Виды и формы общественно полезной трудовой деятельности
Код | Полное наименование | Акт законодательства | Период применения нормативного акта |
РАБОТА | Работа | Статья 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <39>. | до 31.12.2001 |
Подпункты 1, 2 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” <40>. | с 01.01.2002 по 31.12.2014 | ||
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” <41>. | |||
Пункт 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” <42>. | с 01.01.2015 | ||
РАБСВПК | Работа, подтвержденная свидетельскими показаниями | Пункт 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 <43>. | до 31.12.2014 |
Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, в случаях, предусмотренных данным пунктом, не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии. | |||
Пункты 37 – 42 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 “Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий” <44>. | с 01.01.2015 | ||
РАБЗАГР | Работа за границей | Статья 98 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <45>. | до 31.12.2001 |
Подпункт 1 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 по 31.12.2014 | ||
Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | |||
Пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
СЛУЖБА | Военная служба и другая, приравненная к ней служба | Статья 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <46>. | до 31.12.2001 |
Подпункт 3 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 до 31.12.2014 | ||
Подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | |||
Пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
СЛПРИЗ | Военная служба по призыву | Абзац 8 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Подпункт 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 до 31.12.2014 | ||
Подпункт 1 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан” <47>. | |||
Пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
РАБВОВ | Работа во время Великой Отечественной войны | Абзац 6 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
СЛДАПБЛ | Служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий | Абзац 4 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
ИЗЛВТР | Время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы | Абзац 4 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
РАБЛОК | Работа в г. Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.) | Абзац 5 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
СЛПРОЖ | Проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. | Пункт “г” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Пункт 7 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 по 31.12.2014 | ||
Пункт 7 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
СОЦСТРАХ | Период временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы. | Пункт “а” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” “Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж”. | до 31.12.2001 |
Подпункт 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
Пункт 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
НЕРАБМАТЬ | Уход неработающей матери за ребенком | Пункт “в” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
УХОД-ДЕТИ | Уход одного из родителей за ребенком | Подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2014 |
Подпункт 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”. | |||
Пункт 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
УХОД-ИНВД | Уход, осуществляемый за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым | Пункт “б” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
ТРУДЛИЦО | Уход трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет | Подпункт 6 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2014 |
Подпункт 3 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”. | |||
Пункт 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
УХОД-ВИЧ | Уход родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми | Пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)” <48>. | |
БЕЗР | Получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность | Пункт “ж” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Подпункт 6 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 по 31.12.2014 | ||
Подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | |||
Пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
РЕАБИЛИТ | Содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, отбывание наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке | Абзац 9 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Статья 10 Закона от 26.04.1991 N 1107-1 “О реабилитации репрессированных народов” <49>. | |||
Подпункт 5 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 по 31.12.2014 | ||
Статья 10 Закона от 26.04.1991 N 1107-1 “О реабилитации репрессированных народов”. | |||
Пункт 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. Статья 10 Закона от 26.04.1991 N 1107-1 “О реабилитации репрессированных народов”. | с 01.01.2015 | ||
ПРОФЗАБ | Пребывание на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания | Пункт “а” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Подпункт 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
ПЕРЕСМОТР | Пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела | Пункт “е” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Подпункт 5 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
ДВСТО | Подготовка к профессиональной деятельности – обучение | Статья 91 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <50>. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
ПРЗАГР | Проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций. | Пункт “д” статьи 92 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Подпункт 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 по 31.12.2014 | ||
Подпункт 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”. | |||
Пункт 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
Подпункт 5 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”. | |||
ПРОВОВ | Проживание в районах, временно оккупированной неприятелем в период Великой Отечественной войны | Абзац 1 статьи 95 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” <51>. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
ПРБЛОК | Проживание в г. Ленинграде в период его блокады | Абзац 2 статьи 95 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
ПРКОНЦ | Нахождение в концлагерях | Абзац 2 статьи 95 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2001 |
Пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | с 01.01.2002 | ||
ПРОЖСУПР | Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства | Подпункт 7 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. | до 31.12.2014 |
Подпункт 4 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”. | |||
Пункт 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”. | с 01.01.2015 | ||
Подпункт 4 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ “О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан”. |
——————————–
<39> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; Собрание законодательства Российской Федерации, 20.01.1997, N 3, ст. 363.
<40> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 13; N 48, ст. 4587; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 8, ст. 605; 2006, N 23, ст. 2377, 2384; 2007, N 40, ст. 4711; N 45, ст. 5421; N 49, ст. 6073; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3602, 3612; N 52, ст. 6224; 2009, N 1, ст. 27; N 18, ст. 2152; N 26, ст. 3128; N 27, ст. 3265; N 30, ст. 3739.
<41> Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920.
<42> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2015, N 27, ст. 3964; 2016, N 1, ст. 5.
<43> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 31, ст. 3110.
<44> Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 41, ст. 5545.
<45> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351.
<46> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 5, ст. 346.
<47> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 13, ст. 1076; 2008, N 30, ст. 3602; 2009, N 30, ст. 3739; 2013, N 52, ст. 6992.
<48> Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 14, ст. 1212; 2004, N 35, ст. 3607; 2013, N 48, ст. 6165; 2015, N 1, ст. 48.
<49> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 18, ст. 572; 1993, N 32, ст. 1230.
<50> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351.
<51> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351.
Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.
Цель: содействовать всестороннему развитию личности.
Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;
– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-трудолюбие;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.
Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.
Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.
Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.
Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.
На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.
Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.
Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.
Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.
Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью). Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.
Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.
Виды общественно полезной деятельности по годам обучения
1 класс
Протереть своевременно классную доску.
Протереть своевременно парты.
Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.
Прибрать на отдельных полках в шкафу.
Убрать после завтрака посуду, протереть столы.
Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.
Сделать и повесить кормушки для птиц.
Выполнить обязанности санитара, старосты.
2 класс
То же, что в I классе, и дополнительно:
Уход за цветами.
Заведование шкафом.
Дежурство в столовой.
Уборка комнаты после труда.
Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.
Ремонт пособий.
Помощь в изготовлении наглядных пособий.
3 класс
То же, что во II классе, и дополнительно:
Уход за цветами в зале.
Организация классной библиотеки.
Шефство над учащимися I класса.
Забота о больных товарищах.
Принести, повесить и отнести учебные пособия.
4 класс
То же, что в III классе, и дополнительно:
Уход за цветами в школе.
Шефство в I и II классах.
Мытье полов, дверей и панелей в классе.
Участие в санитарной комиссии по школе.
Работа в составе совета дружины.
5 класс
То же, что в IV классе, и дополнительно:
Шефство в I, II и III классах.
Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).
Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.
Украшение школы к праздникам.
Помощь слабым ученикам.
6 класс
То же, что в V классе, и дополнительно:
Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).
Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.
Помощь в уборке школы.
Помощь в столовой.
Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.
Мытье панелей в школе.
Уборка снега около двора.
7-9 классы
То же, что в VI классе, и дополнительно:
Уход за садом.
Посадка деревьев и цветов на своих участках.
Починка парт, столов, стульев.
Организация уголка по подготовке к экзаменам.
Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.
Сбор утильсырья.
Шефство над пенсионерами.
Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.
Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.
Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.
-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.
Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.