Уроки для коррекционной школы полезные ископаемые
Урок природоведения 5 класс.
Тема: Полезные ископаемые. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Цель: Систематизация имеющихся у обучающихся знаний о полезных ископаемых.
Задачи: 1.Закрепить знания о видах горных пород; формировать у обучающихся умения привести примеры использования горных пород и минералов человеком.
2. Развивать умения заполнения таблиц; развивать логическое мышление;
3. Продолжить воспитание аккуратности при работе в тетради.
Оборудование: образцы горных пород, карточки с заданиями, иллюстрации и фотографии горных пород, учебная презентация.
Практическая работа «Изучение горных пород по образцам».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Устный опрос. Один ученик отвечает у доски, второй по ходу ответа показывает названные горные породы в коллекции.
Рассказать по схеме, какие бывают полезные ископаемые.
- “Диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “диктую название полезных ископаемых, вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову горючие, 2 раза строительные, 3 раза п.и., из которых получают металлы.
- Расшифруй в таблице слово.
- Отгадай ребусы.
“‘ “‘
П Е
- Индивидуальные задания.
А) Заполните перфокарту, отметь знаком «+» – строительные П.И., знаком «*»- горючие П.И.
Строительные П.И. | Горючие П.И. |
Торф | |
Каменный уголь | |
Песок | |
Мел | |
Поваренная соль | |
Гранит |
- Практическая работа
Учитель показывает горные породы и минералы, обучающиеся называют признаки по которым они отличатся.
Затем ученикам на парты раздаются памятки со свойствами горных пород.
- Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета.
- Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.
- Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с блеском, без блеска – матовые.
- Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.
- Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий
Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, обучающиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.
- Ребятам предлагаются образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.
Название | Цвет | Прозрачность | Блеск | Излом | Твердость | Вес |
- Сравнить горные породы. Проанализируйте, что у них общего, а чем они отличаются.
Отличительные признаки | Гранит | Торф | Мел | Каменный уголь |
Цвет | Серого, красного или зеленого цвета, с вкраплениями черного и белого цвета | светло-коричневый | белый | черный |
Прозрачность | непрозрачный | непрозрачный | непрозрачный | непрозрачный |
Блеск | с блеском | матовый | матовый | с блеском |
Твёрдость | твердый | хрупкий | твердый | Твердый, но хрупкий |
Вес | Тяжелый | легкий | легкий | Тяжелый |
- Подведение итогов урока.
1.Отгадать кроссворд
По горизонтали:
1.
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
3.
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)
4.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
5.
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)
6.
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
8.
Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)
По вертикали:
1.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)
2.
Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)
7.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)
9.
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)
2. Тест «Полезные ископаемые».
1.Какие ученые изучают полезные ископаемые и отыскивают их в природе?
А) геологи;
Б) археологи;
В) биологи;
Г) строители.
2. Какие вещества называются полезными ископаемыми?
А) все полезные вещества;
Б) витамины;
В) залегающие под землей или на поверхности земли полезные для человека вещества;
Г) древние вещества.
3. Выдели НЕ относящееся к данной группе полезное ископаемое:
А) каменный уголь;
Б) нефть;
В) гранит;
Г) природный газ.
4.Выдели лишнее:
А) кирпич;
Б) песок;
В) железная руда;
Г) глина.
5.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
А) песок, глина;
Б) гранит, торф;
В) каменный уголь, поваренная соль.
6. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
А) оловянная и медные руды;
Б) каменный уголь, природный газ;
В) графит, сера.
7.3ачем мы собираем металлолом?
А) мы сохраняем запасы руды;
Б) очищаем территорию от мусора;
В) участвуем в соревновании между классами.
8.Из какого полезного ископаемого получают металлы?
А) из угля;
Б) из гранита;
В) из руды.
3.Подбери слова, которые характеризуют эти полезные ископаемые.
Гранит: ___________________________________________________________.
Глина:____________________________________________________________.
Известняк:________________________________________________________.
Слова для справок: белого цвета, хорошо лепится, твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, мягкая, серого или красного цвета, хорошо полируется
4. Резервное задание.
Под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант- свойства нефти и глины.
1 .горючее; 9. сыпучее;
2. твердое; 10. легче воды;
3. жидкость; 11. газообразное;
4. тяжелее воды; 12. белого цвета;
5. черного цвета; 13. пластичное;
6. желтого цвета; 14. плохо пропускает воду;
7. хрупкое; 15. коричневого или белого цвета.
8. имеет запах;
- Домашнее задание.
1.Творческое задание: нарисовать человечка, состоящего из любого полезного ископаемого, опиши какой у него характер.
Русско-Акташская специальная коррекционная школа-интернат 8 вида.
Интегрированный урок географии и биологии в 6 классе.
Учитель 1 квалификационной категории Атаманова О.М. 2010 год.
Тема урока: Полезные ископаемые. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых России.
Цели коррекционно-образовательные:
1. Способствовать формированию знаний о месторождениях полезных ископаемых России.
2.Закрепить знания о группах полезных ископаемых (по их использованию), о их использовании и способах добычи.
3.Выявить причинно-следственные связи разнообразия полезных ископаемых на территории нашей страны.
Цели коррекционно-развивающие:
1.Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника, заполнять таблицу.
2.Развивать умение классифицировать полезные ископаемые по использованию.
3. Развивать пространственные представления учащихся, умение работать с картой, систематизировать информацию и делать выводы.
Цели коррекционно-воспитательные:
1.Обеспечить воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
2.Содействовать экологическому воспитанию учащихся, прививать бережное отношение к природным богатствам.
Опорные знания:
Полезные ископаемые и их свойства, классификации полезных ископаемых по использованию, по физическому состоянию, по способу добычи.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.
Средства обучения:
1.Учебник «География: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образоват. учреждений 8 вида/ Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина.-М.: Просвещение, 2008.-184с.
2.Коллекции полезных ископаемых.
3. Физическая карта России.
Ход урока.
Организационный момент. (2-3 мин.) | Приветствие, подготовленность класса к уроку, организация рабочего настроения, создание интереса к уроку (мотивация учебной деятельности). – Ребята, сегодня на уроке мы узнаем много интересного о природе Земли, узнаем, какие полезные ископаемые встречаются на территории России и их основные места распространения. | |||||||||||||
Актуализация знаний. (7-10 мин.) Фронтальная беседа. Загадки о полезных ископаемых. Заполнение таблицы. ( по очереди, на доске, фронтально, из демонстрационных карточек) Показ диапозитивов. Тест (решается на доске, фронтально). | Повторение изученного материала по биологии ( 6 класс, 3 четверть) по теме «Полезные ископаемые» А) Вопросы: 1.Мы с вами на протяжении всей 3 четверти изучали полезные ископаемые. Объясните, пожалуйста, что это такое- полезные ископаемые? Почему их так назвали? (вопрос для 1 группы учащихся) 2.Приведите примеры полезных ископаемых, которые мы изучали на уроках биологии в 3 четверти. (вопрос для 2 группы учащихся) 3.На какие группы делят полезные ископаемые по их использованию? (вопрос для 1 группы учащихся) 4. Вспомним свойства некоторых полезных ископаемых. (Загадки отгадать и найти образец в коллекции) 5.Какие полезные ископаемые относят к группе горючих полезных ископаемых? Почему их так назвали? 6.Какие полезные ископаемые относят к группе, используемой в качестве строительных материалов? 7.Какие полезные ископаемые используются для получения минеральных удобрений? 8.Какие полезные ископаемые используются для получения из них металлов? Почему их назвали рудными? Б) Заполните таблицу «Виды полезных ископаемых»
Учащиеся самостоятельно составляют таблицу из демонстрационных карточек на доске. В) А сейчас мы вспомним, какими способами ведут добычу полезных ископаемых? ( открытым, шахтным, с помощью скважин). Пояснения учителя: -Это открытый способ добычи полезных ископаемых. Его применяют, если ископаемые залегают неглубоко от поверхности почвы. Какие полезные ископаемые можно добывать открытым способом? -Это добыча глубоко залегающих полезных ископаемых при помощи шахты. Его применяют, если полезные ископаемые залегают глубоко под поверхностью почвы. Что добывают таким способом? – Это добыча полезных ископаемых с помощью скважин. Какие полезные ископаемые добывают таким способом? Почему? (вопрос для 1 группы учащихся) Установить соответствие. Открытым способом Нефть С помощью скважин В шахтах Природный газ Песок Глину Каменный уголь Торф Гранит . | |||||||||||||
Изучение нового материала (20 мин.) А) Запись новой темы. Б) Вступительная беседа. В) Тест на соответствие (фронтально, на доске) Г) Рассказ учителя об основных месторождениях полезных ископаемых. Д) Частично-поисковая деятельность учащихся. ( ученики получают индивидуальные таблицы, заполняют свою строчку в этой таблице, затем записывают на доске). | Тема: «Крупнейшие месторождения полезных ископаемых». Вопросы:
3. Что такое месторождение? (объяснение учителя, определение понятия вывешиваю на доске). Вывод : при помощи условных знаков мы можем на физической карте определить основные месторождения полезных ископаемых Ребята, перед нами стоит непростая задача: При помощи условных знаков и физической карты мы должны определить основные месторождения полезных ископаемых в России и занести их в таблицу:
Вывод: на равнинах залегают в основном горючие, используемые в строительстве и для получения минеральных удобрений полезные ископаемые, а рудные (металлические) залегают в горных участках. | |||||||||||||
Закрепление: групповая работа. ( 3-5 мин.) | На контурной карте разместить условные знаки полезных ископаемых. | |||||||||||||
Элементы НРК: ( 3 мин.) | Вопросы: 1.Назовите полезные ископаемые, которые добывают на территории Татарстана. 2.Какими видами транспорта осуществляются перевозки нефти и газа? 3.Какое название носит главный нефтепровод, по которому нефть из Татарстана поступает в другие регионы? 4.С какими экологическими проблемами связана добыча нефти и газа? 5.Ребята, как называется наше село? Что это название обозначает в переводе на русский язык? Почему селу дали такое название? 6.Зная, что на территории Татарстана добывают известняк, что вы можете сказать о геологическом прошлом нашей республики? | |||||||||||||
Домашнее задание.(2 мин.) | Задание: 1.Стр. 159-160 прочитать. 2.отметить месторождения полезных ископаемых на контурной карте.. | |||||||||||||
Итог урока (3 мин.) | Подведение итогов урока, конец урока. Оценки за урок. |
Загадки о полезных ископаемых.
1.Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль. ( каменный уголь)
2.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.(песок)
3.Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение.(торф)
4.Этот мастер белый-белый,
В школе не лежит без дела,
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.(мел, известняк)
5.Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (нефть)
6.Он очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.(гранит)
Ф.И.________________________________________
1.Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
-географы
-геологи
-строители
2.Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?
-бурый уголь, песок
-известняк, нефть, природный газ
-золото, железные руды.
3.Зачем мы собираем металлолом?
-мы сохраняем запасы руды
-мы очищаем территорию от мусора
-мы соревнуемся между классами.
Открытым способом |
С помощью скважин |
В шахтах |
Природный газ |
Песок |
Глину |
Каменный уголь |
Торф |
Гранит |
Нефть |
железная руда |
никелевая руда |
медная руда |
алюминиевая руда |
поваренная соль |
золото |
алмазы |
гранит |
известняк |
Ф.И.____________________________________________
Заполнить таблицу:
Полезные ископаемые. | Условный знак. | Основные месторождения. |
нефть | ||
природный газ |
Ф.И.____________________________________________
Заполнить таблицу:
Полезные ископаемые. | Условный знак. | Основные месторождения. |
каменный уголь | ||
железная руда |
Ф.И.____________________________________________
Заполнить таблицу:
Полезные ископаемые. | Условный знак. | Основные месторождения. |
никелевая руда | ||
медная руда |
Ф.И.____________________________________________
Заполнить таблицу:
Полезные ископаемые. | Условный знак. | Основные месторождения. |
золото | ||
алмазы |
Ф.И.____________________________________________
Заполнить таблицу:
Полезные ископаемые. | Условный знак. | Основные месторождения. |
алюминиевая руда | ||
поваренная соль |
Горючие полезные ископаемые:
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов:
Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений:
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов:
Тема урока: Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов.
Цель урока: познакомить учащихся с металлическими рудами
Задачи урока:
Образовательные:формировать представление о том, что для получения металлов используют металлические руды, дать понятие самородным металлам.
Коррекционные:развивать внимание, умение наблюдать и сравнивать, связную устную речь.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою страну, богатую полезными ископаемыми.
Оборудование и наглядность: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, карточки для проверки д/з.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Технология дифференцированного и индивидуального обучения.
3. Информационно – коммуникационные технологии.
4. Игровые технологии.
5. Элементы проблемного обучения.
Ход урока.
1. Организационный момент
А) Психологическая настройка класса.
Итак, прошу внимания,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по – удобнее,
Начнём сейчас урок.
– А с каким настроение вы пришли на урок биологии? Перед вами карточки с солнышком и тучкой. Выберите карточку в соответствии со своим настроением и прикрепите к доске.
Б) Подготовка учащихся к работе на уроке (по карточке ТРУД, расшифровать каждую букву, учащиеся проверяют наличие этих предметов на своем столе)
Т етрадь
Р учка
У чебник
Д невник
2. Проверка знаний с использованием разноуровневых заданий.
А) фронтальный опрос: (для учащихся 3, 4 группы)
– Какие минеральные удобрения необходимы для роста и развития растений? (Фосфорные, азотные, калийные)
– Из чего получают калийные удобрения? (Из калийной руды)
– Из чего получают фосфорные удобрения? (Из фосфоритов)
– По какому признаку можно отличить фосфориты? (По неприятному запаху)
– Как называют фосфориты в народе? (Камнями плодородия)
– Какого цвета могут быть фосфориты? (Коричневого, бурого, светло-серого, черного)
Б) Индивидуальная работа по карточкам: (для учащихся 1, 2 группы)
1. При трении фосфориты издают
А) приятный аромат
Б) неприятный запах
В) скрип
2. Фосфориты образовались
А) из древних растений
Б) из болотных мхов
В) из трупов морских животных
3. Как добывают фосфориты
А) открытым способом
Б) в шахтах
В) с помощью скважин
4. На заводах фосфориты превращают в
А) пшеничную муку
Б) косную муку
В) фосфоритовую муку
5. Для растений суперфосфат лучше, чем фосфоритовая мука
А) он лучше по цвету
Б) он лучше растворяется в воде и усваивается растениями
В) он хуже растворяется в воде и плохо усваивается растениями
6. Для чего растению нужен суперфосфат
А) для роста корней
Б) для роста стеблей и листьев
В) для цветения и созревания плодов
Учащиеся сдают работы.
3. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
Игра на коррекцию внимания.
Перед вами картинки предметов – самолет, вертолет, ведро, гвоздь, чайник, ложка, резиновый мяч. Закройте глаза. Откройте, посмотрите внимательно и скажите, какой предмет я убрала?
4. Этап усвоения новых знаний.
А) Сообщение темы и цели урока.
– Почему я убрала именно картинку с изображением мяча? Из чего сделан мяч? Из чего сделаны остальные предметы? Как вы думаете, что мы с сегодняшнего урока начнем изучать?
– Мы начинаем изучать полезные ископаемые, из которых получают металлы.
Б) Рассказ учителя с опорой на слайды презентации, беседа с учащимися.
– Для строительства и изготовления многих прочных предметов используют металлы.
– Какие названия металлов вам известны? А знаете, что из них изготавливают?
– Из меди делают провода, из легкого алюминия – самолеты и вертолеты, из прочного железа – ведра, гвозди, а из золота и серебра – украшения.
(Слайд 1, 2, 3)
– Для изготовления могут использовать один металл, а могут использовать несколько смешанных металлов. Это сплавы.
– Из сплавов делают рельсы, станки, детали автомобилей. (Слайд 4)
– В природе могут встречаться металлы в чистом виде. Это золото, платина, медь. (Слайд 5)
– Такие металлы имеют особое название. Это название зашифровано с помощью цифр. Возьмите карточки с алфавитом и расшифруйте название
(Слайд 6)
19.1.14.16.18.16.5.12.10
С А М О Р О Д К И
– Многие металлы получают из металлических руд, которые залегают в земле на разной глубине. Руды добывают, транспортируют на заводы, где из них выплавляют металлы. Так алюминий получают из алюминиевых руд, железо – из железной руды, медь – из медной руды. (Слайд 7-9)
Физминутка для глаз (проводится стоя) (Слайд 10)
В) Работа в тетради:
1. Записать число, тему урока.
2. Записать новые термины и определения.
МЕТАЛЛЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ РУДЫ
СПЛАВ – это смесь нескольких расплавленных металлов.
САМОРОДОК – это металл, который в природе встречается в чистом виде.
(для учащихся 4 группы списать с карточки)
Г) Работа с текстом учебника:
Прочитать дополнительный материал учебника на стр.151 и найти ответы на вопросы:
– Какой металл входит в состав организма человека?
– Какой металл использовали для изготовления украшений в древности?
Физминутка.
Игра “Умный светофорик”.
Красный цвет – дети стоят, желтый – садятся за парты, зеленый – шагают на месте.
5. Закрепление.
1) Беседа по вопросам.
– Из чего получают большинство металлов?
– Что такое сплавы?
– Что такое самородки?
– Какие металлы в природе встречаются в чистом виде?
2) Игра «Из чего я сделан».
На доске картинки разных предметов. Класс делится на две команды. Учащиеся по одному человеку из каждой команды выбирают изображение предмета из металла. Чья команда больше и быстрее выберет картинок.
6. Домашнее задание.
Стр.150-151 читать, отвечать на вопросы, пересказывать (для учащихся 1, 2 группы)
Стр. 150-151 выборочное чтение, рисунок предметов из металлов (для учащихся 3, 4 группы)
7. Итог урока. Объявление оценок. Рефлексия.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– С каким настроением мы закончили урок? Прикрепите соответствующую карточку к доске.
Используемая литература:
1. Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школыVIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011 г. – Сб.1.
2. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2012.
3. Биология. Неживая природа. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащ. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / А.И. Никишов. – М.: Просвещение, 2012.