В слове полезный какая орфограмма в
Обязательный список орфограмм, без которых грамотное письмо невозможно.
Почему очень важно не запускать учебный процесс с самого начала?
Объясню на примере русского языка, но в цифрах.
В 1 классе дети знают (должны знать) около 20 орфограмм
Во 2 классе – около 30
В 3 классе – около 40-50
В 4 классе около – 60-80
В любом несложном диктанте есть 60-70% всех пройденных орфограмм. В сложном – почти 100%. Если ребёнок не выучил, не закрепил орфограмму, то она всплывёт еще не раз в будущем. Представляете, сколько потенциальных ошибок накопится, если темы запускать? Потом в средней школе хватаются за голову и учителя, и родители. Но лучше, конечно, до этого не доводить и понимать: не отработали орфограмму – дальше будет снежный ком.
Что делать?
Что делать, если уже огромный завал? Прежде всего понять, что в этом случае ребенку самому не справиться. Начните вместе повторение/изучение с орфограмм первого класса. ЖИ-ШИ помнит? ЧК-ЧН? Ь знак – показатель мягкости? А разделительный Ь знак? И так далее. Идите пошагово, закрашивая правила, рассказанные назубок – зелёным цветом. НЕ ругайте ребенка за незнание! НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ! Просто учите.
1 класс
Список обязательных орфограмм первого класса для проговаривания в каждом слове:
1. Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак*
6. Сочетания ЧК-ЧН
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова
10. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова*
11. Имена собственные
12. Предлоги
* Разделительный мягкий знак изучают не во всех программах первого класса.
* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.
2 класс
Список обязательных орфограмм второго класса:
1. Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак
6. Сочетания ЧК-ЧН
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные)
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова (более сложные) 10. Имена собственные
11. Предлоги
3 класс
Список обязательных орфограмм третьего класса:
1. Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак
6. Сочетания ЧК-ЧН
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные)
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова (более сложные) 10. Имена собственные
11. Предлоги
12. Разделительный Ъ знак
13. Удвоенная согласная
14. Написание приставок и предлогов
15. Непроизносимые согласные
16. Сочетание СН и ЗН
17. Мягкий знак после шипящих
18. Падежные окончания имен существительных
19. Падежные окончания имён прилагательных
20. Род, число, время глаголов
21. НЕ с глаголами
22. Сложные слова
4 класс
Список обязательных орфограмм четвертого класса:
1.Большая буква в начале предложения
2. Имена собственные
3. Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ
4. Мягкий знак – показатель мягкости
5. Разделительный мягкий знак
6. Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, РЩ
7. Проверяемые безударные гласные в корне слова (более сложные)
8. Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова)
9. Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова (более сложные) 10. Имена собственные
11. Предлоги
12. Разделительный Ъ знак
13. Удвоенная согласная
14. Написание приставок и предлогов
15. Непроизносимые согласные
16. Сочетание СН и ЗН
17. Мягкий знак после шипящих
18. Падежные окончания имен существительных
19. Правописание О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц
20. Падежные окончания имён прилагательных
21. НЕ с глаголами
22. Сложные слова
23. Безударные личные окончания глаголов
24. Суффиксы глаголов прошедшего времени
25. Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
26. Пунктуация в предложениях с однородными членами
27. Пунктуация в сложных предложениях
28. Прямая речь. Пунктуация
Список пособий для отработки орфограмм для 1–4 класса на моем сайте.
Ольга Узорова, учитель-практик, автор учебных пособий.
Список орфограмм.
Что такое орфограмма?
Орфограмма № 1.Безударные проверяемые гласные в корне
Орфограмма № 2.Непроверяемые гласные и согласные
Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова
Орфограмма № 4.Непроизносимые согласные в корне слова
Орфограмма № 5.Буквы И, У, А после шипящих
Орфограмма № 6.Разделительные твёрдый знак Ъ и мягкий знак Ь.
Орфограмма № 7.Раздельное написание предлогов с другими словами
Орфограмма № 8.Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.
Орфограмма № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
Орфограмма № 10.Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на З-С).
Орфограмма № 11. Буквы З-С на конце приставок.
Орфограмма № 12.Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-
12 а. Буквы А-О в корнях с чередованием.
Орфограмма № 13.Буквы О и А в корне -раст- — -рос-
Орофграмма № 14.Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
Орфограмма № 15.Буквы И и Ы после Ц.
Орфограмма № 16.Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.
Орфограмма № 17.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
Орфограмма № 18.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.
Орфограмма № 19.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Орфограмма № 20.Краткие прилагательные с основой на шипящую
Орфограмма № 21.Не с глаголами
Орфграмма № 22. Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа
- Орфограмма № 23.-ТЬСЯ-, -ТСЯ- в глаголах.
Орфограмма № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.
Орфограмма № 25.Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения
- Орфограмма № 26.Буквы О и А в корне -кос- — -кас-
Орфограмма № 27.Буквы О и А в корне -гор- — гар-
Орфограмма № 28.Буквы Ы-И после приставок
Орфограмма № 29.Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
Орфрамма № 30.Соединительные гласные О и Е в сложных словах
- Орфограмма № 31.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-
Орфограмма № 32.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
Орфограмма № 33.Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)
Орфограмма № 34.Гласные Е и И в суффиксах существительных
Орфограмма № 35.Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Орфограмма № 36.Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-
Орфограмма № 37.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Орфограмма № 38.Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Орфограмма № 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Орфограмма № 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-
Орфограмма №41. Дефис в сложных словах.
Орфограмма № 41. Дефис в существительных.
Орфограмма № 41. Дефис в прилагательных.
Орфограмма № 42.Ь в середине числительных
Орфограмма № 43.Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
Орфограмма № 44.Не в неопределенных местоимениях
Орфограмма № 45.Дефис в неопределенных местоимениях
Орфограмма № 46.Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях
Орфограмма № 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
Орфограмма № 48.Ь в глаголах повелительного наклонения
Орфограмма № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)
Орфограмма № 50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Орфограмма № 51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Орфограмма № 52.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Орфограмма № 53.Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Орфограмма № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Орфограмма № 55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.
Орфограмма № 56.Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Орфограмма № 57.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Орфограмма № 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).
Орфограмма № 59.Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
Орфограмма № 60.Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е).
Орфограмма № 61.Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Орфограмма № 62.Дефис между частями слова в наречиях.
Орфограмма № 63.Ь после шипящих на конце наречий.
Орфограмма № 64.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.
Орфограмма № 65.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогам.и
Орфограмма № 66.Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Орфограмма № 67. Слитное написание союзов также , тоже, чтобы.
Орфограмма № 68. Дефисное написание частицы -ТО со словами.
Орфограмма № 69. Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении.
Орфограмма № 70.Дефис в междометиях.
Список орфограмм.
Что такое орфограмма?
Орфограмма № 1.Безударные проверяемые гласные в корне
Орфограмма № 2.Непроверяемые гласные и согласные
Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова
Орфограмма № 4.Непроизносимые согласные в корне слова
Орфограмма № 5.Буквы И, У, А после шипящих
Орфограмма № 6.Разделительные твёрдый знак Ъ и мягкий знак Ь.
Орфограмма № 7.Раздельное написание предлогов с другими словами
Орфограмма № 8.Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.
Орфограмма № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
Орфограмма № 10.Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на З-С).
Орфограмма № 11. Буквы З-С на конце приставок.
Орфограмма № 12.Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-
12 а. Буквы А-О в корнях с чередованием.
Орфограмма № 13.Буквы О и А в корне -раст- — -рос-
Орофграмма № 14.Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
Орфограмма № 15.Буквы И и Ы после Ц.
Орфограмма № 16.Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.
Орфограмма № 17.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
Орфограмма № 18.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.
Орфограмма № 19.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
Орфограмма № 20.Краткие прилагательные с основой на шипящую
Орфограмма № 21.Не с глаголами
Орфграмма № 22. Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа
- Орфограмма № 23.-ТЬСЯ-, -ТСЯ- в глаголах.
Орфограмма № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.
Орфограмма № 25.Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения
- Орфограмма № 26.Буквы О и А в корне -кос- — -кас-
Орфограмма № 27.Буквы О и А в корне -гор- — гар-
Орфограмма № 28.Буквы Ы-И после приставок
Орфограмма № 29.Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
Орфрамма № 30.Соединительные гласные О и Е в сложных словах
- Орфограмма № 31.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-
Орфограмма № 32.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
Орфограмма № 33.Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)
Орфограмма № 34.Гласные Е и И в суффиксах существительных
Орфограмма № 35.Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных
Орфограмма № 36.Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-
Орфограмма № 37.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Орфограмма № 38.Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
Орфограмма № 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Орфограмма № 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-
Орфограмма №41. Дефис в сложных словах.
Орфограмма № 41. Дефис в существительных.
Орфограмма № 41. Дефис в прилагательных.
Орфограмма № 42.Ь в середине числительных
Орфограмма № 43.Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
Орфограмма № 44.Не в неопределенных местоимениях
Орфограмма № 45.Дефис в неопределенных местоимениях
Орфограмма № 46.Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях
Орфограмма № 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
Орфограмма № 48.Ь в глаголах повелительного наклонения
Орфограмма № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)
Орфограмма № 50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Орфограмма № 51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Орфограмма № 52.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Орфограмма № 53.Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Орфограмма № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
Орфограмма № 55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.
Орфограмма № 56.Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Орфограмма № 57.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
Орфограмма № 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).
Орфограмма № 59.Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
Орфограмма № 60.Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е).
Орфограмма № 61.Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
Орфограмма № 62.Дефис между частями слова в наречиях.
Орфограмма № 63.Ь после шипящих на конце наречий.
Орфограмма № 64.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.
Орфограмма № 65.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогам.и
Орфограмма № 66.Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
Орфограмма № 67. Слитное написание союзов также , тоже, чтобы.
Орфограмма № 68. Дефисное написание частицы -ТО со словами.
Орфограмма № 69. Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении.
Орфограмма № 70.Дефис в междометиях.
Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).
Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.
Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР
1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих» — это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.
- Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
- Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
- Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).
2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН» — об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.
Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).
3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»
- Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ , спиЦЫ , бойцы , куницы ,Спицын).
- Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).
Слова исключения
Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.
ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц
4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»
Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ , семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)
Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я
- После приставок, которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
- В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
- В сложных словах с первой частью ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ— (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).
5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.
Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва — сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).
6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.
Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости — звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ — глаЗА, гриБ — гриБЫ, лоДка — лоДОчка, подскаЗка — подскаЗЫвать.
7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.
Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ, нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.
- Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
- Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.
8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.
- В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
- В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
- В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставки З- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.
9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.
ПРИ-
— близость к чему-либо: ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
— приближение, прибавление, присоединение к чему-либо: ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
— неполное действие: ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);
ПРЕ-
— близкое к слову очень или слишком: ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
— близкое к приставке ПЕРЕ-: ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).
10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»
Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО: ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).
Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.
Стоит ли делиться с детьми взрослыми проблемами?
Опубликовано: 05.04.2018
Статья о том, какими проблемами и как могут делиться родители со своими детьми.Читать далее
нет комментариев
Почему ребенок начинает обманывать?
Опубликовано: 26.03.2018
Каждый человек появляется на свет уже полноценной личностью с определенным характером. Задача родителей распознать и развить в ребенке способности и направить их в нужное русло.Читать далее
нет комментариев
Почему нельзя избивать детей или как остановить в себе монстра
Опубликовано: 22.03.2018
Современное общество не придает значения таким важным темам, как избиение детей. Сотни детей каждый день страдают от побоев и издевательств в семье.Читать далее
нет комментариев
Что делать, если ребёнок жесток?
Опубликовано: 30.03.2018
Иногда у родителей возникает вопрос, что значит жестокий ребёнок.Читать далее
нет комментариев
Нужно ли ребенку помогать незнакомцам?
Опубликовано: 12.03.2018
В статье говорится о том, нужно ли ребенку помогать незнакомцам, о целях безопасности в эти моменты.Читать далее
нет комментариев