не соблазнять своим поведением.
Толковая Библия.
Источник
На каждой Литургии мы слышим фрагменты из Четвероевангелия и апостольских посланий. Совпадают ли они по смыслу? Иногда совпадают, а иногда нет. В литургическом чтении Недели о блудном сыне мы видим замечательный случай смыслового соответствия апостольского и евангельского зачала. Известная евангельская история о человеке, который бросил все свои молодые силы в огонь разврата, пируя с блудницами за родительский счет, получает аскетическое осмысление в рассуждениях апостола Павла о страстях.
«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Слова апостола по смыслу напоминают ответ великого французского скульптора Огюста Родена на вопрос: «в чем состоит искусство скульптора?» «Взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее», – ответил мастер. Павел, этот великий ваятель спасения души, также использует похожий принцип отсечения ненужного. Он полагает два ограничения свободе христианина. Первое – всякое дело должно совершаться с пользой для спасения моего и ближнего. Второе – человек должен быть господином своих желаний, а не рабом.
Нам, в общем-то, все позволительно, по словам Павла. Свобода человека хоть и шире его возможностей, но вполне может реализовываться если не в делах, то на словах, а если не на словах, то в мыслях. Как говорится: если не сделаю, то хоть помечтаю.
Однако свою свободу, и деятельную и мысленную, стоит взять под свой же контроль. Мысли могут воплотиться и стать делами. И беда, если неправильная и вредная мысль овладела человеком. Распоясавшаяся свобода, вырвавшаяся из-под контроля личности, превращается в произвол и ощетинивается звериными страстями. Такая демоническая свобода, выйдя наружу, сбивает на своем пьяном пути все ограничители и грозит тяжкой несвободой всем окружающим. А прежде всего самому носителю ее, ибо в вихре анархической свободы чувств и мыслей рождаются и крепнут страсти, которым и начинает служить его кажущаяся несостоявшаяся свобода.
Но христианская свобода не такова. Она не может служить иным богам. Она служит единому Господину и слушается голоса Небесного Отца. Поэтому Павел и призывает сфокусировать луч нашей свободы на образе нашего спасения. Огнем благодати на древе сердца должен выжигаться сложный рисунок преображения человека в новую тварь, поющую песнь новую своему Творцу. И этот новый человек не может использовать свою свободу во зло или служить другим господам. Он – Божий.
Вспомним блудного сына. Преждевременное получение наследства было для него, как мы видим, позволительно. Но на пользу ли? Только получив его, он тут же стал не обладателем, но обладаемым. Мнимая радость свободы обратилась в слезы жестокого рабства.
«Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1 Кор. 6:13), – продолжает Павел. Высказав предостережение о страстях вообще, он упоминает главнейшие из них – чревоугодие и блуд.
Пища и чрево существуют друг для друга, и их функция ограничивается временем века сего. Поэтому Павел говорит просто и кратко: «Пища для чрева, и чрево для пищи». Что же касается блуда, то здесь уже нельзя сказать подобное: блуд для тела, и тело для блуда. Нет! «Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела». Христос воплотился, чтобы войти не только в духовное, но и в телесное общение с нами. Через тело мы приобщаемся Христу в Таинствах Церкви. И это общение уже не уничтожится, но перейдет в новое измерение. По словам Христа, мы будем пить с Ним новое вино в Царствии Божием.
Павел развивает свою мысль. «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» (1 Кор. 6:15) Действительно, согласно Павлу, Церковь есть Тело Христово (см.: Еф. 1:23). А мы, верующие, есть члены этого Тела (см.: 1 Кор. 12:27). Отдавая свое тело блуду, мы отрываем члены от Тела Христова и оскверняем их. Страшно? Очень страшно! Но именно таково мистическое значение всякого разврата. Поэтому блуд всегда являлся неотъемлемой частью языческих оргий и сатанинских культов. Блуд – это всегда ругательство над святыней и похищение у Бога того, что создано Им и принадлежит Ему.
Особенно явно это происходит, когда человек грешит с блудницей. «Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:16, 17). Павел, говоря о блуде, приводит слова, сказанные Господом о браке. Почему? Потому что как там, так и здесь соединение двух тел образует из двух одно. Только в законном браке телесное единение выполняет заповедь Божию, а в блуде служит сатане.
Интересно, что апостол отождествляет здесь тело с духом. Отчего так? Оттого, что «и там тело не без души, а здесь дух не без тела», поясняет святитель Феофан (Затворник), толкуя это место. И в самом деле: тело живет духом, а дух живет в теле. Человек есть существо духовно-телесное. И блуд не есть грех только плоти, как многие считают, но и духовное преступление.
Именно таков грех евангельского блудного сына, расточившего имение с блудницами. Поэтому и сказано о нем, что все это он сделал, уйдя «в дальнюю сторону». В тот момент он был бесконечно далек от Бога.
Последний совет Павла удивителен. «Бегайте блуда» (1 Кор. 6:18), – говорит он. Это едва ли не единственный случай, когда Павел призывает не бороться с грехом, а убежать от него.
Кто-то из святых сказал, что блуд есть страсть, которой нельзя смотреть в глаза. И действительно, из всех подвигов, которые поднимали святые, самые страшные по своей мучительности порождались именно борьбой с блудом. Прп. Иоанн Многострадальный, сражаясь с блудными помыслами, зарыл себя по пояс в землю, так что нижняя часть его тела загноилась и кишела червями. Прп. Мартиниан, искушаясь от блудницы, вошел в горящий костер и стоял там, пока не обгорел до полусмерти. Святая Мария Египетская семнадцать лет терпела невыносимые страдания в безжизненной пустыне, чтобы дух блуда отступил от нее. Один монах вымазал свою одежду гноем разложившегося трупа и ходил в ней до тех пор, пока Бог не исцелил его от блудной страсти.
Поэтому Павел и советует убежать от блуда. Слишком страшна прямая борьба с этой страстью. Уверен ли ты, что выдержишь? Если нет, то лучше беги. Беги от скверных мыслей и от всякого источника искушения.
Так и блудный сын бежал от рабства к некоему жителю «дальней страны». Бежал, ибо борьба была уже давно проиграна. Ему оставалось одно: или бежать, или умереть.
Оканчивается нынешний отрывок призывом Павла прославлять Бога и в душе, и в теле: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). Прославление Бога в очищенном теле и душе – это конец и вершина христианского подвига. Здесь победа над страстями и обретение подлинной свободы. Этим пиром, прообразующим ликование Царства Божьего, оканчивается притча о блудном сыне.
Пусть же дождется и нашего возвращения Небесный Отец! Пусть и нас омоют от страстей Ангелы – слуги Божии, и оденут в чистую одежду благодати. Пусть и нас примут туда, где веселится таинственный пир, слышится ангельское пение, и радостные восклицания встречают всякого блудного сына, возвратившегося домой.
Источник
ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» можно на сайте RapidShare.com в форматах Облако тегов: Все мне позволительно, но не все полезно. Толкование Библии 1 Коринфянам, 8 и 10 главы |
Мир Вам! Речь идет об этом тексте Библии: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12) Это фразой апостола Павла многие верующие пытаются обосновать ненужность разных ограничений. Причем даже рекомендованных и установленных самой Библией. Так, например, непонятным для них становится призыв не употреблять алкоголь или не кушать нечистую и нездоровую пищу. Также иногда христиане ссылаются на данное выражение Павла «Все мне позволительно, но не все полезно», когда указывают на необязательность святить День Господень… Давайте разберемся, этому ли учил апостол Павел..? Сначала нужно вспомнить и понять, что Библия и непосредственно послания Павла это не перечень самостоятельных стихов – тезисов. То есть, тексты посланий состоят не из списка отдельных правил, а являются цельными проповедями. В частности послания Павла это не Соборные послания Петра, Иакова или Иоанна, направленные всем христианам. Послания Павла представляют собой письма к разным церквям, в которых он наставляет братьев из этих городов, рассматривая имеющиеся у них проблемы. Если письмо длинное, то он затрагивает в нем несколько тем. Поэтому, чтобы правильно понимать послания Павла (впрочем, как и многие другие библейские тексты и литературные источники) нужно сначала понять кому был написан текст, кем, и какая у него главная тема. То есть о чем собственно была проповедь. Теперь мы можем вернуться к исследуемому нами тексту. Его мы можем прочитать в 1 послании Коринфянам. Он там встречается два раза с небольшим изменением: 1 Кор. 6:12 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» 1 Кор. 10:23 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» Если рассмотреть все первое послание Павла Коринфянам, то видно, что оно длинное и состоит из проповедей на разные актуальные для церкви этого города темы, которые следуют одна за другой. Конечно, подобные проблемы были и у других церквей. Но некоторые поднимаемые в письмах (проповедях) Павла вопросы были специфичны только для определенных общин. Например, Коринф был портовым городом и крупным центром языческого поклонения. А в Галатии управление церковью попало под влияние иудействующих христиан (читайте здесь об иудействующих христианах ), которые пытались ввести в общины обряды и праздники закона Моисея, в которых пропала необходимость, так как они были символами Христа и Его служения. Не удивительно, что хорошо виден острый характер послания к Галатам. Что касается 1 Послания к Коринфянам, то содеражние глав в нем примерно следующее: 1-4 главы – проблема авторитетов в церкви, 5 глава – грех родственных браков, возникший в общине и блуд; 6 гл. – судебные тяжбы между членами общины, продолжение темы блуда; 7 гл. – вопросы семейной жизни (интим, развод, безбрачие); 8 гл. – участие в языческих пирах и идоложертвенное мясо; 9 глава- авторитетность апостольства Павла; 10 гл. – продолжение темы вкушения идоложертвенного мяса; 11 гл. – порядок в общине Коринфа: головные уборы женщин, проведение Вечери Господней; 12 глава – разные дары Духа в церкви; 13 – любовь; 14 – говорение на языках на богослужении; А в 15 уже переходит к богословию – о воскрешении Иисуса и нашем предстоящем воскрешении. 16 глава – призыв к жертвенности и последние наставления. 1 Кор. 6:12 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»Теперь давайте поглядим, о чем Павел писал в 6 главе 1 Коринфянам. Начнем мы с 5 главы. Напомню, что в оригинале деления на главы и стихи не было, то есть весть текст читался целиком, делясь только на смысловые отрывки самими читателями. Сегодняшнее деление по главам не всегда соответствует делению по темам. В 5 главе Павел обличает коринфян в блуде – интиме вне брака, имеющим место в их церкви. В конце 5-й главы, он говорит, что братьев-блудников нужно изгонять из общины. Он говорит, что такой суд может совершить церковь внутри себя. Затронув тему суда, в 6 главе Павел говорит, что ему не нравится, что христиане между собой споры решают в мирском (государственном) суде. А потом Павел снова возвращается к теме блуда и пишет, что блудники, как и нарушители других заповедей Божьего закона (идолослужители, прелюбодеи, воры, пьяницы…), царствия Божьего не наследуют. Потом он напоминает, что коринфяны стали гораздо чище морально, чем были будучи язычниками. И только затем идет спорная фраза: 1 Кор. 6:12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. А после нее идут слова: 1 Кор. 6:13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. И далее продолжается размышление на тему блуда. Таким образом, исследуемая фраза находится внутри цельной проповеди о блуде. Поэтому и смотреть на нее мы должны только в этой связи. Пищу здесь нам Павел показал для примера, что она предназначена для чрева нашего смертного тленного земного тела. Но Бог уничтожит и чрево и пищу, после Второго Пришествия, дав нам нетленные тела (см. 1 Кор. 15:42,50-54). Однако, наше тело не предназначено для блуда, а для Господа… Поэтому «блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6:18)… Что касается смысла стиха «все мне позволительно» , то как я надеюсь, Вы поняли, он тоже о блуде, раз стоит в центре этой темы. Значит, Павел разрешил блуд, лишь бы только он не обладал человеком?! То есть немного блудить можно? А как понять, когда блуд начнет «обладать мной»? А почему перед этим Павел говорил, что блудники не войдут в Царствие небесное и что их нужно изгонять из церкви? И как тогда вообще понять утверждение “блуд мне позволителен”?! Неужели Павел себе противоречит и сначала строго запрещает блудодейство, говоря о его суровом наказании, а затем разрешает “немного” блудить? 1 Кор.6:9,10 Не обманывайтесь: …блудники, … Царства Божия не наследуют. 18 Бегайте блуда Неужели Павел пошел наперекор закону Божьему, строго запрещающему блуд (см. Втор. 23:17)? Неужели Павел противоречил первому Собору, на котором строго было запрещено блудодеяние вновь обращенным в христианство язычникам? Вот его постановление: «Посему я полагаю … написать им (обращенным в христианство язычникам), чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови» (Деян. 15:19,20) Конечно нет! Павел не мог сам себе противоречить и идти наперекор Богу! Говоря «все мне позволительно», апостол имел в виду свободу выбора человека . Павел использует литературный прием возражения предполагаемому оппоненту. Коринфяны, которые недавно были язычниками, жили до этого в блуде и теперь, став христианами порой повторяли этот грех. И возможно возражали Павлу, когда он учил воздержанию. И Павел им здесь отвечат. Естественно, человек волен поступать, как ему захочется. Кто ему запретит? Церковь в тюрьму не посадит, максимум исключит. Однако будет ли этот блуд на пользу самому человеку? Опыт многих людей показывает, что блуд принес много горя – болезни, ранние наспех заключенные браки, аборты, привычка получать свежие эмоции от новых сексуальных партнеров, несчастные семьи, где супруги сравнивают друг друга с прежними партнерами часто не в пользу последнего избранника и т.д… То есть фраза Павла имеет ограничивающее значение: далеко не все, что мы вроде можем позволить себе сделать, пойдет нам на пользу! Именно об этом пишет здесь апостол, рассуждая о вреде блуда. 1 Кор. 10:23 «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает»Та же фраза «Все мне позволительно, но не все полезно», повторенная в 1 Кор. 10:23, несет похожую смысловую нагрузку. C 8 по 10 главы Павел рассуждает на тему идоложертвенного мяса. Эта проблема была очень актуальна для Коринфа. Христиане, обращенные из язычников, отказывались есть мясо, купленное на торгах (на рынке). Они боялись нарушить заповедь Божью (см. Исх. 34:15), также озвученную на первом Соборе (см. выше Деян. 15:20,29). Поэтому некоторые из них ели только овощи (см. Рим.14:2). В 10 главе с 14 текста Павел говорит о Вечери христиан, когда мы вкушая хлеб и пригубляя вино как бы приобщаемся Христу. А в Израиле, вкушающие мирные жертвы, были приобщены к жертвеннику Господню. Что касается идоложертвенного, то с одной стороны, идол, ничто. Но с другой, если рассудить, то те, кто является участником идоложертвенных трапез, преподносимых языческим богам, как бы находится в общении с бесами. Ведь именно дьявол с бесами придумали разных богов, чтобы отвести людей от истинного Бога. Далее Павел, рассуждая об идоложертвенном, пишет: «Неужели мы решимся раздражать Господа» (1 Кор. 10:22), вкушая пищу, посвященную идолам, когда знаем, что это мясо посвящено было бесам, при этом в присутствии христиан из бывших язычников или других людей, сообщивших нам это. Для них это будет соблазном: «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» (1 Кор. 10:28) Внимание! Фраза «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10:23) идет сразу за словами «неужели мы решимся раздражать Господа?» (1 Кор. 10:22) и посередине отрывка повествующего об идоложертвенном мясе. Очевидно, что «все мне позволительно» относилось к мясу, посвященному идолам, о котором рассуждает здесь Павел. Получается, сказав «все мне позволительно», Павел разрешил есть такое мясо, не смотря на то, что Бог это запретил в законе и на первом Соборе был принят такой же запрет (см. Деян.15:20,29)?! А потом почему-то чуть ниже Павел подобную трапезу запретил (см. выше 1 Кор. 10:28)?! На лицо сплошные противоречия!! Но если понять, что Павел здесь также говорит о свободе выбора человека, и также оппонирует воображаемым противникам, то все встанет на свои места. То есть, человек, конечно, может пойти своим путем и сделать данный поступок – кушать идоложертвенное при немощных в вере братьях, но разве будет это полезно, разве это будет «назидать»? Как было сказано в самом начале, некоторые христиане используют текст «все мне позволительно» в своих целях, пытаясь оправдать свои слабости и ненужность соблюдения заповедей Божьих. Однако, подумайте, разве Павел мог разрешать то, что запрещает Господь в своем законе – не убивать, не воровать, не изменять, не поклоняться идолам… (см. Исх. 20 главу)? Разве Павел учил не соблюдать повеление первого Собора, где в повторение закона Божьего четко были даны запреты на блуд и употребление в пищу удавленены, крови и идоложертвенного?! Неужели зная это, Павел мог сказать, что христианину «все позволительно», он может делать что угодно, лишь бы не увлекаться этим? Можно немного убивать, немного прелюбодейничать, немного воровать…? Об этом говорил Павел? Угодно ли будет в глазах Господа, если я буду немного изменять жене, и чуток воровать, и иногда убивать? А на претензии ко мне скажу, мол мне Павел разрешил: «Все мне позволительно, я ведь немножко»! Я думаю, Вы понимаете, что Господь в Своем слове не напрасно сказал, что изменять, воровать и убивать – это грех! В глазах Господа – это плохо даже в малых количествах! А фраза Павла «все мне позволительно…» просто несет другой смысл, хорошо видный с учетом контекста. |
Источник