Установленная законом мера социально полезного варианта поведения личности

Тестовые задания для проведения итогового контроля (темы 1-4).
1. Права человека можно определить как:
а) естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности;
б) мера должного поведения индивида;
в) добровольный договор субъектов права.
2. Установленная законом мера социально-полезного варианта поведения личности представляет собой:
а) правовой статус личности;
б) нормативно-правовой акт;
в) юридическую обязанность.
3. В 1903 году был принят документ, в котором было записано, что новое общество будет создаваться «для обеспечения полного благосостояния развития всех членов общества». Определите этот документ:
а) Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка».
б) Программа РСДРПб (российская социал-демократическая рабочая партия большевиков).
в) «Основные государственные законы».
4. Единым и одинаковым для всех граждан государства является:
а) конституционный статус;
б) индивидуальный статус;
5. Правовое положение лица относительно его принадлежности к государству определяется:
а) гражданством;
б) социальным статусом;
в) экономическими возможностями.
6. Проект основного закона Российской империи, составленный группой земских деятелей, ученых и литераторов, был опубликован за рубежом в:
а) 1910 г.;
б) 1900 г.;
7. Нормотворческая деятельность органов внутренних дел характеризуется:
а) возможностью законотворческой инициативы;
б) общеобязательностью для всех субъектов права;
в) подзаконным характером содержащихся в них предписаний.
8. Регулятивный вид деятельности ОМВД относится к следующей форме осуществления полицией своих правомочий:
а) к нормотворческой;
б) к правоприменительной;
9. Юридическими средствами, используемыми для установления правовых ограничений, выступают:
а) правовые законы;
б) юридические презумпции;
в) юридические обязанности и запреты.
10. Основанием ограничения прав человека и гражданина в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ является:
а) норма федерального закона;
б) Указ Президента РФ;
11. Теория законности определяет указанное правовое явление как:
а) неукоснительное выполнение требований непосредственного начальника;
б) систему правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ;
в) режим реализации норм права всеми участниками общественных отношений.
12. Признаками законности принято называть:
а) иерархию законодательных актов и их идеологическую направленность;
б) верховенство закона, единство законности, ее целесообразность и реальность;
в) нормативность, общеобязательность, абстрактный характер.
13. Основу правового статуса личности человека и гражданина составляет следующий принцип:
а) осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;
б) реальность и гарантированность прав человека зависит от его социального статуса;
в) конституционного закрепления юридических прав и обязанностей.
14. Элементом государственной системы рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений граждан не является:
а) судебный контроль;
б) контрольная деятельность МВД;
15. Институт ответственности исполнительных органов власти государства перед гражданином в случае нарушения его прав предусматривает:
а) меры административной и уголовной ответственности;
б) возможность применения мер административного или уголовного наказания в совокупности с имущественной компенсацией;
в) применение административного взыскания с гражданской ответственностью.
16. Необходимая самооборона, крайняя необходимость и другие способы самозащиты граждан относятся:
а) к гарантиям защиты прав и свобод;
б) к гарантиям использования гражданами своих прав и свобод;
в) к экономическим гарантиям.
17. К средствам охраны юридических гарантий относятся:
а) меры юридической ответственности;
б) принятие нормативно-правовых актов;
в) правовое воспитание граждан.
18. Положения статьи закона «О полиции» содержат запрет:
а) применения сотрудниками органов внутренних дел оружия и спец. средств в отношении определенных категорий населения;
б) жестокого и, или унижающего человеческое достоинство поведения сотрудников полиции в отношении граждан;
в) ограничения прав граждан в случаях, не предусмотренных федеральными законами РФ.
19. В компетенцию ОМВД по защите прав и свобод личности не входит:
а) обеспечение реализации прав и свобод личности;
б) соблюдение законов, обеспечивающих эти права;
в) принятие законов по защите прав и свобод личности.
20. К общим мерам, вводимым при объявлении чрезвычайного положения, осуществление которых относится к обязанностям органов внутренних дел, не относятся следующие ограничения (ст.22 Закона от 1991 г.):
а) обеспечение особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение;
б) прекращение действий по осуществлению лицензирования оружия;
в) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
21. Ст. 5 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года содержат перечень:
а) подразделений государственных органов, на которых возложено осуществление оперативно-розыскной работы;
б) положений, обеспечивающих соблюдение прав и свобод личности при проведении оперативно-розыскных действий;
в) мероприятий, которые разрешено использовать в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
22. Особенностью мер принуждения, применяемых органами внутренних дел, является:
а) необходимость получения разрешения на их применение от непосредственного начальника;
б) право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;
в) их воспитательная направленность.
23. В соответствии с ФЗ «О полиции» основными видами направления деятельности ОМВД являются:
а) административная, оперативно-розыскная и уголовно- процессуальная;
б) превентивная и охранительная;
в) организационная, информационная и правозащитная.
24. Комиссия по правам человека является органом, специально занимающимся правами человека, созданным при:
а) Парламентской Ассамблее Совета Европы;
б) Генеральной Ассамблее ООН;
в) Европейском суде по правам человека.
25. Правомочия по активному участию граждан в жизни общества относятся:
а) к социальным правам;
б) к экономическим правам;
в) к политическим правам.
26. Деятельностью вышестоящих правоохранительных органов в сфере внутриведомственного контроля не является:
а) линейный контроль;
б) инспекторский контроль;
27. Субъектами, обладающими государственно-властными полномочиями по осуществлению контроля в ОМВД, являются:
а) начальник ОМВД, его заместители и руководители самостоятельных подразделений;
б) начальник ОМВД и рядовые граждане;
в) начальник и лица, являющиеся его заместителями.
28. Право на восьмичасовой рабочий день граждане России получили:
а) по Постановлению СНК (Совета Народных Комиссаров) в октябре 1917 года;
б) в соответствии с основными законами Российской империи в апреле 1906 года;
в) на основании положении первой советской конституции 1918 года.
29. 1 сентября 1917 года:
а) была принята первая советская конституция;
б) Временное правительство провозгласило Манифест о признании России республикой.
в) в России произошла социалистическая революция.
30. Ст. 45 Конституции РФ 1993 г. устанавливает следующее положение о гарантиях прав и свобод человека и гражданина:
а) каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;
б) укрепление государственной власти служит гарантией прав и свобод личности;
в) формирование гражданского общества является основой для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
31. Системой законодательно закрепленных условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека, являются:
а) правовые презумпции;
б) принципы права;
32. Юрисдикция страны пребывания не распространяется на следующие категории лиц:
а) иностранцы и лица без гражданства, получившие в стране политическое убежище;
б) представители дипломатического корпуса и члены их семей;
в) экипажи военных кораблей и военнослужащие на чужих территориях по международным соглашениям.
33. Какое из перечисленных правовых положений не относится к числу общих принципов правового статуса личности:
а) принцип непосредственного действия прав и свобод;
б) принцип обратной силой законов, устанавливающих дополнительные права и свободы граждан;
в) принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.
34. Основными методами, применяемыми органами внутренних дел в целях практической реализации возложенных на них задач, являются:
а) убеждение и принуждение;
б) воспитание и наказание;
в) профилактика и пресечение правонарушений.
35. Целью воздействия на сознание и волю субъектов права при использовании метода убеждения, является:
а) их добровольное, правомерное поведение.
б) нравственное, правовое воспитание населения;
в) пресечение правонарушений.
36. В соответствии с законом «О полиции», специальный статус сотрудников органов внутренних дел, реализуемый ими в процессе профессиональной деятельности, предусматривает ряд ограничений, которые касаются:
а) только прав и свобод сотрудников ОВД;
б) прав и свобод, как сотрудников полиции, так и граждан;
в) только прав и свобод граждан.
37. Чрезвычайное положение представляет собой:
а) стихийное бедствие;
б) совокупность непредвиденных обстоятельств, именуемых «форс- мажор»;
в) особый правовой режим деятельности специальных государственных органов.
38. Деятельность органов внутренних дел, представляющая собой предварительное расследование в формах дознания и следствия, называется:
а) правоохранительной;
б) уголовно-процессуальной;
39. Поведение субъектов права, осуществляемое ими в отношении социально значимых благ, является:
а) противоправным поведением;
б) общественно полезным поведением;
в) социально значимым поведением.
40. Конкретизация требований законности в деятельности органов внутренних дел осуществляется:
а) путем закрепления структуры и компетенции полиции в законах и подзаконных нормативных актах;
б) в результате превентивной деятельности органов внутренних дел;
в) в применении основных методов принуждения и убеждения.
41. Единство прав и обязанностей в целом определяется как:
а) юридический статус человека;
б) правоотношение;
42. Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде и ставший основой «Билля о правах человека» был:
а) Вирджинская декларация 1776 г.;
б) Законник Хаммурапи 1750 г. до н. э.;
в) Великая хартия вольностей 1215 года.
43. Всеобщая Декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в:
а) 1789 г.;
б) 1948 г.;
44. Основные принципы реализации прав человека и гражданина в России сформулированы в:
а) основном законе Российской Федерации;
б) Законе «О гражданстве РФ»;
в) Гражданском кодексе РФ.
45. К числу принципов реализации прав и свобод граждан, действующих на территории РФ, не относится следующее положение:
а) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;
б) закон не имеет обратной силы;
в) права человека могут быть ограничены только законом.
46. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах были приняты:
а) в 1945 году;
б) в 1948 году;
47. «Система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступлений и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных федеральными законами». О каком органе государственной власти идет речь?
а) о прокуратуре;
б) о налоговых органах;
48. Статья Закона «О полиции», кроме уважения прав и свобод человека и гражданина, законности и гуманизма в качестве принципа деятельности полиции, устанавливает:
а) принцип гласности;
б) принцип народовластия;
49. Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник полиции обязан разъяснить ему возникающие в связи с этим его права и обязанности, а также:
а) основание и повод такого ограничения;
б) предусмотренную в законодательстве меру ответственности;
в) юридический состав совершенного правонарушения.
50. Основанием для применения мер охранительного типа не является:
а) наличие обстоятельств негативного характера, препятствующих осуществлению субъективных прав или нарушающих их;
б) случаи отказа от исполнения юридических обязанностей;
в) наличие устойчивых неприязненных отношений между субъектами правоприменительной деятельности.
51. Двуединая исполнительно-распорядительная функция является выражением:
а) деятельности ОВД по исполнению наказаний в виде лишения свободы;
б) охранительной деятельности ОВД;
в) административной деятельности ОВД.
52. Правовые ограничения представляют собой:
а) формализованные в праве пределы возможного поведения субъекта;
б) правовые санкции;
53. В положениях какой статьи Конституции содержится перечень прав и свобод граждан, не подлежащих ограничению:
а) в ч.ч.1 и 2 статьи 20;
б) в ч.3 ст.56;
в) в Конституции нет такого положения.
54. Закон «О полиции», регламентирующий порядок и основания деятельности полиции по обеспечению и ограничению прав граждан был принят:
а) в марте 1993 года и действует в редакции от апреля 1995 года;
б) в феврале 2011 года и не изменялся;
в) в апреле 1991 года и действует в редакции от марта 1999 года.
55. В части 1 статьи 56 Конституции РФ к условиям введения чрезвычайного положения отнесены:
а) указание предела и срока действия ограничения прав и свобод граждан;
б) принятие решения о введении чрезвычайного положения на общенародном референдуме;
в) передача всех полномочий государственных органов власти главе государства.
56. В соответствии со ст. 4 Закона «О чрезвычайном положении» обстоятельствами, которые могут быть основаниями введения чрезвычайного положения, не являются:
а) социальные конфликты, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;
б) форс-мажорные обстоятельства, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения;
в) проведение специальных правоохранительных мероприятий и рейдов.
57. Роль и место органов внутренних дел в структуре законности определяется:
а) наличием особого субъекта правоприменительной деятельности;
б) наличием управленческих функций и принудительной, вплоть до применения огнестрельного оружия, силы.
58. Теория социального управления определяет правопорядок:
а) как соотношение между моделями поведения, предложенное гражданам посредством правовых норм и их реальным поведением;
б) как законность;
в) как форму существования правового государства.
59. Властно-компетентной деятельностью правоохранительных органов по защите прав и свобод личности не является:
а) охрана прав и свобод личности;
б) соблюдение законов, обеспечивающих эти права;
в) управленческая деятельность.
60. Внутриведомственный контроль, как средство выявления нарушений прав и свобод человека правоохранительными органами, относится:
а) к президентскому контролю;
б) к административному контролю;
в) к гражданскому контролю.
Понятие социальных норм
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.
По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.
Признаки социальных норм
Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:
- является общим для всех членов общества,
- направлено на регулирование общественных отношений,
- имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
- возникло в процессе исторического развития,
- действует непрерывно,
- соответствует типу культуры и социальному устройству общества.
Виды социальных норм
Все социальные нормы можно разделить на следующие группы:
Рассмотрим подробнее эти виды социальных норм и приведём примеры каждого из них.
Обычаи, ритуалы, традиции
Обычаи — правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократных повторений. Многие обычаи зародились в доисторическую эпоху, когда их выполнение было для человека жизненной необходимостью. Например, обычай гостеприимства способствовал совместному выживанию, позволяя людям получать еду и крышу над головой. По мере развития общества некоторые обычаи отмирали, уступая место новым, другие сохраняются по сей день.
Ритуалы — особый вид обычаев, в котором главной составляющей является строгая форма исполнения. Они также зародились в социуме в древнейшие времена, и многие из них до сих пор существуют в народной культуре. Прежде всего, в форме обрядов. Примерами данных социальных норм могут служить закликание весны, инициация человека во взрослую жизнь и так далее. Современной культуре тоже не чужд ритуализм. Яркий тому пример — задувание именинником свечей на торте.
Традиции, в отличие от обычаев, могут возникать спонтанно в обществе. Совершённое однажды действие в результате многократного повторения становится общественной нормой. Традиции могут наследоваться из поколения в поколение, формируя социальные ценности и положительные примеры. Будучи исполняемыми большинством членов общества, традиции становятся частью его культуры. Пример такого поведения — празднование Дня Победы девятого мая.
Нормы морали
Нормы морали, или этические нормы, — социальные правила поведения человека, выражающие представление общества одобре и зле, справедливости и несправедливости. Общественная мораль оценивает не только действия людей, но и их мотивы. Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, а их нарушение встречает осуждение в обществе.
При этом цивилизованный человек способен оценивать и корректировать своё поведение без постороннего контроля — за это отвечают такие качества личности как совесть, честь, чувства долга и собственного достоинства. Пример этической нормы — «золотое правило нравственности»: не делай другим того, чего не желаешь для себя.
Нормы права
Правовые нормы устанавливаются государством и реализуются при помощи его авторитета и принудительной силы. Они всегда выражены в письменной форме — законах или других нормативных актах. С помощью этих правил регулируются все важнейшие общественные отношения — политические, экономические, культурные и другие. Примером норм права могут служить положения Конституции РФ.
В нормах права есть чётко прописанная система наказаний, которая исполняется специальными органами. В этом заключается одно из основных отличий правовых норм от религиозных социальных норм.
Религиозные нормы
Религиозные нормы поведения зафиксированы в текстах священных книг (таких как Библия или Коран) либо установлены религиозной общиной. Многие из них совпадают с нормами морали и права, содержат обряды и ритуалы, тесно переплетаются с обычаями и традициями. В теократических государствах предписания религии выполняют функцию правовых норм. В светских — регулируют частную жизнь верующих. К религиозным нормам относятся выбор бога, молитвы, ритуалы и другие правила поведения.
Соблюдение этих норм поддерживается религиозным сообществом и верой в неизбежную кару, положенную за отступление от нормы (грех). Пример религиозной нормы — десять заповедей Ветхого Завета.
Эстетические нормы
Нормы эстетики отражают принятые в обществе представления о безобразном и прекрасном. Эти нормы применяются не только в отношении искусства, но и всего, что производится человеком (техника, архитектура и так далее). Кроме того, они регулируют внешний вид человека и его поведение в быту. В частности, к эстетическим нормам относятся правила этикета и гигиены.
Для каждого общества на каждом этапе развития характерны свои представления о прекрасном, которые могут меняться с течением времени. Пример эстетической нормы — золотое сечение.
Корпоративные нормы
Формирование корпоративных норм началось в Индустриальную эпоху, и с тех пор они играют важную роль в общественной жизни. Эти социальные нормы регулируют работу общественных организаций (промышленных предприятий, профессиональных союзов, благотворительных обществ и других), а также права и обязанности их участников.
Как и правовые нормы, корпоративные правила закреплены в письменной форме — в уставах организаций. Их соблюдение контролируется самими компаниями.
Формы социальных норм
Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.
По способу закрепления социальные нормы делятся на:
- устные (нормы обычаев и морали);
- письменные (правовые и корпоративные нормы).
Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.
По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:
- межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
- групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
- национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
- общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться).
Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:
- рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
- побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
- повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
- запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).
По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.
Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.
Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.
Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.
Функции социальных норм
Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:
- Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов:
- Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).
- Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).
- Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).
- Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
- Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания.