Веселые и полезные игры для малышей

Дорогие читатели! Мой канал в целом посвящен вопросу, указанному в заголовке, поэтому для удобства я решила объединить несколько своих статей с перечнем полезных для здоровья игр и занятий.

Некоторые из них я выписала сама для себя на листочек, повесила на холодильник, чтобы не мучаться вопросом, что еще поделать с малышом.

Итак, поехали…

бой подушками здорово разряжает атмосферу во время самоизоляции всей семьи в одной квартире)

Подвижные игры,

которые в первую очередь нужны для здоровья, нормального самочувствия, хорошего аппетита и сна. Ведь, при нахождении дома, у детей уменьшается физическая активность.

???? Играть в мяч – подходят любые игры, где нужно бросать, ловить, отбивать мяч рукой или ногой.

????Переворачивать ребенка вверх тормашками и держать за ноги, размахивая им в воздухе. Есть даже такой вид «малышковой» гимнастики – динамическая гимнастика. Походит для детей до года.

????Крутить ребенка, держа за руки.

????С малышами – подбрасывать на коленях: «По кочкам, по кокам, в ямку – бух»

????Игры по принципу «Замри – отомри». Например, бежать и орать, пока не прозвучит команда «замри». После этого замереть и не двигаться до команды «отомри».

????Любые варианты игр, где есть команды «старт» и «стоп». Например, бежать наперегонки до угла дома: «На старт, внимание, марш»

????Размазывать ладонями пену для бритья по какой-нибудь поверхности.

????Хлопать ладонями мыльные пузыри.

????Прыгать через скакалку.

????Строить «шалаши» из стульев, одеял, подушек и сидеть в них.

????Проползать через тоннель, сделанный из стульев.

????Заворачивать ребенка в одеяло, как рулет.

????Игры на реакцию, когда нужно шлепнуть ладонью по ладони партнера до того, как он одернет руку. Наша любимая – «Киса, киса, брысь»

???? «Камень, ножницы, бумага»

????Стоять как аист на одной ноге (кто дольше простоит)

????Играть с воздушными шарами (подрабатывать, ловить, перебрасывать через забор)

????Считалки – ритмичное произнесение текста в сочетании с движением руки

????Качаться на качелях (гамаке)

????Лепить снеговиков, играть в снежки, валяться на снегу

????Тренировать основные локомоторные навыки: ходьбу, бег, перепрыгивание, боковые приставные шаги. Можно сделать разметку малярным скотчем на полу.

????Крутить ребенка в офисном кресле.

????Ходить как канатоходец по какой-нибудь узкой и длинной поверхности типа скамьи, бордюра.

????Кататься на велосипеде, если позволяет площадь. Велосипед может быть любой: здесь важно, чтобы были педали, на которые нужно нажимать ногами по очереди. Важно, что ноги при этом отрываются от земли.

Игры на развитие сенсорных ощущений – отлично развивают мозг:

рисование на манке

  • Чудесный мешочек – определять на ощупь, с закрытыми глазами – что лежит в мешочке. Это могут быть мелкие игрушки, орехи, фрукты и т.п.
  • Различать ощущения от прикосновения к коже разных текстур (щеток, перышек и проч.)
  • Игры на различение запахов. Можно взять небольшие емкости (например, стеклянные баночки из-под детского пюре) и насыпать в них кофе, корицу, гвоздику, какие-либо пряности или разбавленные натуральные эфирные масла (апельсин, грейпфрут) – и изучать с малышом запахи.
  • Знакомить с разными текстурами: месить тесто, пересыпать крупу, переливать воду.
  • Насыпать фасоль или горох в большую миску и спрятать туда несколько мелких игрушек. Попросить ребенка найти их. Можно использовать для этого кинетический песок.
  • Рисовать пальчиковыми красками
  • Рисовать пальцем по манке или песку, высыпанному на противень или широкое блюдо.
  • Вибромассаж: электрические зубные щетки, электрические ножные массажеры.
  • Угадывать вкус. Например, с закрытыми глазами съесть кусочек фрукта или овоща и угадать, что это было.
  • Делать легкий массаж – просто гладить по спинке или со словами типа «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы».
  • «Рисовать» у ребенка на спинке буквы или цифры пальцем и просить укладывать их, потом поменяться ролями.
  • Искать и считать повторяющиеся фрагменты рисунка на обоях, коврах.
  • Стихи с движениями
  • Хлопать в ладоши в ритм музыке
  • Ритмично танцевать под музыку, петь
  • Открывать и закрывать банки, шкатулки, кошельки с разными типами крышек и замков.

Рисуем с малышами

учим ребенка рисовать прямые линии

  • «Рука в руке». Мама учит правильно держать фломастер/мелок. Рисуем вместе с ребёнком все основные фигуры, прямые линии, кривые. В возрасте 1,5 лет ребёнок уже может сам рисовать прямые линии и круги. Кстати, к 2,5 годам малыш уже может изображать лицо человека.
  • Для того, чтобы малыш научился рисовать линии и формы отлично подходят упражнения «дорисуй забор/рельсы, шпалы/ниточку от шарика/дождик»
  • Играем в маляра. Для того, чтобы рука слушалась карандаш, сначала она должна потренироваться с большой и широкой кистью. Поэтому для маленьких детей лучше приобрести кисть из малярного магазина. И просто раскрашивать большие листы бумаги.
  • Рисуем пальчиковыми красками. Ставим отпечатки и изучаем цвета.
  • Рисуем на манке/песке. Отличное сенсорное занятие. С 2-х лет можно создавать узоры с помощью клея и цветной манки.
  • Отпечатки всем, что придет в голову. Я предлагаю поролон, овощи, растения.
  • Использование трафаретов
  • Рисование ватными палочками
  • Рисование трубочками для напитков. Сделать кляксу, потом на неё дуть.
  • Рисование пластилином/тестом для лепки.

Больше примеров тут

Игры с ортоковриками (сенсорные и подвижные)

сортировка по цвету с помощью ортоковриков

1️⃣ Изучаем коврики руками. Считаем шишки на ковриках. Польза: развитие речи, массаж рук, запоминание счёта. Ребёнок как бы щипает шишки на ортоковрике, а вы проговариваете стишок:

Белки прыгали по веткам –

Собирали шишки деткам:

Две сосновых, три еловых,

Да ещё пяток кедровых.

Десять очень вкусных шишек

Понабрали для детишек. (Н.Радченко)

Можно просто проговорить, какие жесткие шишки, давай их потрогаем и посчитаем, или – какие шипы, или какая травка (на коврике с травкой), она мягче, чем твёрдые шишки.

2️⃣Закрепляем знание цветов. Я уже показывала пример игры на сортировку, когда образцом цвета служит ортоковрик. После того, как ребёнок выучил основные цвета, просим его вставать на коврики того или иного цвета по команде мамы. Можно представить, что малыш-это зайчик, и ему надо быстро запрыгнуть на жёлтый/красный/зелёный коврик, чтобы спрятаться от волка.

3️⃣Полоса препятствий. Идеально, если есть ортокочки. Тогда можно играть в «болото», когда коврики -болото и нужно ходить только по кочкам. Или выложить дорожку из ортоковриков, ортокочек, перевёрнутых тазов и стульев и в конце на возвышении, например, детском столе, поставить игрушку, которую нужно «добыть».

4️⃣Если ортокочек нет, то «полоса препятствий» превращается в «дорожку к полянке». Делаем извилистую дорожку из ортоковриков, в конце кладём покрывало (полянка), на покрывале – цветочки/игрушки/наклейки. Задача: проползти до полянки на четвереньках, взять цветок/игрушку и обратно добежать ногами по дорожке.

5️⃣Для детей постарше подходит супер-упражнение для профилактики плоскостопия-на ковриках лежат мелкие камушки и игрушки, и ребёнок по просьбе мамы берет пальцами ног ту или иную игрушку. Игра называется «Найди клад».

6️⃣Зарядка на ортоковриках. Желательно, чтобы зарядка входила в утренний ритуал, тогда ребёнок будет заниматься легко и с удовольствием. Встаём на носочки, тянемся к солнышку, кружимся. Затем садимся и шагаем как гуси, проходим всю дорожку вприсядку.

Затем встаём и прыгаем как зайчики по дорожке. После этого нужно быстро пробежать по ортодорожке как лошадка несколько раз. В конце можно устроить дискотеку на орто-полянке вместе с мамой.

И, конечно, не забываем класть ортоковрики там, где ребёнок в любом случае несколько раз за день побывает-например, у стеллажа с игрушками и книгами, или у входа в комнату.

Учим цвета и формы:

Цвет

  • Сортировка игрушек по цветам. Вместо поддонов и одновременно цветовых образцов использую ортоковрики. Игрушки нужно выдавать по одной, а то ребёнок может растеряться и вообще забыть про задание.
  • Сортировка мелких предметов по цветам (крышки, пуговицы, детали от мозаики, окрашенные макароны и пр). В качестве поддона (корзинки) можно использовать цветные тарелочки, цветную бумагу или картон, пластилин плей-до. Мама также выдаёт по 2-3 предмета, либо ребёнок сам достаёт предметы по одному из мешочка.
  • Сортер с цветными изображениями животных. Мы «кормим» животных крышками от фруктового пюре.
  • Используем коробку от яиц вместо поддона для сортировки. Рисуем нужный узор (для начала можно просто разукрасить в 2-3 цвета) и раскладываем цветные помпоны в коробку. Также для игр с помпонами отлично подходит радуга в качестве шаблона.
  • Цветное лото в виде цветочков. Рисуем цветы разных цветов без сердцевины. Вырезаем либо круги из цветного картона, либо используем цветные крышки для сердцевины цветка.

И потом лучше всего закрепить занятие рисованием пальчиковыми красками в нужных цветах)

Примеры с картинками были в этой статье

самодельный сортер для изучения форм и понятия “большой”/”маленький”

Форма

  • Игра по Монтессори. «Кормим игрушки». Ставим три игрушки и тарелочки рядом с ними. Одну игрушку «кормим» треугольными пряниками, другую-круглыми, третью -квадратными. Формы можно вырезать из цветного картона или бумаги, заодно повторить цвета.
  • Сортеры из старых коробок. Вырезаем формы на одной стороне коробки. Для сортировки можно использовать те же заготовки, часто и для первой игры. Либо отобранные по формам игрушки.
  • Рамки-вкладыши из цветного картона. Вырезаем формы, ребёнок вставляет круг/квадрат/треугольник в соответствующую рамку.
  • Рисуем формы пальчиковыми красками.
  • Трафареты. Делаем сами из плотного картона. Можно предлагать ребёнку обводить с 1,5 лет.
  • Лото. Можно использовать 4-6 форм. На картонке рисуем квадраты, в каждом квадрате- форму. Аналогичный экземпляр разрезаем на части и используем в качестве «фишек».
  • Аппликации. Малыш учится приклеивать, заодно запоминает формы. Для начала можно просто приклеивать круги и квадраты, затем составлять из них картины.
  • Подвижная игра «встань на круг/квадрат/треугольник». Можно использовать цветной картон, можно рисовать формы мелом на улице, малярным скотчем -дома. Ребёнок по команде взрослого встаёт на ту или иную форму.
  • Печём печенье разных форм вместе с ребёнком.

Игры с прищепками и счетными палочками:

Прищепки

Чем же хороши игры с прищепками:

????Самое очевидное – прекрасно развивается мелкая моторика рук

????Нажим на прищепку напоминает нажим на ручку, и это хорошая тренировка перед письмом или просто рисованием ( для совсем маленьких детей).

????Все игры с прищепками обогащают сенсорный опыт, развивают усидчивость, внимание и речь.

Игры без заготовок:

  • Прикрепить на одежду мамы несколько прищепок, попросить ребёнка их снять
  • Попросить ребёнка прикрепить прищепки на салфетку, бумагу, картон или ткань. Можно сказать, что это мухи/рыбки/акулы ищут домик.
  • Просто сжимать и разжимать, представлять, как будто «крокодильчик» разговаривает
  • Игра по совету от логопеда на соматогнозис: ребенок закрывает глаза, а мама прищепочкой “защимляет» слегка ему кожу на руке, на ноге, на спине, на пальчике, и он не открывая глаз должен сказать, где его укусила собачка или уточка (на выбор). Ребёнок учится ориентироваться в собственном теле, учит части тела, развивает чувствительность и тактильные ощущения!

Игры с заготовками лучше объяснений иллюстрируют картинки. Ссылка на статью с картинками тут

счетные палочки

Игры с счетными палочками

  • Сортировать палочки по цвету. Раскладывать на цветные листы бумаги, просто собирать в кучки или класть рядом с игрушками-цветовыми аналогами.
  • Собирать рассыпанные палочки и складывать в коробку-такая игра подходит малышам до года. Можно сделать отверстие в любой коробке и просовывать палочки в коробку как в сортер.
  • Складывать вместе с малышом геометрические фигуры из палочек.
  • Играть в игру «Сложи палочки как на картинке». Чем младше ребёнок, тем проще узор. Для совсем маленьких предлагаю рисовать шаблоны 1:1 на бумаге. Пусть ребёнок сначала разложит палочки по нарисованным линиям.
  • Изучать понятия «длинный/короткий/широкий/узкий/много/мало». Выкладываем длинные, короткие, широкие, узкие дорожки. Показываем, в какой кучке мало палочек, а в какой много.
  • Палочки и пластилин. Используем палочки как иголки ёжика, стебель цветка или ствол дерева, ножки-ручки пластилинового человека. Пластилиновые шарики можно использовать как соединительную часть конструктора и создавать трёхмерные шедевры.
  • С помощью палочек можно создавать рисунки: использовать в играх как границы домиков для кукол, дорожки для машин.

Также даю ссылку на статью с картинками

Источник

Отличная книга, особенно когда у вас туго с воображением и вроде уже играли во всё. Удобный формат. Можно брать с собой и играть везде, даже пока вы сидите с ребенком в очереди.

Всем Здравствуйте.
Девочки, если Вы любите заниматься со своими деточками, то эта книжечка должна быть в Вашей домашней библиотеке обязательно.
С виду она такая маленькая и неказистая, но внутри эта книжечка – самый настоящий клад для всех родителей и хороших воспитателей.
Ну все по порядку.
Подыскиваю сейчас нашему младшему ребятенку всякую полезную литературу, чисто случайно попалась мне на глаза эта книжечка, тк написано на ней, что она полезна для малышей.
Купила ее, и поняла, что буду использовать ее не только с младшим, когда подрастет, но и сейчас со старшими.
Не пугайтесь что она написана для малышей, мне кажется, наиболее подходящий возраст для использования этой книжечки : с 2,5 и до 7лет. Да, да, да. Я буду использовать эту книжечку в машине, когда мы всей семьей поедем на море. Дорога будет долгая, и чтобы деткам не было скучно, чтобы отвлечь их внимание от длинной дороги,я буду использовать игры, написанные в этом пособии.
Игры, которые здесь написаны подойдут и деткам детсадовского возраста, тк не в каждом саду воспитатели склонны развивать наших деток всесторонне, и деткам которые готовятся в первый класс, для повторения уже накопленных знаний и расширения тех знаний, где есть какие- нибудь пробелы.
Книжечка маленькая, 13 на 20. Очень удобно брать с собой туда, где нужно с деткой сидеть в длинной очереди- поликлиника, банк, паспортный стол или в машину.
Первая часть книги отведена под задания, которые касаются :
животных ( диких, домашних),
насекомых( вредных и полезных),
птиц( домашних, лесных, хищных, певчих, городских, экзотических, перелетных),
рыб,
Змей.
Задания очень интересные и разнообразные, их очень много.
Что хорошо в этой книжечке, что рядом с вопросом, в скобочках дается правильный ответ.
Разъясняется здесь и кто такие травоядные, кто плотоядные,
Здесь же в книжечке написаны и советы для взрослых – как и когда можно правильно играть в такие игры. Также здесь написаны маленькие рассказики с заданиями и сказочки.
Вторая часть книги посвящена следующим темам:
Овощи и фрукты;
Растениям ( огородные или не огородные, лекарственные, ядовитые);
Кустам;
цветам ( садовые, комнатные, лесные, полевые);
Деревьям( плодовые);
Травам.
Во второй части книги, также много загадок, стихов, пословиц.
В самом конце книги итоговые вопросы по пройденному материалу из всей книги.
Книжечка – великолепна, очень и очень она пригодится для расширения кругозора наших деток.
Рекомендую ее от всего сердца.

Книжка очень полезная. Берем с собой в дорогу, если долго ехать, вечерами иногда между делом почитаем. Дочке нравиться.

Книжка маленькая, да удаленькая. Столько нужных, полезных, я бы сказала, необходимых и в тоже время простых знаний в ней собрано, что я сразу загорелась желанием её приобрести. В обычных книжных магазинах мне купить не удалось, поэтому с удовольствием приобрела её здесь. И осталась очень довольна.
“Основу книги составляют задания из “Родного Слова” К.Д.Ушинского”. Здесь и игры, где малышу предлагают окончить начатую фразу (Ворона…(каркает), Кузнечик…(стрекочет), Морж плавает, а кобра … (ползает), Лягушка обитает в …(болоте), Ястреб вернулся в …(гнездо) и так далее), игры, где малышу предлагают описать или сравнить тот или иной объект (Кто такая овца? (Овца – это животное домашнее, четвероногое, травоядное.), Кто ест мясо (плотоядные животные)? (Кошки, собаки, волки, крысы, лисицы, львы, тигры, медведи, ежи…), вспомнить перелётных, лесных, экзотических птиц и так далее), также малышу предложат поучаствовать в словообразовании, в играх на внимание, запомнить потешки, прибаутки, скороговорки, крылатые выражения, отгадать загадки и многое-многое другое. Очень интересно и очень поучительно. Темы, как писали ранее предыдущие рецензенты, “Животные”, “Растения”, “Природа”.
Возраст для занятий с детьми – дошкольный, младший школьный. Мы купили для дочки 5,5 лет.
Размер (20 х 13 см) и вес (5 гр.) книжечки позволяет брать её с собой куда угодно. Она маленькая, тонкая (бумага газетная), с мягкой обложкой, которую для надёжности и долговечности я обернула самоклеющийся плёнкой. (Очень удобная вещь).
Покупкой я очень и очень довольна.
Спасибо всем за такое ценное приобретение!

Есть ещё в серии 2 книги.

Автору БОЛЬШОЕ СПАСИБО за её чудесные книжечки.
Очень полезные. Очень просты и приятны в употреблении :). Так много работы за столь небольшую цену!

Незаменимая книжка по развитию речи. Деткам с проблемами развития речи она подойдет для расширения запаса слов, развития словообразования, внимания и даже фонематического слуха. Поэтому она может быть использована не только в качестве “книжки-невидимки” “в очередях и пробках”, но и в качестве вспомогательного материала на занятиях по развитию речи. В первой книжке освещены темы “Животные”, “Растения”, “Природа”.

Очень интересное пособие. Его хорошо брать с собой в дорогу. Будет чем отвлечь ребенка.
Задания веселые, интересные и разнообразные – на смекалку, логику, внимание. Советую приобрести не пожалеете!

Серия этих книг замечательная,подойдет и логопедам и воспитателям и родителям. В игровой форме развить помогает логику, речь, наблюдательночть и память детей. Советую приобрести эту серию книг.

Просто отличная книга.Для развития речи,логики.Заниматься можно везде,дома,в автобусе,в поликлинике.Я просто в восторге.

Маленькая, но очень полезная книга для развития речи дошкольников. Можно носить с собой и играть дома, в поезде, в очереди и т.д.
Привожу пару примеров игр:
1. Послушай внимательно рассказ и исправь ошибки. ЗЕЛЕНАЯ ЛЯГУШКА МЫЧАЛА, ЖЕЛТАЯ ПЧЕЛА В ЧЕРНУЮ ПОЛОСКУ КАРКАЛА, ЧЕРНАЯ СОБАКА В БЕЛУЮ ПОЛОСКУ КРЯКАЛА, БЕЛАЯ КОРОВА В СЕРЫХ ПЯТНАХ ЧИРИКАЛА.
2. Задачка. ЗАЯЦ БОЛЬШЕ ВОЛКА. ВОЛК БОЛЬШЕ МЕДВЕДЯ. КТО В ЭТОМ СЛУЧАЕ БОЛЬШЕ – ЗАЯЦ ИЛИ МЕДВЕДЬ? В этой странной задачке заяц больше волка и медведя – этакий гигант. А скажи, кто на самом еле самый крупный? Кто самый мелкий?
Все игры разбиты на несколько тематических разделов. Можно осваивать все постепенно.
В первой книге (вот этой) тема «В деревне у бабушки» (животные, растения, природа и т.д.).
Во второй книге две темы «В гостях у мастера» (профессии, инструменты и т.д.) и «Дома на диване» (посуда, одежда и т.д.)
В третьей книге – «В сквере на прогулке» и «На вокзал на чемоданах».

Источник