Виды полезных ископаемых для 4 класса

Виды полезных ископаемых для 4 класса thumbnail

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

hello_html_2a535f21.jpghello_html_m2998f022.jpg

Проект

«Полезные ископаемые»

hello_html_m6a4ca4cd.jpg

Содержание:

  • Что такое полезные ископаемые?

  • Что такое месторождение?

  • Кто ищет месторождения полезных ископаемых?

  • Виды полезных ископаемых, месторождения и их применение.

  • Загадки о полезных ископаемых.

  • Охрана полезных ископаемых

hello_html_m6e03e274.jpg

hello_html_4e4da5cd.jpgПолезные ископаемыеэто вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.

Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Месторожденияприродные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, а при больших площадях распространения –бассейны.

Читайте также:  Подушки с гречишной лузги чем они полезны

Поиском месторождений занимаютсягеологи.

Геологияэто наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:

  • Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)

  • Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит)

  • Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)

  • Камнесамоцветное сырье  (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).

  • Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)

  • Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты )

hello_html_m4dcaf0.jpgВ России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. В недрах земли выявлены и разведаны многочисленные месторождения нефти, природного газа, каменного угля, руд черных, цветных, редких и благородных металлов, редкоземельных элементов.

Отдельные виды полезных ископаемых

Полезные ископаемые

Применение

Месторождения

Каменный уголь

Применение каменного угля многообразно. Он используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности, 

Кузнецкий, Печерский, Южно – Якутский, Канско – Ачинский угольные бассейны

Нефть и газ

 Применяется в мире химической и нефтехимической промышленности, для производства синтетическихкаучуков и волокон, пластмасс, ПАВ, моющих средств, пластификаторов, присадок, красителей,

Западно-Сибирское, Тимано-Печорское, Волго-Уральское, Прикаспийское, Северо-Кавказско-Мангышлак, Енисейско-Анабарское, Лено-Тунгусское, Лено-Вилюйское

Газ

Природный газ широко применяется в качестве горючего в жилых, частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи; как топливо для машин (газотопливная система автомобиля), котельных, ТЭЦ и др. Сейчас он используется в химической промышленности как исходное сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс. В XIX веке природный газ использовался в первых светофорах и для освещения (применялись газовые лампы)

, Охотское и нефтегазоносные области: Балтийская, Анадырская, восточно-камчатская.

Горючие сланцы

Используется в химической промышленности

Волжский, Тимано-Печорский, Вичегодский сланцевые бассейны.

Торф

Используется комплексно как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал и др. Торф также является важным газоносным материалом.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Железные руды

Используются при производстве чугунов и сталей

Курская магнитная аномалия

Гранит

Используется в строительстве в качестве облицовочного материала, для изготовления памятников и гранитного щебня

Карелия, Емельяновское месторождение

Известняк

Применяется в качестве строительного материала, мелкозернистые разновидности используют для создания скульптур.

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Песок

Используется в составе строительных материалов, для намывки участков под строительство, для пескоструйной обработки, при возведении дорог, насыпей, в жилищном строительстве для обратной засыпки, при благоустройстве дворовых территорий, при производстве раствора для кладки, штукатурных и фундаментных работ, используется для бетонного производства. 

Европейская часть, Северный Урал, Западная Сибирь

Загадки о полезных ископаемых:
1.Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? 
Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят 
на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое, из чего был сделан горшочек?

Глина. 
2.Бела, кристаллическая, твердая порода, 
применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 
Мрамор. 
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо». 
Железо. 
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» 
каменного угля. 
Торф. 
5. Образуется при разрушении гранита и кварца. 
Песок.

6. С итальянского языка название этого ископаемого 
переводится как «зернистый»? 
Гранит. 
7. Без него не может обойтись учитель на уроке. 
Мел. 
8. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – 
мел, мрамор. 
Известняк. 
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. 
Нефть.

Охрана полезных ископаемых

Полезные ископаемые относятся к неживой  природе. Многие из них

образовались из остатков живых  организмов, которые  были на Земле миллионы лет назад. 

Существует тесная связь между живой и   неживой природой и   человеком.

Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Если относиться к  добыче полезных  ископаемых не по –   хозяйски, то они   могут совсем исчезнуть!

hello_html_d2aba29.jpg

Источник

Познание мира 4 класс урок Дата «__________»

Тақырып. Что такое полезные ископаемые?

Мақсаттар: расширить представления о полезных ископаемых; находить на карте основные месторождения полезных ископаемых; развивать умение работать с книгой; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

Көрнекілігі: карта полезных ископаемых Казахстана, оценочные листы, критерии к выполнению заданий, статьи, учебник.

Күтілетін нәтиже:

  • Знать классификацию полезных ископаемых

  • Уметь находить на карте полезные ископаемые

  • Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Создание коллаборативной среды.

Деление на группы

В классе расклеяны стикер трёх цветов, на которых написаны слова: вода, воздух, земля.

Дети становятся в кружок, учитель читает стихотворение.

Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.

– о каких кладах природы говорилось в стихотворении?

– каждый из вас возьмёт стикер, который ему нравиться.

– соберитесь в группы в зависимости от клада природы (вода, воздух, земля).

Читайте также:  Полезные ископаемые россии 8 класс таблица

Рассаживайтесь за парты в соответствии с указателем на парте.

  1. Актуализация знаний.

– объясните, почему воду, воздух считают кладовыми Природы? (ответы учеников)

– дайте объяснения, почему землю считают кладовой?

3. Постановка темы урока и цели

– вы привели верные объяснения, как вы думаете, какова тема нашего урока?

– Сегодня на уроке мы с вами ответим на такой вопрос «Что такое полезные ископаемые?».

– Какова цель нашего урока? (расширить представление о полезных ископаемых)

– каких критериев успеха мы должны достигнуть на уроке? (критерии вывешиваются на доску)

  • (Знать, классификацию полезных ископаемых

  • Уметь находить на карте полезные ископаемые

  • Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.)

Когда мы начали изучать полезные ископаемые?

В прошлом году мы получили представления о полезных ископаемых. Каждый из нас владеет определённой информацией. Я предлагаю обменяться идеями о полезных ископаемых, для этого мы воспользуемся корзинами идей.

Прием “Корзина идей”

На доске вывешивается корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос « что вам известно по теме полезные ископаемые.»

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Для чего мы выполняли это задание?

  1. Работа по теме урока

  • «Корзина идей» заполнена, теперь нам необходимо проверить насколько точны наши предположения, для этого вы самостоятельно поработаете с текстом, используя приём Инсерт

При чтении текста учащиеся на полях расставлят пометки карандашом у каждого рбзаца. Пометки рассталяются следующие

  • – уже знал

+ – новое

? – не понял, есть вопросы

Что такое полезные ископаемые?

Песок, глина, известняк, гранит, мрамор, нефть и газ – такие разные по внешнему виду и по свойствам, называются одинаково – полезные ископаемые. Полезные – потому что служат человеку, ископаемые потому что их добывают из недр земли. Их ищут, находят, определяют количество. Места разработки полезных ископаемых называются месторождениями.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.

Одно из главных богатств Казахстана – это его полезные ископаемые. Из 110 элементов, известных людям, в его недрах выявлены 99, разведаны 70.

Казахстан – одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния, олова, урана, золота и других цветных металлов. По запасам вольфрама наша страна занимает первое место в мире. Второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвёртое по запасам свинца и молидбена.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Полезные ископаемые бывают рудными, нерудными и горючими. Рудные полезные ископаемые делятся на чёрные и цветные металлы. Нерудные полезные ископаемые используются в основном в естественном виде. К нерудным отнсятся минералы (каменная соль, песок, известняк, мрамор , глина). К горючим полезным ископаемым относятся нефть, природный газ, каменный уголь и торф.

Читайте также:  Как кормить кошку дешево и полезно

Заполните таблицу

+

?

Проверка заполнения таблицы

  • Что вам было известно?

  • Отметили ли вы для себя новую информацию?

  • Что вас заинтересовало?

Где возникли вопросы?

  • Проверим свои предположения по «Корзине идей»

Зачитываются идеи, в соответствии с текстом, даются и проверяются ответы.

  • На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (на доске состаляется кластер)

Полезные ископаемые

рудные нерудные горючие

минералы

  1. Включение нового в систему знаний и повторение

Каждому учащемуся раздаётся карточка. Материал самостоятельно изучается учащимися, с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.

  • Работая в группах, вы раскроете понятия полезные ископаемые по их видам, опираясь на карточку помощник и текстовое сообщение. Время на работу вам отводится 10 минут.

  • Посмотрите внимательно на вопросы, сформулированные в вашей карте-помощнике, и составьте критерии оценивания выступления группы.

чтобы указать месторождение на карте, вам необходимо на карту прикрепить знак обозначения полезного ископаемого.

Карточка для первой группы учащихся:

Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение

Статья

Учебник

географическая карта Казахстана,

  1. Что называется горючими полезными ископаемыми?

  2. Что относится к горючим полезным ископаемым?

  3. Как обозначаются на карте горючие полезные ископаемые?

  4. Указать месторождения горючих полезных ископаемых на территории Казахстана.

  5. Применение горючих полезных ископаемых.

Карточка для второй группы учащихся:

– Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение

Статья

учебник

географическая карта Казахстана,

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным полезным ископаемым?

3. Как обозначается на карте рудные полезные ископаемые ?

4. Указать месторождения рудных полезных ископаемых на территории Казахстана.

4. Применение рудных полезных. ископаемых.

Карточка для третьей группы учащихся:

Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение

Статья

Учебник

географическая карта Казахстана,

1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к нерудным полезным ископаемым?

3. Как обозначаются на карте нерудные полезные ископаемые?

4. Указать месторождения нерудных полезных ископаемых на территории Казахстана.

5. Применение нерудных полезных . ископаемых.

ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Горные породы , которые содержат металллы, называют рудой. Из руды получают железо, медь, свинец, аллюминий, золото и другие металлы.

В руде металлы находятся вместе с пустой породой. Руду нужно обогатить , т.е. оттделить пустую породу от металла. Это делается в доменных печах на металлургических заводах. Пустую породу вывозят за пределы завода. Бывают руды чёрных и цветных металлов.

К горючим полезным ископаемым относятся уголь, нефть, газ и торф. Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля – горючесть. При горении он дает много тепла. Нефть — особо ценное жидкое топливо. Нефть содержится в пустотах горных пород, находящихся в глубоких слоях земли. Ее добывают бурением. Вместе с нефтью из недр земли выходит горючий газ. Горючий газ в недрах земли может иметь и свои отдельные месторождения.

Торф – это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.

Некоторые полезные ископаемые используются как строительный материалы, технические и драгоценные камни, а также для производства удобрений. Из них не выплавляют металлы. Песок, глина, глина, гранит встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в том виде, в каком они находятся в природе, поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми.

Оценивание ответов учащихся с опорой на критерии составления ответа. – Возвращение к корзине идей.

-Какие идеи из нашей корзины получили подтверждение?

– что нам дало выполнение этого вида заданий?

  1. Итог

о чём вы можете рассказать своим родителям?

– Что вам этот урок дал для жизни?

– Чему вы научились?

7. Составление синквейна или

Полезные ископаемые

Рудные, нерудные

Выплавляют, строят, горят.

Полезные ископаемые нужно расходовать бережно.

Кладовая земли

Рефлексия Продолжи предложения

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

  1. Домашнее задание. Составить синквейн о полезных ископаемых или подготовить рассказ о полезных ископаемых Казахстана

Источник