Вовлечение ребенка в общественно полезную деятельность

Формирование духовно-нравственных  качеств    школьников путем вовлечения в общественно-полезную деятельность.

При организованной деятельности детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.

Трудовые объединения школьников играют исключительно важную роль в нравственном воспитании, профессиональной ориентации учащихся, в подготовке их к сознательному и творческому участию в общественном производстве. В трудовых объединениях учащиеся проходят школу трудовой жизни, воспитания высокой ответственности за порученное дело, добросовестности и активности в его исполнении. Эти нравственные качества воспитывают гражданское сознание у старшеклассников, стимулируют социальное развитие ребенка.. Ребята осознают значимость своей работы.       Чувство собственного достоинства порождает потребность в достойном поведении, в красивых и добрых поступках. Человек, уважающий себя, уважает и других людей, умеет видеть в них достоинства. Это умение составляет одно из безусловных свойств нравственности.

Участвуя в коллективном труде, старшеклассники на практике применяют приобретенные навыки, проявляют свои творческие силы. Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда.

Одним из видов такого труда может быть природоохранная деятельность. Наше детское объединение «ШМЕЛЬ»»  с 2006 года сотрудничает с областной экологической организацией «Точка роста». Один из их проектов – «Возродим Владимирские дубравы».

Совместно с областной студенческой организацией  «Точка роста» на территории 6 участка  «Барского леса» была заложена Дубрава. В акции принимали участие кроме нашей школы ещё несколько  школ города Владимира.

В июне 2010 года школьная группа экологов и лесников провела инвентаризацию – 150 молоденьких дубков прижилось,

 В Июне 2011 года и сентябре вновь была произведена инвентаризация –  150 посаженные в апреле 2010 года дубки живы , растут. Произведена прополка вокруг дубков.

Совместно с Суздальским лесничеством проводили посадки елей. Было посажено около 37 га молодого леса. В работе принимали участие ребята разного возраста, и мальчики и девочки.

Летняя жара – трагедия для центральной полосы России. Массовые пожары уничтожили огромные лесные  массивы. Наша задача помочь становлению Дубравы. Это   послужило отправным моментом для нашей дальнейшей работы. На территории пришкольного участка  заложили питомник дубов и посадили клены.

Провели Акцию «Родники» по уборке и благоустройству  родника, которым пользуется большинство жителей поселка.

  В школьной мастерской ребята изготавливают кормушки и гнездовья для птиц и развешивают их на территории Барского леса и поселка.

  Лидеры детского объединения приняли участие в областном конкурсе агитбригад  в ВПОО «Милосердие и порядок» с выступлением «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» с целью привлечь внимание к проблемам экологии.

 Осенью мы совместно с детским садом  провели  акцию «Деревья сажаем – воздух очищаем». Воспитатели с малышами  провели предварительную подготовку, мероприятия, а школьники  произвели пересадку молодых саженцев дуба на территорию Детского сада.

Одно дело, когда ребёнок помогает  сохранить природу своим посильным трудом. А как хорошо, когда трудовая деятельность сливается с благотворительной.

Всякий честный добросовестный труд высоконравственен, а волонтерский труд –  в двойне.

  Наша школа тесно сотрудничает с Суздальским реабилитационным центром. В школу в течение  всего года прибывают и убывают дети со всего Суздальского района. У них свой режим и не получается  проводить  в школе совместные мероприятия, которые помогли бы сблизить учеников.  Мы решили провести акцию знакомства с бытом этих ребят, оказать им посильную помощь,  организовать совместные мероприятия……….

   Затем выяснили, кто из пожилых людей нуждается в помощи.  Оказывали посильную помощь по уборке в доме, ремонту  вещей, расчистке снега в соседнем селе Брутово.

  К празднику Победы ребята приготовили поздравления для ветеранов и посещали  ветеранов на дому с концертом.  И множество других  работ объединило рябят одной целью – изменить  ситуацию к лучшему.

    Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищам  будет воспитывать в ребятах такие нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.

Источник

МОУ «Ананьинская основная общеобразовательная школа»

 

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

в I классе ( учебный год)

Руководитель:

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно – потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (). Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.

Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т. е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.

Виды и содержания общественно полезной деятельности

1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.

3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.

4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.

Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?

1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.

2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.

3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.

1.Проверь, все ли готово к работе.

2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.

3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.

4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.

5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.

Правила дружной работы

1.Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать. 2.Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание – часть общего задания. 3.Точно знай, кто что будет делать, за какой участок будет отвечать. 4.Выполняй свою работу в срок и как можно лучше. 5.Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6.Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа. 7.Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть. 8.Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.

Содержи в порядке свое рабочее место

1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2.Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.

3.Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.

4.Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.

5.Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.

6.Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.

Памятка бережливых

1.В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.

2.Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.

3.Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.

4.Береги время, используй каждую минуту в деле.

5.Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.

Знай, люби и охраняй природу

1.Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.

2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.

3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.

4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.

Примерные планы подготовки и проведения нескольких видов общественно полезной деятельности учащихся во внеурочное время.

1.Операция «Книжка заболела»

Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.

Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.

2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»

Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.

3. Операция «Поиск волшебных трав»

Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.

4.Рейд «Скорая зеленая помощь»

Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.

5.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»

Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.

Беседы

Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

Тематика бесед

Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.

«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,

«Всякая вещь трудом создана»,

«Что значит быть бережливым?»,

«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,

«За что надо любить и беречь книгу?»,

«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,

«Про колосок и хлеба кусок»,

«Крошка хлеба на землю упала»,

«Каждой вещи свое место!»,

«Береги воду!»,

«Мой друг – режим»,

«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,

«Кто своим трудом радует других?»,

«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,

«Учись приносить людям пользу»

«Всегда найдется дело для умелых рук»,

«Чем я могу помочь школе?»,

«Где и кем работают мои родители»,

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

«Учеба – это тоже труд»,

«Больше дела, меньше слов»,

«Герои труда живут рядом»

«Птицы наши друзья»,

«Папа, мама, я – спортивная семья!»,

«Кем я буду?»,

«Я люблю свою страну»,

«Мы юные садоводы»,

«Мы творим чудеса»,

«Наши защитники»,

«Что могут сделать наши руки?»,

«Как много на свете интересных профессий!»,

«Минута час бережет»,

«Что мы знаем друг о друге»,

«Хлеб наше богатство».

«Каждый день – доброе дело»

№ п/п

Тема

Часы

I четверть «Осенние мотивы»

1

Экскурсия на пришкольный участок.

Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.

2 часа

2

Сбор семян в пакетики.

Сбор листьев для гербарий.

2 часа

3

Выставка «Чудеса природы»,

«Осенний бал»

1 час

4

Цветочный праздник

Папка-гербарий «Мои любимые цветы»

1 час

5.

Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек.

1 час

6.

Праздник урожая «Хлеб-наше богатство.

1 час

7.

Акция «Мы уважаем старших!»

Путешествие в страну «Золотая осень»

1 час

8.

Конкурс рисунков «Я рисую осень!»

Выставка «Мы творим чудеса!»

1 час

9.

Операция «Посади дерево!»

Литературно музыкальный вечер «Наши родники»

2 часа

№ п/п

Тема

Часы

II четверть «Мы сами мастера»

1.

Изготовление флажков к празднику

Поход в садик к празднику «Я люблю свою страну»

1 час

2.

Встреча с мастерами-плотниками.

Беседа «Кем я буду?»

1 час

3.

Разучивание песен о мамах.

Конкурс стихов «Я люблю тебя мама.»

1 час

4.

Праздник «Дорогие наши мамы.»

Акция «Помогаем инвалидам!»

1 час

5.

Беседа «Птицы –наши друзья!»

Операция «Кормушка»

1 час

6.

Игра «Мы делаем снежные фигурки»

Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!»

1 час

7.

Изготовление елочных игрушек

Новогодняя елка

1 час

№п/п

Тема

Часы

III четверть

Мы –дружная семья

1.

Сбор макулатуры.

1 час

2.

Экскурсия в зимний лес

1 час

3.

Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья!»

1 час

4.

Конкурс стихов и рисунков «Мой папа»

Коллективное панно «Наши защитники»

1 час

5.

«Рыцарский турнир» мероприятие

1 час

6.

Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!».

Открытки-самоделки «8 марта»

1 час

7.

«Праздник мам»

1 час

8.

«Масленица»

1 час

9.

«Моя любимая бабушка»

1час

№ п/п

Тема

Часы

IV четверть «Трудовой десант»

1.

КВН «Птицы – наши друзья»

1 час

2.

Акция «Сделай скворечник»

1 час

3.

«Субботник» уборка школьной территории и родников.

Озеленение территории.

1 час

4.

Шефство над обелиском. Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!»

Встреча с ветеранами войны.

1 час

5.

«Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке.

Экскурсия на природу.

1 час

Рекомендуемая литература

– Азбука нравственного воспитания , .

– Проведение праздников в начальных классах

– Начальное техническое моделирование ,

– От игры к знаниям

– Игры-путешествия

– Внеклассная воспитательная работа в начальной школе

– Классный час играючи

– Игры в самих себя

– Воспитательная работа в начальной школе ,

Источник

Методические рекомендации

 по вовлечению в  объединения по интересам детей,

состоящих на различных видах учета

Учреждение образование уделяет большое внимание работе с детьми, состоящими на различных видах учёта.  Для многих учреждений – это самая актуальная и болезненная проблема, которая требует много сил и работы, но чаще оказывается малопроизводительной.

Ребята, состоящие на различных видах учёта – это часто не- успеваемость, нежелание посещать объединения по интересам, бесконтрольность и беспомощность со стороны родителей, не- желательные, а иногда криминогенные компании, правонарушения и преступления.

Родители, занятые поиском дополнительного дохода, перегруженные бытовыми проблемами,  не могут уделить детям достаточного внимания. Дети предоставлены сами себе. Следовательно, растёт безнадзорность детей. В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению подростковых клубов,  многие ребята и вовсе не знают о их существовании, тем самым они не знают чем им заняться в свободное время. Таким образом, в среде несовершеннолетних растёт агрессивность, презрение к созидательному труду, неуважение к закону и старшим людям.

Объединения по интересам являются одними из немногих, кто занимается:

– побуждением у детей и подростков внутренней потребности к самосовершенствованию,

– повышением социальной компетенции детей, подростков, молодежи,

– формированием гражданской позиции;

– развитием социальных навыков поведения и установок на са­мостоятельное решение проблемных ситуаций,

– формированием ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству,

– формированием позитивного самовосприятия,

– помогает осознать себя как личность,

– формированием морально-правовых представлений,

– воспитанием у детей чувство патриотизма и любви к Родине и мн.др.

Отсюда и вытекает та важная роль, которую могут играть  объединения по интересам  для учащихся, состоящих на различных видах учета. Участие таких ребят в работе кружков и клубов – это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности.

Дети и подростки посещают объединения тогда, когда видят перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы.

 И задача педагогов заключается в информировании учащихся о существовании таких объединений,  содержании их деятельности, целях, задачах этих объединений, а также мотивировании вступления учащихся в них.

Способы вовлечения детей и подростков в объединения могут быть самыми разнообразными. Например:

  1. Информирование.

Оформление информационного стенда, где будут размещаться: агитационные листовки, буклеты, плакаты; план работы объединения; фотографии;  копии грамот, дипломов, благодарностей ребятам, входящим в состав объединения; поздравительные плакаты и т.д.

  1. Организация мероприятий, мотивирующие «трудных» детей на созидательную деятельность, личные достижения (например, конкурс «Кружковец года», фестивали творчества, туристические походы, субботники по благоустройству территории, конкурс рисунков и мн.др. ).
  2. Привлечение «трудных» детей к организации и участию в различных мероприятиях, предлагаемых объединениями по интересам в шестой школьный день (проекты, акции, праздники, конкурсы и т.д.).
  3. Привлечение учащегося, состоящего на учете к решению социальных проблем.
  4. Привлечение к общественно-полезной деятельности.

Таким образом, самым важным этапом в работе педагога дополнительного образования по вовлечению детей, состоящих на различных видах учёта, в объединения по интересам начинается с формирования у них интереса к предлагаемой деятельности. После чего можно с детьми беседовать о вступлении в объединение по интересам, где они смогут многому научиться и в дальнейшем применить в своей жизни.

Источник