Внеурочная деятельность общественно полезного направления во 2 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО протокол № 5 от 23.05.2012г. рук. МО _______/Кузьменко И.А. | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 1 _________ / Шипилова В.В. / 15 августа 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ «СОШ № 1 ___________ / О.Н.Викарчук приказ № от_______2012 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Общественно полезный труд»
2-а класс
Учитель:Максимова Е.Б.
Квалификационная категория: первая
2012-2013г
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр. |
Пояснительная записка………………………………………………..…3-7 |
Поурочное календарное планирование ……………………………….8 Лист корректировки…….……………………………………………… 9 |
Прогнозируемые результаты……………….…………………………..10 |
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся……11 |
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий.
В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на детей 8 летнего возраста.
Цель Программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук.
Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно – распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Содержание программы
Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности во2 классе- 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание работы
Форма работы
Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи .
Программы и проекты
«Труд лечит, а лень портит человека»
«Хитрая бумага»
Форма подведения итогов
Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.
В программе заложены возможности формирования у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• элементарные представления о различных профессиях;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:
• самостоятельность работы;
• осмысленность действий;
• разнообразие освоенных задач.
2 . Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование;
3. Содержание программы
В программе было выделено 6 тематических блоков, которые носили теоретическую и практическую направленность:
- Мои поручения в классе и дома (5 ч.)
Данный тематический блок направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, научить первоклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива.
- Вводное занятие. Режим дня школьника.
- Организация дежурства в классе.
- Генеральная уборка в классе.
- Мои поручения дома.
1.5. Составить свой режим дня.
- Комнатные растения (6 ч.)
Основная задача этого блока состоит в том, чтобы ученикам 2-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в следующих классах расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений.
2.1. Комнатные растения в доме.
2.2. Подготовить рассказ, какие растения они сажают дома.
2.3. Растения, которые сажают в помещениях, классах. (2 часа)
2.4. Правила ухода за комнатными растениями. (2 часа)
- Книжкина больница (5 ч.)
Научить детей бережно и аккуратно относиться к своим и чужим книгам. Научить детей ремонтировать книги, изготавливать закладки.
- Содержание в порядке своих книг и тетрадок.
- Мелкий ремонт книг. (2 ч.)
- Изготовление закладок для книг.
- Изготовление книжных обложек.
- Шефская помощь (5 ч.)
Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе.
- Изготовление елочных игрушек.
- Выступление на тему «Что такое хорошо и что такое плохо». Акция «Спешите делать добро».
- Проведение подвижных игр для дошкольников.
- Мероприятие, посвященное дню Книги.
- Берегите птиц (6 ч.)
Данный блок направлен на воспитание бережного отношения к природе, формирование элементарных навыков ухода за птицами.
- Зимующие и перелетные птицы.
- Какую пользу приносят птицы.
- Изготовление вместе с родителями кормушки (2 ч.).
- Экскурсия в березовую рощу.
- Рисунок птицы.
- Школьный двор – лучший двор (5ч.)
Основная задача этого блока научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью
- Беседа на тему: «Уют в школьном дворе».
- Уборка территории школьного двора.
- Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора.
- Уход за многолетними растениями на территории школы.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | |
1. | Режим дня школьника. | 01.09 |
2. | Организация дежурства в классе. | 08.09 |
3. | Генеральная уборка в классе. | 15.09 |
4. | Мои поручения дома. | 22.09 |
5. | Составление своего режима дня. | 29.09 |
6. | Комнатные растения в доме. | 06.10 |
7. | Комнатные растения в классе. | 13.10 |
8. | Цветочные растения на клумбе. | 20.10 |
9. | Составление дизайна цветочной клумбы. | 10.11 |
10. | Генеральная уборка в классе. | 17.11 |
11. | Содержание в порядке своих книг и тетрадок. | 24.11 |
12. | Мелкий ремонт книг. | 01.12 |
13. | Уход за обувью. | 08.12 |
14. | Изготовление закладок для книг. | 15.12 |
15. | Изготовление книжных обложек. | 22.12 |
16. | Изготовление ёлочных игрушек. | 29.12 |
17. | Акция « Спешите делать добро» | 12.01 |
18. | Проведение подвижных игр для дошколят. | 19.01 |
19. | Классный час посвящённый дню Книги. | 26.01 |
20. | Генеральная уборка. | 02.02 |
21. | Беседа « Зимующие и перелётные птицы» | 09.02 |
22. | Какую пользу приносят птицы. | 16.02 |
23. | Акция «Помоги зимующим птицам». | 02.03 |
24. | Изготовление кормушки из бросового материала. | 09.03 |
25. | Разработка дизайна кормушки. | 16.03 |
26. | Экскурсия в берёзовую рощу. | 23.03 |
27. | Подбор корма для зимующих птиц. | 06.04 |
28. | Беседа на тему: «Уют в школьном дворе». | 13.04 |
29. | Уборка территории школьного двора. | 20.04 |
30. | Выращивание растений из семян для клумбы. | 27.04 |
31. | Уход за деревьями на территории школы. | 04.05 |
32. | Генеральная уборка в классе. | 11.05 |
33. | Личная гигиена школьника. | 18.05 |
34. | Гигиена одежды. | 25.05 |
Итого: 34 часа. |
III. Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя директора по УВР |
4. Прогнозируемы результаты
По окончании обучения кружка у учащихся должны сформироваться следующие качества:
- бережное отношение к окружающему миру,
- положительное отношение к труду, уважение к людям труда;
- умения применять навыки взаимопомощи,
- формировать самостоятельность,
- навыки работы в коллективе;
- умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении,
- подмечать в окружающей обстановке недостатки и устранять их, не дожидаясь указаний взрослых.
Литература ,используемая педагогом :
1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык – Медиа», 2007.;
2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.;
3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985;
4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001;
5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988;
6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова.
7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова
8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина
Литература ,рекомендуемая для детей и родителей :
1.Хоровод-круглый год (инсценировки ,песни) Изд.Учитель 2006г.
2. От осени до лета (стихи ,загадки ,пословицы ,православные праздники ,народные обычаи и поверья) М.:Просвещения.1998г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
рабочего посёлка Солнечный
Солнечного муниципального района Хабаровского края
Рабочая программа
внеурочной деятельности младших школьников
«Мастерская добрых дел»
(общественно-полезная деятельность)
на 2012/2013 учебный год
Разработала: Колосовская А.А.,
учитель I квалификационной категории
п. Солнечный
2012
Пояснительная записка
Программа «Мастерская добрых дел» предназначена для организации внеурочной деятельности по направлениям «Общественно-полезная деятельность», «Художественное творчество» для обучающихся 2 классов. Программа объединена идеей социально преобразующей добровольческой деятельности, представляет собой интегрированный модуль. Направление «Общественно-полезная деятельность» и «Художественное творчество» объединены в связи с интеграционным характером задач, решаемых предлагаемыми формами организации внеурочной деятельности.
Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства. Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд. Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.
Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Внеурочная работа в первом классе ведется в рамках блоков: «Добрые дела для моего класса», «Наши руки не знают скуки», «Твори добро».
Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.
В процессе общественно полезного труда соблюдаются все меры для обеспечения безопасности труда детей. Материал по правилам безопасности труда, личной гигиены учащихся включен в каждую тему программы. Кроме того, перед выполнением практических работ, началом общественно полезного труда, занятий по техническому творчеству, экскурсий проводится дополнительный инструктаж по безопасности труда и личной гигиене учащихся.
Сравнительно большое место в программе занимают работы с бумагой и картоном. Из бумаги и картона можно изготовить разнообразные изделия, учебные пособия, игровой инвентарь, картонажные игры, игрушки, сувениры, предметы быта и т. д. Знания и умения, полученные при обработке бумаги, картона, способствуют овладению приемами обработки других материалов.
Во 2 классе дети научатся самостоятельно изготавливать изделия по образцу, производят разметку различных материалов с помощью шаблонов, линейки, угольника, циркуля. Учатся читать (понимать) простейшие графические изображения.
Цели:
– раскрытие творческого потенциала ребенка
– способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества;
– социализировать личность младшего школьника через выполнение общественно – полезной деятельности и участие в коллективных творческих делах;
– реализация общественно – значимых инициатив.
Задачи:
– привлечь детей к активному участию в делах класса;
– учить детей навыкам общественной работы;
– воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
– развивать организационные и коммуникативные компетенции;
– создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
– обучение умению работать индивидуально и в группе;
– формирование умения планирование последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
– формирование мотивов достижения и социального признания;
– развитие природных задатков и способностей детей;
– развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
– развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных технологических приемов;
– развитие мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса.
Сроки реализации программы.
Программа предусматривает 1 год обучения. 2 класс – 34 учебных часов (по 45 минут). Продолжительность периода является ориентировочной – она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству проводимых работ.
Режим занятий.
Занятия проводятся в 1 раз в неделю. Программа рассчитана на весь учебный год. Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка. Поэтому тема, содержание, форма проведения занятий кружка могут быть изменены по усмотрению учителя.
Разделы программы
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание |
1 | «Добрые дела для моего класса» | 10 | Знакомство с правилами поведения на занятиях, во время проведения экскурсий. Символика нашего класса. Участие в оформлении классного уголка. Изготовление символики (эмблем) для туристического слёта. Операция «Чистокласс» Ремонт книг в библиотеке. Уход за комнатными растениями в классе. |
2 | «Наши руки не знают скуки» | 10 | Операция «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для детского сада. «Все профессии важны – все профессии нужны». Экскурсии на предприятия. «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление ёлочных украшений. Работа мастерской Деда Мороза: оформление актового зала, класса, рекреации к новогоднему утреннику. Как поздравить наших пап. Участие в акции. Как поздравить наших мам. Участие в акции «Слава героям». Участие в акции «Поздравь ветерана». Оформление выставки «Правила дорожного движения ты должен знать и их строго соблюдать!» Изготовление поделок на противопожарную тему «С огнем не шути – жизнь свою береги!» |
3 | «Твори добро» | 9 | Изготовление поделок из природного материала «Золотая осень». Организация творческой выставки. Участие в трудовом десанте «Как прекрасен школьный двор» по уборке школьной территории от опавшей листвы. Изготовление поздравительных открыток к 9 Мая и проведение акции «Подарок ветерану». Участие в трудовом десанте «Как прекрасен школьный двор» по уборке школьной территории к празднованию Дня Победы. |
4 | Выставки, экскурсии. | 5 | |
Итого: | 34 |
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться – видеть проблемы; – ставить вопросы; – выдвигать гипотезы; – давать определение понятиям; – классифицировать; – наблюдать; – проводить эксперименты; – делать умозаключения и выводы; – структурировать материал; – готовить тексты собственных докладов; – объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: – рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); – целеполагать (ставить и удерживать цели); -планировать (составлять план своей деятельности); – моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); – проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; – вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Объекты контроля и анализа:
– познавательная активность, интерес детей к общественно – полезной деятельности;
– сформированность нравственных качеств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к окружающим;
– применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
– выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Основные критерии оценки трудовой деятельности учащихся:
– правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
– осознанное выполнение задания;
– трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
– положительное отношение к общественно полезному труду; экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности инструментов, приспособлений;
– соблюдение правил безопасности труда и. личной гигиены.
Предметы диагностики
Формируя набор нравственных качеств, мы закладываем базис личностного развития ребенка:
Личность: духовная, успешная, творческая, ответственная правовая, гуманная
свободная, гражданин, партнер в сообществе, не иждивенец.
Для воспитания данных качеств мы проводим диагностику по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой, диагностические таблицы УНВ отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе. Содержание программы внеурочной деятельности по общественно – полезному труду акцентирует внимание на показатели: отношение к физическом труду, отношение к себе.
Анализ психологических и нравственных качеств ребенка, отслеживаемых по данной методике, позволяет определить процесс развития личности, динамический аспект ее становления. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность. По уровню воспитанности учащихся и общей диагностической картине по таблицам УНВ в коллективе, учитель – воспитатель может моделировать воспитательную концепцию как в отношении всего класса, так и индивидуальные подходы к воспитанию каждого отдельного ребенка в классе.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника.
Основные отношения | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу | |
1. Патриотизм | |
1. Отношение к родной природе | 3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; |
2. Гордость за свою страну | 3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; |
3. Служение своими силами | 3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других; |
4. Забота о своей школе | 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других |
Отношение к умственному труду | |
2. Любознательность | |
5. Познавательная активность | 3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; |
7. Саморазвитие | 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; |
8. Организованность в учении | 3 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; |
Отношение к физическому труду | |
3. Трудолюбие | |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; |
10. Самостоятельность | 3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; |
12. Осознание значимости труда | 3 – осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; |
Отношение к людям | |
4. Доброта и отзывчивость | |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; |
15. Милосердие | 3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других |
Отношение к себе | |
5. Самодисциплина | |
17. Развитая добрая воля | 3 – проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников; |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; |
19. Организованность и пунктуальность | 3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; |
20. Требовательность к себе | 3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; |
Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, актив класса. Таким образом, формируется объективная оценка нравственных качеств личности.
Список использованной литературы:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2010.