Виды труда в которых полезный результат неотделим от процесса труда это

Виды труда в которых полезный результат неотделим от процесса труда это thumbnail

Основой жизнедеятельности человека является целенаправленная профессиональная деятельность. Именно на работе человек проводит большую часть времени. Кто-то делает это ради собственного удовлетворения и получения удовольствия, другие – для материального обеспечения себя и своей семьи.

Теория: основные термины, определение понятия “труд”

Труд– направление человеческой деятельности, признаками которой являются целесообразность и созидание.

Категория труда – совокупность ряда явлений или понятий, которым свойственны одинаковые признаки. К категориям трудовой деятельности относят содержание, характер и формы труда.

Содержание трудовой деятельности – совокупность отдельных элементов труда, идентификация которых происходит в зависимости от профессиональной принадлежности работ, их структуры, уровня сложности и наличия определенной последовательности выполнения.

Характер труда – это качественные характеристики трудовой деятельности, которые объединяют несколько видов труда в группу по определенным признакам.

Формы трудовой деятельности – совокупность видов трудовых операций, выполнение которых требует энергетических затрат, использования механизированного или автоматизированного оборудования и станков.

Классификация трудовой деятельности: виды и характеристики труда

На самом деле классификаций труда существует огромное множество. Это объясняется тем, что труд представляет собой сложное мультиаспектное социально-экономическое явление.

В зависимости от содержания труд разделяется на:

  • Умственный и физический. Чёткой грани между двумя этими видами труда не существует. Поэтому различают преимущественно умственную и преимущественно физическую трудовую деятельность. Умственный труд подразумевает протекание активных мыслительных процессов, а физический – затраты мышечной энергии человека.
  • Простой труд и сложный. Простая трудовая деятельность, как правило, не требует от работников какой-либо профессиональной квалификации, определенных навыков и умений. Сложный труд под силу исключительно людям, которые обладают конкретной профессией.
  • Функциональный и профессиональный. При осуществлении функциональной трудовой деятельности делается упор на выполнение определенного ряда функций, характерных для соответствующей профессии. Профессиональный труд выступает в качестве подвида функционального труда, создающего профессиональную структуру в зависимости от набора трудовых функций. Пример: учитель – функциональный вид труда, учитель по рисованию – профессиональный вид трудовой деятельности.

    виды труда

  • Репродуктивный и творческий труд. Работа репродуктивного характера подразумевает выполнение стандартного набора функций, а ее результат заранее предопределен. К творческой трудовой деятельности проявляют способности далеко не все работники, он зависит от уровня образования работающего, его квалификации, креативности мышления и склонности к нововведениям. Этим обусловлен неизвестный результат творческого труда.

В зависимости от характера выделяют такие виды труда:

  • Конкретную и абстрактную трудовую деятельность. Конкретный труд – это труд отдельно взятого работника, который преобразует предмет природы с целью придания ему полезности и создания потребительской стоимости. Позволяет определить производительность труда на уровне предприятия, сопоставить показатели производительности труда отдельно взятых отраслей и сфер деятельности. Абстрактный труд – соразмерный конкретный труд, где качественное разнообразие множества функциональных видов трудовой деятельности отходит на второй план. Создает стоимость товарной продукции.
  • Самостоятельный труд и коллективный. Виды самостоятельного труда включают абсолютно все виды трудовой деятельности, которую осуществляет конкретный человек-работник либо определенное предприятие. Коллективный труд – труд группы работников, персонала предприятия, отдельного его департамента.
  • Частную и общественную трудовую деятельность. Общественный труд всегда состоит из частного, поскольку последнему свойственен общественный характер.
  • Наемный и самонаемный виды труда. Наемная трудовая деятельность осуществляется на основании заключения между работодателем и работником трудового договора, контракта. Самонаемный труд подразумевает самостоятельное создание предприятия и организацию производственного процесса, когда собственник производства сам себя обеспечивает рабочим местом.

В зависимости от результатов трудовой деятельности бывает:

  • Живой и прошлый труд. Живой труд – работа человека, которую он осуществляет в данный момент времени. Результаты прошлой трудовой деятельности отражаются в предметах и средствах труда, которые до этого были созданы другими трудящимися и представляют собой продукты производственного предназначения.
  • Производительный труд и непроизводительный. Главное отличие – форма создаваемого блага. По итогам производительной трудовой деятельности создаются натурально-вещественные блага, а по итогам непроизводительного труда – блага социальной и духовной направленности, представляющие собой ценность и полезность для общественности.

В зависимости от используемых в трудовой деятельности средств труда выделяют:

  • Ручной труд. Выполняется вручную. Допускается применение простых ручных орудий.

    труд работа

  • Механизированный труд. Для осуществления рассматриваемого вида труда обязательным условием является эксплуатация механизированных орудий труда. Причем энергия, которую затрачивает работник, распределяется на орудие трудовой деятельности и изменения предмета.
  • Машинный труд. Предмет преобразуется посредством эксплуатации машинного оборудования, управляет которым работник. На плечи последнего ложится еще ответственность за выполнение определенных функций.
  • Автоматизированный труд. Предполагает видоизменение предмета посредством эксплуатации автоматического оборудования. От работника требуется осуществление качественного контроля над механизмами, которые выполняют все необходимые функции без привлечения человеческого фактора.

В зависимости от условий труда бывает:

  • Стационарный и передвижной труд. Включает все виды труда, которые обусловлены спецификой технологического процесса и разновидностями производимого товара.
  • Легкая, средняя и тяжелая трудовая деятельность. Зависит от уровня физической нагрузки, которую получает работник при осуществлении тех или иных функций.
  • Свободный труд и регламентированный. Находится в зависимости от специфических условий трудовой деятельности и стилистики управления предприятием.

В зависимости от используемых методов привлечения людей выделяется:

  • Труд по внешнеэкономическому принуждению. Характерная черта – отсутствие желания работать у человека. Работник осуществляет трудовую деятельность по принуждению без какой-либо мотивации (материальной, духовной и т.д.).
  • Трудовая деятельность по экономическому принуждению. Человек работает ради того, чтобы иметь средства на существование и содержание себя и своей семьи. Трудовой деятельностью по принуждению заняты все наемные работники.

    ручной труд

  • Труд по собственной воле. Характерная черта – присутствие у работника желания реализовать свой трудовой потенциал. Результаты такого труда идут на благо общества.

Основные формы труда

  1. Формы трудовой деятельности, связанные с задействованием мышечной активности. Требуют значительных энергетических затрат работника, поскольку в основе лежат физические нагрузки, а выполнение каких-либо процессов в автоматическом режиме невозможно. К такой форме относится ручной труд.
  2. Механизированные формы трудовой деятельности. Характеризуются меньшей физической активностью и усложнением программы действий, что связано с применением механизированного оборудования.
  3. Частично автоматизированные формы труда. В производственном процессе ключевую роль играют автоматическое оборудование и станки, а человек нужен лишь для того, чтобы осуществлять обслуживание используемых машин. Характерные черты: монотонность, ускоренный темп трудовой деятельности, подавление творческих инициатив.
  4. Формы трудовой деятельности, требующие управления процессами на производстве. Включает все виды труда, в которых работник выступает в качестве необходимого оперативного звена, а его главная задача – управление производственным процессом и контроль над автоматизированным оборудованием.

    научный труд

  5. Интеллектуальные формы труда. Характеризуются необходимостью активации мыслительной деятельности мозга, памяти, внимания и др., а также минимальными физическими нагрузками. К такой форме относится управленческий, творческий и научный труд, а также трудовая деятельность работников медицины.
  6. Конвейерные формы труда. Характерная черта: разделение производственного процесса на отдельные операции, выполнять которые следует в определенной последовательности. Детали к каждому работнику подаются в автоматическом режиме посредством эксплуатации ленточного конвейера.

Особенности умственной работы

Умственный труд – деятельность, требующая приема и переработки информационных данных, осуществление чего происходит благодаря активизации мыслительного процесса. Для умственной трудовой деятельности характерным является сильное напряжение деятельности центральной нервной системы. Также не исключены случаи, когда для успешного осуществления умственной работы необходимы физические нагрузки.

Работники умственного труда. Кто они?

К умственно трудящимся относятся управленцы, операторы, работники творческих профессий, медицинские работники, учащиеся и студенты.

К категории “операторы” относятся люди, трудовая деятельность которых связана с управлением машинами, оборудованием, контролем за протеканием технологических процессов.

Управленческий труд выполняют руководители организаций, предприятий, преподаватели. Особенность: минимальное количество времени для переработки информации.

К творческим профессиям относятся артисты, художники, писатели, композиторы, конструкторы. Творческий труд – самая сложная разновидность умственного труда.

Медицинский персонал также считается интеллектуальным, но только те специальности, которые подразумевают постоянный контакт с людьми – пациентами, а выполнение работы требует повышенной ответственности, где решение нужно принимать в кратчайшие сроки, присутствует дефицит фактора времени.

умственный труд

Научный труд учащихся школ и вузов требует активации памяти, внимания и восприятия.

Физическая трудовая деятельность

Физический труд осуществляется за счет определенных физических нагрузок. Характерная особенность – взаимодействие человека-работника со средствами труда. При физической трудовой деятельности человек является частью технологического процесса и исполнителем тех или иных функций в трудовом процессе.

Умственная и физическая трудовая деятельность: физиологические различия

Умственная и физическая трудовая деятельность связаны между собой и взаимозависимы. Любой умственный труд требует определенных энергетических затрат, так же как и физический невозможен без активизации информационной составляющей. Например, все виды ручного труда требуют от человека активизации как умственных процессов, так и физической активности. Разница состоит в том, что при физической трудовой деятельности доминирует расход энергии, а при интеллектуальной – работа мозга.

Умственная деятельность приводит в действие большую численность нервных элементов, нежели физическая, поскольку умственный труд сложен, квалифицирован, обширен и многогранен.

Физические утомления более ощутимы от физической активности, чем от умственного труда. Кроме того, при наступлении усталости физические работы можно прекратить, умственную деятельность остановить же нельзя.

Профессии физического труда

На сегодняшний день физический труд более востребован, а умелым рабочим трудоустроиться гораздо легче, чем «интеллектуалам». Нехватка рабочих рук обуславливает относительно высокие ставки за выполнение работ, требующих физических усилий. Кроме того, если тяжелые физические работы выполняются в неблагоприятных для здоровья человека условиях, предусмотрена повышенная оплата на законодательном уровне.

Легким физическим трудом занимаются: производственные работники, управляющие автоматизированным процессом, обслуживающий персонал, швеи, агрономы, ветеринарные работники, медсестры, санитары, продавцы промышленных товаров, инструкторы физкультуры, тренеры спортивных секций и т.д.

К профессиям с физическими нагрузками средней тяжести относятся: станочник деревообрабатывающей и металлообрабатывающей промышленности, слесарь, наладчик, врач-хирург, химик, текстильщик, водитель, работник пищевой промышленности, обслуживающий персонал в коммунально-бытовой сфере и в области общественного питания, продавец товаров производственного предназначения, железнодорожник, машинист подъемного транспорта.

К профессиям с тяжелыми физическими нагрузками относятся: строитель, практически все виды сельскохозяйственного труда, механизатор, горнорабочий поверхностный, работник нефтяной, газовой, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, металлург, литейщик и др.

физический труд

К профессиям с физическим трудом повышенной степени тяжести относятся: горнорабочий подземный, сталевар, вальщик леса, раздельщик древесины, каменщик, бетонщик, землекоп, грузчик немеханизированного труда, работник в сфере производства стройматериалов (немеханизированного труда).

Функции труда

Труд выполняет следующие функции:

  • участвует в воспроизводстве благ (является одним из производственных факторов), направленных на удовлетворение человеческих потребностей;
  • формирует общественное богатство;
  • способствует развитию общества;
  • обуславливает развитие научно-технического прогресса и культуры;
  • участвует в формировании человека;
  • выступает в качестве способа самореализации и самовыражения индивидуума.

виды ручного труда

Роль труда в жизни человека

«Труд из обезьяны сделал человека» – знакомая фраза, не так ли? Именно в этой фразе скрывается глубокий смысл, который отражает величайшую роль труда в жизни каждого из нас.

Трудовая деятельность позволяет человеку стать личностью, а личности – реализоваться. Труд – гарант развития, получения новых знаний, навыков и опыта.

Что происходит дальше? Человек самосовершенствуется, приобретает знания, опыт, опираясь на которые создает новые товары, услуги, культурные ценности, провоцируя научно-технический прогресс, вызывая новые потребности и полностью их удовлетворяя.

Источник

Производительность труда – это способность конкретного труда создавать определенное количество материальных благ в единицу рабочего времени.

Понятие производительности труда рассмотрено в трудах многих авторов. Сущность экономической категории производительности труда впервые был рассмотрен К. Марксом. Говоря о производительности труда К.Маркс исходил прежде всего из характера процесса труда, его свойств и роли в производстве материальных и духовных благ. Поскольку способность трудиться, выполнять какую – то полезную работу и производить нужные для потребления продукты свойственного только человеку, то под трудом он понимал прежде всего «процесс воздействия человека на предметы природы, в котором человек своей сознательной и целенаправленной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». В процессе труда человек изменяет форму или количественное содержание предметов природы, приспосабливая их к своим потребностям, осуществляет наличную намеченную цель и подчиняет ей свою волю и желания, повышает навыки к труду и расширяет свои познания о природе и ее законах. Процесс труда угасает в предмете, который производится, и то, что на стороне человека проявляется в форме определенных движений, затрат физической и духовной энергии, на стороне продукта выступает в форме бытия. [4, с. 15]

Исходя из понимания сущности труда В.Ф. Машенков и П.Ф. Иванов, а также исходя из роли в его процессе производства потребительских стоимостей, понятие производительности труда определяет, как степень плодотворности конкретной рабочей силы производить потребительские стоимости или выполнять какую – либо работу. [4, с.17].

В технике существует показатель, коэффициент полезного действия, который характеризует совершенство машины, степень полезного использования энергии и т.д., если подходить к характеристики труда с этих позиций, то его производительность является своеобразным коэффициентом полезного действия конкретного живого труда и характеризует его способность производить нужные продукты. Разумеется, здесь полной аналогии нет, это сравнение приведено лишь для того, чтобы подчеркнуть что показатель производительности труда относится только к способности живого конкретного труда, к его свойству и состоянию в конкретных производственных условиях.

Отдельные авторы задаются вопросом: Что следует понимать под производительностью труда? В экономической литературе существует несколько трактовок. Одна из них предполагает эффективность процесса труда, другая – эффективность затрат труда, третья – эффективность затрат труда в процессе производства. Все они частично отражают сущность производительности труда, либо подразумевают исключительно эффективность затрат труда. Но при этом не ясно, во – первых, какой труд имеется в виду, простой или сложный, абстрактный или конкретный, производительный или полезный. Во – вторых, такие определения не учитывают конечную цель трудового процесса, не отражают результативность целесообразной деятельности людей в процессе производства, которая создает потребительские стоимости. Нередко, в экономической литературе под производительностью труда могут быть использованы два определения: количество продукции, выпускаемой одним работником в единицу времени, или количество времени, необходимое для выпуска единицы продукции. [6, с.122]. Такая формулировка, хотя и связывает воедино затраты труда и конечный результат, но в большей мере отражает статистическое соотношение этих экономических показателей т.е. раскрывает содержание уровня производительности труда, а это не одно и то же. Наиболее приемлемое и более точное определение по их мнению дают те же экономисты, которые под производительностью труда понимают способность конкретного труда создавать в единицу времени определенное количество потребительных стоимостей. Здесь достигается связь труда и его результата, прослеживается конечная цель полезной деятельности людей и их конкретного труда, иначе говоря, в данной формулировке по их мнению отражаются общие, существенные свойства и связь труда с конечным результатом в процессе общественного и индивидуального производства. Все это характеризует труд как основу производительности, а последнюю экономическую категорию. В процессе материального производства выражается через его уровень, под которым понимают продукцию произведенную одним работником в единицу времени (час, день, год).

Производительность труда выражает эффективность человеческого труда, способность конкретного живого труда создавать в единицу времени при данных условиях производства, то или иное количество потребительных стоимостей или выражать определенный объем [8, с.148].

Экономическая категория производительности труда является научно – теоретическим понятием отражающим важные стороны экономической теории и практики. Конкретная сущность этой категории состоит в том, что она одновременно выражает природно–вещественный и специфический общественный характер и производственного применения живого труда в процессе исторического развития производства как и другие категории. В практической деятельности она существует как отражение исторически реальных производительных сил и производственных отношений, поскольку процесс труда всегда существует в определенной общественной форме. Поэтому в производительности труда, а следовательно, и в его эффективности выражается состояние способа производства в целом, уровень развития производительных сил и производственных отношений. [9, с.14]. Кроме понятий приведенных выше Воронцовым А.П. о сущности производительности труда, говорит и Н.Я. Коваленко, который придерживается мнения К.Маркса в отношении производительности труда через отношение между живым и прошлым трудом. Его понимание сущности производительности труда состоит в том, что при производстве продукта для живого труда сокращается, а доля прошло (общественного) труда на производство продукта уменьшается. При этом количество живого труда сокращается больше, увеличивается количество прошлого труда. Учет совокупных затрат труда в рабочем времени является основой для определения стоимости сельскохозяйственной продукции, так как стоимость товара определяется исключительно содержанием в нем рабочем временем. [10, с.192].

Следовательно, для характеристики производительности труда возможно использование как широкого, так и узкого подхода. В первом случае учитываются затраты не только живого труда, но и овеществленного труда. Последние с позиции общества представляет собой живой труд, но только функционирующий на предшествующих стадиях общественного производства. Экономное использование всех видов ресурсов в процессе создания потребительных стоимостей, является следствием эффективности затрат живого труда, а поэтому должно отражаться в оценке производительности труда. [11, с.212]

Кроме показателя производительности труда иногда используют показатель производительности. При расчете этого показателя учитывают затраты не только труда, но и всех других ресурсов – земли, основного и оборотного капитала. Показатель производительности характеризует средний объем продукции на единицу всех затраченных ресурсов. К этому Никифорова А. добавляет, что в рыночной экономике производительность труда рассматривается, как часть общего понятия производительности. В зарубежной практике используют эти два термина: производительность труда и производительность, которые различаются характеристикой и составом результатов труда, на базе которых рассчитываются эти показатели. Первый из них включает в себе только объем созданной продукции, в то время как второй дополнительно учитывает в результатах труда экономию или перерасход овеществленного труда, когда результаты труда соотносятся с затратами не только труда, но и всех видов ресурсов в стоимостной форме. [11, с. 211].

Производительность труда – главный показатель экономической эффективности материального производства. Рост ее положительно влияет и на эффективность производственного потребления прошлого труда, выражающую прежде всего через фондоотдачу и материалоемкость производства.[9, с.9].

Так же и в сельском хозяйстве производительность труда измеряется количеством потребительских стоимостей производимых в единицу времени. В широком смысле слова производительность труда представляет уровень затрат совокупного и овеществленного труда на создание единицы сельскохозяйственной продукции.

Производительность труда характеризуется соотношением результатов и затрат труда и является важнейшим показателем эффективности любой общественно полезной деятельности. Повышение производительности труда – приоритетное направление развитие экономики.

С ростом производительности труда связано прогрессивное развитие общества. Также с ростом производительности полнее удовлетворяются потребности в материальных духовных благах, успешнее идет все развитие человеческого общества, ибо создается избыток продукта, который образует необходимые для развития общества производственный и резервные фонды. Экономический рост производительности труда важен в том отношении, что он является главным и единственным средством обеспечения высокой динамичности сельского хозяйства. В промышленности, строительстве, увеличении выпуска продукции достигается двумя путями: за счет вовлечения в производство новых работников и роста производительности труда. В сельском хозяйстве производственный процесс всецело опирается на повышение производительности труда. В этой отрасли численность работников не только увеличивается, но и постепенно сокращается. Рост объема производства в сельском хозяйстве полностью определяется повышением эффективности трудовых затрат. За счет этого достигается здесь прирост всей продукции. [16,с.55]. Поскольку производительность труда является единственным средством расширения производства в аграрном секторе, то очевидна динамичность сельского хозяйства всецело основывается на экономии труда [16, с.56] Чем выше производительность тем больше производится продуктов, больше появляется возможностей для дальнейшего расширения производства. Вместе с тем ее повышение при соблюдении условий производства сопровождается более экономичным использованием средств производства, что приводит к снижению себестоимости производимых продуктов и повышения эффективности полных издержек производства. Таким образом, в показателе производительности объединяется технический прогресс и общий уровень культурного развития населения. [4,с.18]

Зинченко А.М. так же считает, как говорилось выше, что основной фактор снижения затрат труда на производство аграрной продукции в стране – это рост производительности в крупных, средних сельскохозяйственных предприятий, которые занимают 81,9% всех сельхозугодий и 87,9% посевных площадей, в том числе 91% посевов зерновых. Рост предложения дешевой продукции с их стороны позволит уменьшить вторичную занятость в хозяйствах населения. Одновременно повышение производительности труда – обязательное условие обеспечение высокой эффективности и конкурентоспособности всех предприятий. Рост производительности создаст реальные возможности и для повышения оплаты труда, которая в сельскохозяйственных предприятиях должно не ниже 70-80% по отношению к среднему уровню по всей экономике. [17,с.28]. Свою точку зрения имеют Р.Сейтмуратов и Ш. Юлдашев, которые в своей статье «Стимулирование производительности труда» говорят, что в нашей практике сохранились дореформенные традиционные взгляды на производительность труда. Возникает необходимость поиска научно – новых методов измерения и оценки производительности, соответствующих содержанию нового экономического механизма.

В этом плане весьма позитивно могло бы сыграть изучение опыта зарубежных стран, В котором само определение производительности является более емким по своему содержанию. Отсюда различия в подходах и методах оценки этого показателя. Современные подходы базируются на комплексной концепции. Если затраты на живой труд определяются суммой выплаченной основной и дополнительной заработной платы на общественный труд включает издержки производства на потребление сырья материалов, комплектующих изделий. При таком подходе расширяется содержание категории производительности. При этом обеспечивается постоянная и непосредственная связь между конечными результатами и современными затратами на их достижение, что является важнейшим принципом хозяйствования в условиях рыночной конкуренции. В современном понимании производительность есть ситуация, когда создается больше чем потребляется. Акцент делается на создание ценностей, а не на обычное сокращение издержек производства на рабочую силу, как при традиционных методах.

Важными условиями роста экономической эффективности аграр­ного производства являются улучшение использования трудовых ресурсов сельского хозяйства, повышение производительности труда. Для этого необходимо кардинально пересмотреть аграрную политику. Крестьянство должно рассматриваться не как донор и источник ресурсов для города, а как экономически и социально равноправный партнер и союзник. Следует не допускать дискреди­тации крестьянства, поддерживать экономический паритет в отно­шениях деревни с городом, оказывать со стороны государства ре­альную помощь в развитии социальной сферы села, а главное — не навязывать крестьянам очередную революционную ломку сложив­шихся форм и отношений и создавать условия для постепенного ре­формирования производства снизу, по воле и в интересах крестьян.

Производительность труда в сельском хозяйстве находится под влиянием многочисленных и разнообразных природных и эконо­мических факторов. Факторы роста производительности труда — это движущие силы или причины, под влиянием которых изменя­ется ее уровень. Практическое использование факторов повыше­ния производительности труда вызывает необходимость системно­го подхода и объединения их в относительно однородные группы. Все факторы роста производительности труда в сельском хозяйстве можно объединить в четыре группы:

1. организационно-экономические, включающие углубление специа­лизации и развитие кооперации, совершенствование организации производства и труда, улучшение его нормирования, ликвидацию простоев по организационным причинам, сокращение численнос­ти обслуживающего персонала;

2. технико-экономические: совершенствование техники, техноло­гии, комплексная механизация производства и электрификация, ликвидация простоев по техническим причинам;

3. социально-экономические: совершенствование материального и морального стимулирования труда, соблюдение трудовой дисцип­лины, повышение квалификации работников, ликвидация текучес­ти кадров, улучшение условий труда, быта и отдыха работников, возрождение соревнования в трудовых коллективах;

4. естественно-природные: климат, плодородие почв, продуктив­ность животных; в сельском хозяйстве результаты труда в большей степени зависят от природных условий, чем в других отраслях мате­риального производства; при одних и тех же затратах труда в зависи­мости от сложившихся погодных условий, плодородия почв, биоло­гических возможностей скота можно получить разное количество продукции.

Одним из основных социально-экономических факторов, опре­деляющих эффективность использования трудовых ресурсов, является мотивация к высокопроизводительному труду. Мотивация труда представляет собой стимулирование работника или группы работников к деятельности по достижению высоких результатов че­рез удовлетворение их собственных потребностей.

Главные рычаги мотивации — стимулы и мотивы. Под стиму­лом обычно подразумевается материальное вознаграждение, на­пример заработная плата. Мотив является внутренней побуди­тельной силой: желание, влечение, ориентация, внутренние уста­новки и др.

Наиболее эффективный стимулирующий фактор — удовлетво­ренность работников материальными условиями (заработной пла­той, премиями, доплатами за стаж работы, пособиями, продажей продукции своим работникам со скидкой и др.).

Другие важные формы мотивации — моральное поощрение ра­ботника, продвижение его по службе, повышение квалификации, создание благоприятной социальной атмосферы, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива, самостоятельность и от­ветственность и т. д.

https://etroick74.ru/publ/18-1-0-22332

Источник