Вредные и полезные насекомые для дошкольников
Слайд 1
Полезные и вредные насекомые Выполнила воспитатель старшей коррекционной группы ГБДОУ№ 21 Митрофанова Светлана Григорьевна
Слайд 2
Задачи : 1. Дать представления о взаимосвязи живого организма со средой обитания; 2. Уточнить и активизировать словарный запас по теме насекомые; 3. Уметь отличать полезных и вредных насекомых; 4. Развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых 5. Воспитывать в детях экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира (в данном случае – жизнь насекомых). Актуальность проекта : Познакомить с полезными и вредными насекомыми . Показать связь насекомых с окружающей средой, их влияния на эту среду, а также их приспособленность .
Слайд 3
*** Истребляет тлю жучок, Что портит листочки, Носит красный пиджачок, В черненькую точку. И зовется очень громко, Может кто не знает? Это — Божья коровка, Листьям помогает ! / Светлана Антонюк/ Божья коровка *** Хоть молока и не даёт, Но польза в ней другая, Вам урожай весь сбережёт, Всю тлю в саду съедая! Божья коровка приносит большую пользу для сельского хозяйства. Это красивое насекомое на самом деле опасный хищник. Божья коровка в день съедает сотню, а то и больше тли. Тля—это маленькие жучки, которые наносят вред растениям. Погибающие листья, заселенные тлями: обычно скручиваются и задерживаются в росте. Божья коровка выделяет молочко – ядовитую жидкость с резким запахом, который предупреждает птиц и хищников о том, что она ядовитое насекомое. Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные и поэтому их не едят. Кроме того, божья коровка может притворяться мертвой, таким образом обманывая хищников. Загадка Не мычит коровка та, Нет рогов, копыт, хвоста, Молока нам не дает, Под листочками живет. В чёрных точках красный плащ носит жук. Растеньям – страж. С вредной тлёй воюет ловко эта… (божия коровка.)
Слайд 4
Тли – это крошечные насекомые, сосущие сок из растений. *** Тля – напасть для огородов И беда для садоводов. Неуёмная она! Соки листьев пьёт до дна. Чахнут целые сады От непрошеной беды. А сама-то – мелюзга! Миллиметр, или два, Но их численность – большая! Там, где тля – нет урожая … / Елена Инкона / *** Тля без лупы неприметна, Рассмотреть её -проблемно, Тля мала и незаметна, Но от тли растеньям скверно. Тля умеет пить их соки, Присосавшись хоботком, Тля несёт с собой мороки И забот ненужных ком. Тля вредит растеньям разным- Портит стебли и листву, Может вирусом опасным Заразить цветы в саду. Тля
Слайд 5
Жужелица Жужелица – хищник, но очень полезное насекомое. Она всю ночь охотиться на гусениц , слизней и улиток. За свою жизнь жужелица уничтожает огромное количество вредителей садов, огородов и лесов, за это её любят садоводы и огородники и лесники. Чтобы добыть себе еду, жужелице приходится много побегать. Она быстроходна и увертлива. Ноги у нее крепкие, длинные, сильные. Всю ночь жужелицы охотятся на гусениц, жуков, яйца насекомых. Челюсти у жужелиц тоже сильные и мощные. Они ими легко пережевывают жуков и разрывают пищу на части. Особенно любят жужелицы слизней и улиток. Гоняться за ними не надо, вгрызайся в мягкое тельце и ешь . Днем жужелицы отдыхают, прячутся под поваленными деревьями, камнями или где-нибудь под отставшей корой. Очень быстрый чёрный жук – Лапки вместо ног и рук. На головке – клещи, жуть: Червяку не увильнуть. Жук – охотник, молодец, Он с вредителем борец. Как зовут? Я подскажу: Есть в названии ” Жу-жу “. / Натали Самоний / Загадка
Слайд 6
Блоха *** Много чести для блохи Про неё слагать стихи, Но поведать всё ж придётся, Как и где блохе живётся. Потому что эта “бяка” Там, где кошка и собака. В шерсти мягко и тепло И еды всегда полно… По размеру – блохи мелки, А вот скачут, словно белки, И инфекцию разносят, Хоть об этом их не просят. Даже лев не знает, как Убежать от этих “забияк”… А вот врач – ветеринар Нанесёт по ним удар И поможет без проблем От напасти точно всем ! /Елена Инкона / Блоха- это кровососущее насекомое, небольшого размера, которое живёт за счет чужой крови . Они являются переносчиками многих опасных болезней. Укусы блох сильно зудят, чешутся и могут болеть. Обычно блохи заводятся у домашних животных, затем блохи плодятся в квартире и нападают на детей. Есть несколько разных видов блох. Среди них кошачьи блохи, собачьи блохи и человеческие блохи, последние, как следует из названия, кусают людей. Эти паразитические насекомые имеют острые челюсти, которые легко пронизывают кожу человека или животного, прежде чем сосать кровь.
Слайд 7
Муравей — очень трудолюбивое насекомое. Если понаблюдать за муравьями, то можно увидеть, что они постоянно трудятся. Для жилья строят муравейники или роют ходы под землей. Все лето они заняты тем, что запасают в своих жилищах пищу на зиму. Работая, муравьи помогают друг другу. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой. Муравей *** Муравей — трудяга редкий, Все в лесу об этом знают, Целый день таскает ветки, Труд он очень уважает! Ну, а если кто ленится – Муравей с таким не дружит, Все обязаны трудится! Лодырь — никому не нужен!
Слайд 8
Муха , это назойливое, вредное насекомое, пачками переносящее всякую заразу, инфекции. Многие виды мух переносят на своих лапках и хоботках возбудителей болезней – микробов. Они садятся на продукты, оставляют следы на стенах, на стеклах окон, загрязняют пищу, занося в нее заразу. Дети знают, что с мухами надо бороться. Обычная комнатная муха способна переносить бактерий на расстояния до 24 километров от источника загрязнения. Муха Загадка. Кто над нами вверх ногами, Ходит- не страшится, Упасть не боится, Целый день летает Всем надоедает? Ночь настает, Тогда перестаёт.? *** Надоедливее мухи Нету никого в округе: То на локоть примоститься, Сгонишь, на плечо садиться. Хоботком своим щекочет, Улетать совсем не хочет . /Светлана Антонюк/
Слайд 9
Бабочка Бабочка Белыми крыльями Машет капустница. Только поднимется – Тут же опустится. Носиком водит По краю ромашки: Мёд или чай В этой беленькой чашке? Г . Глушнев На луговых просторах разнотравья, в степи и на полях в период цветения различных растений всегда можно увидеть множество бабочек . Они ласкают взор человека, являясь украшением природы. Эти насекомые питаются сладким нектаром цветов и тем самым способствуют опылению растений, перенося на своем мохнатом тельце пыльцу с одних цветов на другие. Кроме того, бабочки служат пищей многим насекомоядным животным, особенно птицам. Загадка. В ярком платье модница — Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомится — отдыхает. ( Бабочка)
Слайд 10
*** С колорадскими жуками Трудно бой вести на грядке, Собирают их руками, Урожай, чтоб был в порядке. Колорадский жук – вреднючий , Есть картошку обожает, Налетит он если тучей- Все листочки вмиг съедает. Урожаи они губят, Хлопот много доставляют, И таких жуков -не любят, Их скорей уничтожают. *** В зелёной траве на лугах Колорадо Жучку полосатому много ли надо? Однажды картошку в наш край привезли, И мы её вкус бесподобным нашли. Картофель сажают, а мы тут как тут! За что нас обжорами люди зовут ? / Андрей Шабельников / Жуки и личинки колорадского жука питаются листьями паслёновых культур: картофеля, томата, баклажана, реже — табака, что делает их опасными вредителями сельского хозяйства . Колорадского жука легко узнать по грязновато-желтым продольным полосам. Зимует он глубоко в земле и ждет своего часа. Он наступит, когда начнет зеленеть картофельная ботва. Тогда жук нападает на нее и пожирает листья. В результате не образуются клубни, куст погибает. Колорадский жук
Слайд 11
*** Стрекоза – стрекоза, Большекрылая краса. Глазки голубые, Крылья кружевные, Над водой летаешь, Комаров пугаешь. Загадка. То – самолёт, то – вертолёт. И так красив её полёт, Что завораживает взор. Её крыло – сплошной узор, Большие, в сеточку глаза. Летает в небе… ( Стрекоза) Сильные челюсти стрекозы указывают на то, что насекомое – хищник. Стрекозы прожорливы. Они летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей. Если насекомые малых размеров (например, комары), стрекоза поедает их на лету, более крупных пожирает, усевшись на куст или камыш (возле воды). Стрекозы истребляют вредных насекомых, уничтожая в значительном количестве личинок комаров, мошек, мух , жуков. Стрекоза
Слайд 12
Люди все его боятся – Очень любит он кусаться, Хоть и маленький бандит. А когда летит – пищит. ( Комар) Пищит над ухом он всю ночь И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький … ( Комар) Загадки Комары пьют нашу кровь, они мешают отдыхать на природе и наслаждаться теплыми летними вечерами, а так же спасть ночью становится совсем невмоготу, когда над ухом пищит комар и то и дело пытается приземлиться и подкрепиться нашей кровью . Когда комар пролетает мимо нашего уха, мы слышим высокое звенящее жужжание, это звук от работы крошечных комариных крылышек. Укусы комаров способны вызывать и аллергические реакции, для таких людей вред комаров может стать настоящей проблемой, ведь скрыться от комара очень сложно, они способны чувствовать запах крови или пота за несколько километров . Как комаров не ругай, они необходимы для природного равновесия. Комар
Слайд 13
Шмели — одни из лучших опылителей для растений . Шмели начинают лёт в утренние часы раньше пчел, а, следовательно, и рабочий день их длиннее; они часто работают в прохладную и ненастную погоду и посещают цветки даже при небольшом дожде. Для многих видов растений, например для клевера, шмели являются единственными опылителями . Шмель полезное насекомое, они помогают опылять цветы и повышать урожайность наших садов и огородов. Шмель *** Клевер красный расцветает, Зацветает хмель, На работу вылетает Работяга шмель. Невзирая на погоду, Пока пчелка спит, Вылетает он за медом, На поля летит. Надо много потрудиться, Пыльца и нектар: Все зимою пригодится, Лета щедрый дар.
Слайд 14
Это насекомое размером около 2мм похоже на паучка. Лесной клещ не может передвигаться на большие расстояния, он ленив и злобен. Сидя на веточке, он выжидает, когда потенциальная жертва окажется поблизости — на расстоянии вытянутой лапки. Как только это происходит, он вцепляется в кожу или одежду и, перемещаясь по телу, выбирает себе место. Чаще он приглядывает нежные участки кожи: паховые складки, шею, за ушами, у детей – затылок . Сам укус не так страшен. Он может вызвать покраснение, зуд, небольшой отек в области ранки. Куда опаснее инфекции, которые попадают в кровь человека при укусе клеща с его слюной, а также при его раздавливании. Это в первую очередь — клещевой энцефалит. Он вызывается вирусами, поражающими центральную нервную систему. Первые симптомы после укуса появляются через две недели. Заболевание развивается остро, в течение нескольких дней. Грозит осложнениями в виде параличей *** Клещ пока не нападёт На того, кто в лес придёт, Он ведёт себя, наверно, Скромно, тихо и примерно… Хитрый это паразит! Не заметишь, что сидит И не больно так кусает, Когда в кожу проникает. Лишь бы вирус не занёс Этот “тихий” кровосос… Про клещей должны все знать, В лес сапожки надевать! Из защит есть: жидкость, крем; Средства те доступны всем. А с прививкой от болезней Жить спокойней и полезней ! /Елена Инкона / Клещ
Слайд 15
Пчела *** Села пчелка на цветок, Опустила хоботок, Подлетает к ней комар: -Что ты ищешь там? -Нектар. -А тебе не надоело? Не наскучило искать? -Нет! Тому кто занят делом, Просто некогда скучать. Пчела – это “великая труженица”. Часто её можно увидеть на лугах и в садах. Она живёт в семье. Пчелиная семья включает до 80 тыс. пчёл, основную часть которой составляют рабочие пчёлы. В семье обязательно есть одна самка матка, способная откладывать яйца, и несколько сотен самцов – трутней. Рабочие пчёлы строят из воска соты, в которых содержат личинок. Весной , летом и осенью пчёлы усиленно запасают мёд. Мёд, прополис, пчелиный яд и другие продукты пчелиной семьи имеют большое значение в жизни человека.
Слайд 16
Я шагаю по лужайке – Великан в трусах и майке, Сверху ясно мне видна Вся зеленая страна. Вот улитка – добрый гномик, На себе таскает домик. Вот квартирка для жука – Дырка старого пенька. Вот стоит высотный дом – Муравьи хлопочут в нем. Вот цветок ромашка, В нем живут букашки. Эта малая страна Вся кругом заселена! Если я, великан, захочу, Как лихой ураган, налечу, Все дома я могу разломать, Всех жильцов на лугу растоптать! Если я захочу… Только я не хочу! Я – добрый Великан . /Елена Серова/
Слайд 17
Насекомые- важное звено в природе. Если не будет насекомых, некому будет опылять цветы. Нет пчел- нет мёда. Муравьи помогают перегнить опавшим листьям. Многие насекомые становятся пищей для животных и птиц. В природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Красивые бабочки, жуки, стрекозы, шмели и другие вызывают чувства радости и восхищения . Давайте беречь и охранять насекомых !
Источник
Татьяна Скрягина
«Вредные и полезные насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация»
Образовательная область: познавательное развитие
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Тема: «Вредные и полезные насекомые»
Основные цели: познакомить детей с насекомыми; показать их многообразие и сформулировать представление о вредных и полезных насекомых; умение классифицировать по группам; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение методом «Три вопроса»; закрепить умение распознавать вредных и полезных насекомых по внешним признакам; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля; воспитывать любовь бережное отношение к природе.
Дидактические материалы: билеты для проезда с номерами и картинками, карточки с изображением деревьев и насекомых.
Оборудование: интерактивная доска
Краткая аннотация к работе: в игровой деятельности дети подготовительной группы узнают ситуации от чего может погибнуть лес, закрепляют правила поведения на природе, знакомятся с представителями микромира – насекомыми, справляются с трудностями и переживают ситуацию успеха.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Любите ли вы ходить в лес?
– Кто из вас был в лесу?
– С кем ходили в лес?
– Что вы там делали? Хотите попасть в лес? Сможете?
– Как можно попасть в лес?
2. Актуализация знаний и умений.
2.1.Игра: «Билеты на автобус».
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о деревьях; закрепить знания умения распознавать деревья по внешним признакам; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.
– Чтобы сесть на автобус я вам предлагаю взять билеты? На билетах изображены деревья. Прежде чем пройти в салон автобуса нужно назвать дерево и пройти на свое место (на спинках стульев изображены пары деревьев). Я буду контролером. (Стулья поставлены в 2 ряда).
Звучит спокойная музыка дорожная.
Вот мы и приехали с вами в лес.
На экране появляется фото погибающего леса и слова SOS.
Воспитатель обращается к детям: «Как вы думаете, что это значит?» Ребята, здесь написано одно слово «SOS». Как вы думаете, что оно означает?
Правильно, это сигнал что кто-то попал в беду и просит о помощи. – Кому нужна помощь? – Теперь вы догадались, кому нужна помощь? – Как вы думаете, что могло случиться с деревьями?
– Как вы думаете, что повлияло на гибель леса?
2.2. Игра «Опасная ситуация»
Дидактические задачи: закрепить, систематизировать знания детей о природных и человеческих факторах влияния на природу.
Я вам предлагаю подойти к столу и выбрать по одной карточке. Вам нужно рассказать, что случилось с лесом изображенным у вас на карточках.
1. Пожар в лесу; 2. Засуха в лесу; Наводнение; 3. Насекомые поедают деревья; 4. Браконьеры вырубают деревья.
3. Затруднение в ситуации.
3.2 Игра: «Полезные и вредные насекомые» (начало)
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей об одном из факторов влияющих на гибель леса; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев, поеденных насекомыми.
– Как вы думаете, откуда появились на стволе дерева такие канавки, отверстия и куда подевалась кора дерева?
– Кто за собой такой след оставляет? Если дети скажут насекомые,тогда задать вопросы: Кто из насекомых такой след оставляет?
– Смогли узнать, кто за собой такой след на стволах деревьев оставляет?
– Почему не смогли?
4. «Открытие» нового знания (способа действия).
3.2 Игра: «Полезные и вредные насекомые» (продолжение)
Дидактические задачи: сформировать представление о вредных и полезных насекомых; сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
Воспитатель предлагает рассмотреть насекомых.
– Что общего у всех насекомых? (Определение частей тела насекомого).
– Насекомое в переводе с латинского языка – насеченное. Как это понять?
– Тело всех насекомых состоит из трех отделов – головы, груди, брюшка. Снизу на брюшке имеются насечки, из=за которых эти существа и названы насекомыми.
– А кто заметил еще один очень важный признак насекомых?
– Правильно. У всех насекомых шесть ног (3 пары).
– Что нужно сделать, чтобы узнать, кто из насекомых вредный, кто полезный? (Прочитать в книгах, обратиться к экологам, к взрослым, посмотреть телепередачи, поискать в интернете и т. д.)
Воспитатель предлагает посмотреть видео «Уроки Почемучкина» о вредных и полезных насекомых.
Вывод:Значит:
Польза:- людям: пчелы дают мёд, воск;
– лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых, а пчелы и бабочки опыляют растения;
– животным и птицам: служат для них кормом.
Вред:-людям: мухи тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;
– лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
– животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
– Молодцы, ребята, вы смогли определить от чего же лес погибает. И теперь мы можем ему помочь.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.
5.1.Игра: «Вместе веселей».
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
Воспитатель предлагает поиграть на лесной поляне. Дети двигаются под музыку по группе. С остановкой музыки дети должны изобразить насекомое по своему выбору.
5.2.Игра: «Полезные и вредные насекомые» (продолжение)
Дидактические задачи: закрепить представления детей о вредных и полезных насекомых; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.
Воспитатель предлагает детям собрать пазлы «Насекомые» и ответить почему они разноцветные. (Дети рассказывают о маскировке).
5.3. Игра «Тропинка» (возвращение домой).
Дидактические задачи: повторить и закрепить правила поведения в лесу.
Шагая к автобусу дети собирают карточки «Правила поведения в лесу и на природе».
– Чтобы занять свое место в автобусе вы должны назвать правило поведения в лесу и на природе, то что у вас изображено на карточке.
6. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то что делали, и создать ситуацию успеха.
Дети собираются около воспитателя.
– Где вы сегодня побывали?
– Что вы нового сегодня узнали?
– Что было легко делать?
– А какое задание было самым трудным?
– Вы все молодцы, все получилось и с трудностями вы справились. Вы смогли спасти лес от гибели.
Литература.
1. Н. Ю. Вдовина.Знакомимся с природой: Работа в группах. – М.: Чистые пруды, 2007.
2. Л. Ю. Павлова.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
4. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.
Источник