Вредные и полезные насекомые беседа с детьми

Вредные и полезные насекомые беседа с детьми thumbnail

Конспект занятия по методике экологического образования.(старший дошкольный возраст)
Составила: Еремина Елена Борисовна


Тема: «Беседа о вредных и полезных насекомых».
Программные задачи. Дать представление о вредных и полезных насекомых, среде их обитания, приспособлении к жизни. Учить классифицировать «полезные», «вредные» насекомые. Активизировать словарь за счёт слов: «вредные», «полезные» насекомые, улей, домашние насекомые. Воспитывать интерес к занятию, бережное отношение к насекомым.Ход НОД
 1. Вопросы к детям
– Ребята, каких насекомых вы знаете?
– Где можно встретить насекомых?
– Почему мы можем увидеть насекомых в поле, в лесу, на лугу?
– А где чаще всего встречаются насекомые?

Да, правильно, молодцы, насекомых больше там, где больше всего цветущих растений.
– Дети, скажите, насекомые вредные или полезные животные?
– Да, есть полезные и вредные насекомые?
– Каких полезных насекомых вы знаете?
– А каких вредных насекомых вы знаете?
– Вот видите, в природе есть и вредные и полезные насекомые. Сегодня с вами мы о них и поговорим.2 Загадывание загадок 
Дружный маленький народ в этом домике живёт,
По дорожке, по тропинке носит иглы и травинки.
(Муравейник и муравьи).Под большой столетней елкой стройка весело идет.
Здесь работает артельно, дружный, маленький народ.
(Муравьи).

– Ребята, расскажите, что вы знаете об этих насекомых?
– Это полезные или вредные насекомые?
– Почему этих насекомых называют полезными?

Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой,
Поколдует над цветком – он поделится медком.
(Пчёлы).

– Ребята, расскажите, что вы знаете об этих насекомых?
– Это полезные или вредные насекомые?
– Почему этих насекомых называют полезными?
– Какую пользу приносят пчёлы?
– Где живут пчёлы?
– У кого дома живут пчёлы?

– Да, эти насекомые живут не только в лесу, в поле, на лугу, но и дома, рядом с человеком. Поэтому этих насекомых можно назвать домашними 

насекомыми.

– Дети, а как называется домик, в котором живут пчёлы?
– Правильно, 

улей. Закрепляю.- Дети, а какого жука в народе называют «опасным преступником»?
– Да, это колорадский жук.
– Почему его так называют?
– Какой вред он приносит?

– Дети, а как быть с насекомыми «преступления» которых так наглядно: вот деревья с изъеденной листвой, вот яблонная плодожорка, которая оказалась в румяном яблоке. А сколько беспокойства причиняют укусы комаров, назойливых мух! 

– Каких вредных насекомых вы ещё знаете?

Клопы, блохи, тараканы, мухи и другие по существу утратили связь с окружающей природой и живут за счёт человека. Их исчезновение не вызовет сдвигов в природе, а человек с радостью избавится от них.

– Дети, как вы думаете, можно ли уничтожать вредных насекомых?
– Нет, нельзя.

Что касается других насекомых, то их исчезновение приведёт к катастрофе на земном шаре. Представьте себе, если бы люди уничтожили комаров, то остались бы без корма рыбы, питающиеся личинками комара, птицы и так далее. Оказывается, маленький комар, досаждающий своими укусами человеку, животным, – важное звено в пищевой цепочке живой природы. Предлагаю рассмотреть 

цепь питания представителей лесного сообщества.

Современными учёными берётся под сомнение и даже отвергается широко распространенное мнение о вредности насекомых, которые поедают листву деревьев, кустов, другую растительность. 

– Какие насекомые объедают листву молодых растений?

– Да, это различные гусеница, жуки – листоеды, майские жуки. Доказано, например, что лесу необходимы гусеницы, объедающие листву деревьев. Оказывается, чем больше насекомые уничтожают листвы, тем обильнее они удобряют почву. А деревьям это не грозит гибелью, если сохраняется хотя бы половина их зелёного наряда. Более того, деревья приспособились к насекомым – листогрызам, поэтому у них формируется листьев больше, чем это требуется. Осенью, когда деревья сбрасывают листву, опять работа для насекомых и червей: всё сгрызть, пропустить через себя и вернуть лесу удобрением.

– Ребята, представьте себе, что насекомые не «потрудились». Тогда осенняя подстилка из листьев была бы такая толстая, что часть её осталась непереработанной. Можно себе представить, во что бы превратился лес!

– Какой вывод можно сделать?

– Да, молодцы, уничтожать насекомых нельзя! В природе всё взаимосвязано. Нарушение одного звена ведёт к нарушению всей цепи в природе.

3. Заключительная часть. Предлагаю поиграть в дидактическую игру: «Полезные, вредные насекомые».

Источник

      Конспект педагогического мероприятия  с детьми

  старшего дошкольного возраста

«Насекомые – польза и вред»

Приоритетная образовательная область: здоровье

Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, художественное творчество, физкультура, музыка.

Цель: Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Обучающая задача: Дать детям элементарные знания о насекомых: сформировать понятие о том, что насекомые это маленькие животные, у которых есть голова, грудь, брюшко, шесть ног, у многих есть крылья. Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.

Читайте также:  Полезные витамины в моркови и печени

Развивающая задача: Развивать правильное поведение детей по отношению к насекомым.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к окружающему миру, нашим меньшим братьям и бережное отношение к ним.

Оборудование: панно «Луг», бабочки на гибких стержнях, загадки о насекомых,  муляжи насекомых, зеркало, магнитофон, мультфильм  «Муравьишка – хвастунишка».

Предшествующая работа:  – коллективная аппликация “Луг”;

Ход мероприятия

Воспитатель стоит возле панно «Луг».

Ребята, какой красивый луг у нас получился. Так и хочется по нему прогуляться. А вы не хотите погулять на лугу вместе со мной? (ответы детей)

Давайте скажем волшебные слова, которые перенесут нас на луг.

«В волшебное зеркало я посмотрю, скажу 1,2,3  и на луг попаду».

Вот мы и попали на наш луг. Посмотрите как здесь красиво, а какие цветы вокруг!

Какие цветы растут на лугу? (ответы детей), где то тихо звучит музыка:

Послушайте мелодию Э. Грига “Утро”: она рассказывает о рождении цветка, на зеленом хрупком стебельке образовался бутон, в нем происходит таинственный процесс, цветок готовится расправить, тесно свернутые, лепестки, прихорашивается, прежде чем появится на свет (слушание музыкального фрагмента).

     Воспитатель читает стихотворение и дети вместе с воспитателем имитируют прогулку по лесу:

Давай пройдемся медленно по лугу    (ходьба по кругу)
И “здравствуй” скажем каждому цветку. (наклоны вперед)
Я должен над цветами наклониться (руки тянем к цветку)
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.( улыбаемся цветам)

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие цветы на лугу  красивые. Можно ли их рвать?

(ответы детей)

Главное назначение цветов – привлекать насекомых, на лугу их очень много. У меня на столе много разных насекомых (объемные мелкие игрушки, или предметные картинки лежат на столе), попробуйте их узнать и назовите.

(по мере отгадывания размещать на панно «Луг»):

(воспитатель загадывает детям загадки)

Хоть они и жалят больно,

Их работой мы довольны. (пчела )

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (оса)

И еще одно насекомое очень похоже на них. Это шмель.

Что вы знаете про них? (ответы детей)

Давайте рассмотрим их: у каждого из них есть голова, грудь, брюшко, на голове имеются глаза (часто они занимают большую часть головы) и усики. На нижней стороне груди – три пары ног (6 ног). Сверху к груди прикреплены две пары крыльев. Пчелы и шмели собирают нектар и цветочную пыльцу и попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд – это лекарство от болезней. Надо помнить, что укус пчел очень болезнен, поэтому надо быть очень осторожными при встрече с этим насекомым. Еще более болезнен укус осы. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух и слепней.

А вот еще одна загадка:  

Точка, точка, два крючочка – это лапки у жука, 

два блестящих лепесточка раздвигаются слегка, 
справа точка, слева – точка, в черных крапинках бока.

Отгадали?

Да, это божья коровка. Чем она отличается от пчелы, осы, шмеля? (ответы)

У нее есть жесткие крылья, они называются твердыми надкрыльями и прикрывают летательные. Божья коровка является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.

Воспитатель: Как много насекомых мы рассмотрели, что даже немного устали. А вы знаете, что у насекомых есть своя зарядка от усталости. Ведь они тоже много трудятся.

Физминутка: «Веселые насекомые»

Прилетели на лужок Бабочки и пчелы.  

Дружно сели все в кружок С песенкой веселой.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Зажужжали пчелки.
Ну, а бабочки кружат у зеленой елки.

Там паук расставил сети. Комары зудят в кустах.
Лучше песни нет на свете, Чем о пчелках и жуках!

Посмотрите, как много прилетело на луг разноцветных бабочек (показывает на установленные на гибких стержнях бабочек). Это тоже насекомые: яркие, красивые, они являются украшением природы и способствуют опылению растений.

Вы заметили, какой разноцветный у нас луг! Хочу сказать вам еще одну особенность – разные насекомые предпочитают разные цвета, так, пчелы, шмели и осы любят розовые, синие, фиолетовые цветки; мухам нравятся желтые, бабочкам – красные.

Знакомо ли вам это насекомое:

Не найдешь у нас пилы,

не рубили мы стволы,

не стучали топором,

а под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (ответы детей)

Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.

Читайте также:  Чем полезна настойка сирени на спирту

Запомните ребята основные правила вашей безопасности, чтобы встреча с насекомыми не стала для вас бедой:

Правила поведения при встрече с насекомыми:

  1. Увидев осиное гнездо, не трогайте его. Понаблюдайте за его обитателями издалека, иначе осы будут жалить куда попало.
  2. Около их жала есть ядовитые железы, поэтому ужаленное место сильно распухает.
  3. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Не спешите губить пчелу, так как в этом случае она выделяет в воздух химическое соединение, которое приводит в агрессивное состояние всех находящихся поблизости сородичей. Если же она укусила то, необходимо удалить жало, ужаленное место потереть содовым раствором.
  4. Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте за ним, тогда он вас не укусит.

Для защиты от комаров используйте защитные кремы и мази, так как массовое нападение на человека может вызвать тяжелое отравление и даже смерть.

А вы запомнили, какие цвета предпочитают разные насекомые? Давайте поиграем…

Игра:

Разделим детей на три подгруппы – пчелы, мухи, бабочки; на желтый цвет – летают мухи, на красный – бабочки, на фиолетовый – пчелы; при этом можно использовать музыкальное сопровождение – кассета с записью звуков луга.

Воспитатель: Сегодня вы узнали о некоторых насекомых, среди них есть полезные и есть вредные, поэтому при встрече с ними надо быть осторожными всегда, так как при встрече с человеком они защищаются.

Нам пора возвращаться. Давайте произнесем наши волшебные слова и мы вновь окажемся в группе.

Пока мы путешествовали по лугу, наши новые знакомые – насекомые прислали нам в подарок картинки со своими изображениями и предложили их нам разукрасить. Прежде чем мы пойдем рисовать запомните ребята самое главное:

 В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы.

Дети уходят в зону художественного творчества и приступают к разукрашиванию картинок.

Источник

Татьяна Скрягина
«Вредные и полезные насекомые». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «ситуация»

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Вредные и полезные насекомые»

Основные цели: познакомить детей с насекомыми; показать их многообразие и сформулировать представление о вредных и полезных насекомых; умение классифицировать по группам; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение методом «Три вопроса»; закрепить умение распознавать вредных и полезных насекомых по внешним признакам; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля; воспитывать любовь бережное отношение к природе.

Дидактические материалы: билеты для проезда с номерами и картинками, карточки с изображением деревьев и насекомых.

Оборудование: интерактивная доска

Краткая аннотация к работе: в игровой деятельности дети подготовительной группы узнают ситуации от чего может погибнуть лес, закрепляют правила поведения на природе, знакомятся с представителями микромира – насекомыми, справляются с трудностями и переживают ситуацию успеха.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Любите ли вы ходить в лес?

– Кто из вас был в лесу?

– С кем ходили в лес?

– Что вы там делали? Хотите попасть в лес? Сможете?

– Как можно попасть в лес?

2. Актуализация знаний и умений.

2.1.Игра: «Билеты на автобус».

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о деревьях; закрепить знания умения распознавать деревья по внешним признакам; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь.

– Чтобы сесть на автобус я вам предлагаю взять билеты? На билетах изображены деревья. Прежде чем пройти в салон автобуса нужно назвать дерево и пройти на свое место (на спинках стульев изображены пары деревьев). Я буду контролером. (Стулья поставлены в 2 ряда).

Звучит спокойная музыка дорожная.

Вот мы и приехали с вами в лес.

На экране появляется фото погибающего леса и слова SOS.

Воспитатель обращается к детям: «Как вы думаете, что это значит?» Ребята, здесь написано одно слово «SOS». Как вы думаете, что оно означает?

Правильно, это сигнал что кто-то попал в беду и просит о помощи. – Кому нужна помощь? – Теперь вы догадались, кому нужна помощь? – Как вы думаете, что могло случиться с деревьями?

– Как вы думаете, что повлияло на гибель леса?

Читайте также:  Какие полезные вещества содержаться в свекле

2.2. Игра «Опасная ситуация»

Дидактические задачи: закрепить, систематизировать знания детей о природных и человеческих факторах влияния на природу.

Я вам предлагаю подойти к столу и выбрать по одной карточке. Вам нужно рассказать, что случилось с лесом изображенным у вас на карточках.

1. Пожар в лесу; 2. Засуха в лесу; Наводнение; 3. Насекомые поедают деревья; 4. Браконьеры вырубают деревья.

3. Затруднение в ситуации.

3.2 Игра: «Полезные и вредные насекомые» (начало)

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей об одном из факторов влияющих на гибель леса; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть кору деревьев, поеденных насекомыми.

– Как вы думаете, откуда появились на стволе дерева такие канавки, отверстия и куда подевалась кора дерева?

– Кто за собой такой след оставляет? Если дети скажут насекомые,тогда задать вопросы: Кто из насекомых такой след оставляет?

– Смогли узнать, кто за собой такой след на стволах деревьев оставляет?

– Почему не смогли?

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

3.2 Игра: «Полезные и вредные насекомые» (продолжение)

Дидактические задачи: сформировать представление о вредных и полезных насекомых; сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия; тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

Воспитатель предлагает рассмотреть насекомых.

– Что общего у всех насекомых? (Определение частей тела насекомого).

Насекомое в переводе с латинского языка – насеченное. Как это понять?

– Тело всех насекомых состоит из трех отделов – головы, груди, брюшка. Снизу на брюшке имеются насечки, из=за которых эти существа и названы насекомыми.

– А кто заметил еще один очень важный признак насекомых?

– Правильно. У всех насекомых шесть ног (3 пары).

– Что нужно сделать, чтобы узнать, кто из насекомых вредный, кто полезный? (Прочитать в книгах, обратиться к экологам, к взрослым, посмотреть телепередачи, поискать в интернете и т. д.)

Воспитатель предлагает посмотреть видео «Уроки Почемучкина» о вредных и полезных насекомых.

Вывод:Значит:

Польза:- людям: пчелы дают мёд, воск;

– лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых, а пчелы и бабочки опыляют растения;

– животным и птицам: служат для них кормом.

Вред:-людям: мухи тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;

– лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;

– животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.

– Молодцы, ребята, вы смогли определить от чего же лес погибает. И теперь мы можем ему помочь.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.

5.1.Игра: «Вместе веселей».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Воспитатель предлагает поиграть на лесной поляне. Дети двигаются под музыку по группе. С остановкой музыки дети должны изобразить насекомое по своему выбору.

5.2.Игра: «Полезные и вредные насекомые» (продолжение)

Дидактические задачи: закрепить представления детей о вредных и полезных насекомых; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, речь, мелкую моторику рук, сформировать опыт самоконтроля.

Воспитатель предлагает детям собрать пазлы «Насекомые» и ответить почему они разноцветные. (Дети рассказывают о маскировке).

5.3. Игра «Тропинка» (возвращение домой).

Дидактические задачи: повторить и закрепить правила поведения в лесу.

Шагая к автобусу дети собирают карточки «Правила поведения в лесу и на природе».

– Чтобы занять свое место в автобусе вы должны назвать правило поведения в лесу и на природе, то что у вас изображено на карточке.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то что делали, и создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

– Где вы сегодня побывали?

– Что вы нового сегодня узнали?

– Что было легко делать?

– А какое задание было самым трудным?

– Вы все молодцы, все получилось и с трудностями вы справились. Вы смогли спасти лес от гибели.

Литература.

1. Н. Ю. Вдовина.Знакомимся с природой: Работа в группах. – М.: Чистые пруды, 2007.

2. Л. Ю. Павлова.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Конспекты занятий. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. –Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

4. Т. М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009.

Источник