Урок запасы полезных ископаемых в россии
Полезные ископаемые России
Цели и задачи:
1) Образовательные – проверить знания учащихся по изученной ранее теме, расширить знания и обобщить, систематизировать их с помощью метода сравнения. Учить доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, учиться обсуждать проблемы.
2) Развивающие – развивать у учащихся географическое мышление и интерес к предмету, самостоятельность, ответственность, умения оценивать, объяснять природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей.
3) Повышение интереса к предмету, формирование экологического мышления у учащихся.
Оборудование: Физическая карта России, образцы полезных ископаемых, иллюстрации из дополнительной литературы, условные знаки полезных ископаемых,
мультимедийный проектор.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд №1 Заставка. «Хочешь познать мир – изучай географию»
Слайд №2 Автор
Слайд №3 География России 8 класс.
Слайд №4 Россия на карте мира.
Слайд №5 Москва. Кремль.
2. Проверка домашнего задания.
Слайд №6 1.Что такое рельеф?
2. Какие крупнейшие формы рельефа выделяют на территории России.
3.Как называется выход на поверхность фундамента платформы.
4.Внедрение магмы в слои осадочных пород.
5.На какие три группы по высоте делятся горы?
6.К каким тектоническим структурам принадлежат горы?
7. Им соответствуют равнины.
8. Карта, на которой показаны части земной коры.
Слайд №7 Изображение гор.
Уральские Кавказские
(возрожденные) (молодые)
В чем различие между ними?
Почему одни высокие, а другие низкие?
(беседа)
Слайд №8 Изображение равнин
Восточно-Европейская Западно-Сибирская
Холмистая плоская
Почему имеют равнинный характер рельефа?
(беседа)
Слайд №9 Таблица. Проверяем заполнение двух колонок.
Новый материал:
Слайд №10 Загадки
Росли на болоте растения. Он на кухне у мамы помощник отличный,
Теперь – это топливо и удобрение. Он синим цветком, расцветает от спички.
(Торф) (Газ)
В воде родится, а воды боится.
(Соль)
Он черный и блестящий,
Людям помощник настоящий. Без нее не поедет
Он несет в дома тепло Ни такси, ни мотоцикл,
От него в домах светло. Не поднимется ракета
Помогает плавить стали, Отгадайте, что же это?
Делать краски и эмали.
(Уголь ) (Нефть)
Слайд № 11 : Тема урока
Слайд № 12 : Новые понятия – полезные ископаемые, месторождения, бассейны.
Слайд № 13 : Карта (показать образцы полезных ископаемых), месторождения на карте .
Рассказ о нефти и газе.
О нефти и газе Западной Сибири
Институт нефти носит имя И. М. Губкина. Именно при его непосредственном участии начались тщательные поиски нефти. Первый фонтан газа ударил в 1953 г. а нефтяной фонтан Шаима — через семь лег. Но предшествовали этому событию долгие поиски, научные споры, подвиг первопроходцев, Западно-Сибирская равнина — огромная низменность площадью З млн. км2. Лежит равнина на плите, толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти, но на поверхности сотни километров топких болот в неосвоенной тайге.
Как определить точку для буровой? Это можно сравнить с поиском иголки в стоге сена. И. М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 году в Среднее Приобье была послана поисковая партия. Открыли невиданные запасы нефти Усть-Балыкское и нефтяную «жемчужину» месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре, в Заполярье газовые месторождения — Ямбург, Медвежье, Заполярное. А у Северного полярного круга — Уренгойское — газовую «жемчужину». Сегодня Россия занимает 1 место но добыче природного газа. С севера Западной Сибири в Европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ — экологические чистое и калорийное топливо идет не только в европейскую часть России и в Западную Европу.
Открытые месторождения нефти и газа дали мощный толчок освоению
Западной Сибири. Здесь построены новые города: столица нефтяников – г. Сургуг, столица газовиков г. Новый Уренгой. Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.
Как находят месторождения полезных ископаемых? Люди, какой профессии?
Рассказ о растениях.
Растения помогают геологам
Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слоях почвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные доли процента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах, обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря им, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды.
Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.
Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома.
В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40—50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.
При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов изменяется часто и внешний вид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраска цветков — появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает им красную или розовую окраску.
Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растения может подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблей растения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосен вместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьев вызывает высокое содержание в почве алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм и отмиранию кончиков листьев.
Слайд №14 : Из истории использования полезных ископаемых.
Слайд №15 : Александр Евгеньевич Ферсман (1883 – 1945).
Слайд №16 : Схема.
Все полезные ископаемые делятся по происхождению на две группы.
Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Россия большая страна и как мы с вами выяснили, богата разнообразными полезными ископаемыми, которые используются для развития черной и цветной металлургии, топливной и химической промышленности.
Полезные ископаемые – это исчерпаемые и невозобновимые природные ресурсы. Чем больше их добывается, тем меньше их остается, поэтому необходимо заботиться, чтобы они как можно более экономично расходовались. Извлечение из недр Земли огромных масс вещества не проходит бесследно. Человек создает антропогенные формы рельефа.
Рассмотрим влияние добычи железной руды на окружающую среду в зоне КМА.
Слайд №17 : Панорама КМА.
Рассказ о КМА.
Слайд №18: Открытая добыча.
Слайд №19 : Рекультивация.
Закрепление: 1.Повторить понятия: месторождения, бассейны, рекультивация.
Слайд №20: Таблица
2.Заполнить таблицу и сделать вывод.
3. На магнитной доске условные знаки полезных ископаемых, разделить их на две группы, согласно составленной схемы.
Слайд №21: Задание на дом. § 11
1. На примере полезных ископаемых своей области покажите, какая зависимость от форм рельефа и строения территории существует в их размещении.
2.Нанесите на контурную карту основные месторождения полезных ископаемых:
Нефть и газ: Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, остров Сахалин;
Каменный уголь: Кузбасс, Печорский, Донбасс, Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский бассейн;
Бурый уголь: Канско-Ачинский бассейн;
Железные руды: КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров.
Медно-никелевые руды: Кольский п-ов, г. Норильск;
Алмазы: Якутия (г. Мирный), Архангельская область:
Золото: Забайкалье (Бодайбо):
Соли калийные: Предуралье.
Подведение итогов.
Подготовила
учитель географии
первой категории
МОУ «Солдатская СОШ»
Мамонова Ольга Петровна
2008
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа г.Усть-Илимска»
(ГОКУ СКШ г.Усть-Илимска)
Конспект урока географии
«Месторождения полезных ископаемых в России»
6 класс
Выполнила: учитель географии Меджитова Д.Ш.
2018 г.
Цели урока:
образовательная
познакомить с полезными ископаемыми России, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания; познакомить с условными знаками полезных ископаемых на физической карте России.
Коррекционно-развивающая
научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.
Коррекционно-воспитательная
развитие и коррекция коммуникативных умений учащихся при работе в группе : умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; физическая карта России, карточки с названиями и значками полезных ископаемых, полезные ископаемые из раздаточного материала, атласы, карточки для самостоятельной работы .
Технологии: здоровье сберегающая, личностно-ориентированная.
Тип урока: урок – практическая работа.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока.
1.Орг.момент
Приветствие,проверка готовности к уроку.
– Ребята, всем внимание
Ведь прозвенел звонок!
Садимся поудобнее –
Начнём скорей урок!
2.Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучать карту России. Тему нашего урока вы узнаете разгадав загадку:
Под землёй их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть и газ, и много руд.
-Назовите тему сегодняшнего урока.
(Полезные ископаемые).
Какую проблему сегодня на уроке вы можете перед собой поставить?
1.Познакомимся с полезными ископаемыми их свойствами.
2. Выяснить использование полезных ископаемых.
3.Познакомиться с основными месторождениями полезных ископаемых в России и их обозначением на карте.
Учитель: Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?
Ученик: Это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.
Учитель: Ископаемые, объясните смысл этого слова.
Ученик: Их выкапывают, добывают из земли.
Учитель: Какие полезные ископаемые вам известны?
Ученик: гранит, железная руда, известняк, песок, глина, торф, природный газ.
Учитель: На какие группы делятся полезные ископаемые?
Ученик: рудные, топливные и строительные материалы.
3.Основная часть.
Учитель:На уроках природоведения и биологии вы знакомились с образцами полезных ископаемых, изучали их свойства.
Сегодня на уроке вы узнаете:какие полезные ископаемые добывают в нашей стране;
познакомитесь с крупнейшими месторождениями полезных ископаемых;
узнаете, какими условными знаками они обозначаются на физической карте.
А что такое месторождение?
Ответы учащихся:
-Месторождение – это скопление полезных ископаемых в земной коре.
Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.- Итак Вы становитесь геологами и отправляетесь в экспедицию по своему маршруту.- Какие цели нашей экспедиции? каждая группа будет исследовать образец полезного ископаемого, устанавливать его свойства, используя образец. Напомните мне правила работы в группе.
1. Работать дружно.
2. Уметь слушать мнение своего товарища.
3. Не выкрикивать.
4. Работать тихо
Раздача инструкционных карт и заданий группам. Время выполнения задания 10 мин.
Перед заслушиванием ответов физ.минутка.
Физминутка
Если я называю твердое полезное ископаемое, вы встаете, если жидкое или газообразное, то садитесь. Песок, глина, нефть, уголь, железная руда, газ, гранит, известняк, соль.
Повторили полезные ископаемые, а теперь познакомьте нас с результатами ваших исследований. Заслушиваем ответы учеников. Молодцы, задания выполнили правильно.
Закрепление.
Работа с картами :
Наша страна богата полезными ископаемыми. По запасам многих полезных ископаемых Россия занимает ведущее место.
-Главные природные богатства нашей страны – нефть , природный газ, каменный уголь. В какую группу они входят? Где находятся крупнейшие месторождения этих п/и ?Прикрепите значки на доску. Где находится крупнейшее месторождение железной руды? К какой группе полезных ископаемых относится? Прикрепите значок на карту рядом с месторождением.
Молодцы ребята, вы справились с основной работой.
Подведение итогов урока.
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы поговорили о важных полезных ископаемых, используемых в металлургии, топливной энергетике и др. отраслях народного хозяйства нашей Родины. Вы попробовали себя в роли геологов. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
Самостоятельная работа.
-А теперь проверим, все ли поняли тему сегодняшнего урока, для этого выполним задания самостоятельно. Слайд. Взаимопроверка и оценивание. Обсуждение и комментирование оценок в группе.
Рефлексия
Что понравилось на уроке?
В чем испытывал затруднение?
Смайлик- впечатление от урока.
Конспект урока по географии в 8 классе
«Минеральные ресурсы России»
Цель урока:
Формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России.
Задачи урока:
Познакомить учеников с новыми терминами и понятиями, изучить состав полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.
Познакомить с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны.
Сформировать представления о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами.
Выявить пути рационального использования полезных ископаемых.
Рассмотреть экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.
Продолжить формирование умения работать с географическими картами и сопоставлять их.
Воспитание патриотического отношения к своей Родине, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование:
Карты: физическая и тектоническая карты России. Коллекция полезных ископаемых и горных пород. Таблицы: «Образование рудных полезных ископаемых», «Образование нефти», «Образование ископаемого угля».
Ход урока
Организационный момент.
Повторение. Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала.
(Слайд №1) Сегодня на уроке мы изучим виды полезных ископаемых, особенности их образования и размещения.
Познакомимся с основными месторождениями полезных ископаемых нашей страны. Нам предстоитвыявить пути рационального использования полезных ископаемых, а также экологические проблемы,связанные с их добычей.
I. Полезные ископаемые.. Виды полезных ископаемых.
-Полезные ископаемые, что это такое? (Слад№2)
Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в народном хозяйстве.
(Далее объяснение идет с опорой на схему. Учитель чертит схему на доске, а учащиеся – в тетрадях. Походу объяснения изучаются образцы полезных ископаемых)
Полезные ископаемые делятся на две группы- рудные (металлические), нерудные(неметаллические),последняя группа, в свою очередь, делится еще на две группы- горючие и химическое сырье.
-Приведите примеры полезных ископаемых каждой группы, пользуясь тектонической картой в атласе.
-Вспомним, из ранее изученного материала, на какие группы делятся горные породы по происхождению?
(Сайд №3) Рудные полезные ископаемые по происхождению, в основном, магматические, нерудные – осадочные,также встречаются полезные ископаемые той и другой группы метаморфического происхождения (железистые кварциты- рудные, мрамор- нерудные). Исключение составляют алмазы, т.к. неметаллическое полезное ископаемое, но залегает в магматических породах.
Полезные ископаемые
рудныенерудные
(металлические)(неметаллические)
железная руда, медная руда
химическоегорючие
сырье
соли, гипснефть, газ,
каменный уголь
магматическиеосадочные
железистые
кварцитыметаморфические мрамор
алмазы
II.Условия образования полезных ископаемых.
-Почему такое разнообразие рудных полезных ископаемых?
Это можно объяснить тем, что разные условия образования, разный состав магмы, (с. 63 рис.).С больших глубин из магматического очага произошло внедрение магматических масс. Магма медленно остывает, постепенно образуя кристаллические горные породы и обеспечивая образование полезных ископаемых.
Если магма кислая, то из нее образуется гранит, если еще она насыщается летучими веществами – тодрагоценные камни. Так возникли знаменитые уральские самоцветы. Базальтовая магма- основаобразования руд: меди, никеля, платины. На большой глубине при температуре 3500 С из нее образуетсявольфрам, молибден, на средних глубинах -золото, свинец, малых глубинах (2000 С) – ртуть.
Отсюдаследует, что разнообразие рудных полезных ископаемых зависит от температуры магмы, ее состава иглубины залегания.(Запись в тетради).
Рассмотрим образование осадочных полезных ископаемых.
Нефть имеет органическое происхождение, залегает на глубине, в толще песчаных пористых пород, вприподнятых участках пластов. Образовывалось такое месторождение на протяжении длительнойгеологической истории Земли (500 млн. лет). Мы видим, что происходила смена периодовблагоприятных для образования нефти, с периодами, в которых отсутствуют условия для возникновениянефти.
Как образовывался каменный уголь вы знаете из курса биологии. Древние папоротники попадают вусловия ограниченного доступа кислорода, избыточного обводнения. Тектонические движения приводят к погружению пласта, меняются условия (высокое давление и температура), что приводит к возрастанию количества углерода. Чем глубже залегает пласт, тем лучше качество угля.(Демонстрация образцов каменного угля).
III.Закономерности размещения полезных ископаемых.
-Как полезные ископаемые распределяются?
-Какие полезные ископаемые искать в горах, а какие на равнинах?
Ответить на эти вопросы нам поможет схема , которой мы пользовались при изучении темы: «Горы.Равнины». Давайте ее прочтем и дополним.
ГОРЫ —►СКЛАДЧАТОСТЬ —►магма—►МАГМАТИЧЕСКИЕ —►? (рудные) (Слайд №4)
ГОР. ПОРОДЫ
РАВНИНА—►ПЛАТФОРМА—►чехол—►ОСАДОЧНЫЕ ГОР.ПОР.—►? (нерудные)
—► фундамент—►МАГМАТИЧЕСКИЕ—►? (рудные)
(Слайд№5-6) ГОР.ПОР.
-Как объяснить присутствие железных руд на платформе?
-Почему руды залегают в горах?
-Пользуясь тектонической картой, сравните Уральские горы и Верхоянский хребет по количествуместорождений полезных ископаемых. Где больше?
– Сравните их по возрасту, что образовалось раньше?
-Вывод: чем горы старше, тем они богаче полезными ископаемыми.
-Значит ли это, что молодые горы не имеют запасов полезных ископаемых?
IV.Основные месторождения полезных ископаемых нашей страны.
Сейчас мы познакомимся с помощью карты с основными месторождениями полезных ископаемыхнашей страны. Но прежде нам нужно узнать, что такое месторождение, бассейн? Обратимся к учебнику63 с. (Слайд №7)
–Работа с картой.
Железные руды – Курская магнитная аномалия (КМА), Кольский полуостров, Алданский щит,Ангарские месторождения.
Никелевые руды – Кольский полуостров, район Норильска.
Медные руды – Урал, Забайкалье.
Полиметаллические руды (свинец, цинк) – Алтай, Северный Кавказ, Приморский край.
Алюминиевые руды — Северный Урал, Красноярский край, Архангельская область.
Апатиты – Кольский полуостров. Калийные соли — Предуралье (Соликамское, Березинское месторождения).
Поваренная соль – Поволжье (озеро Баскунчак).
Нефть – Западная Сибирь, Волго-Уральский бассейн, шельф Баренцева меря,о. Сахалин.
Газ – север Западной Сибири.
Каменный уголь – Печорский бассейн, Донецкий, Кузбасский, Тунгусский (1 место по запасам, 3 млрд.тонн), Ленский бассейны.
Бурый уголь – Канско-Ачинский бассейн, Подмосковный.
Алмазы- Якутия, Архангельская область.
V. Сообщения учащихся.
VI.Пути рационального использования. Экологические проблемы.
Наша страна богата полезными ископаемыми. По запасам угля, нефти, железной руды, газа, апатитов мы занимаем одни из первых мест. Однако высокая степень обеспеченности имеет минусы-«что имеем не храним». Чем больше добываем, тем меньше остается- «потерявши, плачем»,« чтобы не пришлось«плакать», нужно экономно расходовать минеральные ресурсы. Пути рационального использования вы
найдете в учебнике на 65 с.
(Слайд №8).В 1920 году Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России. Ильменский заповедник находится в восточных предгорьях Южного Урала на Ильменском хребте в Челябинской области. В мире нет участка равного по своей научной ценности Ильменским горам. Здесь как в музее, в многочисленных копях можно видеть в естественной обстановке ценнейшее и красивейшие драгоценные и поделочные камни. В их числе: солнечный камень, лунный камень, аметист, опал, топаз и многие другие. Гордость заповедника – его естественно-исторический музей, в котором представлен этот уникальный комплекс. Большое разнообразие животного и растительного мира подтолкнуло власти к тому, что в 1935 году заповедник был преобразован в комплексный для сохранения и изучения природных минеральных богатств, флоры и фауны Южного Урала.
(Слайд №9-10).Разведка и добыча минерального сырья создает экологические проблемы, карьеры, терриконы (отвалы пустой породы) изымают из с/х пользования плодородные земли; пустоты в земной коре приводят к проседанию грунта, что создает угрозу населению.(Слайд№11.) Крупные проблемы связаны с загрязнением нефтью не только в процессе добычи, но во время перевозок
VII.Закрепление.
Повторить виды полезных ископаемых , закономерности размещения, понятия (месторождение, бассейн)/
Домашнее задание :
Раковская Э.М. География: природа России. 8 кл. §11; на к.к. отметить, месторождения полезных ископаемых.
Дополнительный материал по теме.
О нефти и газе.
Нефть горючая маслянистая природная жидкость. Цвет нефти весьма разнообразен. Чаще всего бывает окрашена в коричневые, тёмно-коричневые и черные тона. В настоящее время почти во всех отраслях промышленности в том или ином виде употребляется нефть или получаемые из нее продукты. Существуют различные теории происхождения нефти. Первая в мире теория происхождения нефти принадлежит гениальному русскому учёному М. В. Ломоносову. По его мнению нефть «выгоняется подземным жаром» в земных глубинах из каменных углей. Основоположником современного представления о происхождении нефти является крупнейший русский учёный академик И. М. Губкин. Институт нефти носит имя И. М. Губкина. Именно при его непосредственном участии начались тщательные поиски нефти. Первый фонтан газа ударил в 1953 г., а нефтяной фонтан Шаима – через семь лет. Но предшествовали этому событию долгие поиски, научные споры, подвиг первопроходцев. Западно-Сибирская равнина – огромная низменность площадью 3 млн. км2. Лежит равнина на плите, толщина осадочного чехла достигает мощности в 6 км. Это благоприятные условия для залегания нефти, но на поверхности сотни километров топких болот в темнохвойной неосвоенной тайге. Как определить точку для буровой? Это можно сравнить с поиском иголки в стоге сена. И. М. Губкин считал: надо искать. У него было множество противников. В 1934 году в Среднее Приобье была послана поисковая партия. Открыли невиданные запасы нефти – Усть-Балыкское и нефтяную «жемчужину»- месторождение Самотлор. Поиски нефти и газа велись в северных районах и были открыты в тундре, в Заполярье газовые месторождения – Ямбург, Медвежье, Заполярное. А у Северного полярного круга -Уренгойское – газовую «жемчужину». Сегодня Россия занимает 1 место по добыче природного газа. С севера Западной Сибири в Европейскую часть России проложены крупные газопроводы, по которым газ – экологические чистое и калорийное топливо идет не только в европейскую часть России, но и в Западную Европу.
Открытые месторождения нефти и газа дали мощный толчок освоению Западной Сибири. Здесь построены новые города: столица нефтяников -г. Сургут, столица газовиков – г. Новый Уренгой. Западная Сибирь стала главной нефтегазоносной территорией России.
О добыче алмазов в Якутии.
Первые алмазы в мире были обнаружены в южной Африке. Коренные месторождения были найдены в трубках взрыва около местечка Кимберли (ЮАР). Отсюда все коренные месторождения алмазов стали называть кимберлитовыми трубками.
В России коренные месторождения алмазов обнаружены были в Якутии на р.Вилюй – «алмазной реке»
– в годы Великой Отечественной войны. Отряд состоял из 5 человек. В распоряжении их было пятнадцать оленей. Радостную весть после долгих поисков принес коллектор вместе с пиропами и кристаллом алмаза в 4 карата. Пиропы – спутники алмазов, это красного цвета минералы, которые называют «слезами» алмазов. Нашел пиропы – значит, нашел алмазы. Но главное, надо было найти кимберлит – зеленоватую породу, в которой и встречаются алмазы. Найти кимберлит, значило найти коренное месторождение алмазов. Начальник отряда наткнулся на лисью нору, около которой лежала небольшая кучка зеленоватой земли. Это был кимберлит. Рыли небольшие канавы, шурфы. В куске кимберлита обнаружили кристаллик алмаза. На высокой лиственнице, стоявшей почти в самом центре трубки, геологи сделали топором большую зарубку, и начальник отряда карандашом старательно вывел надпись: «Трубка мира». Это были первые якутские алмазы.
В Москву полетела зашифрованная телеграмма: «Закурили трубку мира, табак отличный». Потом найдены были другие кимберлитовые трубки. Был заложен поселок алмазодобытчиков Мирный. Сейчас- это центр алмазодобычи в Якутии.
Через несколько десятков лет алмазы были найдены на другой древней платформе – Русской вАрхангельской области.
Кимберлитовые трубки при добыче превращаются в глубокие колодцы:, по стенкам которых и лежаталмазы. Техника заполняет выхлопными газами колодец, работа становится опасной, и людипрекращают работу до полного выветривания газов со дна трубки. Как же образуются эти уникальные, твердейшие минералы, по составу аналогичные с мягким графитом? В состав алмаза и графита входит углерод. Алмазы образуются, когда магма, поднимающаяся из недр, закупоривает канал, а пазы стремятся выбыть пробку магмы. Происходит взрыв, при огромном давлении и высокой температуре на стенках трубки взрыва образуются алмазы.
Как правило, коренные месторождения алмазов связаны с разливами лавы – траппами.
Растения помогают геологам
Геологи давно заметили, что при залегании какой-либо руды в глубинах земли в поверхностных слояхпочвы содержится повышенное количество рудного элемента. Иногда это лишь тысячные долипроцента, но и они улавливаются некоторыми растениями. Есть растения, растущие только на почвах,обогащенных определенным химическим элементом. Например, на Алтае многолетнее растение качим
растет на почвах с присутствием меди. Существуют и медистые мхи, благодаря им, например, в Швеции были открыты три месторождения медной руды. Есть растения, предпочитающие селиться на почвах, обогащенных никелем, кобальтом, оловом.
Геологи при поиске рудных месторождений учитывают и еще одно отношение к ним растений: некоторые «не хотят» расти на почвах с повышенным содержанием того или иного химического элемента, в результате на общем фоне растительного покрова выделяются прогалины, где нет этих растений. Так нередко обнаруживаются залежи бора, хрома.В местах залегания руд кобальта на Кольском полуострове все исследованные растения содержат кобальта в 40-50 раз больше по сравнению с подобными растениями того же вида, растущими на нерудных участках.
При повышенном содержании в почве каких-либо химических элементов, изменяется часто и внешнийвид растения. Наблюдения показали, что у растений под влиянием меди может измениться окраскацветков – появляется голубоватый или синий тон. Никель обесцвечивает цветки, марганец придает имкрасную или розовую окраску.
Геологи должны быть всегда внимательными наблюдателями: измененный внешний облик растенияможет подсказать многое. Например, иногда наблюдается изменение формы цветков, листьев и стеблейрастения и даже некоторые уродства. При повышенном содержании в почве бериллия у молодых сосенвместо обычных образуются метелкообразные ветви. Укорачивание корней и скручивание листьеввызывает высокое содержание в почке алюминия. Цинк способствует развитию карликовых форм иотмиранию кончиков листьев.
ГОРЫ —► СКЛАДЧАТОСТЬ —►магма—►МАГМАТИЧЕСКИЕ —►? (рудные)
РАВНИНА—►ПЛАТФОРМА—►чехол—►ОСАДОЧНЫЕ ГОР.ПОР.—►? (нерудные)