Узнать в музее о полезных ископаемых
Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей им. академика Ф.Н. Чернышева, Санкт-Петербург
Геологический музей имeни Ф.М. Чернышова – один из крупнейших в миpе музеев подобной тематики. В его фондах хранится свыше миллиона экспонатов. Экспозиции музея рассказывают о строeнии Земли, об истории гeологического развития планеты, а также о полeзных ископаемых и горнодобывающей отрасли. В экспозиционных залах музея можно увидeть великолепную карту СССР, выпoлненную из полудрагоценных камнeй, гигантские раковины и всевозможные окаменелости животных. Среди них особый интерес вызывают окаменелые яйца динозавра и его скелет.
Значительное место в коллекции Геологического музея имени Ф.М. Чернышова занимает собрание минералов, включающее 80 тысяч образцов. Посетители могут ознакомиться с многообразием кристаллов и минералов поразительной формы и окраски. Здесь также демонстрируются художественные изделия из минералов. В музее провoдятся экскурсии, во время котoрых посетители могут узнать о российских месторождениях драгоценных металлов и уральских самоцветов.
Адрес: 199106, Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний проспект, 74.
Время работы: в будние дни 10.00-17.00 (вход до 16.00), выходной – суббота, воскресенье, последняя пятница месяца.
Стоимость: самостоятельное посещение бесплатное, экскурсии оплачиваются отдельно.
Как добраться: проезд до станции метро “Василеостровская”; автобусом №6; маршрутным такси №К154; трамваями №6, 40.
Телефон: +7 (812) 321 53 99; +7 (812) 328 92 48
Здание(я):
Здание построено в 1914 г. специально для Геологического комитета России (“Дворец геологии”) по проекту академиков архитектуры А.А. Полещука и И.И. Померанцева, М.И. Преображенского
Основатель: Феодосий Николаевич Чернышев (1856-1914)
До начала XX века участок между 19-й и 20-й линиями Васильевского острова являлся частью Смоленского поля, принадлежал лейб-гвардии Финляндскому полку. В 1911 году эта территория со стороны Среднего проспекта была передана Геологическому комитету.
В 1912 году здесь началось строительство нового здания для Геологического комитета. Автором проекта выступил архитектор А.А. Полещук. Строительные работы были завершены в 1914 году. Работы по отделке завершились ещё через два года.
Во время Первой мировой войны здесь располагался военный госпиталь. Геологический комитет обустроил в здании лаборатории, музей, библиотеку, фотографический павильон. Здесь работали известные учёные А.П. Карпинский и Ф.Н. Чернышёв. Под их руководством проводились геологические исследования различных регионов страны.
С 1939 года здесь работал Всесоюзный геологический институт (ВСЕГЕИ). В 1982 году ему было присвоено имя А.П. Карпинского. Сейчас он носит название «Всероссийский геологический научно-исследовательский институт имени А.П. Карпинского». Этот институт является ведущим научным центром, изучающим полезные ископаемые.
К 300-летию Санкт-Петербурга проводилась капитальная реставрация здания.
Это уникальный музей, один из самых крупных естественноисторических музеев мира. В его экспозиции – два выставочных блока: «Региональная геология» (геологическое строение территории бывшего СССР) и «Полезные ископаемые» (множество видов минерального сырья из 1300 месторождений). Вы увидите глыбы малахита и куб каменной соли, который весит 1т, рассмотрите коллекции драгоценных камней.
Чтобы как следует разобраться во всём этом, лучше осматривать музей не самостоятельно, а с экскурсоводом. Темы экскурсий предлагаются разные.
В экспозиции, посвящённой драгоценным камням, центральное место занимает огромное мозаичное панно, представляющее собой географическую карту Советского Союза. Оно выполнено из 45000 пластин драгоценных камней, наклеенных на текстолит. Города отмечены позолоченными серебряными звёздами с рубиновыми вставками. Панно уникальное и восхищает масштабом и мастерством изготовления!
В музее можно увидеть останки крупных ископаемых животных, а также самый первый смонтированный в России (в 1925 г.) скелет динозавра.
Обратите внимание и на интересные выставки, действующие в музее: “Метеориты”, “Каменные этюды”, “Магия самоцветов” и др.
Автор фотографий Михаил Лейкум.
ЭКСКУРСИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Обзорная экскурсия Знакомьтесь: минералы!
Эта увлекательная экскурсия познакомит юных натуралистов с ярчайшими экспонатами Музея. Экскурсовод расскажет о самых важных для человека минералах и покажет удивительные физические явления – ребята обязательно увидят светящиеся камни, а еще узнают как самому вырастить кристаллы!
Радуга в камне
Эта захватывающая экскурсия погрузит ваших детей в яркий и завораживающий мир минералов. За отведенный час ребята увидят десятки минералов всех цветов радуги, среди них зеленый малахит, желтая сера, фиолетовый кварц – аметист и многие другие. Экскурсовод расскажет какие минералы истирают в пыль и используют как краску, какие минералы могут потерять цвет из-за яркого солнечного света, из каких минералов можно сделать настоящие украшения и многое другое!
В гостях у хозяйки Медной горы
Эта экскурсия подойдет для слушателей уже знакомых с произведениями Павла Петровича Бажова. Следуя строкам из “Малахитовой шкатулки”, “Серебряного копытца” и другим сказам, экскурсовод проведет вас к богатствам, добытым из недр Уральских гор. Вы узнаете об истории добычи руд, поделочных и драгоценных камней Урала, об известных месторождениях. Вам расскажут об уральских топазах, алмазах, бериллах, малахите и других минералах. Вы увидите природные кристаллы, огранки из драгоценных камней, мозаики и многое другое. Экскурсию проводят: Казаков А.В., Бобкова Е.В, Мохова Н.А.
ЭКСКУРСИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ
Обзорная экскурсия Первые шаги в минералогию
Эта экскурсия является важнейшим шагом для дальнейшего ознакомления с коллекциями Музея и самостоятельного погружения в мир минералов. Наши экскурсоводы, среди которых опытнейшие научные сотрудники, просто и интересно расскажут о том как образуются минералы, как их добывают, где используют, какими свойствами обладают, какие минералы можно коллекционировать дома, а какие лучше даже не трогать!
Как называют минералы
Человек с древних времен связал свою судьбу с минералами и не удивительно, что названия минералов во многом отображают характерные черты развития цивилизаций. Вы узнаете по каким принципам минералы получают свои имена сейчас и как их называли в древности. Вы увидите минералы, названные в честь ученых, поэтов, царей, космонавтов; минералы названные по местам их первых находок, по их характерным свойствам, по составу. Кроме современных научных названий минералов вы узнаете происхождение множества устаревших и редко употребимых терминов: карбункул, колчедан, орлец и др. Вы услышите захватывающие легенды, среди которых легенда о минерале отравителе и легенда о “Саамской крови”. Вы увидите ценнейшие исторические экспонаты, побывавшие в руках знаменитых людей — великих ученых и даже царей. Эта увлекательная экскурсия будет особенно интересна для учеников гуманитарного направления. Экскурсию проводят: Казаков А.В., Генералов М.Е.
Минералы Мира
Во время этой экскурсии ребята познакомятся с многочисленными выставками Музея, где представлены экспонаты из разных уголков нашего огромного мира. Вам покажут минералы, добытые на знаменитых месторождениях пяти континентов: алмазы Африки, бразильские аметисты, афганский лазурит, китайская киноварь и многое другое. Сотрудники Музея расскажут о месторождениях, известных с античности и открытых в последние десятилетия. Вам покажут уникальные находки природных кристаллов и разнообразные срастания минералов. Кроме того, вы узнаете множество занимательных фактов, например, почему минерал пирит называют “золотом дураков”, а минерал арсенопирит – “отвергающим кирку”. Экскурсия будет полезной при изучении курса географии. Экскурсию проводят: Евсеев А.А., Казаков А.В., Генералов М.Е., Бадьянова Л.В.
ЭКСКУРСИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-11 КЛАССОВ
Обзорная экскурсия Занимательная минералогия
В далеком 1928 году вышло первое издание знаменитой Занимательной минералогии А.Е. Ферсмана, за неполное столетие с года выпуска эта любимая миллионами книга выдержала более трех десятков изданий в разных странах мира! Продолжая традиции Александра Евгеньевича, опытные экскурсоводы и научные сотрудники Музея приоткроют перед Вами завесу тайн над сложнейшими процессами, происходящими в недрах Земли и на её поверхности – процессами минералообразования. Эта экскурсия будет полезна ученикам, которые уже познакомились с основами химии и физики в школе, ведь важное место в экскурсии занимает разбор химического состава и физических свойств минералов. Ребята узнают в каких областях науки и жизни находят применение десятки минералов, услышат об удивительных открытиях и увидят уникальные экспонаты, привезенные со всего мира.
Минералы России
Опыт четырех веков поисков и добычи полезных ископаемых: от первых находок руд во времена Петра I до разрабатывающихся сейчас месторождений драгоценных металлов и камней, редких и рассеянных элементов – об этом и многом другом вы узнаете от сотрудников Музея. Экскурсия будет особенно полезной при изучении курсов географии и истории России, школьники увидят карельскую слюду – мусковит, камень плодородия – апатит из месторождений Кольского полуострова и Южного Прибайкалья, уральские изумруды и александриты, платину, якутские алмазы и многое другое. Кроме того, ребята узнают о находках редких минералов, об уникальных по размеру кристаллах и самородках, добытых на месторождениях Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Экскурсию проводят: Евсеев А.А., Казаков А.В., Генералов М.Е., Бадьянова Л.В., Пономарев А.Д., Мохова Н.А.
Химические элементы и их соединения в природе
Минералогическая коллекция Музея дает возможность наглядно представить как выглядят, какими свойствами обладают и где встречаются в
природе самородные элементы, оксиды, галогениды, сульфиды, соли кислородных кислот и другие природные соединения. Экскурсия будет полезной при изучении курса неорганической химии. Экскурсию проводят: Генералов М.Е., Казаков А.В., Бадьянова Л.В., Пономарев А.Д.
Природа кристаллов и кристаллы в природе
На примере природных кристаллов — минералов экскурсовод раскроет свойства, которыми обладают кристаллические вещества. Вы узнаете о
том, чем кристаллы отличаются от аморфных веществ, какие существуют формы кристаллов и как они связаны с их внутренним строением, узнаете как и где возникают и как используются природные кристаллы. Экскурсия будет полезной при изучении курса физики. Экскурсию проводят: Генералов М.Е., Казаков А.В., Бадьянова Л.В.
Удивительный мир камней |
Экскурсия в кладовую Земли |
Никитина Наталья Леонидовна |
учитель географии |
МОУ СОШ № 1 г. Кызыла
Цель:
– Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии.
Задачи:
– Рассмотрение основных особенностей строения горных пород и минералов.
– Выяснение количественного состава минералов Тувы, географии распространения.
– Формирование патриотических чувств, гордости за Родину, ответственности за природные богатства, сознание необходимости охраны и рационального использования богатств недр Земли.
– Развитие мышления, умения работать самостоятельно.
– Формирование у обучающихся чувства коллективизма.
Оборудование:
- Геологическая карта Тувы.
- Витрины с коллекциями горных пород и минералов.
Методы:
– Объяснительно – иллюстративный, самостоятельная работа по карточкам и с коллекцией минералов.
Ход экскурсии
- Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы находитесь в Национальном музее в отделе «Геологическое развитие и полезные ископаемые Тувы». Здесь для вас откроется удивительная природная кладовая минералов.
- Актуализация знаний
Учитель: Минералы и горные породы – удивительные творения природы – привлекали человека издавна. Волшебная сила камней проявляется в совершенстве форм и симметрии кристаллов.
Большая часть времени существования человечества неразрывно связана с камнем. Более миллиона лет длился каменный век. Эксплуатируя физико – механические свойства камня в производственной деятельности, человек на сравнительно – раннем этапе своего исторического развития обратил внимание и на его декоративные особенности. Камни, отличаются необычными расцветками и рисунками – уголки, волоски, звездочки, солнышки и т.д.
Они очень разные по цвету – оранжевые, красные, зеленые, синие, голубые, фиолетовые, желтые, а также их оттенки.
Лучисто – желтые – это горный хрусталь, кварц и др.
Зеленые камни – это малахиты, изумруды.
Голубые – бирюза, сапфиры, лазуриты и др.
Фиолетовые – аметисты, чароит и др.
Просвечивают кристаллы горного хрусталя или дымчатого кварца, привлекателен цвет, загадочен рисунок кремния, яшмы, агата, кварцита.
Таинственное мерцание полупрозрачного халцедона, искристый блеск, которого может заворожить мастера, ищущего применение при изготовлении украшений и амулетов.
У геологов бытует такое мнение, что яшма, халцедон, агат – самые красивые камни, имеющие сложный рисунок.
– Ребята, сейчас вы будете заполнять карточки, в конце экскурсии мы их проверим (ученикам выдаются карточки).
Место добычи | Использование |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Первая наша коллекция – драгоценные и полудрагоценные камни нашей страны.
Учитель: Полезные ископаемые – это народное богатство.
Залежи полезных ископаемых имеются на территории всей нашей страны.
В России создан специальный заповедник. Его задача – охрана залежей всех природных полезных ископаемых. Это Ильменский государственный минералогический заповедник, он расположен на Урале.
Заповедник – самая богатая в мире сокровищница минеральных богатств – 12000 наименований.
Рассмотрим некоторые из них.
Драгоценные камни
Алмазы, сапфиры, опалы образуются из расплавленной породы при очень высоком давлении, достигающем 30 – 60 тысяч атмосфер на глубине 60 – 100 км от поверхности Земли.
Этим и объясняется, что они встречаются очень редко. За твердость, игру цветов они ценятся очень высоко, как первоклассные драгоценные камни.
Отшлифованный и ограненный алмаз называется бриллиантом.
Изумруд – это прозрачный камень холодного зеленого цвета удивительной чистоты. В отличие от других камней, структура которых уже сформировалась, изумруд все еще развивается: его строение подвижно. Изумруд способен влиять на память человека. И это влияние благоприятно. Не случайно этот камень называется божественным.
Сапфир – ювелирный камень, который ценится наравне с алмазом. В древние времена его больше ценили за магические свойства, которые ему приписывали, чем за неповторимую красоту. Он оберегал от гнева и страха. Наделял верностью и скромностью. Свое название получил от гречес. «салферос», что означает «голубой драгоценный камень».
Хризоберилл – желто – зеленый камень, которому отдавали предпочтение многие ученые мира. Было установлено, что некоторые драгоценные камни могут служить талисманами, т.е. предметами, которые приносят счастье, или амулетами – предметами, которые оберегают от болезней и бед.
Сапфиры, топазы, хризолиты – эти камни излучают добро, а у древних греков и римлян они считались священными.
Считалось что топаз не следует брать с собой в путешествие, с ним можно только быть в пределах собственного дома.
Янтарь – камень здоровья и долголетия, счастья, солнца. Собственник амулета способен предрасположить к себе человека. Янтарь один из самых первых драгоценных камней, известных человечеству. Это таинственный дар моря, выбрасываемый на балтийское побережье после штормов. В древней Руси его называли «горюч – камень». В кусочках смолы иногда находят насекомых, столь же древних, как и янтарь.
Скатилась с дерева слеза из янтаря,
В себе замуровав беднягу муравья.
И никому досель не нужный муравей
Стал многих драгоценностей ценней.
(Р. Грейвз)
В наше время научились делать янтарь из пластмассы. Отличить его просто. Натуральный янтарь не крошится, а пластмасса крошится.
Серебро – минерал, встречающийся нечасто.
Главная его необычность – удивительный облик. Серебро образует самородки самой причудливой формы: то свитая серебряная проволока, то подобие корешков. Красивый белый цвет, масса, великолепная ковкость позволяют вытянуть проволочку длиной почти 2 км. Из него можно сделать все, что угодно – деньги, посуду, украшения. Добыча этих минералов ведется на Урале, Алтае, в Забайкалье.
Малахит. Об этом камне ходят загадки, сказки и легенды. Всем известна сказка Бажова «Малахитовая шкатулка». Этот минерал с незапамятных времен считается камнем гармонии: он придает душевному состоянию человека легкость и раз и навсегда избавляет его от тяжких раздумий.
Этот камень имеет ярко – зеленый цвет, и известен он очень давно. Малахит из-за небольшой твердости легко обрабатывается до зеркальной полировки. Используется для отделки интерьеров зданий, но в настоящее время, когда запасы месторождений истощены, использование малахита ограничивается, главным образом, мелкими ювелирными изделиями – вставками в перстни, броши и др.
Горный хрусталь – сначала этот минерал назывался «кристаллос» (лед).
Древнегреческий ученый Аристотель писал: «Кристаллос рождается из воды. Вот почему его находят на вершинах гор». На самом деле горный хрусталь – это чистейший кристаллический кварц. Прозрачный, абсолютно бесцветный. Кристаллы его – это стройные шестигранные островерхие столбики. Наибольшие из них достигают 7-8 м. Горный хрусталь используют в ювелирном деле и коллекции.
Учитель: Следующая коллекция минералов и горных пород
«Декоративные и поделочные камни».
Минералы наделены чрезвычайной красотой, волнующей душу, сердце и ум.
Одно из названий пирита – «кошачье золото». Начинающие золотоискатели всего мира очень часто путают яркий блеск пирита с золотом. Слово «пир» с греческого переводится как «огонь». От удара стальным огнивом об этот камень образуется искра.
Яшма. «Я не знаю другого минерала, который был бы более разнообразен по своему цвету, чем яшма: все оттенки, за исключением чисто – синего присутствуют в яшме, а иногда они переплетаются в сказочную картину», – писал известный ученый, академик А. Е. Ферсман.
Огромное богатство цвета, фантастический рисунок камня, его твердость, прочность, способность шлифоваться наряду с большими размерами и богатыми запасами сделали яшму непревзойденным декоративным материалом.
Родонит. Цвет двух лепестков никогда не может быть одинаковым, даже у роз, которые расцвели на одном кусте. Так и у минерала родонита. Палитра родонита включает в себя великое множество оттенков розового цвета, причем в нем могут объединяться темно – малиновый, светло – коралловый, буровато – красный и бордо. Но более всего удивительно соединение розовых красок с черным рисунком.
Иногда узор на камне может напоминать силуэты деревьев, фигуры людей и животных на фоне заката. Из родонита изготавливают канделябры, вазы, торшеры.
Опал характеризуется особым блеском и красочной гаммой. Каждый поворот камня высвечивает сквозь его молочную белизну ярко – зеленые, малиновые, золотисто – оранжевые и бирюзовые блестки. В более редких, черных опалах, радужные «зайчики» играют на синевато – черном фоне. Используют опалы в ювелирных украшениях.
Чароит. Название данного самоцвета ничего общего не имеет с чарами. Его нашли на сибирской реке Чара, которая впадает в Лену. Оттуда и название. Чароит имеет обширную гамму фиолетового цвета (от резко – чернильного до нежно – фиалкового). Узор камня напоминает лепестки цветов или фалды одеяний из сиреневого шелка. Чароит – используют как отделочный камень.
Халцедон. Название этого камня происходит от древнегреческого города и торгового центра на Босфоре – Халкедон. Халцедон состоит из тончайших волокон, расположенных радиально или параллельно. Примеси цветных минералов окрашивают халцедон в розовый, оранжевый, мясисто – красный, зеленый, желтовато – бурый цвета. Используется как ювелирный и отделочный камень.
Турмалин. Для этого камня характерен пиро – элект рический эффект – способность электризоваться вследствие нагревания или трения. Таким образом один конец минерала приобретает положительный заряд, а другой – отрицательный.
Необыкновенны в этом минерале и цвета: нежно – розовый и убористо – малиновый, глубокий зеленый, синий, коричневый. Встречаются непрозрачные и бесцветные турмалины. Но наиболее удивительны многоцветные. Некоторые как – будто в черной шапочке – «голова мавра», или в красной – «голова турка», или как арбуз. Турмалин – декоративно – коллекционный материал.
О том, какие горные породы и минералы находятся в недрах нашей республики, вам расскажут «юные экскурсоводы».
На территории Тувы в настоящее время имеется 460 проявлений и 85 видов камнесамоцветного сырья.
Украшения и культовые изделия из цветных камней применялись с незапамятных времен. Подтверждением этому служит находка куска благородного серпентина в юго – восточной Туве на неолитической стоянке Тара – Нур – 6.
О более позднем употреблении цветных камней свидетельствует чаша – курительница из блестящего черного волокнистого камня, найденная в Эрзинском кожууне.
В последнее столетие основным поделочным камнем тувинцев стал агальматолит. Сложились определенные традиции и техника его обработки. Создаются произведения камнерезного искусства, которые заслужено пользуются широкой известностью.
Одна из причин исключительности агальматолита как поделочного камня – его специфичные физико – механические свойства. Они позволяют при обработке обходиться ограниченным набором простейших инструментов (нож, пилка, напильник и др.). Месторождение агальматолита есть в Сарыг – Хая и Терлиг – Хая.
Ювелирно – поделочные камни
Из ювелирно – поделочных камней вашему вниманию представлены кварцы. Их четыре разновидности: морион, дымчатый, розовый кварц и горный хрусталь. Место добычи – участок водораздела озера Чедер – Холь и река Каа – Хем, левобережье реки Парын, бассейн реки Монаги и в левобережье реки Ак – Суг.
Яшма. Эта порода хорошо полируется, особенно интересна «черная яшма», имеющая красивый черный равномерный цвет.
Твердость у нее ниже, чем у яшмы. В этом ее уникальность. Поэтому мастера с удовольствием используют ее в камнерезном деле.
Канкринит – обычный минерал юго – восточной Тувы. Цвет – розоватый, белый, желтый и синий, просвечивает в тонких сколах (1 – 2 мм). Пока до настоящего времени человек ему не нашел существенного применения.
Хризолиты, рубины, корунды встречаются в Восточной Туве в виде мелких отложений (Улуг – Хая, Арга – Холь, Билин).
Гранаты встречаются во многих районах Тувы, но в большинстве случаев они могут быть практически освоены лишь как абразивный материал из – за низкого качества.
В настоящее время на территории Тувы известно 7 проявлений месторождений нефритов. Наиболее интересные это – Куртушибинская нефритоносная провинция и Агардагский гипербазитовый массив.
Агат, халцедон встречается на Ак – Хеме в западной Туве, а также в центральной Туве.
Родонит представлен одним проявлением – это Урда – Шан. Он расположен на крайнем северо – востоке Тувы.
Тулит, бирюза, хризоколла, пренит, опал есть в западной и южной Туве (Кара – Шат, Харган, Тээли, Улатай и др.).
Топаз и апатит встречаются на Сангилене.
Тремолит используется как поделочный камень. Однако в прошлые века из него изготовлялись культовые курильницы. Проявление тремолита известно на юго – востоке Тувы.
Каменная соль – Дус – Дагское месторождение.
Рисунчатый мрамор. В качестве поделочного камня используют высокодекоративные, с оригинальным рисунком. Наиболее крупные месторождения – Белатр на юго – западе Тувы и в Каа – Хеме.
Асбестовый мелкопрожил. Ак – Довуракское месторож дение приурочено к одному из гипербазитовых массивов и представлено серпентинитами, рассеченными мелкими прожилками, сеткой асбеста и неразвитыми сложными жилами, образующими рудные зоны. Асбестовый мелкопрожил пригоден для изготовления памятных сувениров, используется практически в неограниченных количествах.
Граниты. В Туве имеются их значительные ресурсы. Запасы предварительно разведанного месторождения Чараш подсчитаны в количестве 1898,2 тысячи кубометров.
Особое внимание заслуживают месторождения в Кызыл – Даге, Хову – Аксы, Шуе, Ыдыке.
Среди всех рассмотренных камней особую ценность для Тувы представляют – агаты, нефриты, гематит – кровавик, амазонит, агальматолиты, яшмы, рисунчатый мрамор, поделочные серпентиниты, асбестовый мелкопрожил, содалит. Остальные камни по качеству сырья и по запасам серьезного практического интереса пока не представляют. Благоприятна перспектива развития в Туве для горного хрусталя, розового кварца, канкринита, родонита, апатита.
Учитель: Дорогие ребята, какими бы замечательными ни были камни, нельзя чтобы они владели нашим умом, нашими душами и сердцами. Ведь, каким бы дорогим он ни был, – это просто камень.
Ценные камни в природе найти очень трудно. Поэтому их почитают, и иногда дают им собственные имена. Но сам самоцвет, хотя он дорог и красив, выглядит как обычный камень. А вот если его обработать и вставить в оправу из золота или другого драгоценного металла – это уже ювелирное украшение. Самоцветы могут представлять декоративно – художественную ценность и познавательный интерес для коллекционеров. Не подлежат коллекции только метеориты, так как они представляют государственную ценность и должны сдаваться в Комитет по метеоритам РАН, а также самородки благородных металлов и кристаллы драгоценных камней 1 класса (алмаз, изумруд, рубин, сапфир и др.).
Полезные ископаемые – важнейшее минеральное богатство нашей Родины. Несмотря на необычайное разнообразие и огромные запасы, полезные ископаемые практически не возобновляются и относятся к исчерпаемым минеральным ресурсам. Поэтому главной задачей при разработке месторождений является более комплексное их использование. В связи с этим разрабатываются и широко применяются новые технологии добычи полезных ископаемых, обеспечивающие минимальные потери сырья при добыче переработке и максимальное использование добытого сырья.
Подошла к концу наша экскурсия. Я прошу всех открыть свои записи, чтобы всем вместе проверить как вы усвоили материал.
Викторина «Занимательная геология»
- Какое из полезных ископаемых называют съедобным? (Поваренная соль)
- Могут ли встречаться камни, которые плавают в воде? (Пемза)
- Какой минерал является своеобразным музеем насекомых и других животных третичного периода? (Янтарь)
- Кристаллы какого минерала индейцы использовали в качестве зеркала? (Кристаллы пирита)
- Что такое «горный лен»? (Асбест)
- Самый пенный на Земле минерал? (Вода)
- Единственный минералогический заповедник России? (Ильменский государственный минералогический заповедник )
- Район нашей страны, отличающийся необыкновенным разнообразием полезных ископаемых? (Урал, более 12000 месторождений)
- Что добывают на Хайыракане? (Известь)
- В чем опасность для человека в месторождении кобальта? (Выделяется опасный для человека мышьяк).
Учитель: Что ж, все вы сегодня хорошо потрудились, показали хорошие знания, прекрасно ответив на вопросы викторины. Наш урок – лекция подошла к концу. Я благодарю вас за работу на уроке и вручаю вам скромные сувениры. Всего вам доброго! До свидания!