Воспитанников необходимо включать в общественно полезный труд

Опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.

Шестакова Л.В., учитель технологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

Ключевые слова: общественно – полезная деятельность, трудовая деятельность,  опыт включения учащихся.

Аннотация: В настоящей работе говорится  о роли   трудовой деятельности как одного из важных факторов воспитания личности,  раскрывается опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.

      Общественно-полезная трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

     Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания  школьников, подготовке учителя  к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя  к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.

    В трудах классиков хорошо показана роль трудовой деятельности в познании мира и его преобразовании.

      В. А. Сухомлинский разработал психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников в различных видах трудовой деятельности, убедительно показав, каким образом формируется положительная мотивация относительно любого вида труда у каждого школьника. Он раскрыл связь между мотивацией и выбором способа действия в конкретных условиях повседневного труда, осуществляемого учащимися, последовательно, в определенной системе, разработанной педагогическим коллективом. [4]

     А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, – писал он, – что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости. [10]

    Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения следующих педагогических условий:
1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания детей.
2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Педагогический опыт В.А.Сухомлинского наглядно показывает эффективность соблюдения данного педагогического условия. Ученики В.А.Сухомлинского решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села.
3. Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил — трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.
4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства.
5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
    Эффективное трудовое воспитание — фундамент творческой активности и нравственного становления личности учащихся. [7]

    Огромное значение в деле трудового  воспитания  имеет включение учащихся в общественно полезную трудовую деятельность и производительный труд учащихся на учебно-опытном участке, на полях и фермах, в летних лагерях труда и отдыха, в школьных лесничествах и других формах внеклассной работы. Очень важно при этом добиваться тесной связи трудовой деятельности учащихся с теорией, применения знаний биологических закономерностей в процессе трудовой деятельности. Общественно полезная трудовая деятельность включает в себя элементы труда, в процессе которого не всегда создаются те или иные материальные ценности. Однако такой труд способствует применению комплексного подхода к решению задач воспитания: умственного, нравственного, эстетического и  развития учащихся, проверке истинности полученных знаний, экологического и экономического воспитания. [5]

    Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а иной раз и романтические черты. Многое здесь даёт использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных норм организации. [9]

     МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области  в  организации включения учащихся в общественно-полезную трудовую деятельность руководствуется  «Положением об организации общественного труда  учащихся», разработанного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном положении определены основные задачи  общественно-полезной трудовой деятельности:

– Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание трудовой и производственной дисциплины: чувство причастности к результатам труда, привитие навыков самообслуживания.

– Экономическое воспитание, формирование представлений о производительности труда, производственном плане, учёте и нормировании труда, заработной плате.

– Оказание посильной помощи в благоустройстве школьной территории.

– Самообслуживание по наведению порядка и чистоты в здании школы, предметных кабинетах, пришкольной территории.

– Привитие навыков самообслуживания.

– Формирование осознанной потребности в общественно полезном труде.

– Воспитание бережного отношения к природе, имуществу школы, уважительного отношения к  селу.

– Воспитание трудовой дисциплины, коллективизма, оказание помощи социальной адаптации учащихся.

– Формирование обоснованной мотивации профессиональных намерений тех учащихся, которые пожелают посвятить себя какому-то делу.

– Удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей учащихся, развитие их умственных способностей, ознакомление с научно-технической и технологической культурой, помощь в определении личной трудовой творческой деятельности.

– Обучение грамотного отношения к своему здоровью.

  В «Положении об организации общественного труда  учащихся» раскрывается содержание и организацию общественно полезного труда.

Главными направлениями общественно полезного труда являются:

– общественная работа – активное участие в работе актива класса, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной работе;

– дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закреплённой территории, помощь учителям, библиотекарю;

–  практическое овладение учащимися технологией (помощь руководителям кружков, изготовление учебных макетов и т.Д.);

– овладение основами экономики и организации сельскохозяйственного опытничества (работа на производственном  участке: перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);

– техническим творчеством;

– участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий.

При организации работы учитываются возрастные особенности учащихся.

    Основным результатом трудовой деятельности школьников является практическая и психологическая готовность их к труду. Психологическая готовность к труду означает такой уровень развития личности, который является достаточным для успешного овладения любым видом производительного труда.   [2]

     Физический и другой труд, дающий целесообразный  продуктивный выход детским силам и потребностям, содержит предпосылки формирования активно- волевого ядра личности, что актуализируется рядом воспитательных систем. Труд, соединяющий мускульные усилия с интеллектуальными, нравственными, социальными силами детей, вовлекает в деятельное участие наибольшее число органов и мозговых центров, требует их согласованного взаимодействия, а также подчинения тела и нервной системы воле. Он становится прочным основанием для укрепления внутренней активности в той мере, в какой несёт возможности для:

а) свободного проявления продуктивных сил  и стремлений детей;

б) развития этих сил вместе с обогащением желаний приводить их в действие.

    Осуществление первого аспекта обусловлено разнообразием объектов труда, доступных  и привлекательных для детей данного возраста, а также степенью субъективности ребёнка в определении содержания и средств трудовой деятельности. Второй аспект предполагает развитие трудовой сноровки – длительное, всё более полное и совершенное овладение воспитанниками своим телом и орудиями труда, а также  смекалки – способности применять в деле знания об объектах труда, способах и средствах их преобразования. Для этого  требуется сопутствующее «включение» трудовой мотивации, адекватной концепции воспитательной системы.  [6]     Человек не мыслит своего существования без труда. Радость труда- могучая сила воспитания. Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость, преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых не мыслима и невозможна жизнь человека.

   Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать включению учащихся в общественно-полезную трудовую деятельность, правильному трудовому воспитанию детей, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что трудовое воспитание- это гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО.

Список использованных материалов.

  1. Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной ориентации.- М.,1988.
  2. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. 2-е изд. Мн.: Университетское, 1988. С. 63-70.
  3. Котов В.Н. Труд дарит красоту// школа и производство.-1990.-№4
  4.  Методы трудового воспитания учащихся.-studopedia.net
  5. Общественно полезный труд.- https://www.template-cms.ru/)
  6. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания: история  и современность: монография. Изд. 2, перераб. И доп./А.Г.Пашков;Славянский –на Кубани государственный педагогический институт.- Славянск – на Кубани: Издательский центр СГПИ, 2011.-144с.   (с.107-108)
  7. Педагогические условия организации трудового воспитания.- textfighter.org)
  8. Сухомлинский В.А. О воспитании. (Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик).-Изд.2-е.-М.6Политиздат, 1975.- 272 с.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков.- М.: Гардарики, 1999.-520с.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики,1999.-520с.

Источник

Татьяна Пахмутова
Исследовательская работа «Общественно-полезный труд в процессе воспитания детей дошкольного возраста»

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выбранная тема в настоящее время особо актуальна, так как дошкольный пepиoд являетcя очень вaжным в жизни вcex дeтeй. Участие дошкольников в общественно-полезном труде представляет собой необходимое условие воспитания в любом обществе. Общественно-полезная направленность всей трудовой деятельности призывает к воспитанию высоких моральных качеств с раннего детства.

Проблема исследования: какова совокупность педагогических условий, когда наиболее эффективно осуществляется воспитательный процесс детей дошкольного возраста в общественно-полезном труде?

Решение этой проблемы и составляет цель исследования.

Цeль: определить педагогические уcлoвия эффективного осуществления воспитательного процесса в общественно-полезном труде у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели в работерешались следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы трудового воспитания в

образовательной программе дошкольного учреждения;

2. Выявить особенности организации общественно-полезного труда

дошкольников в условиях детского сада и семьи;

3. Рассмотреть методические рекомендации по организации детского

труда, оценить степень ee эффективности.

В примерной образовательной программе «От рождения до школы»

выделяются следующие виды труда:

1. Самообслуживание (самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать постельные принадлежности).

2. Хозяйственно – бытовой труд (убрать игрушки, собрать листочки на участке).

3. Дежурство по столовой и занятиям.

4. Труд в природе (учатся поливать растения, сажать лук).

5. Ручной труд (починка, подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц).

Основными формами труда детей дошкольного возраста являются:

1. Поручение;

2. Дежурство;

3. Коллективно – трудовая деятельность.

Организация исследования: МБДОУ «Детский сад №27» «Рябинка» г. Новочебоксарск Чувашской Республики.

В данном детском саду мною было проведено наблюдение за организацией трудовой деятельности воспитанников старшей группы «Солнышко». Воспитатель предложил детям прорастить зеленый лук из луковицы. Дети активно включились в работу и с интересом высаживали луковицы в землю. Ежедневно поливали и наблюдали за прорастанием лука.

Проанализировав наблюдение, сделала вывод, что у детей сформировывается положительное отношение к труду и гордость от результата выполненной работы.

Значимость трудового воспитания заключается также в том, что дети,

умеющие трудиться, знают цену трудовых усилий, уважая свой и чужой

труд. Поэтому так важно с раннего детства приучать детей к труду как в

семье, так в дошкольных учреждениях.

Первоочередной задачей трудового воспитания детей дошкольного

возраста ставится в постепенном развитии интереса к труду, желания

трудиться, навыков элементарной трудовой общественно-значимой деятельности, трудолюбия.

Организация общественно-полезного труда у детей начинается с 1-й младшей группы, формируются навыки самообслуживания и выполнение

поручения.

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе используются во всех возрастных группах, а ручной труд – в старшей и подготовительной группах.

Рассмотрим некоторые методические рекомендации по организации детского труда дошкольников:

– продумать мотивацию, чтобы вызвать интерес к этому виду труда;

– данный труд по объему и сложности должен быть посилен для ребенка;

-воспитатель должен быть внимателен к деятельности ребенка, поддерживать у него уверенность в своих силах, одобрять проявление настойчивости.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нём участвуют все дети. Каждый ребёнок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Одновременно дежурят 2-3 ребенка из группы.Дежурных подбирают следующим образом: вместе с детьми, умеющими хорошо работать, дежурят дети с недостаточно сформированными навыками трудовой деятельности.

Таким образом, общественно-полезный труд дошкольников является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире.

Источник

Юшкова Евгения Анатольевна
Общественно-полезный труд как средство воспитания нравственных качеств

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал жить согласно принципам нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд – это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А. С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд – это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд — это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Труд развивает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благополучия. Еще можно сказать, что труд — это проявление людей друг о друге.

Общественно-полезный труд пронизывает всю повседневную жизнь детей детского сада, он постоянен и необходим, хотя результаты его нередко не так заметны, как в других видах труда. Общественно-полезный труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда были использованы полностью.

Мне предстояло решить следующую проблему – может ли общественно-полезный труд являться средством воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста.

Я могу предположить, что при правильной организации и руководстве общественно – полезным трудом, у детей среднего дошкольного возраста можно воспитать нравственные качества.

В исследовании использовались следующие методы:

наблюдение, беседа, организация общественно-полезного труда, статистическая обработка данных.

Работа проходила в три этапа:

1. Констатирующий этап – включал в себя наблюдение за детьми в процессе трудовой деятельности, беседы с детьми.

2. Формирующий этап, который включал в себя чтение художественной литературы о труде, планирование и проведение общественно-полезного труда.

3. Контрольный этап – представлен повторной беседой, контрольным наблюдением и проведением общественно-полезного труда.

В ходе исследования мной была проведена беседа с детьми.Были заданы следующие вопросы:

1. С какой целью мы убираемся в группе, на участке?

2. А вам нравиться трудиться в коллективе; почему?

3. А что нужно уметь, чтобы быстро и хорошо трудиться?

4. А вам нравится трудиться?

5. Что вы больше всего любите делать?

Из беседы мы выяснили, что большинство детей любит трудиться в коллективе, но не всегда могут договариваться друг с другом, и распределять самостоятельно обязанности. Знают, для чего необходимо трудиться. Дети отметили, что любят протирать строительный материал, кукольную мебель, посуду.

Также нами были проведены наблюдения. Они проводились в повседневной жизни, во время самостоятельной деятельности и на прогулке. Наблюдения велись за всеми детьми группы.

Отмечались не только самостоятельность, организованность и добросовестность, но и такие качества как умение договариваться, взаимопомощь, поддержка, настойчивость, доводить начатое дело до конца.

Наше наблюдение показало, что большинство детей в средней группе имеют некоторые сложности в плане формирования нравственных качеств, такие как умение договариваться, уступать место другому, умение распределять обязанности в процессе трудовой деятельности.

Рассматривая результаты, полученные в ходе наблюдений за детьми, можно сказать, что уровень развития нравственных качеств сформирован в соответствии с возрастной нормой у детей не в полной мере.

В результате выводов, сделанных на основе полученных данных, мной была спланирована работа, направленная на формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации общественно-полезного труда в группе и на прогулке.

Работа мной строилась с учетом уровня сформированности нравственных качеств. Дети включались в выполнение разнообразных заданий как индивидуальных, так и коллективных. Я подбирала и объединяла детей, также учитывая их отношение к труду, уровень самостоятельности, организованности.

Я продумала систему работы по трудовому воспитанию с использованием чтения художественной литературы о труде (ЯЛ. Воронковой «Маша-растеряша», В. Осеевой «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр» – рассказы, «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Нет хлеба, так нет и обеда» – пословицы, «Авось да как-нибудь до добра не доведут», «Каков мастер, такова и работа» – поговорки о труде.

На контрольном этапе моего исследования было проведено повторное наблюдение за детьми, беседа. Мы акцентировали внимание на уровне сформированности тех качеств, которым уделяли внимание в формирующем эксперименте и пришли к выводу, что все качества самостоятельность, организованность, настойчивость, умение договариваться стали проявляться у детей в большей степени. Все эти дети стали более внимательными, дружелюбными друг к другу.

После этой работы мной был спланирован общественно-полезный труд со всей группой детей. Сюда входила стирка кукольного белья, протирание крупного строителя.

Цель данного труда:

1. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате;

2. Формировать трудовые навыки в работе с водой (стирка белья);

3. Учить трудиться сообща в определенной последовательности;

4. Воспитывать у детей аккуратность и взаимовыручку;

5. Доводить начатое дело до конца.

Дети были разбиты на подгруппы. Нами были намечены только бригадиры и проведен инструктаж, как надо выполнять работу.

Наблюдая за детьми, я отметила, что дети вели себя более организованно, доводили начатое дело до конца, у детей наблюдалась настойчивость, они лучше стали договариваться друг с другом.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:

• что у детей данного возраста недостаточно сформированы нравственные качества в процессе участия в общественно-полезном труде.

• так же были проведены наблюдения за трудом взрослых и другими дошкольниками;

• чтобы повысить мотивацию, мы читали художественную литературу о труде, целью которой было формирование нравственных качеств у детей;

• детям давались различные индивидуальные задания.

Таким образом, проделанная мной работа позволила достичь поставленной цели, решить запланированные задачи, подтвердить моё предположение.

Источник