Урок вкусы и увлечения полезные привычки

Урок вкусы и увлечения полезные привычки thumbnail

«Давайте будем вести себя культурно!»

Привычки полезные и вредные.


Воспитатель I кв. категории

 В.Н. Машнёва.

Цели: 

  • Обобщить знание детей из областей нравственной и этической культуры вокруг понятия «полезные» и «вредные» для здоровья привычки

Коррекционные задачи: 
Образовательные:

  • Закрепить знание пройденного материала о «вредных» и «полезных» привычках.
  • Учить делать выводы о пользе и вреде привычек и обосновывать их.

Воспитательные:

  • Показать отрицательные результаты плохих привычек и поступков.
  • Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам.

Развивающие:

  • Развивать память, внимание, логическое мышление, групповую деятельность.

Форма проведения:

  • Обобщающая – закрепление пройденного материала.

Ход занятия.


I. Организационный момент.

Упражнение-разминка «Нос-пол-потолок».

Цель: развитие внимания, памяти, мышления. 
Правила: воспитатель показывает на нос, пол или потолок и называет эти предметы. Однако одновременно он показывает и называет разные предметы, например: говорит «пол», а показывает на потолок. Участники должны, глядя на ведущего, делать то, что он говорит, а не то, что показывает.


II. Введение в тему
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о привычках. Как вы думаете, что такое привычка?

Ответы детей.
Воспитатель. ПРИВЫЧКА – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными. То есть, привычка – это то, что мы делаем постоянно.

Воспитатель.  А у вас есть привычка? 
Ответы детей.
Воспитатель.  Ребята, а как вы думаете на какие две группы можно разделить привычки? 
Ответы детей. На полезные и вредные привычки.

Воспитатель. Полезные, хорошие привычки делают человека более сво­бодным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они, словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.

Воспитатель. Что это за привычки?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, соблюдать режим дня.

Воспитатель. А ещё? Какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?

Ответы детей.

Воспитатель. Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, акку­ратно вешаем в шкаф.

Ответы детей.

Воспитатель. Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?

Ответы детей.

Воспитатель. Конечно, плохо. А почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потра­тите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место — полезная привычка!

Воспитатель. О каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит?

Ответы детей.

Воспитатель. Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды — это хорошие привычки.

Воспитатель. Полезная привычка — соблюдение правил личной гиги­ены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно приче­санным — замечательная привычка.

Воспитатель.  Итак, какой вывод мы можем сделать? Привычки есть у каждого. Они разные: плохие или вредные, хорошие или полезные. Одни привычки со временем проходят, другие появляются, третьи – остаются на всю жизнь. 

Воспитатель. Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. По­говорим о них. Вредные привычки плохо влияют на орга­низм человека, портят нам жизнь. Сегодня на занятии мы с вами попытаемся разобраться в имеющихся у каждого из нас привычках и их влиянии на наше здоровье.
 

III. Основная часть
1. Информационный материал
Воспитатель. Особенностью каждого человека является способность привыкать к каким-либо действиям и ощущениям. Например, я привыкла поздно ложиться спать, а кто-то наоборот, ложиться рано; кто-то привык терпеть боль, а кто-то – нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, занятиям.
– Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь.
Мы уже с вами сказали о том, что привычки бывают полезными и вредными.
– А как вы думаете, могут ли привычки оказывать влияние на здоровье человека? 
Ответы детей.
Воспитатель. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Перечислите ещё раз полезные привычки? 
Ответы детей. Чистить зубы, заниматься спортом, соблюдать режим и др.
Воспитатель. Давайте рассмотрим, несколько привычек, от которых нужно избавляться.

2. Психофизическая разгрузка. 
Цель. Снимает утомляемость — стимулирует работу памяти.

Заложите руки за голову и, откинувшись на стуле, потянитесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Выполняют по словесной инструкции.

Поднимите руки до уровня груди, соедините ладони и кончики пальцев, покачайте сомкнутые ладони вперед и назад.

Крепко обопритесь руками о сиденье стула. Выпрямив ноги, поднимитесь над стулом.


3. Продолжение работы над темой.

Воспитатель.  Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Чтобы быть здоровым человеком, необходимо, прежде всего, отказаться от вредных привычек. У каждого человека есть свои вредные привычки, и эта проблема для каждого играет далеко не последнюю роль в жизни. А какие вредные привычки вы знаете?

– Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим несколько картинок.

         

Воспитатель.  Что же здесь не так?

Ответы детей. Грызут ногти.

Воспитатель.  Как вы думаете, это полезная или вредная привычка?

Ответы детей. Вредная привычка грызть ногти.

Воспитатель.  Оказывается, эта пагубная привычка является настоящей болезнью. Очень распространенная привычка, грызть ногти, проявляется в основном у детей и подростков. От того что человек грызет ногти, повреждается кожа вокруг ногтей, пальцы краснеют и становятся воспаленными. Участок вокруг ногтей кровоточит и инфицируется, что может привести к гноению. А так же с рук в рот попадают различные бактерии. Ногти выглядят некрасиво и иногда даже отталкивают людей.

Описание: C:UsersПользовательDesktopРисунок10.jpg Описание: https://www.allhealthynews.com/wp-content/uploads/2016/03/Is-Biting-Your-Nails-Dangerous-or-Just-Gross.jpg  Описание: https://pbs.twimg.com/media/CwwR5QIXcAA3SLS.jpg:large

– Как бороться с вредной привычкой – грызть ногти?

Ответы детей.

Воспитатель.  Ногти необходимо один раз в неделю подстригать ножницами. Постоянно коротко подстригайте ногти, тем самым вы сможете обеспечить себе безопасность, так как подстриженный ноготь очень сложно укусить.

Не грызите ногти, дети, 
Не тяните пальцы в рот. 
Это правило, поверьте, 
Лишь на пользу вам пойдет.

Воспитатель на доску прикрепляет табличку:  Грызть ногти.

Воспитатель.  Рассмотрим следующие картинки. Кто догадался, о чём пойдет речь?

 Описание: C:UsersПользовательDesktopРисунок11.jpg  Описание: C:UsersПользовательDesktopРисунок12.jpg  Описание: https://sustav.hostenko.com/wp-admin/admin-ajax.php?action=wps-wpimage&id=aHR0cDovL3d3dy5zc3BjLmNvbS5hdS93cC1jb250ZW50L3VwbG9hZHMvMjAxNi8wNi9rbnVja2xlcy5wbmc

Ответы детей.  Нельзя хрустеть пальцами.

Воспитатель.  Зачастую нашему здоровью вредят наши собственные привычки. Многие люди говорят, что делают это, потому что чувствуют в пальцах скованность и дискомфорт. Однако разгибание или растягивание их до хруста – далеко не лучшее решение проблемы, ведь такая нагрузка на суставы неестественна. Если она постоянно повторяется, есть риск их повредить.

Описание: C:UsersПользовательDesktopРисунок13.jpg Описание: https://med-shkola.ru/wp-content/uploads/2014/10/Risunok-4.-Vneshnee-izmenenie-porazhennogo-sustava.jpg   Описание: https://vsesustavi.ru/wp-content/uploads/2017/08/artrit-verhnih-konechnostej-768x576.jpg 

 Посмотрите, к чему приведёт такая привычка. Давайте беречь свои руки с ранних лет.

 Будет значительно лучше, если вы замените привычку растягивать пальцы специальными упражнениями (например, в стиле «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…», как в младшей школе).

Воспитатель на доску прикрепляет табличку:  Хрустеть пальцами.

Вредная привычка плеваться.

Воспитатель.  Человек, постоянно плюющий, вам никого не напоминает?

          

Воспитатель.  Некоторые люди имеют дурную привычку постоянно сплевывать слюну, что не только некрасиво, но и вредно для организма. Почему же выплевывание слюны может нанести вред организму?

В одной древней медицинской книге есть запись: «Некоторые люди любят плеваться, расходуя жидкости и иссушая тело». Иногда стараются плевать много и с силой. В этом случае  со временем возникают болезни легких, тяжесть в ступнях и кистях рук, боль в позвоночнике и кашель.

Воспитатель.  Это может показаться странным, но плеваться при некоторых обстоятельствах полезно. Например, когда вы занимаетесь спортом, ваше тело вырабатывает больше слюны, чем при нормальных условиях. Иногда большое количество слюны во рту мешает дышать, поэтому лучше выплюнуть все лишнее.

Воспитатель на доску прикрепляет табличку:  Плеваться.

Воспитатель.  Рассмотрим следующие картинки. Кто догадался, о чём пойдет речь?

Ответы детей.  Нельзя ковырять в носу.

Воспитатель.  Приятно ли наблюдать за соседом по классу, ковыряющим в носу? Замечали ли вы за собой такую привычку?

Пальцем ковырять в носу –
Это очень дурно. 
Можно выпачкать костюм, 
Да и некультурно.

           

Воспитатель.  Как вы думаете, это полезная или вредная привычка?

Ответы детей. Вредная привычка.

Воспитатель.  Эта привычка в той или иной степени присуща, как ни прискорбно, практически всем. Однако если постоянно по поводу и без повода чистить нос таким способом, можно повредить слизистую оболочку носа, вызвать кровотечение, занести инфекцию. Да и просто это очень некрасиво!

Для ухода за носом существует носовой платок, его надо всегда носить с собой.

Воспитатель на доску прикрепляет табличку:  Ковырять в носу.

Воспитатель.  Рассмотрим следующие картинки. Кто догадался, о чём пойдет речь?

Ответы детей.  Нельзя сосать пальцы.

   

Воспитатель.  

Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы – не конфетки.

Воспитатель.  Как вы думаете, это полезная или вредная привычка?

Ответы детей. Вредная привычка.

Воспитатель. А как вы считаете, с кем приятнее вам будет общаться: с человеком, который имеет вредные или полезные привычки? 
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно же, вы правы, человек, у которого имеются вредные привычки, не только наносит вред своему здоровью, у него также портятся отношения с людьми. Напротив, человек, имеющий полезные привычки, не только реже болеет, с ним приятно общаться, так как подтянутый вид, точность и аккуратность вызывают положительные чувства у окружающих.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, какие поступки и привычки делают нас здоровыми, успешными, приятными в общении?
Ответы детей.
Воспитатель. Как следует поступать, чтобы не приобретать вредных привычек?
Ответы детей.
Воспитатель. Как вы считаете, что можно посоветовать тому, кто хочет избавиться от вредной привычки? 
V. Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы говорили о вредных привычках – нужны ли они нам, возможно, лучше жить без них. Если вы будете выполнять утреннюю гимнастику, заниматься спортом, закаливаться, соблюдать правила личной гигиены, выполнять пальчиковую гимнастику, то всё это будет способствовать  тому, чтобы вы были веселы и здоровы. Чтобы работа спорилась, было хорошее самочувствие и настроение. Будьте всегда чистыми и аккуратными, дружите с физкультурой и спортом, и тогда вы непременно вырастите здоровыми людьми


– Подошло к концу занятие. Давайте подведем итог.
– Итак, о чем говорили сегодня?
– Какие привычки называют полезными?
– Какие вредными?
– К чему приводят вредные привычки?
– Может ли человек сам избавиться от вредной привычки? Что для этого необходимо сделать? 
– Какие основные выводы можем сделать?
Выводы:

  • Существуют разные привычки: полезные и вредные.
  • Хорошие привычки можно в себе развить.
  • Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать плохих привычек.


Использованная литература
1. КулиничГ.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимостей» – М.:ВАКО.2009.
2. Матвеева Е.М. «Азбука здоровья. Профилактика вредных привычек»
3. Захарова Т.Н. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников»
4. Усова Т.М. «Приемы психофизической разгрузки» («Здоровье детей» №16 2008 г.)
5. Худенко Е.Д. (раздел «Охрана здоровья и физическое развитие» тема: «Вредные привычки»),

  • https://www.konspekt.org/integr_urok/integr_urok_k/integr_urok_konsp/6507-konspekt-zantiya-v-raznovozrastnoj-krrekcionnoj.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/04/07/zanyatie-na-temu-okhrana-zdorovya-i-fizkulturno
  • https://shkolnie.ru/kultura/51545/index.html

Рисунки:

  • https://pediatric.me/wp-content/uploads/2015/09/file0001580378288.jpg
  • https://www.xn--80abere2d2dza.xn--p1ai/image/135755/privyichka-gryizt-nogti.jpg
  • https://medaboutme.ru/upload/medialibrary/dd2/shutterstock_33120175.jpg
  • https://karafil.com/wp-content/uploads/2018/01/392d18119bc50a0a664b7ab3.jpg
  • https://life-hack.club/wp-content/uploads/2017/02/9.jpg
  • https://www.sostav.ru/articles/rus/2008/07.03/news/images/2energizer1.jpg
  • https://zdorov-info.com.ua/images/novosti/psihologiya/gruzt_nogti.jpg
  • https://pg21.ru/userfiles/picitem/img-20150304115120-117.jpg
  • https://i.goldvoice.club/cache/639/639c618c836d597db8fae4b1852266b5_0x0w.jpg
  • https://pbs.twimg.com/media/CwwR5QIXcAA3SLS.jpg:large
  • https://www.allhealthynews.com/wp-content/uploads/2016/03/Is-Biting-Your-Nails-Dangerous-or-Just-Gross.jpg
  • https://fanread.ru/store/book/pictures/4/?src=6509899&i=10&ext=jpg
  • https://www.mariettadental.net/wp-content/uploads/2013/04/Thumb-Sucking-Marietta-Dentist.jpg
  • https://photoudom.ru/photo/b4/b42ab964d6b3b45ef6fb3667347c567f.jpg
  • https://med-shkola.ru/wp-content/uploads/2014/10/Risunok-4.-Vneshnee-izmenenie-porazhennogo-sustava.jpg
  • https://vsesustavi.ru/wp-content/uploads/2017/08/artrit-verhnih-konechnostej-768×576.jpg
  • https://sustav.hostenko.com/wp-admin/admin-ajax.php?action=wps-wpimage&id=aHR0cDovL3d3dy5zc3BjLmNvbS5hdS93cC1jb250ZW50L3VwbG9hZHMvMjAxNi8wNi9rbnVja2xlcy5wbmc
  • https://achcity.com/images/photos/medium/article25109.jpg
  • https://pp.userapi.com/c837232/v837232136/4eb1f/6AAYB7RN1rg.jpg
  • https://s.poembook.ru/theme/34/2b/de/7aa842b8d69115295fe398eb170608d23da3b089.jpeg
  • https://mtdata.ru/u28/photoC93E/20994853252-0/original.jpeg

Источник

Запорожская общеобразовательная школа № 32

Учитель: Юревич Татьяна Ивановна

Класс: 2 – Г

Предмет: Основы здоровья

Тема тренинга: Вкусы и увлечения

Цель: показать, что каждый человек уникален, имеет свои вкусы и увлечения; дать понять, что отличие вкусов – не причина для споров; учить различать полезные и вредные увлечения; формировать полезные привычки.

Результаты обучения

В конце занятия ученики должны уметь:

• объяснить термины «вкусы» и «увлечения»;

• назвать свои увлечения и членов своей семьи;

• различать полезные и вредные вкусы и увлечения;

• объяснить, почему следует выбирать увлечение с пользой для здоровья.

Оборудование и материалы

• ватман для плаката «Увлечения нашего класса»;

• маленькие листы бумаги по количеству учащихся;

• 2 листа с напечатанными занятиями.

• Раздаточный материал: Задания 1 – 3.

Что подготовить заранее

Ученикам дома взять интервью у родителей:

– Чем увлекались в детском возрасте?

– Какие увлечения имеют сейчас?

Ориентировочный план тренинга

Стартовые задания (перейти к новому материалу)

1. Обратная связь с предыдущим занятием.

– Давайте с вами вспомним названия лекарств, которые должны лежать в домашней аптечке.

– О чем еще мы говорили с вами на предыдущем занятии?

– У нас с вами сегодня занятие тренинг, поэтому, стоит напомнить правила проведения тренингов (дети зачитывают по очереди правила).

2. Назвать тему и задачи урока.

– Сегодня на занятии мы поговорим о ваших вкусах и увлечениях. Вы сможете рассказать о себе и узнать об увлечениях своих одноклассников. Если вы будете знать вкусы и увлечения товарища, это поможет вам лучше узнать друг друга, стать более толерантным (терпимым), вежливым.

3. Информационное сообщение

Мама любит платья шить,

Папа Любит мастерить,

Моя сестренка – танцевать,

Ну а я люблю читать.

– А что любят делать ваши родные? Я знаю, что каждый из вас получил задание: взять интервью у своих родителей. Я начну с себя. Моя мама очень любит вышивать рушники и читать книги, а папа любитель что-нибудь смастерить или построить (далее дети по кругу рассказывают о себе).

Сделать вывод: все взрослые имеют различные увлечения.

– Каждый человек – это уникальная личность, имеющая свои взгляды, вкусы и увлечения. Один человек может любить то, что не нравится другому. В свободное время каждый старается заниматься тем, от чего получает удовольствие.

Ваши вкусы – это то, что вам нравится, например: музыка, одежда, еда.

Ваши увлечения – это то, чем вы любите заниматься в свободное от учебы время.

Выполнить задание в раздаточных материалах (Задание 1)

Работа в парах (выяснить, что различия во вкусах – это вполне естественно)

1. Объединения в пары. Детям предлагается вытянуть из волшебной коробочки фигурку. У кого совпали фигурки – объединяются в пары и выполняют Задание 2.

Дети обсуждают свои вкусы и увлечения и делают записи в анкете в форме таблицы.

– А теперь каждая пара представит свою анкету.

– Совпали ли у вас вкусы?

– Могут ли они совпадать полностью? Почему?

Предложить детям объяснить пословицу «О вкусах не спорят». (Например, если человек не любит шоколадный пирог, нельзя убедить ее в том, что это вкусно – для него это никогда не станет вкусным).

Практическая работа (определить разнообразие интересов)

– Увлечения – это то, чем мы занимаемся в свободное время. Кто-то любит читать, а кто-то – играть на музыкальных инструментах, рисовать или танцевать. Сейчас возьмите листочки и нарисуйте свои увлечения. Чем вы любит заниматься в свободное от уроков время.

Наклеить картинки на плакат «Увлечения нашего класса».

Сделать вывод: каждый имеет свои интересы и увлечения.

Информационное сообщение (учить различать полезные и вредные увлечения)

Научный эксперимент

Саша космос постигает

в супер мощный телескоп.

Лена что-то изучает

в электронный микроскоп.

я охотно согласился б

провести эксперимент:

объедаться шоколадом

вместо супа и котлет.

Тормозит прогресс в науке

незначительный момент, –

«Папа-банк» не выдал денег

на такой эксперимент.

– Почему папа не соглашается на эксперимент? (Потому что вредно для здоровья есть много шоколада).

– К сожалению, некоторые вкусы и увлечения могут навредить здоровью.

Рассмотрите рисунок в Задании 3. Назовите полезные вкусы и увлечения (есть фрукты, играть в подвижные игры), вредные (употреблять быструю еду, долго сидеть за компьютером).

– Назовите, какие у вас есть полезные вкусы и увлечения.

Руханка (размяться, потренировать внимание)

«Все – некоторые – один – никто»

– Встаньте те, у кого карие глаза.

– Встаньте те, у есть братик или сестричка.

– Встаньте те, кто видел кенгуру.

– Встаньте те, кто любит арбуз.

– Встаньте те, кто терпеть не может кашу.

– Встаньте те, кто любит смотреть мультики.

– Встаньте те, кто утром проснулся в хорошем настроении.

– Встаньте те, кто знает китайский язык.

– Встаньте те, у кого есть друзья.

Работа в группах (учить выбирать для себя полезные вкусы и увлечения)

Объединить детей в две группы. Расчитаться на жаворонка и сову. Каждой группе раздать листы с перечисленными занятиями (Задание 4). Дети должны вычеркнуть то, что вредит здоровью, и оставить то, что полезно.

«заниматься танцами, играть в футбол, курить, есть овощи и фрукты, кататься на роликах, играть в снежки, купаться в реке, долго смотреть телевизор, играть в подвижные игры, долго играть в компьютерные игры, заниматься рисованием, заниматься в музыкальной школе ».

– Если ваши родители до сих пор не записали в какую-нибудь секцию, то обязательно поговорите с ними и решите, чем бы вы хотели заниматься.

Пантомима (показать полезное занятие)

Объединить детей в пары. Предложить каждой паре занятие (дает учитель) и продемонстрировать его пантомимой. Остальные дети должны угадать это занятие.

– играть в футбол;

– играть на музыкальном инструменте;

– рисовать;

– купать в реке;

– кататься на роликах.

Итоговые задания (закрепить полученные знания)

1. Стать в круг и поиграть в игру «Ты молодец!» – дети по очереди называют полезные вкусы и занятия, другие комментируют: «Ты молодец!».

2. Дополнить предложение: «Если у меня и моего товарища вкусы не совпадают, то …».

Литература:

1. Основы здоровья. 2 класс : разработки уроков / Ю. В. Ефимова. – Харьков : Изд-во «Ранок», 2013. – с. 104 – 107

2. Воронцова Т. В., Пономаренко В. С., Сащенко Л. В. Основи здоров’я. 2 клас: Посібник для вчителя. — К.: Видавництво «Алатон», 2013. с. 92 – 94

3. Воронцова Т. В., Пономаренко В. С. та інші. Вчимося жити разом. Практикум для учнів з розвитку соціальних навичок у курсі «Основи здоров’я» (початкова школа): – К.: Видавництво «Алатон», 2016.

4. Основи здоров’я: зошит-практикум для учнів 2-го класу загальноосв. навч. закл. / І. Д. Бех, Т. В. Воронцова, В. С. Пономаренко, С. В. Страшко. – К. : Видавництво «Алатон», 2013. – . 56 – 57

Источник