Все что есть полезное по классному руководству
Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.
Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:
- Могу ли я и хочу нести ответственность за жизнь и здоровье ребёнка?
- Могу ли я и хочу по-настоящему интересоваться проблемами ребёнка, его увлечениями и интересами и не относиться к ним снисходительно?
- Могу ли я и хочу контролировать свои эмоции и всегда относиться непредвзято и спокойно к любым проявлениям детей?
- Могу ли я и хочу защищать свои личные и профессиональные границы от детей, родителей, коллег?
- Могу ли я и хочу по-настоящему увлечь детей, быть для них интересным?
- Могу ли я и хочу организовывать для детей внеучебное пространство: игры, экскурсии, походы, поездки?
- Могу ли я и хочу всегда при любых обстоятельствах быть справедливым к каждому ребёнку по отдельности и ко всему классу в целом?
Конечно же, это далеко не все вопросы, но достаточно вам ответить хотя бы на один вопрос «нет», и, скорее всего, вас ждёт профессиональное выгорание. Не зря вопросы «могу» и «хочу» идут в паре. Если вас спросят, можете ли вы вкрутить лампочку или приготовить обед на 15 персон, прочитать Моби Дика или «Тихий Дон», вы, скорее всего, ответите: «Могу». Но хотите ли вы этого по-настоящему? Может, и да, но для одного работа с детьми — истинное удовольствие и даже почти не работа, а для другого — сизифов труд.
Для того чтобы понять, действительно ли вы чего-то хотите, вам поможет другой вопрос — зачем? Зачем (или для чего?) мне это нужно? Если вы отвечаете на него так, что вам понятна выгода (и речь совсем не о деньгах) каждого вашего «хочу», только тогда смело берите классное руководство, и вы не пожалеете ни на минуту.
Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.
1. Соблюдайте личные и профессиональные границы
Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.
Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.
Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера
Если вы не обозначите рамки вашего общения, то сообщения в мессенджер могут приходить без преувеличения круглые сутки семь дней в неделю. Конечно, родители делают это не для того, чтобы вас позлить. Просто у большинства из них тоже есть работа, и детьми они начинают заниматься в тот момент, когда вы свою работу заканчиваете. Создайте для родителей правила общения, например:
- Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;
- После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;
- К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;
- Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.
Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.
2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали
Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.
Начнём с правил:
- Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.
- Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.
- Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.
- Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя из соображений безопасности.
Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.
Теперь про алгоритмы:
- В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.
- Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.
- Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.
- Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.
- Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.
- Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.
- Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.
Недостаточно просто озвучить детям правила, нужно всё время с ними об этом говорить, напоминать, объяснять последствия их нарушений: «Видишь, ты ударил Колю, теперь ваш конфликт — не только твоя ответственность, но и моя, и ваших родителей. Кроме того, сейчас вы оба в плохом настроении. Скажи, как бы ты мог поступить иначе в следующий раз?» Безусловно, сколько бы вы ни придумывали правил и как бы логичны они ни были, дети всегда будут их нарушать, но они им очень нужны, чтобы ощущать себя в безопасности и не испытывать постоянную тревогу. Тем более дети с помощью правил учатся договариваться и решать конфликты, а мы, взрослые, должны подавать им в этом пример.
3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка
Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.
Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.
4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями
Опять же, казалось бы, совершенно понятная аксиома, но учителя всё равно делают это! Происходит это из-за чувства невозможности что-либо изменить, усталости и злости и потому что нужно просто выплеснуть негативные эмоции. Если вас раздражает какой-то ребёнок, родитель или коллега, то поговорите со школьным психологом или теми коллегами, которым доверяете. Если негативные переживания не оставляют вас, значит, вам необходимо переключиться — найти новое хобби, отправиться в путешествие или больше времени проводить с семьёй и друзьями. Главное — найти конструктивный выход своим негативным эмоциям и при этом не нарушать профессиональную этику.
5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий
Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.
Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.
6. Признавайте свою вину и просите прощения
Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.
Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки
Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.
7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции
Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.
Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.
8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми
Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.
9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям
Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.
10. Играйте с детьми
Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.
11. Шутите!
Один мой ученик очень чётко ответил на вопрос, чем травля отличается от шутки: «Над шуткой смеются все без исключения, а когда кого-то травят, то смеются только обидчики». Соблюдайте это правило и не бойтесь шутить вместе с детьми, над ними и над собой, но только так, чтобы не нарушать ничьих границ и не выходить за рамки ваших компетенций. Когда дети видят, что вы можете отнестись с юмором к себе или к какой-либо ситуации, они начинают проще относиться и к своим собственным проявлениям. Относиться к себе и к ситуации, в которой мы находимся, с юмором — это то, чего не хватает нашим педагогам, а зря, ведь это почти панацея от профессионального выгорания.
12. Избегайте рутины
Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.
13. Не живите только работой и не жалейте себя
Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:
- «У меня нет времени на семью!»
- «Сначала уроки, потом классное руководство, уношу тетрадки домой, не высыпаюсь!»
- «У меня в классе сложные дети, я схожу от них с ума!»
Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.
Мне бы очень хотелось, чтобы в школе не работали выгоревшие люди, но я понимаю, как сложно этого избежать. Мы можем сколько угодно пенять на недостатки системы образования, внутренней политики, «неправильных» детей, Луну в Сатурне, но это ничего не изменит. По-настоящему что-то поменять и растить поколение счастливых и свободных детей только в наших с вами силах. Для этого нужна самая малость — самому быть счастливым и свободным!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Иллюстрация: Shutterstock (jossnat)
Несколько эффективных стратегий преподавателя…
18 сентября 2017
Статья ориентирована на педагогов средней школы, однако может быть актуальна и для других преподавателей, и даже для родителей.
Наверное, каждому педагогу хочется, чтобы ученики доверяли ему и при этом уважали.
Для начала давайте подумаем, каким людям доверяете вы? Кого вы сами считаете авторитетом, специалистом в своей области? Предлагаю вам вспомнить примеры из своей жизни. Как хорошие, когда вы поняли, что можете доверять кому-то больше. Так и плохие, когда вы разочаровались и отдалились от человека. Для нашего мысленного эксперимента будет полезнее, если вы вспомните ситуации из школьной жизни, моменты взаимодействия с вашими педагогами.
Несколько эффективных стратегий преподавателя:
Вы искренне сочувствуете ученикам. Это значит, что вы видите, признаете и понимаете их чувства. При этом не обязательно всегда становиться на сторону учеников, все прощать и даже отменять контрольную работу.
Вы уважаете мнения учеников. Да, они еще дети, их мнение может много раз поменяться. Но сейчас они действительно могут думать определенным образом и верить в то, что говорят.
Вы последовательны и предсказуемы для своих учеников. А также для их родителей. У вас не семь пятниц на неделе, и вы не меняете правила по ходу игры. Это относится ко всему спектру взаимодействия с учениками: работе на уроках, проверке работ, выставлению оценок и многому другому. Чем лучше ученики представляют, чего от вас ожидать, тем лучше они себя чувствуют у вас на уроках. Тем выше доверие к вам как к учителю. Даже если у вас строгие правила.
Ваши правила прозрачны. Например, вы цените спонтанный ответ у доски выше, чем заготовленные задания. Или, наоборот, большая домашняя работа будет вами оценена выше, чем труд ученика в классе. Пусть ученики знают о ваших предпочтениях.
Вы поощряете вопросы от учеников и обратную связь по поводу занятий. Если ученикам не страшно спросить то, что они не поняли, это существенно повышает градус доверия к учителю. Звучит очень просто, но на самом деле детям и подросткам нужно очень много смелости, чтобы признаться в том, что они что-то не поняли. Поэтому вы можете активно поддерживать тех, кто спрашивает, используя разные приемы. Например, благодарить за вопросы, играть в «данетки» в классный час и проч.
Вы признаете свои ограничения, в том числе в знаниях. Буквально это значит, что на некоторые вопросы вы не знаете ответ. И можете об этом сказать ученикам. Вместо того чтобы выдумать ответ или переводить разговор на другую тему, можете сказать, что вам нужно время, чтобы подготовиться.
Вы признаете свои ошибки. Если будете открыты к обратной связи от учеников, рано или поздно вам скажут, что вы были в чем-то неправы. Это может показаться возмутительным, но также это может быть правдой. Когда педагог признает свою ошибку перед учениками, отношения с ними выходят на новый уровень. Признать ошибку. Извиниться. Продолжить диалог. Вы не робот, а живой человек и можете ошибаться.
Вы уважаете личные границы, как свои, так и учеников. Есть вопросы и темы, которые вы не готовы или не хотите обсуждать. Вы можете сообщить ученикам, что не хотите отвечать на вопрос. Так же и по отношению к детям: могут быть вопросы, на которые им неловко отвечать (при всех или даже тет-а-тет), личная информация про учеников, которую не стоит распространять без необходимости внутри класса и среди педагогов, летающие по классу записки, которые не стоит зачитывать вслух.
Читайте по теме: Проблемы начинающих учителей: как выстроить отношения с учениками
Какие действия педагога могут разрушать доверие и авторитет?
Необъективность оценок. Все ученики по-разному относятся к предмету, и наверняка есть те, кто с большим прилежанием выполняет задания. Когда учитель перестает замечать ошибки отличников, это замечают остальные дети. Когда учитель подразумевает, что ребенок по умолчанию хорошо знает предмет и не спрашивает его, других детей это очень задевает. Так же как выставление плохих оценок, когда педагог ориентируется на прошлый опыт.
Пренебрежение аргументами. Например, учитель говорит: «Ты пока молод и неопытен, поэтому тебя никто не будет слушать», «Вырастешь – поймешь». Эти фразы как бы говорят ребенку, что его мысли никого не интересуют. Найдите другие формы выразить свое мнение в более уважительном ключе.
Стать «своим». Бывает, когда учитель объединяется с учениками против школы как целого или против других учителей. Это может выражаться в посвящении детей во «внутреннюю кухню» школы, осуждении при детях действий других преподавателей и т. д. Для учеников вы часть школы, и, когда вы «играете» против школы, это снижает ваш авторитет. Сюда же относятся общие секреты с детьми от других преподавателей, родителей.
«Доброта» преподавателя. Например, учитель сначала напугал контрольной, потом ее снисходительно отменил. Когда педагог завышает оценки, прощает недочеты для того, чтобы заслужить хорошее отношение учеников, это производит обратный эффект.
Конкуренция с детьми. Одна из самых сложных ошибок, потому что люди в целом редко замечают, что конкурируют. Например, педагог говорит, что знает предмет лучше ученика, и в доказательство этому «заваливает» ученика вопросами, когда тот достаточно хорошо ответил. Стоит обратить внимание на действия педагога, когда он демонстрирует свое превосходство над учениками.
Создание сверхблизких отношений с учениками. В отношениях с учениками важно сохранять некоторую дистанцию. Для каждого педагога эта дистанция будет своя. Но создание даже теплых дружеских отношений, походы в кафе и кино с одним-двумя учениками разрушительно действуют на учительский авторитет.
Распространение личной информации об учениках. Ученики могут поделиться с педагогом чем-то личным, например ситуацией, которая сложилась в семье, или прошлым опытом. Не стоит использовать эту информацию против ребенка: обсуждать с учителями, при всем классе или даже как аргумент в беседе тет-а-тет с этим же ребенком. Например: «Ты же говорил, что у тебя родители мало зарабатывают. Учись лучше, и не будет у тебя в семье проблем с деньгами». Так не стоит говорить, даже если вы уверены, что это так.
Это были некоторые идеи, как можно сохранить авторитет и доверие учеников, а также исправить ошибки преподавателей. Кроме этого, предлагаю вернуться к результату нашего мысленного эксперимента. Что из вашего ученического опыта подтверждает вышесказанное? Какие были истории и ситуации, которые говорят о важности чего-либо другого?