Виды служебной деятельности как социальной полезной деятельности

Виды служебной деятельности как социальной полезной деятельности thumbnail

В результате изучения данной темы обучаемые должны: знать

  • • понятие и признаки государственной службы;
  • • виды и уровни государственной службы;
  • • понятие и признаки муниципальной службы;
  • • понятие служебных правоотношений и их структуру;

уметь

  • • самостоятельно работать с нормативными правовыми актами, устанавливающими систему государственной службы Российской Федерации; осуществлять их правовую экспертизу;
  • • правильно толковать нормы, регулирующие муниципально-служебные отношения, и применять их в конкретных практических ситуациях;
  • • разрабатывать документы служебно-правового характера;
  • • давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам правового регулирования государственной и муниципальной службы;

владеть

  • • терминологией, связанной с изучением дисциплины;
  • • навыками самостоятельного применения на практике полученных знаний о правовом регулировании государственной и муниципальной службы;
  • • методикой подготовки документов в сфере правового регулирования государственной и муниципальной службы.

Понятие и виды службы как профессиональной деятельности

Поскольку служебное право имеет в своей основе служебные отношения, для его понимания необходимо прежде всего обратиться к изучению службы как специфического вида профессиональной деятельности. При этом обращает на себя внимание тот факт, что сам термин «служба» в русском языке многозначен.

В словарях русского языка содержится шесть его определений. Так, с одной стороны, службами именуются многие органы государственной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, Федеральная служба судебных приставов), с другой — под службой понимается деятельность отдельных категорий граждан.

Во втором значении службу можно обозначить как один из видов социальной общеполезной деятельности.

Толковый словарь С. И. Ожегова определяет службу как работу, занятия служащего, а также место его работы. Соответственно, служащий — «это лицо, работающее по найму в различных областях умственного труда, а служить — значит нести, исполнять службу; делать что-нибудь для кого-нибудь, выполнять чью-нибудь волю, приказания, направлять свою деятельность на чью-либо пользу»1.

Служба в обобщенном понимании рассматривается как один из видов оплачиваемой профессиональной деятельности людей, в которой заинтересовано общество[1][2].

Специфика службы по сравнению с другими видами деятельности заключается в том, что служащий в процессе работы обычно не создает материальных ценностей и не оказывает хозяйственных услуг. Объект воздействия служащего иной — сознание и поведение людей. Врач лечит, преподаватель учит, государственный чиновник управляет — все они являются служащими.

Воздействие служащего на других людей не всегда прямое. Так, служащий может заниматься обработкой обращений граждан в государственный орган, однако непосредственно с гражданами при этом не общаться. Поэтому можно сказать, что еще одним признаком служащего является то, что в большинстве случаев он работает с информацией, которая одновременно выступает средством воздействия на людей.

Наконец следует отметить: процесс труда служащего регулируется не только профессионально-технологическими правилами, но и нормами социальных взаимоотношений, многие из которых есть правовые нормы.

Наличие правовых отношений в самом процессе труда служащего является характерной особенностью и обязательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус служащего обязывает его вступать в социальные, в том числе правовые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает[3].

Можно выделить различные виды служебной деятельности.

Служба в различных коммерческих и некоммерческих организациях, не имеющих прямого или косвенного отношения к сфере публичного управления, является частной службой.

Публичная служба, напротив, это работа в государственных и муниципальных органах власти, а также иная деятельность, связанная с выполнением функций публичного управления. К публичной службе относится государственная и муниципальная служба, служба на государственных должностях и т. п.

Государственной службой является вид социальной службы, который осуществляется в органах государственной власти. К государственной относится служба, решающая государственно-значимые задачи обороны, безопасности, защиты целостности, неприкосновенности и суверенитета страны, охраны общественного порядка и т. п., то есть задачи, которые решаются в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо.

Определение государственной службы дано Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003. Этот законодательный акт устанавливает, что государственная служба Российской Федерации — это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

  • — Российской Федерации;
  • — федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • — субъектов Российской Федерации;
  • — органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  • — лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • — лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Читайте также:  Витамин железо в яблоках чем полезен

Государственная служба потому является таковой, что это не просто административно-бюрократический элемент государственного аппарата, а прежде всего социальный институт публично-правового регулирования. При такой модели для госслужащего главным является добросовестное и самоотверженное служение людям, качественное «осуществление целей и функций государства посредством практического исполнения должностных обязанностей и правомочий в государственном аппарате»[4].

В таком случае госслужащий выступает не только как профессионал-управленец, но и как публичное должностное лицо, в круг полномочий которого входят реализация государственных функций и профессиональное обеспечение выполнения государственными органами или лицами, занимающими государственные должности, полномочий органов государственной власти.

Специфическими особенностями государственной службы выступают:

  • 1) публичность;
  • 2) направленность на реализацию функций государства;
  • 3) властный характер служебной деятельности;
  • 4) особая организационная структура, характеризующаяся неотделимостью от государственного аппарата;
  • 5) наличие прямой публично-правовой связи между государством и государственным служащим.

Данные особенности характеризуют государственную службу в неразрывном единстве. Однако оно не исключает возможности ее разделения на виды и уровни, образующие ее систему.

Видами государственной службы Российской Федерации в настоящее время являются:

  • — государственная гражданская служба;
  • — военная служба;
  • — государственная служба иных видов (правоохранительная).

При этом, разделение государственной службы на виды проведено

не по государственным органам, а по должностям в них. Иными словами, в одном государственном органе могут быть учреждены должности, относящиеся к различным видам государственной службы.

Государственная гражданская служба направлена на реализацию общеадминистративных функций государственного управления в узком смысле. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации — это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Из приведенного определения можно сделать следующие выводы:

  • — государственная гражданская служба определяется законодателем как профессиональная деятельность. Это означает, что она должна осуществляться непрерывно, в качестве основного вида деятельности, на основе специальных знаний и навыков;
  • — работать на государственной службе могут только граждане Российской Федерации. Исключения из данного правила могут быть установлены международными договорами Российской Федерации;
  • — государственная гражданская служба осуществляется для обеспечения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

Государственный орган — организованное государством в установленном порядке публично-правовое лицо, представляющее собой обособленную часть государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями по выполнению отдельных функций государства или субъектов федеративного государства. Характерной чертой государственного органа является деятельность от имени и по поручению государства.

Федеративный характер Российского государства предопределяет выделение федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ.

Под федеральной государственной гражданской службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Федеральная государственная гражданская служба в соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации и п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Под государственной гражданской службой субъекта Российской Федерации понимается профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 5 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Читайте также:  Сперма мужчины чем полезна для женщин

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в соответствии с п. 4 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а организация такой службы — в ведении субъекта Российской Федерации.

Военная служба призвана обеспечить функцию защиты Российского государства от внутренних и внешних угроз.

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998).

Военную службу существенно отличают от других видов государственной службы:

  • 1) ее предназначенность, то есть возможность применения для решения поставленных задач специальных (военных) методов, средств вооруженной борьбы (оружия и вооружения как индивидуального, так и коллективного применения). Такая возможность не предоставляется любым другим видам государственной службы;
  • 2) исполнение военной службы не только в добровольном порядке, но и по призыву в форме воинской обязанности, являющейся юридической обязанностью части населения государства, что также не присуще другим видам государственной службы, и ряд иных особенностей[5].

К иным видам государственной службы, упомянутым в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», относится служба на определенных должностях в органах внутренних дел, противопожарной службе, прокуратуре, Следственном комитете Российской Федерации, таможенных органах Российской Федерации, Федеральной службе безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы.

На определенном этапе реформирования государственной службы предполагалось, что все эти иные виды службы будут объединены в единый, который будет именоваться правоохранительной службой. Впоследствии законодатель от такого подхода отказался.

Тем не менее указанные виды службы достаточно близки между собой и в некоторых нормативных актах они объединяются под единым термином: федеральная государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью. Представляется, что в учебных и научных целях может использоваться и термин «правоохранительная служба», хотя при этом следует помнить, что в настоящее время он может выступать лишь в качестве объединяющего для нескольких видов государственной службы, имеющих различное правовое регулирование.

Источник

Тема 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

В современном русском языке слово «служба» имеет несколько значений. Под службой понимается и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба), и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), это и особый вид деятельности людей.

Настоящий курс предполагает изучение службы как разновидности именно общественной деятельности людей, связанной с реализацией социального управления.

По мнению Д.Н. Бахраха, в общественно полезной деятельности людей выделяются следующие основные типы:

1) производство материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;

2) духовное производство;

3) учеба, т.е. усвоение социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению внегенетическим путем);

4) ведение домашнего хозяйства;

5) физическое и духовное самосовершенствование (занятия спортом, участие в художественной самодеятельности и т.д.);

6) безвозмездная общественно полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в работе ученого совета и т.д.);

7) предпринимательство;

8) служба в различных организациях.

Читайте также:  Как узнать это патент или полезная модель

Признаки службы как особого вида общественно-полезной деятельности:

· в процессе службы материальные ценности не создаются, а создаются условия для их производства;

· в процессе службы субъекты, выполняющие эту деятельность, работают в чужом интересе;

· наличие особого субъекта этой деятельности – служащего;

· наличие особого объекта службы – человека. Служебная деятельность направлена в конечном итоге на человека – все служащие прямо или косвенно воздействуют на людей или обслуживают людей;

· особым предметом труда служащих является информация, т.е. служба связана с получением, обработкой, накоплением и передачей информации;

· служба – деятельность профессиональная. Субъекты службы обязательно занимают должности в определенной социальной структуре, т.е. имеют установленный комплекс прав и обязанностей по реализации функций, целей и задач конкретного элемента социума;

· служба предполагает обязательное наличие правовых возможностей по реализации функций организации. Как правило, речь идет о наличии у субъектов службы полномочий властного характера;

· для службы характерны возмездные начала, т.е. это вид деятельности, осуществляемый за плату. Служба осуществляется в интересах того, кто ее оплачивает.

В самом общем значении службуможно определить следую­щим образом: это профессиональная деятельность определенно­го контингента лиц-служащих по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, обще­ственных и иных социальных структур. Деятельность по органи­зации исполнения предполагает налаживание в данной структуре (в министерстве, ведомстве, предприятии, ассоциации и т.д.) управления. Но управлением в каждой структуре служба не исчер­пывается. Даже в органах власти, кроме администра­торов, значительно число других, рядовых, служащих – специа­листов, технического персонала, не говоря уже о других организациях, например образовательных, здравоохранения, где основной контингент составляют служащие, но не администрато­ры.

По характеру и по содержанию необходимо выделить различные виды служебной деятельности:

1. Публичная.

2. Общественная.

3.Частная.

Публичная служба– особый вид общественно-полезной деятельности, состоящей в осуществлении функций государства от имени и по поручению самого государства, а также реализации вопросов местного значения от имени населения муниципальных образований. Осуществляется в интересах всего общества в целом и каждого отдельного члена общества в частности. Финансируется за счет средств бюджетов, либо государственного, либо муниципального. Как правило, это служба в государственных или муниципальных органах, организациях. Важно отметить, что к этому виду службы следует отнести и деятельность по оказанию социально значимых услуг (например, медицинских, жилищно-коммунальных и др.). Осуществляется особыми субъектами, которыми являются государственные либо муниципальные служащие, а также служащие государственных или муниципальных учреждений. Особое место среди публичных служащих занимают лица, замещающие государственные и муниципальные должности.

Публичная служба, в свою очередь, может быть классифицирована, как:

1) государственная;

2) муниципальная;

3) в государственных организациях;

4)в муниципальных организациях.

Общественнаяслужба – особый вид общественно-полезной деятельности, осуществляемый в интересах части или группы субъектов общества, объединенных общими интересами. Общественная служба направлена на удовлетворение общественного интереса, не связанного с извлечением прибыли, хотя это и допустимо, но только в целях, ради которых созданы объединения. Финансируется за счет средств объединений граждан, членских взносов, пожертвований и т.п. Осуществляется специальными субъектами, замещающими должности в этих организациях и получающих за свою деятельность денежное вознаграждение.

Данный вид службы осуществляется:

1) в общественных объединениях граждан;

2) в партиях;

3) в некоммерческих и негосударственных организациях;

4)в религиозных организациях и др.

Частнаяслужба – осуществляется в интересах частных лиц. Этот вид службы реализуется для удовлетворения частного интереса и связан с получением прибыли в коммерческих предприятиях, в частных организациях. Источником финансирования являются доходы от предпринимательской деятельности либо фонды оплаты труда коммерческих объединений. Осуществляется служащими, замещающими должности в управленческом аппарате частных организаций. Руководитель коммерческой организации, являющийся ее учредителем, служит, прежде всего, частной организации, которая оплачивает его труд, но не самому себе. Не признается службой деятельность лиц, осуществляющих определенную деятельность по гражданско-правовым договорам (оказания услуг, подряда, поручения и т.п.)

Источник