Вода как жидкое полезное ископаемое имеет резкий запах

Вода как жидкое полезное ископаемое имеет резкий запах thumbnail

АиФ Детская Энциклопедия № 9. Полезные ископаемые 29/10/2004

Что такое обыкновенная вода? Пусть это вам не покажется странным, ребята, но пресная вода… тоже минерал с известной всем формулой H2O. При плюсовой температуре он находится в жидком агрегатном состоянии, а при нуле градусов превращается в кристаллы льда (или кристаллические агрегаты, массу мелких кристалликов). А вот морскую воду, вероятно, можно сравнить уже не с минералом, а с горной породой: в ней растворена и соль натрия, и окислы многих химических элементов – минералов, в том числе сотни тысяч тонн золота и других металлов. Сегодня использовать это “полезное ископаемое” мы еще не можем: извлечение, к примеру, золота из морской воды очень и очень дорого и, как говорится, не рентабельно. Но уже сегодня кое-где в засушливых странах Ближнего Востока морскую воду используют: там работают опреснительные установки, превращающие ее в дефицитную в тех краях воду питьевую.

Подземные воды. Этот понятие в геологии объединяет всю воду, которая находится в почвах, глубоких слоях земной коры и даже в горных породах. Причем эта вода может быть в любом состоянии – твердом, жидком или газообразном. Таким образом, ископаемый лед вечной мерзлоты (вы знаете, что огромная часть поверхности нашей страны так промерзла во время оледенения, что до сих пор оттаять не может!) тоже относится к подземным водам. Но когда мы говорим о воде как полезном ископаемом, то обычно имеем в виду “воду как воду”. Эта подземная вода может быть пресной или минеральной. Под землей иногда текут самые настоящие реки, плещутся огромные озера, запасов одного из которых хватит, чтобы напоить большой город. Пресная вода – настоящее полезное ископаемое. Даже словосочетание “месторождение вод” к большим подземным бассейнам вполне подходит. Многие предполагают, что напоить вдоволь, к примеру, Московскую область можно, используя воду нескольких подземных “морей”, находящихся в окрестностях столицы.

Изучением, поиском и разведкой подземных вод занимаются специалисты-гидрогеологи. Для поисков и добычи этого столь необходимого людям полезного ископаемого бурятся скважины. Скважины, по которым вода поступает на поверхность земли самотеком, под напором, называются артезианскими (по имени французской провинции Артуа, где это свойство подземных вод использовали еще несколько сотен лет назад).

К особому виду подземных вод относятся воды минеральные, насыщенные полезными микроэлементами. Они могут быть и лечебными. Около больших месторождений минеральных вод построены курорты, возникли поселки и целые города, в названии которых есть слово “вода”. Это и знаменитые Карловы Вары в Чехии, и наши Минеральные Воды, Кисловодск, Железноводск и другие. Некоторые минеральные воды содержат так много полезных веществ (бром, йод, калий, литий и др.), что их можно оттуда добывать, как из руды.

А еще в геологии есть понятие термальные воды. Обычно, их присутствие связано с вулканическими процессами, “подземным огнем”. Самые известные термальные источники в нашей стране находятся на Камчатке. Многие из них изливаются на поверхность в виде настоящих фонтанов – гейзеров. Особенно много их в знаменитой на весь мир Долине гейзеров. А среди других государств “страной гейзеров” можно назвать Исландию. Термальные воды уже сегодня с успехом используются в этой стране для отопления жилищ и сельскохозяйственных теплиц; начинают такое делать и жители Камчатки.

Смотрите также:

  • Артезианские воды →
  • Подземные воды →
  • Улетай, туча? →

Самое интересное в соцсетях

Источник

19 Апреля 2012

Является ли вода полезным ископаемым? Нами доказана неправомерность доначисления налоговой санкции в размере 6,5 миллионов рублей

Является ли вода полезным ископаемым? Именно данный вопрос пришлось устанавливать специалистам Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ», чтобы помочь своему клиенту избежать налоговых санкций в общей сумме 6,5 миллионов рублей.

Клиент Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» осуществлял в Челябинской области деятельность по добыче питьевой подземной воды и применял упрощенную систему налогообложения.

В 2011 года налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка клиента, в ходе которой он пришел к выводу, что добываемая налогоплательщиком питьевая подземная вода является полезным ископаемым.

Из определений «полезное ископаемое» и «подземные воды», содержащихся в Большой советской энциклопедии, Горной энциклопедии и Географическом словаре, налоговый орган сделал заключение, что подземная вода является разновидностью полезного ископаемого.

Кроме того, налоговый орган установил, что подземная вода не включена в Перечень общераспространенных ископаемых в Челябинской области.

Согласно пп. 8 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

То есть если организация добывает или реализует полезные ископаемые, то она не имеет права на применение УСН.

Читайте также:  Срок полезного использования нежилого здания лет

Налоговый орган признал неправомерным применение налогоплательщиком УСН в связи с добычей полезного ископаемого и доначислил ему налог на прибыль, НДС, налог на имущество и ЕСН, начислил соответствующие пени и наложил соответствующие штрафы.

Решением Управления ФНС России по Челябинской области решение налогового органа было оставлено без изменений, а апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.

В связи с этим, налогоплательщик с помощью специалистов Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» был вынужден обратиться в Арбитражный суд Челябинской области с соответствующим заявлением о признании недействительным решения налогового органа.

В обоснование заявления специалистами Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» были приведены следующие доводы:

1) Для целей налогообложения понятие «полезное ископаемое» определено в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ) и данное понятие не может определяться иными нормативно-правовыми актами или какими-либо государственными органами.

В НК РФ в п. 1 ст. 337 прямо дано определение полезного ископаемого: «…полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).».

В пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ указано, что видом добытого полезного ископаемого являются подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.

Следовательно, исходя из вышеуказанных положений ст. 337 НК РФ полезным

ископаемым может быть продукция, содержащаяся в минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси).

При этом подземные воды могут являться полезными ископаемые только в трех случаях (пп. 15 п. 2 ст. 337 НК РФ):

– если подземные воды содержат полезные ископаемые (промышленные воды);

– если подземные воды являются природными лечебными ресурсы (минеральными водами);

– если подземные воды являются термальными водами.

Таким образом, не имеет правого значения является ли для целей налогообложения питьевая подземная вода полезным ископаемым выводы каких-либо государственных органов либо определения каких-либо справочников.

НК РФ четко дает понятие полезного ископаемого и добываемая налогоплательщиком подземная питьевая вода не попадает под данное понятие.

2) Не имеет правового значения включена ли подземная питьевая вода в Перечень общераспространенных полезных ископаемых.

Положения пп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ разрешает применять упрощенную систему налогообложения лицам, занимающихся добычей полезных ископаемых, если эти ископаемые являются общераспространенными, то есть включенными в соответствующий Перечень общераспространенных ископаемых.

Однако для целей налогообложения подземная питьевая вода вообще не является полезным ископаемым. В связи с этим не имеет правового значения включена ли подземная питьевая вода в вышеуказанный Перечень. Подземная питьевая вода и не может быть включена в данный Перечень, так как не является полезным ископаемым.

3) В Общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод ОК 032-2002, утвержденных постановлением Госстандарта РФ № 503-ст от 25.12.2002 г., подземные воды выделены в отдельную группу и не указаны в перечне полезных ископаемых, что свидетельствует о том, что подземные воды законодательно не отнесены к полезным ископаемым.

Следует отметить, что во время рассмотрения иска в Арбитражном суде Челябинской области Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин) в письме от 22.12.2011 № 03-11-09/78 указало, что полезными ископаемыми могут признаваться подземные воды, являющиеся промышленными, минеральными или термальными. То есть питьевая подземная вода, по мнению Минфина, не является полезным ископаемым.

Несмотря на позицию Минфина, налоговый орган все равно не признал исковые требования налогоплательщика и настаивал, что питьевая подземная вода является полезным ископаемым.

Арбитражный суд Челябинской области же согласился с доводами специалистов Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» и 15.03.2012 г. признал недействительным решение налогового органа в полном объеме.

Записаться на консультацию

Задать вопрос

Пресс-служба Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ»

Тел. (343) 377-60-47 (48)

lev@lev-group.ru

Источник

Предмет: «Окружающий мир».

Тема: “Наши подземные богатства»

Цели урока: Познакомить со свойствами полезных ископаемых.

Приучать учащихся к самостоятельности при получении новых знаний

Развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом.

Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Оборудование:

карта края, образцы полезных ископаемых, стаканы с водой, воронки, палочки для размешивания, салфетки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Объявление темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, познакомимся со свойствами полезных ископаемых, узнаем, какие полезные ископаемые есть в Московской области.

Россия – страна не только красивая, но и очень богатая. В её природных кладовых – несметные богатства. В какую сторону ни пойди – везде свой клад! Столько всего что ни в сказке сказать, ни пером описать. Богатства эти спрятаны в лесах, в морях, в горах, глубоко-глубоко в земле, в болотах. Как называются эти богатства?

  1. Проверка домашнего задания.

Читайте также:  Занятие фрукты полезны взрослым и детям 2 младшая группа

(Фронтальный опрос)

У. Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?

Д. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, это полезные ископаемые.

У. Какие полезные ископаемые вы знаете?

У. Как образовались полезные ископаемые?

Д. Останки растений и животных за миллионы лет превратились в известняк, нефть, уголь, газ.

У. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Д. В твёрдом, жидком и газообразном.

У. ( Работа с доской ) Распределите полезные ископаемые по группам:

твёрдое

жидкое

газообразное

гранит

нефть

газ

известняк

каменный уголь

железная руда

глина

торф

У. Как добывают полезные ископаемые?

Д. Из карьера, в шахте, с помощью буровых установок.

У. Люди каких профессий заняты добычей полезных ископаемых?

Д. Геологи, шахтёры,

У. Что изучает «геология»?

Д. Она изучает полезные ископаемые, где они спрятаны, почему они там оказались?

У. Прочитайте определение, которое даётся в толковом словаре.

( Дети читают определение с экрана )

У. Где применяются полезные ископаемые?

Д. В строительстве,

У. Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

Д. Песок, глину, гранит, мрамор, известняк.

У. Какие виды топлива вы знаете?

Д. Нефть, каменный уголь, газ, торф.

У. Как получают металлы? Где их используют?

Д. Переплавляют железную руду. Используют в автомобилестроении, строительстве, станкостроении.

У. Какое полезное ископаемое мы употребляем в пищу?

Д. Соль

У. Какое полезное ископаемое вы ежедневно носите в портфеле?

Д. Графит в простом карандаше. Слово карандаш происходит от двух тюркских слов: «кара» – чёрный и «паш» – камень. Тут имеется в виду графит.

У. Какое полезное ископаемое мы ежедневно используем в классе?

Д. Мел, разновидность известняка.

У. Какое полезное ископаемое используют для ухода за кожей?

Д. Пемза – лёгкий пористый камень, похожий на губку. Это окаменевшая лавовая пена.

3. Работа над новым материалом.

1) Создание проблемной ситуации.

У. Как люди узнали, какое полезное ископаемое как использовать?

Д. Они изучали свойства полезных ископаемых.

2) Постановка задач.

У. Вот и мы сегодня будем изучать свойства полезных ископаемых. Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые и записать их характеристики в таблицу:

План – характеристика полезного ископаемого.

1. Название

2. Состояние

3. Условное обозначение

4. Свойства

5. Способы добычи

6. Применение

– Какие полезные ископаемые будут изучать группы?

1 группа: песок и известняк,

2 группа: гранит и глину,

3 группа: торф и уголь,

4 группа: газ и каменная соль,

5 группа: железная руда и нефть.

3) Проведение инструктажа.

– На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Каждая группа в ходе выполнения практической работы выберет из предложенного списка свойства тех полезных ископаемых, с которыми она работают.

1. горючее 10. сыпучее

2. твёрдое 11. легче воды

3. жидкое 12. газообразное

4. тяжелее воды 13. белого цвета

5. чёрного цвета 14. способно плавиться

6. жёлтого цвета 15. пластичное

7. хрупкое 16. плохо пропускает воду

8. имеет запах 17. коричневого цвета

9. хорошо пропускает воду 18. имеет блеск

  • В своей работе вы можете использовать атлас – определитель.

4) Распределение поручений в группе.

  • Работая в группе, распределите поручения:

  1. кто проводит практическую работу,

  2. кто записывает данные,

  3. кто работает с атласом – определителем,

  4. кто будет отчитываться о проделанной работе.

5) Инструктаж по проведению практической работы:

– У каждой группы на столе лежит инструкция по проведению практической работы. Прочитайте её ( один ученик читает инструкцию вслух ).

Инструкция.

  1. Определите состояние (твёрдое, жидкое или газообразное).

  2. Определите цвет.

  3. Установите хрупкость ( попробуйте разломить ).

  4. Есть ли блеск?

  5. Имеет ли запах?

  6. Отношение к воде (легче или тяжелее, растворимо или нет, пропускает воду или нет )

– У каких полезных ископаемых не будете устанавливать хрупкость?

– Нефть, газ

– Можно дописать свойства, которых нет в списке.

5) Инструктаж по технике безопасности.

  • Соблюдайте чистоту и порядок на рабочем месте;

  • Соблюдайте осторожность, работая со стеклянной посудой;

  • Не открывайте пузырёк с природным газом;

  • Опыт с нефтью проводите в присутствии учителя;

  • Не подносите близко к лицу пузырёк с нефтью

6)Самостоятельная работа.

( Учитель подходит к группам по очереди, делает необходимые пояснения, показывает приёмы работы, Убеждается, что всем учащимся понятно, как её выполнять ).

7) Проверка самостоятельной работы.

Читайте также:  Чем полезна калина при диабете 2 типа

( Представители от каждой группы зачитывают свои ответы, учитель дополняет ответы детей)

  • Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк

Предполагаемые ответы:

Песок – состояние твёрдое, в виде крупинок, жёлтого цвета, сыпучий, имеет блеск, не имеет запаха, тяжелее воды, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде, образуется при разрушении гранита, добывается в карьере, применяется в строительстве, для изготовления стекла.

Известняк – состояние твёрдое, белого серого или жёлтого цвета, не имеет блеска, не имеет запаха, тяжелее воды, вскипает под воздействием уксусной кислоты, добывается в карьере или в шахте, используется в строительстве, делают мел, извёстку.

  • Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк, слышим шипение, это выходит углекислый газ. Как образовался известняк?

Гранит – состояние твёрдое, серого, розового или красного цвета, состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды, имеет блеск, не имеет запаха, прочный, тяжелее воды, не растворяется в воде, добывается в горах, применяется в строительстве, в отделке станций метро.

Глина – состояние твёрдое, жёлтого или коричневого цвета, не блестит, не имеет запаха, тяжелее воды, пропускает воду, растворяется в воде, пластична, добывают в карьере, из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, посуду.

  • Глина пропускает воду только в сыром виде, сухая глина воду не пропускает.

Торф – состояние твёрдое, тёмно–коричневого цвета, рыхлый непрочный, легче воды, впитывает влагу, хорошо горит, добывается в болотах, используется для удобрения полей, для отапливания помещений, для подстилки скоту.

Уголь – состояние твёрдое, чёрного цвета, хрупкий, имеет блеск, Легче? воды, горюч, добывают в карьере или в шахтах, используют для отопления жилых помещений, из него получают краску, лекарства, пластмассы, духи.

  • Вы работали с углем самого высокого качества – антрацитом. При горении он почти не выделяет дыма, зато даёт много тепла. ( Учитель поджигает уголь). Бурый уголь более хрупкий, а каменный уголь прочный.

Нефть – состояние жидкое, тёмного цвета, густая маслянистая, не блестит, имеет резкий запах, горюча, легче воды, не растворяется в воде, добывают с помощью буровых установок, из неё получают жидкое топливо, вазелин, краски, пластмассы и т.д.

Каменная соль – состояние твёрдое, серо-белого цвета, хрупкая, имеет блеск, тяжелее воды, растворяется в воде, добывается в карьере и в шахте, употребляется в пищу.

Железная руда – состояние твёрдое, плотный камень, чёрного , бурого или красного цвета, тяжелее воды, имеет блеск, плавкая, добывают в шахтах или карьерах, из неё делают чугун и сталь.

  • Само название магнитного железняка показывает, что он обладает свойством магнита. В этом можно убедиться, если поднести кусок руды к компасу: стрелка компаса одним концом повернётся к руде. Красный и бурый железняки не действуют на стрелку компаса.

Природный газ – состояние газообразное, бесцветный, лёгкий, не имеет запаха, горит, добывается с помощью буровых установок, используют как топливо.

  • Какие меры предосторожности надо принимать при пользовании газом?

8) Краеведение.

– Какие полезные ископаемые добываются в Московской области?

Здесь есть залежи фосфоритов, доломитов, глины, песка, торфа. В селе Мячково издавна ведётся добыча строительного камня – белого известняка. Из него во времена Дмитрия Донского были построены белокаменные стены Кремля.

4.Закрепление пройденного материала.

– Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Сейчас мы заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые». Все полезные ископаемые делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Железная руда.

А нерудные полезные ископаемые ещё делятся на две подгруппы. Как вы думаете, на какие?

На строительные и горючие.

Заполните таблицу.

Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

Строительные

Горючие

Железная руда

Гранит, известняк, песок, глина

Уголь, торф, нефть, природный газ.

– Есть ещё группа, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными. Какие вы можете назвать? Послушайте домашнее задание: вам надо будет дать характеристику драгоценного камня по той же схеме. Посоветуйтесь с мамой, свойства какого камня вы будете изучать.

– Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?

Для образования полезных ископаемых понадобилисьмиллионы лет и расходовать их надо экономно.

( Чтение статьи «Охрана подземных богатств» стр. 168-169.)

5. Подведение итогов урока.

– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

– Найдите ошибки в следующих высказываниях:

  • Большинство полезных ископаемых- жидкие.

  • Места, где хранят добытые полезные ископаемые, называются месторождениями.

– Сегодня на уроке хорошо поработали:

Источник