В чем полезна работа как учителя по фгос

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24

Г. НОВОЧЕРКАССКА

Подготовила: Шкаровская Тамара Николаевна, учитель начальных классов.

2015г.

Особенности работы учителя при введении ФГОС.

      1.

       Изменения, происходящие  в современной социальной жизни вызвали  необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

      Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения. Остановимся на некоторых из них:

      – Происходит постепенное вымывание дошкольных видов деятельности и замещение их занятиями учебного типа. Сюжетно-ролевая игра не занимает в жизни  старшего дошкольника ведущего места, что приводит к трудностям развития произвольности поведения, образного мышления, мотивационной сферы, не обеспечивая формирование психологической готовности к школьному обучению.

        -Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию. Как следствие этого процесса – потеря интереса к учению.

      – Резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной.

      – Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение.

      Отсюда и трудности в обучении в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированностью внутреннего плана действий; трудностью логического мышления и воображения.

      – Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность часто оказываются недоступны для младших школьников в силу закрытости общества, что затрудняет усвоение детьми моральных норм и нравственных принципов.

      –  Категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а увеличивается число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей.

      Ко мне в 1 класс поступили довольно «разноплановые» дети. Из 25 учащихся только 3 ребенка более или менее были подготовлены к школе. Остальные не умели элементарно слушать и слышать не только учителя, но и себя самих.  Некоторые из ребят имели явное отставание в развитии. Кроме этого, были выявлены 5 учеников с логопедическим диагнозом.

              Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.

              Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего образования.

      2.

                    Современный учитель. Каков он? Не так легко сразу ответить на этот вопрос. 
              Считаю, что современный учитель – это, несомненно, профессионал. В своей педагогической деятельности он постоянно осваивает и использует достижения современной педагогической науки и практики.

      Теперь в начальной школе ребенка должны научить  не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, ему должны привить две группы новых умений.

      – К первой относится группа универсальных учебных действий: способы решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

      -Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. 

      На смену послушанию, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной, профессиональной. У современных детей мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстрее реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её.

       В соответствии с новыми требованиями учителя должны перейти от идеологии формирования основных элементов новых научных знаний «к идеологии развития» – раскрытия способностей каждого ученика, готового к жизни в современном мире, умело реагирующего на разные жизненные ситуации.

      Такого результата можно достичь через:

      – преемственность между всеми ступенями образования – готовности учителей среднего звена сохранить и продолжить традиции, заложенные в обучении начальной школы;

      – освоение стандарта детьми с разными возможностями, реализацию индивидуального подхода в обучении.

      Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС?

      Изменился учебно-методический комплекс. В учебнике появились странички для подготовки проектов по всем предметам. Например, проект «Скороговорки» в русском языке, «Загадки о цифрах» по математике. В первом классе проект делает ребенок вместе с родителями по желанию. Задача учителя – научиться работать с проектами сначала самому, а потом объяснить детям.

      -Чтобы сделать удачный проект, нужно, прежде всего, заинтересовать ребенка в выполнении проекта, объяснить план действия, помочь в подготовке.

      – Также в учебнике есть страничка для любознательных, где написана дополнительная информация. Например. По русскому языку рассказывается о происхождении какого-либо слова, а в математике на этих страницах увлекательные игровые задачи.

      Произошли изменения в организации урока. Слова К.Д.Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – отражают суть современного урока, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

      -Задача учителя стремиться к тому, чтобы ученики сами формулировали тему урока, сами объясняли, зачем нужно изучать эту тему.

      – По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Например, на устном счёте, дети осуществляют взаимопроверку, а при выполнении задания по русскому языку ставят на полях определённый символ, в зависимости от того, как ребёнок справился. Если он считает, что всё выполнил правильно, чисто, без ошибок, написал красивым почерком, то ставит себе на полях улыбающийся смайлик или другие символы.

      -На завершающемся этапе урока проводится рефлексия, т.е. учащиеся выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли они своей цели или нет, смогли они все понять или где-то есть затруднения. Например,

       Задание на самооценку

      Закончите предложение:

      Я … (очень, не очень) доволен (льна) объявлением, которое составил(а) и написал(а)………………………….( сам(а), с помощью сверстника, учителя).

      Различаются традиционный и современный уроки деятельностью учителя и учащегося на уроке.

      Ученик, ранее присутствовавший и пассивно исполнявший указания учителя на уроке традиционного типа, теперь активно включён в деятельность. А учитель призван ненавязчиво осуществлять управление процессом обучения: мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся.

      – Изменились формы организации деятельности учащихся. Ученики на уроке  работают в парах, в группах, самостоятельно, что способствует развитию коммуникативных навыков. С соседом в паре или с ребятами в группе можно посоветоваться, поделиться мыслями и совместно выбрать оптимальный вариант выполнения задания, который, как показывает практика, оказывается верным.

      Результаты работы учителя и школы – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностическая) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов свидетельствует, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. А это значит, что ученик может решить задачи самоопределения, говоря.

      Изменилась система контроля результатов. В диагностические работы включены нестандартные задания, которые направлены на развитие логического мышления, творчества и умения применять знания в жизни. Например, по математике в задаче, прежде чем её решить, необходимо дополнить условие, дописать вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.

      В стандартах 2 поколения формой оценивания является портфолио на каждого ученика. В нём отражаются все достижения ребенка: диагностические работы, доклады, контрольные работы и т.д. Это позволяет объективно оценить достижения каждого ученика – с чем он пришёл в первый класс и чему научился. Каких успехов достиг, какие трудности испытал. Какую индивидуальную, коррекционную работу необходимо провести учителю. Работа с портфолио ведется учеником под руководством учителя с привлечением родителей.

                3.   

               Известно, что на первых порах очень трудно создать детский коллектив класса. Чтобы привить правила моральных норм, нравственного поведения, наладить межличностные отношения мне пришлось проводить большую работу: классные часы, индивидуальные беседы, организация совместных праздников, внеклассных мероприятий, изучение интересов каждого, обсуждение тех или иных поступков с позиции нравственности.

      Привитию вышеназванных качеств, способствуют уроки литературного чтения. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, стараюсь раскрыть его индивидуальность. Много времени отвожу самостоятельному чтению «Читай самому себе». Такое чтение помогает ребенку увидеть, что еще непонятно, найти что ему близко, поделиться эмоциями с соседом по парте. Уроки провожу в форме диалога, начиная со слов «Мне кажется…», «Я думаю…»

      На уроках русского языка широко ввожу разные формы представления  учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используем единую памятку «Пишу грамотно». Кроме этого, пользуемся карточками- орфограммами. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме.

      Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

      Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. 

       Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы  захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

           4.        

                                  Как сформировать Универсальные учебные действия? 

                                               Список технологий формирования УУД

      1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя развивающие задания.
      2. Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами
      3. Учитель показывает, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
      4. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия
      5. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
      6. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет.
      7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

      8. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности

      9. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий.

      10. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности

      11. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

      12. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

      13. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.

      14. Учитель помогает ребенку найти самого себя, выстраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

      15. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

      16. составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать

      17. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

      18. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

      19. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде

      20. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

      21. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ

      22. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных

      23. Учитель учит детей планировать свой досуг

      24. Учитель организует конструктивную совместную деятельность

      Памятка для учителя

      по формированию и развитию  универсальных учебных действий.

      • Любые действия должны быть осмысленными. Это относится прежде всего к тому, кто требует действия от других.
      • Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.
      • Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.

       УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:

      • Создать атмосферу успеха
      • Помогать ребёнку учиться легко
      • Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях
      • Не скупиться на поощрения и похвалу

      Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребёнка.

      Источник

                                   Роль  учителя  в реализации  ФГОС

              Ответственность учителя  всегда была  исключительной, но в условиях введения ФГОС ответственность существенно возрастает. Роль учителя  по новым образовательным стандартам заключается не в том, чтобы передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы  дети сами добывали знания в процессе познавательной, исследовательской  деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с  проблемами реальной жизни. Учение   не рассматривается как простая  трансляция знаний,  от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество –  совместная работа учителя и учеников,  в ходе овладения знаниями и решения  проблем, в связи с этим меняются задачи педагогической деятельности учителя:     

      • –  разработка (корректировка) рабочих программ по учебным  предметам
      • –  выявление и отбор  способов и средств  формирования УУД у обучающихся  (анализ учебников, отбор системы  заданий)
      • –  разработка (отбор)  контрольных материалов,  обработка результатов  диагностических и комплексных работ
      • –  отбор и освоение  образовательных технологий  типа:  обучение на основе учебных ситуаций, проектные задачи, проектные  методы обучения и др.
      • – разработка для своего класса программы  развития и воспитания
      • –  внедрение новой  формы накопительной оценки  (портфолио)

         В  МБОУ «Гимназии №4»  третий год  работаем  по ФГОС. Рабочие программы и тематическое планирование  для  1 «А», «Б» класса нам предоставили авторы УМК  системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова , 1 «В» класс, авторы УМК «Гармония».  Корректировка заключалась в следующем: нужно было доработать тематическое планирование по предметам для первого года обучения, отследить планируемые  результаты освоения программы  1 класса, так как в документах планируемые результаты даются для выпускника  начальной школы. Изменилось и календарно-тематическое  планирование: отличие стандартов нового поколения – их ориентация на  результат образования, и оно стало включать в себя не только название  раздела,  темы,  предполагаемый результат, повторение, контроль, но и  для каждой темы планируемый результат – УУД.  Так же оставлена  колонка (примечание), куда учитель по ходу учебной деятельности  может вносить какие-то коррективы, положительные и отрицательные  моменты, вопросы, которые возникают. Видоизменяется конспект урока, где для каждого этапа, так же прописываются формируемые УУД, какие планируются результаты. Как из вариантов может  включать в себя: этапы урока, формируемые УУД, деятельность  учителя, деятельность учащихся.  Разрабатывая поурочные планы учителю необходимо выстраивать урок не только как процесс усвоения системы знаний, умений и  компетенций, составляющих инструментальную основу учебной  деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия  духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому  наряду с традиционным вопросом “Чему учить?”, учитель должен понимать,  “Как учить?” или, точнее, “Как учить так, чтобы и у детей возникали  собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому  научиться?”  Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельностного  подхода, как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий, в результате чего  необходимо в очередной раз изучить, осмыслить психолого-педагогические  теории Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.  На первый план выходит развитие личности учащегося на основе  освоения способов деятельности, наряду с общей грамотностью,  выступают такие качества как разработка и проверка гипотез, умение  работать в проектном режиме, инициативность в  принятии решений. Эти  способности востребованы в современном обществе. Они и становятся  одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметой  стандартизации.  Проектирование урока начинается с целеполагания – а это преломленные ожидаемые результаты, каждый урок отражает требования к  результатам обучающихся, на практике это выглядит следующим образом.  Учителю необходимо отследить на каком этапе и как просматриваются  требования к личностным, предметным, надпредметным результатам, как  реализуются условия деятельностного подхода. Пример урока  в 1  классе по теме «Вопросы о природе». В данном уроке – это реализуется  следующим образом:

      1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели. Отсутствие достаточных умений создаёт необходимость их пополнения;  способ мотивации – задание, для выполнения которых недостаёт определенных  умений;  выделить искусственное и естественное, но для этого отсутствуют  определенные умения.

      2. Выполнение действий для формирования новых умений. Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в формировании новых умений – предпринимаются шаги для написания знаков согласия – несогласия.

      3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения умений (для формирования осознанных умений) Третье условие деятельностного подхода к обучению связано с  выполнением детьми осознанных учебных действий: работа с соединениями,  написание слов.

      4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и  по ходу.  Особую роль в формировании умения проверять написанное, оценить   свою работу, работу товарища.

      5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых  жизненных задач.  Работа с предложениями: списывание, вписывание недостающих букв с  доказательством выбора.

            Роль учителя  заключается в том, что бы научить  ребёнка осваивать мир через учебную деятельность – «Я сам осваиваю мир».  Учащиеся на уроке должны быть включены в серию взаимосвязанных учебных  ситуаций, которые объединены общей целью, что обеспечивает логическую  целостность урока, учащиеся получают знания из любых источников. При этом  могут быть использованы такие способы реализации, как самостоятельная  работа с учебником и другими пособиями, самостоятельные наблюдения  учащихся, устные упражнения, письменные, графические, лабораторные и  практические работы, это способствует научить детей презентовать способы  рассуждения, устанавливать закономерности, группировать по заданному или  самостоятельно установленному признаку, извлекать необходимые данные из  таблиц, диаграмм. Комплект УМК  системы Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова содержит большое количество  заданий, которые учат самостоятельно  работать с учебником. Это большое  количество разнообразных условных знаков,  задания практической  направленности, работа с таблицами, чертежами,  задания – наблюдения,   творческие задания.  Сейчас я  отслеживаю такие задания, которые  соответствуют новым требованиям, некоторые из них видоизменяю,  дорабатываю,  анализ таких заданий будет хорошим подспорьем для  моих  коллег.

           Меняются так же формы и методы организации учебной деятельности: от  игровых  – к выполнению работы под непосредственным руководством и  помощью учителя – к самостоятельной работе в малых группах (при помощи  учителя). Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых группах  и индивидуальная самостоятельная учебная работа творческого характера. Для  современного этапа развития  школы работа в паре, групповая форма  обучения в наибольшей степени способствует развитию у  школьника  умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении.  Адаптационный период – это работа в паре. Она является комфортной формой  организации учебного процесса – это начальная стадия межличностных  отношений, формирует умения принимать общую цель, согласовывать способы  достижения предложенной цели. Работа в группе очень привлекает  младших   школьников. Но первый опыт ее организации может оказаться неудачным (нерабочий шум, медленный темп работы, неумение детей действовать   совместно),  и тогда педагог частично или полностью отказывается от такого  обучения. Данная работа в группе  показывает, что такая  форма способствует развитию необходимых ученику качеств, как умение  оценивать результаты своей работы, также взаимодействуя в группе, ребенок  учится помогать, сопереживать, соотносить свои действия и поступки с  другими. Работая с одноклассниками над решением общей проблемы, ребенок  учится слушать, высказывать свое мнение, вести диалог.  В связи с изменением содержания образования учитель начальной школы должен создать условия для введения интегрированных курсов, которые  обеспечат целостное восприятие мира, реализацию принципов деятельностного  подхода и индивидуализации обучения. В копилке нашего  ШМО  имеются  разработанные интегрированные модули и уроки с использованием современных образовательных технологий :  «Мир вокруг нас», «Осень в гости к нам пришла», «Спешите делать добро», «В здоровом теле –  здоровый дух».  Уроки в системе интегрирования помогают детям познавать всю красоту   окружающего мира, они с огромным удовольствием постигают новое, эти   уроки будят во всех ребятах желание творить. Проводя эти уроки по разным  темам школьного курса, легко заметить, что сама система является  эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых)  методов, приёмов, форм, технологий. А самое главное,  рождается качественно новое знание,  которое и есть целостное  представление о мире.  Следующее направление – организация системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся – это портфолио, по данному  направлению мы тоже  имеем определенный опыт. Для первоклассника сейчас  накопительная оценка – это листы  наблюдений, которые показывают развитие ученика, определенной формы составления листов наблюдений нет, учитель  составляет самостоятельно, но обязательно лист должен отражать динамику сформированности  индивидуального прогресса в развитии учения, в развитии  социальных навыков, коммуникативных навыков, развитие навыков поисковой  и проектной деятельности.    

               Анализируя свою деятельность за 3 года работы в системе ФГОС в начальной школе, положительные  моменты, риски, хочется отметить, что проектирование  образовательного пространства, реализация и достижение планируемых   результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически – требуется  серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию  учебного процесса, отвечающего положениям стандарта.

      Источник