Вовлечение детей в общественно полезную деятельность
МОУ «Ананьинская основная общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в I классе ( учебный год)
Руководитель:
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационно – потребностную сферу растущего человека. Деятельностью, наиболее сензитивный подростковому возрасту, является специально организуемая общественно полезная деятельность, выступающая как основное усилие целенаправленного педагогического воздействия на личность ребенка, на формирование у него в процессе деятельности определенной иерархии потребностей, мотивов и целей (). Именно эта деятельность в наибольшей степени обеспечивает развитие социальной активности школьника, способствуя его самоутверждению в глазах взрослых и своих собственных.
Особое значение для трудового и нравственного воспитания имеет коллективный общественно полезный деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.
Актуальная задача школы – воспитание у детей хозяйского отношения к общественному добру, хлебу, школьному имуществу, оборудованию, учебникам, личным вещам. Она может быть решена при условии, когда ребенок будет включен в реальный процесс созидания, т. е. своим трудом создавать материальные ценности, приносить пользу, беречь и охранять все, что создано людьми.
В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причем используемые во внеурочное время форма и методы (экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, наблюдения, викторины и конкурсы) позволяют решать эти задачи эффективно, с учетом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.
При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Следует также разнообразить формы и методы организации выполнения заданий, порядок контроля, учета, поощрений, использовать игровые моменты. Игровые приемы, даже детали придают заданию новизну, эмоциональную привлекательность.
Виды и содержания общественно полезной деятельности
1.Самообсуживание – дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.
2.Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений.
3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над детским садом, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора.
4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.
Что же должен делать учитель, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?
1. Отбирать такое содержание, которое отражало бы новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.
2. Насыщать труд познавательным и творческим содержанием, раскрывать общественную и практическую значимость труда.
3. Ставить творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.
4. Использовать в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.
Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.
1.Проверь, все ли готово к работе.
2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.
3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.
4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.
5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.
Правила дружной работы
1.Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать. 2.Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание – часть общего задания. 3.Точно знай, кто что будет делать, за какой участок будет отвечать. 4.Выполняй свою работу в срок и как можно лучше. 5.Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других. 6.Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа. 7.Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть. 8.Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.
Содержи в порядке свое рабочее место
1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.
2.Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.
3.Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.
4.Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.
5.Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.
6.Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.
Памятка бережливых
1.В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.
2.Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.
3.Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи не мни, не ври, сохраняй и береги.
4.Береги время, используй каждую минуту в деле.
5.Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.
Знай, люби и охраняй природу
1.Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.
2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.
3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.
4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.
Примерные планы подготовки и проведения нескольких видов общественно полезной деятельности учащихся во внеурочное время.
1.Операция «Книжка заболела»
Цель этой операции – воспитание у детей бережного отношения к книге.
Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики.
2. Операция «Мы каждую березку сбережем!»
Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.
3. Операция «Поиск волшебных трав»
Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений.
4.Рейд «Скорая зеленая помощь»
Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.
5.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»
Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.
Беседы
Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.
Тематика бесед
Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.
«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,
«Всякая вещь трудом создана»,
«Что значит быть бережливым?»,
«Буду маме помогать, буду всюду убирать»,
«За что надо любить и беречь книгу?»,
«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,
«Про колосок и хлеба кусок»,
«Крошка хлеба на землю упала»,
«Каждой вещи свое место!»,
«Береги воду!»,
«Мой друг – режим»,
«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,
«Кто своим трудом радует других?»,
«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,
«Учись приносить людям пользу»
«Всегда найдется дело для умелых рук»,
«Чем я могу помочь школе?»,
«Где и кем работают мои родители»,
«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»
«Учеба – это тоже труд»,
«Больше дела, меньше слов»,
«Герои труда живут рядом»
«Птицы наши друзья»,
«Папа, мама, я – спортивная семья!»,
«Кем я буду?»,
«Я люблю свою страну»,
«Мы юные садоводы»,
«Мы творим чудеса»,
«Наши защитники»,
«Что могут сделать наши руки?»,
«Как много на свете интересных профессий!»,
«Минута час бережет»,
«Что мы знаем друг о друге»,
«Хлеб наше богатство».
«Каждый день – доброе дело»
№ п/п | Тема | Часы |
I четверть «Осенние мотивы» | ||
1 | Экскурсия на пришкольный участок. Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян. | 2 часа |
2 | Сбор семян в пакетики. Сбор листьев для гербарий. | 2 часа |
3 | Выставка «Чудеса природы», «Осенний бал» | 1 час |
4 | Цветочный праздник Папка-гербарий «Мои любимые цветы» | 1 час |
5. | Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек. | 1 час |
6. | Праздник урожая «Хлеб-наше богатство. | 1 час |
7. | Акция «Мы уважаем старших!» Путешествие в страну «Золотая осень» | 1 час |
8. | Конкурс рисунков «Я рисую осень!» Выставка «Мы творим чудеса!» | 1 час |
9. | Операция «Посади дерево!» Литературно музыкальный вечер «Наши родники» | 2 часа |
№ п/п | Тема | Часы |
II четверть «Мы сами мастера» | ||
1. | Изготовление флажков к празднику Поход в садик к празднику «Я люблю свою страну» | 1 час |
2. | Встреча с мастерами-плотниками. Беседа «Кем я буду?» | 1 час |
3. | Разучивание песен о мамах. Конкурс стихов «Я люблю тебя мама.» | 1 час |
4. | Праздник «Дорогие наши мамы.» Акция «Помогаем инвалидам!» | 1 час |
5. | Беседа «Птицы –наши друзья!» Операция «Кормушка» | 1 час |
6. | Игра «Мы делаем снежные фигурки» Конкурс рисунков –открыток « С новым годом!» | 1 час |
7. | Изготовление елочных игрушек Новогодняя елка | 1 час |
№п/п | Тема | Часы |
III четверть Мы –дружная семья | ||
1. | Сбор макулатуры. | 1 час |
2. | Экскурсия в зимний лес | 1 час |
3. | Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья!» | 1 час |
4. | Конкурс стихов и рисунков «Мой папа» Коллективное панно «Наши защитники» | 1 час |
5. | «Рыцарский турнир» мероприятие | 1 час |
6. | Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!». Открытки-самоделки «8 марта» | 1 час |
7. | «Праздник мам» | 1 час |
8. | «Масленица» | 1 час |
9. | «Моя любимая бабушка» | 1час |
№ п/п | Тема | Часы |
IV четверть «Трудовой десант» | ||
1. | КВН «Птицы – наши друзья» | 1 час |
2. | Акция «Сделай скворечник» | 1 час |
3. | «Субботник» уборка школьной территории и родников. Озеленение территории. | 1 час |
4. | Шефство над обелиском. Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!» Встреча с ветеранами войны. | 1 час |
5. | «Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке. Экскурсия на природу. | 1 час |
Рекомендуемая литература
– Азбука нравственного воспитания , .
– Проведение праздников в начальных классах
– Начальное техническое моделирование ,
– От игры к знаниям
– Игры-путешествия
– Внеклассная воспитательная работа в начальной школе
– Классный час играючи
– Игры в самих себя
– Воспитательная работа в начальной школе ,
Источник
Формирование духовно-нравственных качеств школьников путем вовлечения в общественно-полезную деятельность.
При организованной деятельности детское объединение располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания и самовоспитания каждого.
Трудовые объединения школьников играют исключительно важную роль в нравственном воспитании, профессиональной ориентации учащихся, в подготовке их к сознательному и творческому участию в общественном производстве. В трудовых объединениях учащиеся проходят школу трудовой жизни, воспитания высокой ответственности за порученное дело, добросовестности и активности в его исполнении. Эти нравственные качества воспитывают гражданское сознание у старшеклассников, стимулируют социальное развитие ребенка.. Ребята осознают значимость своей работы. Чувство собственного достоинства порождает потребность в достойном поведении, в красивых и добрых поступках. Человек, уважающий себя, уважает и других людей, умеет видеть в них достоинства. Это умение составляет одно из безусловных свойств нравственности.
Участвуя в коллективном труде, старшеклассники на практике применяют приобретенные навыки, проявляют свои творческие силы. Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда.
Одним из видов такого труда может быть природоохранная деятельность. Наше детское объединение «ШМЕЛЬ»» с 2006 года сотрудничает с областной экологической организацией «Точка роста». Один из их проектов – «Возродим Владимирские дубравы».
Совместно с областной студенческой организацией «Точка роста» на территории 6 участка «Барского леса» была заложена Дубрава. В акции принимали участие кроме нашей школы ещё несколько школ города Владимира.
В июне 2010 года школьная группа экологов и лесников провела инвентаризацию – 150 молоденьких дубков прижилось,
В Июне 2011 года и сентябре вновь была произведена инвентаризация – 150 посаженные в апреле 2010 года дубки живы , растут. Произведена прополка вокруг дубков.
Совместно с Суздальским лесничеством проводили посадки елей. Было посажено около 37 га молодого леса. В работе принимали участие ребята разного возраста, и мальчики и девочки.
Летняя жара – трагедия для центральной полосы России. Массовые пожары уничтожили огромные лесные массивы. Наша задача помочь становлению Дубравы. Это послужило отправным моментом для нашей дальнейшей работы. На территории пришкольного участка заложили питомник дубов и посадили клены.
Провели Акцию «Родники» по уборке и благоустройству родника, которым пользуется большинство жителей поселка.
В школьной мастерской ребята изготавливают кормушки и гнездовья для птиц и развешивают их на территории Барского леса и поселка.
Лидеры детского объединения приняли участие в областном конкурсе агитбригад в ВПОО «Милосердие и порядок» с выступлением «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» с целью привлечь внимание к проблемам экологии.
Осенью мы совместно с детским садом провели акцию «Деревья сажаем – воздух очищаем». Воспитатели с малышами провели предварительную подготовку, мероприятия, а школьники произвели пересадку молодых саженцев дуба на территорию Детского сада.
Одно дело, когда ребёнок помогает сохранить природу своим посильным трудом. А как хорошо, когда трудовая деятельность сливается с благотворительной.
Всякий честный добросовестный труд высоконравственен, а волонтерский труд – в двойне.
Наша школа тесно сотрудничает с Суздальским реабилитационным центром. В школу в течение всего года прибывают и убывают дети со всего Суздальского района. У них свой режим и не получается проводить в школе совместные мероприятия, которые помогли бы сблизить учеников. Мы решили провести акцию знакомства с бытом этих ребят, оказать им посильную помощь, организовать совместные мероприятия……….
Затем выяснили, кто из пожилых людей нуждается в помощи. Оказывали посильную помощь по уборке в доме, ремонту вещей, расчистке снега в соседнем селе Брутово.
К празднику Победы ребята приготовили поздравления для ветеранов и посещали ветеранов на дому с концертом. И множество других работ объединило рябят одной целью – изменить ситуацию к лучшему.
Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищам будет воспитывать в ребятах такие нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.
Источник
Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.
Цель: содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-трудолюбие;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.
На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.
Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.
Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.
Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.
Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.
Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.
Виды общественно полезной деятельности по годам обучения
1 класс
Протереть своевременно классную доску.
Протереть своевременно парты.
Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
Прибрать на отдельных полках в шкафу.
Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
Сделать и повесить кормушки для птиц.
Выполнить обязанности санитара, старосты.
2 класс
То же, что в I классе, и дополнительно:
Уход за цветами.
Заведование шкафом.
Дежурство в столовой.
Уборка комнаты после труда.
Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
Ремонт пособий.
Помощь в изготовлении наглядных пособий.
3 класс
То же, что во II классе, и дополнительно:
Уход за цветами в зале.
Организация классной библиотеки.
Шефство над учащимися I класса.
Забота о больных товарищах.
Принести, повесить и отнести учебные пособия.
4 класс
То же, что в III классе, и дополнительно:
Уход за цветами в школе.
Шефство в I и II классах.
Мытье полов, дверей и панелей в классе.
Участие в санитарной комиссии по школе.
Работа в составе совета дружины.
5 класс
То же, что в IV классе, и дополнительно:
Шефство в I, II и III классах.
Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
Украшение школы к праздникам.
Помощь слабым ученикам.
6 класс
То же, что в V классе, и дополнительно:
Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
Помощь в уборке школы.
Помощь в столовой.
Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
Мытье панелей в школе.
Уборка снега около двора.
7-9 классы
То же, что в VI классе, и дополнительно:
Уход за садом.
Посадка деревьев и цветов на своих участках.
Починка парт, столов, стульев.
Организация уголка по подготовке к экзаменам.
Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
Сбор утильсырья.
Шефство над пенсионерами.
Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.
Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.
Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.
Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.
Источник