Воспитание с раннего детства полезных привычек

Воспитание с раннего детства полезных привычек thumbnail

Кожанова Ольга
Формирование у детей раннего возраста привычек и здорового образа жизни

Формирование у детей привычек здорового образа жизни

Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин “здоровье” определяется неоднозначно.

Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего “Я”, правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу.

Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки.

• Рациональное питание,соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

• Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить,умения отличать ложь от правды.

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.

Формирование понятия “не вреди себе сам”.

НЕТ ЗАДАЧИ ВАЖНЕЕ И ВМЕСТЕ С ТЕМ СЛОЖНЕЕ,

ЧЕМ ВЫРАСТИТЬ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА.

В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем, появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем – просмотром телепередач или видеофильмов.И это вполне понятно: родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит — спокойнее будет.

Движение – врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый, пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей2-3 лет осуществляется по следующим направлениям:

1. Привитие культурно-гигиенических навыков.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а так же воспитанию культуры поведения. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь, где использовались разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации, дефекации и т. д.

Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.

Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.

Оформили альбом “ Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.

Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности. Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают. За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.

Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей.

Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни, а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле – здоровый дух”.

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.

Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.

Источник

Многие привычки являются не только полезными, но и необходимыми. Родителям важно понимать, что дети должны привыкать к ним с раннего детства. Прекрасным примером подобных навыков выступают правила личной гигиены, без которых трудно представить жизнь нормального человека. Помимо них есть еще много других не менее важных, но не столь явных привычек, от которых зависит будущее. На что же стоит обратить внимание взрослых, которые хотят вырастить благополучного и главное, здорового ребенка?

Полезные привычки: какие они?

Полезные привычки: какие они?

К полезным привычкам можно отнести:

  • Занятия спортом. Здоровый человек — активный человек. Физическая активность необходима для отличного самочувствия в любом возрасте.
  • Полноценное питание. Состояние нашего здоровья напрямую зависит от того, что мы едим. Взрослому человеку не так просто изменить привычки питания, которые были сформированы в детстве. А значит, прививать правильное отношение к еде нужно с раннего возраста. Не забывайте и об обстановке, в которой происходит процесс приема пищи: сервировка, оформление блюд и т. д. Положительные эмоции во время трапезы также способствуют правильному усвоению еды.
  • Правила этикета. Одними из главных составляющих успешности человека является знание и соблюдение правил этикета. Вежливость и дружелюбие помогают наладить отношения с окружающими и расположить к себе собеседника.
  • Трудолюбие и забота о ближних. Родители должны прививать ребенку любовь к труду еще с детских лет. Подобный подход к воспитанию им только на пользу. К примеру, регулярная уборка помогает не только жить в чистоте, но и способствует развитию двигательных навыков мальчиков и девочек. А самое главное, они начинают уважительно относиться к труду, как своему, так и чужому. Учите ребенка помогать вам, заботиться о ближних, поддерживать окружающих, как делом, так и добрым словом.
  • Любовь к себе. Для того чтобы приносить пользу другим, нужно хорошо себя чувствовать и морально, и физически. Человек может быть радостным и энергичным только тогда, когда все его потребности удовлетворены. Родители нередко упускают этот момент, отдавая все свои силы и энергию детям, при этом совершенно забывая о себе. В итоге они сталкиваются с состоянием хронической усталости, которая не позволяет делиться положительной энергией. Не стоит допускать эмоционального выгорания.
  • Желание саморазвиваться. Стремление получать новые знания заложено в ребенке самой природой. Задача взрослых поддерживать и помогать малышу, всеми силами стараясь не погасить это желание. Навык к саморазвитию пригодится не только в школьные годы, но также поможет найти призвание и свой путь во взрослой жизни.

Зачем нужны полезные привычки?

Психологи утверждают, что если у человека нет полезной привычки, то ее место может занять вредная. К примеру: вы не любите заниматься спортом, значит, свободное время позволяете себе бездействовать перед телевизором. Отсутствие привычки готовить домашнюю еду приводит к тому, что человек постоянно питается вредным фастфудом или, в лучшем случае, полуфабрикатами.

К тому же, плохие привычки появляются очень быстро, так как их не нужно закреплять, прилагая старания. Особенно, если мы им не противимся. А вот формирование полезных навыков предполагает упорство и настойчивость. Но если действие стало привычкой, то оно уже осуществляется автоматически. Не выполнив его, человек даже может чувствовать дискомфорт.

Внести изменения в свой привычный жизненный ритм с каждым годом становится все сложнее. К примеру, если вы с раннего детства привыкли каждое утро начинать с зарядки, то и в более зрелом возрасте, просыпаясь, будете выполнять привычный комплекс упражнений. Это касается и правильного питания, планирования распорядка дня, чтения книг и другой познавательной литературы и т. д.

Формирование полезных привычек у ребенка

Формирование полезных привычек у ребенка

Чтобы у ребенка сформировались полезные привычки, родители, прежде всего, должны сами ими обладать. То есть воспитывать подрастающее поколение личным примером. Ребенок всегда подражает взрослым — это основной механизм обучения. А значит, независимо от того, что вы ему говорите, он все равно будет копировать ваши действия.

Взрослым нужно стараться, чтобы формирование полезной привычки не ассоциировалось с негативными эмоциями. Не ругайте ребенка за невыполнение чего-то, не принуждайте в грубой форме, не сравнивайте с другими детьми, сведите к минимуму нравоучения. Иначе, регулярное использование перечисленных методов приведет к тому, что у малыша действие, которое вы хотите сделать привычкой, будет вызывать отрицательные чувства на подсознательном уровне. И даже с возрастом, скорее всего, он будет выполнять эти действия без удовольствия.

Все вышесказанное говорит о том, что закрепление привычки должно сопровождаться положительными эмоциями, но не следует порождать их материальным поощрением. В данном случае достаточно вашей похвалы, одобрения, улыбки. Также можно поиграть с ребенком, уделить ему внимание: он будет рад веселой игре или прогулке с мамой и папой.

Не нужно пытаться одновременно прививать несколько полезных привычек. Действуйте постепенно, иначе вы значительно снизите эффективность, а может быть, и вообще не сможете добиться какого-либо результата. Только после закрепления одного действия переходите к следующему.

Поддержка родителей в формировании привычек

Поддержка родителей в формировании привычек

Не делайте трагедию, если малыш временно отступает от привычки. Вполне возможно, что во время болезни или любых стрессовых ситуаций он не будет выполнять привычные действия. Но если привычка уже закреплена, то, скорее всего, после возвращения к обычному образу жизни, она восстановится. И ни в коем случае в сложный период жизни крохи не начинайте прививать новые навыки.

Будьте осторожны со словами критики. Цените усилия детей. Пускай ваша реакция на желание сделать что-то полезное будет положительной, даже если у него ничего не получается. Расскажите, как можно сделать лучше. Не критикуйте каждый шаг и движение. Отмечайте стремление к труду и вносите свои предложения для улучшения результата. Только так у ребенка сформируется желание помогать взрослым и вносить свою лепту в общее дело под названием «быт».

Помните, что вы прививаете полезные привычки наследнику не потому, что так принято или так поступают все остальные родители. В данном случае это делается с одной целью: сформировать привычки, которые помогут ребенку стать счастливым, здоровым и благополучным.

Источник

Все родители хотят, чтобы их дети имели только хорошие привычки, которые пригодятся им в будущем. Но чаще всего всё сводится к тому, что мама с папой пытаются научить ребёнка правилам личной гигиены и здорового питания, упуская другие очень важные привычки. При этом из-за постоянной занятости у родителей не хватает времени, чтобы уделять внимание детям до́лжным образом.

Чтобы дети усваивали информацию, которую хотят донести взрослые, необходимо разделить её на несколько этапов. Не следует перегружать ребёнка наплывом приказов и требований, всё должно быть последовательно и в своё время.

Идеально для прививания важных ценностей подойдёт отпуск, проведённый всей семьёй в непринуждённой обстановке. Можно больше проводить времени с ребёнком, лучше узнать его характер и привычки, которые требуют корректировки.

• Начинать формировать привычки необходимо с полутора лет, ведь в раннем возрасте вся информации усваивается быстрей всего.

• Нужно подавать пример, делать с ребёнком зарядку, правильно питаться и т. д.

• Объяснять ребёнку, зачем от него требуют то или иное действие. Например, руки нужно мыть для того, чтобы не болеть, а зарядку делать для того, чтобы стать большим и сильным.

• Чтобы какой-то навык вошёл в привычку, действие нужно постоянно повторять и следить за его соблюдением.

• Необходимо хвалить ребёнка за его успехи. Тогда ему будет приятно соблюдать распорядок дня и помогать по дому, а в будущем это перейдёт в привычку.

• Дети лучше запоминают информацию во время игр, поэтому, превратив обучение в развлечение, ребёнок лучше запомнит данную информацию.

• Не стоит наказывать ребёнка за то, что он сделал что-то плохо, это может вызвать у него нелюбовь к тому делу, к которому его нужно приучить.

• Не следует поощрять ребёнка подарками за сделанную работу. Это может вызвать зависимость. И он будет каждый раз ждать поощрений в виде подкупа. Лучше просто похвалить малыша, даже если у него что-то не получилось, это придаст ему чувство уверенности и значимости выполненной работы.

Вот примерный список привычек, которые обязательно нужно сформировать у ребёнка:

– Сопереживание

Это очень важная и необходимая черта для любого человека, формирующая эмоции. Например, можно попросить ребёнка подойти к расстроенному ровеснику, чтобы утешить его или поделиться конфетой.

– Умение делать всё вовремя

Нужно приучить ребёнка выполнять все требования родителей строго в срок. Если он сегодня переносит работу по дому на пять минут, то в будущем ему понадобится целый час.

Если родители позволяют собой манипулировать, то в будущем ребёнок будет злоупотреблять их доверием.

– Защита природы

С раннего возраста следует учить ребёнка ценить природу. Необходимо рассказать ему, почему важно закрывать кран, почему нельзя бросать мусор на землю и т. д.

Если вы приучите ребёнка употреблять здоровую еду, вы поможите сохранить ему здоровье на долгие годы.

– Здоровое питание

Дети очень привередливы в еде. Но если родители будут сами злоупотреблять фастфудом, пить газировку и часто готовить нездоровую пищу, то дети тоже будут отдавать предпочтение вредной еде. Поэтому чтобы приучить ребёнка к здоровому питанию, родители должны сами соблюдать его.

Позитивное мышление помогает преодолевать жизненные трудности.

– Позитивное мышление

Важно приучать ребёнка к позитивным мыслям, для того чтобы он не вырос занудой и брюзгой. Для этого нужно научить его ценить всё хорошее, что его окружает. Например, можно вместе с ним восхищаться цветами, которые растут на клумбе, или птицами, сидящими на ветках за окном.

По вечерам будет неплохо, предложить малышу рассказать, что хорошего случилось за прошедший день.

– Самостоятельность

Приучать ребёнка к самостоятельности можно начинать с самого раннего детства. Если малыш не хочет есть кашу, не нужно сразу же нести ему сок, нужно разрешить ему самому выбрать, чего он хочет. Если он не может найти свою игрушку, пусть он сам вспомнит, где её оставил.

Умение самому решать свои проблемы в будущей самостоятельной жизни поможет не зависеть от окружающих.

Источник