Урок технологии в 4 классе по теме полезные ископаемые буровая вышка

Урок технологии в 4 классе по теме полезные ископаемые буровая вышка thumbnail

        Выполнила: Кириллова Настя                                        № школы, класс: 4

        .

        Предмет: Технология                                                                                

-личностные: умение работать в группах, сформировать интерес к художественному конструированию. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности работы с ножницами; имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

-предметные: расширить знания учащихся о мозаике; уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

-метапредметные: возможность проявить собственные конструктивные способности при создании образца; овладение логическим действием анализа; воспитывать бережливость; воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Подготовка к уроку

Перемена до урока

-Ребята достаем свои папки для технологии

Подготовка материала, самоконтроль

Р:Умение настроиться на работу

1

Организационный момент

1

-Здравствуйте ребята!

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов. У вас на столе должен лежать пластилин, коробочка или баночка из-под йогурта, стек или нитка, доска для пластилина.

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

Л: действия смыслообразования

2

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

2

Ребята, давайте вспомним что такое полезные ископаемые? (это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды)

На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)

Друзья, произошла беда! К нам в Шадринск очень часто приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки. А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы.

Ребята, а о чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? (о шкатулке)

Что мы будем изготавливать на уроке? (шкатулку)

А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки. И делать мы будем их из малахита. 

– формулировка темы урока

-формулировка целей урока

-усвоение новых понятий

-ответы на вопросы в беседе

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

3

Объяснение нового материала: анализ образца

3-5

Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? (из камня)

Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне [просмотр видео].

Ребята, посмотрите на доску. Отгадав ребус, вы поймете, какой прием мы будем использовать.

Молодцы, конечно, это мозаика.

Как можно назвать подражание чему-либо? (имитация)

Итак, сегодня мы будем изготавливать имитация малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

-ответы на поставленные вопросы

-Чтение про себя

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П:Принимать и сохранять учебные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Р:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

5-7

Анализ образца изделия

Из скольких частей состоит изделие? (из 2: крышки и основной части)

Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? (пластилин, баночка для основы)

Какого цвета понадобится пластилин? (зеленый цвет разных оттенков, белый, черный)

Давайте повторим правила работы с пластилином.

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? (стеку)

Повторим правила работы со стекой.

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой – отдохнём.

ПОВТОРЕНИЕ ЭТАПОВ

1. Разметка изделий

2. Заготовка деталей

3. Сборка изделия

4. Оформление изделия.

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

Слушают

Краткое формулирование этапов практической работы

Л: участвовать в творческом, созидательном процессе

П: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

Р: умение действовать по плану и планировать свою деятельность

4

Физминутка

1-2

-Ребята, чтобы хорошо работать дальше, давайте разомнем наши пальчики, и глазки. Смотрим на экран.

Выполнение упражнений

5

Постановка творческой задачи

1-2

-Итак, ваша задача, сделать птичку.

-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.

Вопросы по заданию

К: допускать возможность различных точек зрения

6

Самостоятельная  работа

25-30

Повторение планирования

С чего мы начинаем работу?

Что делаем затем?

После этого?

Далее?

Чем мы закончим работу?

Теперь обратите внимание на доску (Вывешена пословица: «Какие труды, такие и плоды»).

Как вы ее понимаете? (как потрудишься, так и получится изделие)

Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.

  1. Работаем дружно, вместе.
  2. Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
  3. Работу делай лучше, материалы береги.
  4. Упавший пластилин немедленно подними.
  5. Во время работы держи свое рабочее место в порядке.

Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны особо стараться.

-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.

-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.

-подготовка рабочего места к работе

-повторение техники безопасности по работе с инструментами

-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)

-взаимопомощь

П:преобразованиеучебного материала, действия

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

7

Итог урока

1-2

Выставка и анализ работ учащихся.

А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, выйдете к доске [оцениваются работы, обговариваются ошибки].

Как называется изделие?

Какие материалы потребовались для изготовления?

Чему вы научились на уроке?

Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – 1 раз.

Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.

Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились.

Вашим домашним заданием будет завершение работы.

Спасибо за урок! Вы можете быть свободны.

-самоанализ

-взаимоанализ

-самооценка

-взаимооценка

-ответы на вопросы для закрепления материала

-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей

К: допускать возможность различных точек зрения

П: устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Л: Участие в подведении итогов урока

Р: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

8

Домашнее задание

1

– Ребята, дома вам нужно будет сделать шкатулку из других цветов

-Запись домашнего задания в дневник

П: установка причинно следственных связей

9

Уборка рабочих мест

перемена

-Дежурный, проследи за классом, чтоб у каждого ученика было убрано рабочее место.

-уборка рабочих мест

-Самоконтроль

Р: контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Источник

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта урока технологии

Тема урока: «Полезные ископаемые. Изготовление ручной тележки»

(4 «Ж» класс, программа «Перспектива»)

Подготовила студентка группы 3 «Е»

Петрова Дарья Сергеевна

Специальность:

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Проверили:

Методист: Анисимова А. Р.________________

Учитель: Чаликова Л.И. _________________

Волгоград 2020 г.

Технологическая карта урока технология на тему: «Полезные ископаемые. Изготовление ручной тележки»

  1. Ф.И.О. учителя: Петрова Дарья Сергеевна

  2. Класс: 4 «Ж»

  3. Дата: 25.09.2020 г.

  4. Предмет: технология

  5. Вид труда: техническое конструирование

  6. Тема: «Полезные ископаемые. Изготовление ручной тележки»

  7. Тип урока: урок изучения нового материала 

  8. Объект труда: Ручная тележка из металлического конструктора

  9. Цель: Научить учащихся изготавливать ручную тележку из металлического конструктора.

  10. Задачи:

а) образовательные: продолжить работу с металлическим конструктором;

б) развивающие: развить у учащихся мелкую моторику рук;

в) воспитательные: воспитать бережное отношение к материалам.

  1. Оборудование:

а) материалы: металлический конструктор;

б) инструменты: гаечный ключ

в) наглядность: инструкционные карты.

  1. Методы обучения: Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.

  2. Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

  3. Характеристика этапов урока

Название этапа,

цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Организационный момент.

Вводная беседа

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок технологии. Проверьте, всё ли вы подготовили для урока: металлический конструктор, учебник.

– Садитесь!

– Ребята, чтобы определить тему нашего урока, давайте отгадаем загадки и определим, что их объединяет.

1. В находке геолога много железа,

И тем она людям, конечно, полезна.

Среди ископаемых ценной всегда

Считалась добытая в шахте…

2. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу

Она понадобится сразу.

3. Росли на болоте растения …

А теперь это топливо и удобрение.

4. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

– Молодцы! Ребята, так что же такое руда, глина, торф, нефть; какая тема нашего урока?

– Верно!

Приветствуют, поверяют наличие необходимых предметов.

Садятся.

Отвечают на вопросы учителя.

Руда.

Глина.

Торф.

Нефть.

– «Полезные ископаемые».

Фронтальная

(Р) волевая саморегуляция

2.

Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.

Объяснение нового материала.

– Что такое полезные ископаемые?

– Хорошо. Нефть и газ добывают в Западной Сибири, на острове Сахалин, полуострове Ямал. Геологи ищут нефтяные месторождения и готовят их к разработке. А кто знает, что такое месторождение полезного ископаемого?

– Молодцы! Затем буровики строят буровые вышки, бурят скважины. Специальными насосами выкачивают нефть и транспортируют её по нефтепроводу. Как вы думаете, а что такое нефтепровОд?

– Молодцы, ребята! Нефть добывают с помощью буровых вышек. На странице 19 рассмотрите, какие технологические операции по добыче и транспортированию нефти на них изображены?

Опрос детей

– Верно! А твердые полезные ископаемые перевозят следующим образом: загружают в машины (слайд) и грузовые поезда, отправляют на специальные заводы.

Но прежде, их нужно поднять из шахт. Как думаете, с помощью чего это можно сделать?

– (слайд) Верно! Кто догадался, чем мы займемся на уроке?

– Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.

– Месторождения полезных ископаемых – это естественные скопления в земных недрах или на поверхности минералов и пород.

– НефтепровОд – инженерно-техническое сооружение трубопроводного транспорта, предназначенное для транспорта нефти потребителю.

– Добыча нефти, транспортировка.

– С помощью тележки.

– Изготовлением тележки из металлического конструктора.

Фронтальная.

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

Планирование предстоящей практической деятельности детей:

– Ребята, как вы думаете, что нам понадобится для выполнения работы?

– А из чего он состоит?

– Правильно, ребята, сегодня нам понадобится металлический конструктор, и приборы, находящиеся в нем, отвёртка, гайки, болтики и металлические детали.

– Посмотрите на слайд, скажите, из каких деталей состоит изделие? (слайд)

– Металлический конструктор.

– Гайки, болты, ключи гаечные, отвертки и т. д.

–  Планка с 2 отверстиями, планка с 10 отверстиями, косынка, пластина, уголок, скоба, панель, колесо, крепеж.

Фронтальная,

Индивидуальная.

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практическая, самостоятельная работа обучающихся.

– Опираясь на изображение изделия в ваших инструкциях и на слайде, выполните его.

– Но перед этим вспомним правила работы с металлическим конструктором (слайд).

Читают вслух по одному ученику.

1. Работу начинай только с разрешения учителя.

2. Работай с деталями только по назначению. Нельзя проглатывать детали, класть их в рот или уши.

3. Детали конструктора и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

4. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

5. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами, не мешай учителю и одноклассникам.

Фронтальная, индивидуальная.

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

5.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итога урока

– Выполнили работу? Молодцы! Продемонстрируйте свои работы.

Первый ряд, попрошу вас к доске.

Учитель оценивает, говорит замечания, хвалит.

Затем второй яд, третий.

– Ребята, что вы изготовили сегодня на уроке?

– С помощью чего транспортируют нефть?

– Для чего предназначена тележка?

– С чем вы сегодня работали?

– Вы сегодня очень хорошо постарались, у вас получились замечательные работы!

– На партах у вас лежат карточки красного и синего цвета. Если вы справились со своей работой, то поднимите синюю карточку, если нет – красную.

– Теперь я даю вам две минуты для того, чтобы разобрать тележку и сложить детали конструктора.

– Спасибо за урок!

Анализ своих работ и работ других обучающихся.

Ответы на вопросы.

– Тележку

– С помощью нефтепровода.

– Для добычи твердых полезных ископаемых.

– с металлическим конструктором

– Поднимают карточки.

Разбирают конструктор.

Фронтальная,

Индивидуальная.

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Тема:

«Полезные ископаемые»

Цель:

«Изготовить тележку из металлического конструктора»

Источник

– Можно ли увиденное назвать богатством? Уточните, что это за богатства и кому они принадлежат?

– Где находятся эти богатства?

– Только ли на поверхности Земли можно отыскать сокровища?

Что мы называем полезными ископаемыми?

Сообщение учителя

Полезные ископаемые – минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. На одно из месторождений мы сегодня и отправимся.

Загадка.

– Что узнали об этом полезном ископаемом на уроках окружающего мира?

Сообщения учащихся

  1. Нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили миллионы лет назад, под землёй.

  1. Нефть – это густая маслянистая жидкость. У неё резкий запах. Попадая в воду она растекается тонкой плёнкой на её поверхности.

  1. Люди знали о существовании нефти ещё в глубокой древности. Иногда при рытье колодца вместо воды из земли выступала тёмная маслянистая жидкость с острым запахом – нефть. У этой жидкости было замечательное свойство – она прекрасно горела. Её наливали в светильники, использовали в военном деле для изготовления «огненных стрел» и «огненных горшков», применяли для смазки колёс и механизмов. Так было до тех пор, пока не изобрели двигатель.

Сообщение учителя

Сегодня нефть является одним из важных для человечества полезных ископаемых, которое используют для производства бензина, керосина, пластмасс, красок, тканей, лекарств и т. д. Её считают «чёрным золотом» , по цене она не уступает жёлтому металлу.

Задание 1.

– Люди какой профессии занимаются поисками месторождений? (геологи)

Найдите на карте России месторождения нефти. (остров Сахалин, полуостров Ямал, Западная Сибирь)

– Кто приходит на смену геологам? (буровики)

– Буровики строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. Бурение скважин – это одна из основных операций при добыче нефти. Специальными насосами нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам, на специальных судах – танкерах или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающие комбинаты.

Задание 2.

Рассмотрите фотографии и определите, какие технологические операции по добыче и транспортировке нефти на них изображены?

Задание 3.

Внимательно рассмотрите конструкцию буровой вышки. Буровая вышка – это сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. По своей форме она похожа на пирамиду высотой иногда с 13-14- этажный дом. Она имеет 4 ноги, на которые крепятся три площадки. Для большей прочности ноги скреплены между собой специальными тягами. Детали буровой вышки изготавливают из труб, при сборке их соединяют болтами.

Задание 4.

-Какой материал лучше всего подходит для создания модели буровой вышки? Почему? Какой должна быть вышка? (устойчивой, мобильной, крепкой)

Задание 5.

Какую форму работы выберете? Почему? Распределите обязанности.

Задание 6.

-Рассмотрите модель буровой вышки. Определите, какие детали конструктора необходимы при её изготовлении, подберите эти детали. Подберите инструменты, которые нужны, чтобы собрать модель.

Задание 7.

– Самостоятельное составление плана работы с опорой на рисунок. Сборка изделия.

Задание 8.

– Сравните модель с образцом. Оцените свою работу и работу своих товарищей.

Диагностика качества освоения темы

  1. Допиши предложения:

Чёрное золото – это ……………………………………………. .

Буровая вышка – это сооружение над ……………………., предназначенное для …………………………………………………..

2.Нарисуй условный знак, которым обозначают на карте нефть.

  1. Определи и подчеркни названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

Шахтёр геолог буровик фармацевт

  1. Определить последовательность по добыче и транспортировке нефти:

Бурение скважин;

Поиск нефтяных месторождений;

транспортировка нефти по трубопроводам;

подготовка месторождений к разработкам.

Источник