В чем может быть полезен опыт античной рекламы для современности
Элементы античности
в современной рекламе
Современная реклама является синтезом
различных культур, традиций, устоев.
Стоит задуматься, откуда она берет
свое начало, что являлось основой.
В нашей работе мы хотим рассмотреть
античную рекламу и ее влияние
на настоящее рекламной деятельности.
Ведь именно эта эпоха впервые наложила
наиболее яркий отпечаток на данную сферу
деятельности.
Эпоха античности началась Олимпийскими
играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 год н. э. Поскольку античность охватывает
достаточно продолжительный отрезок времени
и человеческой истории, её принято подразделять
на несколько этапов:
1) Периодизация Античности и протоантичности
– Крито-микенский период – предыстория
Античности
– Минойская цивилизация (Крит)
– Микенская цивилизация (Балканская Греция)
2) Полисный период
– Гомеровский (предполисный) период, «тёмные
века»(XI—IX вв.до н.э.)
– Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.)
– Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.)
3) Эллинистический период
– Первый эллинистический период (334—281
до н. э.)
– Второй эллинистический период (281—150
до н. э.)
– Третий эллинистический период (150—27
до н. э.)
4) Римская империя
– Принципат (27 до н.э.-284 н.э.)
– Тетрархия и доминат (285—324 гг. н.э.)
– Упадок Римской империи (395—486 гг. н.э.)
Также в античности следует искать
истоки многих ценностей, которые составили
впоследствии европейскую культуру. [1]
Античная (или древняя) Греция была колыбелью европейской
цивилизации и культуры. Именно здесь
были заложены те материальные, духовные,
эстетические ценности, которые в той
или иной мере нашли своё развитие почти
у всех европейских народов. Уже в древнем мире у производителей
появился избыток товара (прибавочный
продукт), таким образом, человеку приходилось
предлагать свою продукцию другим, расхваливая
ее преимущества. Такое явление исследователи
называют проторекламой. [3, с 5]
Античная культура явилась прекрасным
образцом развития рекламной деятельности.
Становление и развитие рекламы началось
задолго до появления книгопечатания. Еще на ранних этапах развития культуры
реклама начинает выступать в форме письменного
текста. Конечно, это происходит по мере
изобретения самого письма, которое в
различных регионах Земного шара датируется
6-8 тысячелетиями до нашей эры. Рекламная
письменность сочеталась с образцами
монументальных надписей, особенно распространенных
в ближневосточной культуре. Примерами
таких надписей могут служить высекавшиеся
на каменных стенах рассказы о деяниях
удачливых правителей, полководцев, выгравированные
на металле своды законов, поле битвы и
т. д.
Именно из Античной Греции к нам дошел
один из самых древних рекламных текстов
– найденная в развалинах древнейшего
города Мемфиса вывеска греческого толкователя
снов, высеченная на каменной плите: “Я,
Рино с острова Крит, по воле богов истолковываю
сновидения. Доверься Тихэ”. [2, с 5]
Рис. 1 Вывеска
греческого толкователя снов
Древнейший город Помпеи,
сохранивший свой первоначальный облик
благодаря затопившей его лаве (73
г. н. э.), донес до нас более полутора
тысяч различных рекламных обращений,
вполне схожих с современной рекламой.
Свидетельство тому — обилие и
разнообразие предметов рекламирования, богатство
приемов и средств, свойственных античной
рекламе. Предметы рекламирования охватывают
все сферы жизнедеятельности — экономическую,
политическую, зрелищную, межличностную
рекламу, объявления о различных услугах
и т. п. Например, изображение учителя, наказывающего
розгами ученика, символизировало школьное
заведение. Не менее броско, чем в современном
городе, рекламировались гостиницы, таверны,
кабачки. Как правило, таверну рекламировала
вывеска и насаждения плюща или терновника.
Помимо вывесок на самих заведениях существовали
разбросанные в разных местах надписи-указатели
типа: “Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой
башни. Там Сирикус держит винный погребок.
Загляни туда. До встречи”. Рекламировались
и термы (античные бани). Один из рекламных
текстов предлагает снять “…виллу —
хорошую и добротно выстроенную”. Далее
следует рисунок рекламируемого жилья.
Среди графита, открытых в Помпеях, многие
относятся к предвыборной борьбе римских
политиков и администраторов: “Прошу,
чтобы вы сделали Эдилом (т. е. выборным
лицом в селекте) Модеста» и даже: “Если
кто отвергнет Квинтия, тот да усядется
рядом с ослом”. Античный мудрец и философ
Луций Анней Сенека две тысячи лет тому
назад в письме к приятелю жаловался на
раздражающие и отвлекающие от сосредоточенности
многочисленные уличные шумы: “Сейчас
вокруг меня со всех сторон многочисленный
крик: ведь я живу над самой баней. Вот
вообрази себе все многообразие звуков,
из-за которых можно возненавидеть
собственные уши. <…> К тому же есть
еще и пирожники, и колбасники, и торговцы
всякими кушаниями, каждый на свой лад
выкликающие товар”. Звуковая атмосфера
античного города была насыщена выкриками
зазывал, торговцев, официальных глашатаев,
объявляющих правительственные указы,
распоряжения и постановления.
Рис. 2. Реклама
античного публичного дома.
Развалины Эфеса
Важнейшим средством
распространения информации и рекламы
в древних государствах мира являлся
так называемый институт глашатаев
один из древнейших установлений государственной власти. Эти должности
были установлены в различных древних
государствах. Профессия глашатая предназначалась
для повседневного информирования больших
скоплений людей, какими являлись в то
время города. Причем информация глашатаев
носила разнообразный характер — от политических
призывов и обличений, чествований прославленных
полководцев, сообщений о прибывающих
в город посольствах, цирковых представлениях
до сугубо торговой рекламы. В Древней Греции глашатаи ходили по
улицам с рекламными песнями. Одна из них,
например, звучала так: “Чтобы глаза
сияли, чтоб щеки алели, чтоб надолго сохранилась
девичья краса, разумная женщина будет
покупать косметику по разумным ценам
у Экслиптоса”.
Глашатаям поручалось также оперативно
оповещать население о вызове граждан
в суд, о вынесенных приговорах и предстоящих
казнях. Со временем эта сфера оповещения
составила специальную отрасль юридической
рекламы, которая существует и в наши дни. По
свидетельствам античных авторов духовная
жизнь общества на ранних ступенях развития
проявлялась преимущественно в устной
форме. Это подтверждается и безусловным
преобладанием именно устных вариантов
рекламных текстов. Устная реклама уличных зазывал,
разносчиков, бродячих ремесленников
была распространена в местах постоянного
предложения товаров и услуг (торговых
рядах, банях, цирюльнях, тавернах, постоялых
дворах).
Объектом устной рекламы античности
часто являлись “живые вещи” – рабы.
В Риме, например, имелось несколько мест
работорговли, где звучали хитроумные
рекламные призывы, частично дошедшие
до нас в классических сочинениях. Не менее
распространенными были рекламные объявления,
приглашавшие граждан посетить то или
иное зрелище: очередной бой гладиаторов,
новый комедийный фарс, выступления жонглеров,
фокусников, уличных акробатов и т. п. Доподлинно
известно, что древние ремесленники ставили
специальное клеймо на свои изделия, заботясь,
таким образом, о своей репутации и рекламируя
качественную продукцию. Таким образом, истоки рекламной деятельности
уходят в первобытную древность. Античная
культура порождает уже довольно зрелые
формы рекламной деятельности, основой
которых являются сгустки оперативной
информации. Эти формы рекламной деятельности
выражались посредством разнообразных
наборов словесных, звуковых, письменных
и изобразительных приемов, создающих
рекламные образы (имиджи) рекламируемых
объектов, чья цель — активно проникать
в психику потенциального потребителя,
привлекать его внимание и тем самым побуждать
совершать выгодные для рекламодателя
действия. [3] В настоящее время элементы
античности широко используются в рекламной
деятельности. Это можно объяснить, прежде
всего, красотой и необычностью древнегреческой
культуры, неувядающей до сих пор, а также
оставшимся зачаткам рекламы, которые,
несомненно, повлияли на развитие рекламы
в целом.
Прежде мы встречаем
элементы античности в наружной рекламе.
Так, например, в вывеске поселка-курорта
Витязево используется античный шрифт. Это пример удачной рекламы, так как,
по нашему мнению, она сочетается с колоннадой,
выполненной также на античный манер.
Рис 2. Поселок Витязево (курорт,
Анапа)
В результате нашего исследования
были найдены вывески, находящиеся
непосредственно в нашем городе.
Салон офисной мебели
«Рим» использует в качестве элемента логотипа
часть стилизованной колонны. Это запоминающийся,
но непродуманный логотип. Непонятна самоцель
этого логотипа, на чем хотели сделать
ставку рекламодатели. Было бы интересней,
если бы сам салон представлял не офисную
мебель, а различные виды мебели, скажем,
для отдыха, включающие в своем внешнем
виде капельку античности.
Рис. 3. Щит 3 х
6 м
Реклама салона
офисной мебели «Рим»
Рис. 4. Логотип
салона офисной мебели «Рим»
Рис 5. Реклама
обувного салона «Florence»
На наш взгляд, это пример неудачной
рекламы, так как в ней не отражается
суть продаваемого бренда, нет ни намека
на обувь, а два разных шрифта буквально
теряются и не цепляют глаз. Также
композиционно вывеска выполнена неправильно,
скульптура Венеры Милосской теряется.
Сам обувной салон называется «Флоренция»,
что явно не сочетается с изображением
древнегреческой богини.
На современном этапе реклама является
самым действенным способом рассказать
и показать услуги и продукцию своей компании.
Являясь непосредственно двигателем торговли,
она воздействует на сбыт товара и его
эффективность на рынке. Таким образом,
наиболее важной задачей для рекламодателя
является представить свой товар наиболее
интересным и уникальным способом, а в
сегодняшних условиях конкуренции это
отнюдь не легкая задача. Использование
античных элементов в наше время говорит
о их востребованности и устоявшемся бренде,
который, в свою очередь, может применятся
для рекламы огромного множества товаров.
Конечно, как мы выяснили, что использование
рекламных символов не всегда является
удачным вариантом, поэтому стоит задуматься
о поиске все новых ошибок и их исправлении
в целях улучшения рекламы.
Библиографический список
1. Античная реклама [Электронный ресурс]/Рекламные
и деловые объявления – Режим доступа: https://www.publications.reporter-studio.ru/
2. Античность [Электронный ресурс]/ Википедия.
– Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/
3. Марочкина С. С. Реклама: от зарождения
до наших дней. История рекламы/ С. С. Марочкина//
Введение в специальность: курс лекций.
– Омск: Издательство ОмГТУ, 2008. – 40 с
4. Щиты 3х6 [Электронный ресурс]/ Рекламное
агентство СТА. Наружная реклама в Омске.
– Режим доступа: https://www.staomsk.ru/
Реклама не является продуктом исключительно современного общества. Первые её образцы датируются античными временами. Рассмотрим пройденный путь.
Когда же появилась реклама? С возникновением торговых отношений между людьми — неправильный ответ. С появлением конкуренции между схожими видами бизнеса —— верный. Пример — в небольшом городке один кузнец, ему нет смысла рекламировать свои услуги. Он локальный монополист, знает, что все клиенты его. Но если в городке появится второй, то придётся доказать свой профессионализм, адекватность ценовой политики. Иначе — разорение, в те времена являющееся синонимом слова «смерть». Приходилось прибегать к рекламе, простой, но работающей.
Реклама с человеческим лицом — от глашатого до Джокера
Вербальная реклама — старейшая. Суть её проста. Специально обученный человек в местах скопления людей громко кричит то, что впоследствии назовут рекламным слоганом. Почему «специально обученный»? Потому что кричать целый день на ярмарке или торге тоже надо уметь. Так появилась отдельная профессия — глашатай. Чтение указов власть имущих — малая часть его работы. Основная — слоганы о том или ином бизнесе.
Преимущество вербальной рекламы — доступность. Целевой аудитории достаточно понимать язык, на котором говорит глашатай. Средневековье — эпоха вербальной рекламы, агрессивной в прямом смысле этого слова. Конкуренция привела к тому, что глашатай мог чуть ли не силой затащить потенциального клиента в лавку или трактир. Дело доходило до введения законов, которые запрещали глашатому прикасаться к людям или использовать в слоганах сравнительные характеристики, унижающие конкурента.
На Руси функции глашатых выполняли зазывалы. Редкая ярмарка или выступление скоморохов обходилось без их участия. К крепкому голосу прилагались крепкие кулаки — разборки между конкурентами были привычным делом.
А вот термин «глашатай» оставался за теми, кто озвучивал важные объявления, не имевшие отношения к торговле.
Профессия зазывалы актуальна и сегодня. Студент в анимационном костюме, раздающий листовки — типичный глашатай. Слышите, как с помощью мегафона рассказывают о скидках, распродажах или открытии нового магазина? Перед нами современный зазывала. Даже Джокера в исполнении Хоакина Феникса можно считать таковым — в начале фильма он крутит в руках табличку с рекламой.
Графическая реклама — от рисунков на глине до современных баннеров
Графическая реклама актуальна при определенном проценте грамотного населения — иначе её просто не поймут. Можно обойтись картинкой, но лишь для определённого рода услуг. Надеюсь, не стоит пояснять, что скрывалось за стенами заведения с такой рекламой?
Графическая реклама появилась в античные времена. Выделяют три её типа — вывеска, графика и афиша.
Вывеска — оперирует символами. Например, вывеска с виноградной лозой характерна для трактира. Графика — короткая текстовая реклама, размещенная в людном месте. Афиша — «продвинутый» вариант графики, сочетающий текст и изображение.
Древнейшая из сохранившихся реклам — афиша толкователя снов из египетского Мемфиса.
Шрифт греческий, реклама датируется III веком до нашей эры. На афишах рекламировались не только торговые или бытовые услуги, но и знаковые события. Например, серии гладиаторских поединков. Вот фрагмент одной из таких афиш.
Было в Античности и брендирование. Мастер мог оставить своё имя на готовом изделии — будь то амфора или меч. А как насчёт того, чтобы разметить бренд на свежей выпечке?
История этого хлеба увлекательна и трагична — в 79 году нашей эры извержение Везувия привело к гибели города Помпеи. Засыпанный пеплом, город прекрасно сохранился — раскопки археологов пролили свет на многие аспекты жизни Древнего Рима, в том числе и рекламу.
В городе сохранился образец и политической рекламы, призывающий голосовать за определенного кандидата. Технологии «чёрного пиара» существовали уже тогда, так что фреска заканчивается словами «…пусть хворь настигнет того, кто сотрёт эту надпись».
Падение Римской империи и последующие «Тёмные века» привели к упадку графической рекламы. Только вывески для трактиров и лавок оставались востребованы, при этом улучшились качество их отделки и дизайн.
Ситуация изменилась с началом эпохи Возрождения — типографская продукция перестала быть запредельной роскошью, среднестатистический человек мог покупать газеты. В начале XVII века во Франции и Англии появляются первые регулярные издания с солидными тиражами. Они публиковали новости и объявления в различных пропорциях. Появляются и профильные издания, целиком состоящие из рекламы. Первый журнал, первое цветное изображение, первый закон, регламентирующий рекламу… Что характерно — принят был в Англии и там же впервые был введён налог на рекламу.
Промышленная революция XIX века ускорила развитие графической рекламы. На рынке появляются новые игроки — рекламные агентства.
В середине XIX столетия в Германии издается книга «Как писать рекламные объявления». Этот момент считается зарождением современного маркетинга.
На стыке XIX и XX веков появляется новый тип графической рекламы — плакат. Простая картинка и наивный сюжет, но — за ним оказалось будущее.
Графическая реклама проделала большой путь от бумажного плаката до громадного баннера. Востребована она и сегодня — вывески магазинов, рекламные панно и обычные листовки, падающие в наши почтовые ящики.
Медийная реклама — всё начиналось с радио
СМИ развивались, компанию газетам и журналам в XX веке составили радио, телевидение и интернет. Не отставала и реклама — впервые она прозвучала на радио в 1920 году в США. Лавинный рост продаж радиоприемников привёл к увеличению числа радиостанций — в одной только Америке, к середине 20-х годов, их было более полусотни. Для радиорекламы наступил золотой век, её объём составлял полноценные передачи.
При этом, конкуренции с печатной рекламой не наблюдалось — каждый вид был ориентирован на свою аудиторию. А потом появилось телевидение…
Здесь эксперименты с коммерческими объявлениями начались с 1939 года. А полноценная реклама появилась в американском эфире 1 июля 1941 года. Диктор зачитал рекламный текст, который услышало четыре тысячи человек. Полноценная видеореклама появилась после II Мировой войны, с развитием телевизионных технологий.
С 1948 года для рекламы на телевидении стали применять анимацию. А в 1956 году появилась первая коммерческая модель видеомагнитофона. Этот год считается отправной точкой видеорекламы, развившейся в отрасль с многомиллиардными оборотами.
Полиграфическая и радиореклама потеряли лидирующие позиции. Но и триумф телевидения оказался недолгим…
В молодой, по сравнению с печатными и электронными СМИ, интернет, реклама пришла моментально — сперва в текстовой форме, в виде спама. Почти 90% трафика приходилось на рассылки рекламного характера, мало интересовавшие потенциальных клиентов. Так как средства защиты от спама отсутствовали, эффект от такой рекламы получался прямо противоположным задуманному.
Дело дошло до того, что основатель FIDO Том Дженнингс, ввёл правило «трёх плюсов», вовсе не для модерации текстов пользователей, а для защиты от недобросовестных рассылок.
Внедрение графических оболочек и браузеров породило новый вид онлайн-рекламы — баннеры. «Первый пошёл» 27 октября 1994 года — реклама компании AT&T. Этот баннер мог похвастаться CTR порядка 44% — сравните с текущими значениями.
«Джина выпустили из бутылки» — сегодня трудно представить коммерческий сайт без баннеров. Контекстные, с обязательным временем просмотра, ложной кнопкой закрытия — перечислять их разновидности можно долго.
Реклама будущего уже сегодня
Устав от суеты, мы поднимаем глаза к звёздному небу — и там тоже можем увидеть рекламу.
Первые эксперименты проводились в середине прошлого века — гражданский вариант зенитного прожектора закрывался трафаретом с надписью, после чего включался в сторону ближайшего облака. Минусов тут было два — короткий срок службы лампы прожектора и зависимость от высоты облачности. Ситуацию исправили в начале XXI века. Первый момент — новая матрица светодиодов обеспечивает коммерчески приемлемый срок службы и выдаёт световой поток нужной интенсивности. Второй — использование в качестве экрана зданий.
Изображение статично, но этот недостаток уже устраняется использованием голографии. Источником света выступает лазер, способный «рисовать» динамическое изображение как на плоскости —
так и в небольшом объеме пространства —
В «Звёздных войнах» подобное казалось фантастикой, а сегодня — это реальность на уровне первых коммерческих образцов. Насколько это серьезно и какие тут могут быть перспективы? Планируется выведение на орбиту спутников, которые будут транслировать голографическую рекламу в небесах над городами.
«Бюджетная» альтернатива — использование летательных аппаратов. Пример — рекламный баннер, прикреплённый к самолету.
Минусы — фиксированное время полёта и малая площадь баннера. Есть более оригинальная «версия» — на самолёт устанавливается несколько генераторов дыма, которые синхронно срабатывают, позволяя делать надписи в небе.
Минус — живёт такая реклама до первого порыва ветра. Можно заменить самолёт на воздушный шар. Этот летательный аппарат способен держаться в воздухе часами, а площадь оболочки позволяет разместить ДЕЙСТВИТЕЛЬНО заметную рекламу.
Минусы — высокая стоимость, зависимость от погоды, привлечение профессионального пилота для получения нужного результата. Можно ли автоматизировать процесс? Можно — так появилась реклама с помощью дронов. Речь идёт не об одном аппарате, транспортирующем небольшой баннер. Сотни дронов поднимаются в ночное небо, создавая объёмную и динамическую картину. Это можно смело назвать рекламой будущего!
Существует много версий, когда появилась первая реклама. Кто-то уверяет, что родоначальниками были ремесленники из Китая, которые в XIII веке размещали информацию на бумаге, в которую заворачивали продукты. А кто-то уверен, что первая реклама принадлежит торговцам из 500-х годов нашей эры, которые ходили с табличками, предлагая товары. Другие же уверены, что реклама появилась благодаря англичанину Уильяму Какстону — первому, кто начал печатать и распространять рекламные листовки в XV веке.
Появление рекламы в России датируется X-XI веками, когда купцы начали предлагать свои товары. Появились первые промоутеры — зазывалы. И спустя десять веков требования к ним не изменились: громкий голос, приятная внешность, убедительность, коммуникабельность. А вот первая печатная реклама появилась уже в XVIII веке в газете «Ведомости», которую стали издавать по приказу Петра I. Формирование современного рекламного рынка в России началось с 1990-х. А в 2000-х закончились основные процессы становления. В этот период появилось наибольшее количество рекламных агентств, обучающих программ и сообществ.
Какие-то направления устаревают или становятся актуальными для ограниченной группы товаров (например, печатная реклама), а какие-то набирают обороты и развиваются с большой скоростью (например, digital). В настоящее время в России функционирует около 5-ти тысяч рекламных агентств, в которых занято до 40 тысяч сотрудников. В современном мире реклама приобрела десятки форм и трансформаций, став неотъемлемой частью мировой экономики.
Анастасия Аввакумова, руководитель отдела по работе с клиентами, управляющий партнёр компании Studio42
Как будет развиваться реклама?
Ранее мы писали о рекламных трендах. А какие интересные факты из истории рекламы знаете вы? За какими формами и видами рекламы будущее? Какие рекламные ниши и направления пока не освоены и что этому препятствует?
- Присоединяйтесь к дискуссии.
- Задавайте вопросы автору.
- Оставляйте комментарии.