Виды и формы общественно полезной трудовой деятельности

Виды и формы общественно полезной трудовой деятельности thumbnail

Код

Полное наименование

Акт законодательства

Период применения нормативного акта

РАБОТА

Работа

Статья 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <39>.

до 31.12.2001

Подпункты 1, 2 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” <40>.

с 01.01.2002 по 31.12.2014

Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” <41>.

Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” <42>.

с 01.01.2015

РАБСВПК

Работа, подтвержденная свидетельскими показаниями

Пункт 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 <43>.

до 31.12.2014

Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, в случаях, предусмотренных данным пунктом, не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

Пункты 37 – 42 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 “Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий” <44>.

с 01.01.2015

РАБЗАГР

Работа за границей

Статья 98 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <45>.

до 31.12.2001

Подпункт 1 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002 по 31.12.2014

Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

СЛУЖБА

Военная служба и другая, приравненная к ней служба

Статья 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <46>.

до 31.12.2001

Подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002 до 31.12.2014

Подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

СЛПРИЗ

Военная служба по призыву

Абзац 8 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002 до 31.12.2014

Подпункт 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан” <47>.

Пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

РАБВОВ

Работа во время Великой Отечественной войны

Абзац 6 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

СЛДАПБЛ

Служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий

Абзац 4 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

ИЗЛВТР

Время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы

Абзац 4 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

РАБЛОК

Работа в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.)

Абзац 5 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

СЛПРОЖ

Проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Пункт “г” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Пункт 7 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002 по 31.12.2014

Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

СОЦСТРАХ

Период временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы.

Пункт “а” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж”.

до 31.12.2001

Подпункт 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

Пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

НЕРАБМАТЬ

Уход неработающей матери за ребенком

Пункт “в” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

УХОД-ДЕТИ

Уход одного из родителей за ребенком

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2014

Подпункт 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”.

Пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

УХОД-ИНВД

Уход, осуществляемый за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым

Пункт “б” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

ТРУДЛИЦО

Уход трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет

Подпункт 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2014

Подпункт 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”.

Пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

УХОД-ВИЧ

Уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми

Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” <48>.

БЕЗР

Получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность

Пункт “ж” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Подпункт 6 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002 по 31.12.2014

Подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

РЕАБИЛИТ

Содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, отбывание наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке

Абзац 9 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Статья 10 Закона от 26.04.1991 N 1107-1 “О реабилитации репрессированных народов” <49>.

Подпункт 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002 по 31.12.2014

Статья 10 Закона от 26.04.1991 N 1107-1 “О реабилитации репрессированных народов”.

Пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. Статья 10 Закона от 26.04.1991 N 1107-1 “О реабилитации репрессированных народов”.

с 01.01.2015

ПРОФЗАБ

Пребывание на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания

Пункт “а” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Подпункт 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

ПЕРЕСМОТР

Пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела

Пункт “е” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Подпункт 5 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

ДВСТО

Подготовка к профессиональной деятельности – обучение

Статья 91 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <50>.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

ПРЗАГР

Проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций.

Пункт “д” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Подпункт 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002 по 31.12.2014

Подпункт 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”.

Пункт 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

Подпункт 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”.

ПРОВОВ

Проживание в районах, временно оккупированной неприятелем в период Великой Отечественной войны

Абзац 1 статьи 95 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <51>.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

ПРБЛОК

Проживание в г. Ленинграде в период его блокады

Абзац 2 статьи 95 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

ПРКОНЦ

Нахождение в концлагерях

Абзац 2 статьи 95 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2001

Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

с 01.01.2002

ПРОЖСУПР

Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства

Подпункт 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

до 31.12.2014

Подпункт 4 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”.

Пункт 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”.

с 01.01.2015

Подпункт 4 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”.

——————————–

Читайте также:  Интересное и полезное для сада и огорода

<39> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; Собрание законодательства Российской Федерации, 20.01.1997, N 3, ст. 363.

<40> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 13; N 48, ст. 4587; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 8, ст. 605; 2006, N 23, ст. 2377, 2384; 2007, N 40, ст. 4711; N 45, ст. 5421; N 49, ст. 6073; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3602, 3612; N 52, ст. 6224; 2009, N 1, ст. 27; N 18, ст. 2152; N 26, ст. 3128; N 27, ст. 3265; N 30, ст. 3739.

<41> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920.

<42> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2015, N 27, ст. 3964; 2016, N 1, ст. 5.

<43> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 31, ст. 3110.

<44> Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 41, ст. 5545.

<45> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351.

<46> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346.

<47> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1076; 2008, N 30, ст. 3602; 2009, N 30, ст. 3739; 2013, N 52, ст. 6992.

<48> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1212; 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 48, ст. 6165; 2015, N 1, ст. 48.

<49> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 572; 1993, N 32, ст. 1230.

Читайте также:  Чем полезен настой шиповника для женщин

<50> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351.

<51> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351.

Источник

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

Читайте также:  Срок полезного использования нма товарного знака

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник