Внеурочка общественно полезная деятельность 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Курса «Общественно-полезная деятельность»
для 6 класса
Разработчик программы: учитель биологии и химии Узденова Мариям Юсуфовна
Пояснительная записка
Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников.
Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд, имеющую целью содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
трудолюбие;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками,старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Общественно полезный труд проводится 1 час в неделю ( в год 34 часа)
Организуется два вида общественно полезного труда:
труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу и др.
труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др.
В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу.
Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей
(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений).
В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности младших школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, помощи дошкольному учреждению, библиотеки.
В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные,. Работа может быть организована парами, тройками, по возможности с учетом интересов учащихся.
Учитель инструктирует учащихся по технике безопасности и обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических норм, правил охраны труда, осуществляет педагогическое руководство работой детей, организует соревнования, подводит итоги труда, решает вопросы поощрения школьников, постепенно привлекая к решению этих вопросов самих учащихся.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать , что их труд необходим.
Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве территории.
Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание занятий.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
1.Охрана природы.
Изготовление кормушек. Подкормка птиц.
Участие в выращивании рассады цветов, сбора семян
Участие в праздниках (День птиц, День леса и др.).
2. Работы по благоустройству.
Оказание помощи в поддержании чистоты лицейского двора.
3. Работа для лицея.
Дежурство по лицею, классу:
– протирание пыли с подоконника, парт, батарей, классной доски;
– соблюдение порядка чистоты в классе;
– уход за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление сухих листьев, веток, пыли);
-размножение комнатных растений;
– дежурство по столовой;
– выращивание цветочно-декоративных растений;
Изготовление дидактических материалов;
Изготовление изделий для оформления класса, зала к праздникам
4. Волонтерская работа.
Изготовление игрушек для детского сада;
Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Оказание посильной помощи престарелым и инвалидам.
Социальные проекты
Синица. Забота человека о птицах.
Какие мы? (Социологический проект).
Формы организации общественно-полезного труда
1. Трудовой десант «Мусор нам мешает!» (уборка территории)
2. Акция «Птицам – нашу заботу»
3. Изготовление сувениров
4. Участие в благотворительных акциях «Ветеран живет рядом»
5. Санитарный день в кабинете
Ожидаемый результат
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе;
-формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия;
– развитие познавательного интереса и любви к труду;
-обучение умению планировать свою работу;
– вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками;
-воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления;
-воспитание уважения к людям труда;
-воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде;
-формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности;
-выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени;
-воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности;
-формирование активной жизненной позиции.
№ п/п
Тема занятия
Дата
1
Экскурсия по лицею
2
Экскурсия в библиотеку. Встреча с работником библиотеки
3
Прогулка в городской парк . Наблюдение и помощь в трудовой деятельности людей .
4
Сбор опавших листьев для гербария
5
Конкурс «Что растет на грядке?».
6
Учимся делать гербарии
7
Выполнение обязанностей санитаров, цветоводов, хозяйственников и дежурных
8
«В гостях у Мойдодыра»
9
Уроки «Мы содержим в порядке наши книги и тетрадки»,
10
Беседы: «Как мы помогаем дома?
Инсценировка «Говорят вещи (книга, карандаш, тетрадь, парта)». Смотры сохранности учебников и тетрадей.
11
Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»
12
Организация соревнования между рядами. Беседа «Кто что умеет делать?»
13
Беседа «Когда мамы дома нет»
Выставка рисунков «Я помогаю дома».
14
Сооружение снежной горки для катания на санках.
15
Любимая игрушка» (изготовление игрушек для елки)
16
Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц
Беседы: «Есть профессий на свете немало»,
18
Чтение книг и рассказов о труде
19
Экскурсия . Игра в почту «Почтальон Печкин»
20
Урок «Наши папы и мамы на работе»
21
Праздник «Мамин день».
Конкурс-выставка рисунков и поделок
22
Изготовление с помощью родителей птичьих домиков. Сбор корма для птиц.
23
Участие в празднике «Птицы — наши друзья».
24
Конкурс «Кто нас обслуживает?».
25
Урок «Книжкины именины».
26
Беседы: «Для чего руки нужны». Участие в операции «Чистый лицейский двор»
27
Знакомство с трудовой деятельностью людей весной. Рассказы детей о своих наблюдениях
28
Весенние работы на пришкольном участке
29
Сбор семян. Посадка цветов.
30
Сбор семян. Посадка цветов.
31
Однолетние и многолетние цветы.
32
Операции «Чистый двор»,
33
Подведение итогов выполнения общественных поручений
34
Сбор «Чему мы научились?».
Литература
Мельникова Л. В. И др. Методика трудового обучения.
Абрамова Т. Н.Школа с продлённым днём: Записи директора школы.
Кобзарь Б.С. Учебно – воспитательный процесс в школах.
Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников.
Источник
Курс «Школа важных дел»
6 класс
Реализация курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих результатов:
приобретение школьником знаний об устройстве общества, о формах поведения, об организации и проведении общественно-полезных дел и мероприятий;
формирование позитивного отношения к социально-значимым направлениям деятельности человека, к участию в общественно-полезных делах;
получение школьниками опыта организации, проведения и активного участия в общественном деле.
В процессе реализации курса будут формироваться личностные и метапредметные универсальные учебные действия.
Личностные УУД:
– освоение новых социальных ролей, критическое осмысление своего и чужого поведения, ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
– знание основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, ответственность);
– формирование уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, умения идти на взаимные уступки в различных ситуациях, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– умение аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
– принимать решения, в том числе в ситуации морального выбора, умение отвечать за свой выбор;
– осознавать свои и чужие эмоции, уметь адекватно выражать и контролировать свое эмоциональное состояние, развитие эмпатии и сопереживания, отзывчивости;
– осознание своих черт характера, интересов, целей, позиций, своего мировоззренческого выбора;
– осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Регулятивные УУД:
– определять цель, проблему в деятельности;
– выдвигать версии, предложения, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
– планировать деятельность в различных ситуациях, используя различные средства;
– работать по плану, находить и исправлять ошибки, корректировать план и работу;
– оценивать степень достижения цели и средства;
– способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Коммуникативные УУД:
– излагать собственное мнение, аргументируя его;
– понимать позицию другого, даже не выраженную явно;
– уметь признавать свои ошибки и корректировать своё мнение под воздействием аргументов;
– организовывать работу в паре, группе;
– преодолевать конфликты и различия в мнениях для достижения цели;
– использовать различные средства (в том числе ИКТ) для достижения поставленных задач.
Познавательные УУД:
– уметь формулировать собственные цели, задачи, выделять проблему;
– находить в различных источниках достоверную информацию, позволяющую решать жизненные задачи;
– анализировать и классифицировать (по заданным или выделенным самостоятельно признакам) материалы, представленные в различном виде (тексты, графические материалы);
– устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии.
Содержание курса
Модуль «Социально-значимое дело» 12 часов
Что такое социальная значимость. Общественно-полезное дело. Направления общественной работы. Общественные организации. Добровольческие движения в России и за рубежом. Волонтерство. Организации Самарского региона (РООВСО Домик детства, РООПСО Родные люди, СОРК Доверие, ОП Ромашка и другие) – особенности деятельности. Шефство – что это и зачем оно нужно?
Модуль «Социальные акции» 12 часов
Знакомство с местными и всероссийскими акциями, имеющими социальное значение (Старость в радость, Одеяло добра и другие). Обсуждение направленности и возможностей посильного добровольного участия.
Модуль «Социальный проект» 36 часов
Разработка самостоятельных проектов, акций, имеющих местное социальное значение. Реализация самостоятельных и групповых работ. Возможные варианты направлений разработки: подготовка и проведение кукольного спектакля для детского сада или начальной школы, самостоятельное изготовление развивающих игр и пособий для детского сада или детей из малообеспеченных семей, самостоятельное изготовление подарков для благотворительных акций и прочее.
Резервное время 8 часов.
Большое количество резервных часов обусловлено добровольностью, творческой направленностью курса и призвано обеспечить выполнение различных ситуативных задач, возникающих в процессе реализации проектов учащихся, которые невозможно предусмотреть при планировании курса.
Формы организации деятельности: индивидуальные и групповые.
Основным видом деятельности в ходе реализации курса является практическая деятельность учащихся: разработка сценариев мероприятий, подготовка и изготовление реквизита, костюмов, кукол и прочего, репетиции собственно проведение мероприятия. Также по желанию учащихся организуется индивидуальная деятельность, направленная на участие в общественно-значимых акциях.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель |
1 | Что такое социальная значимость. | Учащиеся понимают, что такое «потребности общества», «социальная проблема». | |
2 | Общественно-полезное дело. | Учащиеся могут оценивать поступок или мероприятие с точки зрения значимости для общества. | |
3 | Направления общественной работы. | Учащиеся могут распознавать и формулировать те проблемы социума, на решение которых направлена работа организации, мероприятия и др. | |
4 | Социальные акции – постоянные, регулярные и разовые. | Учащиеся знают о социальных акциях различного уровня, умеют находить актуальную информацию о них. | |
5-6 | Нахождение и обсуждение информации о социально-значимых акциях Самарской области. | Учащиеся знают социальные проблемы своего региона. | |
7 | Анализ собственных способностей и возможностей участия в общественной деятельности. | Учащиеся умеют анализировать собственные возможности. | |
8 | Выбор направления своей работы. | Учащиеся совершают собственный выбор на основе анализа информации об обществе и себе. | |
9-10 | Разработка проекта и этапов его реализации. | Учащиеся умеют ставить перед собой цель и задачи. | |
11-15 | Реализация индивидуального или группового проекта. | Учащиеся разрабатывают план своей (групповой) деятельности и придерживаются плана при реализации проекта. | |
16-17 | Резервные часы. | ||
18 | Что такое благотворительный фонд? | Учащиеся имеют представление о деятельности благотворительных фондов. | |
19-20 | Благотворительные акции – кто и для кого проводит? | Учащиеся умеют анализировать информацию об акциях и проводить поиск информации для подтверждения, чтобы избежать мошенничества. | |
21 | Акция «Одеяло добра» и другие всероссийские акции. | Учащиеся имеют представление о всероссийских благотворительных акциях. | |
22 | Акция «Старость в радость» и другие региональные акции. | Учащиеся умеют находить информацию о региональных благотворительных акциях. | |
23 | Акция «Анонимный Дед Мороз» и другие школьные акции. | Учащиеся умеют адаптировать программы мероприятий под имеющиеся у них условия. | |
24 | Обсуждение и выбор направления деятельности в ближайшее время. | Учащиеся умеют совершать мотивированный выбор направления своей деятельности. | |
25 | Разработка проекта и этапов его реализации. | Учащиеся умеют планировать свою работу, оценивать свои возможности, сотрудничать с одноклассниками. | |
26-31 | Реализация индивидуальных и групповых проектов. Подготовка новогодних акций. | Учащиеся способны придерживаться плана и корректировать его при изменении обстоятельств, несут ответственность за взятые на себя обязательства. | |
32 | Волонтерство в России и мире. | Учащиеся знакомы с понятием волонтерства, знают международные волонтерские организации. | |
33-34 | Волонтерские организации России. | Учащиеся имеют представление об особенностях волонтерского движения в России. | |
35 | Зарубежное волонтерство. | Учащимся знакомы особенности зарубежных волонтерских организаций, отличия в работе российских и зарубежных волонтеров. | |
36 | РООВСО «Домик детства» | Учащиеся знают региональные волонтерские организации, отличия официальной организации от сообщества добровольцев. | |
37 | Какую помощь нуждающимся волонтеры считают вредной? | Учащиеся могут оценить результат планируемого действия, мероприятия. | |
38 | Обсуждение и выбор направления деятельности. | Учащиеся при выборе и планировании деятельности учитывают актуальность данного направления. | |
39 | Подготовка проекта и этапов реализации. | Учащиеся способны составить план работы, который приведет к достижению поставленной цели. | |
40-47 | Реализация проектов. Проведение школьных акций, приуроченных к праздникам. | Учащиеся приобретают опыт участия и организации внутришкольных мероприятий. | |
48-52 | Резервные часы. | ||
53 | Экологическое волонтерство. | Учащиеся знают о волонтерских движениях, направленных на решение проблем охраны окружающей среды. | |
54-55 | Экологические проблемы России и региона. | Учащиеся имеют представление об экологических проблемах окружающей местности, региона, страны. | |
56 | Экологические акции. | Учащиеся знают о существовании экологических акций и умеют находить актуальную информацию о их проведении. | |
57 | Обсуждение и выбор направления работы. | Учащиеся выбирают актуальное для них и общества проблемы для работы в направлении их решения. | |
58-66 | Реализация индивидуальных и групповых проектов. | Учащиеся самостоятельно планируют индивидуальную и групповую работу, распределяют обязанности в группе, несут ответственность, корректируют план в соответствии с актуальными изменениями. | |
67-68 | Резервные часы. |
Источник