Викторина полезные ископаемые для 4 класса

Викторина полезные ископаемые для 4 класса thumbnail

Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания по темам:
    горные породы и полезные ископаемые.
  • Проверить знания понятий: горные породы,
    полезные ископаемые.
  • Продолжить развитие экологического
    мышления, умения выделять главное в тексте,
    пользоваться условными знаками
    распространённых полезных ископаемых.
  • Воспитывать бережное отношение к
    богатствам земных недр и изделиям из них.

Форма проведения: урок – викторина

Оборудование: коллекция горных пород,
карточки с заданиями, конверты с ключевым словом,
название команд.

Девиз:

“Дороже всех богатств тебе дана
Бесценная жемчужина одна:
И это разум. Не сравняться с ним
Рубинам и алмазам дорогим:” (А. Новаи)

Ход урока

I. Орг. момент

(Дети образуют 4команды.)

– Прозвенел звонок, значит, начался урок. Чтоб
уютным был наш класс, улыбнитесь мне сейчас.

II. Вступление:

– Мир камня сказочно интересен. Во многом
засекреченный. Вся неживая природа выступает
перед нами, по существу, в каменном обличье. Наши
далёкие предки хорошо разбирались в горных
породах, из одних, прочных, изготавливали
молотки, а из хрупких, с острыми краями – ножи,
наконечники стрел, из кремния высекали огонь.
Затем из руд научились получать металлы, строить
дворцы, храмы, поражают нас долговечностью,
красотой. Наиболее красивые и драгоценные
минералы сделались символом знатности и
богатства. Но мы с вами должны понимать: (обсуждаются
слова, взятые в качестве девиза).
Именно, ваш ум
и ваши знания помогут на уроке.

– Сегодня урок пройдёт в форме викторины, вы
разделены на 4 команды, в каждой есть капитан.

III. Закрепление:

Итак, начнём. Пожалуйста, представьте свои
команды.

(Команды: “Алмаз”, “Жемчужина”, “Малахитовая
шкатулка”, “Самоцветы”. Каждая защищает,
представляет своё название).

– Молодцы, ребята. Теперь перейдём к нашим
заданиям. За каждое правильно выполненное
задание вы будете получать конверт с
определённой буквой, в конце урока, из которых
нужно составить слово.

1 . “Разминка”.

– Я буду задавать вопросы. Вы внимательно
слушаете, обсуждаете 1 минуту и отвечаете.

Дайте определение горные породы.

  • Самый твёрдый природный минерал? (алмаз)
  • Минерал, который называют камнем плодородия? (апатит)
  • В каких состояниях встречаются полезные
    ископаемые? (жидкие, твёрдые, газообразные).

(по одному конверту получает каждая команда)

2. “Сообщение”

– Каждой команде даны информационные листы, вы в
группах должны обсудить, выбрать самое главное.
Один участник должен подготовить сообщение и
рассказать его.

(сообщения о поваренной соли, о малахите, торфе,
известняке).

– Молодцы, получите первый конверт, положите на
середину стола, но не раскрывайте его.

3. “Узнай горные породы”

– Каждой команде предлагаются образцы горных
пород, вы должны назвать её и если сможете, то
скажите несколько слов о ней.

(по одному конверту получает каждая команда)

4. Кроссворд “Полезные ископаемые”

– Каждая команда получает бланк – кроссворд.
Вам нужно как можно быстрее разгадать кроссворд,
чтобы получить конверт.

1.

Если встретишь на дороге,
Тоувязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.

2.

Это мастep белый белый, –
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.

3.

Без неё, ребята, повар просто как без рук,
И становится вся каша несъедобной вдруг!
А если в ранку попадёт – испытываешь боль.
Вы, конечно, догадались – это:

4.

Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение.

5.

Он и желтый, и сыпучий,
Водворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И играть.

6.

Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зёрен состоит,
Называется:

7.

Без неё не побежит,
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?

8.

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.

9.

На кухне y мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички.

10.

Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи.

(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)

5. Физкультминутка

(проводится с помощью учащихся)

6. “Условные знаки”

– Вы получили карточки, где нужно соединить
линией условный знак и название полезного
ископаемого. Будьте внимательны!

(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)

7. “Вы это знаете?”

– Вам нужно подготовить небольшое сообщение по
учебнику, обсудить в команде: где и как применяют
полезные ископаемые. (песок, глина, известняк,
мрамор)

(каждая команда получает ещё по одному конверту
с буквой.)

8. “Ребусы”

– Последнее задание – ребусы. Каждая команда
получает по одному ребусу.

  

– Молодцы, вы собрали все конверты. По моему
сигналу вы открываете конверты и составляете
слово. (графит)

– Ребята, правильно, это графит, что вы знаете о
нём? (выслушиваю ответы детей)

– Давайте подведём итог нашего урока.

VI. Итог урока.

– Что называют полезными ископаемыми, горными
породами?

– Как вы думаете, безграничны ли запасы полезных
ископаемых?

– Ребята, тогда нужно ценить и бережно
относиться к богатствам земных недр.

– Вы очень хорошо поработали, теперь заполним
листы самоконтроля в командах. (заполнили).

– Выставим оценки за урок.

Источник

Тест онлайн

Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter

Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»

1. 

Как называют богатства земных кладовых?

Полезные ископаемые

Дары земли

Земные консервы

2. 

Назовите жидкое полезное ископаемое.

Газ

Уголь

Нефть

3. 

Что необходимо для производства кирпичей?

Песок

Газ

Алмаз

4. 

Что из перечисленного является топливом?

Бензин

Глина

Изумруд

5. 

Из чего получают бензин?

Из пшеницы

Из нефти

Из коровы

6. 

Как называются места, где в глубинах земли залегают полезные ископаемые?

Месторождение

Устье

Долина

7. 

Кто изучает полезные ископаемые?

Метеорологи

Геологи

Астрологи

8. 

Что из перечисленного добывается в природе, а не производится?

Уголь

Бетон

Стекло

9. 

Что из перечисленного сделано из металла?

Шнурки для обуви

Полотенце для лица

Железнодорожные рельсы

10. 

Где нефть не добывают?

На суше

В море

На Луне

Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт

Закончили отгадывать?

случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину

Источник

Урок – игра в школе, как средство учебной мотивации, по предмету окружающий мир, проведенного в 4 Б классе.

«Своя игра».

Тема: «Полезные ископаемые».

Учитель: Якимова И.Е.

Игра «Своя игра».

Тема: «Полезные ископаемые».

Цель: Обобщить и расширить знания детей по теме « Полезные ископаемые»; развивать познавательные способности; воспитывать любознательность; учить детей соревноваться, сопереживать друг другу.

Оборудование: карточки с названиями полезных ископаемых (каменный уголь, золото, нефть, каменная соль, руда )

Карточки с цифрами от 10 до 50 ( 5 экземпляров ), жетоны с цифрами от 10 до 50;

На доске написаны свойства полезных ископаемых:

  1. ГОРЮЧЕЕ;

  2. ТВЕРДОЕ;

  3. ЖИДКОСТЬ;

  4. ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ;

  5. ЧЕРНОГО ЦВЕТА;

  6. ЖЕЛТОГО ЦВЕТА;

  7. ХРУПКОЕ;

  8. ИМЕЕТ ЗАПАХ;

  9. ХОРОШО ПРОПУСКАЕТ ВОДУ;

  10. СЫПУЧЕЕ;

  11. ЛЕГЧЕ ВОДЫ;

  12. ГАЗООБРАЗНОЕ

  13. БЕЛОГО ЦВЕТА;

  14. СПОСОБНО ПЛАВИТЬСЯ;

  15. ПЛАСТИЧНОЕ;

  16. ПЛОХО ПРОПУСКАЕТ ВОДУ;

  17. КОРИЧНЕВОГО ИЛИ БЕЛОГО ЦВЕТА.

Учитель, Добрый день, ребята, уважаемые родители, гости!.

Я рада приветствовать вас на нашем занятии.

Сегодня у нас необычное занятие – игра по теме: «Полезные ископаемые». Проведут игру наши юные исследователи – Артем Т., Артем Ф., Вероника М., Настя К., Саша Н.

Ребята в течении трех месяцев исследовали выбранное ими полезное ископаемое, выступили с докладом на конференции перед классом., ответили на вопросы. К игре они подготовили свои интересные вопросы.

Приветствуем команды: «Знайки» и «Чемпионы».

Капитаны представляют свои команды, девиз.

Юные исследователи представляют свои номинации:

Каменный уголь 10 20 30 40 50

Нефть 10 20 30 40 50

Руда 10 20 30 40 50

Каменная соль 10 20 30 40 50

Команды выбирают номинацию, стоимость вопроса.

Игра начинается.

ВОПРОСЫ:

Каменный уголь.

10 б. Выбрать свойства характерные для каменного угля.

1.ГОРЮЧЕЕ;

2.ТВЕРДОЕ;

3.ЖИДКОСТЬ;

4.ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ;

5.ЧЕРНОГО ЦВЕТА;

6.ЖЕЛТОГО ЦВЕТА;

7.ХРУПКОЕ;

8.ИМЕЕТ ЗАПАХ;

9.ХОРОШО ПРОПУСКАЕТ ВОДУ;

10.СЫПУЧЕЕ;

11.ЛЕГЧЕ ВОДЫ;

12.ГАЗООБРАЗНОЕ

13.БЕЛОГО ЦВЕТА;

14.СПОСОБНО ПЛАВИТЬСЯ;

15.ПЛАСТИЧНОЕ;

16.ПЛОХО ПРОПУСКАЕТ ВОДУ;

17.КОРИЧНЕВОГО ИЛИ БЕЛОГО ЦВЕТА.

20 б. Какие следы давно прошедших времен можно найти в

кусках каменного угля?

30 б. Что общего у лекарственных препаратов: пирамидон,

аспирин, нашатырный спирт?

40 б. Кому принадлежат эти пророческие слова: «Сей минерал,

ежели не нам, то нашим потомкам полезен будет».

50 б. Какие продукты, полученные после переработки

каменного угля, человек использует в пищу?

Ответы:

10 б.

20 б. В кусках каменного угля часто можно найти отпечатки

растений, которые росли многие миллионы лет тому назад.

Люди, раскалывая куски угля, часто натыкались на отпечатки

листьев растений, коры деревьев. Это доказывает, что уголь

образовался из остатков растений.

30 б. После переработки каменного угля получают много самых

разных лекарств. Пирамидон, аспирин, нашатырный спирт –

все эти лекарства получены из каменного угля.

40 б. До нас дошло предание, что 250 лет назад Русские войска

шли в поход на Азов., под руководством Петра Первого.

Войска шли знойными степями.

Чтобы избежать пожара в степи и не оставить животных без

пищи (травы), солдатам был отдан жестокий приказ – на

привалах обкладывать костры камнями. На одной из

привалов солдаты обложили костер черными камнями,

найденными в овраге, когда костер разгорелся – загорелись и

камни. Петр 1, когда ему показали эти странные камни,

вроде бы сказал: « Сей минерал, ежели не нам, то нашим

потомкам полезен будет».

50 б. При переработке каменноугольного дегтя, полученного из

каменного угля, добывают сахарин и ванилин. Сахарин по

вкусу напоминает сахар, но значительно слаще. Сахарин

используется как заменитель обычного сахара. Ванилин

добавляют для аромата в кисели, пироги и другие

кондитерские изделия.

Нефть.

10 б. Выбрать свойства, характерные для нефти.

  1. ТВЕРДОЕ;

  2. ЖИДКОСТЬ;

  3. ТЯЖЕЛЕЕ ВОДЫ;

  4. ЧЕРНОГО ЦВЕТА;

  5. ЖЕЛТОГО ЦВЕТА;

  6. ХРУПКОЕ;

  7. ИМЕЕТ ЗАПАХ;

  8. ХОРОШО ПРОПУСКАЕТ ВОДУ;

  9. СЫПУЧЕЕ;

  10. ЛЕГЧЕ ВОДЫ;

  11. ГАЗООБРАЗНОЕ

  12. БЕЛОГО ЦВЕТА;

  13. СПОСОБНО ПЛАВИТЬСЯ;

  14. ГОРЮЧЕЕ;

  15. ПЛАСТИЧНОЕ;

  16. ПЛОХО ПРОПУСКАЕТ ВОДУ;

  17. КОРИЧНЕВОГО ИЛИ БЕЛОГО ЦВЕТА.

20 б. Как в древности на Руси использовали нефть ?

30 б. В 7 столетии на Византию напали арабы. Завоевав

несколько областей Византии, арабы решили взять

столицу – Константинополь. Но произошло чудо…

Вопрос: Что за чудо уничтожило весь арабский

флот?

40 б. На Руси нефть называли «земляной деготь»,

в переводе с латинского нефть – «каменное масло».

Как вы думаете, что означает слово «нефть» в

переводе с персидского?

50 б. Многие любят есть конфеты. А знаете ли вы какой

продукт нефтепереработки используется для упаковки

конфет?

* Для чего при переработке нефти ее нагревают?

Ответы:

10 б.

20 б. На Руси эту жидкость ( которую находили в природе

стали называть земляной деготь и использовали для

смазки и даже как лекарство. Ее для этого смешивали с

молоком и пили.

При штурме укрепленных крепостей использовалась

нефть.

Пропитывалась пакля, привязанная к стрелам. Пакля

Поджигалась, и ливень горящих стрел обрушивался на

крепость. Горело все, все что могло гореть.

30 б. Однажды, когда ветер дул со стороны города, византийцы

выкатили на берег большие посудины и начали

выливать из них какую-то темную жидкость. Арабы не

обратили на это никакого внимания, а жидкость тем

временем распространялась в воде, ветер гнал ее прямо

на арабские корабли. Когда жидкость окружила корабли,

византийцы с берега подожгли ее. Произошло чудо море

загорелось. Пламя с треском быстро распространилось по

воде. Перепуганные насмерть арабы успели опомниться,

когда огонь охватил корабли. Так был уничтожен весь

арабский флот.

40 б. Нефть с персидского, означает «вспыхивать,

воспламенять».

50 б. Чтобы предохранить нефть от высыхания и защитить от

посторонней влаги, конфеты вначале заворачивают в

бумагу. Пропитанную парафином. А затем в красивую

обертку. Парафин – это продукт переработки нефти.

* Нефть, добываемая из скважин, практически нигде не

используется. Ее необходимо переработать. Этот процесс

основан на том, что в состав нефти входят твердые,

жидкие и газообразные вещества. При нагревании

происходит разделение нефти на составляющие ее

компоненты, которые были соединены природой воедино.

Это стало возможно благодаря тому, что каждый

компонент нефти кипит и испаряется при различной

температуре. Вначале выделяется бензин, затем парафин,

газ, масла и смазочные материалы.

Руда.

10 б. Назовите основное свойство руды.

20 б. Могли бы существовать без железа человек и животные?

30 б. Что общего у самолета и конфетной оберткой

фольгой?

40 б. В природе встречаются несколько десятков металлов.

Какие из них самые распространенные?

50 б. Современная наука разделила всю историю человечества

на большие периоды – века :

каменный век, медный век, бронзовый век, железный век.

Что взяли за основу ученые при этой классификации.

Ответы.

10 б. Основное свойство руды – плавкость.

20 б. Нет, не смогли бы. В жизни человека и животных

важную роль играет кровообращение. Главной частью

крови является гемоглобин. Это он придает крови

красный цвет. Гемоглобин содержит очень много

мельчайших частичек железа. В организме здорового

человека содержится около 3-4 г железа.

30 б. И самолет, и космический корабль, и упаковка шоколада,

творожных сырков, чая изготавливается из алюминия.

40 б. Самые распространенные: железо, алюминий.

50 б. Именно по орудиям труда, вернее, по материалу, который

использовался для их изготовления.

Каменная соль.

10 б. Как животные помогали людям находить

месторождения соли?

20 б. До наших дней дошла примета : «Рассыпал соль –

жди ссоры.»

Почему в древности возникла эта примета?

30 б. О каком свойстве соли говорится в загадке:

«В воде родится, а воды боится»?

40 б. Человек научился получать соль из морской воды.

Какое свойство воды при этом используется?

50 б. Внимание ! Сложная ситуация.

Во время туристического похода вся соль нечаянно

рассыпалась и перемешалась с песком. Какой выход

существует из этой ситуации?

Ответы:

10 б. Животным также необходима соль для нормального

обмена веществ в организме. Раньше люди следили

за животными и узнавали о тех местах, куда

животные ходили лизать соль.

20 б. Раньше люди не умели добывать соль, поэтому она

была очень дорогой. Были времена, когда соль

ценилась наравне с золотом. В некоторых странах

были деньги из соли. Любую покупку можно было

оплатить кусками соли.

30 б. Соль хорошо растворяется в воде.

40 б. Соль из морской воды получают, используя свойство

воды испаряться.

50 б. Рассыпанную соль надо собрать вместе с песком в посуду,

залить водой и размешать. Соль хорошо растворяется в

воде. Песок осядет на дно. Осторожно процедить раствор

через тряпочку, чтобы избавиться от плавающего мусора

и песка. Потом раствор нагреть до кипения и выпарить.

Когда вся вода испарится, на дне посуды останется соль.

Золото.

10 б. В чем измеряется чистота золота?

20 б. Назовите, как называется профессия человека,

который ищет золото?

30 б. Как называли ученых, которые пытались добыть

золото из дешевых металлов?

40 б. Содержится ли золото в морской воде и можно ли его

оттуда добыть?

50 б. Назовите растение, которое любит сосать из земли

вместе с водой золото.

* Назовите основные свойства золота, которые

используется ювелирами.

Ответы:

10 б. Чистота золота измеряется в каратах. Карат обозначает

определенное количество золота, которое содержится в

веществе, состоящем из смеси различных элементов.

Золото достоинством в 24 карата абсолютно чистое.

20 б. Людей, которые добывают золото, называют старателями.

30 б. Ученые – алхимики многие века пытались

превратить в золото дешевые металлы, например, свинец

40 б. Золото содержится даже в морской воде. Его содержание,

правда, настолько мало по сравнению с общим объемом

воды. Что никто не в состоянии добыть золото из

морской воды.

  1. б. Особенно любит сосать из земли

вместе с водой золото кукуруза – металл собирается в

ее зернах.

* Основные свойства золота, которые используется ювелирами – мягкое, не ржавеет.

Очень долго из золота делали только украшения и дорогую посуду. Золото очень красиво, по цвету и блеску его всегда сравнивали с солнцем. Делать украшения из золота было нетрудно, потому что оно мягкое, ему легче придать форму. А если его нагреть легко придать любую форму.

Литература.

  1. Васильев Ю.Р. « Занимательное природоведение». «ОМЕГА».

Москва 1997г.

  1. Сухаревская З.Ю. «Занимательное естествознание. Планета Земля».

Издательство «Учитель» 2003г.

  1. Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас, 3 класс. «Вако» Москва 2003г.

  2. А. Ивич. «?0 богатырей». Москва 1986г. Издательство»Детская литература».

  3. А. Членов. «Геология в картинках» Москва «Детская литература» 1989г.

Источник