Возникновение налога на добычу полезных ископаемых

Возникновение налога на добычу полезных ископаемых thumbnail

11 декабря 2017г.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)- обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с пользователей недр при добыче полезных ископаемых из недр. В соответствии с НК РФ     «налогоплательщиками  налога  на  добычу полезных  ископаемых)  признаются  организации  и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации»[4].

Налог на добычу полезных ископаемых на сегодняшний день является одним из самых новых платежей. Он был введен, с принятием 26 главы налогового кодекса. До введения главы 26 НК РФ “Налог на добычу полезных ископаемых” система платежей при пользовании недрами была установлена Законом РФ “О недрах”. Существовало 4 вида платежей:

–                    сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

–                    платежи за пользование недрами;

–                    отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

–                    акцизы.

Из указанных платежей налоговыми платежами являлись все, кроме сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий.

Документом, регулирующим вопросы исчисления и уплаты платежей, являлась инструкция “О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами”, которая издавалась тремя ведомствами и министерствами. Платежи за недра при добыче исчислялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы.

Если при добыче полезных ископаемых были сверхнормативные потери, то платежи взимались в

двойном размере. Существовал понижающий коэффициент, если было реализовано не полезное ископаемое, а продукты его передела. Порядок распределения между уровнями бюджетной системы зависел от вида полезного ископаемого.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы имели целевой характер. Они отчислялись в федеральные и региональные бюджетные фонды для финансирования мероприятий по геологическому изучению недр. Налог взимался с первого товарного продукта, а не добытого полезного ископаемого.

Акцизами облагались три вида минерального сырья: нефть и стабильный газовый конденсат, а также природный газ. Нефть и стабильный газовый конденсат облагались по специфическим (твердым) ставкам, установленным в рублях за 1 тонну добытого минерального сырья. По природному газу акциз исчислялся в зависимости от его стоимости.

С 1 января 2002 года взамен данных трех видов налога вводится новый налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ является сменой действующих налогов, но между ними есть существенные отличия.

Схемы уплаты по этим налогам были нечувствительны к изменениям мировой конъюнктуры, что выражалось в достаточно невысоких бюджетных поступлениях – около 2,5% доходов консолидированного бюджета. С введением НДПИ с 1 января 2002 г. был также отменен акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Введение НДПИ было проведено для того, чтобы при высоки ценах на нефть было увеличение поступлений в бюджет и для создания условий для повышения собираемости этого налога. Размер ставки налога был поставлен в прямую зависимость от мировых цен на нефть. Для стимулирования легализации объемов добытой нефти правительство использует право предоставления доступа к трубопроводному транспорту. Таким образом, возможность экспортировать сырье в определенной степени зависит от объема уплаченных налогов.

На сегодняшний день Согласно статье 336 НК Российской Федерации, объектом налогообложения могут быть[3]:

–                    полезные ископаемые, полученные из недр России на участке, выделенном частному лицу;

–                    полезные ископаемые, добытые за пределами РФ, при условии, что территория, на которой происходит добыча, находится под юрисдикцией России;

–                    полезные ископаемые, которые были извлечены из отходов производства.

Плательщиками НДПИ являются организации, либо индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых[3].

В данной статье рассмотрим, как исчисляется НДПИ на нефть в 2017 году. Формула вычисления НДПИ[2]:

НДПИ = 470* Кц* Кв*Кз,                                     (1.1)

где Кц- Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть:

Кц = (Ц − 15)x Р/261 ,                                      (1.2)

где Кв-коэффициент, характеризующий степень выработанности запасов конкретного участка недр.

Кв = 3,8 − 3,5 x N/V,                                           (1.3)

где N – сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) по     данным     государственного    баланса    запасов    полезных    ископаемых     утвержденного     в     году, предшествующем году налогового периода;

V – начальные извлекаемые запасы нефти.

Кз – коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр.

Кз = 0,125 х Vз + 0,375,                                                  (1.4)

где Vз – начальные извлекаемые запасы нефти в млн. тонн.

Кз принимается равным 1 в случае: если величина начальных извлекаемых запасов (Vз) конкретного участка недр превышает или равна 5 млн. тонн и (или) степень выработанности запасов (Свз) конкретного участка недр превышает 0,05.

Ст.342 п.1 гласит: «Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов в случае[1]:

–                    полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых;

–                    полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых;

–                    нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн.

–                    сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200 мПа x с (в пластовых условиях);

–                    нефти на участках недр, расположенных севернее Северного полярного круга полностью или частично в границах внутренних морских вод и территориального моря, на континентальном шельфе Российской Федерации, до достижения накопленного объема добычи нефти 35 млн. тонн нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн

–                    Для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2009 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2009 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 10 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает семи лет или равен семи годам начиная с 1 января 2009 года;

–                    и другие.

Таким образом, можно сказать, что в России основная поддержка государства – в виде 0% НДПИ некоторых участков нефти и в расчете формулы НДПИ используются разного рода понижающие коэффициенты.

Сравним долю налога за пользование недрами и долю НДПИ в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2001 и в 2017 году. В 2001 году налоговые доходы в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 2345000 тыс.руб., из них платежи за пользование недрами – 135700 тыс.руб., что в процентном соотношение составляет – 5,79%(рис 1)[5].

На настоящий момент времени, в структуре поступлений в консолидированный бюджет РФ, на долю НДПИ приходится 22,7% (рисунок 2),то есть преобладающая часть поступлений в бюджет –
поступления в виде налога на добычу полезных ископаемых[6].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что реформа, связанная с изменением налога на добычу полезных ископаемых привела к увеличению налоговых поступлений в
федеральный бюджет в несколько раз, следовательно, и к увеличению налоговой нагрузки на нефтяную
отрасль.

Список литературы

1.      
Бобылев Ю. статья «Двадцать лет отечественной нефти», журнал «Нефть России» №11, 2012г., стр.6;

2.      
Налоговый
кодекс РФ;

3.      
Фролова    Т.А.   «Налогообложение   предприятия»
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ,
2010;

4.       Энциклопедия «Википедия»;

5.       https://www.gks.ru/;

6.       https://www.nalog.ru.

Источник

В ранее действовавшей (до введения налога на добычу полезных ископаемых) системе налогообложения при пользовании недрами применялись три налоговых платежа: плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть и стабильный газовый конденсат.

Платежи за пользование недрами взимались в форме разовых взносов и/или регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Регулярные платежи определялись как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливались Правительством РФ по каждому месторождению в отдельности. Окончательные размеры этих платежей уточнялись при предоставлении лицензии на пользование недрами. Кроме того, при определенных условиях недропользователям предоставлялся достаточно широкий спектр льгот в виде освобождения от уплаты вышеуказанных платежей. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы направлялись на финансирование геологоразведочных работ в районах добычи полезных ископаемых. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулировавшиеся в бюджетах различных уровней и передававшиеся добывающим предприятиям, использовались только по целевому назначению, а порядок их использования определялся Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливались Федеральным Собранием РФ по представлению Правительства РФ по каждому месторождению индивидуально с учетом его особенностей.

Размер платежей за пользование недрами определялся с учетом экономико-географических условий, размера участка, вида полезного ископаемого, его количества качества, продолжительности работ, степени изученности территории, горнотехнических условий освоения, разработки месторождения и степени риска и устанавливался по каждому месторождению индивидуально. Таким образом в размере платежей за пользование недрами учитывалась рентная составляющая.

Значительное число недропользователей освобождалось от платежей за пользование недрами, что создавало дополнительный экономический эффект при недродобыче в нестандартных условиях.

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы носили целевой характер и направлялись исключительно на расширение минерально-сырьевой базы, в том числе и путем передачи их части добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр.

Однако существовали и такие негативные моменты, сопутствовавшие плате за пользование недрами, как возможности прямого получения недропользователями части отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что усложняло контроль за использованием этих средств, а также не денежного исполнения обязанности по уплате платежей за пользование недрами. Реформаторы налоговой системы посчитали, что действовавший на тот момент механизм взимания и использования отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы недостаточно эффективен и не позволяет решать задачи возмещения затрат государства на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, обеспечения эффективного контроля целевого использования отчислений, оставляемых предприятиям, самостоятельно выполняющим геологоразведочные работы. Поэтому было принято решение отменить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Однако действенного механизма целевого финансирования затрат на геологоразведочные работы так и не было создано.

До введения налога на добычу полезных ископаемых операции по реализации добытой нефти, включая стабильный газовый конденсат, а также добытого природного газа подлежали обложению акцизами в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ.

Действовавшее до 2002г законодательство РФ, включавшее раздел платности пользования недрами, носило рамочный характер и не давало достаточно четкого определения основных элементов налогообложения при исчислении специальных налогов при пользовании недрами.

В рамках проводимой в России налоговой реформы для соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков (недропользователей) была подготовлена глава 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ, которая вступила в силу 1 января 2002г в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001г №126-ФЗ. Одновременно были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, регулярные платежи за добычу полезных ископаемых и акциз на нефть. В результате механизм налогообложения добычи полезных ископаемых, регулируемый налоговым кодексом РФ, был сведен к налогу на добычу полезных ископаемых и акцизу на природный газ.

Одновременно в Закон «О недрах» были внесены изменения, устанавливающие новую систему платежей за пользование недрами, включающую разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии; регулярные платежи за пользование недрами; плату за геологическую информацию о недрах; сбор за участие в конкурсе (аукционе); сбор за выдачу лицензий.

Глава 26 неоднократно изменялась, дополнялась. Федеральным законом от 31 декабря 2001г №198-ФЗ были внесены изменения, касающиеся определения подлежащего налогообложению природного горючего газа и попутного газа из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений.

С 1 января 2004г в связи с изменением механизма налогообложения добычи природного газа (адвалорная ставка была заменена специфической налоговой ставкой) был отменен акциз на природный газ.

Результатом проведенных реформ налогообложения добычи полезных ископаемых стало создание фискально-ориентированной системы налогообложения, обеспечивающей существенный рост налоговых поступлений.

Источник

Похожие главы из других работ:

Акцизное налогообложение

1.1 История возникновения и развития акцизов

Акцизы (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и фактически оплачиваемые покупателями, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары…

Анализ и проблемы развития действующей системы применения акцизов на нефтепродукты на примере ОАО “НК “Роснефть” КБТК”

1.1 История возникновения и развития акцизов

Акциз – это разновидность косвенного налога на отдельные виды товаров. Акцизы включаются в структуру цены подакцизной продукции, во многом определяя уровень цены конечной продукции…

Анализ функционирования системы местных налогов

1.2 История возникновения и развития местных налогов в РФ

налог финансовый экономический

В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа. Долгие годы регулирования налоговой сферы не признавалось важнейшей государственной задачей и осуществлялось подзаконными актами…

История возникновения и развития векселя

1. История возникновения и развития векселя

История появления и развития собственно векселя позволяет наиболее наглядно проиллюстрировать все обозначенные выше тенденции развития современных институтов гражданского права…

История возникновения и развития векселя

2. История возникновения и развития векселя

История появления и развития собственно векселя позволяет наиболее наглядно проиллюстрировать все обозначенные выше тенденции развития современных институтов гражданского права…

История возникновения и развития научных представлений о налогах

1.2 История возникновения и развития налогов и налогообложения в России

После объединения Древнерусского государства (конец 9 века) основным источником дохода казны была дань – прямой налог (подать), собираемый с населения, первые упоминания о взимании которой относятся к эпохе князя Олега (до 912 года)…

Лизинг и форфейтинг

1.1 История возникновения и развития лизинга и форфейтинга

Идея лизинга не нова. По мнению историков и экономистов, лизинговые сделки заключались, как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга”, еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 годом до н. э. Так…

Лизинг как инвестиционная деятельность

1.1 История возникновения и развития лизинга

Принято считать, что лизинг относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда (лизинг) известна человеку с незапамятных времен.

Идея лизинга далеко не нова…

Лизинг, как особая форма инвестирования

1.1 История возникновения и развития лизинга

В отечественной юридической и экономической литературе по-разному оценивают обстоятельства, связанные с появлением договора лизинга.

В частности, в работах экономистов зачастую можно встретить ссылки на то…

Налог как экономическая и правовая категория

1. История возникновения и развития налогов и налогообложения

Общая характеристика налога на доходы физических лиц

1.1 История возникновения и развития подоходного налогообложения

Подоходный налог появился в общемировой практике давно и сейчас он действует почти во всех странах мира. Место его рождения – Великобритания. Она ввела этот налог в 1978 году как временную меру…

Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

1.1 История возникновения и развития Пенсионного фонда РФ

Важнейший принцип пенсионного фонда – солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних…

Пенсионный фонд РФ и его роль в финансировании социальной сферы

1.1 История возникновения и развития Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации считается одним из самых важных социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального пенсионного обеспечения граждан…

Предложения по совершенствованию применения лизинга в компании

2.1 История возникновения и развития лизинга

Принято считать, что все экономико-правовые отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют…

Теории происхождения и предпосылки возникновения денег

1.1 История возникновения и развития денег

Деньги стали неотъемлемой частью нашей жизни и быта. Однако они были не всегда. Деньги возникли на определенной ступени развития общества. В первоначальном периоде существования человеческого общества господствовало натуральное хозяйство…

Источник