Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс окружающий мир

Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс окружающий мир thumbnail

На географических картах стран и мира можно заметить обозначения в виде треугольников, ромбов, крестов и подобных. Они показывают, какие полезные ископаемые могут находиться на этой территории. Подобные карты постоянно изменяются, ведь месторождения разрабатываются, местность может истощиться. С основными условными обозначениями полезных ископаемых, которыми пользуются геологи и географы для фиксации локализации месторождений, можно ознакомиться в этой статье.

Краткая информация о полезных ископаемых

В природе очень много руд, минералов, которые используются в современной жизни человека. Превалирующее количество полезных ископаемых находятся в твердом состоянии, но есть и в жидком, и в газообразном. Условные обозначения полезных ископаемых на карте могут быть окрашены в черный и красный цвет, в зависимости от их происхождения – магматического или осадочного.

Обозначение полезных ископаемых на карте, условные знаки

Классификация:

  • 1.       Рудные;
  • 1.1.    Черные;
  • 1.2.    Цветные;
  • 1.3.    Драгоценные;
  • 2.       Нерудные
  • 2.1.    Недрагоценные камни;
  • 2.2.    Полудрагоценные;
  • 2.3.    Драгоценные
  • 3.       Жидкости:
  • 3.1.    Минеральные воды;
  • 3.2.    Нефть;
  • 4.       Газы.

Формируются они глубоко под землей, залегая под пластами осадочных пород. Многие полезные ископаемые – это продукт гниения органических останков без доступа кислорода. Для разработки месторождений используется огромное количество техники, ресурсов и людей.

Но основные условные обозначения полезных ископаемых показывают не только их вид, но имеют и целенаправленное значение. Практически все руды, топливо, металлы, газы имеют собственное изображение, с помощью которого их можно без труда найти на карте.

Использование условных знаков полезных ископаемых нужно для облегчения интерпретации карты, чтобы не было буквенной мешанины. В одном районе может добываться несколько десятков разных руд, подписывать их словами было бы неудобно.

Неметаллические полезные ископаемые

Это одна из самых больших групп обозначений месторождений, рассматривая которую можно заметить особую закономерность. Соль будет выглядеть как куб с тремя гранями. Если это обычная, его не закрашивают, в отличие от калийной, где чистой остается только одна передняя грань. А вот глауберова соль обозначается совершенно другим знаком, который похож на торф. Это фигура из трех прямоугольников, два из которых лежат у основания, а последний на них сверху по центру. Она полностью закрашена в черный цвет.

Обозначение полезных ископаемых на карте, условные знаки

Для обозначения ископаемых полудрагоценных камней, например, апатитов, используется черный круг, с белой полосой посредине. Если присмотреться, он похож на железнодорожный знак «Кирпич», но с другой расцветкой. Для фосфоритов используется такое же изображение, но оно перевернуто на 90 градусов.

Для минералов чаще используется квадрат. Слюда – фигура с нисходящей черной полосой от левого до правого угла, также обозначается и глина. У похожего на него знака каолинов верхняя сторона квадрата будет закрашена, а известняка – две линии, перекрещенные между собой, как две биссектрисы.

Обозначение ископаемых треугольник используется не только для минералов, но и металлов, но, если вы встретили его наполовину закрашенным, значит здесь находятся месторождения серы. Высокий равнобедренный, полностью черный треугольник – это обозначение йода и брома. Гранит – это два треугольника, которые формируют ромб с горизонтальной полосой от угла к углу.

Песок обозначают незакрашенным кругом с точкой посредине, а знак графита, как ни странно, похож на карандаш, обрезанный на верхушке. Греческим крестом, он похож на обычный плюс, подписывают наличие месторождений асбеста.

Металлические полезные ископаемые

Условные знаки рудных полезных ископаемых делаются по тому же принципу, что и остальные. Но иногда они могут быть не черного, а красного цвета, если их происхождение магматическое. Железные ископаемые обозначают очень просто – это равносторонний треугольник, закрашенный черным цветом.

Обозначение полезных ископаемых на карте, условные знаки

Подобный знак руды у никеля, он тоже закрашен, но обращен на 180 градусов, а внутри находится белая область в виде маленького треугольника. Он похож на кобальтовые ископаемые, но фигура перевернута в другую сторону. Если вы увидели на карте значок ископаемого, очень сильно похожий на песочные часы – это хромовые руды.

Вольфрам обозначится в виде квадрата, с утолщенными гранями, а для алюминия используется та же фигура, но с кругом в центре. Заметив знак, похожий на предупреждение о биологической опасности, не стоит пугаться – в этом месте находится большое количество природных ресурсов полиметаллических руд.

В их составе могут быть драгоценные, редкие металлы, или, например, медь. Ее крупные месторождения полезных ископаемых обозначаются на карте полностью закрашенным прямоугольником. Оловянные – это эллипс, с утолщенными краями, а ртутные – круг. Условное обозначение урановых руд – квадрат с двумя кругами внутри разного цвета.

Драгоценные металлы

Золото обозначают в виде круга, разделенного на два линией посредине, с закрашенной правой половиной. Условные знаки месторождения серебра немного отличается – это круг, куда вписаны треугольники. Для локализации платины используют ту же фигуру, но в него вписана звезда.

Горючие ископаемые

Большое количество знаков отведено топливному сырью. На географических картах его можно встретить чаще на берегах морей или в горной местности. Чтобы не было мешанины, на местах, где встречаются два этих вида ископаемых используется одна фигура – высокая призма, разделенная на два, с закрашенной правой частью. Соответственно –  условное обозначение природного газа выглядит как обычная призма, а нефть как черная.

Каменный и бурый уголь тоже обозначают одной фигурой – квадратом, но если первый закрашен черным, то второй заштрихован нисходящими линиями. Торф – три прямоугольника, похожи на глауберову соль, но он белый. Для горючих сланцев было выбран знак параллелепипеда.

Обозначение полезных ископаемых на карте, условные знаки

Драгоценные камни

Последние, самые редкие символы ископаемых, которые можно встретить на карте, – это драгоценные камни. Они встречаются не так часто, как руды. Знак алмазов похож на остроконечную шестеренку. Учитывая особенности этого материала, под ним могут встречаться изумруды, рубины, сапфиры. Их состав практически одинаковый, отличаются они только по цвету.

Заключение

На карте России можно найти огромное количество условных обозначений полезных ископаемых, которые не сложно интерпретировать, имея под рукой таблицу с объяснением их значения. Использование подобной техники было придумано много веков назад, ведь она облегчает работу с картами, да и наносить их куда проще. На одной местности можно заметить несколько видов полезных ископаемых, но все они будут одного происхождения, осадочного или магматического.

Источник

Окружающий мир
4 класс. 1 часть

   
   

  • По карте определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.

Практическая работа

  1. Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
  2. Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
  3. Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.
  1. Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.
  2. Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.
  3. Результаты работы представьте классу. Выслушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.

Разнообразие полезных ископаемых

Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.

Нефть

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс окружающий мир

При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.

Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.

Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)

В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Природный газ

Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.

Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.

От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.

Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.

Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!

Торф

Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.

Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.

Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс окружающий мир

Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички…

Уголь

Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.

Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс окружающий мир

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Железная руда

Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.

На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!

Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс окружающий мир

Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.

Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.

Гранит

Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс окружающий мир

Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Песок и глина

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.

Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс окружающий мир

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).

Известняк

Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.

Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.

Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

Условные обозначения полезных ископаемых на карте 4 класс окружающий мир

  • Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

Проверь себя

  1. Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
  2. Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
  3. Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?

Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.

Задания для домашней работы

  1. Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
  2. В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
  3. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?

Странички для любознательных

Памятники Санкт-Петербурга

Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.

Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!

На следующем уроке

Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.

Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?

Источник

Урок окружающего мира в 4 Б классе МБОУ «СОШ №35» г. Братска

Тема: Полезные ископаемые твоего края.

Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

Образовательная:

  • Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

  • Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

  • Показать важную роль в экономике страны.

Развивающая:

  • Развитие умения анализировать и на основе анализа строить выводы и доказательства.

  • Развивать умение сворачивать информацию в таблицу.

Воспитательная:

  • Показать необходимость охраны полезных ископаемых.

  • Воспитывать уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

  • Воспитывать любовь к родному краю.

  • Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  • учебник по окружающему миру 4 класс

  • рабочая тетрадь к учебнику Окружающий мир

  • образцы полезных ископаемых

  • план рассказа о полезном ископаемом

  • компьютерная презентация

  • карта Знаний

Ход урока:

1.Организационный момент. (сл.1)

Психологический настрой. Круг радости.

– Я желаю вам добра, вы желаете мне добра, мы желаем всем добра.

Нам урок начать пора.

2.Актуализация знаний

– А какой раздел по окружающему миру мы сейчас изучаем? «Твой край – часть великой России». (сл.2)

Да, мы продолжаем путешествовать по родному краю. А как путешествовать легче, интереснее: в одиночку или компанией? Конечно, даже в песне поётся «Вместе весело шагать по просторам…»

– Тогда, какую форму работы мы будем использовать на уроке? (Групповую)

Правила работы в группе.

– Давайте, вспомним правила работы в группе.

  1. Работать дружно.

  2. Уметь слушать мнение своего друга.

  3. Не выкрикивать.

  4. Работать тихо.

-Какие источники информации нам могут помочь?

(учебник, карта Иркутской области, «карты знаний»)

– Положите перед собой «Карту знаний».

– Рассмотрите её и скажите, что мы уже знаем по этому разделу.

Уже знаю: на доске (карта знаний)

Географическое положение своего края

Часовой пояс, в котором находится наш край

Поверхности и водоёмы нашего края

Что мы можем сделать, чтобы помочь сохранить природу своего края.

– А теперь « карты знаний» убрали в папочку.

Учитель: А чтобы узнать, как вы это усвоили, мы проведём тест: (На слайдах 3-5)

Проверка и запись результатов в листок достижений. (сл.6)

Почему некоторые ребята допустили ошибки при выполнении теста?

– Вам необходимо в «картах знаний» отметить для себя красные вопросы в той теме, где были допущены ошибки.

Окажите своим одноклассникам помощь в группах, проведите коррекцию знаний, дополните свои «карты знаний» необходимыми данными, не забывайте пользоваться нашей большой «картой знаний».

-Что у вас получилось? (Выступления учащихся – старших в группе)

3.Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, а вы хотите узнать, что будем изучать сегодня? Тогда я приглашаю ко мне представителя от каждой группы. На столе у меня лежит чудесный мешочек, который, возможно, поможет вам определить тему сегодняшнего урока. (Дети по очереди трогают предметы)

– Посовещайтесь, пожалуйста, что вы потрогали и назовите тему сегодняшнего урока. (сл.8) (Полезные ископаемые)

– А если, мы путешествуем по родному краю, то можете уточнить тему урока? («Полезные ископаемые твоего края»)

– Какие поставим для себя цели? (изучить полезные ископаемые родного края) (сл.9)

4.Работа по теме урока.

– Полезные ископаемые мы изучали в 3 классе.

– А давайте вспомним, что такое «полезные ископаемые»? (сл. 10)

(Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

– Какие виды полезных ископаемых вы можете назвать?

– А что вам интересно было бы узнать о полезных ископаемых нашего края?

(Какие полезные ископаемые залегают в Иркутской области. Где их добывают? Как и кто добывает?)

– А кто из вас ответит уже сейчас на последний вопрос: кто добывает полезные ископаемые? (Полезные ископаемые добывают геологи) (сл.10)

– Для чего человек добывает полезные ископаемые? ( Он их использует для хозяйственных нужд)

– Где использует в своём хозяйстве? (В быту: свет, тепло, приготовление пищи, на производстве: для выплавки металлов, в радиоэлектронике, в строительстве и т.д.)

– На прошлом уроке в качестве домашнего задания группе ребят было предложено найти сведения о некоторых полезных ископаемых нашего края и сделать небольшое сообщение. Мы будем не просто слушать, а одновременно заполнять свои карты знаний и карточки для подведения итога работы, которые у вас есть в каждой группе. Каким значком обозначается то или иное полезное ископаемое, вам напомнит лист, лежащий на столах. И договоритесь, кто в группе будет воспринимать текст на слух, а кто читать слайды, т.к. информация выступающих дублироваться не будет.

– Договорились? Тогда слушаем Дашу.

  1. Выступления учащихся (Презентации)

1) Представление полезного ископаемого – золота. (Шилинец Даша)

– Что мы отметим в «картах знаний» и в таблицах, прослушав сообщение Даши? (Дети отмечают месторождение золота)

– А как вы поняли, что такое месторождение? (Скопления полезных ископаемых)

– Чем вы можете гордиться за свой край? (Тем, что 10% золота добывают в нашем крае)

– Покажите главное месторождение золота в Иркутской области. (Бодайбо), отметьте его значком в своих «картах знаний», на контурной карте в ТПО и в общей карте.

– На большую « карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения золота.

– А кто скажет что такое «МЕСТОРОЖДЕНИЕ»? (Слайд 11)

2) Представление полезного ископаемого – каменная соль. (Непомнящий Артур)

– Что отметим в своих картах знаний и табличках после выступления Артура? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – п.Тыреть, Заларинского района, его свойства и применение)

– Покажите его на карте Иркутской области.

– На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменной соли.

3) Представление полезного ископаемого – каменный уголь.(Овсянников Никита)

– Что внесёте в таблицу и в «карту знаний» теперь?

( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – района, его свойства и применение)

– На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля

4) Представление полезного ископаемого – железная руда. (Бузмаков Егор)

– Какие знания вы почерпнули из выступления Егора? ( Условный знак, главное месторождение в нашем крае – г.Железногорск – Илимский, Рудногорск, его свойства и применение)

– На большую «карту знаний» я тоже прикреплю значок условного обозначения каменного угля

6. Итог работы.

– А теперь давайте подведём итог проделанной работы.

На слайде у меня появится общая таблица сведений о полезных ископаемых, которые нам представляли ребята. Вы сравните её со своими маленькими, проверите, всё ли успели заполнить.

– Итак, какие вы ещё знания приобрели, что отметили на своих «картах знаний»?

– Справились мы с целями и задачами, которые ставили в начале урока?

  1. Бережное отношение. Вывод.

– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые на нашей Земле?

– Как вы думаете, что должен делать человек, чтобы по – хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

– Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к полезным богатствам, которые невозможно восстановить.

  1. Рефлексия.

– Кто был вам сегодня помощником в получении новых знаний?

– Как бы вы оценили их работу?

– Кто ещё был активным участником работы на уроке?

– Покажите мне условным знаком, с каким настроением вы уходите с урока. (большой палец – вверх или вниз)

  1. Домашнее задание.

– Кому захотелось побольше узнать о полезных ископаемых?

– Приготовьте к следующему уроку сообщение о том полезном ископаемом Иркутской области, о котором сегодня не говорилось.

– Где можно найти информацию?

-Учебник стр. 133-135, вопросы.

Источник