Возможность использовать полезные свойства вещи характеризует

Возможность использовать полезные свойства вещи характеризует thumbnail

Имущественное право в объективном смысле — это установленные законодательно границы действий, которые лицо вправе осуществлять с вещью или совокупностью вещей, не исключенных из гражданского оборота.

Особенность правомочий собственника и его отличие от других вещных прав заключается в полноте содержания права владеть, пользоваться и распоряжаться вещью. Остальные вещные правоотношения производны непосредственно от имеющегося права собственности.

Имущественное право имеет субъективный и объективный смыслы.

В первом случае правомочия собственника возникают у определенного лица, как следствие его действий, связанных с присвоением индивидуально-определенных вещей. Правомочия возникают в результате сделок с имуществом: купля-продажа, наследство, дарение, давность срока владения вещью, создание нового предмета гражданско-правового оборота и так далее.

Субъективный смысл права собственности закреплен в ст. 209 ГК РФ, о которой еще будет упомянуто позднее.

Помимо гражданского законодательства, ст. 35 и 36 Конституции гарантирует охраняемое законом правомочие человека иметь, владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

С помощью конституционных принципов, закрепивших права собственника, ГК РФ формирует каркас законодательных норм, к которому присоединяются федеральные законы и иные нормативные акты, регулирующие правоотношения в этой сфере.

В российской цивилистике имущественные правоотношения состоят из трех элементов: право владения, пользования и распоряжения.

Иными словами собственник реализует свое право обладания вещью, совершая с ней определенные действия: удерживает имущество в своем владении, изменяет свойства и характеристики вещи, отчуждает её путем совершения гражданско-правовых сделок, может обременять свое имущество залогом, ограничениями, а также извлекать полезные свойства вещи в процессе использования. На каждом из перечисленных элементах имущественного права стоит остановиться отдельно.

Правомочия собственника

Право собственности определяется благодаря совокупности правомочий собственника, а именно: права владения, пользования и распоряжения своими имуществом. При этом свобода волеизъявления — неотъемлемой часть реализации правомочий собственника.

Право владения

Правомочие владения имуществом является квинтэссенцией понятия права собственности и основой вещного права.

Обладать вещью (имущественной массой) — значит иметь юридически обоснованную возможность владеть определенным имуществом.

Законное (титульное) владение вещью предполагает право обладать вещью на легитимных основаниях, например, в результате передачи права собственности в момент заключения договора купли-продажи.

Титульными собственниками могут выступать непосредственно собственник вещи, арендатор, хранитель и другие лица, которым вещь была передана на условиях гражданско-правового договора либо на других легитимных основаниях.

В некоторых случаях право владения выступает как самостоятельное, о чем свидетельствует ст. 1181 ГК РФ, однако все же современная российская цивилистика рассматривает право владения неотделимо от двух остальных правомочий, составляющих право собственности.

Владеть вещью — значит реально обладать имуществом или вещью, иметь возможность производить с имущественной массой любые не запрещенные законом действия и осуществлять полный контроль над ней, охрану, хранение на территории владельца имущества и тд.

В российской цивилистике установлено право собственника, позволяющее ему обладать вещью, пользоваться ею по своему усмотрению и свободно распоряжаться ее юридической судьбой (ст. 209 ГК РФ).

Право обладания вещью появляется в момент приобретения лицом права собственности, о чем свидетельствует ст. 218 ГК РФ:

  • лицо приобрело вещь в результате заключения договора купли-продажи, дарения, мены либо иной гражданско-правовой сделки, вследствие которой вещь отчуждается из собственности одного лица и становится собственностью другого;
  • имущество перешло лицу по наследству в случае смерти наследодателя. Переход права собственности в пользу наследника происходит на основании завещания либо по закону;

В законодательстве предусматривается также и другие условия возникновения имущественного права, которые, тем не менее, являются исчерпывающими.

Помимо этого на собственника имущества возложено бремя содержания вещи, а также ответственность за любые риски его случайной гибели или повреждения, за исключением случаев, которые предусмотрены законом или договором.

Право пользования

Правомочие пользования содержится в ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ и представляет собой возможность эксплуатировать, потреблять вещь как для личных, так и для иных нужд.

Пользование имуществом заключается в применении, использовании и другой деятельности, в результате которой собственник получает из принадлежащего ему имущества (вещи) полезные свойства или выгоду.

Пользование имуществом предполагает извлечение выгоды, для которой вещь была предназначена изначально. Это право неотделимо от владения, поскольку использовать имущество, извлекая из него полезные свойства, невозможно, не владея им законно.

Возникает право пользования также и в тот момент, когда владелец вещи передал пользователю полномочия на её использование. Оно может быть ограниченно временными рамками, условиями договора или устным соглашением с собственником имущества либо законодательными нормами. Правомочие пользования имуществом защищено законом, к примеру, возможностью предъявления исковых требований к пользователю вверенной ему вещи, если условия договора были нарушены. Собственник имущества вправе также обращаться в суд с требованием устранить препятствия, которые затрудняют пользование имуществом.

Иначе говоря, право пользования вещью — это возможность извлечения из нее полезных свойств, получения выгоды при ее использовании.

Читайте также:  Какие есть полезные животные для природы и человека

Право распоряжения

Правомочие распоряжения имуществом подразумевает под собой исключительное право совершать с вещью юридически значимые действия, разумеется, в рамках закона, именно: продавать, дарить, завещать, закладывать, сдавать в аренду, передавать во временное пользование и прочее. Это исключительное право собственника в отношении имущественной массы отражено в ст. 209 ГК РФ, которая четко регламентирует наличие лица права свободно управлять имуществом по своему усмотрению.

Подавляющее большинство случаев реализации этого правомочия возникают благодаря совершению гражданско-правовых сделок с имуществом, однако в некоторых ситуациях распоряжаться имуществом можно и без юридического оформления. К примеру, собственник вещи может уничтожить свое имущество, что влечет за собой прекращение существования вещи, как объекта гражданских правоотношений.

Иными словами, лицо, обладающее правом собственности, господствует над вещью, является хозяином своего имущества и вправе осуществлять с ним любые юридически значимые действия в рамках закона.

Судебная практика по ст. 209 ГК РФ

Практика применения норм ст. 209 ГК РФ имеет огромное количество неоднозначных прецедентов. К примеру, дело № А10-5188/2012, где рассматривался спор о незаконно возведенных линиях электропередач на земельном участке, принадлежащем лицу на праве собственности без согласия собственника участка, вследствие чего истец обратился в суд с требованием демонтировать конструкцию. Суд, ссылаясь на заключение экспертизы, отказал собственнику в удовлетворении его требований, мотивируя свое решение тем, что демонтаж опоры линии электропередач может привести к риску обрыва проводов и нарушению энергоснабжения большого числа жителей населенного пункта. Данный факт несоразмерен ограничению истца в правах на земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности и который обременен возведенной опорой линии электропередач.

Таким образом, суд может устанавливать ограничения и обременения на имущество, принадлежащее лицу на праве собственности, если невозможно иное решение правовой ситуации.

Источник

Часть 1.

При выполнении заданий 1–20 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1

1

Общество в широком смысле слова означает

1) определённый этап человеческой истории

2) объединение людей для реализации интересов

3) формы объединения людей и способы их взаимодействия

4) часть материального мира, естественную среду обитания людей

2

2

Отличием какого из основных видов деятельности человека является обязательное наличие партнёра, может быть, даже и виртуального?

1) общения

2) познания

3) труда

4) творчества

3

3

Страна П. специализируется на сельскохозяйственном производстве. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

4

4

Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.

Б. Деятельность предполагает постановку целей и определение путей их достижения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5

5

В настоящее время в процесс обучения входят мультимедийные учебники, которые отличаются от обычных книг важным свойством — интерактивностью. Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует данный факт?

1) гуманизация

2) гуманитаризация

3) информатизация

4) профилизация

6

6

Верны ли следующие суждения о религии?

А. Приём студентов в государственные вузы на коммерческой основе иллюстрирует взаимосвязь духовной и экономической сфер общества.

Б. Процесс гуманизации образования предполагает большое внимание к личности ученика, его индивидуальным и возрастным особенностям и потребностям.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7

7

Возможность использовать полезные свойства вещи характеризует право собственника

1) распоряжаться

2) владеть

3) пользоваться

4) приватизировать

8

8

Что из перечисленного относится к факторам (источникам) производства?

1) предложение

2) предпринимательство

3) спрос

4) конкуренция

9

9

В стране Z производимые блага, технология их создания и распределение базируются на обычаях данной страны. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет традиционный характер?

1) Экономические роли членов общества определяются их интересами и уровнем образования.

2) Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью.

3) Основная продукция производится в промышленном секторе.

4) В обществе на первое место выходит производство услуг.

10

10

Верны ли следующие суждения о производстве?

А. Производство в экономическом смысле — это процесс создания какого-либо продукта.

Б. Общество производит только материальные блага.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11

11

Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?

1) читатели газеты «Комсомольская правда»

2) предприниматели

3) молодёжь

4) экипаж самолёта

12

12

Поведение, ожидаемое оттого, кто имеет определённый социальный статус, — это

Читайте также:  Чайный гриб полезен детям или нет

1) социальная роль

2) законопослушное поведение

3) социальная активность

4) гражданская позиция

13

13

Верны ли следующие суждения о социальном статусе и социальной роли?

А. Все социальные статусы имеют законное закрепление и защиту.

Б. Личностные характеристики не имеют значения в принятии человеком определённой социальной роли, её исполнении, это объективный процесс.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14

14

Палатой Федерального Собрания в России является

1) Совет безопасности

2) Общественная палата

3) Совет Федерации

4) Верховный Суд

15

15

В государстве Л. глава государства избирается на всеобщих прямых выборах. Он является главой исполнительной власти и формирует правительство. Какова форма правления в государстве Л.?

1) парламентарная монархия

2) смешанная республика

3) абсолютная монархия

4) президентская республика

16

16

Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.

Б. Демократическому режиму присуща многопартийность

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17

17

Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11-го класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются

1) гражданским проступком

2) преступлением

3) административным проступком

4) дисциплинарным правонарушением

18

18

Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

1) Правительство РФ

2) Федеральное Собрание РФ

3) Общественная палата

4) Конституционный Суд РФ

19

19

Правоспособность у гражданина возникает

1) с рождения

2) с 6 лет

3) с 18 лет

4) с 14 лет

20

20

Верны ли следующие суждения о прокуратуре?

А. Надзор за исполнением законов осуществляет прокуратура.

Б. Прокуратура осуществляет ведение наиболее важных уголовных дел.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

21

21

Человек переживает чувства и испытывает эмоции. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия чувств и эмоций.

1) кратковременное неустойчивое переживание в связи с конкретным явлением, процессом

2) реакция на внешний раздражитель

3) субъективная реакция

4) высокая степень устойчивости и длительности во времени

Черты сходстваЧерты различия

22

22

Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
А) показ многосерийного телевизионного фильма1) народная
Б) проведение фестиваля фольклорных коллективов2) массовая
В) празднование Масленицы
Г) завершение экспедиции по записи обрядовых песен

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

В стране Z. с 2000 г. проводятся экономические реформы, направленные на переход от командной экономики к рыночной. В 2010 г. в стране было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Как отразились экономические реформы на Вашем уровне жизни?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

Возможность использовать полезные свойства вещи характеризует

23

23

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Уровень жизни трети опрошенных граждан за 10 лет экономических реформ не изменился.

2) Уровень жизни каждого десятого из опрошенных граждан сильно ухудшился в сравнении с 2000 г.

3) Реформы улучшили уровень жизни каждого пятого опрошенного.

4) Отметили, что ничего не изменилось и что реформы ухудшили их уровень жизни, приблизительно одинаковое число граждан.

5) Затруднился оценить влияние реформ на свой уровень жизни каждый пятый опрошенный.

24

24

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономические реформы в стране Z. потерпели неудачу.

2) Правительству страны Z. следует проводить социально ориентированную политику.

3) Лишь отдельные группы населения могут быстро адаптироваться к меняющимся социально- экономическим условиям.

4) Население больше всего беспокоит вопрос передела собственности в условиях перехода к рынку.

5) Правительству страны Z. следует более активно бороться с последствиями инфляции и безработицы.

25

25

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) По данным социологических исследований, мужчины стали больше времени уделять семейным обязанностям. (Б) Мужчины нередко берут на себя даже уход за младенцами. (В) Такое поведение мужчин способствует укреплению семьи.

Читайте также:  Какие комнатные цветы полезны для квартиры

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26—31.

Судебная система

Конституция РФ как нормативный источник права высшей юридической силы и прямого действия является источником права о судебной власти и правоохранительных органах. Конституция провозгласила высшей ценностью человека его права и свободы. Она исходит из обязанности государства защищать права человека и гражданина. Такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре, других правоохранительных органах страны.

Конституция признает за органами судебной власти право действовать самостоятельно и независимо от других ветвей власти.

К системе конституционных принципов организации и деятельности органов судебной власти относятся принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом; обеспечение права каждому на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпция невиновности; обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательность сторон; гласность разбирательства дела в суде, языка судопроизводства и др. Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость — это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса. К числу гарантий независимости и самостоятельности судов следует отнести специальный порядок назначения судей и их несменяемость. Прекращение полномочий судьи происходит при наличии указанных в законе оснований. Среди них, в частности, неспособность по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи.

ВЛ. Божьев и др.

26

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) Конституция РФ о судебной власти;

2) Конституционные принципы организации судебной власти;

3) Принцип независимости судей.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагментов текста, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27

Конституция РФ, отмечается в тексте, провозгласила высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Опираясь на обществоведческие знания, назовите любые три права человека, закрепленные в Конституции РФ.

Показать ответ

В ответе могут быть названы, например, такие права человека:

1) право на охрану здоровья;

2) право на образование;

3) право на благоприятную окружающую среду.

Могут быть названы иные права.

28

В Конституции РФ указано: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Какой из перечисленных в тексте конституционных принципов правосудия конкретизирован в этом положении? Опираясь на обществоведческие знания и материалы СМИ, раскройте одно отрицательное последствие нарушения этого принципа.

Показать ответ

В ответе должны содержаться следующие компоненты:

1) указан конституционный принцип правосудия: презумпция невиновности;

2) раскрыто возможное последствие его нарушения, например: нарушение презумпции невиновности может бросить тень подозрения на человека, не замешенного в преступлении.

29

Какие две черты Конституции РФ как нормативного источника права выделяет автор? Раскройте каждую из этих черт.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие компоненты:

1) указаны две черты Конституции РФ:

— высшая юридическая сила;

— прямое действие;

2) раскрыто их содержание, например:

— все другие законы не могут противоречить Конституции РФ;

— можно обращаться в суд, непосредственно ссылаясь на статьи Конституции.

30

Каково место судебных органов в системе государственной власти в РФ? Приведите положение текста, подкрепляющее ваш вывод.

Показать ответ

В ответе должны быть представлены следующие компоненты:

1) дан ответ на вопрос: они являются самостоятельной ветвью власти;

2) приведен фрагмент текста: «Конституция признает за органами судебной власти право действовать самостоятельно и независимо от других ветвей власти».

31

При обсуждении в классе принципа несменяемости судей один из учеников посчитал его недемократическим, поскольку он затрудняет приток новых кадров, а также снимает с судей ответственность перед людьми. Используя текст, опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента в пользу принципа несменяемости судей.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) несменяемость судей — условие их независимости, без которой судебная власть не может быть самостоятельной ветвью власти;

2) несменяемость судьи страхует его от колебаний законодательства и давления со стороны высшей судебной власти;

3) этот принцип не абсолютен: в законе прописано, в каких случаях могут быть прекращены полномочия судьи.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Источник