Установление связи между рельефом тектоническим строением и полезными ископаемыми
Здравствуйте!
*
В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.
*
Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.
Так с чего же начинается Родина? Наша – началась с бурого угля.
*
Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.
А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?
*
Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.
*цитата фото зачитать
«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»
*фото
К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда
было принято решение о возвращении к ПГУ.
*
В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.
Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.
*
В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.
*
Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.
*видеожурнал
* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.
*
В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.
Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.
Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников. В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ.
Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили
*
Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.
*
На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.
*
Строительство началось в 1950 году.
*
Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.
*
Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.
*
В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,
*
столовая, клуб, школа и детский сад.
*
Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.
Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.
*
Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших
,*
а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.
*
В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *
За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.
Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!
*
Но вернемся к заводу.
*Видео Савельева
В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.
*
Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.
По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.
В заключении мы хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .
1. Актуализация знаний.
Что такое платформа?
Обширный, малоподвижный, устойчивый, участок земной коры.
Какие формы рельефа соответствуют платформам?
Равнинные, платообразные.
Что такое складчатость?
Неустойчивый, подвижный участок земной коры с нарушенным залеганием горных пород.
Какие формы рельефа соответствуют складчатым поясам?
Горные страны, нагорья.
Как образовывались полезные ископаемые осадочного происхождения?
В результате разрушения и переотложения веществ различного происхождения.
Как образовывались полезные ископаемые магматического происхождения?
Под действием эндогенных процессов, а именно преобразованием пород под действием высоких температур.
2. Заполните таблицу.
Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картам России
3. Объясните причины найденных различий.
Наличие на территории полезных ископаемых и особенности их размещения связаны с возрастом и историей развития тектонических структур.
4. Сделайте выводы.
Анализ размещения полезных ископаемых на территории Евразии показывает, что в пределах платформенных областей сформировались в основном полезные ископаемые осадочного происхождения. Например: нефть, уголь, газ, фосфориты, калийные и каменные соли.
Это объясняется следующими причинами: участие коры выветривания или отмерших живых организмов, которые разрушаются и переотлогаются.
В пределах складчатых поясов сформировались в основном полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. Например: руды чёрных и цветных металлов, полиметаллические руды, драгоценные металлы, алмазы.
Это объясняется следующими причинами: постоянное движение, эндогенные процессы, изменение горных пород под действием высоких температур и высокого давления.
МБОУ «Очёрская средняя
общеобразовательная школа №1»,
учитель географии
Озорнина Любовь Александровна
урок по географии. 8 класс.
Тема: «Установление связи между тектоническим строением, формами
рельефа и полезными ископаемыми».
Цели.
• Образовательные:
o закрепление знания о формах рельефа, полезных ископаемых,
геологическом строении территории России;
o выявление причинно-следственных связей (зависимость между
тектоническим строением, формами рельефа и полезными
ископаемыми).
• Развивающие:
o формирование умений работать с географической картой,
умение выделять главное в изучаемом материале;
o способствовать развитию общенаучных навыков и умений:
анализировать, обобщать, делать выводы.
• Воспитательные:
o развитие познавательного интереса к предмету;
o использование материала урока для воспитания бережного
отношения к природе.
Задачи:
• продолжить формирование навыков работы с картой, умение
сопоставлять карты и объяснять выявленные закономерности;
• воспитывать любовь к природе, желание её охранять;
• развивать творческие способности, продолжить осуществлять поиск
информации с использованием различных ресурсов.
Оборудование:
• настенная физическая карта России;
• учебник для 8 класса. И. И. Баринова. География. Природа России. М.:
Дрофа, 2016;
• географический атлас для 8 класса;
• контурные карты для 8 класса;
• карточки с разно уровневым заданием;
• карточки с понятиями.
Тип урока: практическая работа с элементами беседы
Вид урока: урок-исследование
План урока:
• Организационный этап.
• Актуализация знаний.
• Постановка учебной задачи и пути её решения.
• Практическая деятельность учащихся.
• Рефлексия.
• Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя.
• Приветствие.
• Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний.
Работа в парах с карточками –понятиями.
Платформы – древние относительно устойчивые и выравненные участки
земной коры.
Плиты – это молодые платформы.
Щиты – выход фундамента, сложенного кристаллическими породами, на
поверхность.
Формы рельефа – равнины (низменности, возвышенности, плоскогорья),
горы (низкие, средние, высокие).
Полезные ископаемые–это минеральные образования земной коры, которые
могут эффективно использоваться в хозяйстве.
Полезные ископаемые: рудные (металлические) – в магматических породах
нерудные (неметаллические) – в осадочных породах
3. Постановка учебной задачи и пути её решения.
Практическая работа состоит из 3 частей и проводится по итогам изучения
темы «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые» (карточки с
разно уровневыми заданиями).
1). Задания первой части соответствуют базовому уровню усвоения знаний и
умений;
• доступны всем учащимся по уровню сложности;
• отслеживают умения работать с новыми источниками
информации.
2). Задания второй части отмечаются большим уровнем сложности, но
сохраняют доступность для абсолютного большинства учащихся.
3). Задания 3 части соответствуют более высокому уровню усвоения знаний
и умений.
4. Практическая деятельность учащихся.
Практическая работа
«Установление связи между тектоническим строением, формами рельефа и
полезными ископаемыми».
Цель работы:
Углубление работать с картами, самостоятельного построения
логических цепочек, оформления исследований и теоретических выводов.
Задачи работы:
1. Установить зависимость между размещением крупных форм
рельефа, местоположением полезных ископаемых и строением земной коры;
2. Проверить и оценить умение сопоставлять карты, объяснять
выявленные закономерности.
Последовательность выполнения работы:
1. Сравнив физическую и тектоническую карты атласа, определите,
каким тектоническим структурам соответствуют указанные формы рельефа.
Сделайте вывод о зависимости рельефа от строения земной коры;
2. Заполните таблицу, рассмотрев примеры;
3. Вывод оформите в виде модуля.
Восточно-
Европейская
равнина
Западно-
Сибирская
низменность
Среднесибирское
плоскогорье
Вывод оформить в виде модуля:
Рельеф
Равнины Горы
В основании
Платформы и плиты Складчатые области
Полезные ископаемые
Осадочные Магматические
Дифференцированные задания:
Вопросы 2 уровня.
Составить причинно-следственную цепь из предложенных звеньев.
1. Вертикальное движение земной
коры.
2. Кавказ.
3. Складчатая область.
4. Горы.
1. Литосферная плита.
2. Равнина.
3. Платформа.
4. Восточно-Европейская.
Ответы запишите цифрами.
Вопросы 3 уровня.
1. Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная
Аномалия (КМА)?
2. Почему в предгорьях Урала находятся крупные месторождения нефти и
природного газа?
5. Рефлексия.
Как, по-вашему, мнению, вы усвоили материал?
А) всё понял, могу объяснить другим;
Б) понял, но могу объяснить с помощью учителя;
В) не понял
6. Домашнее задание: нанести на контурную карту месторождения полезных
ископаемых.
География.
8.
География 8 класс Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2013 год.
Базовый.
Тема урока Практическая работа № 3. Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
5.
Заключительный урок по теме «Геологическое строение и рельеф».
Цель урока: Совершенствовать умение устанавливать закономерности размещения полезных ископаемых в пределах различных тектонических структур.
Задачи урока:
-углубление умений комплексной работы с картами;
-формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
-углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.
Планируемые результаты:
Личностные. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование целостного мировоззрения, основы экологической культуры.
Предметные. Определять основные тектонические структуры по тектонической карте. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом по карте.
Метапредметные.
Регулятивные: Ставить учебные задачи, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.
Познавательные: Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать информацию, структурировать информацию. Переводить информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.).
Коммуникативные: Уметь вести дискуссию, диалог.
Техническое обеспечение урока настенная физическая карта России; географический атлас для 8 класса.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa16a505-4efc-4dad-ab71-7dbf40b95f96/004.swf
Содержание урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
Формулирование темы, цели и задач урока.
Актуализация знаний.
Физминутка.
Выполнение практической работы.
Рефлексия. Итог урока
Домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания.
«Свободное письмо».
Учащиеся за три минуты пишут на листочках все, что знают о тектонике, рельефе, полезных ископаемых. Через три – четыре минуты учащиеся размышляют над написанным, советуются с соседом по парте, вычеркивают, что явно не подходит.
Один – два ученика зачитывают написанное, остальные сверяют, отмечают, какие у них есть аналогичные слова, каких слов нет.
Варианты записей: плита, наклон, давление, рельеф, щит, амплитуда движений, складчатость, географическая широта, горы,, хребет, равнина.
Формулирование темы, цели и задач урока.
«Паучок». Схема: Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми
Актуализация знаний.
После выделения учащимися задач урока, вспоминаем теоретическую часть по теме, обращаем внимание на элементы легенды карт.
– Как на карте показаны разные формы рельефа?
– Что такое тектоника? Назовите основные тектонические структуры материков?
– Какое строение имеет платформа?
– Что представляют собой складчатые области?
Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям?
– На какой карте показаны тектонические структуры? Каким способом?
Физминутка.
Выполнение практической работы.
Наложите на тектоническую карту физическую и определите, какие формы рельефа расположены на платформах, плитах, щитах, в складчатых областях. Определите, какие полезные ископаемые соответствуют каждой тектонической структуре.
Учащиеся работают в парах, сопоставляют карты атласа – физическую и тектоническую, заполняют таблицу в тетради
Формулирование вывода о связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми. Вывод по мере необходимости в менее подготовленных классах сначала проговаривается:
Какую закономерность вы установили в результате работы с картами и заполнения таблицы? Какая связь существует между рельефом и тектоническими структурами? (Платформам и плитам в рельефе соответствуют равнины, складчатым областям – горы.)
Какая связь существует между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми?
Учащиеся записывают вывод в тетради предложением или в виде схемы:
Учащиеся, справившиеся с работой получают карточку (Приложение 1).
7 Рефлексия. Итог урока.
Как, по-вашему, мнению, вы усвоили материал? Поставь соответствующую цифру.
1) всё понял, могу объяснить другим;
2) понял, но могу объяснить с помощью учителя;
3) не понял.
8. Домашнее задание: повторить термины по теме.
Представьте, что вы геолог и перед вами стоит задача открыть новые месторождения нефти на Дальнем Востоке. Опишите последовательность ваших действий, включая теоретический и практический этапы. (Задание выполняется по желанию).