В слое земли мы добываем полезные ископаемые

В слое земли мы добываем полезные ископаемые thumbnail

Добыча полезных ископаемых составляет важную часть экономики многих государств, включая Россию. Кроме подземной добычи ее важную часть составляет разработка открытым способом — в том случае, если залежи располагаются сравнительно неглубоко. Для этого используются современные технологии, применяется множество видов карьерной спецтехники.

Трудно сказать, когда человечество начало разработку первого в своей истории карьера. Но наверняка это произошло раньше, чем был вырыт первый рудник: добывать ископаемые, находящиеся непосредственно под поверхностью, а то и на ней, — много проще. Так или иначе, будет верным сказать, что человечество эволюционировало вместе с технологией добычи полезных минералов и строительных материалов. В ходе разработки карьера вынимаются и подвергаются сортировке миллионы тонн породы, что не может не влиять на состояние окружающей среды, как минимум — в местном масштабе. Тем не менее потребность цивилизации в полезных ископаемых, начиная с угля и заканчивая драгоценными металлами, век от века растет — а соответственно, растут и масштабы добычи.

К положительным сторонам добычи полезных ископаемых открытым способом нужно отнести такие факторы, как простота подготовительных (вскрышных и других) работ, относительная безопасность участников производственного процесса, сравнительно невысокие затраты на изыскательские работы и собственно добычу, большая производительность при извлечении породы.

Однако, помимо достоинств, у открытой разработки есть и свои недостатки. К ним относятся большое число работающей в карьере техники и оборудования, а значит, и немалые затраты на его приобретение и обслуживание. С углублением котлована растут и расходы на разработку залежей: доставка породы на обогатительный комбинат или пункт предварительной сортировки требует все больших усилий и все более длинных маршрутов для техники, следовательно, растут и затраты компании-разработчика.

Технологический цикл добычи полезных ископаемых открытым способом начинается с геологоразведки.

Необходимо не только найти залежи, но и оценить их объем, состав породы и глубину залегания на предмет целесообразности добычи. Далее проводятся предварительные работы на месте будущих разработок, которые включают в себя осушение (иногда обводнение) территории, прокладку коммуникаций (подъездные пути, электричество, связь, Интернет), выкорчевывание леса и возведение административных и вспомогательных построек. Сколько времени проходит с момента завершения геологоразведки до окончания предварительных работ, однозначно сказать нельзя: это зависит от инвестиций в будущий карьер, характера местности, климатических и погодных факторов.

Карьерный экскаватор

При добыче полезных ископаемых открытым способом — будь то залежи угля, марганца, руд, содержащих металлы, — широко используют карьерные экскаваторы — машины циклического действия, малосвязные или черпающие разрушенные породы и перемещающие их последовательно, прерывая копание на время перемещения породы. Вскрытие месторождений, выемка минералов и их последующая погрузка в транспортные средства — основные функции этих машин. Наряду с гигантскими многоковшовыми шагающими экскаваторами, роторными и канатными электрическими машинами наибольшее распространение при разработках открытым способом получили гидравлические карьерные экскаваторы на гусеничном ходу. Характерный образец машин этого типа — Liebherr R9250. Оснащенный ковшом объемом 15 кубометров, он отлично подходит для работы с самосвалами 100-тонного класса. В зависимости от условий работы модель оснащается дизельной либо электрической силовой установкой мощностью 287 л.с.. Скорость вращения поворотного мотора — 8 оборотов в минуту. Машина может оснащаться как прямой, так и обратной лопатой и способна работать даже при экстремально низких температурах: до минус 40—50 градусов Цельсия. У модели  R9250, как и у других машин семейства экскаваторов Liebherr, низкий центр тяжести и большая глубина копания: 8,7 метра. Полная масса машины — 253,5 тонны.

Собственно разработка карьера начинается со вскрышных работ.

Необходимо удалить поверхностный, пустой слой породы, под которой находятся залежи полезных ископаемых. Для этого слоями удаляется грунт, в результате чего по периметру будущего карьера образуется каскад уступов. Если раньше для этих целей широко применялись буровзрывные работы, то сегодня для вскрышных работ чаще используется специальная техника, прежде всего — экскаваторы и погрузчики, а для вывоза пустой породы — карьерные самосвалы. Чем тоньше поверхностный слой — тем более эффективны горные работы: эффективность разработки открытым способом определяется соотношением перемещенной пустой породы к результату добычи. Количество кубических метров снятого грунта делится на тоннаж изъятого ископаемого.

Карьерный погрузчик
Обладающие куда более внушительными размерами, чем их строительные собратья, эти землеройно-транспортные машины на колесном или гусеничном ходу имеют в качестве главного рабочего органа ковш вместимостью до 10 кубометров и более, шарнирно закрепленный на конце стрелы и разгружающийся вперед. К функциям карьерных погрузчиков относятся рыхлительные и бульдозерные работы, резка и транспортировка породы, а также ее загрузка в кузов самосвала. 
Современные машины этого типа имеют эксплуатационную массу до 62 тонн. Кроме фронтального ковша в качестве сменного оборудования для карьерных погрузчиков используются бульдозерный нож, рыхлитель, грузоподъемная платформа и другие агрегаты.
Яркий представитель семейства карьерных погрузчиков — модель именитого японского производителя спецтехники Komatsu WA600-8. Этот карьерный погрузчик имеет эксплуатационную массу 55 тонн и оснащен ковшом объема 7,03 кубометра. Оригинальный силовой агрегат погрузчика  SAS6D170E-7 мощностью 529 лошадиных сил соответствует стандартам экологичности Tier 4 Final. По словам компании-разработчика, модель имеет целый ряд улучшений сравнительно с техникой Komatsu предыдущих поколений — в частности, у WA600-8 существенно улучшена обзорность кабины, а кресло оператора снабжено функцией подогрева.

Та же самая техника используется для непосредственной добычи полезных ископаемых.

В настоящее время из соображений экономической целесообразности многие процессы автоматизируются — например, все более широкое распространение получают беспилотные самосвалы, не требующие наличия водителя и часто вообще не имеющие кабины; встречаются и объекты, где управление процессом добычи осуществляется полностью дистанционно («умный карьер»). При более высоких первоначальных затратах такой подход гарантирует значительную экономию на оплате труда персонала, а кроме того,  обеспечивает безопасность жизни и здоровья сотрудников добывающего предприятия. Тем не менее даже работа в технически оснащенном карьере по-прежнему считается довольно тяжелой, а порой и экстремальной для человеческого организма и поэтому требует высокой физической и психологической стабильности. В то же время вред от работы в карьере для человеческого организма намного меньше, чем в шахте, а уровень травматизма — существенно ниже.

Полезные ископаемые, добываемые в карьере, подвергаются дроблению и сортировке на месте либо транспортируются самосвалами в перевалочные пункты и далее — на обогатительные комбинаты. Вывоз породы из карьера осуществляется карьерными самосвалами; наиболее вместительные образцы этой техники способны транспортировать около пятисот тонн груза — однако по дорогам общего пользования эта техника в силу своих габаритов передвигаться не может, поэтому к месту работ ее обычно доставляют в разобранном виде, по железной дороге, автотрассе или морским транспортом.

Карьерный комбайн

На смену буро-взрывным методам при разработке полезных ископаемых открытым способом все чаще приходят карьерные комбайны, позволяющие не только добывать материал, но и погружать его напрямую в грузовики либо укладывать в отвалы. Если самосвал занят другой работой, срезанная комбайном порода подается по конвейеру и отсыпается в отвал. Именно так работают комбайны компании Wirtgen. В зависимости от угла поворота их конвейера материал может складироваться в один отвал с 3—5 заходов срезания породы. В дальнейшем материал загружается в кузов самосвала с помощью карьерного погрузчика. В зависимости от высоты полученного отвала при помощи фронтального погрузчика возможно выполнять погрузку материала.
Наиболее производительные карьерные комбайны Wirtgen для разработки мягких и крепких горных пород 4200SM рассчитаны на глубину  фрезерования до 830 и 650 миллиметров при ширине фрезерования 4,2 метра. Кроме своей основной задачи — добычи угля, известняка, боксита, железной руды, фосфатов, горючего сланца, кимберлита, соли — эти карьерные комбайны способны эффективно работать в строительстве, включая дорожное. В частности, этим машинам по силам выполнение таких функций, как прокладка трассы для строительства дорог и сооружения рельсового пути, точное фрезерование траншей, плоскостей и откосов, фрезерование каналов, формирование подошвы тоннеля и восстановление дорог.

Открытым способом добывают множество ценных ископаемых: уголь, янтарь, мрамор, алмазы — список можно продолжать очень долго. А разработка карьера может продолжаться от нескольких лет до многих десятилетий. Например, разработка карьера Бингем-Каньон в США, штат Юта, глубина котлована которого в настоящее время составляет 1200 метров, продолжается с 1863 года.

На особенности добычи влияет множество факторов; горняки говорят, что двух идентичных карьеров в принципе не существует. Тем не менее большинство этих сооружений имеет ряд общих элементов; среди них — рабочий и нерабочий борт; дно или подошва — нижняя площадка уступа; нижний и верхний контуры; вскрышные и очистные уступы; площадки (ниже откоса, выше откоса); пункт приема породы; транспортные коммуникации. Периметр подошвы карьера определяется удобством добычи породы и ее погрузки в карьерные самосвалы.

Карьерный самосвал

Карьерные самосвалы — разновидность внедорожных машин этого типа, используемых при разработке месторождений открытым способом. Из-за внушительных размеров их эксплуатация на дорогах общего пользования невозможна — и к месту работ их доставляют в разобранном виде. Наиболее целесообразной для тяжелых самосвалов признана схема с двумя осями, с разгрузкой назад, с задним или полным приводом Отдельный подкласс карьерных самосвалов составляют машины шарнирно-сочлененной конструкции, для которых используется трехосная схема. Например, такие, как выпускает южноафриканская компания Bell — каждый пятый шарнирно-сочлененный самосвал в мире сходит с ее конвейера. Главная особенность этой техники — наименьшая масса во всех классах грузоподъемности, что достигается благодаря применению высокопрочного сварного шасси из легированной стали и долговечных, оптимизированных для уменьшения веса, компонентов. Среди других особенностей — мощные двигатели  Mercedes Benz и трансмиссии со встроенным замедлителем ZF и Allison. Одна из популярных моделей — BELL B50D с колесной формулой 6×6 при собственной массе 34,5 тонны способна перевозить 45,4 тонны груза. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 523 л.с. и 640-литровым топливным баком. Из систем безопасности самосвала нужно отметить автоматический горный тормоз, функцию быстрой заливки топлива с сухим затвором и мониторинг давления в шинах и защиту кабины от опрокидывания и падающих предметов.

Как уже было сказано выше, добыча полезных ископаемых не проходит даром для экологии.

Устройство карьера разрушает ландшафт, складывавшийся веками, а порой и тысячелетиями. Выкорчевываются многие гектары лесов, осушаются озера, производятся взрывные работы, изменяется уровень грунтовых вод. Тысячи кубометров почвы, которые могли бы быть использованы в сельскохозяйственных целях, в ходе вскрышных работ превращаются в отвалы. В зависимости от химического состава грунта отвалы могут содержать элементы, опасные не только для растительного и животного мира, но и для здоровья людей, живущих в близлежащих населенных пунктах. Их жители также страдают от высокого уровня шума, загрязнения сточных вод и выбросов угарного газа от двигателей спецтехники и оборудования.

Несмотря на то, что добыча полезных ископаемых открытым способом наносит ощутимый вред окружающей среде, вредные последствия от нее можно минимизировать. Для этого выработанные карьеры часто заполняют водой, создавая искусственные водоемы, а на прилегающих территориях проводят рекультивацию, засаживая их деревьями и кустарниками. Что касается отвальных пород, из них нередко получают минеральные удобрения, глинозем, а также некоторые виды строительных материалов. Все эти меры позволяют не только частично компенсировать ущерб, нанесенный природе открытыми разработками, но зачастую и получить экономическую выгоду. В мире год от года растет число предприятий, специализирующихся, занятых окультуриванием территории выработанных карьеров и переработкой отходов добычи.

Дробильное оборудование

Нередко первичная переработка полезных ископаемых выполняется непосредственно на месте добычи. Для этого используется различное дробильно-сортировочное оборудование. Например, для обработки известняка и других материалов с невысокой абразивностью хорошо подходят роторные дробилки с горизонтальным валом Telsmith первичного и вторичного дробления. Они сконструированы с большим запасом прочности и имеют цельный массивный ротор, что является их основным преимуществом сравнительно с представленными на рынке аналогами, а также большую камеру дробления, которая обеспечивает высокую производительность и кубовидную форму материала на выходе. Наиболее производительная из дробилок для первичного дробления — Telsmith 6071 с приводом мощностью 800—1500 л.с., которая имеет производительность 1000—2100 тонн в час. Дробилка эксплуатационной массой 89 тонн рассчитана на максимальный размер входящего куска 1422 мм. Из дробилок для вторичного дробления наиболее производительная — Telsmith 5263 с приводом мощностью 300 л.с,; ее производительность достигает 320 тонн в час. Эта модель рассчитана на максимальный размер входящего куска 406 мм; вес дробилки — 22 тонны.

Источник: https://proteh.org/

Источник

Тема урока «Путешествие в кладовые земли. Полезные ископаемые»

 Цели урока:

Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их.

Задачи урока

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;   применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.

Познавательные:   выявить свойства известняка,  гранита, каменного угля  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.

Личностные:  формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

Оборудование:

учебник “Окружающий мир” для 3 класса (автор – Плешаков А. А.);

коллекция полезных ископаемых; план описания полезного ископаемого;

иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.

Ход урока

1.Создание ситуации успеха.

– Мы сегодня снова будем наблюдать,

 выводы делать и рассуждать.    

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!  

2. Постановка проблемы на  уроке

На доске ребус  КЛАД (выходит картинка  сундучка с кладом)

Появляется картинка                               C:UsersПользовательDesktopлЕНАУчитель здоровья7mRxLv4dP4I.jpg

ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

 – Подумайте, что для вас клад?

– Запишите на стикерах  слово, что для вас значит слово «КЛАД».

– Проговорите по кругу, начинает участник №1

– Давайте скажем, что для вас «КЛАД».

– В словаре Ожегова говорится, что клад – это зарытые, спрятанные где-нибудь ценности. Это сундук с богатством и золотом.

– Я приготовила еще один сундук, там тоже лежит  клад.

Появляется картинка          В слое земли мы добываем полезные ископаемые

– Как вы думаете, что там может лежать?

– Посмотрите, там письмо. От кого оно может быть? (вытаскиваю письмо)

Нам пришло письмо. (проектная задача)

– Не простое письмо, а электронное. Внимание на доску.  

 (на доске картинки)

СИ-ФИНК-УАНДЕ

– Что ты видишь?

– Что ты об этом думаешь?

– Что тебе хотелось бы узнать? 

– Кто такие шахтёры? (профессия людей)

– Чем занимаются? (занимающиеся добычей кладов из земли)

– Давайте, прочтём письмо:

Дорогие ребята!

        Мы, шахтеры, добывает клады из недр земной коры. Ныш труд очень тяжёлый.  Ребята как вы думаете для чего мы добываем эти клады. На самом ли деле, то, что мы добываем полезно людям.

                                                                                                            шахтёры

– Ребята, как вы думаете, будет называться тема нашего урока? (клад нашей земли)

– Какова цель сегодняшнего урока? (ответить на вопрос шахтеров, и выяснить полезно ли это людям)

– Ребята поможем шахтёрам выяснить?

– Посмотрите во втором сундучке лежат клады, которые они добывают.

Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства. 

Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства

3. Нахождение выхода из проблемной ситуации

– Я предлагаю на сегодняшнем уроке побыть в роли корреспондентов, и узнать: почему эти камни, люди называют кладом?  Учащийся по №3 подойдите ко мне. (выдергивают карточку с п/и, и получает разнос с заданием)

– Итак, наши корреспонденты отправляются в недра земли.

– На листе у вас план работы, согласно плану вы подготовите репортаж об одном п/и. В конце работы каждая команда на камеру расскажет свой репортаж.

1. Запишите название.

2. Выберите условное обозначение на карте.

3. Свойства (разглядите внимательно)

Следующие пункты вы заполните, после того как прочтете текст. Каждый возьмет карандаш и подчеркнёт только то, что относится к вашему п/и. После, примете единое решение и запишите в план.

– Даю время 8 минут.

4.  Репортаж

– Если все задания выполнили по порядку, у вас получился репортаж.

– Внимание мои корреспонденты, у нас прямой эфир. Мы узнаем о полезных ископаемых.

Выходят корреспондент и оператор. (Корреспондент рассказывает, оператор снимает на камеру)

– Ребята, скажите, так полезны ли они людям?

– Если они полезны людям. как они называются? (полезными)

– Почему полезные? (люди научились применять их )

–  Что такое “недра”?

Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.

– Скажите, что означает выражение “разработка недр”? Добыча полезных ископаемых.

– Почему ископаемыми? Потому что многие из них находятся под землёй, закрыты от нашего взгляда, их надо извлечь, ископать, как говорили в старину, из-под земли.

Добыча полезных ископаемых  производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

5. Проверка усвоенных знаний.

Вопросы теста:

1. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды

а). песок   б) глина  в) гранит  г) железная руда

2. Что хорошо пропускает воду?

а) глина  б) кварц  в) песок г) известняк

3.Что такое полезные ископаемые?

а) горные породы, которые добывают из недр Земли  б) искусственные породы

 в) водные источники

4. Как называется профессия людей, которые занимаются добычей  полезных ископаемых из шахт?

а)географы  б)шахтёры  в) нефтяники     г) рабочие

6. Итог урока.

– Мы узнали, что полезные ископаемые  – это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельности.

– Какая проблема стояла перед нами в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы с поставленной задачей на уроке?

– Что на уроке вас удивило?

– Какие открытия вы для себя сделали?

Оценочные листы!!!

Возьмите оценочные листы и заполните.

7. Рефлексия

https://www.radionetplus.ru/uploads/posts/2012-05/1337151182_30.jpg       https://www.energiacristalelor.ro/gallery/granit.jpg             В слое земли мы добываем полезные ископаемые

    https://www.clipartlord.com/wp-content/uploads/2013/03/beach-scene.png            https://healthyfriend.ru/wp-content/uploads/2015/07/Depositphotos_9787901_l-1024x737.jpg                              https://www.b-g.by/get_img?ImageId=318

– Тем, кто знает, для чего служит известняк, где используется нефть. Остались довольны своей работой на уроке берём зонтик и идём отдыхать на песок.

– Те, кто понял, что изготавливают из гранита, но  не понял, где его добывают – берём зубки и отправляемся «грызть гранит науки».

– Тех, кто увяз, не понял, что такое нефть, что такое п/и – значит берем спасательный круг и мы будем его спасать.

Домашнее задание

  1. Подготовить репортаж о п/и добываемых в нашем крае.
  2. Найти информацию о том, что такое горный хрусталь и аметист.
  3. В учебнике с.70-73 пересказ

Дорогие ребята!

        Мы, шахтеры, добывает клады из недр земной коры. Ныш труд очень тяжёлый.  Ребята как вы думаете, для чего мы добываем эти клады? На самом ли деле, то, что мы добываем полезно людям?                                                                                                          

                                                                          Шахтёры

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Оценочный лист____________________

вопрос

да

нет

1.Я понял, что такое

полезное ископаемое

2.Я узнал как они добываются

3.Я узнал свойства полезных ископаемых

Источник