В г бастанов 300 полезных советов
- ⒶⒸБастанов В.Г. 300 практических советов. (По электро-, радио- и фотоделу, по обработке материалов и декоративно-художественному оформлению изделий и конструкций). [Djv-14.1M] Автор-составитель В.Г. Бастанов. Художник В. Звездкин.
(Москва: Издательство «Московский рабочий», 1982)
Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2014 - КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
Глава 1. Практические советы электромеханику, электромонтажнику по ремонту электробытовой техники (5).
Глава 2. Практические советы радиомеханику, радиомонтажнику и радиолюбителю (65).
Глава 3. Простые станки, устройства, приборы, приспособления, применяемые в ремонтных и любительских условиях (183).
Глава 4. Работы по гальванотехнике (216).
Глава 5. Работа с металлом (238).
Глава 6. Работа с органическим стеклом (291).
Глава 7. Работа со стеклом (305).
Глава 8. Работа по дереву (324).
Глава 9. Клеи, пасты, замазки, шпаклевки, цементы, способы их приготовления и использование (338).
Глава 10. Прикладная фотография (370).
Глава 11. Практические советы по оформлению плакатов, учебных схем, витрин, реклам, тематических стендов в ремонтных ателье, учебно-производственных мастерских и учебных заведениях (386).
Аннотация издательства: Книга содержит многочисленные практические советы и описания различных приемов и приспособлений по электро-, радио-и фотоделу, по обработке основных видов материалов и по декоративно-художественному оформлению изделий и конструкций. Даются рекомендации, как выбрать нужный материал и обработать его при помощи простых и дешевых приспособлений.
Книга рассчитана на мастеров, занимающихся ремонтом электрорадиоаппаратуры, преподавателей профессионально-технических училищ, на изобретателей и рационализаторов. Отдельные советы могут быть использованы и в любительских условиях.
- ⒶⒸБастанов В.Г. 300 практических советов. (По электро-, радио- и фотоделу, по обработке различных материалов, декоративно-художественному оформлению конструкций, реставрации изделий, изготовлению приборов и приспособлений). [Djv- 3.4M] Издание 2-е, исправленное, переработанное и дополненное.
(Москва: Издательство «Московский рабочий», 1986)
Скан, обработка, формат Djv: Pirat, 2004 - КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие ко второму изданию (3).
Глава 1. Практические советы электромеханику, электромонтажнику по ремонту электробытовой техники (5).
Глава 2. Практические советы радиомеханику, радиомонтажнику и радиолюбителю (55).
Глава 3. Простые станки, устройства, приборы, приспособления, применяемые в ремонтных и любительских условиях (154).
Глава 4. Работы по гальванотехнике (178).
Глава 5. Работа с. металлом (198).
Глава 6. Работа с органическим стеклом (247).
Глава 7. Работа со стеклом (259).
Глава 8. Работа по дереву (275).
Глава 9. Клеи, пасты, замазки, шпаклевки, цементы, способы их приготовления и использование (286).
Глава 10. Прикладная фотография (315).
Глава 11. Практические советы по оформлению плакатов, учебных схем, витрин, реклам, тематических стендов в ремонтных ателье, учебно-производственных мастерских и учебных заведениях (330).
Литература (343).
Аннотация издательства: Книга содержит многочисленные практические советы, описание приборов, приспособлений, различных приемов по электро-, радио- и фотоделу, по обработке основных видов материалов, декоративно-художественному оформлению конструкций и реставрации изделий. Даются рекомендации, как выбрать нужный материал и обработать его при помощи простых и дешевых приспособлений.
Книга рассчитана на мастеров, занимающихся ремонтом электрорадиоаппаратуры, преподавателей профессионально-технических училищ, людей, занимающихся техническим творчеством, электротехникой и электроникой, а также на изобретателей и рационализаторов. Отдельные советы могут быть использованы и в любительских условиях.
- ⒶⒸБастанов В.Г. 300 практических советов. (По электро- и радиоделу, гальванотехнике, прикладной фотографии, по обработке различных материалов, декоративно-художественному оформлению конструкций, реставрации изделий, изготовлению приборов, устройств, приспособлений и многому другому). [Djv-10.6M] Практическое пособие. Издание 4-е, дополненное. Художники И. Капустянский, В. Звездкин, А. Бальчев.
(Москва: Издательство «Московский рабочий», 1992)
Скан: AAW, обработка, формат Djv: pohorsky, 2013 - КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие к третьему изданию (3).
Глава 1. Практические советы электромеханику, электромонтажнику по ремонту бытовой электротехники (6).
Глава 2. Практические советы радиомеханику, радиомонтажнику и радиолюбителю (57).
Глава 3. Простые станки, устройства, приборы, приспособления, применяемые в ремонтных и любительских условиях (157).
Глава 4. Работы по гальванотехнике (183).
Глава 5. Работа с металлом (204).
Глава 6. Работа с органическим стеклом (257).
Глава 7. Работа со стеклом (269).
Глава 8. Работа по дереву (286).
Глава 9. Клеи, пасты, замазки, шпаклевки, цементы, способы их приготовления и использование (298).
Глава 10. Прикладная фотография (328).
Глава 11. Практические советы по оформлению плакатов, учебных схем, витрин, реклам, тематических стендов в ремонтных ателье, учебно-производственных мастерских и учебных заведениях (343).
Приложения (356).
Литература (372).
Аннотация издательства: Книга содержит многочисленные практические советы, описание приборов, приспособлений и различных приемов по электрорадиоделу, прикладной фотографии, по обработке основных видов материалов, декоративно-художественному оформлению конструкций, и реставрации изделий. Даются рекомендации, как выбрать нужный материал и обработать его при помощи простых и дешевых приспособлений.
Книга рассчитана на мастеров, занимающихся ремонтом электрорадиоэлектронной аппаратуры, преподавателей профессионально-технических училищ, людей, занимающихся техническим творчеством по электротехнике, электронике, на изобретателей и рационализаторов.
Отдельные советы могут быть использованы и в любительских условиях.
Клей нитроцеллюлозный АК-20 — густой прозрачный коллоидный раствор нитроклетчатки в смеси с пластификаторами и смолами в летучих растворителях. На поверхности, приготовленные к склеиванию, наносят равномерный тонкий слой клея н выдерживают на воздухе в течение 20 — 30 мин до полного высыхания. Затем наносят второй слой клея и дают ему подсохнуть при температуре 18 — 23° С в течение 3 — 4 мин, после чего склеиваемые поверхности соединяют. Кожу или другой приклеиваемый материал прикатывают валиком, если же это невозможно, приглаживают тряпкой для удаления пузырей и складок. Склеиваемые поверхности выдерживают под давлением 0,5 — 4 кг/см2 в течение 0,5 — 1 ч, а без давления — 18 — 24 ч.
Клей Л® 88-Н — раствор резиновой смеси № 31 и бутилфенолфор-мальдегидной смолы в смеси этилацетата с бензином в соотношении 2:1. Поверхности, подготовленные к склеиванию, покрывают тонким равномерным слоем клея и выдерживают на воздухе при 18 — 20° С в течение 6 — 8 мин. Затем наносят второй слой клея и снова выдерживают на воздухе в течение 3 — 4 мин. Склеиваемые поверхности соединяют и стягивают струбцинами, резину или другой склеиваемый материал приглаживают тряпкой (не ворсистой) для удаления складок и пузырей. Детали выдерживают под давлением 1 — 2 кг/см2 в течение 48 ч при температуре 18 — 20° С. В случае приклеивания резины или другого мягкого материала к жесткому основанию рекомендуется прикатать поверхность валиком весом 500 — 1000 г.
Универсальный водостойкий клей «Суперцемент» (производство ПНР) предназначен для склеивания фарфора, стекла, полистирола, ге-тинакса, кожи, металлов, дерева, целлулоида, целлофана и т. п. После высыхания первого слоя наносят второй, затем склеиваемые детали стягивают струбцинами или помещают под пресс на 4 — 6 ч.
Клей циакрин-ЭП — смесь 90% циакрина -30 и 10% дибутилфталата. Бесцветная прозрачная или слегка желтоватая жидкость. Клей быстро отвердевает на холоде, не содержит растворителей, не требует катализаторов и без приложения давления дает соединения высокой прочности,
Получение изображений на различных материалах Фотография на металле
Получение изображения на металлической поверхности основано на свойствах хромированных коллоидов задубливаться под действием света. Фотография на металле широко применяется при изготовлении различных шкал, табличек, чертежей на металлических пластинках и т. п. Описываемый ниже способ позволяет получить штриховые изображения.
Хорошо отполированную или ровно матированную металлическую пластинку обезжиривают в горячей мыльной воде, промывают под струей воды и высушивают. На высохшую пластинку наливают небольшое количество раствора, состоящего из следующих компонентов:
Двухромовокислый аммоний измельчают в фарфоровой ступке и растворяют отдельно в 50 мл воды. К остальной части воды прибавляют белок, а затем клей.
Оба раствора смешивают и смеси дают отстояться в течение 10 — 12 ч, после чего фильтруют ее через вату.
Раствор сохраняет свои свойства в течение трех-четырех дней.
Столярный клей очищают следующим способом: смешивают 25 г столярного и 25 г малярного клея и, залив смесь 50 мл воды, оставляют ее для набухания. Затем смесь плавят иа водяной бане, прибавляют яичный белок (пол-яйца), тщательно перемешивают и кипятят в течение 10 мин. В горячий раствор всыпают 0,1 г хромовых квасцов в порошке, размешивают раствор и вливают в узкий цилиндрический сосуд (мензурку). Спустя некоторое время белок, а с иим и все примеси осядут на дно. После застудневания массы стенки сосуда слегка подогревают, и масса легко выпадает из перевернутого сосуда. Верхний и нижний слои массы отрезают ножом, а оставшийся очищенный клей используют для приготовления раствора.
Налив раствор на металлическую пластинку, дают ему равномерно растечься по всей поверхности, для чего наклоняют пластинку в разные стороны. Избыток раствора сливают с уголка пластинки обратно в склянку. Пластинку ставят вертикально для сушки (в затемненном помещении).
На высохшую пластинку накладывают штриховой негатив, помещают ее в копировальную рамку и экспонируют на ярком свете. Выдержка определяется опытным путем.
Экспонированную пластинку опускают в кювету с водой комнатной температуры и, покачивая кювету, проявляют около 1 мии. После этого пластинку слегка ополаскивают под слабой струей воды и погружают в 1%-ный водный раствор анилинового красителя, где невидимое до этого изображение окрашивается и становится видимым. Цвет изображения будет зависеть от цвета красителя. После окраски пластинку хорошо промывают в проточной воде и высушивают.
Другой способ состоит в том, что экспонированную пластинку прикатывают резиновым валиком, покрытым тонким слоем мелко растертой литографской краски, после чего проявляют в воде, промывают, сушат и лакируют каким-либо прозрачным лаком.
Фотография на пластмассе
Существуют два способа получения изображений на изделиях из пластмасс. Первый из них заключается в переносе на изделие фотоизображения, полученного на диапозитивной фотопластинке. При втором способе изделие покрывают светочувствительной эмульсией, на которую печатают изображение с негатива проекционным способом.
Первый способ проще по исполнению. Кроме того, он позволяет получать изображение на вогнутых и выпуклых поверхностях. Вторым же способом можио получить изображения только на плоских поверхностях.
1. Способ с переносом изображения. С негатива контактным или проекционным способом изготовляют диапозитив на фотопластинке. Диапозитив не должен быть слишком плотным.
Сухой эмульсионный слой диапозитива надрезают до стекла по границам кадра при помощи остро заточенного скальпеля и шаблона. Поверхность пластмассового изделия, предназначенного для переноса изображения, тщательно матируют и обезжиривают, протирая ее слегка увлажненной пемзовой пудрой, а затем ополаскивают водой.
Диапозитив, предварительно размоченный в воде, задубливают в течение 5 мин в 5%-ном растворе формалина, не промывая, переносят сначала на 1 — 2 мин в 2%-иый раствор соляной кислоты, а потом в 0,5%-ный раствор фтористого натрия. В последнем растворе эмульсионный слой довольно быстро отделяется от стекла. Пластмассовое изделие и фотослой с изображением погружают в ванну с водой (рис. 186). Наложив под водой фотослой на изделие, его осторожно извлекают из воды и мягким флейцем разравнивают фотослой, удаляя из-под него остатки воды. После этого изделие сушат при комнатной температуре.
Высохший фотослой с изображением можно подвергать всем видам дополнительной фотографической обработки — ретушировать, тонировать и раскрашивать анилиновыми фотографическими красками. Удобнее, конечно, тонировать сам диапозитив до отделения фотослоя.
Заключительной операцией является лакирование изделия любым прозрачным лаком. Изделия, покрытые нитролаком, можно мыть не только холодной, но и горячей водой.
Следует учесть, что при отделении эмульсионного слоя от стекла диапозитивной пластинки он немного, но равномерно во все стороны растягивается, и кадр несколько увеличивается; поэтому кадр надо брать несколько меньших размеров, чем требуется.
2. Способ с эмульсированием. Изделие из пластмассы предварительно матируют пемзовой пудрой и промывают. После этого на подготовленную поверхность наносят подслой следующего состава:
Желатин 1 г
Спирт-ректификат……………….0,4 мл
Карболовая кислота, 50%-ный раствор … 0,3 мл
Квасцы хромовые, 5%-ный раствор … 1,5 мл
Вода дистиллированная…………… 100 мл
Желатин заливают небольшим количеством воды и даюг ему набухнуть, после чего расплавляют на водяной баие. К полученному раствору при непрерывном помешивании доливают остальное количество воды, в котором растворены остальные вещества. Раствор должен быть теплым.
Подслой лучше всего наносить, обливая им изделие. После просушки на подслой наносят светочувствительную хлоросеребряную эмульсию, приготовленную следующим образом: 30 г желатина хорошего качества заливают небольшим количеством дистиллированной воды. После набухания желатина раствор подогревают до 50° С, растворяют в нем 20 г хлористого натрия и доливают теплой водой до 400 мл.
Отдельно приготовляют 10%-ный раствор азотнокислого серебра и в темном помещении (при свете красного фонаря) при энергичном помешивании стеклянной палочкой вливают 50 мл этого раствора в подогретый до 50° С желатиновый раствор хлористого натрия. Полученную эмульсию выдерживают при температуре 50 — 55° С на водяной бане в темноте 2 — 3 ч. Светочувствительность эмульсии при этом постепенно возрастает. Более высокая температура нагревания может привести к появлению вуали. Потом эмульсию фильтруют через батист и вливают в нее 5 мл 10%-ного раствора хромовых квасцов.
Эмульсию на поверхность изделия наносят также при красном свете, обливая изделие. Покрытое эмульсией изделие сушат в темном шкафу. Печатают изображение проекционным способом. При печати с негативов средней плотности требуется выдержка порядка 1 — 3 мин.
После экспонирования следует обычная фотографическая обработка (проявление и фиксирование). Готовое изображение можно тонировать обычными тонирующими растворами. Для прочности рекомендуется покрыть ее каким-либо прозрачным лаком.
ОТКРЫТЬ: – отрывок из учебника…
Клей эпоксидный холодного отвердения — смесь эпоксидной смолы ЭД-5 или ЭД-6 н отвердителя (полиэтиленполимера или гексаметилен-диамина). Наполнителями служат пылевидный кварц, окись алюминия и др. Клей приготовляют непосредственно перед употреблением. После нанесения кистью или шпателем тонкого слоя клея поверхности соединяют и стягивают струбцинами. Полимеризация клеевого шва происходит по одному из следующих режимов: выдержка при температуре 18 — 20° С в течение 24 ч; выдержка при температуре 100 — 120° С в течение 4 — 6 ч.
Клей нитроцеллюлозный АК-20 — густой прозрачный коллоидный раствор нитроклетчатки в смеси с пластификаторами и смолами в летучих растворителях. На поверхности, приготовленные к склеиванию, наносят равномерный тонкий слой клея н выдерживают на воздухе в течение 20 — 30 мин до полного высыхания. Затем наносят второй слой клея и дают ему подсохнуть при температуре 18 — 23° С в течение 3 — 4 мин, после чего склеиваемые поверхности соединяют. Кожу или другой приклеиваемый материал прикатывают валиком, если же это невозможно, приглаживают тряпкой для удаления пузырей и складок. Склеиваемые поверхности выдерживают под давлением 0,5 — 4 кг/см2 в течение 0,5 — 1 ч, а без давления — 18 — 24 ч.
Клей Л® 88-Н — раствор резиновой смеси № 31 и бутилфенолфор-мальдегидной смолы в смеси этилацетата с бензином в соотношении 2:1. Поверхности, подготовленные к склеиванию, покрывают тонким равномерным слоем клея и выдерживают на воздухе при 18 — 20° С в течение 6 — 8 мин. Затем наносят второй слой клея и снова выдерживают на воздухе в течение 3 — 4 мин. Склеиваемые поверхности соединяют и стягивают струбцинами, резину или другой склеиваемый материал приглаживают тряпкой (не ворсистой) для удаления складок и пузырей. Детали выдерживают под давлением 1 — 2 кг/см2 в течение 48 ч при температуре 18 — 20° С. В случае приклеивания резины или другого мягкого материала к жесткому основанию рекомендуется прикатать поверхность валиком весом 500 — 1000 г.
Универсальный водостойкий клей «Суперцемент» (производство ПНР) предназначен для склеивания фарфора, стекла, полистирола, ге-тинакса, кожи, металлов, дерева, целлулоида, целлофана и т. п. После высыхания первого слоя наносят второй, затем склеиваемые детали стягивают струбцинами или помещают под пресс на 4 — 6 ч.
Клей циакрин-ЭП — смесь 90% циакрина -30 и 10% дибутилфталата. Бесцветная прозрачная или слегка желтоватая жидкость. Клей быстро отвердевает на холоде, не содержит растворителей, не требует катализаторов и без приложения давления дает соединения высокой прочности,
Получение изображений на различных материалах Фотография на металле
Получение изображения на металлической поверхности основано на свойствах хромированных коллоидов задубливаться под действием света. Фотография на металле широко применяется при изготовлении различных шкал, табличек, чертежей на металлических пластинках и т. п. Описываемый ниже способ позволяет получить штриховые изображения.
Хорошо отполированную или ровно матированную металлическую пластинку обезжиривают в горячей мыльной воде, промывают под струей воды и высушивают. На высохшую пластинку наливают небольшое количество раствора, состоящего из следующих компонентов:
Двухромовокислый аммоний измельчают в фарфоровой ступке и растворяют отдельно в 50 мл воды. К остальной части воды прибавляют белок, а затем клей.
Оба раствора смешивают и смеси дают отстояться в течение 10 — 12 ч, после чего фильтруют ее через вату.
Раствор сохраняет свои свойства в течение трех-четырех дней.
Столярный клей очищают следующим способом: смешивают 25 г столярного и 25 г малярного клея и, залив смесь 50 мл воды, оставляют ее для набухания. Затем смесь плавят иа водяной бане, прибавляют яичный белок (пол-яйца), тщательно перемешивают и кипятят в течение 10 мин. В горячий раствор всыпают 0,1 г хромовых квасцов в порошке, размешивают раствор и вливают в узкий цилиндрический сосуд (мензурку). Спустя некоторое время белок, а с иим и все примеси осядут на дно. После застудневания массы стенки сосуда слегка подогревают, и масса легко выпадает из перевернутого сосуда. Верхний и нижний слои массы отрезают ножом, а оставшийся очищенный клей используют для приготовления раствора.
Налив раствор на металлическую пластинку, дают ему равномерно растечься по всей поверхности, для чего наклоняют пластинку в разные стороны. Избыток раствора сливают с уголка пластинки обратно в склянку. Пластинку ставят вертикально для сушки (в затемненном помещении).
На высохшую пластинку накладывают штриховой негатив, помещают ее в копировальную рамку и экспонируют на ярком свете. Выдержка определяется опытным путем.
Экспонированную пластинку опускают в кювету с водой комнатной температуры и, покачивая кювету, проявляют около 1 мии. После этого пластинку слегка ополаскивают под слабой струей воды и погружают в 1%-ный водный раствор анилинового красителя, где невидимое до этого изображение окрашивается и становится видимым. Цвет изображения будет зависеть от цвета красителя. После окраски пластинку хорошо промывают в проточной воде и высушивают.
Другой способ состоит в том, что экспонированную пластинку прикатывают резиновым валиком, покрытым тонким слоем мелко растертой литографской краски, после чего проявляют в воде, промывают, сушат и лакируют каким-либо прозрачным лаком.
Фотография на пластмассе
Существуют два способа получения изображений на изделиях из пластмасс. Первый из них заключается в переносе на изделие фотоизображения, полученного на диапозитивной фотопластинке. При втором способе изделие покрывают светочувствительной эмульсией, на которую печатают изображение с негатива проекционным способом.
Первый способ проще по исполнению. Кроме того, он позволяет получать изображение на вогнутых и выпуклых поверхностях. Вторым же способом можио получить изображения только на плоских поверхностях.
1. Способ с переносом изображения. С негатива контактным или проекционным способом изготовляют диапозитив на фотопластинке. Диапозитив не должен быть слишком плотным.
Сухой эмульсионный слой диапозитива надрезают до стекла по границам кадра при помощи остро заточенного скальпеля и шаблона. Поверхность пластмассового изделия, предназначенного для переноса изображения, тщательно матируют и обезжиривают, протирая ее слегка увлажненной пемзовой пудрой, а затем ополаскивают водой.
Диапозитив, предварительно размоченный в воде, задубливают в течение 5 мин в 5%-ном растворе формалина, не промывая, переносят сначала на 1 — 2 мин в 2%-иый раствор соляной кислоты, а потом в 0,5%-ный раствор фтористого натрия. В последнем растворе эмульсионный слой довольно быстро отделяется от стекла. Пластмассовое изделие и фотослой с изображением погружают в ванну с водой (рис. 186). Наложив под водой фотослой на изделие, его осторожно извлекают из воды и мягким флейцем разравнивают фотослой, удаляя из-под него остатки воды. После этого изделие сушат при комнатной температуре.
Высохший фотослой с изображением можно подвергать всем видам дополнительной фотографической обработки — ретушировать, тонировать и раскрашивать анилиновыми фотографическими красками. Удобнее, конечно, тонировать сам диапозитив до отделения фотослоя.
Заключительной операцией является лакирование изделия любым прозрачным лаком. Изделия, покрытые нитролаком, можно мыть не только холодной, но и горячей водой.
Следует учесть, что при отделении эмульсионного слоя от стекла диапозитивной пластинки он немного, но равномерно во все стороны растягивается, и кадр несколько увеличивается; поэтому кадр надо брать несколько меньших размеров, чем требуется.
2. Способ с эмульсированием. Изделие из пластмассы предварительно матируют пемзовой пудрой и промывают. После этого на подготовленную поверхность наносят подслой следующего состава:
Желатин 1 г
Спирт-ректификат……………….0,4 мл
Карболовая кислота, 50%-ный раствор … 0,3 мл
Квасцы хромовые, 5%-ный раствор … 1,5 мл
Вода дистиллированная…………… 100 мл
Желатин заливают небольшим количеством воды и даюг ему набухнуть, после чего расплавляют на водяной баие. К полученному раствору при непрерывном помешивании доливают остальное количество воды, в котором растворены остальные вещества. Раствор должен быть теплым.
Подслой лучше всего наносить, обливая им изделие. После просушки на подслой наносят светочувствительную хлоросеребряную эмульсию, приготовленную следующим образом: 30 г желатина хорошего качества заливают небольшим количеством дистиллированной воды. После набухания желатина раствор подогревают до 50° С, растворяют в нем 20 г хлористого натрия и доливают теплой водой до 400 мл.
Отдельно приготовляют 10%-ный раствор азотнокислого серебра и в темном помещении (при свете красного фонаря) при энергичном помешивании стеклянной палочкой вливают 50 мл этого раствора в подогретый до 50° С желатиновый раствор хлористого натрия. Полученную эмульсию выдерживают при температуре 50 — 55° С на водяной бане в темноте 2 — 3 ч. Светочувствительность эмульсии при этом постепенно возрастает. Более высокая температура нагревания может привести к появлению вуали. Потом эмульсию фильтруют через батист и вливают в нее 5 мл 10%-ного раствора хромовых квасцов.
Эмульсию на поверхность изделия наносят также при красном свете, обливая изделие. Покрытое эмульсией изделие сушат в темном шкафу. Печатают изображение проекционным способом. При печати с негативов средней плотности требуется выдержка порядка 1 — 3 мин.
После экспонирования следует обычная фотографическая обработка (проявление и фиксирование). Готовое изображение можно тонировать обычными тонирующими растворами. Для прочности рекомендуется покрыть ее каким-либо прозрачным лаком.