В информационном обществе очень полезным является умение создавать
Содержание урока
Информационная культура
Информационная культура
Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не утонуть», необходимо обладать информационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.
Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Возьмем традиционный навык письма. На заре цивилизации (Шумеры, Египет), в античном мире (Эллада, Римская империя и др.) и в средние века (до изобретения книгопечатания) навык каллиграфического письма был залогом успешного продвижения по социальной лестнице. В индустриальном обществе (до изобретения персональных компьютеров) навыки письма ручкой также были необходимы для любого члена общества.
В настоящее время, на пороге информационного общества, социальная значимость навыка письма ручкой снижается, и наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.
Создание и редактирование документов с помощью компьютера, т. е. овладение офисными информационными технологиями, становятся в информационном обществе социально необходимым умением — достаточно просмотреть объявления о приеме на работу.
Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Дома вы можете привести в порядок фотоархив семьи, отсканировав старые фотографии и поместив их в упорядоченном виде в компьютерный фотоальбом, в процессе обучения вы можете подготовить реферат с иллюстрациями, в процессе профессиональной деятельности — подготовить компьютерную презентацию о деятельности вашей фирмы. Умение работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.
В современном информационном обществе вряд ли необходимы навыки традиционного черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР). Такие системы позволят вам быстро рассмотреть различные варианты планировки интерьера дома или квартиры, создать чертеж или схему.
Использование электронных таблиц сделает более простым и наглядным планирование и ведение домашнего бюджета, исследование и построение графиков функций в математике, автоматизирует заполнение многочисленных квитанций оплаты за квартиру и пр.
Необходимость упорядочить информацию, например, о людях, с которыми вы контактируете, требует использования записной книжки. Однако часто удобнее использовать для хранения такой информации компьютерную базу данных «Записная книжка». В информационном обществе очень полезным является умение создавать базы данных, а также вести в них поиск данных.
Квалифицированный пользователь компьютера может на основе использования языков визуального объектно-ориентированного программирования создавать необходимые ему специализированные приложения, создавать и исследовать модели различных объектов и процессов, разрабатывать динамические Web-сайты и т. д.
Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, т. е. умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах и т. д. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в Интернете Web-сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия.
Информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но и предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. Законы запрещают использование пиратского компьютерного обеспечения и пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете. Общение с помощью электронной почты или в чатах, участие в телеконференциях предполагают соблюдение определенных правил: отвечать на письма и не рассылать знакомым и незнакомым людям многочисленные рекламные сообщения (спам), не отклоняться от темы обсуждения в телеконференциях и чатах и т. д.
Контрольные вопросы
1. Опишите основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе. Подготовьте сообщение.
Cкачать материалы урока
Источник
3
Информатизация общества. Основные этапы
развития вычислительной техники
Информационное
общество. Первой
попыткой автоматизированной обработки
информации стало создание Чарльзом
Бэббиджем в середине XIX века механической
цифровой аналитической машины. Однако
лишь с середины XX века, с момента появления
электронных устройств обработки и
хранения информации (ЭВМ, а затем
персонального компьютера), начался
постепенный переход от индустриального
общества к информационному.
В
информационном обществе главным ресурсом
является информация, именно на основе
владения информацией о самых различных
процессах и явлениях можно эффективно
и оптимально строить любую деятельность.
Важно
не только произвести большое количество
продукции, но произвести нужную продукцию
в определенное время, с определенными
затратами и так далее. Поэтому в
информационном обществе повышается не
только качество потребления, но и
качество производства; человек,
использующий информационные технологии,
имеет лучшие условия труда, труд
становится творческим, интеллектуальным
и так далее.
В качестве критериев
развитости информационного общества
можно выбрать три: наличие компьютеров,
уровень развития компьютерных сетей и
количество населения, занятого в
информационной сфере, а также использующего
информационные и коммуникационные
технологии в своей повседневной
деятельности.
Население,
занятое в информационной сфере. По
данным ООН, в 90-е годы количество
работников, занятых в информационной
сфере (для которых обработка информации
является основной производственной
функцией), возросло примерно на 25%, тогда
как количество занятых в сельском
хозяйстве и промышленности сократилось
соответственно на 10 и 15%.
Компьютеры
и информационные технологии интенсивно
проникают и в сферу материального
производства. Инженер, фермер, специалисты
других традиционных профессий все чаще
имеют на своем рабочем месте компьютер
и используют информационные и
коммуникационные технологии в своей
профессиональной деятельности.
С
развитием коммуникационных технологий
и мобильной связи все большее количество
людей осуществляют свою производственную
деятельность дистанционно, то есть
работая дома, а не в офисе (в США более
10 миллионов человек). Все большее
распространение получает дистанционное
образование и поиск работы через
Интернет. В 2000 году оборот мирового
рынка информационных и коммуникационных
технологий составил около 1 триллиона
долларов. При этом на закупку аппаратных
средств было потрачено менее половины
этой суммы, большая часть была вложена
в разработку программного обеспечения,
проектирование компьютерных сетей и
так далее.
Информационное
общество
— это общество, в котором большая часть
населения занята получением, переработкой,
передачей и хранением информации.
Курс
информатики и информационных технологий
играет особую роль в эпоху перехода от
индустриального общества к информационному,
так как готовит выпускников школы к
жизни и деятельности в информационном
обществе.
Информационная
культура Количество
информации в современном обществе
стремительно нарастает, человек
оказывается погруженным в море информации.
Для того чтобы в этом море «не утонуть»,
необходимо обладать информационной
культурой, то есть знаниями и умениями
в области информационных и коммуникационных
технологий, а также быть знакомым с
юридическими и этическими нормами в
этой сфере.
Процесс
информатизации общества меняет
традиционные взгляды на перечень умений
и навыков, необходимых для социальной
адаптации. Возьмем традиционный навык
письма. На заре цивилизации (Шумер,
Египет), в античном мире (Эллада, Римская
империя и др.) и в средние века (до
изобретения книгопечатания) навык
каллиграфического письма был залогом
успешного продвижения по социальной
лестнице. В индустриальном обществе
(до изобретения персональных компьютеров)
навыки письма ручкой также были необходимы
для любого члена общества.
В
настоящее время, на пороге информационного
общества, социальная значимость навыка
письма ручкой снижается и, наоборот,
социальная значимость навыков ввода
информации с помощью клавиатуры и работы
с графическим интерфейсом приложений
с помощью мыши возрастает.
Создание
и редактирование документов с помощью
компьютера, то есть овладение офисными
информационными технологиями, становится
в информационном обществе социально
необходимым умением — достаточно
просмотреть объявления о приеме на
работу.
Умение работать с
мультимедиа-документами, создавать
компьютерные презентации становится
важным в информационном обществе.
В
современном информационном обществе
вряд ли необходимы навыки традиционного
черчения на ватмане. Вместо этого полезно
получить первоначальное представление
о назначении и возможностях компьютерных
систем автоматизированного проектирования
(САПР). Такие системы позволят вам быстро
рассмотреть различные варианты планировки
интерьера дома или квартиры, создать
чертеж или схему.
Использование
электронных таблиц сделает более
простыми и наглядными процессы
исследования и построения графиков
функций в процессе изучения математики,
планирования и ведения домашнего
бюджета, построения и исследования
моделей различных объектов и процессов.
Необходимость
упорядочить информацию, например, о
людях, с которыми вы контактируете,
требует использования записной книжки.
Однако часто удобнее использовать для
хранения такой информации компьютерную
базу данных «Записная книжка».
При
поиске информации в современной
библиотеке или в Интернете необходимо
иметь навыки поиска информации в базах
данных. В информационном обществе очень
полезным является умение создавать
базы данных, а также вести в них поиск
данных.
Квалифицированный
пользователь компьютера может на основе
использования средств визуального
объектно-ориентированного программирования
создавать необходимые ему специализированные
приложения. Например, можно создать
приложение, которое автоматизирует
заполнение многочисленных квитанций
оплаты за квартиру, электроэнергию, газ
и др.
Современному
человеку необходимо овладеть
коммуникативной культурой, то есть
умениями создавать и посылать электронные
письма, находить нужную информацию во
Всемирной паутине или в файловых архивах,
участвовать в чатах и так далее.
Необходимым условием успешной
профессиональной деятельности становится
создание и публикация в Интернете
Web-сайтов с информацией о деятельности
организации или предприятия.
Информационная
культура состоит не только в овладении
определенным комплексом знаний и умений
в области информационных и коммуникационных
технологий, но предполагает знание и
соблюдение юридических и этических
норм и правил. Законы запрещают
использование пиратского компьютерного
обеспечения и пропаганду насилия,
наркотиков и порнографии в Интернете.
Общение с помощью электронной почты
или в чатах, участие в телеконференциях
предполагают соблюдение определенных
правил: отвечать на письма и не рассылать
знакомым и незнакомым людям многочисленные
рекламные сообщения (спам), не отклоняться
от темы обсуждения в телеконференциях
и чатах и так далее.
Человеческое
общество по мере своего развития прошло
этапы овладения веществом, затем энергией
и, наконец, информацией. Основными
этапами развития вычислительной техники
являются:
I.
ручной
—
с 50-го тысячелетия до н.э.;
II.
механический
— с
середины XVII
века;
III.
электромеханический
— с
девяностых годов XIX
века;
IV.
электронный
— с сороковых
годов XX
века.
I.
Ручной
период
автоматизации вычислеиий начался на
заре человеческой цивилизации. Он
базировался на
использовании пальцев рук и ног. Счет
с помощью группировки
и перекладывания предметов явился
пред-шественником
счета на абаке — наиболее развитом
счетном
приборе древности. Аналогом абака на
Руси являются
дошедшие до наших дней счеты. Использо-вание
абака предполагает выполнение вычислений
по разрядам, т.е. наличие некоторой
позиционной систе-мы
счисления.
В
начале XVII
века шотландский математик Дж. Не-пер
ввел логарифмы, что оказало революционное
вли-яние
на счет. Изобретенная им логарифмическая
ли-нейка успешно использовалась еще
пятнадцать лет назад, более 360 лет
прослужив инженерам. Она, не-сомненно,
является венцом вычислительных
инстру-ментов
ручного периода автоматизации.
II.
Развитие механики в XVII
веке стало предпосылкой
создания вычислительных устройств и
приборов, использующих
механический
способ
вычислений. Вот наиболее
значимые результаты, достигнутые на
этом пути.
1623
г. — немецкий ученый В.Шиккард описывает
и
реализует в единственном экземпляре
механическую счетную
машину, предназначенную для выполнения
четырех арифметических операций над
шестиразряд-ными
числами.
1642 г.
— Б.Паекаль построил восьмиразрядную
действующую
модель счетной суммирующей машины.
Впоследствии
была создана серия из 50 таких машин,
одна
из которых являлась десятиразрядной.
1673 г.
— немецкий математшс Лейбниц создает
первый
арифмометр, позволяющий выполнять все
че-тыре арифметических операции.
1881 г.
— организация серийного прошводства
арифмометров.
Арифмометры
использовались для практических
вычислений
вплоть до шестидесятых годов XX
века.
III.
Электромеханический
этап
развития ВТ явля-ется наименее
продолжительным и охватывает около 60
лет — от первого табулятора Г.Холлерита
до пер-вой
ЭВМ эниак.
1887 г.
— создание Г.Холлеритом в США первого
счетно-аналитического
кодлплекса, состоящего из руч-ного
перфоратора, сортировочной машины и
табуля-тора.
Одно из наиболее известных его применений
— обработка результатов переписи
населения в несколь-ких
странах, в том числе и в России. В
дальнейшем фирма
Холлерита стала одной из четьгрех фирм,
поло-живших
начало известной корпорации 1ВМ.
IV.
Электронный
этап,
начало которого связывают с
созданием в США в конце 1945 г. электронной
вы-числительной
машины эниак.
В
истории развития ЭВМ принято выделять
несколько поколений,
каждое из которых имеет свои отличительные
признаки
и унш<альные характеристики. Главное
отличие машин
разных поколений состоит в элементной
базе, ло-гической
архитектуре и программном обеспечении,
кро-ме
того, они различаются по быстродейсгвию,
оператив-ной памяти, способам ввода и
вывода информации и т.д. Эги сведения
обобщены ниже в таблице.
Поколения | ХАРАКТЕРИСТИКИ | |||
I | П | III | IV | |
Годы | 1946-1958 | 1959-1963 | 1964-1976 | ‘1977-… |
Элементная | Эл. | Трашисгор, | ИС,Б14С | СБИС |
Количество | Десятки | Тысячи | Десятки | Миллионы |
Быстродействие | До | До | До107 | Более107 |
Характерные | Малые, | Большие, | СуперЭВМ, | |
Типичные | Эниак, | БЭСМ-6 | 1ВМ/360, СМ ЭВМ | ШМ/360, |
Носитель | Перфокарга, перфоленга | Магнигная | Диск | Гибкий, |
Характерное | Коды, | Языки | ППП, япву | системы |
Соседние файлы в папке отв экз9кл_1_10
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Информационная культура
Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море “не утонуть”, необходимо обладать информационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.
Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Возьмем традиционный навык письма. На заре цивилизации (Шумер, Египет), в античном мире (Эллада, Римская империя и др.) и в средние века (до изобретения книгопечатания) навык каллиграфического письма был залогом успешного продвижения по социальной лестнице. В индустриальном обществе (до изобретения персональных компьютеров) навыки письма ручкой также были необходимы для любого члена общества. В настоящее время, на пороге информационного общества социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации с помощью клавиатуры и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью мыши возрастает.
Создание и редактирование документов с помощью компьютера, т. е. овладение офисными информационными технологиями, становится в информационном обществе социально необходимым умением – достаточно просмотреть объявления о приеме на работу.
Современные информационные технологии позволяют включать в состав документа любые мультимедийные объекты (графику, звук, анимацию, видео). Дома вы можете привести в порядок фотоархив семьи, отсканировав старые фотографии и поместив их в упорядоченном виде в компьютерный фотоальбом, в процессе обучения вы можете подготовить реферат с иллюстрациями, в процессе профессиональной деятельности – подготовить компьютерную презентацию о деятельности вашей фирмы. Умение работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации становится важным в информационном обществе.
В современном информационном обществе вряд ли необходимы навыки традиционного черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем автоматизированного проектирования (САПР). Такие системы позволят вам быстро рассмотреть различные варианты планировки интерьера дома или квартиры, создать чертеж или схему.
Использование электронных таблиц сделает более простым и наглядным исследование и построение графиков функций в математике, планирование и ведение домашнего бюджета, автоматизирует заполнение многочисленных квитанций оплаты за квартиру, электроэнергию и телефон.
Необходимость упорядочить информацию, например, о людях, с которыми вы контактируете, требует использования записной книжки. Однако часто удобнее использовать ^ля хранения такой информации компьютерную базу данных “Записная книжка”. При поиске информации в современной библиотеке или в Интернете необходимо иметь навыки поиска информации в базах данных. В информационном обществе очень полезным является умение создавать базы данных, а также вести в них поиск данных.
Квалифицированный пользователь компьютера может на основе использования языков визуального объектно-ориентированного программирования создавать необходимые ему специализированные приложения, создавать и исследовать модели различных объектов и процессов, разрабатывать динамические Web-сайты и т. д.
Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, т. е. умениями создавать и посылать электронные письма, находить нужную информацию во Всемирной паутине или в файловых архивах, участвовать в чатах и т. д. Необходимым условием успешной профессиональной деятельности становится создание и публикация в Интернете Web-сайтов с информацией о деятельности организации или предприятия.
Информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, но также предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. Законы запрещают использование пиратского компьютерного обеспечения и пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете. Общение с помощью электронной почты или в чатах, участие в телеконференциях предполагают соблюдение определенных правил: отвечать на письма и не рассылать знакомым и незнакомым людям многочисленные рекламные сообщения (спам), не отклоняться от темы обсуждения в телеконференциях и чатах и т. д.
Контрольные вопросы
1. Каковы основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе?
Источник