Восстановление земель после добычи полезных ископаемых

Восстановление земель после добычи полезных ископаемых thumbnail

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сообщает о вступлении в силу с 20.07.2018 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 “О проведении рекультивации и консервации земель”, которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила).

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил).

В ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет (п.п. 2, 7 Правил).

В соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Росприроднадзор осуществляет государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при:

разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;

осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил).

Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I – V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”.

Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил).

Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором Правилами не предусмотрено.

Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель, проекта консервации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”) (п. 24 Правил).

Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (п. 26 Правил).

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:

решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;

произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;

произошло нарушение земель в результате природных явлений.

В выдаваемых Росприроднадзором предписаниях о необходимости проведения рекультивации земель необходимо предусматривать требования разработать проект рекультивации и начать работы по рекультивации в течение 7 месяцев со дня получения предписания (с целью обеспечения возможности согласования проекта) (п. 26 Правил).

При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям п. 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор (п. 31 Правил).

В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки (п. 33 Правил).

Приложение: 13 л.

Временно исполняющий
обязанности Руководителя
Р.Х. Низамов

С 20 июля 2018 г. действуют утвержденные Правительством РФ Правила проведения рекультивации и консервации земель. Приведены разъяснения по отдельным нормам.

В частности, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юрлицам, и в иных случаях).

Рекультивация земель должна проводиться по специальному проекту. Он подготавливается в составе проектной документации на возведение, реконструкцию объекта капстроительства, если такие мероприятия приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения упомянутых отходов, подлежат государственной экологической экспертизе.

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель в отдельных случаях.

По итогам мероприятий оформляется акт.

Источник

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ). Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

20 июля 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены соответствующие правила (далее — Правила проведения рекультивации и консервации). Согласно пункту 4 Правил проведения рекультивации и консервации в случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях).

Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях. Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в пункте 14 указанных Правил.

– Реклама –

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласование проектов рекультивации земель с территориальными подразделениями Росприроднадзора Правилами не предусмотрено.

Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель с приложением утвержденного проекта в Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее семи месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:

  • решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;
  • произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;
  • произошло нарушение земель в результате природных явлений.

При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям пункта 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия).

В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным пукнтом 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки.

При невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв статьей 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 700 000 руб.

Кроме того, в случае непроведения рекультивации в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) рассчитывается сумма ущерба, причиненного почвам, которая подлежит взысканию в добровольном или судебном порядке.

Источник

Уважаемые юристы!

Имеется ситуация:

Компания-держатель лицензии на геологическое изучение недр провела работы по бурению и отъему промышленных проб на участке земель сельскохозяйственного назначения и естественно повредила плодородный слой почвы.

Участок ей не принадлежит – взаимоотношения регулируются на основании договора аренды под производство конкретно этих работ (перечень прописан в лицензии).

Прошу уточнить, кто несет ответственность за восстановление земельного участка – собственник земельного участка или недропользователь после завершения на данном участке работ по производству геологических изысканий на основании полученной лицензии на Геологическое изучение недр?

Прошу дать ссылки на законы. Расположение участка – Московская область.

Спасибо!

22 Декабря 2014, 19:17, вопрос №664053
Андрей, г. Москва

Клиент оставил отзыв о сервисе

Спасибо за решение моего вопроса!

Основной комментарий в том, что часть юристов просто не читает вопрос и старается ответить сразу по первым же строкам не вдаваясь в проблему!

23 Декабря 2014 12:40

показать

1000 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Консультация юриста онлайн

Ответ на сайте в течение 15 минут

Задать вопрос

Ответы юристов (5)

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Прошу уточнить, кто несет ответственность за восстановление земельного участка — собственник земельного участка или недропользователь после завершения на данном участке работ по производству геологических изысканий на основании полученной лицензии на Геологическое изучение недр?

Андрей

Здравствуйте. по общему правилу — ущерб возмещает причинитель вреда. Исключение- если докажет что его вины в этом нет.

ГК

Статья 1064. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или
имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического
лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или
договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить
потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом
может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем
вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от
возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины
причинителя вреда.

Земельный кодекс

Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями

1. Юридические лица, граждане обязаны
возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими
земельных правонарушений.

2. Самовольно занятые земельные участки
возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам,
арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных
лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время
незаконного пользования этими земельными участками.

3. Приведение земельных участков в
пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах
порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при
самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а
также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется
юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных
правонарушениях, или за их счет.

4. Принудительное прекращение прав
на земельный участок не освобождает от предусмотренной настоящей статьей
обязанности по возмещению причиненного земельными правонарушениями
вреда.

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Проворова Анна

Юрист, г. Москва

Андрей, добрый вечер.

А у Вас в договоре аренды этот момент никак не оговорен?

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Юрист, г. Санкт-Петербург

Недропользователь несет ответственность.

В соответствии
с пунктом 6 части 2
статьи 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 пользователь
недр обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользованием
недрами.

Согласно п. 8 ст. 22 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
С уважением.

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Наумова Анастасия

Юрист, г. Томск

Здравствуйте.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Следовательно, именно недропользователь разрабатывает положение о рекультивации и приводит его в исполнение, он и несет ответственность за неосуществление рекультивации (если я правильно понимаю суть Вашего вопроса, Вас интересует именно данный момент, если нет — поправьте меня).

Вы можете ознакомиться с решением Арбитражного суда Забайкальского края по делу №А78-1088/2014, где недропользователем оспаривалось постановление Ростехнадзора о привлечении к ответственности за неосуществление рекультивации, постановление не отменено, но в ходе изложения судебного решения подробно описан порядок восстановления земли и нормативное обоснование возложения данной обязанности на недропользователя, в том числе указано не необходимость недропользователю доказать невозможность проведения рекультивации:

Доказательства того, что Обществом были приняты все зависящие от нее
меры по соблюдению требований законодательства по рекультивации земель
при разработке месторождений полезных ископаемых, однако их исполнение
оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть
чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не
представлено.

Решение здесь:

rospravosudie.com/court-as-zabajkalskogo-kraya-s/judge-litvincev-a-b-s/act-308640835/

получен
гонорар 33%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Полностью согласна с выводами Наумовой Анастасии

Правовое обоснование:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.Согласно пункту 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 ГК РФ

Далее…

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды).В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
.

А далее…  Анастасия  уже все разместила.

Все услуги юристов в Москве

Гарантия лучшей цены – мы договариваемся
с юристами в каждом городе о лучшей цене.

Источник