Узнай полезное ископаемое по описанию 4 класс
Олимпиада по окружающему миру
для обучающихся 4-х классов
- Узнай полезное ископаемое по описанию. Укажи название и использование полезных ископаемых:
а) Чёрный, твёрдый, горит, тяжелее воды – это ______________; используется – _____
__________________________________________________________________________
б) Серый (может быть другого цвета), твёрдый, колется с трудом, тяжелее воды – это ____________; используется – ________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Чёрный, жидкий, легче воды, горит – это _____________; используется – _________
__________________________________________________________________________
г) Белый, рыхлый, легко колется, крошится – это ______________; используется -__________________________________________________________________________
- Восстанови пищевые цепочки. Напиши, для какой природной зоны они характерны.
а) _____________________ личинка жука усача дятел ____________________
б) лист дерева _______________________ синица _______________________
в) травинка мышка _____________________ ___________________________
- Запиши, как ты понимаешь значение данного слова:
Заповедник – это _________________________________________________________
________________________________________________________________________
- В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:
а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника; ___________________________________________________________________________
б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ___________________________________________________________________________
в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; ___________________________________________________________________________
г) дуб, клён, лиственница, берёза. ___________________________________________________________________________
- Отгадай лекарственные растения:
а) Ты растение не тронь –
Жжётся больно, как огонь. Отгадка: __________________________
б) Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. Отгадка: __________________________
в) Белые горошки на зелёной ножке. Отгадка: __________________________
г) Стоят кругом сестрички:
Жёлтые глазки, белые реснички. Отгадка: _________________________
- Отгадай ребусы. Кто «лишний»? Почему?
с3ж _________________
лас ⋅ _________________
_____________________
___________________
__________________________________________________________________________
- Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни предложение.
- Если ветер подует с севера – похолодает.
- Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.
- Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.
- Если не выучишь урок – получишь «двойку», и мама будет ругать.
- Узнай животное по описанию:
а) Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Это _______________________________________
б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически е представляет никакой опасности. Это _____________________________________________________
- Вычеркни лишнее название в каждой строчке:
а) лягушка, ёж, гадюка, хамелеон, уж;
б) лист, почва, стебель, плод, корень;
в) гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник;
г) снегирь, соловей, лебедь, дрозд, ласточка;
д) гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ;
е) Венера, Марс, Луна, Земля;
ж) Россия, Франция, Кемерово, Китай.
- Определи признаки живого организма:
а) движется, питается, размножается, растёт, дышит;
б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;
в) размножается, дышит, растёт, питается, летает;
г) дышит, видит, растёт, умирает, размножается.
- Частью какого океана является Балтийское море?
а) Тихого; б) Северного Ледовитого;
в) Атлантического; г) Индийского.
- Смена дня и ночи происходит из-за того, что:
а) Солнце вращается вокруг Земли;
б) Земля вращается вокруг Солнца;
в) Земля вращается вокруг своей оси;
г) ось вращения Земли немного наклонена.
- Какая часть света состоит из двух материков?
а) Америка; б) Евразия; в) Африка; г) Антарктида.
- У каких растений никогда не бывает плодов?
а) у берёзы; б) у осины;
в) у дуба; г) у папоротника.
- Какое животное является млекопитающим?
а) крокодил; б) ящерица;
в) бегемот; г) черепаха.
- В развитии какого представителя животного мира нет стадии куколки?
а) майского жука; б) пчелы;
в) комнатной мухи; г) кузнечика.
- Какой камень после обработки называют бриллиантом?
а) рубин; б) алмаз;
в) гранат; г) изумруд.
- Определи животное по описанию. Это животное имеет голову коровы, хвост лошади, скелет бизона, шерсть козла, рога быка и хрюкает, как свинья.
а) бизон; б) як;
в) лось; г) ишак.
Ты справился с работой. Молодец!
Инструкция по поверке олимпиадной работы по окружающему миру:
Задание 1.
Ответ:
1) Уголь (топливо).
2) Гранит (строительство).
3) Нефть (топливо).
4) Мел (строительство).
За верно указанное полезное ископаемое – 1 балл
За верно указанное использование полезного ископаемого – 1 балл.
Задание 2.
За каждую верно восстановленную цепочку – 1 балл.
Задание 3.
Ответ:
Заповедник – это особо охраняемая территория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.
За верно записанное определение – 3 балла.
Задание 4.
За каждое верно указанное слово и объяснение, почему оно является «лишним» – 1 балл.
Задание 5.
Ответ: крапива, подорожник, ландыш, ромашка.
За каждое верно записанное слово – 1 балл.
Задание 6:
Ответ: стриж, ласточка, волк, ворон.
«Лишним» является волк (волк – зверь, остальные – названия птиц).
За каждый верно разгаданный ребус – 1 балл.
За верно названное «лишнее» слово – 1 балл.
Задание 7.
Ответ: Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев, что, в итоге, приведёт к гибели многих животных.
За верный ответ – 3 балла.
Задание 8:
Ответ: оляпка (или водяной воробей), уж обыкновенный.
За каждое верно указанное название животного – 2 балла.
Задание 9:
а) ёж б) почва в) курятник г) снегирь д)полиэтилен е) Луна ж) Кемерово
Задание 10:
б) питается, размножается, растёт, умирает, дышит;
Задание 11:
в) Атлантического;
Задание 12:
в) Земля вращается вокруг своей оси;
Задание 13:
а) Америка;
Задание 14:
г) у папоротника.
Задание 15:
в) бегемот;
Задание 16:
г) кузнечика.
Задание 17:
б) алмаз;
Задание 18:
б) як.
Районная олимпиада по окружающему миру
для обучающихся 4-х классов
( учебный год)
1. Узнай полезное ископаемое по описанию. Укажи название и использование полезных ископаемых:
а) Чёрный, твёрдый, горит, тяжелее воды – это ______________; используется – _____
__________________________________________________________________________
б) Серый (может быть другого цвета), твёрдый, колется с трудом, тяжелее воды – это ____________; используется – ________________________________________________
__________________________________________________________________________
в) Чёрный, жидкий, легче воды, горит – это _____________; используется – _________
__________________________________________________________________________
г) Белый, рыхлый, легко колется, крошится – это ______________; используется -__________________________________________________________________________
2. Восстанови пищевые цепочки. Напиши, для какой природной зоны они характерны.
а) _____________________ личинка жука усача дятел ____________________
Природная зона: ____________________________
б) лист дерева _______________________ синица _______________________
Природная зона: ____________________________
в) травинка мышка _____________________ ___________________________
Природная зона: ____________________________
3. Запиши, как ты понимаешь значение данного слова:
Заповедник – это _________________________________________________________
________________________________________________________________________
Запиши, какие особо охраняемые заповедные зоны есть в Вологодской области:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В каждом ряду найди и подчеркни «лишнее» слово. Объясни, почему оно является «лишним»:
а) брусника, волчье лыко, клюква, земляника; ___________________________________________________________________________
б) лемминг, бурундук, северный олень, песец; ___________________________________________________________________________
в) традесканция, ландыш, колеус, бегония; ___________________________________________________________________________
г) дуб, клён, лиственница, берёза. ___________________________________________________________________________
5. Отгадай лекарственные растения:
а) Ты растение не тронь –
Жжётся больно, как огонь. Отгадка: __________________________
б) Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки;
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки. Отгадка: __________________________
в) Белые горошки на зелёной ножке. Отгадка: __________________________
г) Стоят кругом сестрички:
Жёлтые глазки, белые реснички. Отгадка: _________________________
6. Отгадай ребусы. Кто «лишний»? Почему?
с3ж _________________
лас × _________________
_____________________
___________________
__________________________________________________________________________
7. Какие из перечисленных прогнозов – экологические? Подчеркни предложение.
1) Если ветер подует с севера – похолодает.
2) Если вечером долго смотреть телевизор – можно утром проспать и опоздать в школу.
3) Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев.
4) Если не выучишь урок – получишь «двойку», и мама будет ругать.
8. Узнай животное по описанию:
а) Эта птица размером со скворца. Оперение тёмно-бурое, густое, несмачивающееся. Обитает по берегам быстрых рек и ручьёв. Питается водными насекомыми и рачками, которых она собирает на мелководье, между камней и под водой. Главной особенностью являются способность хорошо плавать и нырять. Приподнимая крылья и ловко маневрируя в потоке воды, птица как бы «бежит» по дну. Под водой она может оставаться до 50 секунд, пробегая за это время до 20 м. Гнездо устраивает всегда близ воды, между береговыми камнями или в норах, построенных из мха и стебельков трав. Это _______________________________________
б) Эта змея отличается от других змей «жёлтыми ушами» — ярко-выраженными отметинами на голове, чаще жёлтыми, но иногда белыми и оранжевыми. Питается в основном живыми лягушками, грызунами и реже рыбой. Её врагами являются аисты, хищные птицы и некоторые млекопитающие. Змея неагрессивна. При виде человека спасается бегством. Кусается редко. Для человека укус практически е представляет никакой опасности. Это _____________________________________________________
Ты справился с работой. Молодец!
Инструкция по поверке олимпиадной работы по окружающему миру:
Максимальное количество за 8 заданий – 38 баллов. Победителем олимпиады является обучающийся, набравший наибольшее количество баллов и выполнивший не менее 50% заданий.
Задание 1.
Ответ:
1) Уголь (топливо).
2) Гранит (строительство).
3) Нефть (топливо).
4) Мел (строительство).
За верно указанное полезное ископаемое – 1 балл
За верно указанное использование полезного ископаемого – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 8 баллов.
Задание 2.
За каждую верно восстановленную цепочку – 1 балл.
За каждую верно указанную природную зону – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6 баллов.
Задание 3.
Ответ:
Заповедник – это особо охраняемая территория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами.
За верно записанное определение – 3 балла.
За каждую верно указанную заповедную зону – 1 балл.
Задание 4.
За каждое верно указанное слово и объяснение, почему оно является «лишним» – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
Задание 5.
Ответ: крапива, подорожник, ландыш, ромашка.
За каждое верно записанное слово – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
Задание 6:
Ответ: стриж, ласточка, волк, ворон.
«Лишним» является волк (волк – зверь, остальные – названия птиц).
За каждый верно разгаданный ребус – 1 балл.
За верно названное «лишнее» слово – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 5 баллов.
Задание 7.
Ответ: Если вырубить дуплистые деревья – птицам негде будет селиться, и они покинут лес, значит, размножатся вредители деревьев, что, в итоге, приведёт к гибели многих животных.
За верный ответ – 3 балла.
Задание 8:
Ответ: оляпка (или водяной воробей), уж обыкновенный.
За каждое верно указанное название животного – 2 балла.
Максимальное количество баллов – 4 балла.
Тест по познанию мира 4 класс.
Тема: «Полезные ископаемые»
Цель: определить уровень усвоения знаний по разделу: «Полезные ископаемые».
Уровень мыслительных навыков: знание и понимание, применение, анализ.
Критерии оценивания:
– соотносит название полезного ископаемого с его описанием;
– классифицирует полезные ископаемые по группам;
– указывает применение полезных ископаемых в жизни человека;
– применяет полученные сведения о полезных ископаемых;
– определяет полезное ископаемое по его свойствам.
Время выполнения: 10-15 минут
1. Места залегания полезных ископаемых называют:
А) карьеры
Б) шахты
В) месторождения
2. Рудные полезные ископаемые образовались
А) из вулканической лавы, на местах извержения вулкана
Б) в результате гниения остатков растений и животных
В) из горных пород
3. К группе горючих полезных ископаемых относятся:
А) алюминий, медь, свинец
Б) гранит, известняк, мрамор
В) нефть, уголь, торф
4. Выбери лишнее, составляющее в ряду, и вычеркни его
полевой шпат, кварц, слюда, мел 5. Обработки не требуют следующие полезные ископаемые:
А) соль, мрамор, гранит
Б) уголь, глина, песок
В) алюминий, медь, свинец
6. Соотнесите название полезного ископаемого с его описанием:
7. Самое большое месторождение железной руды в Казахстане располагается:
А) в Аральской области
Б) в Костанайской области
В) в Павлодарской области
8. По перечисленным свойствам определи и запиши название полезного ископаемого.
Жидкое, чёрного цвета, легче воды, хорошо горит, с резким запахом – это __________________________.
9. Магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – это…
А) медные руды
Б) железные руды
В) металлические руды
10. Соедините части определения.
11. О каком нерудном полезном ископаемом говорится в загадке: «В воде родится, а воды боится?
А) известняк
Б) соль
В) глина
12. Латунь – это сплав…
А) меди с оловом, алюминием, никелем
В) меди с цинком
С) свинца с цинком
13. Это горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение:
А) торф
Б) бурый уголь
В) нефть
14. Карагандинское месторождение угля открыл
А) Каныш Имантаевич Сатпаев
Б) Аппак Байжанов
В) геологи
15. Выбери лишнее, составляющее в ряду, и вычеркни его
уголь, нефть, известняк, природный газ
Уровень мыслительных навыков
Дескриптор
Баллы
1.
Знание
Правильно называет места залегания полезных ископаемых «месторождения»
1
2.
Знание
Правильно определяет образование рудных полезных ископаемых «из вулканической лавы, на местах извержения вулкана»
1
3.
Знание
Правильно определяет горючие полезные ископаемые «нефть, уголь, торф»
1
4.
Анализ
Правильно выбирает лишнее слово «мел»,так как мел не входит в состав гранита, а остальные входят
3
5.
Знание
Верно, определяет полезные ископаемые, которые не требуют обработки «уголь, глина, песок»
1
6.
Анализ
Правильно соотносит название полезного ископаемого с его описанием, исключив каменный уголь.
Бурый уголь не обладает блеском, выделяет мало тепла, коптит, легко крошится.
Асбест огнестойкое полезное ископаемое, из которого изготавливают ткань для одежды пожарников.
Песок образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.
3
7.
Знание
Верно, определяет местоположение самого большого месторождения железной руды в Казахстане – «в Костанайской области»
1
8.
Знание
Верно, определяет полезное ископаемое по его свойствам – «нефть»
1
9.
Знание
Правильно определяет, к каким рудам относятся магнитный железняк, бурый железняк, красный железняк – «железные руды»
1
10.
Применение
Верно, соотносит части определений:
Рудные полезные ископаемые добывают, чтобы выплавлять металлы.
Горючие полезные ископаемые добывают для производства твёрдого и жидкого топлива.
Нерудные полезные ископаемые добывают, чтобы использовать в строительстве, производстве кислот, удобрений.
2
11.
Применение
Верно, выбирает ответ на загадку: «В воде родится, а воды боится? – Соль
2
12.
Знание
Правильно определяет, что латунь – это сплав «меди с цинком»
1
13.
Знание
Правильно определяет, какое горючее полезное ископаемое ещё используется как удобрение: торф
1
14.
Знание
Правильно отвечает на вопрос: кто открыл Карагандинское месторождение угля –
Аппак Байжанов
1
15.
Анализ
Правильно выбирает лишнее слово «известняк»,так как остальные слова относятся к горючим полезным ископаемым.
3
Всего баллов:
23 б.
Шкала перевода баллов в оценки
МБОУ «Основная общеобразовательная школа с Энмелен»
Олимпиада по окружающему миру 4 класс
Фамилия, имя ____________________________________ Класс _______
№ 1.
Ответь, верны ли утверждения (да, нет):
1) смена времен года происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси. ____________________
2) природа может обойтись без человека, а человек без природы нет. _______
№ 2.
Назови понятия, соответствующие указанным определениям:
1) уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков ___________________________________________________
2) время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца___________________
3) особая территория, на которой растения и животные находятся под охраной.
_____________________________________________________________________________
№ 3.
Угадай материки. Запиши их названия.
1) Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии.
2) И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня.
3) А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.
№ 4.
Назови каждую группу обобщенным понятием.
1 | 2 | 3 |
Анды Альпы Большой Кавказ Гималаи Пиренеи | Гренландия | Азия |
4 | 5 | 6 |
Великая Китайская Восточно-Монгольская Восточно-Европейская Енисейская Западно-Сибирская | Гоби Кызылкума | Баренцево |
№ 5.
Наша Земля постоянно изменяется: возникают овраги, разрушаются горы, на их месте образуются равнины. Ученые даже говорят, что изменение поверхности Земли – это результат работы трех “великих мастеров”. Что это за мастера?
_____________________________________________________________________________
№ 6.
Узнай полезные ископаемые по описанию. Заполни таблицу – укажи название и использование полезных ископаемых.
№ | Свойства | Название |
1 | черный, твердый, горит, тяжелее воды | |
2 | серый (может быть другого цвета), твердый, не горит, колется с трудом, тяжелее воды | |
3 | черный, жидкий, легче воды, горит | |
4 | белый, рыхлый, легко колется, крошится |
№ 7.
Вставьте в пустые клетки цифры по порядку: от причины к следствию, чтобы объяснить круговорот воды в природе.
1. Вода стекает в водоёмы.
2. В воздухе вода превращается в туман.
3. Нагретый воздух поднимает воду вверх.
4. Вода выпадает в осадок.
5. Воздух остывает.
6. Солнце нагревает воздух.
№ 8.
Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.
Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 9. Распредели представителей живой природы на группы (сообщества). Покажи их линией (стрелкой).
олень
дятел
кактус тундра
сосна ель
белка лес
змея
песец пустыня
лось
скорпион
лось
ягель
верблюжья колючка
№ 10.
В указанном списке подчеркни экологические катастрофы.
-сильный ливень,
-пожар на предприятии,
-слив мазута в ручей,
-торнадо,
-гибель танкера с нефтью в Черном море,
-шторм в океане.
№ 11.
Соедини стрелками:
Орган зрения уши
Орган слуха нос
Орган обоняния язык
Орган вкуса кожа
Орган осязания глаза
№ 12.
Что необходимо человеку для жизни. Обведи правильный ответ.:
а) дом, пища, воздух, тепло
б) пища, вода, книги, воздух
в) воздух, вода, тепло, пища.
№ 13.
Перечисли моря, названия которых обозначают цвет.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 14.
Узнай по описанию природную зону.
а) Карликовая береза, ягель, которым с удовольствием питаются коренные жители этих мест – олени. А люди в этих местах ведут кочевой образ жизни и живут они в особенных домах-ярангах, покрытых шкурами оленей.
_________________________________
б) Климат умеренный. Многообразие лиственных и хвойных деревьев, кустарники. Изобилие ягод и грибов. Богатый животный мир. В малиннике можно встретить бурого медведя. В июне месяце нет спасу от комаров. _________________________________
в) Январь. 12 часов дня. Солнце спрятано за горизонтом. Снежную равнину освещает только тусклый свет звёзд. Местность кажется безжизненной. _________________________________
№ 15.
Когда в Россию завезли это растение, а случилось это при Петре1, то крестьяне не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляем себе наш ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща. ________________________________________________________________
№ 16.
Морж, касатка, тюлень – жители арктических морей. Что помогает им не замерзнуть в ледяной воде? ___________________________________________________
№ 17.
Этот великолепный прыгун, способный одним прыжком перепрыгнуть на 9-12 метров, наряду со страусом эму изображен на гербе Австралии. Что это за животное? ________________________________________________________________
№ 18.
Найдите в тексте ошибки-слова и подчеркните их.
На севере
Один из холодных районов Земли – это Северный Ледовитый океан. Здесь расположен Южный полюс. Океан скован мощный льдами и покрыт снегом. Здесь холодно, но, не смотря на это, животные не замерзают. Белых медведей, пингвинов, моржей и тюленей спасает густая шерсть и толстый слой подкожного жира.
№ 19.
С чем связана основная причина увеличения долготы дня весной? Обведи правильный ответ.
1) становится теплее
2) положение солнца выше над землей
3) оживает природа
4) закончилась зима
№ 20
Прочитай, подумай и обведи правильный ответ.
1. Какой месяц в году последний?
а) ноябрь б) декабрь в)январь
2. О каком времени года говорится в загадке?
Я раскрываю почки, В зеленые листочки. Деревья одеваю Посевы поливаю,
а) осень б)лето в)весна
3. Какого осеннего месяца не хватает: октябрь, сентябрь?
а) август б) ноябрь в) декабрь
4. Какой месяц не является зимним.
а) ноябрь б) декабрь в) февраль
№ 21
Ответь на вопрос, одним словом.
– Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? _________________________________
– След какого хищного зверя похож на след человека?_______________________________
– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямках, в песке? ____________________
– Снег белый, а лед… __________________________________
– Атмосферные осадки в виде водных капель, струй? ________________________________
– Смена шерсти у животных _____________________________________________________
– Сколько ног у жука? ___________________________
– Какая птица выводит птенцов зимой? _________________________________
Рекомендации по проверке и оценке выполнения заданий работы
В заданиях с выбором ответа из четырех предложенных вариантов ученик должен выбрать только один верный ответ. Если учащийся выбирает более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
В заданиях с кратким ответом ученик должен записать требуемый краткий ответ. Если учащийся, наряду с верным ответом приводит и неверный ответ (ответы), то задание считается выполненным неверно.
В следующей таблице к заданиям с выбором ответа приведены номера верных ответов, к заданиям с кратким ответом приведены верные ответы, к заданиям с записью решения или объяснения приведены примеры решений и объяснений, дано описание полных и частично верных ответов и указано число баллов, которые выставляются за тот или иной ответ.
№ задания | Максимальный балл | Правильное решение или ответ |
1 | 1 | Ответ: нет, да |
2 | 1 | Ответ: карта, 1 год, заповедник |
3 | 1 | Ответ: 1) Австралия, 2) Антарктида, 3) Африка |
4 | 1 | Ответ: 1-я группа – горы, 2-я группа – острова, 3-я группа – части света, 4-я группа – равнины, 5-я группа – пустыни, 6-я группа – моря |
5 | 1 | Ответ: вода, солнце, ветер |
6 | 1 | Ответ: 1) уголь, 2) гранит, 3) нефть, 4) мел |
7 | 1 | Ответ: 6 – 3 – 2 – 5 – 4 – 1 |
8 | 1 | Ответ: Дождевой червяк. Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной. |
9 | 1 | Ответ: тундра: олень дятел песец ягель лес: белка лось сосна ель пустыня: верблюжья колючка, скорпион, кактус, змея. |
10 | 1 | Ответ: Слив мазута в ручей, пожар на предприятии, гибель танкера с нефтью в Черном море |
11 | 1 | Ответ: Орган зрения глаза Орган слуха уши Орган обоняния нос Орган вкуса язык Орган осязания кожа |
12 | 1 | Ответ: воздух, вода, тепло, пища |
13 | 1 | Ответ: Белое море, Чёрное море, Красное море, Жёлтое море |
14 | 1 | Ответ: Тундра; тайга; арктическая пустыня |
15 | 1 | Ответ: картофель |
16 | 1 | Ответ: подкожный жир |
17 | 1 | Ответ: кенгуру |
18 | 1 | Ответ: В районе Северного Ледовитого океана расположен Северный полюс; Пингвины здесь не живут, они обитают в Антарктиде.) |
19 | 1 | Ответ: положение солнца выше над землей |
20 | 1 | Ответ: б) декабрь, 2. б) ноябрь, 3. а) ноябрь, 4. а) ноябрь |
21 | 1 | Ответ: Лиственница; медведя; чайки, кулики; бесцветный; дождь; линька; (6); клест |