Вопросы для 4 класса по теме полезные ископаемые

Вопросы для 4 класса по теме полезные ископаемые thumbnail

Проверь себя!            В-1 _______________________

1.Допиши определение вставив пропущенное слово:

  • Место, где залегают полезные  ископаемые, называют __________________________________.
  • Полезные ископаемые которые хорошо горят и при этом выделяют много тепла называют ___________________.

2. О  каком полезном ископаемом  идет речь ?

а) Белого, серого  или желтоватого  цвета;  если капнуть  каплю  кислоты – шипит (выделяется газ) ; используется  в  строительстве, изготавливают мел _____________________________________________

б)Черного  цвета, твердый, но хрупкий, горюч; используют  для  отопления  жилых помещений, делают  лекарства, пластмассы, духи ___________________

в) Неказист  с  виду клад, а народ ему рад.

     Из земли поднимется, за все работы примется. ______________________

3.Выполни тест.

1. Из мелких зерен трех минералов, крепко сцепленных между собой, состоит

А) известняк                Б) гранит                 В) нефть               Г) мрамор

2. Какие свойства характерны для глины

А) не имеет запаха                               Б) имеет своеобразный запах

В) при подсыхании рассыпается       Г) при подсыхании твердеет

Д) в воде не набухает                         Е) в воде намокает и набухает

Ж) хорошо пропускает воду             З) плохо пропускает воду

3. Для утепления стен в домах можно использовать

А) торф            Б) известняк        В) мел           Г) железную руду

Проверь себя!            В-2 _______________________

1.Допиши определение вставив пропущенное слово: 

  • Место, где залегают полезные  ископаемые, называют _________________ _________________.
  • Полезные ископаемые, из которых получают металлы, называют _______________________.

2. О  каком полезном ископаемом  идет речь ?

а) Жидкость  темного  цвета, с   резким  запахом, горюча; используется для  изготовления мыла, смазочных масел, бензина, керосина __________________

б) Черного  цвета, твердое, плотное  вещество, притягивает металлические предметы, производят  машины, железнодорожные рельсы _________________

_______________________________-

в) По трубе  течет, пироги печет. Что это ? ______________________________

3. Выполни тест.

1.Самое твердое и прочное полезное ископаемое, используемое в строительстве

А) известняк                    Б) гранит                      В) нефть                     Г) мел

2. К   горючим   полезным   ископаемым  относится:

А) известняк                Б) торф                     В) гранит                Г) мрамор

3. Какие свойства характерны для песка

А) не имеет запаха                                    Б) имеет своеобразный запах

В) при подсыхании рассыпается             Г) при подсыхании твердеет

Д) в воде не набухает                               Е) в воде намокает и набухает

Ж) хорошо пропускает воду                   З) плохо пропускает воду

4.От месторождений к местам потребления по трубопроводам передают

А) гранит и мрамор                       Б) калийную соль и фосфориты                                  В) торф и каменный уголь            Г) нефть и газ

5. Какое полезное ископаемое при смешивании с воздухом взрывается

А) уголь                  Б) нефть                В) торф                  Г) газ

6.Обведи в кружок номера предложений, в которых даны сведения, относящиеся ко всем металлам.

1.Твердые тела.                        2.Имеют блеск.                     3.Ржавеют.

4.При нагревании расширяются.             5.Проводят электрический ток.

6.Притягиваются магнитом.                    7.Хорошо проводят тепло.

8.Хрупкие (Рассыпаются при сильном ударе).

7. Какое полезное ископаемое горит без выделения дыма

А) уголь                   Б) нефть                В) торф                Г) газ

8. Нарисуй, каким  знаком  обозначаются:

нефть _______            природный  газ  _________          магнитная  руда ______

9. Назови   месторождения    железной  руды   в России: _________________

____________________________________________________________________

10. Задай  свой         вопрос  по изученной теме .______________________________

____________________________________________________________________

11. Ответь на него. ____________________________________________________

Подведем  итоги.

  • Как  ты  оцениваешь свою работу ? _______________
  • Какое   задание  показалось    самым  трудным?_____________________

4. К горючим полезным ископаемым относится:

А) уголь                   Б) глина                    В) гранит                 Г) мрамор

5.Почему из меди не делают  ножи  и магниты?_________________________

____________________________________________________________________

6.Какое полезное ископаемое отклоняет стрелку магнита

А) апатит                       Б) медная руда

Б) фосфорит                  В) магнитный железняк

7. Какое полезное ископаемое по морю перевозят в танкерах

А) гранит               Б) калийную соль               В) каменный уголь         Г) нефть

8.Какое   полезное  ископаемое  является  «прадедушкой»   каменного угля?

А) нефть                  Б) природный  газ             В) торф                    Г)глина

9. Нарисуй, каким  знаком  обозначаются:

каменный  уголь _______      железная  руда _______         золото _______

10.Назови  месторождения   нефти  в России: _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11. Задай  свой         вопрос  по изученной теме .______________________________

____________________________________________________________________

12. Ответь на него. ____________________________________________________

Подведем  итоги.

  • Как  ты  оцениваешь свою работу ? _______________
  • Какое   задание  показалось    самым  трудным?____________________

Источник

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания по темам:
    горные породы и полезные ископаемые.
  • Проверить знания понятий: горные породы,
    полезные ископаемые.
  • Продолжить развитие экологического
    мышления, умения выделять главное в тексте,
    пользоваться условными знаками
    распространённых полезных ископаемых.
  • Воспитывать бережное отношение к
    богатствам земных недр и изделиям из них.

Форма проведения: урок – викторина

Оборудование: коллекция горных пород,
карточки с заданиями, конверты с ключевым словом,
название команд.

Девиз:

“Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:” (А. Новаи)

Ход урока

I. Орг. момент

(Дети образуют 4команды.)

– Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб
уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.

II. Вступление:

– Мир камня сказочно интересен. Во многом
засекреченный. Вся неживая природа выступает
перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши
далёкие предки хорошо разбирались в горных
породах, из одних, прочных, изготавливали
молотки, а из хрупких, с острыми краями – ножи,
наконечники стрел, из кремния высекали огонь.
Затем из руд научились получать металлы, строить
дворцы, храмы, поражают нас долговечностью,
красотой. Наиболее красивые и драгоценные
минералы сделались символом знатности и
богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются
слова, взятые в качестве девиза).
Именно, ваш ум
и ваши знания помогут на уроке.

– Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы
разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.

III. Закрепление:

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои
команды.

(Команды: “Алмаз”, “Жемчужина”, “Малахитовая
шкатулка”, “Самоцветы”. Каждая защищает,
представляет своё название).

– Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим
заданиям. За каждое правильно выполненное
задание вы будете получать конверт с
определённой буквой, в конце урока, из которых
нужно составить слово.

1 . “Разминка”.

– Я буду задавать вопросы. Вы внимательно
слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.

Дайте определение горные породы.

  • Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
  • Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
  • В каких состояниях встречаются полезные
    ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).

(по одному конверту получает каждая команда)

2. “Сообщение”

– Каждой команде даны информационные листы, вы в
группах должны обсудить, выбрать самое главное.
Один участник должен подготовить сообщение и
рассказать его.

(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе,
известняке).

– Молодцы, получите первый конверт, положите на
середину стола, но не раскрывайте его.

3. “Узнай горные породы”

– Каждой команде предлагаются образцы горных
пород, вы должны назвать её и если сможете, то
скажите несколько слов о ней.

(по одному конверту получает каждая команда)

4. Кроссворд “Полезные ископаемые”

– Каждая команда получает бланк – кроссворд.
Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд,
чтобы получить конверт.

1.

Если встретишь на дороге,
Тоувязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.

2.

Это мастep белый белый, –
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

3.

Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт – испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались – это:

4.

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение.

5.

Он и желтый, и сыпучий,
Водворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.

6.

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется:

7.

Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

8.

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.

9.

На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.

10.

Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.

(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)

5. Физкультминутка

(проводится с помощью учащихся)

6. “Условные знаки”

– Вы получили карточки, где нужно соединить
линией условный знак и название полезного
ископаемого. Будьте внимательны!

(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)

7. “Вы это знаете?”

– Вам нужно подготовить небольшое сообщение по
учебнику, обсудить в команде: где и как применяют
полезные ископаемые. (песок, глина, известняк,
мрамор)

(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)

8. “Ребусы”

– Последнее задание – ребусы. Каждая команда
получает по одному ребусу.

  

– Молодцы, вы собрали все конверты. По моему
сигналу вы открываете конверты и составляете
слово. (графит)

– Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о
нём? (выслушиваю ответы детей)

– Давайте подведём итог нашего урока.

VI. Итог урока.

– Что называют полезными ископаемыми, горными
породами?

– Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных
ископаемых?

– Ребята, тогда нужно ценить и бережно
относиться к богатствам земных недр.

– Вы очень хорошо поработали, теперь заполним
листы самоконтроля в командах. (заполнили).

– Выставим оценки за урок.

Источник

Тест по познанию мира 4 класс.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: определить уровень усвоения знаний по разделу: «Полезные ископаемые».

Уровень мыслительных навыков: знание и понимание, применение, анализ.

Критерии оценивания:

– соотносит название полезного ископаемого с его описанием;

– классифицирует полезные ископаемые по группам;

– указывает применение полезных ископаемых в жизни человека;

– применяет полученные сведения о полезных ископаемых;

– определяет полезное ископаемое по его свойствам.

Время выполнения: 10-15 минут

1. Места залегания полезных ископаемых называют: 
А) карьеры 
Б) шахты 
В) месторождения 

2. Рудные полезные ископаемые образовались

А) из вулканической лавы, на местах извержения вулкана

Б) в результате гниения остатков растений и животных

В) из горных пород

3. К группе горючих полезных ископаемых относятся:

А) алюминий, медь, свинец

Б) гранит, известняк, мрамор

В) нефть, уголь, торф

4.  Выбери лишнее, составляющее в ряду, и вычеркни его 

полевой шпат, кварц, слюда, мел 5. Обработки не требуют следующие полезные ископаемые:

А) соль, мрамор, гранит

Б) уголь, глина, песок

В) алюминий, медь, свинец

6. Соотнесите название полезного ископаемого с его описанием:

hello_html_5a91bd89.png

7. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане располагается: 
А) в Аральской области 
Б) в Костанайской области 
В) в Павлодарской области 

8. По перечисленным свойствам определи и запиши название полезного ископаемого. 
Жидкое, чёрного цвета, легче воды, хорошо горит, с резким запахом – это __________________________. 

9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это… 
А) медные руды 
Б) железные руды 
В) металлические руды 

10. Соедините части определения.

hello_html_m424e00b1.png

11. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке: «В воде родится, а воды боится?

А) известняк

Б) соль

В) глина

12. Латунь – это сплав… 
А) меди с оловом, алюминием, никелем 
В) меди с цинком 
С) свинца с цинком 

13. Это горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение:

А) торф

Б) бурый уголь

В) нефть

14. Карагандинское месторождение угля открыл 
А) Каныш Имантаевич Сатпаев

Б) Аппак Байжанов

В) геологи

15.  Выбери лишнее, составляющее в ряду, и вычеркни его 

уголь, нефть, известняк, природный газ

Уровень мыслительных навыков

Дескриптор

Баллы

1.

Знание

Правильно называет места залегания полезных ископаемых «месторождения»

1

2.

Знание

Правильно определяет образование рудных полезных ископаемых «из вулканической лавы, на местах извержения вулкана»

1

3.

Знание

Правильно определяет горючие полезные ископаемые «нефть, уголь, торф»

1

4.

Анализ

Правильно выбирает лишнее слово «мел»,так как мел не входит в состав гранита, а остальные входят

3

5.

Знание

Верно, определяет полезные ископаемые, которые не требуют обработки «уголь, глина, песок»

1

6.

Анализ

Правильно соотносит название полезного ископаемого с его описанием, исключив каменный уголь.

Бурый уголь не обладает блеском, выделяет мало тепла, коптит, легко крошится.

Асбест огнестойкое полезное ископаемое, из которого изготавливают ткань для одежды пожарников.

Песок образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. 

3

7.

Знание

Верно, определяет местоположение самого большого месторождения железной руды в Казахстане – «в Костанайской области»

1

8.

Знание

Верно, определяет полезное ископаемое по его свойствам – «нефть»

1

9.

Знание

Правильно определяет, к каким рудам относятся магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – «железные руды»

1

10.

Применение

Верно, соотносит части определений:

Рудные полезные ископаемые добывают, чтобы выплавлять металлы.

Горючие полезные ископаемые добывают для производства твёрдого и жидкого топлива.

Нерудные полезные ископаемые добывают, чтобы использовать в строительстве, производстве кислот, удобрений.

2

11.

Применение

Верно, выбирает ответ на загадку: «В воде родится, а воды боится? – Соль

2

12.

Знание

Правильно определяет, что латунь – это сплав «меди с цинком» 

1

13.

Знание

Правильно определяет, какое горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение: торф

1

14.

Знание

Правильно отвечает на вопрос: кто открыл Карагандинское месторождение угля – 

Аппак Байжанов

1

15.

Анализ

Правильно выбирает лишнее слово «известняк»,так как остальные слова относятся к горючим полезным ископаемым.

3

Всего баллов:

23 б.

Шкала перевода баллов в оценки

Источник

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания по темам:
    горные породы и полезные ископаемые.
  • Проверить знания понятий: горные породы,
    полезные ископаемые.
  • Продолжить развитие экологического
    мышления, умения выделять главное в тексте,
    пользоваться условными знаками
    распространённых полезных ископаемых.
  • Воспитывать бережное отношение к
    богатствам земных недр и изделиям из них.

Форма проведения: урок – викторина

Оборудование: коллекция горных пород,
карточки с заданиями, конверты с ключевым словом,
название команд.

Девиз:

“Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:” (А. Новаи)

Ход урока

I. Орг. момент

(Дети образуют 4команды.)

– Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб
уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.

II. Вступление:

– Мир камня сказочно интересен. Во многом
засекреченный. Вся неживая природа выступает
перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши
далёкие предки хорошо разбирались в горных
породах, из одних, прочных, изготавливали
молотки, а из хрупких, с острыми краями – ножи,
наконечники стрел, из кремния высекали огонь.
Затем из руд научились получать металлы, строить
дворцы, храмы, поражают нас долговечностью,
красотой. Наиболее красивые и драгоценные
минералы сделались символом знатности и
богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются
слова, взятые в качестве девиза).
Именно, ваш ум
и ваши знания помогут на уроке.

– Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы
разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.

III. Закрепление:

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои
команды.

(Команды: “Алмаз”, “Жемчужина”, “Малахитовая
шкатулка”, “Самоцветы”. Каждая защищает,
представляет своё название).

– Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим
заданиям. За каждое правильно выполненное
задание вы будете получать конверт с
определённой буквой, в конце урока, из которых
нужно составить слово.

1 . “Разминка”.

– Я буду задавать вопросы. Вы внимательно
слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.

Дайте определение горные породы.

  • Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
  • Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
  • В каких состояниях встречаются полезные
    ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).

(по одному конверту получает каждая команда)

2. “Сообщение”

– Каждой команде даны информационные листы, вы в
группах должны обсудить, выбрать самое главное.
Один участник должен подготовить сообщение и
рассказать его.

(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе,
известняке).

– Молодцы, получите первый конверт, положите на
середину стола, но не раскрывайте его.

3. “Узнай горные породы”

– Каждой команде предлагаются образцы горных
пород, вы должны назвать её и если сможете, то
скажите несколько слов о ней.

(по одному конверту получает каждая команда)

4. Кроссворд “Полезные ископаемые”

– Каждая команда получает бланк – кроссворд.
Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд,
чтобы получить конверт.

1.

Если встретишь на дороге,
Тоувязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.

2.

Это мастep белый белый, –
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

3.

Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт – испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались – это:

4.

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение.

5.

Он и желтый, и сыпучий,
Водворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.

6.

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется:

7.

Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

8.

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.

9.

На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.

10.

Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.

(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)

5. Физкультминутка

(проводится с помощью учащихся)

6. “Условные знаки”

– Вы получили карточки, где нужно соединить
линией условный знак и название полезного
ископаемого. Будьте внимательны!

(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)

7. “Вы это знаете?”

– Вам нужно подготовить небольшое сообщение по
учебнику, обсудить в команде: где и как применяют
полезные ископаемые. (песок, глина, известняк,
мрамор)

(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)

8. “Ребусы”

– Последнее задание – ребусы. Каждая команда
получает по одному ребусу.

  

– Молодцы, вы собрали все конверты. По моему
сигналу вы открываете конверты и составляете
слово. (графит)

– Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о
нём? (выслушиваю ответы детей)

– Давайте подведём итог нашего урока.

VI. Итог урока.

– Что называют полезными ископаемыми, горными
породами?

– Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных
ископаемых?

– Ребята, тогда нужно ценить и бережно
относиться к богатствам земных недр.

– Вы очень хорошо поработали, теперь заполним
листы самоконтроля в командах. (заполнили).

– Выставим оценки за урок.

Источник