Вредные и полезные микробы для детей
Если вы ищете веселые способы рассказать детям о микробах, вы попали в нужное место. Мы собрали для вас занятия и книги, которые ненавязчиво помогут уложить важность этой информации в голове ребенка.
Осень и зима – время сезонных простуд, которые могут передаваться не только воздушно-капельным путем, но и через грязные руки. Как объяснить ребенку основные правила гигиены и рассказать об опасности микробов так, чтобы он не закатывал глаза, а запомнил это раз и навсегда? Я всегда стараюсь объяснить важность правильного мытья рук как дома, но чувствую, что этого недостаточно. Поэтому я нашла довольно забавные занятия и книги, чтобы обучать детей различным типам микробов, с которыми нам приходится вступать в контакт каждый день, и почему правильное мытье рук так важно. Надеюсь, что эти советы окажутся полезными для вас.
Что такое микробы?
Прежде чем мы перейдем к забавному материалу, давайте еще глубже погрузимся в замечательный мир микробов, чтобы получилось лучше объяснить, что это такое и почему мы должны быть осведомлены о них.
Проще говоря, микробы – это крошечные живые организмы, которые могут проникать в наши тела и заставлять нас болеть, когда мы не выполняем надлежащую гигиену. Хотя мы не можем разглядеть глазами, микробы могут распространяться через слюну, когда мы чихаем или кашляем, не закрывая нос и рот, или когда мы не моем тщательно руки.
Они могут вызывать легкие болезни, такие как кашель и простуда, а также более серьезные инфекции, такие как тонзиллит и пневмония. Микробы могут также стать причиной кишечной инфекции.
Что важно знать детям про микробов?
Хотя я все время учу детей правильному мытью рук и напоминаю своей дочке не касаться ее глаз, носа и рта, большинство других мам, которых я знаю, гораздо более расслаблены, когда речь заходит о микробах. Они часто издеваются над моими “вертолетными” замашками и быстро напоминают мне, что не все микробы плохие, и важны для развития здоровой иммунной системы. Я стараюсь не навязывать свою собственную паранойю, но при этом я твердо верю в важность обучения детей о микробах, поскольку правильная гигиена рук:
- Является единственным наиболее эффективным способом предотвращения распространения инфекций
- Может помешать нам заразиться серьезными (а иногда и опасными для жизни) болезнями, такими как грипп, гепатит А, менингит, стрептококк и бронхит
- Помогает предотвратить вспышки отравлений
- Держит нас в безопасности от заражения болезнетворными микробами из слюны домашних животных
- Это чрезвычайно важно для людей с ослабленной иммунной системой
Способы интересно рассказать детям про микробы
Блестящие микробы
Это простой, веселый и эффективный способ визуально продемонстрировать маленьким детям, что ополаскивание рук водой не приведет к удалению микробов. Что без мыла микробов не смыть! Чтобы продемонстрировать это, добавьте блестки в чашу с водой. Пусть ваши дети играют с водой, а попутно попросите их представить, что блестки – это микробы. Затем попросите их вымыть руки только водой, чтобы посмотреть, сможет ли смыться блеск. Вряд ли у них это получится! Тогда попросите их вымыть руки во второй раз с помощью мыла и при этом досчитать до 20, пока они моют руки. Разница будет весьма заметной и поможет им осознать важность правильного мытья рук!
Мучные микробы
Если вы не поклонник блеска (я не осуждаю!), можете попробовать эксперимент с мукой. Рассыпьте 100 грамм муки на тарелке и попросите своих детей крепко прижать руки к муке, предлагая представить, что мука – это микробы. Затем, дайте им потрогать и поиграть пару простых для мытья пластмассовых или деревянных игрушек (кусочки Лего, деревянные игрушки и т.д.) в течение нескольких минут. Теперь попросите их остановиться и изучить, сколько муки осталось на игрушках. Это отличная деятельность, чтобы визуально продемонстрировать, насколько легко нам распространять микробы, когда мы чихаем и кашляем в наши руки и не моем их потом.
Черный перец
Этот эксперимент – еще один отличный способ рассказать о важности использования мыла при мытье рук. Возьмите большую миску и заполните ее на ¾ водой и добавьте пару щепоток черного перца. Затем добавьте пару капель мыльного раствора в воду с помощью пипетки и наблюдайте, как микробы «убегают» от мыльных капель. Визуальный эффект поможет детям помнить о важности использования мыла, чтобы избавиться от микробов при мытье рук.
Книги о микробах
Книги – еще один простой, эффективный и увлекательный способ рассказать детям о микробах. Вот несколько наших фаворитов!
Снайдер Сакс: Микробы хорошие и плохие. Наше здоровье и выживание в мире бактерий.
Найти можно здесь
Флоранс Пино: Тайная война микробов.
Найти можно здесь
Найт, Булер: Смотри, что у тебя внутри. Как микробы, живущие в нашем теле, определяют наше здоровье
Найти можно здесь
Косовская, Тяхт, Тяхт: Приключения Тима в мире бактерий
Найти можно здесь
Кэрол Доннер: Тайны анатомии
Найти можно здесь
Григорий Остер: Петька-микроб
Найти можно здесь
Ричард Плэтт: Самая чумовая книга. Холера, чума, оспа и другая зараза
Найти можно здесь
Я надеюсь, что эта коллекция советов и книг по обучению детей о микробах окажется полезной для вас, помогая вам рассказывать своим детям о важности правильного мытья рук во время сезона гриппа и простуд.
Оксана Петровна Кащеева
Консультация «Бактерии и микробы» для детей старшего дошкольного возраста
Что такое микробы?
Микробы, или микроорганизмы, могут быть животного или растительного происхождения. Микробы – очень маленькие и живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо посмотреть в особый прибор, который называется микроскоп.
Среди микробов есть наши друзья и враги. С теми и другими мы должны научиться правильно себя вести, чтобы оставаться здоровыми. Микробы – друзья и враги человека, поэтому следует быть крайне осторожными. У микробов нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Это просто шарики или палочки. Как же передвигаются микробы? У некоторых есть хвостики, которые называются жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета и микроб движется. Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные на себе. Где живут микробы? Микрофлора организма человека «весит» до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников. «Вредные» микробы – также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются», провоцируя различные заболевания. Что едят микробы? Микробы едят все! Хлеб, овощи, фрукты, суп, листья деревьев, краску, землю.
Это называется плесень. Она очень опасна для человека! Какой хлеб испорчен микробами?
Некоторые микробы бывают очень опасны. Это те, которые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть кроме человека. Но человеку не нравиться, что его едят микробы и он начинает с ними бороться. То время, когда идет борьбы, называется болезнью. В зависимости от того, в каком месте нашего организма поселились микробы, возникает та или иная болезнь.
«Вредные» микробы:
– Вот это – Насморк!
– Ангина
– Воспаление на коже
Частое мытье рук для современного человека не просто признак хорошего воспитания и аккуратности. Эта несложная процедура способна защитить от опасных заболеваний, ведь именно через грязные руки микробы-возбудители попадают в наш организм.
Если мы будем коротко стричь ногти, под ними не будет черной каемки грязи и, конечно, бактерии содержащиеся в ней, не попадут к нам внутрь, и мы не будем болеть Тоже самое можно сказать о носовом платочке. Он необходим при кашле и чихании. Надо отворачиваться и прикрываться им, чтобы микробы не летели на товарищей.
Всем известно,что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.
Еще немного о микробах!
Большинство микробов для нас не опасны, даже наоборот. Есть полезные. Пенящийся квас, мягкий ноздреватый хлеб мы бы не попробовали их, если бы не наши друзья микроорганизмы.
Запахи лука и чеснока полезны. Они уничтожают микробы разных болезней. Поэтому чаще нужно употреблять лук и чеснок в пище, для организма они очень полезны.
Какие выводы можно сделать? Мир микробов интересен и разнообразен. Среди микробов есть наши друзья и враги. Находясь в нашем организме микробы помогают ему быть здоровыми и не дают вредным бактерия наносить вред человеку. Нужно заботится о своем здоровье, соблюдать правила личной гигиены и кушать не испорченные продукты.
Будьте здоровы!
Валентина Нигматуллина
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Микробы-вредные и полезные»
Тема: «Микробы-полезные и вредные»
Цель: – формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Задачи:
1.Образовательные:
-дать детям простейшее понятие о полезных и вредных (болезнетворных) микроорганизмах-микробах (бактериях); познакомить детей с микроскопом; с простыми способами борьбы с вредными микробами;активизировать словарь детей словами: микроскоп, микробы, бактерии
2.Развивающие:
-развивать слуховое и зрительное внимание, наблюдательность, любознательность, коммуникативно-речевые способности
3.Воспитательные:
– воспитывать культурно – гигиенические навыки, отзывчивость, доброжелательность друг к другу.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
Материал и оборудование: ватные мешочки для игры
Демонстрационный материал- микроскоп
Приложение №1- портрет Г. Остера, сказка Г. Остера
Приложение №2- картинки с изображением микробов,
Приложение №3- картинки с изображением продуктов, содержащих полезные бактерии
Раздаточный материал – Приложение №5 – сюжетные картинки под номерами 1,2,3,4,5: «солнышки» и «тучки»
Ход НОД
1. Организация начала занятия. Подведение к теме занятия.
Коммуникативно-речевая игра «Здравствуйте!»
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
-Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Предлагаю поздороваться и с ними. Молодцы, присаживайтесь.
-Ребята. Скажите, пожалуйста, вы любите сказки? Сейчас я вам прочитаю авторскую сказку. Называется она «Как Петька спас свою родную каплю». Написал это произведение известный детский писатель Григорий Остер. (показ портрета) Вы очень внимательно послушаете сказку и скажете после прочтения, о ком она. В этой сказке скрывается тема нашего сегодняшнего занятия.
Чтение воспитателем сказки из книги Г. Остера «Петька-микроб»
-Итак, ребята, о ком эта сказка?
-Почему все хвалили Петьку? Что он сделал? Почему он отговорил Муравья попить воды?
-Чему учит сказка?
-О чём мы сегодня будем говорить на занятии?
-Сегодня на занятии мы постараемся больше узнать о микробах, узнаем, где они обитают, как они попадают в организм человека и как с ними бороться.
2. Основная часть занятия. Обобщение и закрепление знаний детей.
-Ребята, очень внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?
– Микробы (бактерии)– это очень маленькие существа-микроорганизмы. Это такие шарики и палочки, которые мы не можем видеть простым взглядом. Их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом. (показ прибора)
-Посмотрите на доску. Вы видите здесь изображения микробов, увеличенных с помощью микроскопа. Если рассматривать под микроскопом микробов, то можно увидеть, как они выглядят, как двигаются и размножаются.
– А кто же они такие, эти микробы?
Микроб -это невидимый злодей,
Враг честных и простых людей.
Несмотря на крошечные размеры, микробы – существа могущественные. Стоит им только пробраться в организм человека, они начинают там разбойничать и размножаться. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу. Это вредные микробы.
Микробы бывают не только вредные, но и полезные. Они помогают нашему пищеварению и даже защищают наш организм от вторжения некоторых инфекций. Полезные бактерии используют при создании разных лекарств,при выработке молочных продуктов: кефира, йогурта, сметаны, в сельском хозяйстве для создания удобрений для растений.
Ребята, приглашаю вас сегодня в научно-исследовательскую лабораторию. Мы, как настоящие учёные, выясним, где обитают вредные – болезнетворные микробы, как они попадают в наш организм и как с ними можно бороться. Но сначала отдохнём.
Динамическая пауза «1,2,3,4,5 – начинаем отдыхать!»
-Продолжаем занятие. Учёные, готовы к исследованиям?
-Итак, из серии картинок давайте сейчас выясним, где обитают вредные – болезнетворные микробы, как они попадают в наш организм и как с ними можно бороться. Работаем в парах. Помогайте друг другу, не ссорьтесь, договаривайтесь.
Работа по картинке № 1 – были микробы на яблоке, ребёнок съел немытое яблоко и вот микробы в организме.
-Как бы вы повели себя в этой ситуации?
Работа по картинке № 2 – микробы были в земле и на траве, ребёнок играл на улице – микробы прилипли к пальцам, потом он пошёл домой и, не помыв руки, стал есть, и микробы снова в организме.
-Правильно ли сделал ребёнок?
Упражнение «Продолжи предложение»
– Ребята, рассмотрите следующие картинки и расскажите сами, как микробы попали в организм детей.Ответ свой начинайте словами: Микроб был….И обязательно обоснуйте, прав герой или нет?
Работа по картинкам № 3, 4, 5
Зрительная гимнастика «Глазки влево…»
Мы с вами выяснили, что микробы бывают не только на грязных руках и предметах. Они живут и в человеке и могут попадать от одного человека к другому. Как это происходит? при чихании и кашле.
-Этот способ называется прямым заражением. Когда люди чихают и не закрывают рот, микробы разлетаются на 10 метров. Чтобы вы себе это представили, предлагаю вам игру.
(Дети делятся на 2 команды: чихающие и заражающиеся. «Чихающие» бросают мешочки, «заражающиеся» увертываются)
-Тяжело пришлось заражающимся. Что нужно делать, чтобы микробы так не разлетались?
-А сейчас мы поиграем в игру «Это правда или нет?», вы должны отвечать «да» или «нет», но не словами, а движениями. Если ответ «да», попрыгайте, если ответ «нет» – присядьте. Будьте внимательны. Эта игра вам поможет запомнить правила, которые вы должны выполнять, что бы вредные микробы не попадали в ваш организм.
Вас прошу я дать ответ:
Это правда или нет?
Чтоб с микробами не знаться
Надо, дети, закаляться? (прыжки)
Никогда чтоб не хворать,
Надо целый день проспать? (приседание)
Если хочешь сильным быть
Со спортом надобно дружить? (прыжки)
Чтоб зимою не болеть,
На улице надо петь? (приседание)
И от гриппа, от ангины
Нас спасают витамины? (прыжки)
Будешь кушать лук, чеснок –
Тебя простуда не найдет? (прыжки)
Хочешь самым крепким стать?
Сосульки начинай лизать! (приседание)
Ешь побольше витаминов –
Будешь сильным и красивым? (прыжки).
3. Итог занятия. Рефлексия.
-Вот и закончился наш день в научно исследовательском центре. Мы сегодня с вами в научной лаборатории провели много важных и нужных исследований и выяснили, что микробы могут быть повсюду. Где же мы увидели и нашли микробов? (Ответы детей)
-Какие правила нужно всегда помнить, чтобы вредные микробы не попали в наш организм? (ответы детей).
– Что вы узнали нового? Какие новые слова услышали и запомнили?
-Солнышком или тучкой расскажите о своём отношении к занятию (понравилось-солнышко, не понравилось-тучка).
-Спасибо вам, за то, что вы были такими активными и любознательными.
Конспект беседы «Микробы.»
(для детей старшей группы)
Выполнили: воспитатели
Антонова Жанна Евгеньевна,
Антипина Надежда Николаевна
МБДОУ «Детский сад №28»
г. Дзержинск
2018 г.
Задачи:
- Дать детям простейшие представления о микроорганизмах;
- Получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат);
- Сформировать представление о том, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
- Познакомить детей с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями;
Учить детей создавать на основе информации микроорганизм и самостоятельно пользоваться способами лепки;
- Развивать мышление, память, творчество, мелкую моторику рук;
- Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе и к своему здоровью.
Оборудование:
Картинка с изображением разных микроорганизмов; кусочки хлеба или другой еды, покрытые налетом плесени; здоровая веточка дерева (щепочка) и веточка (щепочка) полусгнившая, «трухлявая» (вместо них можно взять здоровый лист дерева и полураспавшийся, пролежавший зиму под снегом); пластилин, подставки на каждого ребенка, тряпочки; мяч.
Воспитатель собирает около себя детей. Воспитатель:
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть (дети встают в круг). Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть и здоровье. А выдохните через ротик все обиды и болезни.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас с вами пойдет речь о …
О чем, попробуйте догадаться сами. Максим приготовил для всех сюрприз, выучил стихотворение. Послушайте, пожалуйста, а потом скажите, о чем мы будем говорить. Максим:
Микроб – ужасно вредное животное: Коварное и. главное, щекотное. Такое вот животное в живот Залезет и спокойно там живет. Воспитатель:
- Так о чем мы с вами будем говорить? (О микробах)
Воспитатель предлагает сесть на стулья, где они расположены полукругом
на ковре.
Воспитатель:
- Кто из вас знает, что такое микробы? Вернее, кто такие микробы? (Выслушиваются все ответы и предложения детей.)
Воспитатель:
- Микробы – это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «микроскоп». Микроскоп позволил рассмотреть микробов поштучно, каждого. Выяснилось: у них нет ни рук, ни ног, ни рта, и носа. Нет желудка, сердца, легких. Это просто шарики или палочки. Но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются. (Показ иллюстрации.)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, а как микробы умеют передвигаться? (Ответы детей.)
- У некоторых есть хвостики, которые называют жгутиками. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб движется.
Но у большинства таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьем ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). Воспитатель:
- А еще микробы переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенес их в рот. Были микробы в земле. Ребенок играл на улице – микробы прилипли к пальцам, потом он пошел домой и этими же руками ел. Микробы с пальцев прилипли к хлебу, яйцу, груше и вместе с ними попали в желудок. Вот так они и передвигаются.
- А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного ящика….
- Догадайтесь, как микробы попали в желудок ребенка? (Ответ: микробы прилипли к ее шерсти, морде, к лапам; ребенок погладил собаку – они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.) Воспитатель:
- Как вы думаете, что едят микробы? ( Ответы детей.)
- Правильно, все. Хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю. У вас на столах лежат по два листика и две щепочки. Определите сами, какой из них ели микробы, а какой – нет. ( Дети рассматривают объекты и самостоятельно высказывают предположения.)
Воспитатель:
- Ребята, сейчас я вам покажу кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту коробочку, чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачную крышку вы ее хорошо увидите. (Показ детям кусочек хлеба, покрытый плесенью.)
- Главное место среди микробов занимают бактерии. От них во многом зависит вся жизнь на Земле. Они живут всюду: в воздухе и на земле, в воде и в почве, в растениях и животных. Одни бактерии очень нежны и легко погибают, а другие легко переносят даже кипячение и замораживание, воздействие кислот, щелочей и ядов. Невидимые простым глазам бактерии очень сильно влияют на нашу жизнь.
- Есть и полезные бактерии. Эти бактерии превращают молоко в кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи. Но самое главное – без полезных бактерий у нас было бы меньше молока, хлеба и мяса. Дело в том, что жизнь животных зависит от растений, а растения лучше всего развиваются на такой почве, в которой много азота. Азот же берут из воздуха и переносят в почву живущие в ней бактерии.
Воспитатель:
- Ребята, вы видели, как мама ставит тесто для пирогов? (Ответы детей.)
- Как оно поднимается и увеличивается в кастрюле? Воспитатель:
- Это работа микробов. Тесто получается – пузырчатым, а пироги вкусными.
- А некоторые микробы бывают очень вредными. При попадании в организм микробы быстро размножаются и вызывают болезни. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьет лекарства или вводит эти лекарства прямо под кожу – делает уколы. Такие микробы называются болезнетворные. Воспитатель предлагает детям встать в круг.
Воспитатель:
- Давайте поиграем в игру «Что надо делать, чтобы не заболеть», а поможет нам мяч, который мы будем его передавать по кругу и называть правила:
- мыть руки с мылом;
- есть только мытые овощи и фрукты;
- весной, осенью и зимой принимать витамины;
- закаляться;
- проветривать помещение;
- гулять на свежем воздухе;
- не кутаться в слишком теплую одежду;
- заниматься физкультурой;
- пользоваться только своим личным полотенцем;
- не пить грязную и сырую воду (воду можно пить только кипяченую);
- всегда мыть руки перед едой, после туалета, после прогулки;
- кушать и пить только из чистой посуды;
- при чихании и кашле рот и нос прикрывать платком;
- если рядом находится больной, нужно надевать марлевую повязку, а лучше вообще не общаться с больным человеком.
Воспитатель:
- Молодцы! Хорошо вы знаете правила. Воспитатель просит сесть детей на свои места.Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, кто кого победит – микробы или человек? (Ответы детей.)
- Конечно, победит человек. Но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально стараются ослабить человека, чтобы им было легче справиться с ним.
В зависимости от того, в каком органе поселились бактерии, возникает та или иная болезнь.
Например, если микробы поселяются в горле, бывает ангина, если в ухе – воспаление уха, если в зубе – дупло в зубе и его полное разрушение. Бактерии могут поселиться в кишечнике, тогда у ребенка появляются боли в животе и понос. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше бактерий.
Когда у человека понос или чихает и кашляет, бактерии разлетаются вокруг, и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям и заразить их.
Воспитатель:
- У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте вместе посмотрим.
Воспитатель приглашает детей подойти к столам, где на столах лежит
пластилин.
Воспитатель:
- Отделите кусочек пластилина и скатайте из него шарик. (Дети выполняют.)
- Вот так выглядит микроб, который вызывает ангину, болезни зубов и многие другие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. – Разделите шарик на две части. (Дети выполняют.)
- Получились два новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первая.
- Оторвите еще немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто ваши бактерии выросли. (Дети выполняют.)
- Правильно. Что теперь с ними произойдет? (Ответы.)
- Правильно, снова разделятся. Разделите каждую бактерию пополам. (Дети выполняют.)
- Сколько стало? (Четыре.)
- И эти скоро вырастут. Увеличьте размер своих бактерий. (Дети выполняют.)
- Что будет дальше? (Ответы.)
- Правильно. Вот так их количество становится все больше и больше, и человек заболевает все сильнее и сильнее.
Воспитатель:
- А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарство. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слиплись между собой…
- Слепите шарики вместе, сдавите их. (Дети выполняют.)
- Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек. Выздоровел. Воспитатель:
- Так ли уж опасны бактерии? (Ответы детей.)
- Конечно, нет. Человек научился с ними бороться. Кожа не пропускает их внутрь. В крови есть вещества, которые уничтожают бактерии. Поэтому, несмотря на то, что вокруг их очень много, люди ничем не болеют. Воспитатель:
- А если заболеют, то поднимается температура, и микробы погибают.
- Ребята, как вы думаете, на кого в первую очередь нападают микробы? (Ответы детей.)
- Правильно, на тех, кто сам слаб: очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду. Может быть и по-другому: количество микробов рядом с человеком резко увеличилось.
Например, он был в контакте с больным, пил грязную воду или ел немытые фрукты, на которых очень много микробов. Но самое главное – быть крепким, здоровым, закаленным, приучить себя и к жаре, и к холоду. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать. Воспитатель:
- Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его, приучать к большим перегрузкам. Тогда никакой микроб ему не страшен. Но в то же время надо не позволять микробам проникать внутрь.
- Ребята, а как микробы могут попасть в организм? (Ответы детей.) Воспитатель:
- Во-первых, надо постараться, чтобы вокруг человека вредных микробов было как можно меньше. Поэтому больной человек должен лежать дома, не ходить в детский сад и не заражать здоровых. Ведь когда он чихает и кашляет, микробы вылетают у него изо рта и носа и разлетаются по воздуху. Им ведь хочется найти какого-нибудь другого человека, чтобы поселиться в нем.
- Во-вторых, надо обязательно удалять микробы с кожи, овощей, фруктов, игрушек, одежды, мебели. Догадайтесь, как это сделать. (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Правильно. Достаточно умываться и мыть все то, что я назвала. Тогда организму будет гораздо легче бороться с оставшимися микробами. Ведь их будет немного.
- В-третьих, надо следить, чтобы кожа всегда была целой, чтобы на ней не было ссадин, порезов, расчесов. Конечно, и в этом случае организм справится, но ему будет гораздо труднее. Глядя на свои ранки, вы всегда узнаете, справляется ли организм с микробами или нет. Если ранка сразу закрылась коричневой корочкой – все в порядке. Если кожа вокруг ранки покраснела, значит, микробы тут размножаются довольно быстро, а организм посылает сюда много крови, чтобы бороться с ними.
Воспитатель:
- И совсем уж трудно приходится организму, если возникают нарывы, появляется гной. Значит, микробы почувствовали себя слишком свободно и размножаются слишком быстро.
Воспитатель:
- Наше занятие подходит к концу, но прежде чем расстаться, я хочу вам предложить поиграть в игру «Закончи пословицу».
В здоровом теле – ..,, (здоровый дух);
Богатство на месяц – здоровье (на всю жизнь);
Здоровье дороже (денег);
Спорт любить -… .(здоровым быть);
Веселый будешь – (здоровье добудешь);
Ласка и веселье – (половина здоровья)
Воспитатель:
- А теперь ребята, скажите, что нового вы узнали на занятии? (Ответы детей.)
- Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм? (Ответы детей.)
- А что делать, чтобы, проникнув в организм, они не размножались, а погибли? (Ответы детей.)
Воспитатель:
- Молодцы! Хорошо усвоили все правила. А в заключении Катюша и Никита расскажут нам стихотворение:
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни: ведь здоровье
В магазине не купить!
Воспитатель:
- Ребята, но если кто-то заболеет в семье, следует позаботиться о близком человеке, но и не забывать о себе. Для этого мы сейчас сделаем массаж волшебных точек (проводится комплекс самомассажа).
Воспитатель:
Ребята, если вы будете выполнять правила, о которых мы говорили сегодня, вы никогда не заболеете и у вас будет всегда прекрасное настроение.