Установление взаимосвязей между геологическим строением полезными

Установление взаимосвязей между геологическим строением полезными thumbnail

1. Актуализация знаний.

Что такое платформа?

Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.

Какие формы рельефа соответствуют платформам?

Равнинные, платообразные.

Что такое складчатость?

Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.

Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?

Горные страны, нагорья.

Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхожде­ния?

В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.

Как образовывались полезные ископаемые магматического происхо­ждения?

Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.

2. Заполните таблицу.

Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России

3. Объясните причины найденных различий.

Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.

4. Сделайте выводы.

Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного про­исхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.

Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.

В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.

Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.

Источник

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

8 класс. Практическая работа по географии

«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»

Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.

Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.

Области байкальской

складчатости

Области герцинской

складчатости

Области мезозойской

складчатости

Области кайнозойской

складчатости

Задание 2. Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.

Вариант заполнения таблицы для проверки учителем

Восточно-Европейская равнина

Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья)

Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).

Сибирская платформа

Среднесибирское плоскогорье

(древняя платформа)

 Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.

Западно – Сибирская платформа

Западно-Сибирская равнина (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли). 

Скифская плита

Равнинный Крым (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли). 

Балтийский щит

Возвышенности и платформенные горы 

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения 

Алданский щит

Алданское нагорье 

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения 

Области байкальской , каледонской

складчатости

Древняя складчатость, 
низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж

Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .

C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд

 железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди

Области герцинской

складчатости

Урал, Аппалачи, Алтай

медь, свинец, цинк, олово, вольфрам,золото, серебро, уран

Области мезозойской

складчатости

Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,) 

Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. 

Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.

Области кайнозойской

складчатости

Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, 

Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения. 

Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.

Источник

География.

8.

География 8 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2013 год.

Базовый.

Тема урока Практическая работа № 3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

5.

Заключительный урок по теме «Геологическое строение и рельеф».

Цель урока: Совершенствовать умение устанавливать закономерности размещения полезных ископаемых в пределах различных тектонических структур.

Задачи урока:

-углубление умений комплексной работы с картами;

-формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”

-углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.

Планируемые результаты:

Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование целостного мировоззрения, основы экологической культуры.

Предметные. Определять основные тектонические структуры по тектонической карте. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по карте.

Метапредметные.

Регулятивные: Ставить учебные задачи, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

Познавательные: Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать информацию, структурировать информацию. Переводить информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.).

Коммуникативные: Уметь вести дискуссию, диалог.

Техническое обеспечение урока настенная физическая карта России; географический атлас для 8 класса.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa16a505-4efc-4dad-ab71-7dbf40b95f96/004.swf

Содержание урока

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Формулирование темы, цели и задач урока.

  4. Актуализация знаний.

  5. Физминутка.

  6. Выполнение практической работы.

  7. Рефлексия. Итог урока

  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания.

«Свободное письмо».

Учащиеся за три минуты пишут на листочках все, что знают о тектонике, рельефе, полезных ископаемых. Через три – четыре минуты учащиеся размышляют над написанным, советуются с соседом по парте, вычеркивают, что явно не подходит.

Один – два ученика зачитывают написанное, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.

Варианты записей: плита, наклон, давление, рельеф, щит, амплитуда движений, складчатость, географическая широта, горы,, хребет, равнина.

  1. Формулирование темы, цели и задач урока.

«Паучок». Схема: Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми

hello_html_m2a9a984d.png

  1. Актуализация знаний.

После выделения учащимися задач урока, вспоминаем теоретическую часть по теме, обращаем внимание на элементы легенды карт.

– Как на карте показаны разные формы рельефа?

– Что такое тектоника? Назовите основные тектонические структуры материков?

– Какое строение имеет платформа?

– Что представляют собой складчатые области?

Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?

– На какой карте показаны тектонические структуры? Каким способом?

  1. Физминутка.

  2. Выполнение практической работы.

Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах, щитах, в складчатых областях. Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.

Учащиеся работают в парах, сопоставляют карты атласа – физическую и тектоническую, заполняют таблицу в тетради

Формулирование вывода о связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Вывод по мере необходимости в менее подготовленных классах сначала проговаривается:

Какую закономерность вы установили в результате работы с картами и заполнения таблицы? Какая связь существует между рельефом и тектоническими структурами? (Платформам и плитам в рельефе соответствуют равнины, складчатым областям – горы.)

Какая связь существует между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми?

Учащиеся записывают вывод в тетради предложением или в виде схемы:

Учащиеся, справившиеся с работой получают карточку (Приложение 1).

7 Рефлексия. Итог урока.

Как, по-вашему, мнению, вы усвоили материал? Поставь соответствующую цифру.

1) всё понял, могу объяснить другим;

2) понял, но могу объяснить с помощью учителя;

3) не понял.

8. Домашнее задание: повторить термины по теме.

Представьте, что вы геолог и перед вами стоит задача открыть новые месторождения нефти на Дальнем Востоке. Опишите последовательность ваших действий, включая теоретический и практический этапы. (Задание выполняется по желанию).

Источник

Урок 27. Практическая работа № 5. Установление взаимосвязей между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми Донецкой области.

Цель работы: –сформировать умения и навыки сопоставлять разные по содержанию карты атласа, выявлять закономерности в размещении тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых на территории Донецкой области.

Образовательные задачи: 

  1. Повторить правила  работы с тематическими картами (чтение легенды карты).

  2.  Повторить  термины : рельеф, литосферные плиты, тектоническая структура, типы полезных ископаемых ( осадочные, магматические, метаморфические).

  3. Повторить основные формы рельефа России и Донецкого края.

  4. Установить зависимость между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.

  5. По тектонической карте  определить закономерности размещения полезных ископаемых в на территории Восточно-Европейской равнины и в  Донецкой области . Запись в тетради в виде таблицы.

  6. Проверить и оценить умение сопоставлять карты :« Тектоника и минеральные ресурсы Донбасса, России», «Рельеф Донецкого края и России» , объяснять выявленные закономерности.

  7. Выявить закономерности размещения в Донецкой области  угольной промышленности.

  8. Сделать выводы  взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых. Запись в тетради.

Учебные задания:

  1. Определить,  каким тектоническим структурам соответствует территория Восточно-Европейская равнина. Каково строение?

  2. Определить  какой форме рельефа соответствует данная структура.

  3. Сделать  вывод о зависимости рельефа от тектонических структур и геологического стpoeния земной коры. Выявленную закономерность объяснить.

  4. По карте атласа «Тектоника и минеральные ресурсы  Донецкой области ». и  «Физической  карте Донецкого края и России» определить, какими полезными ископаемыми богата территория. Какие из них встречаются на платформах, какие в складчатых областях? Какие полезные ископаемые (магматические или осадочные) приурочены к осадочному чехлу, складчатым областям? Выявленную закономерность объяснить.

Оборудование: атлас, контурная карта (шаблон) Донецкой области, дополнительная информация.

Тип урока: практическая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний опорных знаний и умений:

  1. Что такое платформа?( Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры). Какие формы рельефа соответствуют платформам? (Равнинные, платообразные).

  2. Что такое складчатость? (Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.) Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам? (Горные страны, нагорья). Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения? (В результате разрушения и переноса веществ различного происхождения). Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения? (Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур).

  3. Работа над понятиями (закрепление)

Из различных геологических образований, слагающих земную кору, ученые выделяют три главные формы: щиты, платформы и области складчатости.

Платформы – это жесткие, малоподвижные блоки земной коры, прошедшие длительный этап геологического развития, и имеющие трех ярусное строение. Платформы состоят из кристаллического фундамента (базальтовый и гранитно-гнейсовый слои) и осадочного чехла.

Щит – это выход фундамента платформы, сложенного кристаллическими породами, на поверхность. Щиты имеют округлую и выпуклую форму. Они возникли там, где платформа очень длительное время медленно поднималась.

Щиты являются устойчивыми участками суши, которые за истекшие периоды жизни Земли не опускались ниже уровня моря, почему и отсутствуют на них морские осадки. Из полезных ископаемых здесь распространены главным образом руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты.

К щитам примыкают платформы. Они, обычно, покрыты различными осадочными породами, покоящимися на древних кристаллических породах. Среди полезных ископаемых значительное распространение получают здесь залежи угля, нефти, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Но на платформах цветных и редких металлов, возникающих в связи с остыванием магматических масс, нет.

Горно-складчатые области характеризуются резким возрастанием мощности земной коры, формируются при столкновении литосферных плит. Большинству горно-складчатых областей, особенно молодых, характерна повышенная сейсмичность.

III. Выполнение практической работы

4.Установите соответствие между тектоническими структурами и формами рельефа Донецкой области:

1) Донецкое складчатое сооружение; а) Приазовская низменность;

2) Украинский щит; б) Донецкий кряж;

3) Днепровско-Донецкая впадина; в) Приазовская возвышенность;

4) Склоны Украинского щита.

5.Используя тематические карты атласа, заполните таблицу:

Название тектонической структуры

Особенности

Название формы рельефа

Геологическое строение, полезные ископаемые

Донецкое складчатое сооружение – часть Восточно-Европейской платформы

Образовалось в эпоху герцинской складчатости, в мезозое и кайнозое проявлялись альпийские тектонические движения

Возвышенность, сильно расчленённая речными долинами – отроги Средне -Русской возвышенности

Сложен мезозойскими и палеозойскими отложениями.

Сланцы, песчаники, известняки

Донецкое складчатое сооружение

Приднепровско-Приазовская область платформы

Образовано осадочными, преимущественно палеозойскими отложениями, которые залегают на кристаллическом фундаменте (песчаники, известняки, гипс)

Состоит из метаморфических пород возрастом 3,5 – 1,6 млрд.лет

-Равнинный, однообразный и разнообразные формы рельефа, связанные с выходом коренных пород – Донецкий кряж

Возвышенность- волнистая поверхность с одинокими холмами-

Приазовская возвышенность

В породах карбона заключены огромные залежи угля, каменной соли, гипса, ангидрита, красно-бурые глины и лёссовидные суглинки

Состоит из пород палеозойской эры –песчаников, известняков, сланцев, мергелей, мела. Имеются граниты и гнейсы

Склон украинского кристаллического щита

Это часть обширной Причерноморской равнины. В тектоническом отношении – это Азово-Причерноморская синеклиза.

Ровная поверхность, постепенно понижается в сторону Азовского моря-

Приазовская низменность

Мезозойские и кайнозойские отложения: песчано-глинистые, известняки, ракушечник, красно-бурые глины

Вывод. Каковы закономерности во взаимосвязи: «тектоническая структура – рельеф – полезные ископаемые»?

(Области складчатости – горы – руды цветных и редких металлов, возникающие в связи с остыванием магматических масс. Платформы – равнины – уголь, нефть, скопления различных солей, осадочные месторождения железных и марганцевых руд, фосфориты, минеральные краски, гипс, известняки, разнообразные глины и т. д. Щит – возвышенность – руды железа, никеля, меди, различные редкие металлы и золото, а из неметаллических полезных ископаемых – слюда и полевые шпаты).

IV.Домашнее задание: п.13 – разобрать итоговые вопросы .

V.Рефлексия.

Источник