Вещь может быть полезна двояким образом

Почему подарки могут вызывать неловкость, когда «разборчивость» становится манипуляцией и что лучше не презентовать вообще

Для детей и взрослых Новый год — это не только елка и Дед Мороз. Всем интересно и то, что Дед Мороз принесет и положит под елку. Конечно, «дедморозами» взрослым голову уже не заморочишь, но подарки они любят не меньше детей.

Традиция дарить подарки — не просто процесс обмена материальными ценностями. Самое главное — что люди делятся эмоциями, высказывают свое отношение друг к другу.

Итак, подарок это не просто вещь. Это вещь, наполненная содержанием, своеобразная квинтэссенция того, как даритель нас видит, какие качества в нас ценит, насколько хочет нас порадовать.

Когда кто-то дарит вам подарок, этим он как бы говорит: «Вот то, что сделает тебя счастливым». И если мы принимаем подарок, то соглашаемся с видением дарящего, принимаем ту идентичность, которую нам предлагают.

Когда подарки вызывают стресс

Конечно, не каждый случай дарения вызывает глубокие положительные чувства у обеих сторон. Есть люди, которые не любят дарить, а есть те, кто не любит получать подарки. Причины могут быть разными. Нередко такая нелюбовь к подарочному процессу вызвана тем, что люди опасаются стать должниками дарителя.

Например, если подарок дорогой, то люди боятся «не расплатиться» за него ответным подарком. Либо же подарок может вызывать чувство какого-то морального и эмоционального долга, обязанности как-то по особому относиться к дарящему, больше его любить, уважать или давать поблажки.

Еще одна проблема — когда люди считают, что обязательно должны удивительным образом порадовать противоположную сторону. Дарящий хочет подобрать идеальный подарок, лучше которого не бывает. Тот же, кто принимает дар, нередко считает, что должен показать, будто безумно рад любому подарку. И в обоих случаях праздники могут превратиться в стресс и кошмар в попытке максимально всех осчастливить.

И тут уж людям начинает казаться, чтобы лучше бы и праздников не было. И в гости ходить было бы не надо, и подарки принимать.

Можно ли угодить «привереде»?

Есть категория людей, которая создает много головной боли у дарителей. Они, как правило, очень избирательны к подаркам. Что бы им ни подарили, они рассматривают дар с недовольным и брезгливым лицом и всем видом показывают, что им не только вручили бесполезную вещь, но даже и оскорбили. Бывает, что даже в самых простых вещах они усматривают некий неприятный «намек».

Люди могут так относиться к подаркам, когда они действительно не очень хорошо знают, чего хотят. Трудно угодить тому, кто понятия не имеет, чему будет рад. Либо в такую категорию попадают те, кто отлично понимает, что самого заветного не получит. Это может быть невозможно по разным причинам, в том числе и финансовым. И тогда любой подарок изначально не выдерживает конкуренцию с мечтой.

Но бывают случаи, когда такая подарочная капризность — вид манипуляции. Человек изображает жертву, заставляя окружающих испытывать стыд, за то, что они не могут подарить что-то «подобающее». Все время оказывается, что подарок не того цвета, размера, фасона, слишком дешевый или, наоборот, слишком дорогой.

Как бы там ни было, «капризули» рискуют получить самый плохой подарок из возможных. Окружающие с каждым годом прикладывают все меньше и меньше усилий для приобретения чего-то особенного. Какая разница, что дарить, если все равно не угодишь! Часто переходят на подарочные сертификаты, потому что к сертификату труднее придраться и обесценить его. Получателю подарка придется самому выбирать, что купить на свое усмотрение. Пусть, мол, и выбирает то, что окажется достаточно хорошим для него.

Учитываем степень близости

Единого эталонного подарка не бывает. Конечно, перед праздником очень многие СМИ советуют «идеальный подарок», но очень часто делают это исходя из собственных предпочтений либо «на правах рекламы». Это не значит, что их идея вам не подойдет. Просто надо отдавать себе отчет, что советы масс-медиа не гарантируют успех.

Подарки бывают разные, и многое зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с одаряемым. Если вы с человеком не слишком близки, но хотите его порадовать вниманием, то вполне подойдет формальный подарок — какая-нибудь приятная мелочь «про Новый год». Это может быть оригинальная елочная игрушка, открытка, сладости и т. п. Люди положительно относятся к таким подаркам и не предъявляют к ним особых требований. Если даже такой подарок не понравился, то претензий обычно не предъявляют — сладостями делятся с другими, а игрушками и открытками украшают рабочее место.

Личный подарок может быть разного размера и стоимости. Тут главное не его габариты и финансовые параметры, а отношение и подчеркивание сторон личности человека, получающего дар. Здесь вопрос не в том, на какую сумму вы оцениваете отношения с одаряемым, а насколько цените его как личность. Такие подарки приносят громадное удовольствие обеим сторонам.

Когда можно «не заморачиваться» Некоторые люди предпочитают не ждать «милости от природы», не мучить дарителей поисками, а прямо сказать, что хотят получить в подарок. Это «подарок на заказ». Тут не поспоришь, всем проще, особенно если параметры четко заданы. Однако во многих случаях из таких даров исчезает «волшебство». Даритель иногда себя ощущает «службой доставки».

Тем не менее многие чувствуют себя в этой ситуации вполне комфортно. А если уж хочется добавить волшебства, можно подарить еще один подарок-сюрприз.

Сейчас очень распространены «подарочные сертификаты». К ним люди относятся по-разному. Есть те, кто считает, что даритель слишком формально и «без души» подошел к выбору: шел мимо и схватил первое попавшееся.

Другая категория, напротив, сертификаты очень любит. Это кусочек свободы подарить себе любимому то, что хочется и действительно нужно. Кроме того, социологические исследования показали, что, используя сертификат, люди чаще покупают себе вещи и услуги дороже, чем обычно. Выбирают что-то особенное, что-то новое, то, чего никогда не пробовали. То есть такой подарок — еще и возможность необычно себя порадовать.

Самые неудачные подарки

Универсально плохих подарков, как и универсально хороших, не бывает. Бывают подарки неудачные, которые вызвали негативные эмоции у человека, принимающего дар. Тут трудно говорить о каких-то правилах. Иногда не угадаешь, какая вещь вызовет реакцию отторжения. Однако есть категории подарков, с которыми точно не стоит рисковать (если вы не знаете на 100%, что это именно то, чего желает ваш одаряемый).

  1. Косметика, духи и средства ухода. Подобная продукция многим кажется «простым выходом» из сложной ситуации с выбором подарка. Особенно этим грешат некоторые мужчины, которые считают, что «женщинам без разницы, чем мазаться». А женщинам не все равно. Почти каждая имеет не только свою любимую фирму-производителя, но и конкретную линию, которая подходит больше всего. Если вы не знаете наверняка, то лучше не хватайте первое попавшееся с полки. Подарок в лучшем случае окажется бесполезным. В худшем вас обвинят в невнимании.
  2. Подарок «сюрприз» и подарок «шутка». Далеко не все это любят. Можно очень неудачно пошутить и наступить на больную мозоль. Если с сюрпризом еще возможно внезапно угадать самое «заветное желание», то шутка может быть неправильно понята, особенно если даритель и одаряемый имеют разное чувство юмора. То, что вас безумно веселит и кажется очень остроумным, другой может счесть жестом неуважения и насмешкой.
  3. Практичные подарки. Иногда то самое «видение идентичности» дарителем может сослужить плохую службу. Особенно это касается подарков женщинам. Даже очень полезные вещи могут обидеть. Если муж каждый год дарит своей супруге предметы кухонного обихода то женщина может подумать, что муж к ней относится как к кухарке, «обслуживающему персоналу» и не более. Аналогичный эффект способны вызвать ежегодные «носки-трусы» для мужа. Подарок действительно может быть полезным, но при этом совсем не желанным.

Наталья Стилсон специально для Apteka.RU

Источник

Иногда экономия времени и средств приносит положительные результаты. Но все имиджмейкеры скажут вам, что есть вещи, на которых женщине нельзя экономить. Поэтому стоит подумать в какие вещи стоит инвестировать, чтобы ощущать себя на «миллион долларов»!

Основу нашего гардероба составляют базовые вещи, вокруг которых строятся разные образы. Приобретается они на несколько сезонов и бесспорным принципом при выборе этих вещей является качество и удобство.

Не стоит тратить деньги на некачественные вещи, они быстро потеряют привлекательность и вид, их нельзя будет носить без ущерба вашему внешнему виду.

Поэтому при покупке уделяйте внимание качеству швов и строчек, качеству материала, ведь вещью вам придется пользоваться несколько месяцев, а может и пару-тройку лет. Она не должна расползаться по швам или протираться до дыр.

Конечно, эти элементы гардероба должны быть удобны. Размер надо подбирать точно, без оглядки на желание, например, похудеть к весне. Только в этом случае они будут хорошо сидеть по фигуре.

Туфли

По статистике большинство людей в первую очередь обращает внимание на обувь, а лишь потом оценивает ваш наряд. И не важно на какую встречу вы пришли: свидание, собеседование или деловая встреча. Поэтому забудьте про лозунги продавцов дешевой обуви, о том, что их модели отличает только цена. Дешевая обувь быстро теряет свой вид, а также доставляет дискомфорт при ношении.

Классические туфли на каблуке могут «спасти» ваш образ даже при недорогом деловом костюме. И все будет наоборот, если у вас дорогой костюм, но туфли не отвечают его уровню.

Даже при небольшом бюджете не бойтесь выбирать «непрактичную» обувь нюдового цвета. Она поможет вытянуть ваш образ на должный уровень: придаст элегантности и сделает немного выше.

Сумка

Вторая вещь, на которую часто обращают внимание и на которой ни в коем случае нельзя экономить – сумка. Для женщины это больше, чем просто элемент гардероба. В ней не только хранятся полезные вещицы, она выступает как стильный аксессуар, который поддерживает ваш образ и помогает чувствовать себя увереннее.

Выбирая сумку, обратите внимание на качество материала, из которого она сшита, на ровность и законченность строчек. На качество подкладочной ткани и аккуратность декоративных элементов, если таковые есть.

Пусть это будет не Birkin, в которую точно стоит инвестировать деньги, но это может быть качественная классическая сумка другого производителя жёсткой формы. Не стремитесь приобретать модные новинки, ведь вам нужно, чтобы сумка подходила к нескольким образам и желательно, прослужила несколько сезонов.

Цветовая гамма должна быть сдержанной и универсальной: темно-синий, темно-зеленый, бордовый, черный, шоколадный, бежевый, – тогда её можно будет комбинировать с разными вещами вашего гардероба.

Базовые вещи

Приобретая базовые вещи нужно помнить, что в них вы будете проводить много времени и это основа, с помощью которой можно создавать разные образы в рамках одного или нескольких стилей. Как правило это простые вещи, минималистичного дизайна и простого кроя. Они взаимозаменяемы и дополняемые.

К ним можно отнести платье-футляр (подходит всем, кроме фигуры «овал»), брюки прямые или зауженные, юбка-карандаш или прямая, рубашка и пиджак. Мы не говорим сейчас о том, что все эти вещи должны быть куплены одномоментно с риском потратить на это весь свой заработок за один или пару месяцев. Эти вещи можно приобретать постепенно, по мере необходимости или возможности. Но экономить на них нельзя!

Пусть вы купите вначале платье, которое можно комбинировать с пиджаком, тренчем, курткой или кардиганом. Но качество-удобство должны быть на высоте.

Костюм – еще одна составляющая вещей, на которых нельзя экономить. Именно костюмы чаще всего приобретаются на несколько лет и тут стоит очень внимательно проверять качество ткани и швов. Идеальным можно считать костюм, сшитый на заказ у портного, репутация которого хорошо известна. Тогда он будет сшит только по вашей фигуре и будет «сидеть» идеально.

Вы можете отдать предпочтение любому варианту классических костюмов: двойка или тройка. Лучше, если вы остановите свой выбор на трёх элементах, которые можно будет комбинировать и взаимозаменять – пиджак, юбка и брюки. Но вполне допустимо использовать платье и пиджак.

Если вы остановили свой выбор на сочетании жакета с юбкой или брюками, то вам понадобится рубашка или блузка. Несмотря на кажущуюся непрактичность, необходимо выбирать эти предметы гардероба белого цвета, тогда они будут сочетать по цвету с любыми элементами вашего гардероба.

В отличии от распространенного мнения, что рубашку следует покупать из хлопкового материала, предложу вам другой, более практичный вариант, – шёлк. Он более презентабелен, легче в уходе и всегда в моде. Если хотите разнообразить строгость линий делового стиля – выберите блузку с воротником-бантом. Но в этом случае стоит выбирать только шелковый вариант.

Белье

Ну вот мы добрались до того, что спрятано под одеждой и, казалось бы, видите только вы. Но ситуации бывают разные и не стоит экономить на том, что внезапно может стать достояние общественности.

Не выбирайте синтетическое белье – не гигиенично, не практично, а также быстро теряет внешний вид. Сейчас доступны интересные и красивые комплекты женского белья, которые, зная свой размер, будут идеально подходить вашей фигуре.

Если ситуация требует экономии, то стоит отказаться от цветного или белья с разноцветной вышивкой, сконцентрируйтесь на нейтральных цветах – белом, бежевом, черном. Но, в любом случае, белое и бежевое белье обязательно, поскольку надевать черный бюстгальтер под белую рубашку или блузку – моветон!

Приятных просмотров и заходите чаще!

Вам будет интересно:

✔️ Олицетворение стиля – твидовый жакет Chanel

✔️ Топ-5 модных сумок: крупным планом тренды 2019

✔️ Элегантные офисные платья для полных дам

Источник

Практически все неодушевленные предметы несут на себе энергетику людей, которые ими пользовались. Между тем мы любим одалживать у знакомых и соседей вещи во временное пользование, а многие не брезгуют тем, что уже было в употреблении. Какие вещи не рекомендуется давать другим или брать после того, как ими пользовались другие люди, и почему?

Предметы личного пользования

Речь идет о полотенцах, носовых платках, мыле, мочалке, расческе, косметике. И дело тут не только в микробах. Поскольку все эти предметы соприкасаются непосредственно с человеческим телом, то они несут на себе очень сильный энергетический заряд. И если вещью попользовался кто-то другой, мы можем почувствовать себя не очень хорошо. И последствия в некоторых случаях могут быть достаточно серьезными. Не исключено также, что одолженная вещь станет предметом колдовства.

Одежда и обувь

Парапсихологи утверждают, что, отдавая другим людям предметы одежды и обуви, которыми мы пользовались ранее, мы отдаем частичку своей удачи. И если до этого у нас все было хорошо, то у менее везучей подруги жизнь вдруг может наладиться, а вот у нас, напротив, испортиться.

Рекомендуется отдавать вещи только, если вы давно их не носили. И лучше такую вещь подарить или продать, а не отдать на время. В таком случае энергетическая связь с бывшим владельцем разрывается. Не забудьте только тщательно постирать и почистить вещь, прежде чем передавать ее в чужие руки.

Брать или покупать вещь, которую до вас носил кто-то другой, тоже рискованно. Не рекомендуется носить вещи после людей, которых вы не знали лично или после тех, чья жизнь складывалась не слишком удачно.

Украшения

Камни и металлы легко впитывают ауру прежних хозяев. И еще некоторые из них тяжело переносят «переход» к новому владельцу. Поэтому не удивляйтесь, если в чужих сережках у вас разболится голова. Не стоит одалживать украшения у человека, который чем-то хворает, которого преследуют неудачи или у которого сложный характер. Можно «заразиться» его проблемами. Особенно осторожной следует быть с фамильными драгоценностями, об истории которых вы ничего не знаете. Некоторые из них способны навлечь на новую хозяйку, даже временную, всевозможные несчастья, неурядицы в финансах и личной жизни. Бывают случаи, когда в жизни женщины было все благополучно, но как только у нее оказалось украшение, раньше принадлежавшее кому-то другому, все пошло наперекосяк.

Не следует и давать «поносить» свои украшения, особенно после того как вы сами их долго носили. Если вам уж непременно надо кому-то украшение передать, промойте его как следует холодной проточной водой или проведите другую процедуру очистки. То же самое, если украшение одолжили вам.

Посуда и другая кухонная утварь

Соседка попросила одолжить тарелки, чашки или ложки на время приема гостей? Мы уже знаем, что предметы впитывают энергетику тех, кто ими пользовался. А здесь речь идет о посуде, из которой едят. Кроме того, через предметы утвари при желании очень легко навести порчу. В результате вас ждут ссоры, проблемы со здоровьем и прочие «прелести». Кстати, и самим лучше не пользоваться чужой посудой. Если уж не хватает на всех, сейчас в продаже всегда имеются одноразовые столовые приборы.

Орудия уборки

Опасно одалживать кому-либо веник, совок для уборки мусора или швабру. В старину эти предметы часто становились объектом колдовства. Если уж отказать нельзя, то лучше отдать эту вещь насовсем, купите потом новую. Иначе финансы «уйдут» из дома. Лучше также и самим не пользоваться чужой утварью для уборки, неизвестно, что вы вместе с ней «наметете» в свой дом.

ИРИНА ШЛИОНСКАЯ

Источник

Все вещи зависят от Божьей воли как от первой причины, действующей не по необходимости. Единственная необходимость, [присутствующая в произвольной деятельности Бога,] обусловлена Его собственным решением. Однако это не означает, что в вещах вовсе отсутствует абсолютная необходимость и мы вынуждены признать, что все на свете случайно. А ведь именно такой вывод может сделать кто-нибудь из того, что все сущее проистекло из своей причины не по абсолютной необходимости. И в самом деле: большинство сотворенных вещей случайно [т.е. может быть, а может не быть], ибо происходит от своей причины не по необходимости. Однако и среди сотворенных вещей есть такие, бытие которых безусловно и необходимо.

Безусловно, и абсолютно не могут не существовать такие вещи, в которых нет способности не быть. Дело в том, что некоторые вещи созданы Богом так, что в их природе заложена возможность небытия. Происходит это оттого, что материя в них способна принять другую форму. Те же вещи, в которых либо нет материи, либо есть, но такая, которая неспособна принять другую форму, неспособны к небытию. Вот они-то существуют с безусловной и абсолютной необходимостью.

Нам могут возразить, что все, произошедшее из ничего, как таковое всегда тяготеет [к тому, из чего произошло, т.е.] к ничему, и потому всем тварям присуща способность небытия. – Очевидно, что это не так. Нам говорят, что тварные вещи всегда тяготеют к небытию, потому что из него они произошли. Но [они не сами произошли, в силу некой родственности изначального «ничто» возникающим из него вещам;] их произвела активная потенция [Творца]. Следовательно, в самих тварях нет способности к небытию – это у Творца есть способность либо дать им бытие, либо перестать вливать в них бытие. Ибо Он действует, создавая вещи, не по природной необходимости, а по воле, как было показано (II, 23).

И еще. Так как тварные вещи происходят в бытие из Божьей воли, они должны быть такими, какими Бог захотел, чтобы они были. Однако наше утверждение, что Бог сотворил вещи по воле, а не по необходимости, не исключает того, что Бог мог захотеть, чтобы одни вещи существовали необходимо, а другие случайно, – так, чтобы в вещах было различие по порядку. Поэтому ничто не мешает некоторым вещам, созданным Божьей волей, быть необходимыми.

К тому же. Божье совершенство предполагает, что Бог сообщает тварным вещам сходство с Собою, за исключением тех [божественных свойств], которые несовместимы с тварным бытием. Ибо совершенный деятель производит действия, как можно более подобные ему самому.58 Так вот, безусловно, необходимое бытие не противоречит понятию тварного бытия: ничто не препятствует тому, чтобы какая-то вещь существовала необходимо, и в то же время у этой необходимости была бы причина; таковы, например, выводы из доказательств. А значит, ничто не препятствует тому, чтобы какие-то вещи были созданы Богом так, что их бытие, безусловно, необходимо. Более того, именно это свидетельствует о Божьем совершенстве.

Далее. Чем дальше что-либо отстоит от самого по себе сущего, то есть от Бога, тем оно ближе к небытию. Значит, чем ближе что-либо к Богу, тем дальше оно от небытия. Так вот, [вещи, находящиеся] в самом низу [бытийной иерархии], близки к небытию, поскольку способны [и быть, и] не быть. Значит, [вещи,] которые ближе всего к Богу и потому дальше всего от небытия, – а такие вещи нужны, чтобы порядок вещей был полон, – должны быть неспособны к небытию. А таковы [вещи] абсолютно необходимые. Следовательно, некоторые твари наделены абсолютно необходимым бытием.

Итак, вот что следует знать: если рассматривать всю совокупность тварных вещей, поскольку они происходят от первого начала, то оказывается, что они зависят от воли этого начала, а не от необходимости, – разве что от необходимости, обусловленной предпосылкой, [т.е. уже принятым решением Бога], как было сказано (I, 83; II, 23). Но если рассматривать [тварные вещи] в отношении к их ближайшим причинам, то оказывается, что они абсолютно необходимы. Это значит, что какие-то начала вполне могут быть созданы без всякой необходимости, но когда они уже даны, из них с необходимостью возникают именно такие, а не иные следствия. Например, смерть данного живого существа абсолютно необходима, потому что оно уже составлено из противоположных [элементов]; хотя само то обстоятельство, что оно составлено из противоположных [элементов], вполне могло не быть абсолютно необходимо. Точно так же то, что Бог создал все вещи в природе именно такими, было делом произвольным; но когда они уже устроены именно таким образом, нечто происходит или существует [в природе] с абсолютной необходимостью.

Нужно, однако, заметить, что о необходимости применительно к тварным вещам мы говорим в разных смыслах, ибо она проистекает из разных причин, [а именно: [1] из причин бытия вещей, т.е. материи и формы, [2] из причин действующих и [3] причин целевых]. [1] Поскольку вещь не может существовать без своих сущностных начал, то есть материи и формы, постольку абсолютно необходимо наличие во всех [вещах] того, что входит в определение их сущностных начал. Эта абсолютная необходимость сообщается вещам из их начал, поскольку они начала бытия, тремя способами.

Во-первых, [материя и форма – источники необходимости] применительно к бытию той [вещи, бытийными началами] которой они [являются]. – Поскольку материя как таковая есть сущее в возможности; а то, что может быть, может также и не быть; постольку некоторые вещи, за счет материи, не могут не быть тленными. Таковы, например, живые существа, ибо они составлены из противоположных [элементов]; или огонь, ибо его материя способна принимать противоположности. – Форма же по определению есть акт. Поэтому за счет формы вещи существуют актуально. Некоторым вещам форма сообщает необходимое бытие. Это происходит в двух случаях: либо когда вещи являются формами без материи; тогда в них нет способности к небытию, и благодаря своей форме они всегда обладают силой бытия; таковы, например, отделенные субстанции. Либо когда формы вещей столь совершенны, что уравновешивают всю потенцию их материи, так что у нее не остается способности принять другую форму и тем самым перестать быть [тем, чем вещь была]; так происходит, например, с небесными телами. Что же касается вещей, в которых форма не насыщает всю потенцию материи, там у материи остается способность принимать другую форму. Поэтому бытие таких вещей не необходимо. Силы бытия в них [достаточно лишь для временной] победы формы над материей – это можно наблюдать на примере элементов и [всех вещей, составленных] из элементов. В самом деле, форма элемента не охватывает всех возможностей материи: ибо материя становится восприимчива к форме какого-то одного элемента только тогда, когда способна воспринимать противоположный ему [элемент]. А форма того, что смешано [из элементов], охватывает материю постольку, поскольку она расположена к принятию именно такого типа смешения. Ведь у каждой пары противоположностей, а также у всех средних степеней, образуемых смешением крайних противоположностей, должно быть одно и то же подлежащее. Поэтому все, чему что-либо противоположно, и все, в состав чего входят противоположности, преходяще. А что непричастно противоположностям, существует всегда; если же погибает, то только по совпадению, как это происходит с самими формами, [которые погибают с гибелью вещей, формами которых они были]: ведь формы не существуют самостоятельно; их бытие заключается в том, что они находятся в материи.

Во-вторых, от бытийных принципов происходит в вещах абсолютная необходимость применительно к частям материи или формы, если эти начала в каких-то вещах не простые. Так, например, материя, свойственная человеку – это смешанное составное органическое тело; поэтому абсолютно необходимо, чтобы в человеке наличествовали определенные главные элементы, жидкости и органы. Также, поскольку человек есть разумное смертное животное – а именно в этом заключается природа, или форма человека, – постольку, чтобы быть человеком, необходимо быть живым существом и быть разумным.

В-третьих, абсолютная необходимость присутствует в вещах в силу того, что их бытийные принципы предполагают некие свойства, связанные с данной материей или формой. Так, например, поскольку пила из железа, она не может не быть твердой; а человек не может не быть восприимчив к обучению, [поскольку он разумен].

[2] [Источником необходимости в вещах могут быть не только бытийные, т.е. материальная и формальная причины, но и] действующая причина. В этом случае необходимым может быть как само действие, так и то, что в результате этого действия происходит.

Прежде всего, такого рода необходимость удобно рассмотреть по аналогии с необходимостью акциденций по отношению к сущностным началам. Подобно тому как все прочие акциденции с необходимостью проистекают из сущностных начал [т.е. если дана материя и форма вещи, то к ним не могут не присоединиться и все прочие, совместимые с ними, акциденции], так и действие необходимо обусловлено формой, в силу которой деятель существует в действительности: ибо он действует так, как существует в действительности. Однако эта необходимость проявляется по-разному в действиях, остающихся в самом деятеле, когда он, например, мыслит или хочет, и в действиях, переходящих на другое, когда, например, нечто нагревает. В первом случае необходимость действия вытекает из формы, в силу которой деятель существует актуально: ибо здесь для реализации действия не требуется чего-то внешнего, в чем действие нашло бы свое завершение. Если чувственно воспринимаемая форма актуализует ощущение, то оно не сможет не ощущать; так же как ум, актуализованный умопостигаемым видом, [не может не мыслить]. Во втором же случае необходимость действия проистекает из формы [деятеля] лишь постольку, поскольку речь идет о способности действовать: так, если огонь горяч, он необходимо должен быть способен нагревать, но не обязательно нагревает: в этом ему может помешать что-то извне. При этом неважно, позволяет ли данному деятелю его форма справиться с данным действием в одиночку, или нужно собраться множеству деятелей для совершения одного действия, как собираются люди, чтобы перенести корабль: в данном случае все они – один деятель, возникающий благодаря объединению многих для совершения одного действия.

Необходимость, проистекающая от действующей, или движущей причины в том, на что воздействует или что движет [эта причина], зависит не только от действующей причины, но и от состояния того, что приводится в движение или воспринимает воздействие данного деятеля. Оно может быть либо вообще не способно к восприятию данного действия, как шерсть неспособна сделаться пилой; либо реализации его способности к восприятию данного действия может что-то препятствовать, а именно: или противоположное воздействие, или противоположная направленность его внутренних предрасположений или форм. При этом препятствующее может оказаться сильнее, чем данный деятель: так, например, железо не расплавится при слабом нагревании. Итак, для того, чтобы действие возымело результат, в объекте воздействия должна быть способность к восприятию [данного воздействия], а в деятеле должно [быть достаточно силы, чтобы] одержать победу над тем, на что он воздействует, чтобы изменить его состояние на противоположное, [если это нужно]. Если действие, производящее перемену в объекте воздействия и являющееся результатом победы деятеля над ним, противоположно естественному расположению объекта, тогда необходимо совершится насилие, например, если камень бросят вверх. Если же действие не противоположно естественному расположению объекта, тогда это будет необходимость не насильственная, а свойственная естественному порядку вещей: так, небо приводится в движение внешним деятелем, но это движение не противоречит природе движимого и потому есть движение не насильственное, а естественное. Точно так же изменяются низшие тела под воздействием тел небесных: в низших телах есть естественная склонность воспринимать воздействие вышних тел. Так же обстоит дело и с возникновением элементов: при этом в материю должна войти форма, которая не противоположна первой материи – подлежащему возникновения, хотя и противоположна другой форме, которую ей предстоит вытеснить. Но подлежащее [элементарного] возникновения – не материя, оформленная противоположной формой, [а неоформленная материя].

Из вышеизложенного ясно, что необходимость, обусловленная действующей причиной, в некоторых вещах зависит только от расположения деятеля; а в других – от расположения как деятеля, так и претерпевающего [воздействие объекта]. Поэтому, если такое расположение, которое необходимо для совершения действия, будет абсолютно необходимо и в деятеле, и в претерпевающем, тогда действующая причина будет действовать с абсолютной необходимостью. Таковы все [вещи], действующие необходимо и всегда. А если [соответствующее расположение] будет не абсолютно необходимо, а способно исчезнуть или измениться, действующая причина будет действовать лишь при условий наличия нужного расположения у обеих сторон. Таковы те деятели, деятельность которых иногда прерывается, будь то от недостатка силы, или от насильственного вмешательства противоположной силы. Такие деятели действуют не необходимо, а лишь в большинстве случаев.

[3] Целевая причина производит в вещах необходимость двояким образом. Во-первых, постольку, поскольку цель заключена в интенции деятеля. С этой точки зрения как источник необходимости можно рассматривать и цель, и деятеля: ибо деятель действует лишь постольку, поскольку направлен к достижению некой цели, неважно, действует ли он естественно или произвольно. Естественному деятелю цель задается его формой; сама форма сообщает ему соответствующую цель. Так что всякая естественная вещь в силу формы направлена к [определенной] цели. Например, тяжелое в меру своей тяжести направляется к центру. Действующего же произвольно его воля склоняет действовать целесообразно – постольку, поскольку она направлена к цели. Однако воля не всегда склоняет деятеля к совершению того или иного [конкретного] действия ради достижения цели с той же силой, с какой она устремлена к самой цели: ибо цели можно достичь посредством не только этих действий, но и многих других. Во-вторых, цель является источником необходимости для того, что вторично по бытию. Но это не абсолютная необходимость, а обусловленная. Так, например, пила необходимо должна быть железной, при условии, что она должна пилить.

Источник