Увеличение налога на добычу полезных ископаемых
Основная нагрузка ляжет на производителей удобрений — «ФосАгро», принадлежащий семье Андрея Гурьева, «Еврохим» Андрея Мельниченко, «Уралкалий» Дмитрия Мазепина, а также на металлургические компании — «Норникель» Владимира Потанина, НЛМК Владимира Лисина и UC Rusal, основанную Олегом Дерипаской. По оценке аналитиков «ВТБ Капитала», повышение налога обойдется «Норникелю» в 4,7% EBITDA в 2021 году, UC Rusal — в 1,2%, НЛМК — в 0,7%. РБК направил им запросы.
Глава Минфина объяснил, что идея увеличить налог именно для этих видов сырья состоит в том, чтобы «выйти примерно на мировые уровни изъятий и все-таки подтянуть эти уровни налогообложений к более высоким ставкам НДПИ по алмазам и золоту».
«Если посмотреть уровни налогообложения по многокомпонентным рудам в процентах от выручки, то у нас этот сектор вообще характеризуется одним из самых низких объемов налоговых изъятий. Я уж не говорю про общемировые уровни налоговых изъятий по такого рода компаниям, работающим в этих секторах», — пояснил Силуанов.
По его словам, в России большая дифференциация по уровню добычи и налогов в алмазном секторе, в золотом секторе, в секторе полиметаллов и так далее. «Поэтому мы стараемся здесь навести некую справедливость», — отметил министр. По его словам, доля НДПИ в выручке производителей драгоценных камней достигает 6%, а по многокомпонентным рудам — максимум 1,7%. «Многие [российские] компании не дотягивают и до 1%, например у производителей минудобрений — 0,3–0,5%. Если посмотреть, как в других странах, то этот показатель в основном 3, 4, 5%, где-то даже 10% есть», — заключил он.
Почему Минфин ищет деньги
В результате кризиса, наступившего из-за пандемии коронавируса и резкого снижения цен на нефть, налоговые поступления в российский бюджет сократились. Минфин предложил программу так называемой мобилизации доходов на 2021–2023 годы, которая должна в этот период пополнить казну на 1,8 трлн руб. Программа предусматривает ряд непопулярных мер, среди которых пересмотр льгот для нефтегазового сектора, повышение табачных акцизов, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, налогообложение доходов населения от банковских вкладов. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.
Какие аргументы против новых налогов у бизнеса
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП, в него входят собственники металлургических компаний и производителей удобрений) Александр Шохин направил 16 сентября письмо председателю правительства Михаилу Мишустину с критикой законопроекта Минфина. За поддержкой обратились и отраслевые ассоциации — «Русская сталь» (объединяет крупнейших металлургов, ее возглавляет владелец НЛМК Владимир Лисин) и Российская ассоциация производителей удобрений (РАПУ, глава — Андрей Гурьев из «ФосАгро»), каждая из которых написала по письму первому вице-премьеру Андрею Белоусову. У РБК есть копии всех трех писем, их подлинность подтвердили источники в трех компаниях, чьи представители входят в РСПП, и две отраслевые ассоциации.
- Шохин отмечает, что законопроект Минфина о повышении НДПИ не обсуждался с предпринимательским сообществом и нарушает стабильность налоговых условий для бизнеса, о которой говорил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Дополнительный рост фискальной нагрузки вместо механизмов долгосрочной стабильности и государственной поддержки несет высокие экономические и социальные риски для регионов, вплоть до закрытия предприятий, сокращения рабочих мест, замечает он.
- «Рост ставки НДПИ отрицательно повлияет на инвестиционную активность, развитие минерально-сырьевой базы, сделает невозможным достижение показателей национальных проектов, таких как «Международная кооперация и экспорт» и «Экология», — добавляет Шохин.
- Увеличение налога приведет к неконкурентоспособности минеральных удобрений на внешнем рынке в текущих условиях нестабильности рынка фосфорсодержащих и калийных удобрений, а также действующих торговых ограничений на российские минеральные удобрения на основных рынках сбыта, пишет Гурьев Белоусову. Глава РАПУ напоминает, что производство апатитового концентрата сосредоточено за полярным кругом (на Кольском полуострове) в экстремально жестких климатических условиях, что требует постоянных капиталовложений.
- Лисин отмечает, что дополнительная нагрузка ограничивает развитие минерально-сырьевой базы, ставя под сомнение целесообразность отработки зрелых месторождений, что приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в горнодобывающих регионах, в моногородах, особенно расположенных в арктической зоне. По его мнению, инициатива может спровоцировать инфляцию затрат и рост цен на продукцию.
Первая попытка
Два года назад, в августе 2018 года, Белоусов, который на тот момент занимал должность помощника президента, предлагал Путину собрать средства на выполнение его майских указов у металлургов и производителей удобрений, а также у «Сибура». Речь шла об изъятии более 500 млрд руб. сверхдоходов. Путин поручил правительству проработать эту идею. Но Силуанов тогда встал на сторону компаний, посчитав введение такого сбора нецелесообразным. В итоге в ходе встреч с бизнесменами на площадке РСПП «план Белоусова» видоизменился: теперь речь идет об участии компаний в реализации нацпроектов.
РБК направил запрос в пресс-службу правительства и представителю Белоусова. Силуанов сообщил журналистам, что планирует уже в четверг, 17 сентября, встретиться с представителями бизнеса, чтобы обсудить законопроект.
Авторы
Светлана Бурмистрова, Юлия Старостина
Как выяснил “Ъ”, Минфин, который пытается найти новые источники пополнения бюджета, в секретном режиме решил со следующего года повысить налог на добычу некоторых удобрений и руд цветных металлов в 3,5 раза. Соответствующие поправки обсуждались на законопроектной комиссии правительства 15 сентября. По оценке бизнеса, мера приведет к росту платежей на 90 млрд руб. в год. В наибольшей степени могут пострадать ГМК «Норильский никель», «Русал», НЛМК, «Фосагро», «Еврохим». Участники рынка горячо протестуют против роста налоговой нагрузки, который к тому же с ними не обсудили. Однако аналитики полагают, что дополнительные расходы не станут катастрофой для этих компаний, ориентированных на экспорт.
Как стало известно “Ъ”, 15 сентября на комиссии правительства по законопроектной деятельности обсуждался проект изменений в Налоговый кодекс. Основная его часть посвящена поправкам в налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (см. “Ъ” от 3 сентября). Однако неожиданно в проекте появилось также положение, которое увеличивает налог на добычу удобрений и некоторых руд в 3,5 раза. При этом, отмечают источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, Минфин готовил эти предложения «фактически секретно». Как уверяют собеседники “Ъ”, правительство собиралось рассмотреть законопроект на заседании 16 сентября и немедленно направить его в Госдуму, однако, возможно, сроки будут сдвинуты.
Документ предполагает, что с 1 января 2021 года будет применяться «рентный коэффициент» 3,5 к ставке НДПИ на калийные соли (сейчас — 3,8% от стоимости продажи) и апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды (4%), природные соли и чистый хлористый натрий, нефелины, бокситы, а также горнорудное неметаллическое сырье, кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов, текущая ставка — 6%) и железную руду (4,8%).
То есть повышение коснется всех видов твердых полезных ископаемых за исключением угля, алмазов, золота, торфа и общераспространенного сырья.
Нововведение в первую очередь скажется на производителях удобрений — «Фосагро», «Еврохиме», «Уралкалии», а также металлургических компаниях — «Норникеле», НЛМК, «Русале». Так, «Норникель» в 2019 году заплатил 14,3 млрд руб. НДПИ, НЛМК — 0,5 млрд руб. «Русал» не раскрывает платежи по НДПИ, но все налоги кроме налога на прибыль составили в 2019 году $30 млн.
Минфин давно вынашивал идею обложить дополнительным налогом экспортеров твердых полезных ископаемых. Исходно целью был уголь, за счет роста налога Минфин рассчитывал собрать дополнительно 40 млрд руб. Но после резкого падения цен на уголь в 2019 году от этой идеи в начале 2020 года пришлось отказаться (см. “Ъ” от 11 февраля).
Участники рынка возмущены идеей Минфина. «Все в шоке и стоят на ушах: по сути, это просто повышение НДПИ в 3,5 раза ни с того ни с сего. Одной рукой готовят законопроекты о защите капиталовложений, а другой внезапно поднимают НДПИ. Это чревато снижением инвестиций, у многих может повлиять на ковенанты по кредитам»,— говорит собеседник “Ъ” в одной из крупных промышленных компаний.
Другой источник признается: Минфин прямо заявляет, что нужно дополнительно собрать 100 млрд руб., а аргументы против не принимает.
Третий источник “Ъ” говорит, что повышение налогов на какой-то продукт, как правило, приводит к уменьшению общей налогооблагаемой базы. Потому что рост налогов на сырье приводит к удорожанию продукции по цепочке и, как следствие, к снижению потребления и последующему снижению производства, что особенно ощутимо на фоне пандемии COVID-19.
На рынке отмечают, что подготовка проекта, который меняет все правила игры в недропользовании, без участия компаний «в очередной раз демонстрирует непредсказуемость и нестабильность регуляторной среды в России», а также нарушает обещание президента Владимира Путина в послании Федеральному собранию в январе 2020 года о стабильности налоговых условий для бизнеса до 2024 года. Источники “Ъ”, близкие к компаниям, уверены, что принятие предложенных Минфином изменений ставки НДПИ «поставит крест на реализации инвестпрограмм по модернизации и строительству новых мощностей в горнодобывающем секторе».
В Минфине, Российской ассоциации производителей удобрений и химических компаниях ситуацию комментировать не стали.
Источник “Ъ” в отрасли отмечает, что в случае принятия поправок НДПИ у химиков может вырасти с примерно 1 млрд руб. до нескольких миллиардов рублей.
С возражениями против инициативы Минфина в Минпромторг уже обратилась ассоциация «Русская сталь». В своем письме она отмечает, что из 100 млрд руб., на сбор которых нацелен Минфин, 90 млрд руб. планируется собрать от НДПИ. «Само по себе понятие “рента” означает пассивный доход, получаемый с земли или иного имущества собственника. Однако с учетом того, что налогоплательщики уже уплачивают НДПИ, земельный налог, налог на имущество и лицензионные платежи, введение дополнительного рентного коэффициента избыточно и не имеет объективного экономического обоснования»,— говорится в письме. В случае роста налоговой нагрузки ассоциация усматривает риски сокращения рабочих мест, а также инвестиционные риски: возможность новых заимствований на рынке снизится, а их стоимость вырастет в связи с очевидным сокращением свободного денежного потока. В «Русской стали» отмечают, что некоторые предприятия не уверены, что смогут компенсировать рост налогов увеличением цены продукции с учетом конъюнктуры рынка.
Вице-президент Moody’s в России и СНГ Денис Перевезенцев считает, что инициатива Минфина приведет к увеличению доли НДПИ в выручке горнорудных компаний, которая сейчас менее 5%. «Данная доля по-прежнему будет меньше, чем, например, в нефтяном секторе, где доля НДПИ и экспортных пошлин в выручке даже в текущих условиях низких цен на нефть более 50% и увеличивается с ростом цен на нефть»,— считает эксперт. Андрей Лобазов из «Атона» отмечает, что себестоимость у российских производителей удобрений одна из самых низких в мире, поэтому повышение НДПИ не станет для них катастрофой. Но, говорит он, сейчас неудачный момент для повышения налогов, так как отрасль проходит через непростые времена и ценовая конъюнктура не вполне благоприятная.
Ольга Мордюшенко, Евгений Зайнуллин
Рост цен на продукты и тарифов ЖКХ, сокращение рабочих мест — такими будут последствия повышения налогов для предприятий металлургической и химической промышленности, по оценкам игроков рынка. В распоряжении “Ъ FM” оказались письма профильных ассоциаций премьер-министру Михаилу Мишустину и первому зампреду правительства Андрею Белоусову. Бизнес просит чиновников отказаться от идеи увеличения фискальной нагрузки. В среду Мишустин анонсировал повышение налога на добычу полезных ископаемых, которое коснется производителей удобрений и металлов. Ранее “Ъ” сообщал, что сборы вырастут в 3,5 раза, причем уже со следующего года. Какие аргументы приводит бизнес против такой меры? И услышат ли их власти? Разбирались Григорий Колганов и Юлия Репринцева.
Правительство, судя по публикации “Ъ”, придумало некий «рентный коэффициент» 3,5 к ставке НДПИ. Но бизнес считает это прямым повышением налога в 3,5 раза. Письма Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации предприятий черной металлургии «Русская сталь» и Российской ассоциации производителей удобрений на удивление похожи по содержанию: мера увеличит издержки бизнеса и вызовет спад его инвестиционной активности, при этом никаких фундаментальных оснований для повышения налогов власти не представили.
Аргументы кажутся убедительными доктору экономических наук Владимиру Рудашевскому: «Повысив НДПИ, власть запускают кампанию снижения инвестиционных планов как раз на тот самый уровень, на какой увеличен НДПИ. Они снизят свои инвестиционные программы. Не такое уж тяжелое положение в бюджете, я думаю, это делается на всякий случай: пополним бюджет сегодня, а завтра или послезавтра уж что-нибудь там придумаем».
Для одних только производителей удобрений, уточняют авторы письма, налог на добычу полезных ископаемых может увеличиться на 6 млрд руб. И сокращение инвестиций — не единственная проблема. Бизнес также предупреждает, что вынужден будет уменьшать капзатраты, что приведет к снижению конкурентоспособности их продукции и, как следствие, срыву нацпроектов «Экология» и «Экспорт». Кроме того, не исключены и тяжелые последствия в виде увеличения стоимости товаров и продуктов, которые растут на отечественных удобрениях, и даже, что совсем печально, увольнений.
Но неужели рост фискальной нагрузки вызовет катастрофу? Ведь, по оценкам аналитиков, доля НДПИ в выручке, например, горнорудных компаний сейчас менее 5%. Вот и начальник управления торговых операций «Фридом Финанс» Георгий Ващенко подсчитал, что новая мера на колени бизнес не поставит: «Там затраты вряд ли будут сокращены. По никелю я немного прикинул, в принципе ему ничего сокращать не придется, у него максимальные потери прибыли порядка 5%. Тут никакого сильного негативного эффекта нет. Даже если предполагать какой-то худший сценарий, просто налог вырастет в 3 раза. Наверное, порядка, $4-5 млрд из металлургической отрасли в виде дополнительных налогов планируется добыть.
Серьезных катастрофических последствий для отрасли мы не ожидаем. Химики в схожей примерно ситуации — высокая рентабельность при минимуме каких-то локальных затрат на добычу».
Потрясти карманы металлургов и химиков — идея не новая. Ее выдвигал еще пару лет назад нынешний первый вице-премьер, а тогда помощник президента Андрей Белоусов. Логика простая: у экспортеров из-за девальвации рубля образовалась сверхприбыль, надо бы поделиться. В то время бизнесу удалось отбиться.
В среду ни один крупный игрок рынка и даже профильные ассоциации не согласились обсуждать с “Ъ FM” идею правительства. Может быть, отходят от шока? Или готовят к запуску мощную лоббистскую машину, чтобы, как и в прошлый раз, минимизировать свои потери? Вряд ли у них что-то получится, полагает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, причем карту социальной нестабильности лучше даже не разыгрывать: «Попытки, безусловно, будут, но сейчас позиция Минфина для Владимира Путина является перевешивающей. А позиция заключается в том, что денег нет, надо срочно собирать их там, где они еще есть. Поэтому можно писать ему письма, задействовать РСПП, кулуарно встречаться. Но настроение Путина читается достаточно очевидно. Здесь разыгрывать карту социального недовольства вряд ли получится. Власть попытается объяснить, что истории с “новыми Пикалево” будут категорически пресекаться.
У металлургических компаний есть собственники, я думаю, что власть попытается объяснить, что прежде всего деньги должны вносить они».
В своих письмах бизнес первым делом напоминает о том, что Владимир Путин ранее обещал не увеличивать фискальную нагрузку в ближайшие шесть лет. Мол, как же так — здесь прямое повышение налога. “Ъ FM” спросил об этом пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова. Ответ, если вкратце, был таким: есть обещания, а есть реальная экономическая ситуация.
Повышение НДПИ — не единственный инструмент «мобилизации бюджетных доходов», как называет эти инициативы Минфин. В планах правительства пересмотреть льготы для нефтяников, увеличить внешние заимствования и увеличить табачные акцизы. Последняя мера, по оценкам игроков рынка, приведет к подорожанию пачки сигарет в среднем на 20 руб.
https://ria.ru/20200930/nalog-1577998464.html
Госдума повысила налог на добычу полезных ископаемых для удобрений и руд
Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых РИА Новости, 30.09.2020
2020-09-30T13:49
2020-09-30T13:49
2020-09-30T13:49
антон силуанов
госдума рф
андрей белоусов
экономика
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_0:0:2507:1410_1400x0_80_0_0_a816d971318492bb3cb00206787fc4d3.jpg
<strong>МОСКВА, 30 сен – РИА Новости.</strong> <a href=”https://ria.ru/organization_Gosudarstvennaja_Duma_RF/” target=”_blank” data-auto=”true”>Госдума</a> приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина <a href=”https://ria.ru/person_Anton_Siluanov/” target=”_blank” data-auto=”true”>Антон Силуанов</a> перед первым чтением.Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ <a href=”https://ria.ru/person_Andrejj_Belousov/” target=”_blank” data-auto=”true”>Андрея Белоусова</a> с представителями крупного российского бизнеса.Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).
https://ria.ru/20200925/nalogi-1577753955.html
https://ria.ru/20200914/migranty-1577190573.html
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/09/10/1577337476_163:0:2043:1410_1400x0_80_0_0_158aef296ecffecab7ae02b615becb34.jpg
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4
7 495 645-6601
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
антон силуанов, госдума рф, андрей белоусов, экономика
МОСКВА, 30 сен – РИА Новости. Госдума приняла закон о повышении в 3,5 раза налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений и металлургов, сделав исключение для новых инвестпроектов, реализуемых в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
Документ вводит рентный коэффициент 3,5 к ставке НДПИ при добыче калийных и природных солей, чистого хлористого натрия, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды. Эта мера принесет бюджету в будущем году 56 миллиардов рублей, пояснял глава Минфина Антон Силуанов перед первым чтением.
Однако при рассмотрении проекта закона во втором чтении Госдума поддержала поправку, которая исключает применение такого повышающего коэффициента в отношении новых инвестиционных проектов в сфере добычи твердых полезных ископаемых, реализуемых в рамках СЗПК. Такая договоренность была достигнута по итогам встречи первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова с представителями крупного российского бизнеса.
Согласно поправке, рентный коэффициент принимается равным 1 в отношении полезных ископаемых, добытых на участке недр, степень выработанности запасов которого по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%, и при условии их добычи в рамках заключенного СЗПК. Такой коэффициент будет применяться в течение пяти лет, следующих за годом начала промышленной добычи.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2021 года, но не ранее чем через месяц со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по НДПИ (календарный месяц).