В чем закономерность размещения полезных ископаемых в северной америке
Учитель биологии и географии
Петрова И.В.
МОУ АСОШ№3
Тема урока
« Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки»
Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, разнообразии рельефа и размещении полезных ископаемых Северной Америки.
Задачи:
Образовательные:
продолжать формировать у учащихся знания о природе Северной Америки;
сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с ЭФУ.
Развивающие:
продолжить развивать интерес к предмету;
продолжить развивать интеллектуальные способности – мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
развивать гордость и уважение за природное наследие Земли;
способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ЭФУ.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, планшетные устройства, экран, ЭФУ География материков и океанов.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв. – М.: Дрофа, 2009. – 318 с.), физическая карта Северной Америки, атласы для 7 класса, рабочий лист, мультимедийная презентация.
Структура урока:
1. Организация класса –1 минута.
2. Проверка знаний учащихся – 10 минут.
3. Изучение нового материала – 25 минут.
4. Закрепление – 7 минут.
5. Домашнее задание – 1 минута
Ход урока
I. Организация класса
Учитель – Здравствуйте ребята, садитесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны быть эл.форма учебника, атласы, рабочий лист.
Итак, сегодня мы с вами продолжим изучение Северной Америки. Что вы уже знаете об этом материке?
II. Проверка знаний учащихся
Географическое положение материка (выполнить задание в эл.приложении).
Расположите крайние точки материка (эл.приложение).
Координаты крайних точек материка (эл.приложение).
Как проходило исследование материка?
Чьи имена можно встретить на карте Северной Америки?
III. Изучение нового материала
Мы с вами закрепили пройденный материал, а теперь переходим к изучению новой темы . Вспомните план изучения каждого материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Ученики отвечают на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока.(Рельеф Северной Америки и полезные ископаемые).
Учитель – Совершенно верно. Итак, сегодня на уроке мы изучаем “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”. Найдите тему урока в содержании электронного учебника и откройте параграф 43.
У вас на партах рабочие листы запишите в них тему урока.
IV. Постановка целей урока Сформулируем задачи предстоящего урока. О чем мы с вами будем говорить?
Изучение рельефа начинают с тектонического строения.
1 задача: рассмотреть взаимосвязь рельефа и тектонического строения Северной Америки.
2 задача: рассмотреть закономерность размещения полезных ископаемых на территории материка.
V. Работа над темой.
Откроем атлас на с.2-3 Физическая карта Мира.
Мы уже изучили южные материки. Что характерно для их рельефа? Чем представлен рельеф? Большую часть южных материков занимают равнины. Обратите внимание на рельеф материка Северная Америка. Отличается ли рельеф этого материка от рельефа Южных материков? Рельеф Северной Америки более разнообразен.
Откроем карту атласа “Строение земной коры” на странице 4 и посмотрим на тектоническую карту. Итак, с точки зрения тектонического строения весь материк можно условно разделить на части: Какие? (Западную, Центральную и Восточную).
Рассмотрим рельеф западной части. Западная часть материка находится на границе литосферных плит, каких? (Северо-Американская и Тихоокеанская)
Данная территория устойчива или подвижна? Что этому свидетельствует? (землетрясения и вулканич.деят-ть)
Посмотрим на физическую карту Северной Америки. Какая форма рельефа соответствует складчатой области? (г.Кордильеры)
Найдите высшую точку Кордильер. (г.Маккинли 6194м.)
Сделайте запись в рабочий лист.
Горы Кордильеры в переводе с испанского обозначают «шнур». Они действительно как шнур протянулись на 7 тыс.км вдоль западного побережья материка. В своей системе они выделяют две ветви: сами Кордильеры и Скалистые горы. Кордильеры – необычайно красивые горы. Они имеют высокие остроконечные вершины покрытые ледниками. Кроме того, Кордильеры рассечены каньонами.
У вас в рабочих листах записано слово Каньон. Найдите в тексте параграфа, что такое каньон. Запишите определение в рабочий лист.
К востоку от Кордильер словно ступени гигантской лестницы прилегают равнины. Великие равнины серией уступов переходят в Центральные равнины.
Что лежит в основании центральной части материка? (Северо-Американская платформа). Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение, как вы думаете ,ребята?(отвечают ученики) Не может (Почему не может?), значит, платформа – устойчивый участок земной коры.
На равнинах невысокие холмы чередуются с узкими и длинными озерными котловинами. Такой рельеф сформировался здесь в результате деятельности ледника, который много тысяч лет назад покрывал большую часть этих равнин. Рассмотрите в учебнике рис. 134 До каких широт распространялся ледник? После отступления ледника повсюду остались следы его деятельности: это сглаженные вершины холмов, нагромождения валунов.
Теперь рассмотрим восточную часть материка. Чем она представлена? (герцинской складчатостью)
Какая форма рельефа соответствует этой складчатости? (Аппалачи) Аппалачи невысокие горы, они сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек. Найдите самую высокую точку. (г.Митчел)
Кроме основных форм рельефа на материке есть ряд уникальных объектов, многие из вас с некоторыми из них возможно знакомы.
Каньон Колорадо
На материке находится и Большой каньон – огромное ущелье глубиной до 1800 метров, прорытое рекой Колорадо. По разным оценкам, на прокладку этого гигантского ущелья реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет.
Долина Смерти (самая низшая точка на материке) сообщение
На юго-западе США находится огромная долина, названная Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали местности и не смогли отыскать выход из Долины.
Мамонтова пещера (это национальный парк)
В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая длинная пещера в мире длиной 580км. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то населявшей эти пещеры.
А теперь закрепим полученные знания о рельефе и тектоническом строении материка заполнив схему в рабочих листах. Для этого у вас на партах лежат готовые ответы, которые вы самостоятельно разместите в ячейках схемы.
Ученики заполняют схему в тетради, и такая же схема находится на слайде как образец.
Учитель : Итак ,теперь давайте проверим , что относится к древней, новой и средней складчатости, а что относится к платформе.
Первая задача, которую мы с вами ставили……
Если вы правильно заполнили все ячейки схемы, поставьте галочку после утверждения «Я смогу установить связь тектонического строения и форм рельефа», если при заполнении схемы возникли трудности, поставьте галочку ниже.
Вторая задача, которую мы ставили : рассмотреть размещение полезных ископаемых на территории материки. В размещении полезных ископаемых есть определенная закономерность.
Сейчас, используя текст учебника с.214 вам нужно будет выполнить задание в рабочем листе. На выполнение 2-3 минуты. Вписываем только готовые ответы.
Проверка правильности выполнения задания.
Сделайте вывод о закономерностях размещения пол.ископаемых и запишите его в рабочий лист.
Оцените, как вам удалось выполнить это задание.
VI. Закрепление.
И так , мы с вами познакомились с рельефом Северной Америки и полезными ископаемыми на территории этого материка. А сейчас проверим, на сколькохорошо вы усвоили эту тему! Откройте задание в электронном учебнике в конце параграфа и выполните тест на самопроверку.
Результаты прохождения теста занесите в табличку рабочего листа.
Молодцы ребята! Сегодня мы с вами проделали большую работу, а для того, чтобы вы лучше усвоили данную тему «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки», вы должны дома прочитать параграф учебника 52 на с. 208-210 и
Домашнее задание –
прочитать §52, с.208-210;
нанести на контурную карту Северной Америки формы и объекты рельефа, и полезные ископаемые.
Учитель – Всем спасибо за урок.
Приложение 1. Рабочий лист
Тема урока:_________________________________________________
__________________________________________________
Взаимосвязь тектонического строения и форм рельефа.
Высшая точка материка_________________________________
Низшая точка материка_________________________________
КАНЬОНЫ – ___________________________________________
Я смогу установить связь тектонического строения и форм рельефа на материке Северная Америка
Я затрудняюсь установить связь тектонического строения и форм рельефа на материке Северная Америка
Размещение полезных ископаемых на территории материка
Кордильеры богаты как осадочными (……………., …………, ……………………………………. ) так и магматическими породами (…………………………., ……………, ………… …………………………..).
На востоке материка расположены невысокие горы ………. …………. . В них залегают месторождения ……………………….. и ……………………………….. .
Основные месторождения нефти, каменного угля, природного газа сосредоточены ……………………………..…
…………………………………………………………………………………………………………………………….. .
Вывод: Строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются …………………………………, магматические – ……………………………………………….. .
Я смогу объяснить взаимосвязь размещения полезных ископаемых на территории материка
Я затрудняюсь объяснить взаимосвязь размещения полезных ископаемых на территории материка
Результат тестового задания:
Италия
1.Какие карты надо использовать для описания страны?
Те карты, которые нужны для описания. В первую очередь, конечно, общегеографическая, климатическая и политическая. Для такой страны нужны и геологическая, и тектоническая карта. И любой страны – гидрологическая карта и карта охраняемых территорий. Для описания населения – карта размещения населения и этнографическая карта
2. В какой части материка расположена? Название столицы?
Страна Южной Европы, значит, Италия расположена в юго-западной части Евразии. Столица – Рим
3.Рельеф и полезные ископаемые
Большая часть Италии занята горными хребтами. Все регионы Италии пересекаются либо Апеннинами, либо Альпами, либо их отрогами. Исключением является остров Сардиния, где горы имеют некоторые особенности. Альпы, образованные в конце мезозоя-кайнозое, расположены вдоль северной границы Италии, создавая естественную границу. На границе Франции и Италии находится высшая вершина этих гор – Монблан. Условно Альпы и Апеннины разделяет скала под названием Кадибона.
Апеннины – гораздо старше Альп, и расположены к югу от долины По. Пересекают Италию к севера на юг от Лигурии до Калабрии и продолжаются на Сицилии .
Самые высокие горы Италии расположены в западной части Альп, где есть вершины высотой более 4000 метров, такие как Монте-Роза, Маттерхорн и Монблан. Максимальная высота Апеннин – 2912 метров (пик Гран-Сассо).
Всхолмленные возвышенности покрывать большую часть территории Италии. Они расположены в основном в южной и части центральной части полуострова, с обеих сторон Апеннин и в предгорьях Альп. Эти возвышенности имеют высоты не более 800 метров.
Равнины занимают около 23% территории Италии. Главная равнина – долина реки По. Остальные равнины имеют меньший размер. Большинство равнин Италии имеют аллювиальное происхождение.
Природные ресурсы: Залежи полезных ископаемых – руды ртути, сурьмы, свинца, цинка, серебра, железа, пирита, флюорита, асбеста и бокситов. На равнинах и в предгорьях существуют залежи мергеля, песчаника. Есть также месторождения талька и мрамора.
5.Реки и озера
Реки Италии короче, чем в большинстве европейских стран, из-за того, что Апеннины пересекают страну почти по меридиану, и являются водоразделом. С другой стороны, рек в стране много и они относительно многоводны за счет ледниковой и дождевой воды. Водоразделами являются Апеннны и Альпы и это позволяет рекам стекать в пять морей – Адриатическое, Ионическое, Тирренское, Лигурийское и Средиземное моря. Самая длинная река Италии – По. Кроме того, крупными реками являются Адидже, Тибр., Адда и Оглио.
В Италии расположено более 1000 озер и водохранилищ. В предгорьях Альп озера в основном ледникового происхождения, такие как Маджоре, Комо, Гарда. Это самые крупные и глубокие озера Италии. Также есть прибрежные озера с остаточными котловинами, например, Лесин, и вулканические озера (Больсен, Вико, Браччано).
6.Природные зоны. Климат
В Италии 10 типов климата, которые относятся к умеренному, субтропическому и высокогорному климату.
Субтропический климат встречается во всех прибрежных районах, за исключением северо-восточной части Италии. Зимой средние температуры составляют от 6 градусов на севере этой части Италии до 11-14 градусов – в южной. Летние температуры в среднем составляют 23 градуса. Осадки в основном выпадают весной.
На севере Италии климат умеренный, с более низкими температурами и относительно ровным распределением осадков.
Также выделяется климат высокогорий.
7.Народы и основные занятия населения.
Население Италии довольно однородно. Основная часть – итальянцы Но в стране очень много эмигрантов из других стран – в первую очередь, из стран Азии и Африки, однако выделяются группы приезжих из Румынии, Украины, Польши, Албании и других восточно-европейских стран.
Жители Италии заняты в основном в сфере обслуживания. Меньшая часть занята в промышленности и сельском хозяйстве.
Северная Америка занимает одно из лидирующих положений в мире по запасам минеральных и топливных ресурсов. Континент богат углем — как каменным, так и бурым. Есть здесь значительные залежи цинка, молибдена, меди, кобальта и ванадия.
Добывают нефть, никель и железо, но по запасам этих ископаемых континент значительно уступает другим. Очень мало алюминия, марганца и олова.
Особенности рельефа Северной Америки
Залежи месторождений распределены неравномерно по всему материку. Это связано с геологическим строением и особенностями рельефа.
Большая часть континента расположена на обширном Канадском щите, поэтому из всех видов рельефа в Северной Америке преобладают равнины. Здесь, в мощной толще осадочных пород и находятся самые богатые залежи угля.
Юг материка покоится на фундаменте большой платформы, где образовались обширные низменности — Примексиканская и Приатлантическая.
Восточное побережье континента окаймляют Аппалачи, сформировавшиеся еще в палеозойскую эру. Это невысокие горы (до 2000м). Высшая точка — г. Митчелл (2037м).
На западе простираются более молодые горы — Кордильеры. Они разделяются на две ветви: собственно Кордильеры и Скалистые горы. Здесь расположена самая высокая точка континента — г. Мак-Кинли (6194м). В горах сосредоточены залежи руд цветных металлов, ртути, золота.
Северную Америку омывают сразу три океана: на севере — Северный Ледовитый, на западе — Тихий, на востоке — Атлантический. Шельфы и отложения прибрежных низменностей хранят запасы нефти и газа.
Виды полезных ископаемых
Нефть — один из основных источников прибыли, на котором держится почти вся экономика североамериканских стран. Но запасы нефти на континенте невелики, и основные месторождения уже почти исчерпаны. Данный факт обусловил начало масштабных работ по поиску и разработке новых месторождений нефти за полярным кругом, в американском секторе Северного Ледовитого океана.
Каменный уголь — один из ценнейших видов полезных ископаемых, применяемый для получения дешевого топлива. Самые крупные залежи угля сосредоточены на территории США, там, где тянется гряда Аппалачей и у подножья Скалистых гор. Здесь находятся два главных бассейна, дающие почти 60% североамериканской добычи угля. Это Пенсильванский бассейн и бассейн Западной Вирджинии. Чуть меньше добывают в Иллинойском и Миссисипском бассейнах (к югу от Великих озер). Особым спросом в промышленности пользуется триасовый уголь, добываемый в штате Алабама.
Месторождения бурого угля тянутся широкой полосой от шельфа Северного Ледовитого океана до реки Миссури вдоль восточного склона Кордильер.
Природный газ. Его залежи располагаются рядом с месторождениями угля и нефти. Самые большие бассейны находятся на юго-востоке Великих равнин в междуречье Пекоса и Арканзаса.
Железо. Северная Америка обладает значительными запасами железных руд. Основная часть их сосредоточена на территории Канады. Самые значительные месторождения находятся к северу и западу от озера Верхнего, в штате Онтарио и на полуострове Лабрадор.
Уран. Налажена добыча в Канаде, возле Большого Медвежьего озера, есть месторождения в США.
Никель и медь — металлы, значительные запасы которых полностью удовлетворяют запросы промышленности всех трех стран континента. Самые большие залежи находятся на западной окраине Канадского щита, возле озера Виннипег, в штатах Манитоба (Канада) и Мичиган (США).
Фосфориты – важнейшее сырье, добываемое, в основном, на полуострове Флорида
Цветные и драгоценные металлы. По запасам этих полезных ископаемых Кордильеры занимают одно из ведущих мест в мире. Особенно богаты на них Скалистые горы (восточное ответвление Кордильер) и мексиканские Сьерры.
Уран, ванадий добывают на плато Колорадо, в штате Юта.
Самые большие запасы каменной соли сосредоточены на побережьях, особенно в район Мексиканского залива. Больше всего гипса находят в Техасе и Канзасе. Богата Северная Америка и строительными материалами.
Ресурсы и месторождения
Освоение природных ресурсов в Северной Америке распределяется неравномерно. В США территория страны исследована хорошо и открытие новых месторождений маловероятно, за исключением территории Аляски. В Канаде недавно было обнаружено крупнейшее местозалегание калийной соли. А Мексика остается пока малоизученной и в плане ресурсообеспечения весьма перспективна.
Земельные ресурсы. Примерно 25% площади материка занимают тундра и лесотундра. Но центральная и южная часть континента — это миллионы гектаров ценнейшей и плодородной пахотной земли. Почти 80% земельных ресурсов пригодны для пахотных угодий, причем без значительного капиталовложения. Наиболее возделываемые культуры: хлопок, кукуруза, соя, бобовые, картофель, злаки.
Водные ресурсы также значительны. Но, при наличии разветвленной речной системы и огромной системы озер, в Северной Америке присутствуют регионы, где отмечена острая нехватка воды. В целом на материке отмечается нехватка воды высокого качества.
Лесные ресурсы Северной Америки уникальны. Они отличаются не только значительным запасом древесины, но и исключительным видовым разнообразием. Так, например, в Канаде треть территории страны (около 3,5 млн. га) покрыта лесами. Особенно ценятся хвойные породы — гигантская туя, белая и черная ели, лиственница, бальзамическая пихта. По запасам древесины Канада уступает лишь Бразилии, а по количеству на душу населения занимает первое место в мире.
По промышленным запасам Северная Америка лидирует в мире, но некоторых видов минерального сырья здесь мало (марганца, кобальта, олова, бокситов).
Нефть и газ — открыто более 26 тыс. месторождений нефти и около 10 тыс. месторождений газа. Около 88% всей добычи происходит на территории США. Канада в год добывает до 89,9 млн. тонн, в основном. В провинции Альберта. Богатейшие залежи нефти обнаружены на шельфе Северного Ледовитого океана, на Аляске и на побережье Мексиканского залива.
Запасы угля по приблизительным оценкам составляют 4,7 трлн. тонн, причем около 3600 млрд. тонн расположены на территории США, 1200 млрд. тонн — в Канаде, остальное — в Мексике.
Интерес к альтернативным источникам энергии только возрастает. Так, только в Калифорнии уже построено более 10 геотермальных электростанций, мощностью до 500 тыс. мВт. В заливе Фанди (Канада) работает электростанция, вырабатывающая энергию от силы приливов.