В каких сферах жизни криминология может найти полезное применение

В каких сферах жизни криминология может найти полезное применение thumbnail

Криминология – многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, президента страны, работ­ников правоохранительных органов, представителей средств массовой ин­формации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.

Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах:

– мировоззренческом;

– практическом;

– эрудиционном.

Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.

Криминологическое мышление базируется на осознании человеком:

– сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии;

– возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воз­действовать на это явление;

– уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголов­ной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность;

– осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профес­сиональной деятельности.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе вы­полнения профессиональных функций, связанных с:

– изучением личности преступника иди правонарушителя;

– выявлением причин и условий преступлений;

– криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом;

– разработкой и реализацией мер воздействия на преступность;

– анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной страте­гией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероят­ность оказаться жертвой преступления.

3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии яв­ляется анализ феномена случайного преступника. Какой случай (кримино­генная ситуация-ловушка) может сделать человека преступником и как сле­дует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, – ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.

4. Практически каждый, кто изучает криминологию, имеет или будет иметь детей. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упу­щения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической прак­тики – эти проблемы также находятся в русле криминологического изучения.

5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдель­ные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений с тем, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не проду­цировало новые общественно опасные деяния.

6. Преступность так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминоло­гии – помочь людям уяснить эту нехитрую мудрость и научить, как отдель­ный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воз­действие на криминальный феномен.

7. Знание основных положений криминологической теории позволит че­ловеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной по­литической группы, значимость и социальную ценность отдельных полити­ческих деятелей, спрогнозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации. Это, в свою очередь, позволит принимать верные ре­шения в плане поддержки политиков либо отказа им в доверии, что в усло­виях демократического общества имеет немалую практическую значимость.

Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение кри­минологической характеристики преступности в нашей стране, зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения пре­ступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии – в по­знании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например, в нашей стране ежегодно регистрирует­ся порядка 2,5 млн преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, разви­вают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в про­цессе общения с разными людьми, аргументированно оспаривать неверные суждения.

Изучение криминологии позволяет прикоснуться к тайнам бытия, побуж­дает к размышлению над тем, что есть добро и зло, какова природа социаль­ных процессов, какими могут быть перспективы развития человечества.

Глава II. Преступность- многогранный объект исследования

Сложность проблемы преступности проявля­ется в отсутствии у ученых единства в определе­нии криминального феномена. Иллюстрируя многообразие подходов к пониманию преступно­сти, И.И. Карпец в книге «Преступность: иллю­зии и реальность» приводит десятки дефиниций:

«Преступность – совокупность деяний, за­прещенных законом под страхом наказания, ко­торые совершены на данной территории в данное время…»

«Преступление – показатель социальной па­тологии…»

«Преступность – способ достижения соци­альных благ и власти…»

«Преступность – побочный продукт цивили­зации…»

«Преступность и насилие – часть современ­ной культуры…»

«Преступность, как и грех, – нормальное яв­ление в обществе…»

«Преступность – разновидность душевных болезней…»

«Преступность – разновидность нравственно­го помешательства…»

«Преступность – массовое социальное явле­ние, приносящее вред…»

«Преступность – не совокупность единичных общественно опасных явлений, а социальный процесс, подчиненный общим законам развития социальных явлений…»

«Преступность – один из параметров общества, характеризующих состо­яние социального механизма, рассогласованность между его составными ча­стями…».*

* См.: Карпец И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992. С. 12-15

Все многообразие определений можно разбить на несколько групп в со­ответствии с разрабатываемыми их авторами подходами к анализу сущности преступности. К таким подходам относятся:

– правовой;

– социологический;

– антропологический;

– теологический.

Источник

1 Криминология — как наука о преступности

Предыстория науки о преступности

Преступность издавна является спутником человечества. Вред от нее настолько велик, что избавление от этого проявления социального зла практически всеми людьми и во все времена рассматривалось как величайшее благо. Для авторитарного государственного руководителя преступность — это неповиновение подданных, то, что делает его власть менее прочной. Для представителей власти, выражающей интересы народа, преступность — препятствие к управлению обществом, фактор, отрицающий порядок, государственную безопасность, социальное благополучие и всеобщее благоденствие. Для простых людей преступность — это угроза их личной безопасности, источник страхов и тревог, бед и трагедий.

Достаточно лишь на мгновение представить, какой была бы жизнь, если бы не было преступности, чтобы понять, почему люди начали искать пути избавления от этого социального зла очень давно. Были на этом пути и находки, и неудачи. Уже в глубокой древности философы подметили: чем справедливее государственное устройство, тем меньше в такой стране преступлений. Чем больше людей считают законы соответствующими их интересам, тем ниже уровень преступности. По мнению древнегреческого мыслителя Протагора, справедливые законы народ защищает с такой же отвагой, с которой он обороняет стены родного города от врагов. Монарх древней Руси великий князь Владимир в годы неурожаев приказывал развозить по стране подводы с хлебом, чтобы крестьяне от голода не уходили в леса и не объединялись в разбойничьи шайки.

В то же время немало горячих голов полагали, что ключом к решению проблемы преступности является жестокость. Наказания с их легкой руки приобретали не просто мучительный, но и публично-изуверский характер: четвертование и колесование на площадях, куда специально сгоняли народ, распятия и виселицы вдоль дорог. Появилось бессмертное изобретение человечества — тюрьма.

К числу исторических парадоксов можно отнести следующий факт: в то время как усиливалась жестокость мер реагирования на нарушения закона, благополучно росла и преступность. В Германии, например, в средние века казнили столько людей, что не хватало леса для виселиц и пеньки для веревок. Лес уничтожить удалось, а преступность — нет.

Небезынтересен и другой парадокс. Как свидетельствуют историки, наибольшее число карманных краж совершалось на площадях в момент публичных казней: одних преступников казнили, а другие тем временем отрезали кошельки у зачарованных этим страшным зрелищем сограждан.

По мере того, как преступность росла, а карательные меры оказывались бессильными воспрепятствовать этому, стала крепнуть догадка: одной лишь жестокостью с преступностью справиться нельзя, помимо жестоких карательных мер необходимы и иные способы воздействия на преступность. Постепенно такой подход стал обретать новых и новых сторонников.

Начало формироваться представление о преступности не как о группе людей со злой волей, а как о целом пласте социальной жизни, отрицательной форме общественных отношений, болезни общества. Все острее стала проявляться потребность в формировании системы мер разрушающего воздействия на это явление.

Указанные идеи получили развитие, и в XVIII веке в устах Ч. Беккариа обрели форму императива: наказание за преступление не может быть признано справедливым, пока для предотвращения последнего не употреблены наилучшие средства, доступные нации при данных условиях.

Конечно, до полной реализации этого императива в социальной деятельности было далеко, но передовая общественная мысль совместно с общественной практикой приступили к поиску решений. В процессе поиска путей и способов избавления общества от преступности постепенно формировалось специальное научное направление. Так зарождалась та наука, о которой речь пойдет в данной книге.

Определение криминологии

Термин «криминология» происходит от латинского слова crimen — преступление, и греческого logos — учение. Дословно — учение о преступлении, а в широком смысле — о преступности. Итак, наиболее простое определение данной области научного познания следующие: криминология — учение о преступности и связанных с нею явлениях.

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это деятельность по получению нового знания и одновременно ее результат (сумма полученных знаний, образующих в совокупности научную картину мира). Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Как мы только что отметили, некоторые закономерности развития преступности были вскрыты тысячелетия назад. Когда же возникла криминология?

Одни исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук: с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с нею. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 году книги итальянского гуманиста Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях».

Дж. Бернал в книге «Наука в истории общества» отмечал, что возникновение наук тесно связано с историческим развитием общества. Их появление обусловлено новыми задачами, которые общество должно решать в интересах своего дальнейшего существования. Нередко новые отрасли вначале развиваются как элементы или составные части других наук и приобретают самостоятельность лишь тогда, когда количественно и качественно достигают определенного уровня познаний и вырабатывают специальные методы исследований, вследствие чего существование их как отдельных научных дисциплин становится условием дальнейшего развития нового направления1.

Наука не создается одним человеком. Потребности общества и социальная практика порождают, формируют и развивают научную мысль в течение длительного времени. Исторически можно лишь зафиксировать момент, когда люди начинают осознавать, что определенная наука — это реальность.

В 1884 году в Турине из-под пера итальянского судьи Р. Гарофало вышла книга под знаменательным названием «Криминология». Она практически конституировала новую науку. Эта объемная монография имела подзаголовок «Природа преступности и теория наказания» и состояла из трех глав: «Преступность», «Преступник», «Репрессия»2.

Разные исследователи дают различные определения этой науки. Например, «Британская энциклопедия» определяет криминологию как научное изучение преступного поведения. Это изучение основывается на положениях таких научных дисциплин, как биология, антропология, физиология, медицина, психиатрия, психология, криминалистика, социология, экономика, право и тюрьмоведение. Иногда криминологом называют искусного и высокопрофессионального детектива или следователя3.

Опираясь на результаты исследований и теоретические положения смежных наук (уголовного права, социологии, психологии и др.), криминология специфическими методами решает специфическую задачу — поиск путей эффективного разрушающего воздействия на преступность, что и определяет ее сущность как самостоятельной области научного познания.

Предмет криминологии

Криминология возникла как реакция на потребность общества в поиске эффективных мер избавления от преступности (или уменьшения ее общественной опасности).

Что же необходимо изучить, исследовать этой науке для того, чтобы найти действенные способы разрушающего воздействия на преступность? Что является предметом криминологии?

Прежде всего, сама преступность. Углубленные исследования данного феномена показали, что понять его сущность и природу очень и очень непросто, а без этого вряд ли можно надеяться на успех в противостоянии с социальным злом. Невозможно одержать победу над противником, не имея представления об этом противнике. Поэтому первым, важнейшим элементом предмета криминологической науки является преступность.

Задача криминологии заключается в исследовании вопросов о том, что есть преступность, какова ее сущность, каковы закономерности. Крайне актуальными являются проблемы природы преступности: в чем ее истоки и каковы перспективы развития.

Для того чтобы уничтожить дерево, необходимо подрубить его корни. Чтобы эффективно воздействовать на преступность, необходимо вскрыть ее причины. Никому и никогда не придет в голову идея уничтожить дерево, обрывая его листья (особенно, акцентируя внимание на нижние, оставляя зеленеть вершину), — борьба с преступностью, к сожалению, зачастую носит именно такой характер. Конечно, при этом подходе вряд ли следует рассчитывать на серьезный успех. Лишь на основе глубокого научного анализа всех факторов, обусловливающих это общественно опасное явление, на базе исследования его причин возможна разработка действенных мер разрушающего воздействия на преступность. Таким образом, следующим элементом предмета криминологии являются причины преступности.

Поскольку причины обусловливают преступление не непосредственно, а через личность человека, очень важным элементом предмета криминологии оказывается личность преступника.

Вскрытие причин преступности не означает их автоматического устранения. В большинстве случаев необходимы серьезнейшие исследования для того, чтобы найти эффективные и экономичные способы воздействия как на саму преступность, так и на ее причины. Поэтому меры разрушающего воздействия на преступность (предупреждения преступлений, борьбы с преступностью) также относятся к предмету криминологии.

Помимо указанных элементов, профессор В.В. Лунеев к предмету криминологии обоснованно относит методы криминологических исследований. Ни какая другая наука, за исключением криминологии, не будет разрабатывать специальные методики изучения и анализа преступности (в том числе и латентной), ее причин, личности преступника, эффективности мер предупреждения преступлений и разрушающего воздействия на преступность. Общесоциологические методики в отдельных случаях пригодны для этих целей, но они всегда требуют специальной адаптации к криминологическим задачам.

Таким образом, к предмету криминологии относятся:

— преступность;

— причины преступности;

— личность преступника;

— меры предупреждения преступлений и разрушающего воздействия на преступность;

— методы криминологических исследований.

Итак, криминология — это юридическая и социологическая наука, изучающая преступность, ее причины, личность преступника и организацию разрушающего воздействия на преступность.

Значение криминологии

Криминология — многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, президента страны, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.

Значение криминологии можно рассматривать в трех аспектах:

— мировоззренческом;

— практическом;

— эрудиционном.

Мировоззренческий аспект выражается в выработке криминологического мышления. Криминология дает не только сумму практических рекомендаций деятельности в той или иной ситуации. Изучение криминологии изменяет стиль мышления человека.

Криминологическое мышление базируется на осознании человеком:

— сущности преступности как одной из форм зла и социальной патологии;

— возможностей общества, социальных групп и отдельного человека воздействовать на это явление;

— уяснении сущности общей и частной превенции, а также места уголовной ответственности и уголовного наказания в системе мер предупреждения преступлений, разрушающего воздействия на преступность;

— осмыслении с этих позиций промежуточных и конечных целей профессиональной деятельности.

Практический аспект значения криминологии выражается в следующем:

1. Она вооружает специалиста суммой определенных знаний и умений, необходимых для эффективного воздействия на преступность в процессе выполнения профессиональных функций, связанных с:

— изучением личности преступника иди правонарушителя;

— выявлением причин и условий преступлений;

— криминологическим прогнозированием индивидуального преступного поведения и преступности в целом;

— разработкой и реализацией мер воздействия на преступность;

— анализом эффективности мер предупреждения преступлений.

2. Ключевой момент практической ценности криминологии для каждого человека заключается в том, что она помогает овладеть оптимальной стратегией и тактикой поведения с тем, чтобы свести к минимуму личную вероятность оказаться жертвой преступления.

3. Не менее важной стороной практической ценности криминологии является анализ феномена случайного преступника. Какой случай (криминогенная ситуацияловушка) может сделать человека преступником и как следует себя вести, чтобы избежать такой драматической развязки, — ответ на этот вопрос может дать криминологическая теория.

4. Практически каждый, кто изучает криминологию, имеет или будет иметь детей. Как становится преступником ребенок или молодой человек, какие обстоятельства подталкивают его на криминальную стезю и какие упущения родителей и близких способствуют этому, что могут сделать родители для предотвращения столь плачевного финала личной педагогической практики — эти проблемы также находятся в русле криминологического изучения.

5. Криминология позволяет специалисту увидеть, каким образом отдельные негативные стороны его деятельности могут оказаться причинами или условиями новых преступлений с тем, чтобы выполнение профессиональных функций оказывало разрушающее воздействие на преступность, а не продуцировало новые общественно опасные деяния.

6. Преступность так или иначе затрагивает интересы каждого человека. Поэтому объективно каждый заинтересован в том, чтобы принять участие в разрушающем воздействии на нее. Однако далеко не каждый понимает это и соответственно не каждый заинтересован субъективно. Задача криминологии — помочь людям уяснить эту нехитрую мудрость и научить, как отдельный человек в самых разных условиях может оказывать деструктивное воздействие на криминальный феномен.

7. Знание основных положений криминологической теории позволит человеку адекватно оценить ситуацию в стране, деятельность той или иной политической группы, значимость и социальную ценность отдельных политических деятелей, спрогнозировать наиболее вероятный вариант развития социальной ситуации. Это, в свою очередь, позволит принимать верные решения в плане поддержки политиков либо отказа им в доверии, что в условиях демократического общества имеет немалую практическую значимость.

Эрудиционный аспект значения криминологии включает изучение криминологической характеристики преступности в нашей стране, зарубежных странах, анализ исторического и зарубежного опыта предупреждения преступлений, ознакомление с зарубежными концепциями преступности и ее причин. Сущность эрудиционного аспекта значения криминологии — в познании целой области социального бытия (криминальной сферы), уяснении масштабов преступности (например, в нашей стране ежегодно регистрируется порядка 2,5 млн. преступлений, а в местах лишения свободы находится около 1 млн. человек). Указанные познания «шлифуют» специалиста, развивают память и умение мыслить, позволяют увереннее чувствовать себя в процессе общения с разными людьми, аргументированно оспаривать неверные суждения.

Изучение криминологии позволяет прикоснуться к тайнам бытия, побуждает к размышлению над тем, что есть добро и зло, какова природа социальных процессов, какими могут быть перспективы развития человечества.

Источник