Уроки познания мира в 4 классе полезные ископаемые

Уроки познания мира в 4 классе полезные ископаемые thumbnail

Урок: № 6 Познание мира

Раздел: Природа

Тема. Полезные ископаемые

Школа: им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай

Дата:

Ф.И.О.учителя:

Класс: 4

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке: Расширить представление о полезных ископаемых, их свойствах и использовании. Развивать умение работать с картой, навыки групповой работы. Содействовать воспитанию нравственных

Планируемые результаты:

Знают о полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Умеют различать полезные ископаемые, собирать и систематизировать информацию

Все учащиеся смогут: называть полезные ископаемые, различать их виды, рассказывать о способах их добывания, показывать на карте места скопления полезных ископаемых

Большинство учащихся смогут: принимать активное участие в обсуждении вопросов с одноклассниками

Некоторые учащихся смогут: брать на себя ответственность во время групповой работы

Языковая цель

Учащиеся могут: работать в группе, выполнять взаимооценку, самооценку.

Ключевые слова и фразы: полезные ископаемые, горючие, рудные , нерудные, происхождение полезных ископаемых, способы добычи полезных ископаемых, месторождение, бассейн.

Полезные фразы для диалога/письма: кто, где, когда, во сколько лет, почему, как, каким образом

Вопросы для обсуждения:

Можете ли Вы сказать почему Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Письменные подсказки: текст учебника, карта, презентация

Предыдущее обучение

П Л А Н

Планируе мое время

Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

Ресурсы

Начало

І – Организационный момент

  1. Психологический настрой

  2. Позитивный настрой (видеоролик)

Середина

II – Проверка домашнего задания.

  1. Тест (открытый)

1) Почему рельеф нашей страны так разнообразен? ___

2) Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ___________

  1. Какие низменности вам известны ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________

  1. Сарыарка – это _______________________________

____________________________________________

  1. Самая высокая гора Алтая – это ________________

  2. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает ___________________________________________

7) Город Алматы расположен у

________________________________________________________________________________________

  1. Озеро – это __________________________________________________________________________________

  2. На карте солёные озера обозначают

_____________________ цветом, а пресные – _______________________ цветом

  1. Работа с картой.

  1. Показать на карте Прикаспийскую низменность,

Туранскую низменность, Западно – Сибирскую низменность.

  1. Показать на карте горы Тянь – Шань, Сарыарку. Дать характеристику.

  2. Физминутка.

ІІІ – Мотивация к деятельности.

  1. Беседа.

  • Чем еще богата наша страна?

  • Что необходимо знать человеку о полезных

ископаемых? ( условные обозначения, свойства, месторож дения, способ добычи, применение,)

  1. Объявление тумы урока. Определение целей и задач.

III – Работа по теме урока.

  1. Работа в парах. Иллюстрации стр 27.

-Какие виды полезных ископаемых вам известны? Какую польз они приносят человеку?

  1. Объединение в группы.

Повторение правил работы в группах.

  1. Работа с учебником стр. 27 – 29. (презентация от учителя)

1-я группа стр 27

Что такое полезные ископаемые. Что называется месторождением, бассейном.

2-я группа – стр 28

Обсудите и назовите, какие полезные ископаемые относятся к твердым, жидким и газообразным?

3-я группа: Рассказать о способах добычи полезных ископаемых. Какой, по вашему мнению, самый дешёвый?

4-я группа стр 29.

Обсудить пути решения экологических проблем, возникающих при добыче полезных ископаемых.

  1. Защита постеров (сопровождается презентацией)

Самооценка, взаимооценка.

Рефлексия

– На уроке я узнал (а) ___________________

– Интересной была информация о _____________________

– Я постараюсь узнать _______________________

VI- Итог урока. Д/задание стр 27-29 Пересказ. Вопросы.

Учебник, иллюстрации, презентация, тест, лист оценки, сигнальные карточки, дополнитель

ный материал

Тест

  1. Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________

  1. Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________

  1. Какие низменности вам известны ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сарыарка – это ______________________________________________________________

5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________

6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________

7. Город Алматы расположен ____________________________________________________

8. Озеро – это _________________________________________________________________

9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом

Тест

  1. Почему рельеф нашей страны так разнообразен? _________________________________

  1. Какая форма поверхности земли преобладает в Казахстане? ______________________

  1. Какие низменности вам известны ____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сарыарка – это ______________________________________________________________

5. Самая высокая гора Алтая – это ________________________________________________

6. «Тянь – Шань» в переводе с китайского означает __________________________________

7. Город Алматы расположен ____________________________________________________

8 Озеро – это _________________________________________________________________

9. На карте солёные озера обозначают _____________________ цветом, а пресные _______________________ цветом

Существуют различные способы добычи полезных ископаемых.

Минеральные ресурсы, которые находятся на поверхности земной коры или же залегают неглубоко в недрах, добываются открытым способом. Открытый способ добычи полезных ископаемых представляет собой процесс создания на месторождении котлованов, которые называются разрезами или карьерами. Размеры таких разрезов и карьеров зависят от обширности месторождения и глубины залегания полезных ископаемых. При помощи открытого способа в основном добывают сырье, используемое для строительства: известняк, песок, мел и тому подобное. Также открытым способом добывают торф, некоторые виды угля, также железные и медные руды.

Твердые полезные ископаемые, которые залегают на большой глубине в недрах земли, добывают с помощью сооружения подземных шахт. Чаще всего таким способом добывается уголь. Шахтный способ добычи полезных ископаемых считается наиболее опасным для жизни сотрудников таких предприятий.

Полезные ископаемые жидкого и газообразного типа извлекают из земли путем бурения специальных скважин, откуда полезные ископаемые поступают на поверхность по трубам. Для добычи полезных ископаемых определенного вида используют дополнительные методы. К примеру, для добычи соли ее растворяют под землей путем подачи в скважину воды. А такое сырье, как сера, предварительно расплавляется под действием горячего пара, подающегося через скважину.

Ежегодно разрабатываются новые способы добычи полезных ископаемых. Развитие современных технологий способствует появлению новых методов и оборудования для добычи тех или иных полезных ископаемых.

Источник

Познание мира 4 класс урок Дата «__________»

Тақырып. Что такое полезные ископаемые?

Мақсаттар: расширить представления о полезных ископаемых; находить на карте основные месторождения полезных ископаемых; развивать умение работать с книгой; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;

Көрнекілігі: карта полезных ископаемых Казахстана, оценочные листы, критерии к выполнению заданий, статьи, учебник.

Күтілетін нәтиже:

  • Знать классификацию полезных ископаемых

  • Уметь находить на карте полезные ископаемые

  • Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Создание коллаборативной среды.

Деление на группы

В классе расклеяны стикер трёх цветов, на которых написаны слова: вода, воздух, земля.

Дети становятся в кружок, учитель читает стихотворение.

Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.

– о каких кладах природы говорилось в стихотворении?

– каждый из вас возьмёт стикер, который ему нравиться.

– соберитесь в группы в зависимости от клада природы (вода, воздух, земля).

Рассаживайтесь за парты в соответствии с указателем на парте.

  1. Актуализация знаний.

– объясните, почему воду, воздух считают кладовыми Природы? (ответы учеников)

– дайте объяснения, почему землю считают кладовой?

3. Постановка темы урока и цели

– вы привели верные объяснения, как вы думаете, какова тема нашего урока?

– Сегодня на уроке мы с вами ответим на такой вопрос «Что такое полезные ископаемые?».

– Какова цель нашего урока? (расширить представление о полезных ископаемых)

– каких критериев успеха мы должны достигнуть на уроке? (критерии вывешиваются на доску)

  • (Знать, классификацию полезных ископаемых

  • Уметь находить на карте полезные ископаемые

  • Обосновать применение полезных ископаемых в жизни человека.)

Когда мы начали изучать полезные ископаемые?

В прошлом году мы получили представления о полезных ископаемых. Каждый из нас владеет определённой информацией. Я предлагаю обменяться идеями о полезных ископаемых, для этого мы воспользуемся корзинами идей.

Прием “Корзина идей”

На доске вывешивается корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос « что вам известно по теме полезные ископаемые.»

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по этой проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Для чего мы выполняли это задание?

  1. Работа по теме урока

  • «Корзина идей» заполнена, теперь нам необходимо проверить насколько точны наши предположения, для этого вы самостоятельно поработаете с текстом, используя приём Инсерт

При чтении текста учащиеся на полях расставлят пометки карандашом у каждого рбзаца. Пометки рассталяются следующие

  • – уже знал

+ – новое

? – не понял, есть вопросы

Что такое полезные ископаемые?

Песок, глина, известняк, гранит, мрамор, нефть и газ – такие разные по внешнему виду и по свойствам, называются одинаково – полезные ископаемые. Полезные – потому что служат человеку, ископаемые потому что их добывают из недр земли. Их ищут, находят, определяют количество. Места разработки полезных ископаемых называются месторождениями.

Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Многие из них образовались из остатков живых организмов, которые были на земле миллионы лет назад. Существует тесная связь между живой и неживой природой и человеком.

Одно из главных богатств Казахстана – это его полезные ископаемые. Из 110 элементов, известных людям, в его недрах выявлены 99, разведаны 70.

Казахстан – одна из богатейших стран мира по запасам нефти, газа, титана, магния, олова, урана, золота и других цветных металлов. По запасам вольфрама наша страна занимает первое место в мире. Второе – по запасам хромовых и фосфорных руд, четвёртое по запасам свинца и молидбена.

Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Открытие нового нефтеносного района в пределах Южно-Тургайской впадины расширяет перспективы дальнейшего развития нефтедобычи республики. По результатам геолого-экономической оценки имеющихся запасов полезных ископаемых Казахстана, наибольший вес по экономической значимости имеют уголь, нефть, медь, железо, свинец, цинк, хромиты, золото, марганец. Руды чёрных и цветных металлов, добываемые в Казахстане, идут на экспорт в Японию, Южную Корею, США, Канаду, Россию, Китай и страны ЕС.

Полезные ископаемые бывают рудными, нерудными и горючими. Рудные полезные ископаемые делятся на чёрные и цветные металлы. Нерудные полезные ископаемые используются в основном в естественном виде. К нерудным отнсятся минералы (каменная соль, песок, известняк, мрамор , глина). К горючим полезным ископаемым относятся нефть, природный газ, каменный уголь и торф.

Заполните таблицу

+

?

Проверка заполнения таблицы

  • Что вам было известно?

  • Отметили ли вы для себя новую информацию?

  • Что вас заинтересовало?

Где возникли вопросы?

  • Проверим свои предположения по «Корзине идей»

Зачитываются идеи, в соответствии с текстом, даются и проверяются ответы.

  • На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (на доске состаляется кластер)

Полезные ископаемые

рудные нерудные горючие

минералы

  1. Включение нового в систему знаний и повторение

Каждому учащемуся раздаётся карточка. Материал самостоятельно изучается учащимися, с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.

  • Работая в группах, вы раскроете понятия полезные ископаемые по их видам, опираясь на карточку помощник и текстовое сообщение. Время на работу вам отводится 10 минут.

  • Посмотрите внимательно на вопросы, сформулированные в вашей карте-помощнике, и составьте критерии оценивания выступления группы.

чтобы указать месторождение на карте, вам необходимо на карту прикрепить знак обозначения полезного ископаемого.

Карточка для первой группы учащихся:

Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение

Статья

Учебник

географическая карта Казахстана,

  1. Что называется горючими полезными ископаемыми?

  2. Что относится к горючим полезным ископаемым?

  3. Как обозначаются на карте горючие полезные ископаемые?

  4. Указать месторождения горючих полезных ископаемых на территории Казахстана.

  5. Применение горючих полезных ископаемых.

Карточка для второй группы учащихся:

– Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение

Статья

учебник

географическая карта Казахстана,

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к рудным полезным ископаемым?

3. Как обозначается на карте рудные полезные ископаемые ?

4. Указать месторождения рудных полезных ископаемых на территории Казахстана.

4. Применение рудных полезных. ископаемых.

Карточка для третьей группы учащихся:

Найди ответы на вопросы и подготовь сообщение

Статья

Учебник

географическая карта Казахстана,

1.Что называется нерудными полезными ископаемыми?

2. Что относится к нерудным полезным ископаемым?

3. Как обозначаются на карте нерудные полезные ископаемые?

4. Указать месторождения нерудных полезных ископаемых на территории Казахстана.

5. Применение нерудных полезных . ископаемых.

ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

Горные породы , которые содержат металллы, называют рудой. Из руды получают железо, медь, свинец, аллюминий, золото и другие металлы.

В руде металлы находятся вместе с пустой породой. Руду нужно обогатить , т.е. оттделить пустую породу от металла. Это делается в доменных печах на металлургических заводах. Пустую породу вывозят за пределы завода. Бывают руды чёрных и цветных металлов.

К горючим полезным ископаемым относятся уголь, нефть, газ и торф. Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.

Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Причем сначала образуется торф, а со временем он превращается в уголь. Важное свойство угля – горючесть. При горении он дает много тепла. Нефть — особо ценное жидкое топливо. Нефть содержится в пустотах горных пород, находящихся в глубоких слоях земли. Ее добывают бурением. Вместе с нефтью из недр земли выходит горючий газ. Горючий газ в недрах земли может иметь и свои отдельные месторождения.

Торф – это ценное полезное ископаемое. Он темно-коричневого цвета, состоит из остатков растений, рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает влагу. Он хорошо горит. Образуется торф на болотах из отмерших остатков растений. За год образуется 1 миллиметр торфа. Значит, нужно много лет, чтобы образовались залежи торфа.. В торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворных микробов.

Некоторые полезные ископаемые используются как строительный материалы, технические и драгоценные камни, а также для производства удобрений. Из них не выплавляют металлы. Песок, глина, глина, гранит встречаются в природе довольно часто. Это прекрасный строительный материал. Их используют в строительстве в том виде, в каком они находятся в природе, поэтому их называют нерудными полезными ископаемыми.

Оценивание ответов учащихся с опорой на критерии составления ответа. – Возвращение к корзине идей.

-Какие идеи из нашей корзины получили подтверждение?

– что нам дало выполнение этого вида заданий?

  1. Итог

о чём вы можете рассказать своим родителям?

– Что вам этот урок дал для жизни?

– Чему вы научились?

7. Составление синквейна или

Полезные ископаемые

Рудные, нерудные

Выплавляют, строят, горят.

Полезные ископаемые нужно расходовать бережно.

Кладовая земли

Рефлексия Продолжи предложения

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

  1. Домашнее задание. Составить синквейн о полезных ископаемых или подготовить рассказ о полезных ископаемых Казахстана

Источник

Сидоркина Анна Владимировна

Учитель начальных классов

I категории

ГУ «Средняя школа № 1 г. Есиль»

Урок познания мира.

Тема: Полезные ископаемые.

Цель: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

-дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам, познакомить с полезными ископаемыми Казахстана.

-развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с картой полезных ископаемых

-воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Ожидаемый результат.

– знают основные признаки полезных ископаемых.

– умеют по свойствам определять вид полезных ископаемых.

– понимают значение полезных ископаемых в жизни человека.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный

Форма организации: индивидуально-групповая.

Ресурсы:  учебник, карта, карточки для индивидуального опроса, задания для групп, таблица, стикеры,

Действие учителя

Действие учеников

  1. Организационный момент 3 мин.

Тренинг «Квадрат»

Дети стоят в кругу, закрывают глаза. По команде должны с закрытыми глазами перестроиться в «квадрат».

Тренинг «Массаж в кругу»

Дети выполняют задание закрыв глаза

  1. Деление на группы по цветным жетонам 1 мин

  1. Определение критериев оценивания

Крепится таблица с критериями оценок

У каждого лист оценивания

  1. Опрос – тест  дз  разноуровневые задания 5 мин.

5.  Определение цели 5 мин.

 Очень прочен и упруг, Строителям надёжный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит)

Горит, да не солнце. Чёрен, да не ночь, Твёрдый, да не камень. На весь мир славен! (Уголь)

Из него медали льют И за подвиг, и за труд.И колечки, и серёжки, Часики, браслеты, брошки. (золото)

(На столах выставляются названия групп: горючие, рудные, нерудные)

– Какие материалы люди используют для строительства?

– Какие виды топлива знаете?

– Нужны ли человеку металлы?

О чем сегодня мы на уроке будем говорить?

6.  Определение уровня знаний 13 мин.

-Выступление подготовленных учащихся по группам полезных ископаемых.

– Определение по свойствам, видов полезных ископаемых.

Горючие: каменный уголь (горючее, твердое, черного цвета)

Рудные: алюминий (серебристо-белый, легкий, легко гнется)

Нерудные: песок (желтого или белого цвета, сыпучий, без запаха)

Учащиеся самостоятельно заполняют карточки  с тестами  

Отгадывают загадки

Учащиеся  формулируют цель урока

Учащиеся по списку свойств определяют полезное ископаемое.

  1. «Проблемный вопрос» 3 мин.

-Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

-Почему добывать полезные ископаемые становится труднее?

-Как дети могут охранять полезные ископаемые?

– Ещё больше узнать о полезных ископаемых вы сможете изучив раздел «Полезные ископаемые»

Учащиеся отвечают на вопросы

  1. Работа с учебником с. 27 – 29   5 мин.

Каждая группа читает. Две группы заполняют таблицу. Третья группа составляет кластер «Месторождения».

9.Работа по карте 5 мин.

К названию полезного ископаемого нарисовать условный знак в тетради

Каменный уголь –

Нефть –

Природный газ –

Железная руда –

Алюминий –

Медная руда –

.

Индивидуальная работа с взаимопроверкой

10. Рефлексия. 3 мин.

Учащиеся пишут на стикерах то, что узнали на уроке. (одно предложение). По одному учащемуся от группы зачитывают свои предложения. Затем все стикеры крепят к «лестнице успеха».

11.  Заполнение таблицы и листов самооценивания 2 мин.

Ответы детей

Учащиеся заполняют листы самооценивания, и таблицы.

17. Д/з: Прочитать текст «Что такое полезные ископаемые». Ответить на вопросы, поработать по карте.

Запись в дневниках

Источник